Индивидуальные особенности памяти. возрастные особенности памяти

Презентация: Виды памяти, приемы запомининия. Наглядно-образная память

Образ готов к «отправке» в долговременную (постоянную) память. Следует сказать, что зрительный и слуховой самые развитые типы процессов сохранения информации. В то время, как осязательная, вкусовая и обонятельная чаще всего развиваются в строгой привязке к определенному типу профессиональной деятельности. Например, обонятельные и вкусовые образы наиболее точно формируются у дегустаторов и сомелье, и причиной тому достаточно серьезное развитие у таких людей соответствующих рецепторов.

Понятие фотографическая память часто звучит как нечто очень привлекательное и не досягаемое. Однако это не так. Существует ответ на вопрос: «Как развить фотографическую память?». Наиболее простым способом улучшения ее качества являются постоянные тренировки. В основе, которых лежит процесс запоминания картинок, или текста, посредствам только лишь зрительного восприятия. Постарайтесь запомнить порядок расположения 5-ти фигур на картинке, как только это вам станет удаваться с легкостью, увеличьте количество фигур. Постепенно усложняйте образы. Используйте сюжетные изображения, со временем, увеличивая количество деталей на них.

Ежедневные старательные тренировки позволят вам развить фотографическую память до значительного уровня.

Интересной особенностью такой структуры, как образная память, является возможность усиления второстепенных типов восприятия. Это может наблюдаться у людей утративших основные органы чувств. Так, можно совершенно четко сказать, что у глухих людей повышается острота зрения и восприятие запахов, у слепых становиться более острым слух и усиливаются вкусовые ощущения. Это естественный процесс, поскольку организм пытается таким образом восполнить недостающий поток информации.

https://youtube.com/watch?v=f_UJOnQMTPA

Попросите, кого-либо прочитать вам в слух 10 слов, а затем запишите то, что вам запомнилось. После повторите тест, только уже сами смотрите на написанные слова. В каком случае количество правильных ответов будет больше такой тип памяти (зрительная или слуховая) и преобладает в вашем конкретном случае.

В жизни человека образное мышление занимает огромное место. Роль его сложно переоценить, ибо это основа любого знания и любого воспоминания.

Умея оперировать образами, мы можем увеличить количество усваиваемой информации, и расширять пределы своей памяти.

Типы памяти человека

Вы, конечно, замечали, что все мы разные: одни прекрасно помнят и различают лица, но «не дружат» с цифрами, другие легко удерживают в памяти имена, но лицо вспомнить никак не могут. Кто-то затрудняется удержать в голове формулы, а вот рифмованные строки запоминает легко и помнит всю жизнь.

Такие индивидуальные особенности памяти в психологии тоже учитываются и позволяют разделить её на несколько типов. Прежде всего, различают словесно-логический и образный (одна из его форм — эмоциональный) типы памяти.

Попробуйте ответить на вопрос: прочитывая книгу, Вы представляете себе героев и события, пейзажи и обстановку (образный тип памяти), или Вам приходят на ум основные мысли, заложенные в содержании и наиболее удачные высказывания (словесно-логический тип памяти)?

Для кого-то ведущую роль при запоминании играют его непосредственные формы через наглядные, чувственные образы, а для кого-то запоминание происходит через суждения, то есть через обобщенные с помощью речи логические схемы.

Образный и словесно-логический типы памяти основываются на работе разных сигнальных систем: образный опирается на работу первой сигнальной системы, а словесно-логический — на работу второй.  Большинство людей относится к среднему типу памяти, гармонично сочетающему работу обеих сигнальных систем.

Как правило, образный тип памяти чаще встречается у людей искусства, а словесно-логический – у учёных. Хорошая образная память — признак хорошо развитого воображения, что уместно не только в искусстве, но и в самых разных проявлениях нашей жизни. Одной из разновидностей образной памяти является эйдетическая память (её также называют фотографической). Её особенность заключается в том, что человек способен удерживать в памяти и детально воспроизводить воспринятое (предметы, звуки, изображения) уже после того, как воздействие на органы чувств закончено.

Запоминая и воспроизводя мысли, выраженные при помощи слов, мы задействуем словесно-логическую память. Школа также развивает прежде всего именно этот тип памяти.

Однако индивидуальные особенности памяти человека обусловлены не только взаимодействием сигнальных систем, но и тем, какой из анализаторов человек задействует более активно и результативно. В этой связи типы памяти делятся на слуховой, зрительный и двигательный.

Как это выяснить? Если запоминать легче при зрительном восприятии – это признак задействования зрительного анализатора и проявления зрительного типа памяти. Если запоминать легче на слух – слухового. Если запоминание происходит с участием движений – двигательного. Как вариант этого типа, можно рассматривать и речедвигательный тип (запоминание сопровождается речевыми движениями: например, шевелением губами).

Двигательная память помогает легко осваивать танцевальные упражнения, правильные движения при занятиях спортом, осваивать музыкальные инструменты. Она — основа для выработки человеком двигательных навыков. И все же чаще всего люди, запоминая предметы, используют зрительный тип памяти, а воспринимая информацию на слух – речедвигательный. Чистые типы памяти можно встретить редко, большинство людей имеет смешанный тип памяти.

Учитывая индивидуальные особенности памяти, психологами экспериментально были получены результаты, доказывающие, что если задействовать одновременно несколько модальностей, то эффективность запоминания значительно повышается. Так, если одновременно использовать слуховую память и зрительную память и сочетать их с компонентами рассуждения, то материал запоминается гораздо легче. Учась чему-то новому, мы подключаем мышечное напряжение, помогающее запоминанию. Вспомните, как осваивающий письмо малыш помогает себе с помощью движений: наклоняет голову, шевелит губами, высовывает кончик языка.

Индивидуальной особенностью памяти человека является и величина оперативной единицы запоминания. У малыша, который учится читать, такой единицей является слог, по мере взросления – слово, фраза, предложение, абзац. Способность укрупнять единицы, выделяющиеся в структуре информации, является одним из показателей тренированности памяти, наряду со свободным умением выстраивать ассоциации, выделять главное, использовать средства запоминания.

По характеру целей запоминания

В зависимости от наличия или отсутствия целеполагания в процессе запоминания и воспроизведения информации бывают следующие типы памяти.

Непроизвольная

Другие названия: неопосредованная.

Определение в психологии: когда при фиксации, удержании и воспроизведения любых образов у человека отсутствует какая-либо конкретная цель.

Зачем нужна: усиливает мотивацию.

Примеры:

  • игровая деятельность в детском возрасте;
  • жизненный опыт человека.

С помощью игровой деятельности можно быстро и легко развить у ребёнка все остальные виды памяти.

Можно забыть адрес магазина, в который человек ходил несколько раз, только потому, что его там плохо обслуживали. А можно помнить, где находится кафе, сходив туда лишь однажды, если в нём вы сидели в приятной компании.

Методы развития: формируется естественным путём.

Произвольная

Другие названия: опосредованная.

Определение в психологии: вид памяти, когда при фиксации, удержании и воспроизведении образов человек руководствуется какой-то конкретной целью (например, выучить стихотворение наизусть).

Зачем нужна: для приобретения человеком профессиональных и других специальных знаний и навыков.

Примеры:

  • пересказ, заучивание стихотворений, подготовка к экзаменам;
  • обучение вождению и приобретение других профессиональных навыков.

Подходят любые методы развития с постановкой конкретной цели. Например, выучить стихотворение, запомнить 20 из 50 слов, пересказать текст и т. д.

Классификация и список черт характера

В современной психологии определяют четыре группы, в которые можно объединить свойства психики:

  1. Как человек относится к другим людям (такие черты характера как уважение — презрение, общительность — замкнутость, отзывчивость — черствость);
  2. Как человек относится к своему делу, к труду (ответственность – безответственность, трудолюбие — лень, аккуратность — недобросовестность, склонность к творчеству — склонность к рутине, инициативность — пассивность);
  3. Как человек относится к самому себе (самокритичность — тщеславие, чувство собственного достоинства — самомнение, скромность — заносчивость и.т.д);
  4. Как человек относится к вещам (бережное обращение — халатное обращение, опрятность — неряшливость).

Группы черт характера по разному комбинируются, по-разному проявляют себя, но ученые давно пытались вывести типологию человеческих характеров. Например, на основе телосложения, конституции. Немецкий психолог Эрнест Кречмер вывел три типа характера, которым соответствует то или иное телосложение:

  1. Астеники (шизотимики) — худые, с длинными конечностями. Преобладающие черты характера — серьезность, замкнутость, упрямство.
  2. Атлетики (иксотимики) — высокие, с развитой мускулатурой, скелетом, пропорционального сложения (спокойствие, властность, практичность, сдержанность).
  3. Пикники (циклотимики) — среднего роста или невысокие, с короткими конечностями, полные или склонны к полноте, с большой головой (общительность, эмоциональность, чувствительность).

Еще одна классификация — на основе темперамента — объясняет, что формирование характера по большей части связано со свойствами нервной системы. Эти свойства определяют темперамент, а он, в свою очередь, становится базой для формирования характера. Типы темперамента описали еще древнегреческие врачи Гиппократ и Гален. Согласно этой теории, их четыре:

  • меланхолик (впечатлительность, эмоциональность, ранимость);
  • сангвиник (оптимизм, общительность);
  • флегматик (задумчивость, спокойствие, уравновешенность);
  • холерик (упрямство, раздражительность, властность).

Существуют и другие типологии психологических особенностей человека. Это, например, типология немецких ученых Юнга и Айзенка, которые, каждый по своему, измеряли черты личности с точки зрения интроверсии либо экстраверсии.

Интроверт — человек, устремленный вовнутрь. Он живет своим внутренним миром, мало заинтересован внешними событиями.

Экстраверт — устремлен наружу, он живет событиями, а не переживаниями, действиями, а не мыслями. Они по-разному ведут себя: интраверт одевает практичную, неброскую одежду, экстраверт — яркую, декоративную. Интраверт чаще избегает социального взаимодействия, в то время как экстраверт ищет его.

Такой раздел психологической науки, как соционика, и вовсе распределяет человеческие типы, их характеры по похожести на известных людей (есть тип личности «Наполеон», «Достоевский», «Гексли» и много других), у каждого из которых выделяется такая психическая функция, как логика, этика, сенсорика и интуиция.

Мнемонические приёмы запоминания

Мнемоника — это специальная наука о памяти, возникла около двух тысячелетий назад. В основе лежит система учёного Симонида, он предложил располагать знания в памяти специальным образом, строя специальные комнаты и дома. Этой схемой пользовались и другие деятели — Цицерон, Квинтилиант.

Мнемоника призвана помочь в процессе запоминания, облегчить его, ищет способы быстрого и успешного запоминания больших объёмов знаний, главный приём — использование ассоциативного мышления. Известно, что если цифры номера телефона или имя нового знакомого связать мысленно ассоциациями — образом другого человека, знакомыми датами, то запоминание происходит значительно быстрее.

Известен также метод образного группирования. Этот способ предполагает разделение информации на смысловые части и рисование мысленных картин под каждую часть текста, что упрощает воспроизведение информации. Этот приём помогает ученикам воспроизводить информацию. Часто, находясь в эмоциональном состоянии, можно забыть нужную информацию, наличие картин — образов, помогает восстановить информацию.

Вхождение в текст — это ещё один метод, упрощающий запоминание, позволяет увеличить возможности памяти. Суть метода в привязке информации к ощущениям, кроме образного группирования необходимо добавить эмоции, представить себя в роли путешественника или учёного, изобретающего что-то, всё по ситуации, чем больше будет эмоций, тем больше зацепок для создания «крючков» к запоминанию. Мысленно создаём фильм с картинами и живыми ощущениями.

Ключевые слова — важно записывать ключевые слова после работы над информацией, они позволят воспроизвести в последствии картину событий вместе с другими методами

Способы для запоминания последовательности действий

  • Способ карманов ( мысленно распределить действия, покупки по карманам, сортируя по группам, чем чётче картинка, тем вероятнее запоминание);
  • Матричное запоминание (представляет мысленную группировку предметов, действий по ячейкам, причём расставляя их в пространстве, на одной поверхности не более пяти, можно использовать комнату, мебель);
  • Запоминание по цепочке (мысленно расставляете объекты, людей в нужной последовательности на какой-то улице, например, наделяя необходимыми свойствами для лучшего запоминания);
  • Приём ассоциаций (подходит при необходимости заполнить большое количество информации, цифровые ряды, в данном случае необходимо выучить ряд ассоциаций и мысленно связывать его с нужными словами);
  • Табличное запоминание (мысленное составление таблицы с занесением необходимых данных, последовательных действий).

Для работы с большими текстами рекомендуют использовать запоминание по сюжету, что позволяет быстрее усвоить информацию. Необходимо прочувствовать все происшествия, окунуться в атмосферу, описанную в тексте, стать героем романа. После составления сюжета, стоит пересказать информацию, «озвучить киноленту».

Пересказ оказывает сильное воздействие на активизацию работы головного мозга, улучшение процессов запоминания. Это очень сильный помощник в развитии памяти.

Алгоритм запоминания:

  1. Внутренняя установка на запоминание (даём себе внутреннюю задачу, объём, требуемый уровень знаний);
  2. Вхождение в текст (настраиваемся на эмоциональное восприятие);
  3. Группирование информации (распределяем информацию, создаём образы);
  4. Запоминание, сканирование, пересказ.

Что касается запоминания цифр, то существуют 2 основных метода:

  • Ассоциативный (цифры укрупняются и ищутся подобия — знакомые даты для запоминания);
  • Использования кодировки, матрицы (фигуры, цвета, слова — существуют различные кодировки, помогающие запомнить цифры).

В последнее время учёные ищут новые подходы к вопросу развития памяти, способов запоминания. Рассмотрим подробнее такие теории.

Smoke-тестирование

Частая сборка ПО не всегда проходит с должным качеством, вследствие чего программный продукт может содержать ошибки в работе критичного для бизнеса функционала. Именно поэтому проверку ключевого функционала системы следует осуществляться сразу после сборки и перед передачей ПО на тестирование.

Smoke-тестирование (дымовое тестирование) ставит задачу выявить дефекты сразу после сборки ПО. Оно включает небольшое количество тестовых сценариев и предназначено для выявления явных ошибок функциональности. Обычно smoke-тесты проводятся после обновления ПО, но данный метод можно применять и для тестирования программных продуктов, созданных с нуля. SMOKE-тестирование может проводится в качестве приемочных испытаний перед функциональным тестированием. Поскольку smoke-тестирование проводится с довольно высокой периодичностью и на него затрачиваются существенные ресурсы тестировщиков, рекомендуется автоматизировать это направление.

Ключевые преимущества

⦁ Выявление критичных ошибок в первые несколько часов (минут) после установки ⦁ Снижение рисков вывода некачественного продукта; ⦁ Минимизация рисков при интеграции систем; ⦁ Сокращение затрат на исправление дефектов; ⦁ Ускорение проверки за счет автоматизации.

Основные задачи

⦁ Выбор тестовых сценариев, таким образом, чтобы обеспечить тестовое покрытие наиболее приоритетных функций системы. ⦁ Определение количества SMOKE-тестов и времени их выполнения. Обычно для SMOKE-тестов выбирается не более 10 сценариев с временем их выполнения в несколько часов. ⦁ Написание сценариев тестирования, описание шагов воспроизведения и ожидаемых результатов их выполнения. По желанию клиента сценарии могут быть автоматизированы. ⦁ Выполнение SMOKE-тестов.

Интересные способы тренеровки памяти

Проблема забывчивости является одной из самых распространенных у людей. Причин, по которым мы можем что-то запамятовать, существует великое множество, начиная от банального недосыпа и заканчивая излишней погруженностью в свои мысли.

Винить себя в том, что вы снова забыли выключить компьютер, взять нужные бумаги или позвонить родственникам, не стоит. Нужно попробовать найти причину своей рассеянности и эффективно ее устранить.

Сейчас мы приведем четыре интересных упражнения для памяти:

  • Держите при себе веточку розмарина или эфирного масла на его основе. Давно доказано, что запахи будят у людей воспоминания. Например, аромат подстриженной травы у многих людей ассоциируется с детством и ощущением умиротворенности. Но запах розмарина признан особенным. Ученые из Университета Northumbria доказали это опытным путем.
  • Играйте в ассоциации. Старайтесь привязать новую информацию к уже имеющейся в памяти. Допустим, вам нужно запомнить какую-то дату (например, число 11). Представьте, что единицы – это два худых силуэта, идущих впереди вас по улице. То же касается и запоминания иностранных слов. Вы хотите выучить, как будет одуванчик по-английски. Отыщите эти цветы, посмотрите на них и произнесите несколько раз вслух dandelion.
  • Сходите на прогулку. Доказано, что нахождение на свежем воздухе благотворно влияет на состояние памяти. Самое интересное, что это касается только умеренных физических нагрузок: силовые тренировки на такое неспособны — к такому выводу пришли ученые из Иллинойского университета.
  • Учите иностранный язык. Таким образом вы не только развиваете свой мозг, но и приобретаете полезный навык.

Следует помнить, что имеют место возрастные особенности памяти. Избежать их сможет лишь тот человек, который постоянно чем-то интересуется и увлекается.

Продуктивность заучивания

Подразумевает скорость, прочность и точность запоминания

Еще одной важной особенностью продуктивности заучивания является способность человека к быстрому воспроизведению материала. Рассмотрим более подробно ее характеристики:

Скорость – это количество времени, необходимое человеку для выучивания определенного объема информации.
Прочность отражает, насколько долго останется изученный материал в вашей голове, быстро ли вы его забудете, или, наоборот, запомните навсегда.
Точность отражает, насколько близко к тексту вы способны воспроизвести изученный материал

Помните вы общий смысл или, напротив, заостряете внимание на деталях? Отлично, если ваша память такова, что помните и общую канву повествования, и яркие детали сюжета.

Особенности формирования характера человека

Долгое время философы полагали, что характер – это врожденная черта человека. То есть, он рождается уже с определенным набором качеств, которые в процессе формирования не изменяются. Сегодня эта точка зрения не поддерживается. Доказано, что характер формируется на протяжении всей жизни и зависит от воспитания, окружения, вхождения в определенную социальную группу, профессиональной деятельности и т.д.

Впервые мысль о существенном влиянии на характер внешних факторов выразил ученый Д. Локк, который утверждал, что психофизические свойства и воспитание влияют на формирование характера в равной степени.

Современная наука (последнее столетие) поддерживает эту гипотезу.

По оценке исследователей, на формирование личности оказывают влияние:

  • трудовое воспитание;
  • личный пример;
  • физическое воспитание;
  • саморазвитие;
  • морально-этическое воспитание;
  • правильное формирование привычек.

В независимости от возраста процесс формирования характера подвергается воздействию информационного поля, в том числе личностью воспринимаются:

  1. культурные ценности, идеология, культивируемые в обществе;

  2. личный пример уважаемых для конкретной личности людей;

  3. общественное мнение и распространенные в обществе суждения;

  4. литература, телевидение, кино, театр.

Зрелый, думающий человек также может заниматься коррекцией своего характера. Таким образом, формирование характера происходит в течение всей жизни.

Влияние на его изменения оказывают три основные фактора:

  • физиологические (пол, темперамент);
  • социальные (воспитание, культура, семья, школа, коллектив);
  • личностные (саморазвитие, самовоспитание).

Первым этапом развития характера является раннее младенчество

На этом уровне очень важно дарить ребенку любовь, заботу, давать много внимания, поскольку именно здесь формируется эмоциональная составляющая на всю последующую жизнь

Далее развитие личности происходит в младшем дошкольном возрасте. Ребенок изучает и копирует модели поведения взрослых, находящихся рядом

Важно прямое обучение с соответствующим эмоциональным подкреплением (похвала). Именно в этом возрасте формируются такие черты как доброта, отзывчивость, трудолюбие

В младшем школьном возрасте главную роль играет оценка поступков и действий малыша взрослыми людьми, прививаются понятия «хорошо» и «плохо». Появляются черты характера, относящиеся к труду: ответственность, пунктуальность.

У подростков активно идет формирование морально-этических норм и волевой сферы. К концу обучения в школе, характер, как правило, уже сформирован, далее он только корректируется.

Логическая память

Означает способность человека к пониманию смысла изученного материала. Как определить, наградила ли вас природа логической памятью? Довольно просто. Если вы изучаете какой-либо текст и быстро схватываете главную мысль, то есть способны из многих-многих слов вычленить самое основное – вы счастливый ее обладатель.

Студенты с таким типом памяти не занимаются бессмысленной зубрежкой билетов к экзамену, а стараются вдумчиво их прочесть и понять, о чем идет речь. Такой путь освоения материала более продуктивный: вы не только начинаете реально ориентироваться в изученной теме, но и надолго сохраняете бесценные знания в голове.

То же самое применимо и к физическим упражнениям. Прежде чем начинать хаотично повторять технику выполнения за тренером, логичнее будет вникнуть в его особенности (например, понять, на какие мышцы оно рассчитано). После этого процесс заучивания пойдет намного быстрее и интереснее.

Типы памяти человека

Вы, конечно, замечали, что все мы разные: одни прекрасно помнят и различают лица, но «не дружат» с цифрами, другие легко удерживают в памяти имена, но лицо вспомнить никак не могут. Кто-то затрудняется удержать в голове формулы, а вот рифмованные строки запоминает легко и помнит всю жизнь.

Такие индивидуальные особенности памяти в психологии тоже учитываются и позволяют разделить её на несколько типов. Прежде всего, различают словесно-логический и образный (одна из его форм — эмоциональный) типы памяти.

Попробуйте ответить на вопрос: прочитывая книгу, Вы представляете себе героев и события, пейзажи и обстановку (образный тип памяти), или Вам приходят на ум основные мысли, заложенные в содержании и наиболее удачные высказывания (словесно-логический тип памяти)?

Для кого-то ведущую роль при запоминании играют его непосредственные формы через наглядные, чувственные образы, а для кого-то запоминание происходит через суждения, то есть через обобщенные с помощью речи логические схемы.

Образный и словесно-логический типы памяти основываются на работе разных сигнальных систем: образный опирается на работу первой сигнальной системы, а словесно-логический — на работу второй.  Большинство людей относится к среднему типу памяти, гармонично сочетающему работу обеих сигнальных систем.

Как правило, образный тип памяти чаще встречается у людей искусства, а словесно-логический – у учёных. Хорошая образная память — признак хорошо развитого воображения, что уместно не только в искусстве, но и в самых разных проявлениях нашей жизни. Одной из разновидностей образной памяти является эйдетическая память (её также называют фотографической). Её особенность заключается в том, что человек способен удерживать в памяти и детально воспроизводить воспринятое (предметы, звуки, изображения) уже после того, как воздействие на органы чувств закончено.

Запоминая и воспроизводя мысли, выраженные при помощи слов, мы задействуем словесно-логическую память. Школа также развивает прежде всего именно этот тип памяти.

Однако индивидуальные особенности памяти человека обусловлены не только взаимодействием сигнальных систем, но и тем, какой из анализаторов человек задействует более активно и результативно. В этой связи типы памяти делятся на слуховой, зрительный и двигательный.

Как это выяснить? Если запоминать легче при зрительном восприятии – это признак задействования зрительного анализатора и проявления зрительного типа памяти. Если запоминать легче на слух – слухового. Если запоминание происходит с участием движений – двигательного. Как вариант этого типа, можно рассматривать и речедвигательный тип (запоминание сопровождается речевыми движениями: например, шевелением губами).

Двигательная память помогает легко осваивать танцевальные упражнения, правильные движения при занятиях спортом, осваивать музыкальные инструменты. Она — основа для выработки человеком двигательных навыков. И все же чаще всего люди, запоминая предметы, используют зрительный тип памяти, а воспринимая информацию на слух – речедвигательный. Чистые типы памяти можно встретить редко, большинство людей имеет смешанный тип памяти.

Учитывая индивидуальные особенности памяти, психологами экспериментально были получены результаты, доказывающие, что если задействовать одновременно несколько модальностей, то эффективность запоминания значительно повышается. Так, если одновременно использовать слуховую и зрительную память и сочетать их с компонентами рассуждения, то материал запоминается гораздо легче. Учась чему-то новому, мы подключаем мышечное напряжение, помогающее запоминанию. Вспомните, как осваивающий письмо малыш помогает себе с помощью движений: наклоняет голову, шевелит губами, высовывает кончик языка.

Индивидуальной особенностью памяти человека является и величина оперативной единицы запоминания. У малыша, который учится читать, такой единицей является слог, по мере взросления – слово, фраза, предложение, абзац. Способность укрупнять единицы, выделяющиеся в структуре информации, является одним из показателей тренированности памяти, наряду со свободным умением выстраивать ассоциации, выделять главное, использовать средства запоминания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector