Книга: введение в общую психологию: курс лекций — юлия гиппенрейтер

Содержание:

Часть I. ПРЕДМЕТ И ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

Глава 1. Исторический путь развития психологии (М.Г, Ярошевский)

1. Античная психология

2. Психологическая мысль Нового времени

3. Зарождение психологии как науки

4. Развитие экспериментальной и дифференциальной психологии

5. Основные психологические школы

6. Эволюция школ и направлений

Глава 2. Современная психология. Ее предмет и место в системе наук (А.В. Петровский).

1. Предмет психологии

2. Психология и естествознание

3. Психология и научно-технический прогресс

4. Психология и педагогика

5. Место психологии в системе наук

6. Структура современной психологии

7. Понятие об общей психологии

Глава 3. Методы психологии (ЛА. Карпенко)

1. Субъективный метод

2. Объективный метод

3. Объективные методы исследования

4. Метод эксперимента

5. Измерения в психологии

6. Метод опроса

7. Проективные методы

8. Метод отраженной субъектности

9. Организация конкретного психологического исследования

Часть II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ

Глава 4. Ощущения (Т.П. Зинченко)

1. Понятие об ощущении

2. Общие закономерности ощущений

Глава 5. Восприятие (В.Л. Зинченко, Т.П. Зинченко)

1. Характеристика восприятия и его особенностей

2. Восприятие как действие

3. Восприятие пространства

4. Восприятие времени и движения

Глава 6. Память (Г.К. Середа)

1. Общее понятие о памяти

2. Виды памяти

3. Общая характеристика процессов памяти

4. Запоминание

5. Воспроизведение

6. Забывание и сохранение

7. Индивидуальные различия памяти

Глава 7. Мышление (А.В. Брушлинский)

1. Общая характеристика мышления

2- Мышление и решение задач

3. Виды мышления

Глава 8. Воображение (А.В. Петровский)

1. Понятие о воображении, его основных видах и процессах.

2. Физиологические основы процессов воображения

3. Роль фантазии в игре детей и творчестве взрослых

Глава 9. Чувства (А.В. Петровский)

1. Определение чувств и их физиологические основы

2. Формы переживания чувств

3. Чувства и личность

Часть III. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ

Глава 10. Активность (А.В. Петровский, В.А. Петровский)

1. Внутренняя организация активности человека

2. Внешняя организация активности

3. Болевые действия

Глава 11. Общение (А.В. Петровский)

1. Понятие об общении

2. Общение как обмен информацией

3. Общение как межличностное взаимодействие

4. Общение как понимание людьми друг друга

Глава 12. Группы (А.В. Петровский)

1. Группы и их классификация

2. Высшая форма развития группы

3. Дифференциация п группах разного уровня развития

4. Интеграция в группах разного уровня развития

5. Ученические группы: психологические особенности работы педагога (М.Ю. Кондратьев)

6. Структура взаимоотношении в семье

Глава 13. Сознание (B.C. Мухина, А.В. Петровский)

1. Развитие психики в филогенезе

2. Возникновение сознания

3. Структура сознания и бессознательное в психике человека

Глава 14. Личность (А.В. Петровский)

1. Понятие о личности в психологии

2. Структура личности

3. Основные теории личности в зарубежной психологии

4. Направленность личности

5. Самосознание личности

6. Развитие личности

Часть IV. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Глава 15. Темперамент (Н.С. Лейтес)

1. Общее понятие о темпераменте

2. Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности

Глава 16. Характер (А.В. Петровский)

1. Понятие о характере

2. Структура характера

3. Природа и проявления характера

Глава 17. Способности (А.В. Петровский)

1. Понятие о способностях

2. Структура способностей

3. Талант, его происхождение и структура

4. Природные предпосылки способностей и таланта

5. Формирование способностей

Приложение. Словарь терминов

Рекомендуемая литература

Размер архива 2,78 МВ

Лекция 9 Физиология движения и физиология активности

— МЕХАНИЗМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЙ ПО Н. А. БЕРНШТЕИНУ.

— ПРИНЦИП СЕНСОРНОЙ КОРРЕКЦИИ, СХЕМА РЕФЛЕКТОРНОГО КОЛЬЦА, — ТЕОРИЯ УРОВНЕЙ.

В этой и следующей лекции вы познакомитесь с концепцией    выдающегося    советского    ученого Н. А. Бернштейна. У нас есть целый ряд оснований обратиться к этой концепции.

В трудах Н. А. Бернштейна нашла блестящую разработку проблема механизмов организации движений и действий человека.   Занимаясь   этой проблемой, Н. А. Бернштейн обнаружил себя как очень психологично мыслящий физиолог (что бывает крайне редко), в результате его теория и выявленные им механизмы оказались органически, сочетающимися с теорией деятельности; они позволят углубить наши представления об операционально-технических аспектах деятельности.

Н. А. Бернштейн выступил в научной литературе как страстный защитник принципа активности — одного из тех принципов, на которых, как вы уже знаете, покоится психологическая теория деятельности. Мы разберем его идеи, высказанные в порядке защиты и развития этого принципа. Наконец, теория Н.А. Бернштейна окажется нам чрезвычайно-полезной при обсуждении так называемой психофизической проблемы  (лекция 13), где речь пойдет, в/частности, о возможностях и ограничениях физиологического объяснения в психологии.

Николай Александрович Бернштейн .(1896— 1966) по образованию был врач-невропатолог, и в этом качестве он работал в госпиталях во время гражданской и Великой Отечественной войн. Но наиболее плодотворной оказалась его работа как экспериментатора и теоретика в целом ряде научных областей—физиологии, психофизиологии, биологии, кибернетике.

 Это был человек очень разносторонних талантов: он увлекался математикой, музыкой, лингвистикой, инженерным делом. Однако все свои знания и способности он сконцентрировал на решении главной проблемы своей жизни — изучении движений животных и человека. Так, математические знания позволили ему стать основоположником современной биомеханики, в частности биомеханики спорта. Практика врача-невропатолога снабдила его огромным фактическим материалом, касающимся расстройств движений при различных заболеваниях л травмах центральной нервной системы. Занятия, музыкой дали возможность подвергнуть тончайшему анализу движения пианиста и скрипача: он экспериментировал в том числе и на себе, наблюдая за прогрессом собственной фортепианной техники. Инженерные знания и навыки помогли Н. А. Бернштейну усовершенствовать методы регистрации движений — он создал ряд новых, техник регистрации сложных движений. Наконец, лингвистические интересы, несомненно, сказались на стиле, которым написаны его научные труды: тексты Н. А. Бернштейна — одни из. самых поэтичных образцов научной литературы. Его язык отличается сжатостью, четкостью и в то же время необыкновенной живостью и образностью. Конечно, все эти качества языка отражали и качества его мышления.

Место психологии в системе наук

В силу своих особенностей психология тесно связана с естественными науками и социогуманитарными. Более того, превращению психологии в самостоятельную науку способствовал ее союз с естествознанием, начало которому было положено во второй половине XIX века (внедрение в психологию экспериментального метода Г. Фехнера).

Огромную роль в развитии психологии сыграли работы И.М. Сеченова (психологические явления такие же естественные явления, как все другие функции человеческого организма, они результат рефлекторной деятельности нервной системы.) Рефлекторная теория Сеченова получила дальнейшее развитие в работах И. Павлова, А. Ухтомского и др., составивших естественнонаучную основу психологических знаний. К примеру, одно из направлений современной биологии этология, изучающая поведение животных, рассматривает соотношение врожденного инстинктивного поведения и влияния среды. В то же время проблема соотношения врожденного и приобретенного – одна из важных проблем психологии. Среди биологических дисциплин прикладного характера выделяется медицина, прежде всего неврология и психиатрия.

3 стр., 1250 слов

… другие методы. Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в … только описывающей, но и объясняющей явления было связано с внедрением в нее лабораторного эксперимента и измерения. Попытки количественной оценки психологических явлений предпринимаются …

Психология связана и с социогуманитарными науками. Это относится особенно к тем отраслям психологического знания, которые связаны с человеческой личностью. Например, с историей психологию сближает интерес к особенностям душевного облика человека в различные исторические эпохи и в различных культурах; с социологией психология связана через изучение закономерностей взаимодействия личности и ее социального окружения. Долгое время психология развивалась в рамках философии, и выделение ее в самостоятельную науку не означает полной автономии (гуманистическая психология основана на принципах экзистенционализма).

Непосредственна связь психологии с педагогикой. Психология выявляет психологические механизмы, лежащие в основе педагоги-ческих взаимодействий, изучает закономерности педагогического процесса. Не случайно имена выдающихся теоретиков и практиков педагогики вошли в историю психологии (И.Г. Пестолоцци, К.Д. Ушин-ский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.).

Многие выдающиеся ученые были и психологами, и педагогами (Л.С. Выготский, П. Блон-ский, Л.В. Занков и др.) На рубеже XIX-XX вв. появилось комплексное направление, пытавшееся охватить психологические и педагогические аспекты отношения к ребенку, – педология (наука о ребенке).

Таким образом, в психологии, не являющейся единым знанием, подчиненным одной теоретической схеме, представлены направления как естественнонаучной, так и гуманитарной ориентации.

Основными задачами психологии являются, с одной стороны, познание психической реальности как таковой, а с другой стороны, на основании этого знания выработка средств практической помощи людям в самых разнообразных областях – в организации оптимальных условий труда, воспитании, облегчении тягостных жизненных переживаний и т.д. Психология просто полезна человеку, чтобы понимать состояние своей души, а при необходимости сознательно вносить в него изменения, чтобы понять свои возможности, достоинства и недостатки, то есть психологически-достоверно охарактеризовать самого себя как личность; психология необходима для делового человека, чтобы принимать ответственные решения с учетом психологического состояния партнеров, инженеру, решающему задачи надежности действий операторов.

12 стр., 5899 слов

1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических исследований

… людей, психологии групп людей в различных условиях жизни. Объект-человек, группа людей. Предмет-психика человека, психология группы В отечественной психологии выделяются следующие четыре группы методов: организационные, эмпирические, методы … места измерениям, расчётам и экспериментам — работы этой школы можно смело отнести к гуманитарному знанию. Психология активно взаимодействует с большим …

В силу своих особенностей психология тесно связана с естественными науками и социогуманитарными. Более того, превращению психологии в… Психология связана и с социогуманитарными науками. Это относится особенно к… Таким образом, в психологии, не являющейся единым знанием, подчиненным одной теоретической схеме, представлены…

Лекция 4 Психология как наука о поведении

— ФАКТЫ ПОВЕДЕНИЯ. БИХЕВИОРИЗМ И ЕГО ОТНОШЕНИЕ К СОЗНАНИЮ;

— ТРЕБОВАНИЯ ОБЪЕКТИВНОГО МЕТОДА. ПРОГРАММА БИХЕВИОРИЗМА: ОСНОВНАЯ ЕДИНИЦА ПОВЕДЕНИЯ;

— ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ;

— ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА, ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ

БИХЕВИОРИЗМА. ЕГО ЗАСЛУГИ И НЕДОСТАТКИ

Мы переходим к следующему крупному этапу в развитии психологии. Он ознаменовался тем, что в психологию были введены совершенно новые факты — факты поведения.

Что же имеют в виду, когда говорят о фактах поведения, и чем они отличаются от уже известных нам явлений сознания? В каком смысле можно говорить, что это разные области фактов (а некоторыми психологами они даже противопоставлялись)?

По сложившейся в психологии традиции под поведением понимают внешние проявления психической деятельности человека. И в этом отношении поведение противопоставляется сознанию как совокупности внутренних, субъективно переживаемых процессов. Иными словами, факты поведения и факты сознания разводят по методу их выявления. Поведение происходит во внешнем мире и обнаруживается путем внешнего наблюдения, а процессы сознания протекают внутри субъекта и обнаруживаются путем самонаблюдения.

Нам нужно теперь более пристально присмотреться к тому, что называют поведением человека. Это нужно сделать по нескольким основаниям. Во-первых, чтобы проверить наше интуитивное убеждение, что поведение должно стать объектом изучения психологии. Во-вторых, чтобы охватить возможно более широкий круг явлений, относимых к поведению, и дать их предварительную классификацию. В-третьих, для того, чтобы дать. психологическую характеристику фактов поведения.

Давайте поступим так же, как и при первоначальном знакомстве с явлениями сознания,— обратимся к анализу конкретных примеров.

Я разберу с вами два отрывка из произведений Л. Н’. Толстого и Ф. М. Достоевского, больших мастеров художественного описания и поведения людей и их психологического мира в целом.  Первый отрывок взят из романа “Война и мир”. В нем описывается первый бал Наташи Ростовой. Вы помните, наверное, то смешанное чувство, робости и счастья, с которым Наташа приезжает на свой первый бал. Откровенно говоря, я собиралась использовать этот отрывок раньше, когда искала описания состояний сознания. Однако в нем оказалось и нечто большее.

“Наташа чувствовала, что она оставалась с матерью и Соней в числе меньшей части дам, оттесненных к стене и не взятых в польский. Она стояла, опустив свои тоненькие руки, и с мерно поднимающейся, чуть определенной грудью, сдерживая дыхание, блестящими испуганными глазами глядела перед собой, с выражением готовности на величайшую радость и на величайшее торе. Ее не занимали ни государь, ни все важные лица <…> у. ней была одна мысль: „Неужели так никто и не подойдет ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины»” <…>

Лекция 6 Неосознаваемые процессы (продолжение)

— НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ ПОБУДИТЕЛИ ДЕЙСТВИЙ:

— 3. ФРЕЙД И ЕГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ;

— ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО;

— МЕТОДЫ ПСИХОАНАЛИЗА.

—  “НАДСОЗНАТЕЛЬНЫЕ” ПРОЦЕССЫ.

— СОЗНАНИЕ И НЕОСОЗНАВАЕМОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ.

—  МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ НЕОСОЗНАВАЕМЫХ ПРОЦЕССОВ

Обратимся ко второму большому классу неосознаваемых процессов — неосознаваемым побудителям сознательных действий.

Эта тема тесно связана прежде всего с именем Зигмунда Фрейда. Сначала несколько слов о самом 3. Фрейде..

Он прожил 83 года (1856—1939), и почти 80 лет из них провел .в Вене. После окончания медицинского факультета Венского университета 3. Фрейд некоторое время пробыл в Париже, в клинике известного в то время психиатра Шарко, а затем вернулся в Вену, где стал работать в качестве практикующего врача.

Вскоре после начала своей врачебной деятельности он занялся разработкой теоретических проблем личности и особого метода лечения психических заболеваний, в основном неврозов. Как теория Фрейда, так и его метод лечения, названный им психоаналитическим, стали очень популярны. Сам 3. Фрейд считается одним из самых известных психологов XX в.

Однако отношение к теории 3. Фрейда и к его взглядам в целом было очень противоречивым. Его теория как никакая другая с самого начала подвергалась ожесточенной критике и даже осуждению.

С чем же связано такое противоречивое отношение к творчеству Фрейда? Одна из причин состоит в том, что .3. Фрейд был сам очень противоречив. Когда читаешь его тексты, то удивляешься присутствию в них элементов прямо противоположного рода. С одной стороны, он очень внимателен к фактам, можно сказать, великий знаток фактов. С ними он очень корректно работает, интересно обобщает, выдвигает смелые теоретические положения и снова доказывает их фактами. С другой стороны, в его текстах встречаешь теоретические построения, практически ничем не обоснованные.

Надо сказать, что удельные веса того и другого компонентов очень разные в различных его произведениях. И чем раньше написан текст, тем больше корректной работы с фактами, а чей позднее — тем больше теоретических спекуляций. Возникает впечатление, что чем больше росла слава 3. Фрейда, тем больше он начинал верить в то, что его построения верны, и становился менее самокритичен.

К тому же надо добавить, чтокритику своей теории он принимал как подтверждение последней. Согласно его теории человек не пропускает в сознание всю правду о себе. Точно так же и человечество, говорил Фрейд, не хочет принять его учение об истинной природе человека, и критика его теории есть работа тех же самых механизмов защиты и вытеснения, которые действуют в индивидуальной психике, но только в масштабе общественного сознания.

Лекция 16 Личность и ее формирование

— ЕЩЕ РАЗ: ЧТО ТАКОЕ ЛИЧНОСТЬ? КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ,.

—  ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ: ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПУТЬ, ЭТАПЫ (“ПЕРВОЕ” И “ВТОРОЕ” РОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ, ПО А. Н. ЛЕОНТЬЕВУ); СТИХИЙНЫЕ МЕХАНИЗМЫ:

— СДВИГ МОТИВА НА ЦЕЛЬ,

— ИДЕНТИФИКАЦИЯ, УСВОЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ.

— САМОСОЗНАНИЕ И ЕГО ФУНКЦИИ

При попытках определить личность в литературе часто цитируются слова К. Маркса: “…человек есть совокупность всех общественных отношений” .

Некоторые авторы видят в этих словах прямое определение личности. Другие не соглашаются с ними, замечая, что у Маркса речь идет, во-первых, не о личности, а о человеке, во-вторых, скорее всего об обобщенном человеке (человечестве в целом), ибо ни один конкретный человек не может быть совокупностью всех общественных отношений.

Мне представляется верной эта вторая точка зрения:

приведенная формула Маркса отражает общефилософский взгляд на человека, а именно постулирование его социальной сущности. Вы уже познакомились с одной психологической конкретизацией этого общего положения—с теорией Л. С. Выготского. Она раскрывает социальную природу высших психических функций. Та же задача стоит и в отношении личности. Марксистская философия задает самое общее понимание личности как такого образования, которое возникает благодаря вхождению каждого конкретного индивида в общественные отношения и “интериоризации” этих отношений.

Для психологической конкретизации этого общего представления необходимо ответить, используя психологические понятия, по крайней мере на следующие вопросы: в чем состоит то новообразование, которое мы называем личностью, как происходит формирование личности/как представляется самому субъекту, так сказать изнутри, процесс роста и функционирования его личности?

Эти вопросы и будут основными пунктами нашего дальнейшего движения, конечная цель которого — ответить на главный вопрос: что такое личность?

Итак, первый частный вопрос. Конкретизирую его следующим образом:, каковы необходимые и достаточные критерии сформировавшейся личности?

Я воспользуюсь соображениями на этот счет автора монографии о развитии личности у детей Л. И. Божович [161. По существу, она выделяет два основных критерия.

Первый критерий: человека можно считать личностью, если в его мотивах существует  иерархия в одном определенном смысле, а, именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект . способен опосредствованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и .смыслу, т. е. заданы обществом, воспитаны в человеке.

Лекция 15 Характер

— ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ.

— РАЗЛИЧНЫЕ СТЕПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ:

— ПСИХОПАТИИ, ИХ ПРИЗНАКИ, ПРИМЕРЫ;

— АКЦЕНТУАЦИИ, ИХ ТИПЫ,

— ПОНЯТИЕ МЕСТА НАИМЕНЬШЕГО СОПРОТИВЛЕНИЯ.

— БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

— И ПРИЖИЗНЕННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ.

— ХАРАКТЕР И ЛИЧНОСТЬ.

— ПРОБЛЕМА “НОРМАЛЬНОГО” ХАРАКТЕРА

Как и полагается, следует начать с определения характера. Однако этого нельзя сделать без некоторых . предварительных замечаний.

Дело в том, что “характер” трактуется в психологии далеко не однозначно. Выше уже обсуждались трудности различения характера и темперамента. Еще больше спорных вопросов возникает при попытке развести понятия “характер” и “личность”.

В психологической литературе можно найти всевозможные варианты соотнесения этих двух понятий: характер и личность практически отождествляются, т. е. эти термины употребляются как синонимы; характер включается в личность и рассматривается как ее подструктура; наоборот, личность понимается как специфическая часть характера; личность и характер рассматриваются как “пересекающиеся” образования.

Избежать смешения понятии характера и .личности можно, если придерживаться более узкого их толкования. Представление о личности в узком смысле было уже разобрано в начале предыдущей лекции. Более специальное понимание характера также существует и я собираюсь вас с ним познакомить.

Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования.

При таком определении характера его свойства, так же как и свойства темперамента, могут быть отнесены к формально-динамическим особенностям. поведения. Однако в первом случае эти свойства, если можно так выразиться, предельно формальны, во втором  же они несут признаки несколько большей содержательности, оформленности. Так, для двигательной сферы прилагательными, описывающими   темперамент, будут “быстрый”, “подвижный”, “резкий”, “вялый”, а качествами характера — “собранный”, “организованный”, “аккуратный”, “расхлябанный”. Для характеристики эмоциональной сферы в случае темперамента применяют такие слова, как “живой”, “импульсивный”, “вспыльчивый”, “чувствительный”, а в случае характера — “добродушный”,  “замкнутый”, “недоверчивый”. Впрочем, как уже говорилось, граница, разделяющая темперамент и характер, достаточно условна. Гораздо важнее глубже понять различие между характером и личностью (в узком смысле).

Лекция 2 Представления древних философов о душе. Психология сознания

— ВОПРОС О ПРИРОДЕ ДУШИ;

— ДУША КАК ОСОБАЯ СУЩНОСТЬ. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ДУШИ И ТЕЛА;

— ЭТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ. ФАКТЫ СОЗНАНИЯ. ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ СОЗНАНИЯ;

— СВОЙСТВА СОЗНАНИЯ; ЭЛЕМЕНТЫ СОЗНАНИЯ

С этой лекции мы начинаем более систематически рассматривать вопрос о том, как в различные эпохи и периоды развития психологии менялись взгляды на ее предмет.

Психология зародилась в недрах философии, и первые представления о ее предмете связывались с понятием “душа”. Практически все древние философы пытались выразить с помощью этого понятия самое главное, сущностное, начало любого предмета живой (а иногда и неживой) природы, рассматривая ее как причину жизни, дыхания, познания и т. п.

Вопрос о природе души решался философами в зависимости от принадлежности их к материалистическому или идеалистическому лагерю.

Так, Демокрит (460—370 гг. до н. э.) считал, что душа — это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных. Все явления душевной жизни Демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими причинами. Так, по его мнению, душа получает ощущения от внешнего мира благодаря тому, что ее атомы приводятся в движение атомами воздуха или атомами, непосредственно “истекающими” от предметов. Материализм Демокрита носил наивный механический характер.

Гораздо более сложное представление о душе развил Аристотель (384—322 гг. до н. э.). Его трактат “О душе” — первое специально психологическое сочинение, которое в течение многих веков оставалось главным руководством по психологии. Сам Аристотель по праву считается основателем психологии, как, впрочем, и целого ряда других наук.

Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел), как это делали философы-идеалисты. Для определения природы души он использовал сложную философскую категорию “энтелехия”, которая означает осуществление чего-то.

“…Душа,—писал он,—необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же (как форма) есть энтелехия; стало быть, душа есть энтелехия такого тела” . Один привлекаемый Аристотелем образ хорошо помогает понять смысл этого определения. “Если бы глаз был живым существом,—пишет Аристотель,—то душой его было бы зрение” . Итак, душа есть сущность живого тела, “осуществление” его бытия, так же как зрение — сущность и “осуществление” глаза как органа зрения.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Гуманистическая психология выступила против бихевиоризма и психоанализа и сформулировала личностный подход как к исследованию, так и к практическому использованию психологических знаний в различных сферах жизни человека (в общении, обучении, межличностных отношениях, психотерапии). Одним из основателей гуманистической психологии являлся американский психолог Карл Роджерс (1902—1988). Центральным в гуманистической психологии оказывается положение о внутреннем мире личности, его смысловом содержании, выражающем не только сущность личности, но и определяющем всю систему психологических структур человека. Личность в системе гуманистической психологии выступает не как отдельный раздел (глава) психологической науки и психологической практики, но как такое ядро в психологии человека, которое определяет гуманистическую сущность психологического знания, отвечающего не только потребностям науки, но и этическим принципам изучения и практической помощи человеку на основе психологических знаний. В гуманистической психологии по-новому формулируются основные положения о предмете и методе психологии человека, о содержании психологических знаний и нравственных требований к их использованию во благо человека. «Каждое направление в психологии имеет свой подразумеваемый философский взгляд на человека… Для бихевиориста человек представляет собой сложную, но тем не менее доступную изучению машину, которую можно научить работать со все большим и большим умением до тех пор, пока она не научится думать мыслями, двигаться в определенных направлениях вести себя сообразно обстоятельствам. Для фрейдиста человек является иррациональным существом, поведение которого определяется его прошлым и продуктом этого прошлого — бессознательным. Для того чтобы провозгласить существование третьего направления, нет необходимости отрицать тот факт, что в каждой из этих теорий есть своя доля правды. Выделяя экзистенциальную направленность человека, его феноменологические внутренние отношения, эта теория рассматривает его не как машину и не как зависимого полностью от бессознательных мотивов, а как личность, постоянно создающую себя, осознающую свое назначение в жизни, регулирующую границы своей субъективной свободы… Человек в течение долгого времени ощущал себя в жизни марионеткой, сделанной по шаблону экономическими силами, силами бессознательного, или же окружающей средой. Но он последовательно выдвигает новую декларацию независимости. Он отказывается от удобств несвободы. Он выбирает себя, пытается в самом сложном и часто трагическом мире стать самим собой,— не куклой, не рабом, не машиной, но уникальным индивидуальным «Я». …Это течение содержит в себе истоки новой науки, которая не побоится заниматься проблемой личности — личности как наблюдателя, так и наблюдаемого,— используя как субъективное, так и объективное познание. Оно проводит в жизнь новый взгляд на человека как на субъективно свободного, выбирающего, создающего свое «Я», ответственного за него» (Роджерс К. Р
. К науке о личности // История зарубежной психологии: Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1986. С. 199—230). Так гуманистическая психология определила свое особое место в психологической науке и психотерапии, отвечающее не только общенаучным, но прежде всего социальным и нравственным требованиям к психологическому знанию и его использованию в жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector