«виды девиантного поведения»
Содержание:
- Девиантность у детей и подростков
- Профилактика
- Отклоняющееся поведение у детей
- Социально-правовой подход к классификации девиаций
- Специфика подросткового возраста
- Причины возникновения делинквентности
- Классификации
- Девиантное поведение в антиутопии
- Методы борьбы
- Коррекция девиантности
- Классификация по структуре девиантного поведения
- Девиантное поведение в антиутопии
- Профилактика
- Примечания
Девиантность у детей и подростков
Поведение подростков продиктовано желанием «я хочу», он стремится добиться своего любой ценой, независимо от одобрения людей. Авторитетами становятся люди, с которых ребенок берет пример, а также друзья. В очень редких случаях в их роли выступают родители ребенка.
Современные подростки хотят жить в свое удовольствие, не думает о других. Такая тенденция снижается после наступления 18 лет.
Ребенку сложно не поддаваться влиянию чужого человека, он способен пойти против общепринятых правил для того, чтобы привлечь к себе внимание.
В девиантном поведении подростков различают:
- антисоциальные;
- делинквентно – противоправное;
- антидисциплинарное;
- аутоагрессивное.
Девиантное поведение у детей основано на наличии трех факторов:
- условия воспитания;
- социальное окружение;
- физическое развитие.
В подростковом возрасте ребенок начинает изучать свою внешность. У девушек возникает желание стать красивыми, стройными, иметь большую грудь, у парней — стать выше ростом, иметь большие мускулы. Если кто-то не отвечает данным требованиям, он пытается доказать свою значимость другими способами. Кто-то уходит в подполье, таких детей называют «белыми воронами», кто-то пытается путем девиантного поведения показать свое превосходство, совершает противоправные поступки, дерется, пьет алкоголь или курит.
Психологи считают основной проблемой формирования девиантного поведения то, что человек быстрее созревает физически, чем психологически. Он замечает, что выглядит взрослым, при этом психический уровень остается, как у ребенка.
Девиантное поведение детей может быть представлено следующими вариантами:
- деструктивное — ребенок наносит вред самому себе, это не всегда физическое насилие, также может иметь место психологический фактор, например, мазохизм и самобичевание;
- асоциальный — малыш наносит вред не только себе, но и окружающим его людям, например, потребление спиртных напитков;
- противоправный — ребенок вредит людям, ярким примером является кража в магазине.
Дети посредством девиантного поведения пытаются самовыражаться. Нередко они этого добиваются при помощи драки, показывают свою силу, свое преимущество над другим ребенком. В подростковом возрасте не исключено занятие проституцией или воровством, а также смена образа жизни, в частности присоединение к преступной группировке. Родители должны суметь вовремя заметить изменения в поведении своего отпрыска, чтоб не допустить ухудшения сложившейся ситуации.
Профилактика
Психологические тренинги помогают влиться в коллектив и избежать развитие девиантности у детей и подростков
Беседы и лекции, которые проводятся в дружественной и доброжелательной атмосфере
Это важно, чтобы вызвать доверие у ребенка. Нужно научить малыша тому, как необходимо действовать в той или иной ситуации при наличии конфликтов
Важно приводить реальные примеры. Эти беседы должны стимулировать ребенка к ведению здорового образа жизни, вызывать отвращение к спиртным напиткам и наркотикам.
Правильная организация свободного времени. Необходимо научить свое чадо, что время отдыха нужно проводить весело играя. Кроме того, полезно отправиться на природу или посетить культурное место, почитать книгу.
Психологические тренинги. Способствуют тому, чтобы малыш научился контактировать с ровесниками, смог правильно расставлять приоритеты, с легкостью справлялся со сложными заданиями.
Образовательные программы помогают сформировать правильное отношение к окружающим, приучают к здоровому образу жизни. Рассказывают о профилактике сексуальных отклонений и ранних половых контактов.
Теперь Вы знаете, что собой представляет девиантное поведении несовершеннолетних. Выяснив, по каким причинам происходит развитие девиантности и как она проявляется, родителям под силу вовремя заметить и предупредить формирование девиации у своего отпрыска своевременными действиями. Нужно понимать, чем может грозить запущенное состояние, что без коррекции ситуация только ухудшиться, значительно повысится риск для здоровья ребенка или он станет опасным для общества.
Отклоняющееся поведение у детей
Личность человека начинает формироваться с детства, с самого рождения его окружают моральные и ценностные нормы поведения. Наиболее часто девиации начинают проявлять в школьном возрасте, ведь именно там ребенок больше всего подвержен воздействию других людей.
Учителя, профессионалы, способны заметить зарождающиеся отклонения у ребенка и заявить о необходимости проведения профилактики.
В самом начале развития девиации больше всего ей подвержен сам ребенок, а не его окружение. Ребенка необходимо уметь занять чем-то интересным, давать возможность развиваться правильно (читать познавательные книжки и смотреть фильмы).
Социально-правовой подход к классификации девиаций
Девиантное поведение с точки зрения социологов – это социальное явление. В рамках социального подхода различают следующие девиации:
- Стремление к совершению преступлений или правонарушений.
- Чрезмерное употребление алкоголя или алкоголизм как таковой.
- Зависимость от употребления психоактивных веществ, наркомания.
- Стремление к совершению самоубийства.
- Уходы из дома на длительный срок, бродяжничество.
- Поведение, противоречащее нормам морали, нравственности и этики.
- Занятия проституцией.
- Хулиганство.
- Приверженность к религиозным сектам, доходит до фанатизма.
Юристы считают отклоняющимся поведением все действия, за которые человека можно привлечь к ответственности перед законом. Исходя из степени потенциальной опасности для общества выделяют следующие формы отклоняющегося поведения:
- Правонарушение – это неисполнение нравственных и правовых норм, требований законодательства о надлежащем поведении человека.
- Проступки – это уклонение или прямой отказ от выполнения норм и правил, прописанных в различных нормативно-правовых актах (кроме УК РФ), не представляющих серьезной опасности для общества. В виде наказания за проступки предусмотрены меры дисциплинарного или общественного воздействия.
- Преступления – это самая опасная форма, за действия, трактуемые как преступные, человека привлекают к уголовной ответственности.
В уголовной и гражданской сферах Российского законодательства представлены классификации девиантных форм поведения с точки зрения права. Если возвратиться к социальным аспектам рассмотрения проблемы, то прежде всего нуждается в рассмотрении понятие социальной дезадаптации, так как именно различные формы дезадаптации влекут за собой проявление девиаций.
Социальная дезадаптация проявляется в снижении обучаемости, в постоянных или частых неудачах в семейной жизни, межличностных отношениях с окружающими, сексе, здоровье, частых разногласиях с законом.
В личностных проявлениях дезадаптации рассматривают:
- Нигилистические взгляды на социальные требования, постоянная оппозиция и протест.
- Отрицание своей вины даже при очевидных доказательствах, постоянные претензии к окружающим.
- Постоянное эмоциональное напряжение.
- Неумение контролировать свое состояние, продуктивно справляться с негативными эмоциями.
- Низкие коммуникативные навыки.
- Мыслительные и поведенческие реакции, неадекватные внешним проявлениям (когнитивные искажения реальности).
Очевидными признаками социальной адаптации у детей и подростков будут употребление наркотических средств, алкоголизация, проституция, бродяжничество, частые конфликты с законом, пиромания, сексуальные девиации, интернет зависимость, гемблинг (зависимость от азартных игр), суицидальные попытки, вступление в религиозные секты и т.д.
Специфика подросткового возраста
Дети подросткового возраста имеют свои особенности. Прежде всего это маргинальное положение (переход от детства к взрослости), усвоение новых социальных ролей, зависимый или полузависимый статус, формирование ценностей.
Среди особенностей поведения и менталитета:
- жажда деятельности;
- амбициозность;
- специфическое понимание себя и мира (противоречивое и двоякое отношение);
- взаимосвязанность, совместная активность и групповая саморефлексивность;
- групповое сознание;
- максимализм;
- демонстрация смелости и оригинальности;
- стремление к идеальному;
- развитие личной рефлексии;
- восприимчивость к любой информации и любым ее объемам;
- критичность мышления;
- поиск альтернативных вариантов и своей позиции;
- становление субъектной реальности;
- множественность социальных выборов.
Ведущий вид деятельности подросткового возраста – межличностное общение со сверстниками. Однако Л. И. Фельдштейн ведущей называл общественно-полезную деятельность. А общение со сверстниками, согласно автору, становилось главным при невозможности реализации первой деятельности.
В этом возрасте происходит конфликт теории подростка (активная ценно-созидательная деятельность) и практики предыдущего возраста (неполная включенность в общество).
Неустойчивость и противоречивость молодёжного сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельности личности. Нужно ли говорить, что только на фоне естественных возрастных изменений нелегко избежать девиаций? Все особенности возраста можно назвать личностными факторами девиантного поведения. А уж если еще негативные внешние факторы присоединятся…
Причины возникновения делинквентности
Чтобы выяснить причины асоциального поведения, нужно рассматривать становление личности с детских лет.
Важно! К детям, не достигшим пятилетнего возраста, применять определение девиантного поведения нецелесообразно. У ребёнка от 5 лет внутренние психические функции начинают формироваться только после того, как сформированы внешние
Первоначальному усвоению социальной модели общества ребёнку помогает наблюдение за взрослыми людьми. На первом этапе жизни это его родители. Наблюдая за ними, малыш знакомится со следующими социальными достижениями:
У ребёнка от 5 лет внутренние психические функции начинают формироваться только после того, как сформированы внешние. Первоначальному усвоению социальной модели общества ребёнку помогает наблюдение за взрослыми людьми. На первом этапе жизни это его родители. Наблюдая за ними, малыш знакомится со следующими социальными достижениями:
- высшими психологическими функциями;
- ценностями, на которые необходимо ориентироваться;
- нормами и правилами поведения.
Родители должны научить малыша механизмам идентификации и обособления, которые регулируют поведение человека.
К сведению. Идентификация – отождествление себя с другими людьми, группой, образцом, на который можно равняться. Обособление – стремление стать личностью и выделиться из общего плана.
Не зря первым пунктом социальных достижений идут высшие психологические функции (ВПФ): восприятие, мышление, речь и память. Иными словами, родители обязаны помочь ребёнку перенести и привязать модель поведения в социуме к его внутреннему плану (индивидуальной модели поведения).
К причинам, нарушающим ход этих внутренних психологических преобразований в детском возрасте, можно отнести следующие пункты:
- отсутствие родительской заботы и игнорирование родителями проявлений детской привязанности;
- конфликты между родителями на глазах у детей;
- полное отсутствие воспитания, предоставление ребёнка самому себе;
- детская вседозволенность (избалованность).
Кроме того, причиной может быть перенесённая ребёнком психологическая травма.
Избалованный ребёнок
Классификации
Существуют разные подходы к классификации девиантного поведения, как по сложности, так и содержанию. Различия в классификациях вызваны тем, что разные отрасли науки (психология, медицина, криминология и так далее) и научные школы неодинаково понимают то, какие формы поведения можно называть девиациями, как отличить норму от девиации, может ли поведенческая девиация носить конструктивный (положительный) характер или только деструктивный.
Р. К. Мертон в рамках своей теории структурного функционализма создал одну из первых социологических классификаций поведенческих реакций человека (1938). В его модели представлены 5 способов адаптации индивидуума к условиям, существующим в обществе, каждый из которых характеризуется тем, одобряет ли индивидуум цели общества и средства достижения обществом этих целей (часть из этих реакций — по сути типы девиантного поведения):
- Подчинение (подчинение целям, и средствам достижения целей общества);
- Инновация (подчинение целям общества, но не средствам их достижения);
- Ритуализм (цель отбрасывается как недостижимая, но следование традициям остается);
- Ретретизм (уход из общества, несогласие с целями и средствами достижения целей);
- Мятеж (попытка ввести новый социальный порядок, меняются и цели, и средства).
Ц. П. Короленко и Т. А. Донских предложили следующую классификацию поведенческих девиаций:
- нестандартное поведение (действия, выходящие за рамки социальных стереотипов поведения, но играющие позитивную роль в развитии общества):
- деструктивное поведение:
- внешнедеструктивное поведение (направленное на нарушение социальных норм):
- аддиктивное (использование каких-то веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций),
- антисоциальное (нарушение законов и прав других людей);
- внутридеструктивное поведение (направленное на дезинтеграцию самой личности: суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое, аутическое поведение).
На сегодняшний день девиация также делится на положительную и негативную. К негативным формам девиантного поведения часто относят:
- уголовную преступность;
- алкоголизм;
- инцестные связи;
- наркоманию;
- проституцию;
- азартные игры;
- терроризм;
- экстремизм;
- вандализм;
- самоубийство и др.
Позитивная девиация — это поведение, приносящее обществу благо, но тем не менее всё равно отклоняется от общепринятых норм. К позитивной девиации можно отнести:
- самопожертвование и героизм;
- сверхтрудолюбие;
- обострённое чувство жалости;
- гениальность;
- умственные способности и талант и др.
Девиантное поведение в антиутопии
Авторы-фантасты порой используют обычное гуманное поведение как девиантное в описанных ими обществах-антиутопиях. Так Рэй Брэдбери девиантным показывает чтение в «451 градус по Фаренгейту»; у Сергея Лукьяненко в «Звёзды — холодные игрушки» Геометры полагают девиантным (для всех, кроме Наставников) прикосновения, объятия; для описанного Джорджем Оруэллом мира романа «» девиантны любые личные отношения. Понятное нам естественное поведение становится точкой отсчёта «отклонения» самого общества. В компьютерной игре «Detroit: Become Human» девиантами называют андроидов, поступающих вразрез с установленными инструкциями, принимающих собственные независимые решения.
Также примером можно считать роман Евгения Замятина «Мы»; в котором девиантом считается личность, имеющая душу, способная любить и мыслить отвлечённо от принятой в обществе догмы, основанной на тейлоризме, подчинении любой человеческой деятельности законам алгебры и геометрии.
Методы борьбы
Весьма актуальный вопрос, которым многие задаются в силу невозможности быстро справиться с ситуацией. Работа с девиантным поведением подразумевает пересмотр прежних способов взаимодействия. Потребуется приложить множество усилий, чтобы избежать неконтролируемых последствий. Вот некоторые надежные способы.
Проговор ситуации. Это нужно делать своевременно, дабы не допустить момента, когда ситуация окончательно выйдет из-под контроля. Необходимо рассказывать о своих чувствах, учить этому ребенка. Тогда будет проще принять решение, подтолкнуть к нужному шагу. Открытое обсуждение создавшегося положения позволит найти точки соприкосновения, выйти на ожидаемый уровень понимания.
Контроль. Коррекция нежелательного поведения невозможна без проведения неусыпного контроля. Если рядом находится человек, которому по определению нельзя доверять, значит, необходимо следить за его действиями, не позволять, чтобы что-то препятствовало взаимопониманию. Контроль может быть полным и частичным
Иногда лучше проявлять внимание ненавязчиво, чтобы не вызывать раздражения у оппонента.
Помощь специалиста. В некоторых случаях может потребоваться консультация профессионального психолога
Есть проблемы, с которыми сложно разобраться самостоятельно. Когда мы стремительно начинаем искать выход из положения, неплохо, если рядом окажется грамотный специалист, который сможет дать своевременный совет. Нет ничего предосудительного в том, чтобы обращаться за помощью, когда она необходима.
Полезные дела. Личности, которая склонна к девиантному поведению, необходимо поручать занятия, требующие физического труда. Это может быть уборка в доме, вынос мусора, глажка белья, стирка. Казалось бы, зачем это нужно? Как подобные действия могут повлиять на исправление ситуации? Оказывается, такое возможно. Дело в том, что физический труд порой отнимает много сил и требует большой концентрации внимания. Расходуя энергию, человек успокаивается. Не остается сил на то, чтобы совершать ужасные и неконтролируемые поступки.
Новые увлечения. Если у человека найдется дело, которое его вдохновляет и действительно нравится, с ним будет проще договориться. Нет ничего стыдного в том, чтобы предлагать что-то интересное, делиться накопленным опытом. Особенно ценно, когда родители находят общие с ребенком увлечения. Можно играть в футбол, заниматься рисованием, лепкой, написанием стихов, чтением литературы, любым другим видом творчества. Главное, чтобы при этом присутствовали положительные эмоции, возникало ощущение некоторой общности, единства.
Занятия спортом. Вне всяких сомнений, движение способствует укреплению физического и ментального здоровья. Появится больше энергии, которую можно будет направить в мирное русло. Занятия спортом высвобождают положительную энергию, способствуют созданию полезной усталости
Неважно, какой вид спорта вы выберите.Главное, чтобы это доставляло радость, помогало бороться с негативными привычками.
Коррекция девиантности
Корректировка девиантного поведения может включать в себя общение с психологом или психотерапевтом
- Воспитательная функция. Акцентирование на положительные черты, которые имелись у индивида до развития девиации.
- Стимулирующая. Убеждение человека в том, что необходимо заниматься положительной деятельностью.
- Компенсаторная. Формирует стремление борьбы с недостатками, желание добиться успехов и целей, которые являются наиболее успешными для конкретного индивида. Таким способом человек может самоутвердиться.
Борьба с девиантностью рассматривает две основные группы методов воздействия: педагогические и психотерапевтические.
Педагогические методы в себя включают:
- общественное влияние, а именно коррекция страхов, активно волевых дефектов, культура здорового смеха, самокоррекция, игнорирование, коррекция навязчивых действий и мыслей;
- коррекция нервного характера, недостатков в поведении ребенка;
- коррекция посредством труда;
- рациональная организация коллектива детей.
Методы психотерапии:
- психоанализ;
- внушение и самовнушение;
- метод убеждения;
- гипноз.
Как видите, методы девиантного поведения включают в себя два основных подхода. В некоторых случаях достаточно педагогического влияния, в других — консультации с психотерапевтом.
Коррекция позволяет избавить человека от негативных черт, скорректировать его ценностные установки и мотивацию.
Теперь Вам известны нормы девиантного поведения, а также его виды. На сегодняшний день, все больше людей подвержены развитию определенных девиаций. Однако, нужно учитывать и то, что нормы и правила в обществе постоянно регулируются, изменяются, поэтому то, что сейчас кажется девиантным поведением, со временем может стать нормальным.
Классификация по структуре девиантного поведения
В.Д. Менделевич разделили девиации на индивидуальные и групповые. В первом случае имеются ввиду различные психопатии (расстройства личности) и другие формы поведения, классифицируемые как клинические формы, зависимость от внешних влияний при формировании девиаций отсутствует.
Но чаще мы сталкиваемся с групповыми девиациями. В основе возникновения лежит принцип давления группы и проявления лояльности и толерантности к такому виду отношений. Другими словами, в группе правила обычно молча принимаются всеми и выполняются. Также следует помнить, что подростки склонны к реакции группирования и стремлению соответствовать стандартам этой группы.
Девиации могут быть временными, постоянными, устойчивыми и неустойчивыми. Временные обычно непродолжительные и прекращаются, когда подросток выходит из группы. Постоянные продолжительны и мало зависят от внешних стимулов. В случае с устойчивой девиацией мы будем иметь дело с одной формой прочно устоявшегося вида отклоняющегося поведения. Основной чертой неустойчивой является частая смена девиаций и непродолжительность ее существования.
Можно встретиться со стихийной и спланированной девиацией, структурированной и неструктурированной. Стихийные возникают внезапно и под воздействием эмоций и внешних обстоятельств. Спланированные всегда имеют заранее продуманный план и четко очерчены. При подготовке к ним индивид испытывает удовольствие и эмоциональный подъем. При структурированной все роли заранее расписаны, кто и что делает. При неструктурированной иерархия во взаимоотношениях отсутствует, организация на низком уровне, связи слабые, действия непродуманные.
Различают еще экспансивные и неэкспансивные, альтруистические и эгоистические. При экспансивных девианты вторгаются в жизнь других людей, посягают на их свободу и права – сексуальные девиации, агрессия, аддикция отношений. При неэкспансивном индивид воздействует на себя (пищевые аддикции, спортивные). Эгоистические нацелены на получение удовольствия. Альтруистические направлены на других людей и самопожертвование. Иногда проявляются при некоторых видах суицидального поведения.
Девиантное поведение в антиутопии
Авторы-фантасты порой используют обычное гуманное поведение как девиантное в описанных ими обществах-антиутопиях. Так Рэй Брэдбери девиантным показывает чтение в «451 градус по Фаренгейту»; у Сергея Лукьяненко в «Звёзды — холодные игрушки» Геометры полагают девиантным (для всех, кроме Наставников) прикосновения, объятия; для описанного Джорджем Оруэллом мира романа «» девиантны любые личные отношения. Понятное нам естественное поведение становится точкой отсчёта отклонения самого общества.
Также примером можно считать роман Евгения Замятина «Мы»; в котором девиантом считается личность, имеющая душу, способная любить и мыслить отвлечённо от принятой в обществе догмы, основанной на тейлоризме, подчинении любой человеческой деятельности законам алгебры и геометрии.
Профилактика
Ранняя возрастная профилактика девиантного поведения поможет достаточно результативно повысить личностный контроль над негативными проявлениями.
Необходимо четко усвоить, что уже у детей существуют признаки, указывающие на зарождение девиации:
- проявления вспышек гнева, несвойственных возрасту ребенка (частые и плохо контролируемые);
- применение намеренного поведения с целью досадить взрослому;
- активные отказы выполнять требования взрослых, нарушение установленных ими правил;
- частое противостояние взрослым в виде споров;
- проявление злобы и мстительности;
- ребенок часто становится зачинщиком драки;
- преднамеренное разрушение чужой собственности (предметов);
- нанесение ущерба другим людям с применением опасных предметов (оружия).
Позитивное действие на преодоление распространенности девиантного поведения оказывает ряд профилактических мер, реализующихся на всех уровнях проявления социума (общегосударственном, нормативно-правовом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом):
- Формирование благоприятной социальной среды. С помощью социальных факторов проводится воздействие на нежелательное поведение индивида с возможной девиацией – создается негативный фон по поводу любых проявлений отклоняющегося поведения.
- Информационные факторы. Специально организованная работа по максимальному информированию о девиациях с целью активизации когнитивных процессов каждого индивида (беседы, лектории, создание видеопродукции, блогов и т.п.).
- Обучение социальным навыкам. Проводится с целью улучшения адаптивности к социуму: социальная девиация предотвращается путем тренинговой работы по формированию сопротивляемости к аномальному социальному влиянию на личность, повышению уверенности в себе, формированию навыков самореализации.
- Инициация деятельности, противоположной отклоняющемуся поведению. Такими формами активности могут стать:
- испытание себя «на прочность» (спорт с риском, восхождение в горы),
- познание нового (путешествия, освоение сложных профессий),
- доверительное общение (помощь тем, кто «оступился»),
- творчество.
- Активизация личностных ресурсов. Развитие личности, начиная с детского и подросткового возраста: привлечение к занятиям спортом, группам личностного роста, самоактуализации и самовыражения. Индивид обучается быть собой, уметь отстаивать свое мнение и принципы в рамках общепринятых норм морали.
Лишь при адекватном формировании человека как личности в его сознании создается понимание девиантного поведения как неприемлимой и недопустимой формы взаимодействия индивида и социума.
Видео:
Примечания
- Громов И. А., Мацкевич И. А., Семёнов В. А. Западная социология: Учебное пособие для вузов. — СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2003. — 560 с. — (Классическое образование). — ISBN 5-901562-41-0. — С. 532.
- Merton R. K. Social Structure and Anomie, American Sociological Review (англ.)русск., 3, October, 1938, p. 672—682
- Мертон Р. К. // Социология преступности: Современные буржуазные теории / Пер. с франц. Е. А. Самарской; ред. пер. М. Н. Грецкий. — М.: Прогресс, 1966. — С. 299—313.
- Короленко Ц. П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире. — Новосибирск: Наука, 1990.