Теория установки» д. н. узнадзе

Юность

Для продолжения учебы Узнадзе уехал в Швейцарию, а затем в Германию, где поступил на философский факультет Лейгщигского университета. В то время там работал один из основоположников экспериментальной психологии Вильгельм Вундт, который не только читал лекции по философии и психологии, но и работал в собственной лаборатории. И в этом учебном заведении Узнадзе был одним из лучших. Подтверждением этому служит премия, полученная им за работу, посвященную философии Лейбница, которую он написал, учась на третьем курсе. В 1909 г. он окончил университет и в том же году получил звание доктора философии в университете города Галль. Его диссертация была посвящена исследованию творчества Владимира Соловьева, его теории познания и метафизике. После окончания учебы Дмитрий Николаевич вернулся в Кутаиси, где работал одновременно в различных гимназиях, преподавал историю, психологию, историю педагогики и логику. Европейский диплом не считался действительным в Грузии, а потому ему пришлось экстерном сдавать экзамены на факультете истории философии Харьковского университета, в 1913 г. он получил диплом первой степени.

6 стр., 2691 слов

Философия образования и педагогика

… немало публикаций, в которых обсуждается проблема соотношения педагогики и философии образования (см.: Краевский В. В. Педагогика между философией и психологией // Педагогика. 1994. № 6; Лернер И. Я … социалистических стран. М., 1973. С. 38; Краевский В. В. Педагогика между философией и психологией // Педагогика. 1994. № 6), в той или иной мере признавали, что …

В это время Узнадзе много печатался, его статьи были посвящены в основном проблемам педагогики, философии, эстетики. В 1917 г. Д.Н. Узнадзе переехал в Тбилиси, где сразу же активно включился в работу по организации тбилисского университета. По его инициативе в 1918 г. в созданном университете открылась кафедра психологии и педагогики, а в 1920 г. — психологическая лаборатория. Кроме этого, Узнадзе еще руководил педагогическим институтом.

Теория внимания Узнадзе. Теория установки Д. Н. Узнадзе

Теория установки Д. Н

Узнадзе — раздел Философия, Общие представления о внимании Стоит Рассмотреть Теорию, Которая Связывает Внимание С Понятием Установки. Те…. Стоит рассмотреть теорию, которая связывает внимание с понятием установки

Теория установки предложена Д

Стоит рассмотреть теорию, которая связывает внимание с понятием установки. Теория установки предложена Д. Н

Узнадзе и поначалу касалась особого рода состояния предварительной настройки, которое возникает в организме под влиянием опыта и определяет его реакции на последующие воздействия

Н. Узнадзе и поначалу касалась особого рода состояния предварительной настройки, которое возникает в организме под влиянием опыта и определяет его реакции на последующие воздействия.

Например, если человеку дать в руки два одинаковых по объему, но разных по весу предмета, то затем он будет по-разному оценивать вес других, одинаковых предметов. Тот из них, который окажется в руке, где раньше находился более легкий предмет, на этот раз покажется более тяжелым, и наоборот, хотя два новых предмета на самом деле во всех отношениях будут одинаковыми. Говорят, что у человека, обнаруживающего такую иллюзию, сформировалась определенная установка на восприятие веса предметов.

Установка – неосознаваемое личностью состояние готовности, предрасположенность определенным образом воспринять, осмыслить объект или действовать с ним в соответствии с прошлым опытом.

Установка, по мнению Д. Н

Узнадзе, напрямую связана со вниманием. Внутренне она и выражает собой состояние внимания человека. Этим объясняется, в частности, то, почему в условиях импульсивного поведения, связанного с отсутствием внимания, у человека, тем не менее, могут возникать вполне определенные психические состояния, чувства, мысли, образы

Этим объясняется, в частности, то, почему в условиях импульсивного поведения, связанного с отсутствием внимания, у человека, тем не менее, могут возникать вполне определенные психические состояния, чувства, мысли, образы.

Выготский: С реактологической точки зрения внимание следует понимать не иначе, как известную систему реакций установки, т. е. таких подготовительных реакций организма, которые приводят тело в нужное положение и состояние и подготавливают его к предстоящей деятельности

С этой точки зрения реакции установки ничем не отличаются от всех прочих реакций. В них очень легко обнаружить и показать те же самые необходимые три момента, которые; возникают при полном протекании какой-либо реакции

таких подготовительных реакций организма, которые приводят тело в нужное положение и состояние и подготавливают его к предстоящей деятельности. С этой точки зрения реакции установки ничем не отличаются от всех прочих реакций. В них очень легко обнаружить и показать те же самые необходимые три момента, которые; возникают при полном протекании какой-либо реакции.

Первый из них – это наличие соответствующего раздражения, толчка или импульса, в чем бы он ни выражался: в каком-нибудь внешнем впечатлении или во внутреннем раздражителе, непроизнесенном слове, желании, эмоции и т. п. Без такой опорной точки не возникает никогда ни одна реакция установки.

Далее следует момент центральной переработки этого импульса.

Наконец, третий момент реакции — ее ответный эффект, который всегда реализуется при внимании в ряде движений внешних или внутренних, в ряде соматических реакций внутренних органов или внутренней секреции. Реакция установки в этом смысле есть самая обычная реакция организма, но только на ее долю в поведении человека выпадает особая роль — подготовительницы нашего будущего поведения. Поэтому предварительную реакцию установки можно назвать предреакцией.

С понятием установки в теории Узнадзе также связано понятие объективации . Она трактуется как выделение под влиянием установки определенного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности. Этот образ, или впечатление, и становится объектом внимания (отсюда название — «объективация»).

Свежие записи

  • 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
  • Виды деятельности студентов
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Доктор Фрейд и его учение
  • Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2

Биография

В 1913 г. эк­
стерном окончил историко-филологичес­
кий фак-т Харьковского ун-та. Професси­
ональную научную и преподавательскую
деятельность начал в 1910 г. Создал пер­
вую в Грузии женскую школу с препода­
ванием на грузинском языке (1915). Был
одним из организаторов Тбилисского Го­
сударственного ун-та (1918), где заведо­
вал созданной им кафедрой психологии и
психологической лабораторией (1918—
1950). В 1927 г. по его инициативе было
организовано Общество психологов Гру­
зии. Создал кафедры психологии и руково­
дил ими в педагогических институтах г. Ку­
таиси (1932-1940) и г. Сухуми (1938-1940).
В годы ВОВ работал при госпитале в ре­
абилитационном патопсихологическом
кабинете. В 1943 г. — возглавил органи­
зованный им ин-т психологии АН ГССР,
которым руководил до последних дней
своей жизни

Связь понятия установка с другими психологическими феноменами

Глубинные механизмы функционирования многих психологических проявлений тесно связаны с концепцией установки. Так, предубеждение, или понятие «свой-чужой» опираются на подсознательно сформировавшуюся у человека внутреннюю норму. От этой нормы идёт обычно неосознаваемый отсчёт наблюдаемого «отклонения» — то есть оценка ситуации, как нормальной или девиантной (патологической, враждебной и т. п.). Феномен установки объясняет как смещаемость внутреннего эталона, которая обеспечивает способность человека адаптироваться к изменяющимся социальным и психологическим условиям среды, так и такие явления, как предубеждение, ксенофобия, национализм.

Научный вклад

У. — автор широко извест­ ной общепсихологической теории уста­ новки, объясняющей особенности бес­ сознательных процессов, целесообразной деятельности, а также закономерности со­ циального поведения человека. Предпо­ сылкой его теории был философско-пси- хологический анализ трудов В. Соловьева, А. Бергсона, Г. Лейбница. При этом пси­ хологию трактовал как науку о целостной духовной личности, мотивы и поступки которой могут носить неосознаваемый характер. В 1920-е гг. разработал основы общепсихологического учения об уста­ новке (явление установки было открыто немецким психологом Л. Ланге в 1888 г. при изучении ошибок восприятия), кото­ рое отчасти противопоставлялось психо­ аналитической концепции бессознатель­ ного психического. Установка понималась им как целостное психическое состояние готовности субъекта к осуществлению оп­ ределенного поведения. Она возникает на основе мотивационных и ситуативных факторов, благодаря чему приобретает способность регулировать осуществление целесообразного поведения. Разработав простую и эффективную эксперименталь­ ную модель изучения установки (метод фиксированной установки), У. вместе с сотрудниками выявил целый ряд суще­ ственных общепсихологических и диффе­ ренциально-психологических свойств ус­ тановки (целостность, возбудимость, прочность, динамичность, пластичность, иррадиированность и др.). На этой осно­ ве им была построена установочная типо­ логия личности. В работах У. раскрыта и обоснована целостно-личностная приро­ да установки, ее бессознательный харак­ тер, законы ее формирования и протека­ ния. У.- автор многочисленных исследо­ ваний в различных областях психологии. Им выполнены теоретико-эксперимен­ тальные исследования, посвященные вопросам мышления, речи, внимания, воли

Особое внимание он уделял иссле­ дованиям языка, образования понятий, наименования, постижения значений. В сфере его интересов находились также проблемы методологии и истории психо­ логии. Он разрабатывал вопросы психотех­ ники, педологии, возрастной и педагоги­ ческой психологии, зоопсихологии

Внес существенный вклад в развитие философ­ ской и педагогической мысли Грузии

Он разрабатывал вопросы психотех­ ники, педологии, возрастной и педагоги­ ческой психологии, зоопсихологии. Внес существенный вклад в развитие философ­ ской и педагогической мысли Грузии.

Узнадзе д н Теория установки. Часть II Теория установки в школе д.Н.Узнадзе Неиспользованные возможности теории установки д.Н.Узнадзе

Исследования
социальной установки в зарубежной
психологии велись в направлении изучения
способов формирования, структуры
аттитюда. При этом почти вековые поиски
так и не дали ответа, что есть такое
социальная установка как феномен
психической жизни, в чем суть ее
взаимодействия с окружающим миром и
индивидом. До сих пор не ясно, как
формируется аттитюд, какова его структура
и функции компонентов. Различия в
понимании перечисленных проблем столь
велики, что порою взаимоисключают друг
друга. Нам представляется, что общим
недостатком почти всех концепций
аттитюда в зарубежной психологии
является их методологическая
несостоятельность, что проявляется в
пренебрежении к философским основам
той или иной концепции. Предлагаемые
позиции чаще всего расположены в русле
традиционных направлений психологии
– бихевиоризм, когнитивное направление,
гештальтпсихология, психоанализ и
другие.

Хорошо
известно, что ни одно из современных
направлений психологии не способно
адекватно решать проблему человека, не
может корректно ставить вопросы
философского обоснования проблем
психики и человека. Упорно низвергаемый
ныне марксизм, с нашей точки зрения, не
позволил отечественной психологии
захлебнуться в потоке известных идей
о психике человека, столь настойчиво
насаждаемых научной общественностью.
Проблема современной психологии Запада –
это не столько следствие недостатков
того или иного психологического
направления, сколько результат
неправильного видения собственно
проблемы человека и его взаимоотношений
с окружающим миром. Неустанно декларируемая
позиция заботы об окружающем мире и
поиск пути адекватного существования
человека на самом деле скрывают за собой
еще более жесткие философские основы
понимания природы человека, его психики.
Декартовский «человек-машина», фаустовский
гомункулус не идут ни в какое сравнение
с компьютерной метафорой человека либо
гуманистической парадигмой понимания
сути человека. Если в первых вариантах
окружающий мир противопоставлен
человеку, то во втором случае «дурной
антропоцентризм» (П.Т. Шарден) заслоняет
от человека истоки своей жизни, толкает
его на противоборство со своими основами.

Дмитрий Николаевич Узнадзе

Узнадзе Дмитрий Николаевич — грузинский философ и психолог. В 1896—1905 учился в Кутаисской классической гимназии; окончил философский факультет Лейпцигского университета; занимался, в частности, у В. Вундта и X. Фолькельта. В 1909 защитил докторскую диссертацию о мировоззрении Вл. Соловьева; в 1913 сдал экстерном экзамены за историко-филологический факультет в Харьковском университете; заведовал кафедрами психологии Тбилисского университета (1918—1950) и Кутаисского педагогического института (1933—1942); директор Института психологии АН Грузинской ССР (1941—1950). Первые работы Узнадзе посвящены истории философии; 1920-х гг. он сосредоточивается на психологических исследованиях, и в первую очередь на создании оригинальной «теории установки» как специфическом акте «объективации», которым субъект обращает предмет или явление в специальный объект наблюдения. «Установка» есть некое общее состояние деятельности субъекта как целого, которое, не составляя содержания сознания, оказывает решающее на него влияние.

В. Ф. Пустарнаков

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 130.

Узнадзе Дмитрий Николаевич (1886-1950) — грузинский психологи философ, автор общепсихологической теории установки.

Биография. За участие в революционном движении был исключен из последнего класса гимназии. Образование по философии получил в Лейпцигском университете (1909), где занимался у В. Вундта, X. Фолькельта, П. Барта. Здесь в 1907 г. за труд, посвященный философии Лейбница, получил премию, в 1909 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Метафизическое мировоззрение В. Соловьева». В 1913 г. экстерном окончил историко-филологический факультет Харьковского университета. С 1917 г. активно участвовал в создании Тбилисского университета, где сформировал в 1918 г. отделение психологии. В 1927 г. по его инициативе было создано Общество психологов Грузии. Директор Института психологии АН Грузии (1941-1950). С 1941 г. — действительный член АН Грузинской ССР.

Исследования. Проводил экспериментальные исследования фиксированной установки. Объяснял иллюзию контраста, в частности иллюзию веса, тем, что в предварительных сериях эксперимента происходит формирование определенной установки (что веса предметов будут сильно различаться), которая имеет внесенсорный характер, а при изменении условий эксперимента (при предъявлении одинаковых по весу предметов) возникает необходимость заново формировать установку, так как старая оказывается неадекватной. Рассогласование этих установок и порождает иллюзию. На основании этих и других экспериментов дал трактовку (методологического плана) понятию установки как «границы» между субъективным и объективным, которая связывает психическое не только с психическим же, но и с физическим. Явления установки, по его мнению, — свидетельство существования особой, досознательной формы психики. При этом установка описывается им как целостное, недифференцированное и бессознательное состояние субъекта, предшествующее деятельности, и выступает опосредствующим звеном между психическим и физическим, позволяющим снять «постулат непосредственности». Установка возникает при столкновении потребности субъекта и объективной ситуации ее удовлетворения. Также проводил исследования в области детской психологии: предложил типологию детской деятельности, разработал основы готовности детей к школе.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 618.

Сочинения: Untersuchungen zur Psychologie der Einstellung // Acta Psychologica. 1939. V. 4. N 3; Общая психология. 1940. Т. XIV; Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961; Экспериментально-психологические исследования. М., 1966; Труды. Тбилиси, 1966-1967. Т. 1-6 (на груз, яз.); Теория установки. М.; Воронеж: МПСИ, 1997.

Литература: Надирашвили Ш. А. Дмитрий Николаевич Узнадзе // Вопросы психологии. 1986. №6.

Сочинения:

Труды, т. 1—51. Тбилиси, 1956—67 (на груз, яз.); Психологиче кие исследования. М., 1966;

Wladimir Solowiow. Seine Erkenntn theorie und Metaphisik. Halle, a. s., 1990.

Литература:

Психологические исследования, посвященные 85-летию дня рождения Д. Н. Узнадзе. Тбилиси, 1973;

Дмитрий Узнадзе (1886 1950). Биобиблиография. Тбилиси, 1984;

Д. Н. Узнадзе — классик советской психологии. Тбилиси, 1986.

Эксперименты Узнадзе. . Бессознательное в психике человека. Установки и их исследования в школе д. Н. Узнадзе

Выше говорилось о сознании человека как качественно иной форме психического отражения мира, отличающей человека от животных. Между тем с самого начала мы были далеки от отождествления сознания человека с человеческой психикой вообще, хотя тенденция к называнию психики человека «сознанием» существовала и в деятельностном подходе. Однако это было, скорее, данью философской традиции, чем принципиальная позиция. Напротив, для интроспективной психологии, которая сошла со сцены как отдельное направление еще до возникновения собственно деятельностного подхода, бессознательного в человеческой психике не существовало. Против отождествления сознания с психикой когда-то выступал в XVII в. Г. В.Лейбниц, однако решающим вкладом в разработку проблем бессознательного стал

1Таковы, например, обучение в различных сектах, сугубо прагматическое «репетиторство», профессионально не обеспеченные психотренинги и т.д.

238

Д.Н.Узнадзе

психоанализ З.Фрейда (см. главу 4). Обращаясь теперь к рассмотрению бессознательных явлений в психике человека, мы должны учесть достижения не только психоанализа, но и других школ и направлений в психологии, которые в той или иной форме касались этой проблемы1. Одной из них была Грузинская школа, созданная крупнейшим психологом Дмитрием Николаевичем Узнадзе (1886—1950). Центральным понятием психологической концепции этой школы было понятие установки, имеющее самое непосредственное отношение к изучению бессознательных процессов в психике человека.

Мы не будем останавливаться подробно на тех теоретических основаниях, которые обусловили введение понятия «установка» в психологию (это предмет рассмотрения в иных учебных курсах). Скажем лишь, что Д. Н.Узнадзе, как и А.Н.Леонтьев, был озабочен критикой постулата непосредственности, ограничивающего психологическую науку. Рассмотрим конкретные эксперименты этой школы, доказавшие наличие установки определенного типа (так называемой фиксированной установки), которая является опосредствующим звеном в схеме «стимул — сознательное переживание» .

Испытуемому дают в руки (в каждую — по одному) два шара, совершенно одинаковые по всем свойствам, кроме, например, объема: один шар явно больше другого по объему. Каждый раз этот больший по объему шар дается, например, в левую руку. Через определенное число подобных проб, называемых предварительными экспозициями (обычно через 10—15), человек получает в руки пару равных по объему шаров (критическая экспозиция) с заданием сравнить их между собой. Объективно равные шары, однако, не воспринимаются таковыми: у испытуемого возникает иллюзия неравенства шаров, причем чаше кажется большим шар в той руке, в которой он держал меньший по объему шар (иллюзия контраста). Незначительному числу испытуемых большим кажется шар в той же руке, в какой ранее, в предварительных пробах, находился больший по объему шар (ассимилятивная иллюзия). Как объяснить возникновение подобных иллюзий? Д.Н.Узнадзе предположил, что в процессе предварительных проб у испытуемого появляется некоторое внутреннее состояние, подготавливающее его к восприятию дальнейших экспозиций. Это внутреннее состояние и было названо им установкой.

Биография

В 1913 г. эк­ стерном окончил историко-филологичес­ кий фак-т Харьковского ун-та. Професси­ ональную научную и преподавательскую деятельность начал в 1910 г. Создал пер­ вую в Грузии женскую школу с препода­ ванием на грузинском языке (1915). Был одним из организаторов Тбилисского Го­ сударственного ун-та (1918), где заведо­ вал созданной им кафедрой психологии и психологической лабораторией (1918— 1950). В 1927 г. по его инициативе было организовано Общество психологов Гру­ зии. Создал кафедры психологии и руково­ дил ими в педагогических институтах г. Ку­ таиси (1932-1940) и г. Сухуми (1938-1940). В годы ВОВ работал при госпитале в ре­ абилитационном патопсихологическом кабинете. В 1943 г. — возглавил органи­ зованный им ин-т психологии АН ГССР, которым руководил до последних дней своей жизни

ТЕОРИЯ УСТАНОВКИИ (Д.Н.Узнадзе)

Концепция личн. Узнадзе строится на понятии
(установки», которую он считал гл. психол.
образованием. Установка считается осн. регулятивным
механизмом поведения чел., определяя его
направленность и избирательную активность.
Однако сущность личн. не сводится к функционированию
установки, а определяется наличием таких основополагающих
проявлений, как сознание и способность к
объективации. Характерной особенностью личн. явл.
осуществление далекой мотивации, совершение
действий и поступков, цель которых в
удовлетворении потребностей, предназначенных для
будущей жизни. Высшие потребности – интеллект.,
моральные и эстетические – соответствуют Я-концепции
чел. Установка же проявляется в настоящем времени, хотя и
явл. определ. формой антиципации.

Поведение личн. может протекать на двух уровнях – как
импульсивное и регулируемое сознанием. В первом случае
направленность поведения определяется установкой,
возникающей при взаимодействии потребностей чел. и
ситуации, в которой они актуализируются. На более
высоком уровне поведения человек не подчиняется импульсу, а
находит такой вид поведения, за который может взять на себя
ответственность. Это происходит благодаря механизму
объективации, согласно которому чел. противопоставляет себя
внеш. среде, начинает сознавать действительность такой,
какая она есть, и объективировать свое поведение.

В зависимости от способности чел. к объективации Узнадзе
описывает три типа личностей: 1) динамический – личн.,
имеющая развитую способность к объективации и обладающая
готовностью легко переключаться в направлении
объективированных целей; 2) статичный – личн., проявляющая
гиперобъективацию, которая состоит в постоянной задержке
импульсов своих установок и выборе целесообразных видов
деятельности лишь на основе значит, волевых усилий; 3)
вариабельный – личн., обладающая достаточной легкостью
объективации, но не имеющая достаточных волевых
способностей для ее реализации.

Одной из важнейших характеристик личн. в Т. у. явл.
ответственность, благодаря которой человек может
становиться выше своих потребностей, выступая как субъект
воли. Смысл мотивации состоит в нахождении
деятельности, соответствующей осн., закрепленной в процессе
жизни установке личн. Период подготовки цели делится на две
ступени: 1) выбор, который признается интеллект, актом и
осуществляется на основе личност. ценности поведения для
данного субъекта ; 2) мотивация, признаваемая
волютивным процессом. Волевое поведение – это способность
личн. подчинить свою активность не только личност.
ценности, но и объективной необходимости.

Изучением личн. с позиций Т. у. занимались многие
ученики школы Узнадзе: Ш. А. Надирашвили, В. Г. Норакидзе,
А. С. Прангишвили, Н. И. Сарджвеладзе, Г. И. Цинцадзе, Ш.
Н. Чхартишвили, А. Е. Шерозия и др.

П. П. Горностай

<<<
ОГЛАВЛЕHИЕ
>>>
Библиотека
Фонда содействия развитию психической культуры (Киев)

Книги

Для обучения психологов нужны были учебники, которых в то время в Грузии не существовало. Решение этой проблемы он тоже берет на себя и выпускает несколько учебных пособий. В 1919 г. выходит в свет первая книга Д.Н. Узнадзе, посвященная исследованию творчества Лейбница, а в 1920-м — его первая монография Анри Бергсон, в которой он критически рассматривает интуитивизм Бергсона.

Мистические и интуитивные представления, по мнению Узнадзе, не подходят для понимания сущности познавательной и психической активности человека.

Должна быть создана система научных понятий, с помощью которой могут быть поняты и объяснены даже мистические и интуитивные представления человека.

Д.Н. Узнадзе пытается решить эту проблему, создав такую систему, чтобы не объяснять психические процессы через психическое или физическое, а установить иную детерминацию психики. В его работах, издаваемых в это время, появляются такие понятия, как биосфера, ситуация и подпсихическое. Они имеют у него сходное значение, описывают особую реальность, которая является детерминантой целесообразности поведения. Биосфера — это особый вид отражения действительности, а ситуация — положение, вызываемое в биосфере, т. е., по сути, ее частный случай.

19 стр., 9287 слов

Структура психики человека. Сознание как высший уровень развития психики

… отношениях, отражаясь в сознании людей, приводят к изменениям в содержании общественного сознания. Существенной особенностью сознания человека является самосознание. Осознавая … на социально сформированных категориях и ценностных ориентациях. Сознание человека как высшая форма развития психики имеет следующие … видел моря, но, прочтя описание его в книге, может себе представить море в более или …

Биосферу можно назвать и подпсихическим, поскольку речь идет об исследовании сознания. Таким образом, подпсихическое — это особая сфера действительности, и если процессы человеческого сознания определяются законами объекта, то к подпсихическому неприменимы понятия, как субъекта, так и объекта.

Именно оно определяет содержание сознания, психики, и отсюда Узнадзе делает вывод, что «бессознательное» Фрейда по своей природе является подпсихическим, не принадлежащим к психике. В 1923 г. издаются такие работы Д.Н. Узнадзе, как Имперсоналия и Психологические основы наименования. Основанием для создания последней послужили исследования, проведенные в его психологической лаборатории. Они показали, что наименование предмета или явления происходит, не случайно и имеет под собой психологическую основу. Испытуемые видели сходство между предлагаемым им бессмысленным рисунком и набором звуков, причем для каждого рисунка разные люди подбирали строго определенные звуковые комплексы. В 1924 г. вышла еще одна книга Д.Н. Узнадзе — Мотивы интереса к учебным предметам, посвященная проблемам педагогики. В 1940 г. вышла Общая психология Узнадзе, которая стала, по сути, обобщением его взглядов и теорий. Эта книга стала значимой для создания грузинской психологической школы, т.к. послужила основой для обучения нового поколения психологов. Во время Второй мировой войны он несколько приостановил педагогическую деятельность и, подобно многим психологам в Европе и России, открыл кабинет патопсихологии, где руководил работой по восстановлению нарушенных психических функций воинов. В 1949 г. вышла в свет книга Экспериментальные основы психологии установки, в которой были собраны и обобщены экспериментальные данные. Узнадзе охарактеризовал психические особенности человека в зависимости от скорости возникновения установки, ее сохранности во времени, силы воздействия и скорости смены. На основании этого он выделил три основных типа личности:

динамический, к которому относятся уравновешенные, гармоничные люди, легко приспосабливающиеся к окружающим;

статичный, к нему можно отнести тех людей, чье поведение не импульсивно, а опирается на объективацию, для них характерно проявление неуверенности;

вариабельный, к которому относятся люди дела, люди сильных стремлений, но с конфликтной структурой характера.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector