«иногда банан

Личность

Изначально, в философии закрепилось представление о человеческой особи, как у существе разумном. Все поступки рассматривались как результат сознательного решения.

Так было до открытия бессознательного — скрытого компонента, который руководит поступками индивида, но остается неосознанным.

Фрейд предположил, что психика личности не цельная. Это структура, состоящая из отдельных частей:

  • «Я» — отвечает за осознанное понимание реальности;
  • «Сверх-Я» — контролирует составляющие, сформированные под влиянием социальных норм;
  • «Оно» — хранит подавляемые инстинкты и желания.

В каждом человеке присутствуют все компоненты. Они постоянно взаимодействуют друг другом. Когда у него возникает какое-либо желание, Сознательное оценивает его с точки зрения моральных норм. Если выполнение желания чревато нарушением этих норм, оно переходит в скрытую часть структуры личности и остается в ней, пока не будет удовлетворено. Чем больше у индивида моральных запретов (чем сильнее его воля), тем больше у него будет нереализованных желаний, спрятанных от сознательного за рамками «Оно». Постоянный контроль над своими стремлениями вызывает неврозы – соматические проявления, выражающиеся физическим и психическим дискомфортом. Фрейдизм в философии позволил значительно продвинуться вперед в изучении одного из основных вопросов познания — сущности человека.

Что из себя представляет классический психоанализ?

Процесс распознавания скрытого в глубинах сознания осуществляется посредством следующих методов и основных инстинктов:

  • Метод свободных ассоциаций;
  • Толкование сновидений;
  • Использование случайных оговорок, а также ошибочных действий человека.

Любой сеанс базируется на одном главном правиле – пациент должен говорить абсолютно все, без боязни и стеснения. Фрейд писал, что следует говорить все, что приходит в голову, даже, если на первый взгляд мысли кажутся пациенту неправильными или даже бессмысленными. Здесь нет места критическому выбору.

Для общего представления и описания техник классического психоанализа Фрейд использовал следующие объяснения:

  • Психоаналитик настаивал на том, что пациент во время сеанса должен лежать на диване или кушетке, а врач, в свою очередь, находиться позади больного таким образом, чтобы тот его не видел, а только слышал. Все потому, что выражение лица психоаналитика не должно давать пациенту пищу для размышлений, и уж тем более не оказывать влияния на то, что говорит больной.
  • Ни в коем случае нельзя указывать пациенту на то, о чем он должен или не должен говорить. Врач должен знать о больном все, что он сам о себе знает.
  • Пациент должен говорить абсолютно все, не скрывая имен, дат, мест и так далее. В психоанализе не существует тайн или скромности.
  • Во время сеанса пациенту следует всецело отдаваться бессознательной памяти. То есть человек должен отключить сознательное воздействие на свою память. Проще говоря, нужно просто слушать и не думать о том, запоминаете вы что-либо или нет.
  • Нельзя забывать и о работе со сновидениями, ведь это один из основных методов теории психоанализа. Фрейд считал, что если разобраться в бессознательных потребностях человека, которые выражаются в сновидениях, можно отыскать ключ к решению той самой основной проблемы;

Раскрыть пациенту все полученные сведения, объяснить значение его мыслей и состояния можно не раньше того момента, когда начнется процесс перенесения. Больной должен быть привязан к врачу, а для этого потребуется лишь время.

Зигмунд Фрейд основал теорию, позволяющую интерпретировать неосознанные мотивы поведения людей. Под классическим психоанализом в современном понимании подразумевают:

  • дисциплину, основанную на научных исследованиях;
  • комплекс мер, изучающих психические процессы;
  • методику, применяемую в лечении невротических нарушений.

На приеме у психоаналитикаЗатем гипотеза трансформируется и выводится на осознанный, понятный уровень. В таком виде она передается исследуемому, который должен принять ее на веру.

Роль культуры

Для Зигмунда Фрейда, философия была способом анализа влияния культуры на человека. По его мнению, культура — внешний цензор личности, определяющий нормы и границы допустимого. Процесс развития культуры напрямую связан с чувством удовлетворения. Эволюция культуры отдаляет человека от природы, удовлетворения первобытных влечений, и делает его несчастным.

Ограничение природных желаний вызывает чувство вины. Фрейд был убежден, что культура подавляет естественные желания человека к агрессии и разрушению. Его коллега и последователь Карл Юнг в начале своей деятельности был солидарен с Фрейдом, но позднее изменил свое мнение. Юнг более подробно рассмотрел влияние либидо на человека и его стремление к творчеству. На основе учения Фрейда Юнг создал собственную теорию об архетипах – образах, формирующихся в коллективном бессознательном, и влияющих на восприятие людей.

Вехи жизни

Фрейд родился в 1856 году в Австрийской империи в семье, где было 9 детей. С раннего возраста он был очень интеллектуально развит и в связи с этим на своих родных братьев и сестер смотрел свысока. А вот родители его очень поддерживали – другим ребятишкам даже не разрешали музицировать или петь, чтобы они не мешали маленькому Зигмунду. В школу он пошел на целый год раньше своих сверстников, окончил ее на «отлично» и сразу же решил, что станет ученым. Кратко опишем его дальнейшую биографию.

Рекомендуем: Фрейдизм и неофрейдизм: подробнее про направления

В 1873 году Фрейд стал студентом Венского университета и провел там целых 8 лет, занимаясь изучением разнообразных дисциплин. Одним из первых его научных трудов были исследования кокаина, которые он проводил, экспериментируя на самом себе. Зигмунд установил, что данное вещество обладает сильным анальгетическим эффектом.

Долгое время ученый применял его для обезболивания, что привело его к зависимости от кокаина. Он подсадил на наркотик нескольких своих друзей и даже свою невесту – в оправдание великого психолога можно сказать, что тогда он еще не знал о губительном действии вещества.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

истерию

Вернувшись в Австрию, Зигмунд начал работать в институте, вести частную практику, занимаясь преимущественно гипнозом. Но позже к З. Фрейду пришло понимание того, что этот метод не всегда эффективен, а иногда он бывает и вовсе бесполезным и не приносящим результата. Это подтолкнуло психолога к тому, что необходимо найти более универсальный и действенный метод лечения.

Рекомендуем: Эрих Фромм — кто это?

Философия Фрейда стала строиться на том, что с клиентом нужно общаться, и он сам будет давать в ходе диалога информацию, которая потом сможет стать ключом к пониманию его психики. Также ученый активно стал применять метод ассоциаций для установления причин возникновения того или иного психического отклонения.

В 1930 году ученому присудили премию Гете за вклад в литературу и науку. Но в этом же году случилось страшное для Фрейда событие – умерла его мама. Спустя несколько лет, когда в Германии к власти пришел Гитлер, труды Зигмунда были запрещены, а его книги массово уничтожались. Умер великий психолог в 1939 году, причем он сам захотел уйти из жизни – попросил доктора, ухаживавшего за ним, дать ему смертельную дозу морфия.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Фрейд и кокаин

В биографии Фрейда, и без того противоречивой, есть отдельный пункт, который до определенного момента даже пытались скрывать. Таким пунктом является исследование кокаина, и даже не само его исследование, а невероятная страсть ученого к нему, а также регулярное приобщение друзей и знакомых к приему данного препарата.

В 1884 году, прочитав работу одного военного врача о использовании инновационного средства кокаина, Фрейд решил провести опыт непосредственно на себе. Повышение выносливости, снижение утомляемости – заявленные немецким испытателем факты Фрейд в полной мере ощутил на себе. Он был настолько впечатлен эффектом, что буквально в этом же году выпустил работу, воспевающую его невероятные свойства, называлась она просто «О коке». Кроме того, что Фрейд сам пристрастился к пагубному веществу, он безоговорочно советовал его всем – и знакомым, и совершено незнакомым людям, посредством выпуска новых научных работ.

Не смущал ученого и тот факт, что вести о страшных последствиях принятия кокаина приходили все чаще — он продолжал изучать препарат как анестезирующее средство. На эту тему Фрейд написал огромную научную работу, опубликованную в «Центральном журнале общей терапии», а позже даже прочитал лекцию, в которой в открытую призывал использовать  кокаин для подкожных инъекций. Продолжалась «кокаиновая эпопея» Фрейда до 1887 года – именно тогда раз и навсегда был разрушен миф о его целебных свойствах и признана пагубность. Так, пытаясь сотворить прорыв в медицине, Фрейд, сам того не понимая, не только стал наркозависимым, но и «подсадил» на препарат огромное количество людей.

Структурная модель личности по Фрейду

Фрейд считал, что зрелая личность состоит из трёх начал: Ид (Оно), Эго (Я), Супер-эго (Сверх-Я).

Ид (Оно) представляет собой примитивные, врождённые и инстинктивные аспекты личности, оно функционирует в бессознательном и связано с биологическими побуждениями (сон, еда, дефекация и т.д.), наполняя поведение человека энергией. Ид содержит страсти, и как биологическое начало оно иррационально и аморально. Подчиняется Ид принципу удовольствия и сохраняет центральное положение для индивида в течение всей жизни. Согласно Фрейду, Ид (Оно) – это нечто тёмное, биологическое, не регулируемое ни законами, ни правилами. Это исходная структура психики, которая даёт разрядку психической энергии, но происходит это в импульсивной и иррациональной форме.

Эго (Я) – это совокупность осознаваемых человеком познавательных и исполнительных функций психики, ответственных за принятие решений. Эго удовлетворяет желания Ид в той мере, какой позволяют реальные обстоятельства и ориентируется на ограничения, налагаемые внешним миром. То есть, какими бы желания не были, необходимо учитывать реальность, терпеть отсрочку своих потребностей, пока не создадутся приемлемые условия. Выход либидозной энергии тормозится или направляется в другое русло, приемлемое для данной ситуации.

Супер-эго (Сверх-Я) – это носитель моральных норм, критик и цензор всех желаний человека. Супер-эго формируется под воздействием общества на сознание и подсознание человека, принятием им ценностей и норм общественной морали. Главным источником формирования Супер-эго являются родители, близкие, учителя и воспитатели, те люди, с которыми человек вступает в длительные отношения на протяжении всей жизни

Как взаимодействуют Ид, Эго и Супер-эго?

Родившись, ребёнок имеет только Ид (Оно) и живёт по принципу удовольствий. Когда он сталкивается с запретами со стороны родителей и окружающих его людей, он развивается как личность и появляются Эго (Я) и Супер-эго (Сверх-Я). Следовательно под давлением общества, в котором он живёт, у него антагонистические отношения с ним, но без этого давления невозможен и личностный рост.

По мнению Фрейда, Ид требует удовлетворения инстинктов, бессознательно направляет психическую энергию, чтобы урегулировать психические процессы и состояния человека. Неосознаваемые влечения, которые посылает Ид, находятся в постоянном конфликте с Супер-эго, т.е. с нравственными нормами. Постоянные противоречия между ними разрешает Эго (Я). Эго примиряет обе стороны так, чтобы влечения Ид были удовлетворены, но не нарушались нравственные нормы.

Фрейдовская модель личности (Ид, Эго, Супер-эго) разделена на три зоны: бессознательное, предсознательное и сознание. Сознание – это вершина, предсознательное и бессознательное – это «подводная» часть. Ид полностью находится в бессознательном и недоступно сознанию. Супер-эго формируется в процессе взаимодействия с окружающими людьми и обществом. Содержание предсознательного может быть осознано человеком, но требует усилий. Механизмом формирования Супер-эго у ребёнка является идентификация с близким взрослым по полу, черты и качества которого становятся содержанием Супер-эго. Становление психики и Супер-эго у детей проходит через преодоление Эдипова комплекса у мальчиков и комплекса Электры у девочек.

Эдипов комплекс у мальчиков и комплекс Электры у девочек

По греческой мифологии, царь Эдип убил отца и женился на своей матери, не зная, что она его мать. Фрейд считал, что в Эдиповом комплексе скрывается суть постоянно тяготеющему над каждым мужчиной сексуальному комплексу. То есть, мальчик испытывает влечение к матери, а отца считает соперником – это вызывает и восхищение, и страх, и ненависть у ребёнка. Он желает походить на отца, но при этом и хочет его смерти, боясь кастрации за влечение к матери. Преодоление Эдипова комплекса у мальчиков проходит в возрасте 5-6 лет. В это время у них формируется Супер-Эго.

Комплекс Электры у девочек связан с тягой к отцу и неприязнью к матери, развивается в возрасте 5-6 лет. Появление этого комплекса также связано с греческой мифологией и отображено в поведении Электры, которая уговаривает своего брата Ореста убить мать и её любовника, тем самым отомстить за смерть отца. Первая любовь у девочек появляется к матери. Но впоследствии она видит физическую разницу в структуре тела, у неё нет пениса, как у отца и брата, развивается зависть, что является психическим аналогом страха кастрации для мальчиков.

Истоки зависимости от курения

Фрейд разделил психическое развитие на стадии, зависящие от способа получения удовольствия. Первую он назвал оральной – стадией получения удовольствия с помощью области рта. Младенцы, питаясь молоком из материнской груди, стимулируют ротовую полость. В процессе насыщения у них появляется чувство удовлетворения, и оно автоматически ассоциируется с глотанием, жеванием, облизыванием.

Фрейд считал, что зависимость от курения появляется у людей, нуждающихся в удовлетворении своих потребностей, но имеющих возможности их реализовать. Эти люди ментально возвращаются на первую стадию развития и бессознательно стремятся воздействовать на ротовую полость.

Однажды Фрейд заявил, что женское пристрастие к курению – подсознательное желание орального секса. Сам ученый страдал от никотиновой зависимости, и его студенты тут же напомнили ему об этом, надеясь смутить. В ответ на это Фрейд сказал свою знаменитую фразу, позже ставшую крылатой: «Иногда сигара — это просто сигара».

Зигмунд Фрейд

Итак, это австрийский невролог, ставший основателем психоанализа. Его идеи и доныне вызывают неизменные дискуссии, как в научных, так и в обывательских кругах. Безусловно, он стал новатором в области психиатрии.

Приведем небольшую биографическую справку. Фрейд родился в 1856 году во Фрайбурге в семье торговца тканями. Вскоре после рождения Зигмунда семье пришлось переехать в Вену. С самого детства на мальчика возлагали большие надежды, и читал он совсем недетскую литературу – Кант, Гегель, Шекспир. Кроме того, ему очень хорошо давалось изучение иностранных языков.

Отучившись в гимназии, он поступил на медицинский факультет, однако тяги к этой сфере науки не испытывал. Фактически, юноша избрал для себя меньшее зло среди традиционных для евреев того времени сфер деятельности – торговли, медицины и юриспруденции. После окончания учебы Зигмунд был намерен продолжать академическую карьеру, однако вынужден был отдать предпочтение работе и вскоре открыл свой кабинет, в котором работал как невролог.

В 1885 году Фрейд попал на стажировку к психиатру Шарко, у которого перенял технику гипноза. Кроме того, в работе с пациентами он начал применять разговор, позволяя больным сполна выплеснуть эмоции. Этот метод в дальнейшем получит название «метод свободных ассоциаций». Он позволял проницательному врачу понимать проблемы пациентов и освобождать их от неврозов.

Постепенно Фрейд начал публиковать свои книги, вызвавшие сначала отторжение, а потом широкий резонанс в обществе: «Толкование сновидений», «Психопаталогия обыденной жизни» и т. д. Вокруг него сформировался круг учеников, среди которых в 1910 году произошел знаменитый раскол. Основной камень преткновения заключался во фрейдовской идее, что психозы человеческой личности связаны, в первую очередь с подавлением сексуальной энергии.

Зигмунд Фрейд женился сравнительно поздно, у него было шестеро детей. Умер знаменитый психоаналитик от рака в 1939 году.

Функции бессознательного

«Оно» или Бессознательное требует от человека удовлетворять потребности. Бессознательное руководствуется только внутренними желаниями, оно эгоистично и непоследовательно. Согласно взглядам Фрейда, главные человеческие желания — стремление к размножению и власти, желание испытывать удовольствие и избегать чувства страха. Если человек в своих поступках руководствуется Сознательным, Бессознательное вступает с ним в конфликт. Возникает эмоциональное напряжение, которое необходимо устранить. Для этого психика использует такие приемы:

  1. Вытеснение — перемещение желаний в область «Оно», где они продолжают воздействовать на психику, вызывая чувство безотчетного страха и тревожности.
  2. Рационализации — поиска более приемлемого объяснения для истинных желаний, избавляющего от чувства стыда.
  3. Сублимации — замены инстинктивных влечений на другие занятия: творчество, социальная работа и другие.
  4. Регрессии — отказа личности от восприятия действительности, возвращение к стадии развития личности, которая могла обеспечить психологический комфорт.

Постоянный конфликт между Сознательным и Бессознательным приводит к психическим расстройствам. Главная цель психоанализа — определить истинные желания человека, и найти компромиссные способы их реализации.

Образование

Изначально образованием сына занимались мать и отец, что в купе с неплохими способностями мальчика дало результат – Зигмунд был зачислен в специализированную гимназию на год раньше положенного возраста – в девять лет. Родители, особенно отец, возлагали огромные надежды на мальчика, и при этом всячески старались создать необходимые условия для его развития. Такая позиция оказалась эффективной — в 17 лет юный Зигмунд Фрейд принес в дом диплом об окончании учебного заведения с отличием. Следующим местом обучения для Фрейда стал Венский университет, куда он поступил на медицинский факультет в 1873  году. Однако, перед тем, как определиться со специализацией, Фрейд не один час провел в раздумьях, то и дело, взвешивая все «за» и «против» таких направлений как юриспруденция, промышленность и коммерция.

Решающим стал момент прослушивания лекции Гете – именно тогда Фрейд окончательно определился со сферой деятельности. Однако, всегда заинтересованный и невероятно активный парень медицину познавал без особого пристрастия. Изучая анатомию, химию и другие профильные науки, наибольшее удовольствие Фрейд получал от прослушивания лекций  известного физиолога и психолога Эрнста фон Брюкке. Посещение занятий не менее известного  зоолога Карла Клауса открыло перед парнем еще и неплохие перспективы. Работая под руководством Клауса, Фрейд написал несколько серьезных научных работ, осуществил первую исследовательскую работу в Институте зоологических исследований Триеста и стал дважды (1875 и 1876) стипендиатом этого же заведения.

Фрейд планировал и в дальше продолжать академическую работу, однако, нехватка средств заставила перейти великого ученого от теории к практике. Так он проработал несколько лет под началом ведущих терапевтов, а после и вовсе подал заявку на открытие личного кабинета невропатологии. В 1885 году, изучив документы и свидетельства, а также рекомендации Фрейда, ему был дан зеленый свет.

Ключевые теории психоанализа

Психоаналитическая теория основывается на утверждении З.Фрейда, что природа психики индивида должна быть последовательна и непрерывна. Для любой мысли, желания, поступка есть свои причины и основания, обусловленные сознательными и неосознанными намерениями.

Основываясь на этих утверждениях, З.Фрейд выделил области психики:

  • Сознание
  • Предсознание
  • Бессознательное

К сознанию З.Фрейд относит всё, что осознано индивидом все время, на протяжении всей жизни.

Область предсознания содержат в себе элементы неосознанного, имеющие возможность перейти в сознание в любое время.

Область бессознательного содержит в себе недоступные сознанию инстинкты. К ним относятся умозаключения, переживания и эмоции, вытесненные из сознательного. По мнению человека, эти мысли не имеют права существовать, являются грязными и запретными.

Ключевыми сими влияющими на психику человека, основываясь на идеях З.Фрейда, являются инстинкты. Под инстинктом понимается напряжение, дающее личности направление к своей цели.

Существуют главенствующие инстинкты:

  • Либидо, представляющее собой жизненную энергию;
  • Энергия агрессии, представляющая собой олицетворение смерти.

В психоаналитической теории акцент делается в основном на либидо, лежащее в основе природы сексуальности. Это живая энергия, основными характеристиками которой могут быть истолкованы различные психические расстройства, особенности поведения, мысли и эмоции индивида.

В психоанализе выделяют три структуры личности:

  • Оно – «Ид»
  • Я – «Эго»
  • Сверх – Я – «Супер-Эго»

К структуре Оно относятся наследственные инстинкты, которые были заложены изначально в индивиде. Они не поддаются влиянию законов логики. Основными характеристиками Оно являются хаотичность и неорганизованность. Оно влияет на остальные структуры личности в неограниченном воздействии.

Структура Я представляет собой ту часть личности, которая имеет тесную связь с внешним миром и окружением человека. Эго основывается на Оно, начинает проявляться с момента осознания собственной личности в детстве. Эти две структуры взаимодействуют между собой, «Ид» подпитывает «Эго», а «Эго» придаёт ему защиту, будто оболочка.

К примеру, рассмотрим связь этих структур в сексуальной потребности: «Ид» способно к осуществлению удовлетворения сексуального желания с помощью прямого сексуального контакта, но «Эго» находит дополнительные способы реализации этой потребности и находит обстоятельства и время для её реализации.

«Эго» может перенаправить или сдержать инстинкты «Ид», обеспечивая физическое и душевное благополучие индивида, обеспечивая безопасность.

«Супер-Эго» берет свое начало из структуры «Эго», представляет собой хранилище моральных принципов. Это запреты, ограничения и внутренние законы, влияющие на человека.

Автор выделял функции «Супер-Эго»:

  • Совесть
  • Самонаблюдение
  • Формирования идеалов

Все эти структуры совместно направлены на достижение главной цели – поддержание баланса стремлений к удовлетворению потребностей и опасностью неудовлетворения.

Энергия возникающая в Оно находит отражение в Я, с помощью Сверх – Я определяются границы Я. Очень часто требования окружающей средык которой необходимо приспособиться человеку и инстинкты Оно противоречивы, именно это является основой внутриличностных конфликтов.

Кратко о теории

Когда Зигмунд Фрейд занялся психоанализом и представил миру свое видение душевных проблем, общественность восприняла учение «в штыки». Новая теория противоречила всем канонам: религии, науке, философии, социальным устоям, культуре. Но, зародившись в конце 19 века, и поныне теория используется ведущими психиатрами мира.

Ученый посвятил свою жизнь тому, чтобы понять психику человека и определить составляющие, мотивирующие его действия. Основная идея теории – убеждение, что душевная природа не имеет перерывов, и из одного события рождается следующее.

Не всегда можно проследить цепочку последовательностей. Но то, что произошло в детстве, обязательно окажет свое влияние (хоть и неосознанно) в дальнейшей жизни. Теория Фрейда кратко интерпретируется так: каждый поступок, желание, мысль – это сознательное либо бессознательное намерение, «растущее» из прошлого.

Обратите внимание! Задача аналитика – разобраться в душевных переживаниях, найти скрытые связи событий и установить истинные причины поступков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector