Что такое сила воли и для чего она нужна?

Расстройства влечений

Эти нарушения, так же как характерологические аномалии, проявляются главным образом поведенческими расстройствами. Чаще всего они представлены в качестве симптомов какого-либо психического заболевания, однако могут быть рассмотрены и как самостоятельная данность. Общей чертой импульсивных действий и влечений является то, что они характеризуются повторяющимися поступками без ясной рационализации мотивации, которые в целом противоречат интересам самого больного и других людей.

Импульсивные действия чаще всего представляют собой симптом тяжелого психического заболевания. Они характеризуются внезапностью, возникают спонтанно и не контролируются сознанием. Больные совершают немотивированные агрессивные и аутоагрессивные поступки, пытаются куда-то бежать или совершать какие-либо иные неадекватные действия.

Импульсивные влечения также характеризуются не контролируемым рассудком стремлением к совершению действий, поведению, не вытекающему из установок личности и часто не только не совместимыми с интересами больного, но и опасными своими последствиями.

Патологическая склонность к азартным играм (F63.0) последнее время встречается наиболее часто. Пациенты испытывают неодолимое влечение к посещению казино, залов игровых автоматов и т.п., где из раза в раз проигрывают имеющуюся наличность. Неконтролируемое чувство азарта заставляет делать это вновь и вновь, в ущерб работе, учебе, семье, другим интересам. Чтобы расплатиться с долгами или добыть деньги для игры, пациенты не останавливаются ни перед чем вплоть до откровенной лжи и правонарушений.

Патологические поджоги (пиромания) (F63.1) – непреодолимое и неосознанное стремление к поджогам собственности или других объектов без очевидных мотивов.

Патологическое воровство (клептомания) (F63.2) – непреодолимое влечение к краже предметов, что не связано с необходимостью в них или материальной выгодой.

Дромомания — стремление к бродяжничеству. Без какой-либо осознанной цели больные оставляют семью, работу и, часто даже не имея необходимых средств, уходят из дома, отправляются в поездку и т.п.

Дипсомания – непреодолимое влечение к употреблению алкоголя. Обычно носит запойный приступообразный характер. В межприступные периоды может наблюдаться абсолютное воздержание и отсутствие даже психической зависимости от спиртных напитков (в отличие от запойного пьянства и алкоголизма).

К этой рубрике также примыкают нарушения идентификации пола (F64) и расстройства сексуального предпочтения (F65). В первом случае отмечается поведение, не соответствующее биологическому полу пациента, стремление носить одежду противоположного пола (трансвестизм), чувство полового дискомфорта с желанием подвергнуться гормональному или хирургическому лечению. Во втором случае речь идет об изменении способа получения сексуального удовлетворения (эксгибиционизм, садизм, мазохизм), либо объекта полового влечения (педофилия, зоофилия, геронтофилия, некрофилия).

Гомосексуализм и бисексуализм в МКБ-10 не рассматриваются в качестве расстройства, однако эти варианты сексуальной ориентации могут обусловливать проблемы для индивидуума и поэтому подлежат соответствующей кодировке (F66.х0, х1, х2).

Грубые нарушения сексуального поведения чаще всего наблюдаются психопатических личностей и умственно отсталых, а также при тяжелых психических заболеваниях (шизофрения, эпилепсия, старческое слабоумие).

№4 — Настойчивость

Настойчивость – волевое качество характера человека, которое перекликается с упрямством. Качество можно рассмотреть на примере обучения.

Чтобы усвоить изученный материал, некоторое время придётся частенько к нему возвращаться и повторять. Только настойчивый человек способен возвращаться к старым учебникам в условиях катастрофической нехватки времени, когда на пятки наступает новый материал.

В детском возрасте сложно привить настойчивость к учёбе. Она развивается с возрастом. Но настойчивость у ребёнка проявляется в других моментах, например, в просьбах что-нибудь купить.

Волевые качества личности: психология поведения человека

Многие психологи по-разному трактуют сущность основных свойств характера и рассматривают его составляющие. Психология волевые качества личности также рассматривает подобным образом. Любое личностное качество человека можно представить как объединение врожденных возможностей и приобретенных им в течение жизни. Причем, если врожденные задатки в полной мере зависят от особенностей и свойств нервной системы, то за приобретенными стоит не только опыт индивида, но и его умения самостимуляции и саморегуляции.

Вначале, обычно ставят несложные задачи, выполнение которых не потребует много сил и времени. Но исполнять их нужно систематически, не отступая от требований. Придется постоянно вести борьбу с собственной ленью и неорганизованностью, искоренять свои дурные привычки. Постепенно задачи усложняют, они становятся более трудными для выполнения и требуют больших волевых усилий.

Успешно продвигаясь к цели, человек становится более уверенным, его самооценка повышается, и он начинает уважительно относиться к своим достижениям, что является значительным стимулом для развития силы воли.

Как развить настойчивость?

Чтобы развить качество, нужно постоянно заставлять себя выполнять одни и те же действия до результата. Если цель развития настойчивости – освоение иностранного языка, заставьте себя ежедневно учить по 30 новых слов, повторять тридцатку из вчерашнего дня. Учите новые, повторяйте старые – пока иностранные слова не будут отскакивать от зубов.

Ещё 1 хороший способ для развития общей настойчивости достигается изнурительным спортом. Вид спорта может быть любой, но в общих чертах рассмотрим на беге.

Поставьте цель: марафон на 10 км. Попробуйте прибежать к конечной точке за 1 день. Через пот, слабость, усталость бегите 10 км без остановки. Ежедневно увеличивайте километраж, доходите до финиша. Если вы научитесь настойчиво доводить дела от начала до конца за короткий срок, удача всегда будет на вашей стороне. Она любит настойчивых людей!

Понятие о воле и волевых действиях

Волю можно понимать по-разному. Во-первых, воля — общее, что побуждает к любому действию, то есть, в принципе, осознаваемое желание. Здесь необходимо отметить, что воля не совсем есть желание. Р. Мэй писал, что «это только половина истины сказать, что воля есть продукт желания; … желание никогда не проявится в полную силу, кроме как совместно с волей». Мэй Р. Экзистенциальные основы психотерапии / Р.Мэй // Экзистенциальная психология. Экзистенция. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — С.61. Во-вторых, волю можно рассматривать как нечто, что позволяет человеку, наоборот, управлять своими желаниями, воплощать их в действительность. «Воля — сознательная регуляция субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении цели…». Краткий психологический словарь / Сост. Л.А.Карпенко; Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. — М.: Политиздат, 1985. — С.48.

4 стр., 1741 слов

Волевые качества человека

… , катастрофах и т.д. 2. Волевые качества человека Воля человека проявляется в его практической деятельности как совокупность присущих ему волевых качеств. Основными из них являются: целеустремленность, настойчивость … неправильных действий, подавить отрицательные чувства и желания. Самообладание основывается на устойчивости убеждений, привычек и чувств человека, а также на ясном понимании им …

Такое понимание воли связано с понятием самоконтроля, который, в свою очередь, связан с системой мотивов и целей. Воля необходима для поддержания активности субъекта, или для её подавления. Рассмотрение воли в таком ракурсе близко к понятию свободы в экзистенциальной психологии в том плане, что человек, который «применяет» волю должен как бы оторваться от сиюминутной ситуации и либо обратиться к своему отношению к себе, своим ценностям, либо обратиться к воображению, логике и смоделировать последствия предполагаемого действия.

В более общем понимании воля представлена у С.Л. Рубинштейна. Она, наверное, включает в себя и первое и второе значение воли. Рубинштейн пишет: «действия, регулируемые осознанной целью и отношением к ней как к мотиву, — это и есть волевые действия». Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание / С.Л.Рубинштейн // Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. — М.: Наука, 1997. — С.173. Данное определение позволяет чётко ограничить понятие воли от понятия желания, понятия мотивации. В этом определении наблюдается отрыв от сиюминутной ситуации в виде наличия отношения к цели, её осознания.

Также важно соотношение мотива и цели. В случае, когда цель и мотив совпадают, по крайней мере, в сознании субъекта, субъект сознательно полностью управляет своей деятельностью, она не носит спонтанный характер, в деятельности имеет место воля

Положительные качества воли, проявления ее силы обеспечивают успешность деятельности.

Человек выполняет различные виды деятельностей (игровую, учебную, трудовую), включающие разнообразные действия: мыслительные, сенсорные, мнемические, моторные. Каждое из них определяется каким-то конкретным побуждением (влечением, желанием, страстью, убеждением, чувством долга и т.д.) или совокупностью их. Не все эти побуждения отчетливо сознаются человеком, а действия, им соответствующие, не одинаково контролируются сознанием. Так, мы говорим о непроизвольном и произвольном восприятии, непроизвольном и произвольном запоминании, непроизвольном и произвольном внимании. Мы также отмечаем, что в состоянии аффекта действия человека не контролируются его сознанием, хотя и здесь они не беспричинны. Таким образом, все действия человека могут быть поделены на две категории: непроизвольные и произвольные.

5 стр., 2181 слов

Воля и труд. Мера участия воли человека в его труде по концепции С.Г. Струмилина

… действий; -контроль результатов; -волевые усилия и интуиция. Всякая деятельность имеет определённую логическую основу. В случае сложного вида деятельности требуется участие воли человека. … преодоление трудностей при достижении цели. Воля возникла и формируется в процессе трудовой деятельности при овладении человеком законами природы. Волевые действия выполняют две взаимосвязанные функции …

Суть и понятие

Воля — психическая деятельность которая доступна только человеку. Она проявляется, когда индивид наметил для себя цель, но на пути ее достижения появились какие-либо трудности, препятствия. Чтобы не стоять на месте, продолжать двигаться дальше, он должен применить волевые усилия.

В психологии волей называется сторона сознания, которая нужна для начала деятельности, ее длительного удержания.

Исторический очерк

Психология воли начала развитие еще в эпоху Античности. Тогда первые исследователи выделяли ее как особую силу, которая побуждала человека на действия. Интенсивная разработка этого понятия начинается только в 18 веке. Начиная с этой эпохи выделяются мотивационные подходы, появляется понятие свободной и зависимой воли.

Ученые, которые внесли огромный вклад в изучение воли со стороны психологии — Вундт, Выготский, Рубинштейн, Декарт, Рибо.

Классификация:

  1. Духовная или свободная. Развита у верующих людей. Они самостоятельно принимают решение об ограничении себя от мирских благ, ведения аскетического образа жизни.
  2. Естественная. Присуща любому индивиду, но развита в разной степени. Помогает преодолевать разные трудности на пути к намеченной цели, дает мотивацию на действия.
  3. Вынужденная. Возникает, когда человек действует зависимо от навязанного мнения других людей.

Последний вид воли представляет собой контроль, которым часто пользуются руководители, учителя, воспитатели.

Теории, формы и уровни

Волевые действия имеют сложную структуру и состоят из нескольких моментов:

  1. Принятия поставленной цели, осознания возможностей для ее достижения. Человек размышляет о том, нужно ли ему тратить время на задуманное или лучше задействовать силы на другие дела.
  2. Оценки собственных возможностей, ресурсов, для достижения необходимого результата.
  3. Окончательного выбора метода достижения задуманного. Это самый сложный этап, на котором волевые качества индивида проявляются сильнее всего.
  4. Принятие решения.
  5. Последний этап — осуществление задуманного.

Характерные признаки:

  1. Умение ставить перед собой цели и достигать их любыми усилиями. У людей, которые постоянно достигают поставленных целей, хорошо развиты волевые качества.
  2. Решительность.
  3. Настойчивость. Зависит от мотивации.
  4. Самостоятельность, самодисциплина.
  5. Выдержка, терпение.

Эти признаки характерны для людей, которые имеют развитые волевые качества.

Нарушения

Виды нарушения воли:

  1. Гипобулия — в таком состоянии волевая активность снижается. Это расстройство характерно для ленивых, медлительных людей, которым сложно решиться сделать что-то выходящее за их зону комфорта.
  2. Абулия — безволие, ослабление воли, нерешительность. Индивид боится самостоятельно принимать решения, не проявляет инициативу в группе других людей, старается быть на последнем плане.
  3. Гипербулия — нездоровая активность. Проявляется у людей с маниакальными наклонностями. Они берутся за множество дел одновременно, ничего не доводят до конца.

При выявлении нарушений воли человеку нужно оказать соответствующую психологическую помощь.

Методы исследования

Существует несколько методов изучения волевых качеств:

  1. Экстенсивные. Это наблюдение за действиями человека в естественных условиях.
  2. Экспериментальные. Организовывается эксперимент, при котором испытатель вызывает интересующие явления самостоятельно, не дожидаясь их.

Экспериментальные методики можно разделить на естественные или принудительные.

Методы развития

Волевые качества можно и нужно развивать. Это можно сделать несколькими способами:

  1. Ежедневно делать зарядку, заставить себя заниматься спортом. Такой способ помогает развивать фундаментальные полезные привычки.
  2. Выполнять важные дела как можно раньше, не оставлять их на завтрашний день.
  3. Составить четкий график. Отвести время для активной деятельности, отдыха, употребления пищи, саморазвития.
  4. Не останавливаться при возникновении сложностей.

Чтобы выполнение дел доставляло удовольствие, нужно заранее поставить для себя мотивацию, вознаградить себя в конце пути.

Воля в психологии — сила, которая помогает достигать поставленной цели любыми усилиями, невзирая на сложности, препятствия, встречающиеся на пути. Волевые качества развиваются по-разному. Один человек может удерживать себя от вредных привычек, а другой нет. При желании волевые качества можно развить до необходимого уровня. Для этого применяются разные методики.

Как развить целеустремленность?

Чтобы восстановить или развить целеустремлённость, нужно постоянно ставить цели, двигаться к ним и анализировать результат.

Начните с малого. Например, при желании заняться велопрогулками, поставьте цель: купить велосипед. На момент постановки задачи не нагнетайте, что он дорогой, а для езды не хватает времени. Купите копилку или откройте пополняемый банковский счёт. Ежемесячно откладывайте 5–10% от доходов. Через полгода загляните в тайник. Узнайте, сколько денег получилось собрать. Зайдите в интернет и посмотрите, какой велосипед вы можете купить за накопленные деньги.

Таким образом, можно найти работу с устраиваемой зарплатой или продвинуться по карьерной лестнице. Если на имеющейся работе повышение не светит, нужно поставить цель: должность начальника отдела за год. Опишите возможные способы реализации плана и действуйте. Составьте хорошее резюме. Ежедневно после работы рассылайте его на электронные ящики потенциальных работодателей. Подавайте объявления в бесплатные и платные газеты, принимайте приглашения на собеседования. В течение года вы встретитесь с работодателем, который согласится взять человека без управленческого опыта.

Как все начиналось

Впервые, как доподлинно известно из надежных источников, о том, что такое воля, начали задумываться древнегреческие мыслители и философы. Так, до наших дней дошли рассуждения Аристотеля, посвященные этой теме. Он считал волю базой человеческой нравственности, а также усмотрел тесные связи между волеизъявлениями и этичностью, присущей человеку. Аристотель впервые высказал уверенность в том, что именно персона – тот, кто несет ответственность за ее благополучие, то есть индивидуум полностью определяет свою судьбу сам. Он назвал человека действующей силой, определив в качестве начала любого действия именно волю. В равной степени с нее начинается и плохое, и хорошее. Любой человек добровольно меняет действия. Намерения также меняются добровольно. Основываясь на таких рассуждения, Аристотель посчитал, что лишь от персоны зависит, насколько плохой или хорошей она будет. В его рассуждениях добровольность представляет собой свободу выбирать желаемое, ориентируясь на цели, достижение которых оправдано разумными доводами.

По мере развития психологии мыслители стали все чаще задумываться о том, что такое воля. Это размышление было базой работ многих известных психологов, благодаря чему даже зародилось специальное направление, названное волюнтаризмом. В его рамках волю считают автономной энергией, определяющей психическое действие. Такая научная позиция не допускает сведение волевого акта к конкретному процессу психики. Считается, что именно воля определяет их течение и развитие.

Основные качества волевых процессов

Воля — высший уровень регуляции поведения индивида и его деятельности. Она проявляется в совокупности с такими качествами личности как решительность, самообладание, упорство, настойчивость и уверенность в собственных силах.

В психологии к волевым качествам личности относят:

Стойкость воли — уровень постоянных или повторяемых усилий на протяжении длительного периода времени

Усилия необходимы для достижения важной для индивида цели.
Силу воли — степень волевого усилия, которое следует приложить, чтобы преодолеть возникшие трудности и достигнуть нужной цели.
Целеустремленность — степень осознанности человеком поставленной перед ним цели. Упорство необходимо для преодоления всех препятствий, стоящих на пути.
Дисциплинированность и самоконтроль — способность длительное время подчинять свои решения установленному порядку

Контролировать желания и не стремиться выполнять свои любые прихоти.

Волевые качества человека неразрывно связаны с его мышлением, так как они способствуют претворению мыслей или мечты в жизнь. У высокоразвитой личности волей всегда управляет разум. Сильная воля в сочетании с низким интеллектом может оказаться опасной. Это чаще всего выражается в упрямстве, своего рода дефекте воли.

Развитие волевых качеств индивида происходит:

  • в процессе исполнения поставленных перед ним требований или задач;
  • в систематической работе над собой;
  • при отстаивании своих убеждений, образа жизни, при исключении влияния окружающих на скорость продвижения к выбранной цели;
  • при осознании того, что надлежит в полной мере нести ответственность за свои действия.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector