Оральная стадия психосексуального развития по з. фрейду

Роль матери в развитии младенца

Исследования Спитца показывают, насколько опустошительным может быть недостаток внимания ребенку в течение первого года его существования. Ученый наблюдал за малышами из приюта, у которых всегда удовлетворялось ощущение голода. Однако они были в течение длительного промежутка времени предоставлены сами себе. Эти дети демонстрировали глубокие задержки одновременно в нескольких сферах развития. Часть данного синдрома получила название госпитализма.

Другие исследования, проводимые учеными Проувенсом и Липтоном, описывают замещение раннего генитального онанизма или игры (которые имеются у каждого ребенка при условии удовлетворительных отношений с матерью) другими аутоэротическими действиями в случаях проблем в отношениях. Если же мать отсутствовала совсем (как в детском приюте), эти явления исчезали полностью. Исследования показывают, что материнское кормление грудью имеет решающее значение для нормального развития ребенка.

Оральная стадия

В этот период (с рождения до полутора лет) выживание младенца всецело зависит от того, кто о нем заботится, а область рта наиболее тесно связана с удовлетворением биологических потребностей и приятными ощущениями. Главная задача, стоящая перед младенцем в течение орально — зависимого периода, состоит в закладке основных установок: зависимости, независимости, доверия и опоры в отношении других людей. Изначально ребенок не в состоянии отличить собственное тело от материнской груди и это дает ему возможность чувствовать нежность и любовь по отношению к самому себе. Но со временем грудь будет замещена частью собственного тела: ребенок будет сосать свой палец или язык, чтобы уменьшить напряжение, вызванное недостатком материнской заботы

Поэтому так важно не прерывать кормление грудью, если мама в состоянии кормить его сама

Фиксация поведения на этой стадии может произойти по двум причинам:

  • Фрустрация или блокирование потребностей ребенка.
  • Сверхзаботливость – ребенку предоставляется много возможностей самому управлять своими внутренними функциями. В результате этого у ребенка формируется чувство зависимости и некомпетентности.

Впоследствии, в зрелые годы, фиксация на этой стадии может выразиться в виде «остаточного» поведения. Взрослый человек в ситуации сильного стресса может регрессировать и это будет сопровождаться слезами, сосанием пальца, желанием выпить. Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью и это лишает ребенка соответствующего удовольствия.

Фрейд выдвинул постулат, согласно которому у ребенка, который получил чрезмерную или недостаточную стимуляцию во младенчестве, скорее всего сформируется в дальнейшем орально-пассивный тип личности. Основными его чертами является:

  • ожидает от окружающего мира «материнского» отношения к себе,
  • постоянно требует одобрения,
  • чрезмерно зависим и доверчив,
  • испытывает потребность в поддержке и принятии,
  • жизненная пассивность.

В течении второй половины первого года жизни начинается вторая фаза оральной стадии – орально-агрессивная. Теперь у младенца появляются зубы, благодаря чему кусание и жевание становятся важными средствами выражения фрустрации, вызванной отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения. Фиксация на орально-агрессивной стадии выражается у взрослых в таких чертах, как любовь к спорам, пессимизм, сарказм, циничное отношение ко всему окружающему. Людям с этим типом характера свойственно эксплуатировать других людей и доминировать над ними с целью удовлетворения собственных нужд.

Детская психология на сегодняшний день

Как вы, возможно, заметили, многие из великих больших теорий психологии детей были сосредоточены на строгом хронологическом развитии:

Как мы изменяем наш способ мышления, восприятия, чувств, отношений и поведения по мере взросления.
А также большое внимание уделяется тому, что происходит, когда мы уходим с определенного «курса» .

Во второй половине 20-го века большие всеобъемлющие теории отошли на задний план, и на передний план вышли меньшие теории, основанные на реальных наблюдениях.

Исследователи показали, что идея иметь одну большую теорию детской психологии, объясняющую все это, была слишком амбициозной, и что эти теории, часто были слишком далеки от реальной жизни.

Старые теории детской психологии просто не были достаточно детализированы.

Поэтому сейчас исследователи детской психологии в основном занимаются изучением конкретных областей детской психологии, а не пытаются охватить все.

Прафантазии

Фрейд первоначально объяснял возникновение страха кастрации у мальчика в результате подглядывания за девочками и угрозами со стороны взрослых в процессе мастурбации.

