Физиология памяти. основы

Виды и симптомы нарушений

Нарушения памяти проявляются неспособностью человека запомнить новую информацию или воспроизвести старую. Впервые явление амнезии в отечественной психиатрии описал психиатр С. Корсаков. Он рассматривал его как следствие злоупотребления алкоголем. Долгое время амнезия носила название «корсаковский синдром». В современной психиатрии и психологии нарушения памяти разделены на 3 группы:

  1. Гипомнезия — снижение функций памяти, связанное с возрастом или заболеваниями мозга.
  2. Гипермнезия — нарушение способности стирать воспоминания. Встречается редко, обычно проявляется в раннем возрасте или после сильного эмоционального потрясения.
  3. Парамнезия — замена настоящих воспоминаний ложными, смещение образов из прошлого и настоящего.

Также есть отдельный вид амнезии — детская. Так называют потерю воспоминаний из раннего детства. Обычно люди не помнят, что происходило с ними до 4–5 лет. Это связано с особенностями развития психики: воспоминания блокируются в подсознании, и вспомнить их самостоятельно человек не может. Вернуть их можно под гипнозом или во время глубокой медитации.

Физиология памяти: Ревербация

Возбуждение каждой клетки происходит последовательно и, обойдя все клеточки по очереди, возвращается в исходную клетку и заходит на новый виток, что получило в науке название – реверберация.

Таким образом, сигнал от рецепторов запускает последовательное возбуждение и работу импульсов, которые остаются активными еще долго после того как сам возбудитель перестал действовать.

Таким образом, запускается реверберирующая цепочка реакций, но как же она заканчивается?

Для начала стоит понимать, что реальная цепочка реверберирующих реакций намного сложнее и состоит из целых групп клеток, связь между которыми обеспечивается нервными клетками.

Работа активных нейронов, совместно с влиянием посторонних, внешних факторов, в итоге нарушают целостный характер замкнутой циркуляции импульсов.

Одним из вариантов прекращения реверберации является механизм образования новых сигналов, тормозящих активность клеток.

Помимо основных причин приостановления работы реверберации, есть возможность того, что непосредственно нейронные реакции протекают ненадлежащим образом и в механизм вовсе не возникает или в итоге угасает.

Еще немаловажной причиной может являться тот факт, что прекращения реверберации могут стать различные «химические» утомления нейронов (когда нейрон уже не в состоянии вырабатывать нейромедиаторы или другие важные компоненты), но даже в такой ситуации информация, тем не менее, сохраняется. Информация часто утрачивается

Но как же мы помним долго многие события нашей жизни? Есть особые механизмы нашей долговременной памяти

Информация часто утрачивается. Но как же мы помним долго многие события нашей жизни? Есть особые механизмы нашей долговременной памяти.

Консолидация

Одна из самых популярных теорий долговременной памяти на сегодняшний день – теория, согласно которой процесс постоянной электрической активности в ходе ревербации приводит к образованию устойчивых структурных изменений. Все эти изменения, происходящие в нейронных реакциях, получили названия консолидации, и при этом протекают они в течение достаточно длительного периода.

Таким образом, именно консолидация стала базой для развития долговременной памяти, которая, в свою очередь, основывается на  постоянстве и целостности структуры нейронных цепей.

Данная статья входит в цикл статей о памяти.

Часть первая.  Что такое память. Теории памяти

Часть вторая.  Физиология памяти

Часть третья. Продукты, полезные для памяти и работы мозга

Нравится? Поделитесь материалом

Диагностика

Для выявления того, насколько развита ДВП у индивида, существуют различные тестовые методики.

Первая методика основывается на запоминании слов, логически не связанных между собой. Каждое слово должно быть пронумеровано. Испытуемые получают 2 списка с 10 словами. Детям от 6 до 12 лет достаточно 1 списка. Слова могут быть записаны на доске или напечатаны на отдельных листочках. Можно читать их вслух, не разрешая испытуемым их записывать.

Примерные списки слов.

Список №1:

  • волшебник;
  • экран;
  • катер;
  • рецепт;
  • шар;
  • кошелёк;
  • ужин;
  • золото;
  • цирк;
  • совесть.

Список №2:

  • лилия;
  • балет;
  • остров;
  • поэзия;
  • квадрат;
  • экстрасенс;
  • воздух;
  • свобода;
  • печаль;
  • шоколад.

После внимательного прослушивания или прочтения надо по памяти записать слова на бумаге, желательно в том же порядке. Затем испытуемых отвлекают на другую деятельность. Через 30 минут слова ещё раз слушают или читают, затем воспроизводят.

На следующий день и через неделю процедуру повторяют при однократном прочитывании или прослушивании списков. Результаты 4 процедур получают по формуле: С = В: А х 100, где С – коэффициент долговременной памяти, В – количество правильно воспроизведённых слов, А – общее количество слов.

Показатели в диапазоне 75-100 свидетельствуют о высоком уровне ДВП, 50-75 – о среднем уровне, 30-50 – о низком уровне, 1-29 – об очень низком уровне.

Вторая методика рассчитана на запоминание смыслового текста. Суть техники схожа с предыдущей методикой, но текст вслух не читают. Примеры текстов раздаются каждому испытуемому. Выделенные в тексте главные мысли впоследствии должны быть воспроизведены.

Данную методику используют для диагностирования долгосрочной памяти у подростков с 13 лет и взрослых. Результаты тестирования получают по той же формуле, отличия лишь в том, что здесь В – количество правильно воспроизведённых мыслей, А – общее количество выделений в тексте.

Примерный текст.

Сколько людей, столько и характеров. Оказывается, дождь тоже может проявлять свой норов и темперамент. Что же такое ДОЖДЬ? Это АТМОСФЕРНЫЕ ОСАДКИ, возникающие в облаках и ВЫПАДАЮЩИЕ НА ЗЕМЛЮ В ВИДЕ ЖИДКИХ КАПЕЛЬ СО СРЕДНИМ ДИАМЕТРОМ ОТ 0,5 ДО 7 ММ.

Самым лучшим на свете является ЛЕТНИЙ ТЁПЛЫЙ ДОЖДЬ. Он напоминает беззаботное детство, когда вся деревенская РЕБЯТНЯ БЕГАЕТ БОСИКОМ ПО МОКРОЙ ТРАВЕ. Иногда на нас внезапно обрушивается ЛИВЕНЬ. Нередко он ДОСТИГАЕТ 100 ММ/Ч И СОПРОВОЖДАЕТСЯ ШТОРМОМ. Про такой дождь мы говорим: «ЛЬЁТ КАК ИЗ ВЕДРА». Из-за бурных осадков наша одежда прилипает к телу. Куда же укрыться от него?

В ХОЛОДНЫЕ ОСЕННИЕ ДНИ наблюдаются ЗАТЯЖНЫЕ ДОЖДИ. Мы смотрим в окно и мечтаем о скорейшем прекращении этой ПРОТИВНОЙ НЕНАСТНОЙ ПОГОДЫ. А бывает, РОБКИЙ ДОЖДИК окропит несколькими капельками человека и остановится, будто размышляет, что же делать дальше. Может быть, он чего-то опасается или стесняется? Такой дождь НАПОМИНАЕТ ТРЕПЕТНОЕ ЧУВСТВО ПЕРВОЙ ЛЮБВИ. Но вот и УПАЛА ПОСЛЕДНЯЯ КАПЕЛЬКА, ПОХОЖАЯ НА СЛЕЗИНКУ.

2 вариант

1. Как определить память человечества?

1) память большой группы людей
2) знания большой группы людей
3) все знания за все время существования всех людей

2. Память человечества включает знания одного человека?

1) да
2) нет

3. Выберите верное утверждение.

В древности носителями информации были

1) свитки из папируса
2) книги
3) компьютер
4) фильмы

4. Миша учил стихотворение, но назавтра не помнил его. Какое свойство оперативной памяти проявилось?

1) информация не может долго храниться
2) не может храниться большой объём информации
3) к информации есть быстрый доступ

5. К какому виду памяти относятся справочники?

1) к оперативной памяти
2) к долговременной памяти

6. Выберите верное соответствие внутренней памяти.

1) это оперативная память
2) это долговременная память

7. Каким свойством обладает долговременная память?

1) быстрый доступ к информации
2) хранит большой объём информации
3) не может долго хранить информацию
4) информация пропадает после выключения компьютера

8. Может ли человек улучшить свойства своей оперативной памяти?

1) да
2) нет

9. Какой носитель информации с давних времен и до настоящего времени является основным?

1) камень
2) бумага
3) диск
4) компьютер

Ответы на тест по информатике Память человека и память человечества. Оперативная и долговременная память для 5 класса1 вариант
1-2
2-2
3-1
4-1
5-2
6-2
7-1
8-2
9-42 вариант
1-3
2-1
3-1
4-1
5-2
6-1
7-2
8-1
9-2

Память в разных научных дисциплинах

До сих пор не существует единой теории памяти. Её активно изучают в разных областях науки – психологии, биологии, физиологии, медицине, педагогике, технике. И в каждой из них её трактовка и объяснение отличается.

Так, в биологии и анатомии, память – это сложный физиологический процесс, связанный с приобретением человеком индивидуального жизненного опыта . Биологи изучают анатомические и возрастные особенности памяти, различные расстройства памяти (амнезия, влияние алкоголя, наркотиков и т.п.) и способы ее улучшения (витамины, лекарства).

В психологии, память – это познавательный процесс, включающий в себя запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание информации . Эта область считается самой древней, которая изучает память. Наиболее популярными направлениями считаются ассоциативная психология и гештальт-психология. Психологи активно исследуют психологические факторы, влияющие на память (беспокойство, стресс, депрессия и т.п.), а также ищут способы лучшего запоминания информации (мнемотехники) в разном возрасте.

В медицине, память — это общебиологическое свойство фиксации, хранения и извлечения информации, являющееся одной из высших функций мозга . Основной упор исследований в этой области делается на различные травмы и болезни, приводящие к нарушению работы памяти (сотрясение мозга, болезнь Альцгеймера…), и поиску способов их лечения, как медикаментозные, так и хирургические.

В педагогике, память – это запоминание, сохранение и воспроизведение индивидом его опыта . Педагоги ищут наиболее эффективные методы для обучения человека начиная с 1 года, когда у ребенка начинает развиваться речь. Также в этой области производятся исследования влияния возрастных изменений на процесс обучения и определение наилучших методов для каждой возрастной категории.

В истории – это набор передаваемых из поколения в поколение исторических сообщений, мифов и легенд . М. Хальбвакс понимает память не как сумму воспоминаний отдельных людей, а как некое коллективное, культурное произведение, развивающееся под влиянием семьи, религии и социальной группы через языковые структуры, повседневные жизненные практики и общественные институты. В аналогичной интерпретации можно понимать концепцию К. Юнга о коллективном бессознательном, как памяти группы людей обусловленной общей для них культурой и бытом.

В технических науках, кибернетике и информатике, память – это физическое устройство хранения информации, зависящее или нет от наличия электроэнергии, позволяющее записывать и читать информацию . Главная задача в данной области – это увеличение объема физических носителей и увеличение скорости операций записи и чтения.

Наиболее углубленные исследования проводятся в нейрофизиологии, к которым подключилась биохимия. Рассмотрим подробнее понятие памяти и результаты исследований в этих областях.

Разновидности долгосрочной памяти

Психологи выделяют два вида долговременной памяти:

  1. Имплицитная. Отвечает за неосознанное запоминание, ее особенность – не предполагается вербальное выражение. Она влияет в том числе на принятие решений или действие согласно устоявшимся навыкам. Основа интуиции – имплицитная память. Человеку подсознательно знакома эта ситуация, и он понимает, как действовать в ней сейчас.
  2. Эксплицитная. Сознательная долговременная память. Формируется из данных, которые человек удерживает в памяти, повторяя изученную информацию.

Важно! Имплицитная и эксплицитная память работают в противофазе – невозможно использовать одновременно оба вида. Хрестоматийный пример – вождение машины

Более-менее опытные водители делают это на автомате, благодаря имплицитной памяти. Если они в этот момент подумают о чем-то более важном, могут попасть в аварию, потому что включилась эксплицитная. Важно правильно выбрать тот вид долговременной памяти, который наиболее подходит в настоящий момент.

Типы мнемических процессов

Существую разные типы мнемических процессов. Например, увиденный предмет, объект или какое-либо явление кажется нам уже знакомым. Такие процессы называются узнаванием.

Также человеческая психика может воспроизводить в памяти образы предметов, которые мы видели когда-то, но при этом не наблюдают в данный момент. Этот мнемический процесс носит название – воссоздание образов или воспроизведение.

Необходимо понимать, что воспроизведению поддаются не только реальные предметы, но и чувства, эмоции, переживания, как отрицательные, так и положительные.

Для того чтобы был процесс воспроизведения, необходимо, чтобы ему предшествовало запечатление или запоминание, которое приведет к сохранению образа.

Таким образом, можно сделать вывод, что память состоит из сложных механизмов, связанных друг с другом и переходим из одного в другой.

Память необходимо человеку, именно она позволяет с течением времени развиваться и совершенствоваться.

На сегодняшний день, наука психология добивается ответов на вопросы связанные с изучением всех крохотных деталей процессов памяти, механизмов запечатления, сопутствующих физиологических реакций и самое главное, что пока неизвестно человечеству – это максимальные границы человеческой памяти и возможности из расширения. Все это сложные задачи, требующие ответа, для дальнейшего усовершенствования и развития, в будущем.

Помимо этого, психологи ежедневно стараются разгадать тайны и прийти «к одному знаменателю» в вопросах временных ограничений сохранения образов, и условий и предпосылок для этого, а также изменения памяти, которые происходят в скрытом или латентном состоянии памяти. Но самое главное – это как именно эти изменения отражаются на человеке, как влияют на познавания процессов окружающего мира.

Развитие, тренировки и упражнения

Если память не развивать и не тренировать она угасает или исчезает совсем, и человек теряет свою личность. Для жизни это необходимая задача. Функционирует в быту, в творчестве и любых сферах деятельности. Развивать ее надо с самого детства, а уже взрослым продолжать тренировать.

  • Для развития зрительной памяти подойдёт таблица немецкого психотерапевта Шульте. Суть метода развития такова: пять минут смотреть на таблицу, затем закрыть ее и воспроизвести содержание по памяти.
  • Для развития памяти есть еще метод «Айвазовского» — выбрать любой объемный объект, смотреть внимательно на него 5 минут, закрыть глаза и мысленно воспроизвести увиденное.
  • Учить стихи наизусть. Этот метод тренирует как зрительную, так и слуховую память.
  • Есть техника с использованием образов и ассоциаций. Так называемая «мнемоническая» (искусство запоминания). На доске или на листке, кто-то посторонний должен написать несколько разных слов. Изучив их, отвернитесь и повторите.
  • Симулировать воспроизведение помогает произношение слов наоборот.
  • Еще один способ воспроизведения игры со словами «Города» и «Слово из слов».
  • Кроссворды, ребусы, сканворды и т.д.
  • Повседневные дела. Составлять в уме список покупок. Считать в уме покупки в магазине. Пересказывать фильмы и книги. Ходить разными маршрутами и сохранять в памяти дорогу (магазины, парки и т.д.). Запоминание новых слов и терминов.

Разновидности

Все виды ДВП тесно связаны между собой. Автобиографический вид может сохранять событие собственной жизни продолжительное время. В некоторых случаях этот вид соотносят с эпизодической памятью, когда фиксируется отдельный фрагмент и отправляется в архив мозга надолго. Репродуктивный вид даёт возможность припомнить и воспроизвести сохранённый ранее объект.

Совокупность наследственных реакций, которые передаются из поколения в поколение посредством генов, относится к биологической, родовой, генной памяти. Генетическая память призвана хранить информацию о предках на бессознательном уровне. Считается, что такая информация остаётся на всю жизнь в долговременном хранилище мозговых структур.

По критерию доступности воспоминания различается имплицитная и эксплицитная память.

Имплицитная

Бессознательный долгосрочный уровень памяти скрыт и не осознаваем человеком. Индивид не прилагает волевых усилий и умственного напряжения для запоминания. Казалась бы, забытая навсегда информация неожиданно извлекается из архива в нужный период жизни.

Люди, набирающие регулярно тексты на компьютере, не помнят порядок клавиш, пока не приступают к печатанию. Пальцы сами знают, где находятся клавиши. А человек не имеет сознательного доступа к этому знанию.

След имплицитной памяти имеет большую силу. Люди, страдающие амнезией, приобретённой вследствие контузии, черепно-мозговой травмы или эмоционального шока, могут забыть прошлую жизнь. Но двигательные и профессиональные навыки сохраняются, потому что информация не стёрлась из имплицитной части хранилища памяти.

Эксплицитная

Этот вид памяти связан с сознательностью и стремлением целенаправленно удерживать и сохранять накопленный опыт. Так запоминают правила, формулы, даты, осваивают иностранные языки. Индивид при необходимости извлекает знания из памяти и озвучивает.

Существует 2 типа эксплицитной памяти: эпизодический и семантический.

  • Эпизодический тип связан с воспоминаниями конкретного индивида, его личным жизненным опытом, приобретённым в далёком или недавнем прошлом.
  • Семантическая (историческая) память связана с накопленным опытом всего человечества. Любые теоретические знания, правила, математические формулы, исторические даты и события имеют непосредственное отношение к этому типу памяти.

Что это такое?

Определение термина долговременной памяти (ДВП) зафиксировано во многих словарях

В нейрофизиологии акцентируется внимание на способности всех живых организмов, обладающих центральной нервной системой, к обучению и запоминанию материала

В психологии этот уровень памяти считают высшей психической функцией, дающей возможность накапливать, удерживать, сохранять и воспроизводить огромное количество знаний и навыков, приобретённых на протяжении длительного времени.

Структура памяти состоит из сенсорного, кратковременного и долговременного уровней. Эти виды различаются механизмами, с помощью которых запоминается материал, объёмом и длительностью сохранения информации. Характеристика трёхкомпонентной модели согласованно работающих блоков сводится к первоначально задействованному сенсорному регистру с хранением информации в течение 1 секунды, отправлению материала в кратковременное хранилище на 20-30 секунд и помещению знаний на длительный срок в архив.

В основе долговременной памяти лежит 3 процесса: кодирование, архивация и извлечение знаний. Работа памяти начинается с запоминания, затем происходит архивация и актуализация, то есть извлечение информации из памяти путём воспроизведения. Объём ДВП и длительность хранения безграничны. Все зависит от способа кодирования, систематизации материала и субъекта, который воспринимает и запоминает информацию.

На помещение воспринятого материала в хранилище мозговых структур оказывают влияние 2 фактора: активность и осмысленность. Активность заключается в прочной связи знаний с определёнными эмоциями, появлении осознанной цели и мотивации включения запоминания информации в процесс деятельности.

Долгосрочная память прочно сохраняет воспринятый материал. Она представляет собой своеобразное хранилище знаний в мозговых структурах. Её можно назвать надёжным архивом, в котором вся информация разделена на множество рубрик и разложена по полочкам.

Наличие памяти свидетельствует о личностной целостности человека. Потеря памяти приводит к распаду личности. Нарушение возникает из-за неумения правильно кодировать и воспроизводить информацию.

Кроме того, память может быть нарушена вследствие амнезии. В первом случае помогают регулярные тренировки. Прогнозы во второй ситуации предсказать невозможно. К амнезии может привести стресс или травма.

Причинами нарушения долговременной памяти могут стать физиологические особенности: астения, повреждение центральной нервной системы и головного мозга, состояние после инсульта, расстройство интеллекта, алкогольная или наркотическая интоксикация. Причиной психических нарушений являются психологические травмы, депрессия, неврозы, переутомление, хронически плохое настроение, сильные эмоциональные и психические нагрузки.

О нарушении ДВП свидетельствуют следующие симптомы:

  • трудности с осознанным запоминанием стихов, дат, экзаменационного материала;
  • спутанность сознания, нарушение причинно-следственных связей;
  • снижение уровня работоспособности и умственных возможностей;
  • невозможность сконцентрироваться и сосредоточиться, невнимательность;
  • провалы в памяти;
  • социальная дезадаптация;
  • забывчивость в бытовых ситуациях;
  • рассеянность и растерянность.

Долговременная память способствует повышению качества жизни человека, достижению успехов в различных сферах.

Заключение

Таким образом, можно сказать, что память – это один из главнейших компонентов личности, определяющий ее индивидуальность и уникальность.

Без памяти не существовало бы других высших функций: мышления, речи, воображения, для которых она является базовым носителем, хранящим используемый ими материал (информацию, знания, опыт).

Лично я считаю, что ученым нужно максимально сконцентрироваться на исследовании памяти и построить завершенную, доказанную, наглядную теорию всех механизмов её работы. А также нужно разработать технологии для управления всеми процессами памяти.

Это позволит перейти человечеству на новый уровень развития, ведь тогда человек сможет существенно развить свой интеллектуальный потенциал мозга, который сейчас используется относительно мало. И тогда каждый человек стал бы более успешен, быстрее достигал личных целей и приносил больше пользы другим людям и нашему миру, что, на мой взгляд является смыслом жизни, тем, ради чего мы и появились.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector