Что такое «математический склад ума» и почему наглядность в математике может быть вредной
Содержание:
- Можно ли развить мышление взрослого человека
- Советы
- Как развить аналитическое мышление – эффективные упражнения
- Ролевые игры
- Объяснение этого термина и развития навыков аналитики в себе
- Развитие аналитического мышления (упражнения для тренировки)
- Зачем развивать?
- Как развить
- Что такое склад разума и его виды
Можно ли развить мышление взрослого человека
Возможно, другой не менее важной причиной нежелания развивать мышление является убеждение, что у взрослого сделать это невозможно. А единственный путь стать хоть немного умнее – это накопление знаний
Но эта точка зрения неверна. Развивать мышление у взрослого человека не только можно, но и нужно, а на одних знаниях далеко не уедешь. Информация, вне зависимости от ее объема, это только строительный материал для мышления. Каменщику недостаточно одних кирпичей, чтобы построить прекрасный замок, нужны еще навыки, умения, знание технических приемов и мастерство как сплав всего этого вместе взятого.
Можно, конечно, вспомнить утверждение разработчиков тестов интеллекта, что он с возрастом не меняется. Но мышление — это не совсем интеллект. Мышление — это деятельность, а любая деятельность требует освоения и формирования навыков. Процесс формирования мыслительных навыков не только обогащает человека новыми способами и приемами мышления, но и развивает, усложняет сам мозг.
Наш мозг — очень гибкий и чувствительный инструмент, который предназначен для постоянной активной работы. Эффективность и качество нашего мышления как раз от нее и зависят. Ведь в процессе работы мозга образуются новые связи между нейронами, усложняются нейронные сети, а значит, и развиваются способности к мышлению.
Итак, ответ на вопрос «нужно ли развивать мышление» очевиден. Остается разобраться, как это делать.
Советы
Я ÃÂÃÂøÃÂðÃÂ, ÃÂÃÂþ ýõþñÃÂþôøüþ üõýÃÂÃÂõ ôÃÂüðÃÂÃÂ, úðú ÃÂð÷òøòðÃÂàðýðûøÃÂøÃÂõÃÂúþõ üÃÂÃÂûõýøõ, ðàÿÃÂþÃÂÃÂþ ñÃÂðÃÂàøàôõûðÃÂÃÂ.
çÃÂþñàÃÂð÷òøòðÃÂàÃÂòþø ÃÂÿþÃÂþñýþÃÂÃÂø úàðýðûøÃÂøúõ, òàÃÂþòÃÂõüõýýþü üøÃÂõ ÃÂþ÷ôðýàòÃÂõ ÃÂÃÂûþòøÃÂàâ òÃÂàüþöõÃÂõ ÃÂøÃÂðÃÂÃÂ, øóÃÂðÃÂàòàøóÃÂÃÂ, øÃÂÿþûÃÂ÷þòðÃÂàúþüÿÃÂÃÂÃÂõÃÂ, ÿûðýÃÂõÃÂ, ÃÂõûõÃÂþý. ÃÂÃÂÃÂÃÂÃÂðøòðùÃÂõ ÿûðý ÷ðýÃÂÃÂøù òàÃÂþþÃÂòõÃÂÃÂÃÂòøø ÃÂþàÃÂòþøüø ÃÂõûÃÂüø, òþ÷üþöýþÃÂÃÂÃÂüø øàøýÃÂõÃÂõÃÂðüø.
ÃÂôøýÃÂÃÂòõýýþõ, ÃÂÃÂþ üþóàÃÂúð÷ðÃÂàÃÂþÃÂýþ,àâ ôûàÃÂð÷òøÃÂøàýõþñÃÂþôøüð ÿþÃÂÃÂþÃÂýýðàÿÃÂðúÃÂøúð, þôýþóþ ÷ðýÃÂÃÂøàòàýõôõûàøûø üõÃÂÃÂàñÃÂôõàýõôþÃÂÃÂðÃÂþÃÂýþ. ãÃÂøÃÂÃÂÃÂàðýðûø÷øÃÂþòðÃÂÃÂàâ òõÃÂõûþ, óûðòýþõàâ ýðÃÂðÃÂÃÂ.
ÃÂÃÂÃÂþÃÂýøúø
- ÃÂþùúþ ÃÂ.ÃÂ. ÃÂõÃÂðýø÷üàÃÂüÃÂÃÂòõýýþù ôõÃÂÃÂõûÃÂýþÃÂÃÂø. ÃÂ., 1989.
- Shing, Y. L., Werkle-Bergner, M., Brehmer, Y., Muller, V., Li, S. C., & Lindenberger, U. (2010). Episodic memory across the lifespan: The contributions of associative and strategic components. Neuroscience & Biobehavioral Reviews, 34(7), 1080-1091.
- ÃÂþûþòøúþòð ÃÂ.ÃÂ. ÃÂÃÂÃÂûõýøõ úðú ÿÃÂþÃÂõÃÂàø ÿþ÷ýðòðÃÂõûÃÂýðàüþÃÂøòðÃÂøà// ÃÂÃÂÃÂûõýøõ: ÿÃÂþÃÂõÃÂÃÂ, ôõÃÂÃÂõûÃÂýþÃÂÃÂÃÂ, þñÃÂõýøõ / ÃÂþô ÃÂõô. ÃÂÃÂÃÂÃÂûøýÃÂúþóþ A.B.- ÃÂ.: ÃÂðÃÂúð, 1982,- 288 ÃÂ.
- Kuhn, D. (2000). Metacognitive development. Current directions in psychological science, 9(5), 178-181.
Как развить аналитическое мышление – эффективные упражнения
Для улучшения аналитического ума необходима постоянная тренировка и применение упражнений. Узнаем, как развить аналитическое мышление. Для обычной тренировки выполняйте следующие действия:
- минимум раз в неделю уделите немного времени на очень простые действия – разминку для мозга – это может быть кроссворд или логические игры, ребусы или шарады и так далее;
- студентам вузов рекомендуется больше времени уделять решению задач из области точных наук;
- ежедневно смотрите новости – не для того чтобы поделится эмоциями или высказать мнение по поводу очередного скандала, а для того чтобы произвести аналитическую работу с фактами, найти связи между действиями, поискать способы разрешения проблем;
- уделите время компьютерным играм из разряда квестов и стратегий, полезны онлайн-игры, развивающие быстроту анализа и принятия решений;
- читайте детективы и фантастику (Агата Кристи – идеальный вариант);
- попробуйте собирать пазлы;
- потратьте время на настольные игры – такие, которые требуют тактических ходов и выработки стратегии, например, «Монополия»; это, кроме аналитики, дает опыт в распознавании применения логики других людей;
- в своей ежедневной жизни старайтесь в любом действии усмотреть закономерный процесс;
- заведите полезные для мозга привычки – сравнивать предметы, действия или людей, считать в уме и так далее;
- для всех событий – плохих или хороших – определяйте причину происходящего.
Для лучшего действия можно делать упражнения на моделирование ситуаций. Вы можете придумать якобы реальную цель – например, план построения бизнеса. Или взять совсем фантастическую задачу – полететь на Марс. И в деталях выстраивать будущий полет или развитие собственного предприятия, учитывая малейшие детали.
Еще одна ситуация из разряда «Что будет, если…». Вам нужно очень четко представить себя в роли ученого, который, находясь с рождения в глухой изоляции, изучает жизнь через стекло, которое все делает черно-белым. То есть – что такое цвет – вы знаете теоретически. А практически никогда его не видели. Распишите ситуацию, когда вы выходите на улицу и увидите реальные живые краски настоящего мира. Вот здесь вам понадобится все ваше аналитическое мышление, чтобы обосновать вероятные варианты распознавания цветовой гаммы.
При регулярных занятиях вы вскоре начнете замечать, что развилось аналитическое мышление – оно становится более гибким, стремится к анализу любой ситуации уже без принуждения. Наряду с этими упражнениями рекомендуется делать и те, которые развивают другие типы мышления.
Ролевые игры
Лучшим способом улучшения аналитического мышления у школьников младших классов являются различные игры. Они помогают развиваться, получая удовольствие. Если ребенок не хочет заниматься каким-либо видом деятельности, или ему просто не нравится определенная игра, то не нужно его заставлять, т.к. пользы в таком случае не будет никакой.
Какие игры будут эффективны:
Квесты. Можно придумать разнообразные варианты квестов, но для маленького ребенка стоит отдать предпочтение самым простым. Например, нарисовать для него карту двора, по которой он должен будет найти сокровища, спрятанные родителями. Пазлы
Поиск нужных элементов и постепенное собирание большой картины задействует не только мышление, но и внимание человека. Школьникам стоит выбирать не слишком крупные изображения, где присутствует не более 500 деталей
Настольные игры. Улучшать аналитические способности получится только в тех настольных играх, где ото всех участников требуется обдумывать свои решения или просчитывать будущие шаги. Этот вариант отлично подойдет сразу для всей семьи.
Развитие в игровой форме очень эффективно, из-за чего практикуется многими родителями. Нужно лишь правильно выбрать игры для своего ребенка.
В последнее время большой популярностью пользуются тренинги, где проводятся ролевые игры. На размышления времени нет, поэтому участники должны принимать решение и описывать собственные мысли незамедлительно. После этого происходит коллективный разбор ситуации. Такие упражнения положительно влияют на развитие аналитических способностей.
Объяснение этого термина и развития навыков аналитики в себе
Аналитический склад ума – это способность мыслить и делать выводы, опираясь на точную логичную последовательность. Даже если кто-то любит рассуждать и делиться своими мыслями, это не означает, что он силен в аналитике.
Именно умение отобрать факты, сделать быстрый анализ, построить из них верную цепочку – особенность аналитического мышления. Этот человек может находить даже неявные связи между предметами и явлениями, отделять главное и второстепенное.
Секрет – в преобладании левой половины мозга, разума над эмоциями. Если это полушарие работает эффективнее, человек сначала размышляет, а затем приступает к действию.
На первый взгляд, подобные люди кажутся холодными и бесчеловечными – они, прежде всего, опираются на факты. Эмоциональное восприятие для них вторично.
Какой склад ума лучше: аналитический или эмоциональный
Понятие аналитического мышления появилось, когда ученые изучили особенности полушарий человеческого мозга. Левое отвечает за анализ, логику. От работы правого зависит то, как человек проявляет себя в творчестве, умеет ли образно мыслить, проявлять эмоции. Его эффективность напрямую связано с воображением.
Особенности заметны уже в детстве. Малыши, у которых хорошо работает правое полушарие, придумывают сказки, много фантазируют и сочиняют.
Им не составит труда придумать фантастическое животное. Аналитики хорошо проявляют себя в алгебре и физике. Но писать сочинения по литературе, фантазировать гораздо сложнее.
Но если есть значительная разница – например, левое существенно преобладает – человек могут оказаться нечувствительным к эмоциям. Ему сложнее адаптироваться в социуме. Когда есть огромный перевес правого, велико воздействие мечтаний и грез.
Такой человек может строить воздушные замки и фантазировать, при этом легко подпадает под чужое влияние. Редкий случай, когда аналитика и творческое восприятие мира сильны одинаково. Обычно это очень талантливая личность, которая способна себя ярко проявлять.
Отличие аналитического ума
Высокая скорость обработки поступающей информации с правильными выводами – отличие человека с аналитическим мышлением. Если преобладает аналитический ум, это проявляется в следующем:
- анализ поступающей информации;
- заметны нестыковки в рассуждениях других;
- получается выстраивать логические цепочки;
- даже в значительном потоке информации легко выделить главное и второстепенное;
- ясное изложение мыслей.
Например, при составлении резюме такие люди подчиняют все предложения определенному порядку. Все мысли выстраиваются в логическую цепочку. Считается, что человеку с аналитическим мышлением сложнее развивать коммуникативные способности. Но если оба направления развиты. это называют синтетическим мышлением.
Такой подход ценен для маркетолога или рекрутера. Есть и минусы – например, если требуется быстро отреагировать, аналитики впадают в ступор.
Аналитический склад ума особенно пригодится в некоторых профессиях. Из этих людей получаются хорошие политологи. Они также могут быть менеджерами, экономистами, логистами и аналитиками.
Это позволяет быстро анализировать факты, выделять главное
Очень важно развивать аналитическую сторону, если в планах – занять руководящую должность
Однако даже если человек от природы одарен аналитическими способностями, их важно развивать. Начать можно с кроссвордов, сканвордов
Помогают игры в шашки, шахматы, слова. Также стоит читать детективы и параллельно раздумывать о мотивации персонажей.
Подходящие упражнения
Есть специальные занятия, позволяющие улучшить аналитические способности, даже если анализирование информации кажется слабым местом. Сначала нагрузка должна быть незначительной – подойдут коллективные игры в слова, решение увлекательных математических задачек, сканвордов и ребусов. Такой подход даст возможность отшлифовать работу мозга.
Вместо споров следует попробовать понять их позицию и расположить факты так, чтобы прийти к подобным выводам. Это позволит легко разобраться в несостыковках в ходе мышления другого или найти ошибки своего.
Развитие аналитического мышления (упражнения для тренировки)
Развитие аналитического мышления – это довольно интересный процесс. В этом помогают решение задач по физике, математике, разгадывание кроссвордов, ребусов, шарад, головоломок, игра в шахматы, маджонг, компьютерные игры на логику (прохождение квестов, стратегии), чтение книг детективного характера.
Психологами разработаны специальные упражнения для его развития, которые необходимо выполнять ежедневно. Они помогают развивать способность к анализу, систематизировать жизнь и достигнуть успеха в определенных областях.
Вот некоторые из них:
- Решение проблемы. Следует придумать не очень сложную проблему и поставить для себя цель быстро и эффективно решить ее. Для этого нужно придумать несколько вариантов решения, проанализировать их, определить самые понятные и близкие для себя. Для этого нужно задать себе множество вопросов (истоки возникновения проблемы, свое отношение к ней, что будет, если решить проблему конкретным способом, как отреагируют на это окружающие, какие будут для них и для вас последствия). На основании ответов на эти вопросы нужно сделать вывод, стоит ли развивать такой вариант решения проблемы. Из всех вариантов нужно выбрать самый лучший и проанализировать его.
- Перенос. Стоит учиться анализировать поступки других людей, ситуацию в мире, свои действия. Для этого необходимо потренироваться сначала на любимых книжных или киногероях. Следует поставить себя на их место и подумать, поему они поступили так или иначе в определенной ситуации, как можно было бы сделать лучше и что получилось бы в итоге. Со временем склонность к анализу закрепится, будет намного проще анализировать любые ситуации, если понимать, почему они произошли в жизни.
- Моделирование ситуации. Можно придумать как реальную, так и нереальную ситуацию. Например, нужно развить свой бизнес с нуля. Следует подумать, с чего начать свое дело, куда обратиться за первоначальной информацией по этому вопросу, каков будет стартовый капитал, где его найти и так далее. Затем продумать, какие препятствия не позволят начать свой бизнес. В конце решить, нужно ли вообще начинать свое дело и если да, то подробно составить шаги по достижению цели, основываясь на анализе всей полученной информации.
- Антипозиция. Хорошо помогает анализ противоположной позиции. Для этого потребуется напарник и небольшое жюри из 2-3 человек. Цель тренинга заключается в споре двух людей на заданную тему. Сначала один высказывает свои аргументы за или против предложенной ситуации. Другой должен проанализировать полученные данные и построить свою речь таким образом, чтобы никто из жюри не смог понять, кто является автором аргументации.
- Игры. Развить навыки аналитического мышления можно в игровой форме. Хорошо помогает собирание пазлов, которые помимо аналитического развивают еще и творческое мышление.
Самые обычные настольные игры помогаю развить мышление аналитика. Для этого прекрасно подходит игра «Монополия», в которой нужно не просто бросать кубики, а делать сложные расчеты по ведению своего бизнеса, следить за действиями своих конкурентов, анализировать их, предполагая, как будет развиваться ситуация и что нужно сделать. То есть вырабатывать тактику и стратегию.
Зачем развивать?
Как развить аналитическое мышление и зачем? Этот вопрос волнует как учеников, студентов, так и взрослых людей. Пока мы учимся, аналитическая компетенция необходима для лучшего понимания, последующего запоминания и воспроизведения информации; когда начинается трудовая деятельность, молодые люди часто сталкиваются с требованием работодателя о наличии аналитических способностей. И это не блажь – работники, у которых развита эта компетенция, склонны быстрее принимать обдуманные решения, строить планы и прогнозы, анализировать прошлый опыт – что в итоге сказывается на эффективности компании. Но даже если вы не ученик, студент или работник – рассматриваемый тип мышления стоит развивать с целью анализа своей жизни, успехов и неудач, планирования будущего.
Как развивать?
Развивать аналитический тип мышления помогут определенные упражнения:
- В учебных заведениях нужно как можно больше решать задачи и читать книги по математике, физике и другим естественным наукам.
- Как минимум раз в неделю делать упражнения на разминку мозга: сюда относятся кроссворды, шарады, ребусы. Можно использовать специальные книги, содержащие такие упражнения, например: Олег Китынский «Кроссворды, сканворды, ребусы, шарады, загадки, головоломки», Гэри Грубер «170 cамых сложных в мире головоломок. Задачи, ребусы и каверзные вопросы для ума», для детей будет интересной «Большая книга головоломок, загадок, ребусов».
- Лучшие упражнения, содержащие задачи, требующие аналитической деятельности, заключаются в широко известных играх для взрослых и детей: шахматы и маджонг.
- Задачи по решению разнообразных компьютерных квестов и стратегий – способны заменить ленивым людям перечисленные выше упражнения.
- Аналитическая компетенция развивается, если повседневные проблемы и задачи решать определенным способом: например, новости и события в мире стоит воспринимать с критической точки зрения – не останавливайтесь на одной версии, анализируйте факты, делайте собственные выводы, ищите причинно-следственные связи. Стройте планы, просчитывайте шаги, прорабатывайте разные варианты действий.
- Больше читайте – даже художественные книги дают много пищи для ума — чего стоят произведения Агаты Кристи, Гарднера, Перельмана! Детективный, фантастический жанр способствуют активации логического и аналитического мышления.
Люди, у которых от рождения развит такой тип мышления, неосознанно любят игры, книги, жизненные ситуации – все те мероприятия, где требуются логика и анализ. Склонные к гуманитарному стилю мышления, наоборот, некомфортно чувствуют себя, когда жизнь требует от них логических умозаключений и систематизации. При этом, большинство гуманитариев понимают насколько ценна аналитическая и логическая компетенция и стремятся ее развивать.
Не забывайте, что аналитическое мышление существенно облегчает жизнь и делает ее интереснее. Анализировать – значит максимально использовать .
Рекомендации на каждый день
В психологии разработаны упражнения, посредством которых развивается аналитическая компетенция и которые помогают систематизировать нашу жизнь и достигать успеха в разных областях. Их задачи являются способом достижения собственной эффективности и методом развития способностей к анализу.
- Придумайте проблему или ситуацию, которая не является для вас сложной и поставьте цель решить ее наиболее простым, быстрым и эффективным способом.
- Подумайте, сколько существует вариантов ее решения. Определите наиболее близкие для вас.
- Задайте много вопросов по ситуации: ее истоки, реакция окружающих, ваше ощущение в ней, перспективы, что будет, если проблема разрешится не в вашу пользу, какие плюсы вы получите в случае ее положительного разрешения, стоит ли ее развивать и тп.
- Получив ответы на все вопросы – принимайте решение.
- Тщательно проанализируйте его.
Такое упражнение со временем должно войти в привычку – если позволяет время, делайте каждый день, минимум — раз в неделю.
Приучите себя анализировать свои поступки, действия окружающих, события в мире.
Когда читаете – ставьте себя на место героев, подумайте, почему они так поступили и как поступили бы вы. Со временем вы заметите, что склонность к анализу прочно закрепилась в вашем сознании, что работать и учиться стало проще и вы лучше понимаете, почему те или иные события произошли в вашей жизни.
Оцените эту статью:
- 4.4
Всего голосов: 163
Как развить
Есть несколько вариантов формирования и тренировки аналитических навыков.
- Разгадывание кроссвордов, решение головоломок, ребусов, чтение детективов.
- Просмотр познавательных программ по истории, географии, путешествиях.
- Логические игры: шахматы, шашки, эрудит.
- Прослушивание разных споров, в которых принимают участие политологи. Следите, как они думают, какие доводы приводят, как строят собственные реплики.
- Ведение внутреннего диалога, когда продумывая некий факт, вы лично себе задаете вопрос, как могли бы формироваться события при тех или других обстоятельствах. Постоянно пытайтесь аккуратно взвешивать каждые вопросы, даже в том случае, если кажется, что ответ лежит на поверхности.
Что такое склад разума и его виды
Если выбранная профессия соответствует складу ума, человек достигает небывалых высот в карьере, ему легче дается достижение целей, заслуги становятся более значительными.
Различают:
- Гуманитарный. Перед принятием решения человек сначала все представляет и пытается прочувствовать. Здесь в познании окружающего мира преобладает эмоциональный способ. Изучая любое явление, индивид все пропускает через себя. Обладатели гуманитарного склада ума — больше теоретики, чем практики.
- Синтетический – универсальный склад ума. Люди, как правило, обладают хорошими способностями к постижению и математических, и гуманитарных наук. Перевес может идти в одну из сторон, в этом случае необходимо пройти специальный тест на профпригодность.
- Аналитический склад ума. Он характеризуется непрерывной мыслительной работой мозга. Дает умение соединять звенья в логические цепочки мыслительного процесса и правильно рассуждать.
Остановимся более подробно на последнем.