Типы высшей нервной деятельности
Содержание:
- Развитие речи у детей
- Психические функции
- Что мы узнали?
- Архив
- Последние статьи
- Эмоции
- Рефлексы
- Холерики
- Строение и функции центральной нервной системы
- Типы высшей нервной деятельности человека
- Анализ и синтез раздражений в коре больших полушарий
- Слабый тип нервной системы
- Внутреннее торможение
- Высшие функции психики
Развитие речи у детей
Для формирования речевой функции удетей решающее значение имеет общение ребенка со взрослыми людьми. После рождения ребенок издает нечленораздельные звуки. С трех месяцев дети начинают лепетать, гулить. Гуление — постепенное упражнение голосового аппарата в речевой функции.
Во второй половине первого года жизни у ребенка появляются условные рефлексы на речевые раздражители. Но ребенок в этом возрасте различает не слова с их смысловым значением, а тембр голоса, интонацию. В этом возрасте у ребенка функционирует только первая сигнальная система. Поэтому ребенок, еще не умеющий говорить, может выполнить словесную просьбу или приказание, хотя не понимает смысла слов.
В формировании речи необходимо участие слуха. Нарушение слуха до того, как ребенок научился говорить, ведет к глухонемоте
Для развития речи у детей также важно установление временных связей речевых центров с зонами кожно-мышечной и зрительной чувствительности в коре больших полушарий
К концу первого и к началу второго года у ребенка постепенно развивается собственно речь. Речь ребенка начинается с того момента, когда произносимые им отдельные речевые звуки или их комбинации приобретают значение условных раздражителей, становятся такими же сигналами непосредственных раздражителей, как и слова, произносимые окружающими.
В конце первого года жизни ребенок произносит 5—10 слов, в 2 года —300, в 3 года— 1000, 4 года —2000, 5 лет —2500. Но этот словарный запас довольно индивидуален.
Формирование устной речи в основном заканчивается к 5— 7 годам. У дошкольников большое значение в формировании речи имеют игры, прогулки, экскурсии, рассказы окружающих, чтение стихов, которые ребенок запоминает. Ребенок повторяет то, что говорят окружающие, легко запоминая новые слова и обороты речи. Отсюда понятно, какое огромное значение для развития речи имеют заучивание наизусть и пересказ рассказов и стихотворений. Обучение чтению и письму еще больше усиливает значение второсигнальных раздражителей, способствуя дальнейшему развитию процессов мышления.
Психические функции
Система условных и безусловных рефлекторных связей называется сигнальной. Выделяют первую и вторую сигнальные системы. Первая сигнальная система включает восприятие ощущений, их анализ, ответную реакцию. Посредством рецепторов система реагирует на свет, звук, прикосновение. Данные, полученные от органов чувств, формируют определённую картину мира с помощью психических функций. Их краткое описание представлено в таблице.
Функция
Описание
Ощущение
Отражение в центральной нервной системе отдельных свойств физических тел и явлений
Восприятие
Приём и обработка информации, помогающей ориентироваться в окружающем мире
Внимание
Концентрация психической деятельности на определённой (наиболее важной) информации
Память
Сохранение полученной от органов чувств информации
Мышление
Отражение внешнего мира, проявляющееся в сознательных действиях
Мотивация
Стимуляция к деятельности под действием внешних раздражителей и для удовлетворения собственных потребностей
Эмоции
Выражение отношения к внешнему миру
Рис. 2. Центры высшей нервной деятельности в коре головного мозга.
Для животных и человека многие ощущения будут одинаковыми. Так, и человек, и собака понимают, что вода – мокрая, а огонь – горячий. Однако в зависимости от развитых органов чувств и выборки информации мироощущение будет отличаться у разных представителей фауны. Например, собака живёт в мире запахов, т.к. лучше всего воспринимает эту информацию о внешнем мире.
Помимо первой сигнальной системы для высшей нервной деятельности человека характерна вторая сигнальная система, связанная с пониманием и воспроизводством речи. Вторая сигнальная система возникла из первой в результате эволюции. Жизнь в сообществе и выполнение сложных коллективных действий способствовали формированию речи. Как и другие раздражители, слово воздействует на центры коры головного мозга, формируя образы и ответную реакцию. Развивается только в сообществе при постоянном общении.
Рис. 3. Речь – вторая сигнальная система.
Всегда считалось, что человека от животных отличают наличие самосознания (узнавание в зеркале) и труд, как высшая форма мышления. Однако некоторые животные (слон, шимпанзе) узнают себя в зеркале, а многие представители фауны пользуются самодельными орудиями труда (вороны, обезьяны, каланы). Поэтому значительное отличие остаётся только в речи.
Что мы узнали?
Из урока биологии 8 класса узнали о том, что такое высшая нервная деятельность и из чего она складывается. Вся информация о внешнем мире поступает от рецепторов к головному мозгу, где обрабатывается и анализируется. На основе анализа складывается мироощущение и ответные реакции.
Архив
Выберите месяц Июль 2020 (1) Декабрь 2017 (3) Октябрь 2017 (2) Сентябрь 2017 (3) Август 2017 (1) Июль 2017 (1) Апрель 2016 (1) Март 2016 (1) Февраль 2016 (1) Январь 2016 (3) Декабрь 2015 (2) Ноябрь 2015 (8) Октябрь 2015 (8) Сентябрь 2015 (8) Август 2015 (12) Июль 2015 (10) Июнь 2015 (9) Май 2015 (22) Апрель 2015 (18) Март 2015 (20) Февраль 2015 (16) Январь 2015 (7) Декабрь 2014 (8) Ноябрь 2014 (6) Октябрь 2014 (10) Сентябрь 2014 (21) Август 2014 (17) Июль 2014 (12) Июнь 2014 (24) Май 2014 (14) Апрель 2014 (22) Март 2014 (25) Февраль 2014 (34) Январь 2014 (16) Декабрь 2013 (29) Ноябрь 2013 (42) Октябрь 2013 (42) Сентябрь 2013 (42) Август 2013 (29) Июль 2013 (58) Июнь 2013 (38) Май 2013 (25) Апрель 2013 (29) Март 2013 (1) Февраль 2013 (2) Январь 2013 (5) Декабрь 2012 (10) Ноябрь 2012 (26) Сентябрь 2012 (13) Июнь 2012 (1) Май 2012 (1) Апрель 2012 (3) Март 2012 (11) Февраль 2012 (33) Январь 2012 (22) Декабрь 2011 (11) Ноябрь 2011 (40) Октябрь 2011 (7) Сентябрь 2011 (21) Август 2011 (2) Февраль 2011 (3) Ноябрь 2010 (7) Сентябрь 2010 (3) Август 2010 (4) Июнь 2010 (2) Май 2010 (28) Апрель 2010 (9) Март 2010 (35) Февраль 2010 (47) Январь 2010 (67) Декабрь 2009 (75) Ноябрь 2009 (257) Октябрь 2009 (4)
Последние статьи
13.07.2020 Рубрика: Психиатрия
У каждого человека в жизни может наступить ситуация, когда он не может справиться с возникающими психологическими проблемами в его жизни. Этот груз нерешенных задач может повлечь за собой состояния тревоги, депрессии, апатии и более тяжелых нарушений нервной системы, вплоть до панических атак. В одиночку решить эти проблемы иногда становится невозможно, и в таких ситуациях может
Читать полностью »
06.12.2017 Рубрика: Здоровье и красота
Венозные заболевания стали серьезной проблемой современного общества. На распространение заболеваний влияет множество факторов. Это условия профессиональной деятельности, когда приходится много находиться на ногах или проводить весь день за рабочим столом и малоподвижный образ жизни. Вредны чрезмерные физические нагрузки и наследственная предрасположенность. Усугубляют положение вредные привычки и наличие лишнего веса. При появлении проблем в работе клапанной
Читать полностью »
06.12.2017 Рубрика: Медицинские учреждения
Стоматолог и челюстно-лицевой хирург с мировым признанием — Доктор Михаил Пелег. Скорая стоматологическая помощь в Майами, штат Флорида. Это отличный выбор, если Вы внезапно столкнулись с проблемами зубного характера. Михаил Пелег – это стоматолог мирового уровня с тридцатилетним стажем. Дантист и челюстно-лицевой хирург Михаил Пелег на сегодняшний день работает в Университетской больнице в Майами и
Читать полностью »
06.12.2017 Рубрика: Стоматология
Зубные имплантаты являются одним из самых больших достижений современной стоматологии. Это наилучший из всех возможных вариантов замены испорченных зубов. Дентальная имплантация зубов сейчас активно развивается, она облегчает жизнь миллионам людей, позволяя им без проблем жевать, говорить и улыбаться. Однако носители таких протезов сталкиваются с рядом проблем. Ниже вы найдёте несколько советов по уходу за вашими
Читать полностью »
Эмоции
Эмоции представляют собой реакции организма на внешние или внутренние раздражители, направленные на усиление или ослабление состояния, вызванного этими раздражителями. Эмоции отражают соотношение какой-либо актуальной потребности и возможности ее удовлетворения, которое человек непроизвольно субъективно оценивает на основе как генетической информации, так и своего индивидуального опыта. У человека выделяют три вида потребностей: витальные (соматовисцеральные), социальные (познание, коммуникация с себе подобными), творческие (наука, искусство, религия). Если вероятность добиться реализации какой-либо желаемой потребности мала, то возникают отрицательные эмоции (тревога, страх, разочарование). Если же какая-либо желаемая потребность успешно реализуется, то возникают положительные эмоции (наслаждение, радость, удовольствие).
В основе эмоций лежит активация систем специализированных мозговых структур, приводящая к изменению поведения с целью ослабить (отрицательная эмоция) или усилить (положительная эмоция) испытываемое состояние. Положительная эмоция сигнализирует о приближении момента удовлетворения потребности, а отрицательная — об удалении от этого момента.
Важнейшим материальным субстратом эмоций являются структуры лимбической системы мозга.
Рефлексы
ВНД позволяет приспосабливаться к изменчивым условиям окружающей среды. Осуществляется такая адаптация посредством рефлексов (ответной реакции на раздражитель), которые И. П. Павлов разделил на два вида:
- безусловные – врождённые, наследственные, не требуют обучения;
- условные – приобретаемые во время жизни.
Большинство центров безусловных рефлексов находится в спинном и продолговатом мозге и не относится к ВНД.Безусловные рефлексы характеризуются следующими признаками:
- начинают работать после рождения;
- свойственны всему виду;
- сохраняются в течение всей жизни;
- возникают в ответ на раздражение определённых рецепторов.
Примерами являются сосательный, глотательный, дыхательный рефлексы. Быстрая реакция без привлечения центров головного мозга в ответ на раздражение болевых рецепторов также относится к безусловным рефлексам.
Существуют сложные безусловные рефлексы, которые обладают цепной реакцией и влияют на поведение. Такие рефлексы называются инстинктами.
Условные рефлексы вырабатываются постепенно под действием внешней среды и носят индивидуальный характер. Их центры находятся в коре головного мозга. У животных условные рефлексы вызываются с помощью дрессировки при повторении определённых действий. У человека условные рефлексы вырабатываются в процессе обучения, например, реакция на красный свет при вождении автомобиля.
Рис. 1. Пример условного рефлекса.
Холерики
У людей холерического темперамента процесс возбуждения преобладает над процессом торможения. Выработка условных рефлексов происходит с легкостью, а вот процесс их торможения, наоборот, дается с трудом. Для холериков характерна высокая степень подвижности и невозможность сконцентрироваться на чем-то одном. Поведение человека с подобным темпераментом в большинстве случаев требует коррекции, в особенности если речь идет о ребенке. В детстве холерики демонстрируют агрессивное и вызывающее поведение, что обуславливается высокой степенью возбудимости и замедленным торможением всех нервных процессов.
Строение и функции центральной нервной системы
Нервная система — это высоко интегрированная совокупность, объединяющее в единое целое двигательные функции, чувствительность и работу систем регуляции — иммунную и эндокринную.
В единую нервную систему входят центральная нервная (ЦНС) и периферийная нервные системы (ПНС). ЦНС через ПНС, связана со всеми органами тела, в том числе и с нервными отростками, выходящими из позвонков. ПНС в свою очередь состоит из вегетативной, соматической и, по некоторым источникам, сенсорной систем.
Структура центральной нервной системы у животных
Рассмотрим основные органы, относящиеся к центральной нервной системе как у животных, так и у людей.
Отделы ЦНС всех позвоночных включают в себя связанные между собой головной и спинной мозг, выполняющие такие задачи:
- Головной мозг принимает и обрабатывает поступающие в него от внешних раздражителей сигналы и передает обратно командные нервные импульсы к органам.
- Спинной мозг является проводником этих сигналов.
Это возможно, благодаря сложному нейронному устройству мозгового вещества. Нейрон является основной структурной единицей ЦНС, нервной возбудимой клеткой с электрическим потенциалом, обрабатывающей сигналы, передаваемые ионами.
Такая ЦНС у всех позвоночных животных. Нервная система низших биологических особей (полипов, медуз, червей, членистоногих, моллюсков) имеет иные типы систем — диффузную, стволовую или ганглионарную (узловую).
Функции ЦНС
Главные функции ЦНС — рефлекторные.
Благодаря простым и сложным рефлексам, ЦНС выполняет следующее:
- регулирует все движения мышц ОДС;
- делает возможной работу всех шести чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса, вестибулярного аппарата);
- регулирует, посредством связи с вегетативной системой, работу желез внутренней секреции (слюнных, поджелудочной, щитовидной и др.).
Клеточное строение ЦНС
В состав центральной нервной системы входят клетки белого и серого вещества:
Серое вещество является главным компонентом ЦНС. К нему относятся:
- тела нейронов;
- дендриты (короткие отростки нейронов);
- аксоны (длинные окончания, идущие от нейрона к иннервируемым органам);
- отростки астроцитов — делящиеся клеток, отвечающие за химические и биологические процессы в нервном клеточном и межклеточном пространстве.
В белом веществе находятся только аксоны с миелиновой оболочкой, нейронов в нем нет.
Типы высшей нервной деятельности человека
Ещё в IV в. до нашей эры древнегреческий врач Гиппократ, наблюдая за поведением разных личностей, выделил 4 типа темперамента.
- Сангвинический – сильный, выдержанный, лабильный.
- Холерический – сильный, не выдержанный, вспыльчивый, легко возбудимый.
- Флегматический — сильный, спокойный, с низкой лабильностью нервных процессов, инертный;
- Меланхолический — слабый, быстро утомляемый, с низкой работоспособностью.
В современном мире концепция о типологических принадлежностях нервной системы как человека, так и животных стала одним из ключевых аспектов учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности.
В зависимости от этой специфики И. П. Павлов определяет 4 типа высшей нервной деятельности, выделение которых базируется на разнообразных сочетаниях трёх ведущих показателей:
- силы – интенсивности процессов возбуждения и торможения;
- уравновешенности — сбалансированности или преобладания интенсивности процессов возбуждения и торможения;
- подвижности – быстроте замещения процесса возбуждения торможением и наоборот.
- Первый тип — «живой», совпадает с сангвиником Гиппократа. Для него характерна повышенная интенсивность нервных процессов, их сбалансированность и чрезвычайная подвижность. Переход одних условных рефлексов в другие протекает быстро.
- Второй — «безудержный», отождествляется с гиппократовским холериком. Отличается интенсивностью нервных процессов, преобладанием нервного возбуждения над торможением, их высокой лабильностью.
- Третий — «спокойный», совпадает с флегматиком. Выделяется интенсивностью нервных процессов, их сбалансированностью, низкой лабильностью. Не активен, тяжело возбудим, медлителен. Адекватно реагирует на сильные внешние воздействия, уравновешен.
- Четвёртый – «слабый», идентичен меланхолику. Проявляется небольшой интенсивностью нервных процессов, их сниженной лабильностью. У этого типа ослаблены и возбуждение, и торможение, но торможение в превосходящей степени. Затруднено формирование условных рефлексов, а длительное или сильное раздражение вызывают быстрое нервное истощение.
В 20-е годы ХХ века, руководствуясь представлением о двух сигнальных системах, формирующих представление человека об окружении, академик И. П. Павлов создал типологию высшей нервной деятельности присущую исключительно человеческой личности.
На основании преобладания той или иной сигнальной системы И. П. Павлов выделил:
- Художественный тип – личности с господствующей первой сигнальной системой. Характеризуются образным мышлением, повышенным эмоциональным фоном, развитым воображением. Преобладают среди творческих деятелей.
- Мыслительный тип – личности с приоритетом второй сигнальной системы. Они выделяются преобладающим абстрактным мышлением, аналитическим умом, умением систематизировать информацию. Это научные деятели.
- Средний тип – человеческое большинство, люди с обеими равномерно развитыми сигнальными системами.
- Гениальный тип – лица с чрезвычайно развитыми сигнальными системами. Очень редко встречающийся тип.
Учение о типах высшей нервной деятельности является важным звеном в понимании логики возникновения таких психологических черт личности, как темперамент или характер. Особенности типа высшей нервной деятельности и темперамента являют собой естественное ядро индивидуальной неповторимости личности.
Анализ и синтез раздражений в коре больших полушарий
Многочисленные раздражители окружающей среды и самого организма через рецепторы воспринимаются и становятся источнинами импульсов, поступающих в кору больших полушарий: вкоре обрабатываются поступившие импульсы, раздражители анализируются, различаются и синтезируются, соединяются, обобщаются. Примером синтетической деятельности коры больших полушарий может служить образование временной связи, лежащее в основе выработки всякого условного рефлекса.
Сходные звуковые, обонятельные и другие раздражители могут сигнализировать о совершенно различных событиях. Только точный анализ этих сходных раздражителей обеспечивает биологически целесообразные реакции животного. Анализ раздражений состоит в различении, разделении разных сигналов, дифференцировании сходных воздействий на организм.
Различение, или дифференцирование, сходных условных раздражителей вырабатывается путем подкрепления одних и неподкрепления других раздражителей. Развивающееся при этом торможение подавляет рефлекторную реакцию на неподкрепляемые раздражители.
Анализ и синтез неразрывно связаны между собой, и в коре происходит сложная аналитико-синтетическая деятельность.
Статья на тему Высшая нервная деятельность человека
- ← Предыдущая
- Следующая →
- Главная Анатомия человека
Слабый тип нервной системы
Быстрая утомляемость. Для человека со слабой нервной системой характерна быстрая утомляемость, необходимость в дополнительных перерывах для отдыха, резкое снижение продуктивности работы на фоне отвлекающих факторов и помех.
Наблюдается неспособность распределить внимание между несколькими делами одновременно. Плохо справляется со стрессом
В ситуациях напряженной деятельности снижается эффективность работы, возникает тревога, неуверенность. Слабая нервная система не способна переносить сверхсильные раздражители. Она либо сразу выключается (тормозной процесс преобладает над возбуждением), либо ее «уносит» без всяких тормозов, с непредсказуемыми последствиями (торможение не успевает справиться с возбуждением)
Плохо справляется со стрессом. В ситуациях напряженной деятельности снижается эффективность работы, возникает тревога, неуверенность. Слабая нервная система не способна переносить сверхсильные раздражители. Она либо сразу выключается (тормозной процесс преобладает над возбуждением), либо ее «уносит» без всяких тормозов, с непредсказуемыми последствиями (торможение не успевает справиться с возбуждением).
Систематизация и контроль. Для слабой нервной системы характерна высокая устойчивость к монотонии, поэтому представители слабого типа добиваются лучших результатов в условиях повседневной, привычной деятельности. Успешно работают по алгоритму. Есть способность к планированию деятельности, систематизации, тщательному контролю за проделанной работой.
Повышенная чувствительность. Слабая нервная система обладает способностью реагировать на сверхслабые сигналы, различать сходные раздражители. Именно высокой чувствительностью определяется то, что некоторые люди способны подмечать тонкости оттенков, звуков, запахов, а также высказываний и межчеловеческих отношений.
by Paul Apal’kin
Внутреннее торможение
Внешнее торможение, как и запредельное торможение, имеет место не только в коре больших полушарий. Оно свойственно всем другим отделам нервной системы.
Наряду с внешним торможением существует специфически корковое торможение, которое И. П. Павлов назвал внутренним торможением. Это торможение возникает внутри дуги условного
рефлекса, т. е. в тех нервных структурах, которые участвуют в осуществлении данного рефлекса, а не действует на них со стороны других центров.
Если внешнее торможение возникает сразу, как только подействовал тормозящий агент, то внутреннее торможение надо вырабатывать, оно возникает при определенных условиях, и это иногда требует длительного времени.
Одним из видов внутреннего торможения является угасание. Оно развивается, если много раз условный рефлекс не подкрепляют безусловным раздражителем. Если свет лампочки был сигналом еды и при включении света наступало условнорефлекторное отделение слюны, то если теперь несколько раз включение света не подкреплять едой, рефлекс ослабевает, а затем прекращается вовсе. Наступило торможение. Через несколько часов или дней этот рефлекс может восстановиться. Восстановится угасший рефлекс и в том случае, если мы вновь подкрепим действие условного раздражителя безусловным.
Угасание условных рефлексов имеет важное биологическое значение. Благодаря ему организм перестает реагировать на сигналы, утратившие свое значение
К внутреннему торможению относится и запаздывание условных рефлексов. При выработке условного рефлекса вначале включают условный раздражитель (например, свет), а через 1 — 5 с дают пищу (безусловный раздражитель). Когда после нескольких сочетаний условного раздражителя с безусловным рефлекс выработан, отделение слюны наступает сразу, как только включают свет. Если теперь начать отставлять время подкрепления безусловным раздражителем до 2—3 мин, то условнорефлекторное отделение слюны начинает запаздывать. Из-за неподкрепления на протяжении 2—3 мин условного раздражителя безусловным раздражитель в течение времени неподкрепления приобретает тормозное значение.
Запаздывание создает условия для лучшей ориентировки животного в окружающем мире. Волк не сразу бросается на зайца, увидев его на значительном расстоянии. Он выжидает, когда заяц приблизится. От момента, когда волк увидел зайца, до того времени, когда заяц приблизится к волку, в коре больших полушарий волка имеет место процесс внутреннего торможения: тормозятся двигательные и пищевые условные рефлексы. Если бы этого не происходило, волк часто оставался бы без добычи, срываясь в погоню сразу, как только он увидит зайца. Выработавшееся запаздывание обеспечивает волку добычу.
Высшие функции психики
Под психикой понимают совокупность свойств нашего мозга, благодаря которым мы можем «отражать» суть окружающих предметов и явлений. Начальными этапами знаний человека о том, что его окружает, являются восприятия и ощущения. Ощущениями мы «схватываем» свойства предмета или явления по отдельности, получая почву для более сложных реакций и свойств.
Каждое ощущение, испытываемое нами, обладает некой силой, длительностью и интенсивностью. Благодаря ощущениям мы со временем обучаемся восприятию: это следующий этап знаний об окружающем мире. Воспринимая объекты и явления, мы принимаем и преобразовываем поступающую в мозг информацию, активно выделяя из её бесконечного потока то, что нам жизненно необходимо.
И ощущения, и восприятия происходят в нашей психике сознательно — безусловно, в комплексе с речью и мышлением. Далеко не все объекты внешнего мира можно воспринять с помощью чувств и образов. Именно мышление помогает людям получать ценные знания о предметах, которые по тем или иным причинам не могут быть восприняты чувственным путём.
Отражение окружающей действительности с выстраиванием последовательных связей, отношений и закономерностей принято называть мышлением. Мысля, мы обладаем содержанием и смыслом воспринимаемой информации и познаём внутреннюю суть предметов. Только функция мышления помогает людям строить предположения и гипотезы, делать открытия, создавать новое. В данном случае понятие «отражение» означает, что если мы не можем выразить суть предмета чувственным путём, то отражаем его суть словами, понятиями и формулировками. Мышление неразрывно связано со всеми основными процессами высшей нервной деятельности.
Ещё одна высшая функция психики, без которой не была бы возможна последовательность в жизни — это внимание. С помощью внимания человек фокусируется на главной сути того или иного объекта, отбирая нужную информацию и отсеивая то, что не представляется ценным
Нейрофизиологические основы внимания имеют тесную связь с ориентировочным рефлексом и безусловно с локальной активностью определённых участков мозговой коры. Немаловажную роль в проявлении внимания играют эмоциональный и биологический факторы, связанные с потребностями, испытываемыми человеком ежедневно.
Неразрывно связана со вниманием и память. Это умение хранить информацию в течение того или иного количества времени
Благодаря памяти, мы всегда чётко можем воспроизвести и вспомнить значимые для нас события, в том числе и случившиеся много лет назад. Память включает несколько последовательных компонентов, неразрывно связанных между собой:
- запоминание информации;
- хранение;
- способность её воспроизведения.
При этом информацию наша центральная нервная система может запечатлевать произвольно и непроизвольно. Непроизвольное запоминание часто происходит спонтанно, но более эффективным считается намеренное заучивание.
Немаловажную роль в нашей жизни играет такая функция, как мотивация. Под мотивациями понимают ряд побуждений к конкретным действиям, которые связаны с необходимостью удовлетворить какую-либо потребность. Мотивации бывают:
- биологическими;
- социальными;
- духовными.
Такая классификация выведена в соответствии с потребностями человека и животных. Например, биологические и социальные потребности (к размножению, взаимодействию с себе подобными) есть у представителей животного мира, а духовные ценности являются более сложными по своей организации и у животных их нет.
Кроме мотиваций, в нашей психике есть ещё и богатый спектр эмоций, определяющих отношение индивида как к окружающей среде, так и к себе самому. Эмоциональные проявления видны в поведении человека и зависят от того, насколько у него удовлетворены потребности. Бывают эмоции низшего и высшего порядка. Низший спектр эмоций означает стремление к удовлетворению биологических потребностей, а высшие проявление свойственны только высокоразвитым личностям, стремящимся к социальной и духовной реализации.
За эмоциональный фон в нашем организме несут ответственность лимбическая система и гипоталамус мозга, входящий в её состав.
А высшей и целостной формой восприятия окружающего мира и его отражения является сознание. Эта высшая функция психики намеренно регулирует все способы взаимодействия человека с окружающей средой. Именно она ответственна за те переживания, которые мы называем «глубоко субъективными» или «личностными», возникающими в результате жизненного опыта. С понятием сознания тесно связана философская идея субъективной реальности, а также все остальные формы деятельности нашей психики (начиная от ощущений и заканчивая волевым началом).