«У мальчика комплекс кастрации возникает после того, как, увидев женские гениталии, он узнал, что столь высоко ценимый им член не обязательно должен быть вместе с телом. Затем он вспоминает угрозы, которым он подвергался, занимаясь своим членом, начинает им верить и попадает с этих пор под влияние страха кастрации.»
(“Введение в психоанализ”)

Вы меня спросите, как может возникнуть кастрационный страх, если мальчик никогда не видел женских гениталий и ему никогда не грозили кастрацией? Значит, страх кастрации не носит повсеместный характер? Фрейд, судя по всему, тоже озадачивался этим вопросом и нашел для него универсальное решение, введя понятие бессознательной фантазии или прафантазии:

«Я полагаю, что эти прафантазии ‒ …являются филогенетическим достоянием. Индивид выходит в них за пределы собственного переживания в переживание доисторического времени, где его собственное переживание становится слишком рудиментарным. Мне кажется вполне возможным, что все, что сегодня рассказывается при анализе как фантазия, ‒ совращение детей, вспышка сексуального возбуждения при наблюдении полового сношения родителей, угроза кастрацией (или, вернее, кастрация) было реальностью в первобытной человеческой семье, и фантазирующий ребенок просто восполнил доисторической правдой пробелы в индивидуальной правде. У нас неоднократно возникало подозрение, что психология неврозов сохранила для нас из больше, чем все другие источники.»
(там же)

Благодаря этому фундаментальному допущению теперь оказалось неважным не только доказывать существование угрозы кастрации в индивидуальной истории пациента как причины страха кастрации, но также выявлять , отдав их на откуп прафантазиям ‒ тогда как ранее Фрейд видел в качестве причины развития невроза реальное совращение ребенка взрослым или как результат наблюдения ребенком полового акта родителей.

Оральная и анальная стадии: различия

Следующий этап был назван Фрейдом анальным. Начинается он в возрасте порядка 18 месяцев и длится до трех лет. Оральная и анальная стадии отличаются источником удовольствия у ребенка. Если для младенца это рот, то на следующем этапе ребенок получает удовлетворение от задерживания кишечника и последующего выталкивания фекалий. Постепенно ребенок учится усиливать наслаждение посредством отсрочки опорожнения.

Оральная и анальные стадии развития, согласно Фрейду, во многом определяют поведение уже взрослого человека. На данных стадиях задается вектор его личностного развития. Если застрявший на оральном этапе ребенок может стать зависимой или агрессивной личностью, то фиксация на следующей фазе приводит к педантичности, жадности, упрямству. Оральная и анальная стадии развития – это всего лишь два первых этапа в жизни ребенка. За ними следует фаллическая, латентная и генитальная стадии. За это время ребенок должен преодолеть Эдипов комплекс и научиться жить в обществе, внося в него свой трудовой вклад.

Характеристики анальной и оральной стадии также различны. Если на первом этапе основой качественного психологического развития является забота и любовь матери, то на следующей стадии от обоих родителей малышу необходимо принятие и похвала. Интерес к фекалиям у ребенка совершенно естественен. Дети в этом возрасте лишены брезгливости. Фекалии они воспринимают как первую принадлежащую им вещь. Если родители будут хвалить ребенка за успешное пользование горшком, фиксации на данной стадии не произойдет.

Оральная стадия по Фрейду — важнейший этап в развитии личности. Зная особенности данной ступени и других фаз развития, родители и педагоги получают возможность избежать нанесения психологических травм ребенку. Формирование личности в таком случае произойдет с наименьшим ущербом, а значит, ребенок будет расти более счастливым.

Супер-Эго

По мнению Фрейда, именно благодаря страху кастрации к пяти годам происходит Эдипова комплекса, в результате чего формируется совершенно новая инстанция психики ‒ Супер-Эго:

«…Эдипов комплекс у мальчика не просто , он буквально разрушается под влиянием шока, связанного с угрозой кастрации. Мальчик отказывается от своих либидинозных привязанностей, которые десексуализируются и отчасти сублимируются. Объекты этих привязанностей включаются в состав Эго, где они образуют ядро Супер-Эго и придают этому новообразованию характерные особенности. В нормальном, лучше говоря в идеальном, случае Эдипов комплекс не существует уже больше и в бессознательном, Супер-Эго стало его наследником.»
(“Некоторые психические следствия анатомического различия полов”. Фрейд)

Выражаясь проще, мальчик перестает сексуально претендовать на мать (отказ от либидинозных привязанностей), заменяет сексуальное влечение к матери на нежность (десексуализация), осваивает творческую деятельность, что характерно для детей от пяти лет (сублимация).

Выражаясь еще проще, мальчик смещает вектор борьбы за внимание матери с откровенных требований в адрес матери и агрессии в адрес отца на деятельность, могущую заслужить восхищение матери и признание отца ‒ творчество во всех видах, доступных в этом возрасте, и обучение (сублимация). Можно сказать, что эдипальное поражение толкает ребенка к развитию (сублимации), а эдипальная победа, напротив, лишает стимулов к развитию.. можно рассматривать как осадок запретов, норм и предписаний обоих родителей

Если учитывать , то становится понятным, что на формирование Супер-Эго у мальчика оказывает влияние как отец, так и мать (в )

можно рассматривать как осадок запретов, норм и предписаний обоих родителей. Если учитывать , то становится понятным, что на формирование Супер-Эго у мальчика оказывает влияние как отец, так и мать (в ).

«Супер-Эго ‒ репрезентация нашего отношения к родителям. Мы знали эти высшие существа, когда были маленькими детьми, мы ими восхищались и их боялись, а позднее восприняли их в себя.»
(“Я и Оно”. Фрейд)

При этом Супер-Эго остается бессознательным и только частично осознается в виде чувства морали, когда взрослый человек интуитивно понимает что такое хорошо и что такое плохо, но сам не в состоянии вразумительно объяснить, почему . Это чувство, сопровождает взрослого человека на протяжении всей его жизни, и мы называем это чувство совестью.

«Но если мы себя спросим, чего же Эго опасается со стороны Супер-Эго, то приходится остановиться на мысли, что наказание со стороны Супер-Эго представляет собой продолжение наказания кастрацией. Подобно тому, как Супер-Эго воплощает ставшего безличным отца, так и тревога перед, исходящей от последнего, угрозой кастрации превратилась в неопределенную социальную тревогу или тревогу перед своей совестью
(“Торможение, симптом, тревога”. Фрейд)

Таким образом, по мнению Фрейда, получается, то, что мы называем совестью ‒ есть результат страха кастрации.

Религиозное чувство или то, что признается божественным источником всех человеческих добродетелей, Фрейд также считает результатом формирования Супер-Эго:

«…Мы можем давать следующий ответ всем тем, кто был поколеблен в своем этическом сознании и жаловался, что ведь должно же быть в человеке высшее существо ‒ мы отвечаем: конечно, и вот это и есть высшее существо ‒ это Супер-Эго…»
(“Я и Оно”)

Религия и мораль филогенетически в поколениях приобретаются в результате преодоления позитивного Эдипова комплекса. Как Фрейд описывает в “Тотем и табу”, заповедь «не убей» уходит своими истоками к заповеди «не убей своего отца«. Также как заповедь «не пожелай жены ближнего своего» можно свести к запрету желать мать. А заповедь почитать отца и мать прямо нас отсылает к преодолению Эдипова комплекса.

В результате преодоления и распада Эдипова комплекса мальчик начинает становиться взрослее, потому что теперь в его психике неизменно присутствуют родители. Их образы включаются не только в Супер-Эго, но и в само Эго (Я) ребенка, что продолжает формирование идентичности.

Латентная стадия

В возрасте от семи до тринадцати лет интерес к эротической теме временно притупляется, и энергия либидо уходит на активную социализацию. Сложный этап Эдипова конфликта успешно разрешается, и долгожданное равновесие наконец устанавливается.

Латентная стадия в развитии ребенка- это проявление первостепенного внимания к социальной стороне жизни. В этот период он налаживает товарищеские связи с другими детьми, активно осваивает школьную программу, увлекается спортом и другими видами досуга. Формируются структура личности по типу «эго» и «супер-эго».

После прихода в этот мир все существование ребенка зависит от одного первостепенного компонента личности, которому Фрейд присвоил имя «Оно» (Id). Этот компонент – наши бессознательные инстинкты и потребности, которые напрямую зависят от получения наслаждения. Когда стремление приобрести желаемое не соответствует реальности, возникает конфликт и элемент «Оно» перерастает в «Я» (Ego).

Эго – это наше сознание, представление о себе, которое напрямую зависит от действительности. И когда окружающий социум требует от ребенка соблюдения общепринятых норм поведения, возникает третий элемент личности – «Сверх-Я» (Super-ego).

Супер-эго – это наша совесть, то есть внутренний судья, строго оценивающий все наши поступки. К моменту наступления латентной стадии все три элемента личности успешно сформированы, и во время прохождения этой фазы психического развития, продолжается подготовка к последнему, генитальному этапу. Но если во время развития супер-эго родители накладывают строгие запреты и всячески ограничивают свободу ребенка, то он начинает переживать все это слишком эмоционально, неправильно интерпретируя такое поведение старших. Но в развитии его эго проявляются такие качества, как независимость от чужого мнения, упорство и целеустремленность.

Вопреки мнению большинства о том, что в латентной стадии сексуального развития человека наступает «полный штиль» и бездействие, это далеко не так. Развиваются такие важные качества, как адаптация к действительности и самоуважение.

Времяпрепровождение с детьми такого же возраста приносит подростку большую радость, чем общение с родными. Он учится вести себя в компании сверстников, а в спорах все чаще находит способ пойти на компромисс. В школе ребенок учится послушанию и исполнительности, зачастую даже соревнуясь в этом с другими.

Когда латентная стадия сменяет фаллическую фазу, супер-эго становится уже не таким суровым к внешнему миру, как было изначально, а более терпимым.

Еще один взгляд на границы оральной стадии: микропсихоанализ

Если классический психоанализ предполагает, что данная фаза психосексуального развития длится от 0 до 18 месяцев, то в настоящее время все большее распространение получает точка зрения, согласно которой она начинается еще раньше — в утробе матери.

Фрейд сумел развенчать миф о «золотом детстве», предполагавшем, что ребенку неведомы конфликты и темные влечения. Но в 70-е годы прошлого столетия встал под вопрос еще один миф — о «золотом веке» пренатального периода, когда ребенок и мать находятся в полном психологическом и физическом симбиозе и потребности еще не рожденного малыша удовлетворяются автоматически. Направление, изучающее психосексуальное развитие человека во время внутриутробного развития, получило название микропсихоанализа. Его сторонники показали, что ни о каком пренатальном симбиозе матери и дитя не может идти речи. Участники этой диады состоят в сложных, а нередко и в конфликтных взаимоотношениях. Дитя появляется на свет, уже имея непростой опыт борьбы, конфронтации. С данной точки зрения психологическая травма рождения не является первичной психотравмой. И подавно на эту роль не претендует прекращение кормления грудью.

Отношения с другими людьми

Во взаимоотношениях с другими людьми человек будет стремиться к тому, чтобы окружающие его поучали, воспитывали, помогали реализовать собственный потенциал. Иными словами, в нем наличествует сильнейшая тенденция зависимости от других людей — это одна из главных особенностей застревания на оральной стадии. Фаза не была пройдена младенцем успешно, что оставляет отпечаток на бессознательном уровне. Поэтому таким взрослым требуется длительное взаимодействие с психологом, чтобы избавиться от подобного рода фиксации.

Есть и другое проявление данного вида характера — смещение. Такой человек всеми силами будет заботиться о другом или же сам начинает поучать окружающих, непрошенно вторгаясь в их личное пространство, постоянно навязываясь. Это также создает конфликты во взаимоотношениях с людьми.

Взрослый человек с подобной фиксацией постоянно терпит неудачи, так как внутренне, бессознательно считает себя недолюбленным ребенком. Он без конца жалуется на утомляемость, пассивность, склонность к бесконечным депрессиям. Он также имеет преувеличенное ощущение своей независимости. Исчезает оно при первом же стрессе — здесь человек с оральным характером наиболее остро ощущает потребность в поддержке других людей.

Такой человек постоянно проверяет себя на прочность и без труда находит для этого подходящие ситуации. Он пытается доказать себе, что является лучше других, таким образом компенсируя ощущение своей неполноценности и недолюбленности.

От него можно услышать фразы наподобие «мне нужно все или ничего», «если этот человек меня не понимает в этом вопросе, значит, он меня не понимает в принципе», «я ничего не буду вам объяснять, ведь вы все равно ничего не поймете». Иными словами, у него напрочь отсутствует гибкость в общении, толерантность.

Анальная стадия

Наступает в возрасте около полутора лет и длится до трех

Называется она так потому, что и родители, и сам ребенок в этот период, особенное внимание уделяют его заду, так как в этом возрасте пора приучать человека к горшку

Исходя из теории Фрейда, младенец получает истинное облегчение и удовольствие во время «выхода отходов жизнедеятельности организма», а особенно от того, что начинает сам контролировать этот процесс. Именно сейчас ребенок начинает осмысливать собственные действия, и приучение к горшку – важнейший элемент в познании новых навыков и способностей.

Родителям важно понимать, что интерес малыша к собственным фекалиям является вполне нормальным явлением, ведь он еще не знает чувства отвращения и брезгливости. Зато он прекрасно понимает, что его испражнения принадлежат только ему, и он сам решает, что с ними делать

Слыша похвалу от родителей за то, что он сходил на горшок, кроха искренне считает свои фекалии подарком маме и папе, по этой причине и далее считает нужным поступать так же, преподнося им новые «сюрпризы». Поэтому измазаться продуктами своей жизнедеятельности для малыша становится приятной процедурой.

Фрейд подчеркивает то, каким именно образом родители обычно осуществляют процедуру. Если высаживание дитяти на горшок начинается несвоевременно (оптимальный для этого возраст 2-3 года, так как контролирующие мышцы анального сфинктера наконец сформированы,) или родители слишком строги к соблюдению правил, новых для него — кричат, пристыжают и наказывают за нежелание сходить в туалет, — то у малыша формируется один из этих типов поведения:

  • Анально-выталкивающий — формируется установка, что любовь родителей можно получить, только успешно сходив на горшок.
  • Анально-удерживающий — реакция мамы и папы может подействовать противоположно, и кроха в знак протеста просто отказывается испражняться. Вследствие чего возникает запор.

Для людей первого типа характерны такие черты, как разрушительность, импульсивность, беспокойное поведение. Для них трата денег – основное проявление любви.

Людей второго типа характеризуют такие черты, как бережливость, пунктуальность, усидчивость, упрямство, жадность и скупость. Это настоящие педанты, патологически боящиеся малейшего загрязнения. И в возрасте латентной стадии (7-13 лет) эти черты могут оцениваться весьма положительно школьными учителями.

Но совсем иную личность можно воспитать, если правильно подойти к этому вопросу. Главное — не забывать похвалить малыша за успехи и не ругать слишком строго за неудачи. Тогда маленький человечек почувствует поддержку и понимание со стороны близких и постепенно научится самоконтролю, тем самым повышая свою самооценку. Став взрослым, он будет великодушным и щедрым, и делать подарки своим родным будет настоящим удовольствием для него.

Бытует мнение, что правильное поведение родителей – залог развития у малыша творческих способностей. Но несмотря на успешное протекание этой стадии, остается ощущение некого диссонанса, так как для ребенка фекалии – подарок маме, а вот она, в свою очередь, стремится поскорее их выбросить. Этот конфликт в понимании придает анальной фазе развития весьма драматичный характер.

Регрессия как психологическая защита

Развиваясь, ребенок переходит с одной ступеньки своего развития на другую. Регрессией называется обратный шаг-другой на предыдущие ступеньки. Например, когда человек в экстремальной ситуации начинает вести себя как ребенок, можно говорить, что он регрессировал – это называется поведенческой регрессией. Более сложным и устойчивым процессом является регрессия либидо, чему посвящена эта статья.

Не путайте регрессию с регрессом, который происходит при возрастных изменениях в мозге и именуется инволюционным психозом, когда старый человек впадает в детство; в отличие от регресса, регрессия – процесс обратимый и не связан с мозговыми изменениями

Сосание большого пальца в стрессовых ситуациях детьми старше двух лет является ярким примером регрессии либидо в качестве . Сосание само по себе не может устранить стрессовую ситуацию, с которой столкнулся ребенок, но помогает регрессировать к стадии, на которой сосание было средством удовлетворения и успокоения. Таким образом сосание обеспечивает ослабление напряжения, вызванное стрессом. Посредством такой регрессии ребенок, сосущий палец, достигает иллюзии защищенности и дистанцируется от неудовольствия, вызванного окружающей средой.

Сосание пальца младенцем не является регрессией, так как он еще находится на оральной стадии развития, на которой сосание является основным видом деятельности.

Влияние психоанализа на личность

Личность и является объектом психоанализа. Фрейд рассматривал личность, как динамическую систему. Внутри нее постоянно происходит борьба природных инстинктов, стремления к удовлетворению потребностей с этическими законами общества. Есть еще внутренние противоречия, психологические компромиссы, скрытые конфликты нашего «эго» с «супер-эго» и т.п.

Психоанализ, как теория и практический механизм исследования всех проявлений личности, способен корректировать их, влиять на изменение поведенческой динамики. Одним из воззрений неофрейдистов (Юнга, Адлера) является то, что психоанализ доступен и как самоанализ. Это происходит в том случае, когда грамотный психоаналитик сможет не только глубоко вникнуть в суть проблемы, но и научить основным приемам психоанализа пациента.

Фрейд и сам пришел к открытию своей теории через самоанализ, о чем он писал своему коллеге, немецкому врачу Флиссу. Кто, кроме самого человека может по-настоящему глубоко проникнуть в суть личностных проблем, их подсознательных источников?

Конечно, не каждый индивидуум способен проанализировать свое внутреннее состояние досконально, сделать правильные выводы. Поэтому многие и прибегают к услугам психоаналитиков, чтобы профессионал помог с помощью методов фрейдистской теории разобраться в проблеме данной личности, помочь ее грамотно разрешить.

Человек так устроен, что иногда достаточно одной беседы, чтобы облегчить его состояние. Грамотный психотерапевт путем проведенного психоанализа как бы поднимает на поверхность души, спрятанные глубоко чувства, сомнения, тревоги, пробуждает инстинкты. Фрейд считал, что даже сновидения играют большую роль в психоанализе, чему посвящена одна из его книг.

Анаклитический

Психоаналитический термин анаклитический происходит от греческого слова anaklitos (ανακλητος), которое чаще всего переводят, как опора, обычно приводя в пример известную фразу Фрейда: опорный тип выбора объекта. Под выбором объекта в психоанализе подразумевают выбор объекта любви.

Термин анаклитический стал широко известен благодаря описанию американским психоаналитиком Рене Шпицем депрессии у младенцев, разлученных с матерями, которую он назвал анаклитической. Получается, что эти младенцы с не сделали опорный выбор объекта? Давайте разбираться.

Фрейд использует выражение Anlehnungstypus der Objektwahl. Немецкое слово Anlehnungstypus сложное, и состоит из существительных Anlehnung и Typus. Anlehnung переводится как тесная связь, примыкание, опора. Typus переводится как тип. Objektwahl – перевели как выбор объекта. Переводчики работ Фрейда на русский язык нашли слово опора наиболее подходящим, и теперь эту фразу Фрейда принято переводить как опорный тип выбора объекта.

Переводчики работ Фрейда на английский, не найдя подходящего английского слова для перевода немецкого Anlehnung, пошли дальше, и придумали английский неологизм anaclitic, происходящий от греческого слова anaklitos, переводимого на английский как called back. Видимо слово anaclitic показалось им созвучным немецкому Anlehnung. Таким образом, общепринятым переводом выражения Фрейда Anlehnungstypus der Objektwahl на английский стало anaclitic object-choice. Таким образом термин анаклитический прочно вошел в психоаналитический словарь, несмотря на то, что Фрейд его никогда не употреблял.

На русский язык греческое слово anaklitos можно перевести как отзывный (например, в ответ на писк птенца раздался отзывный крик его матери). Но коли уже устоялся перевод указанной фразы Фрейда, как опорный тип выбора объекта – устоялось и мнение, что греческое слово anaklitos переводится как опора.

Objektwahl тоже неправильно переводить как выбор объекта, а следует переводить как объектный выбор. Имеется в виду, что младенец выходит из состояния и обращает свое либидо на свой первый объект любви – мать, т.е. совершает объектный выбор, преобразует нарциссическое либидо в объектное либидо, т.к. нарциссическое либидо направленно только на себя самого (аутоэротизм младенца по Фрейду). Как выражался Фрейд, мать становится первичным объектом, а не выбирается среди других объектов, потому что других объектов для младенца пока не существует.

Анаклитический – не единственный термин греческого происхождения, использующийся при переводе работ Фрейда, не будучи используемым самим Фрейдом. Существует еще одно широко употребимое психоаналитическое понятие, которое тоже придумали англоязычные переводчики – это катексис.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector