Судебная психология: определение и функции судебного психолога

Содержание:

Психология общностей с точки зрения права

Юрпсихология изучает проблемы развития и функционирования больших соцсистем — социума в общем, важнейших общественных подклассов, этнических групп (нация, народность). В таких системах действуют собственные законы отношений в обществе, которые следует внимательно изучить с целью понимания возникновения правонарушений.

Отношение конкретных структур социума к своему положению в обществе может быть весьма болезненным. Появление чувства несправедливости и неудовлетворенности таким положением зачастую приводит к вспышкам гнева и протестующим действиям, которые нередко несут опасность для общества. К ним относятся народные бунты, мятежи военных, терроризм отдельных личностей и радикальных общественных групп.

Юрпсихология подвергает тщательному рассмотрению слои социальных движений в мыслях отдельного индивидуума, рассчитывает вероятность возникновения протеста в том или ином общественно значимом случае, а также осуществляет поиск путей, которые способны сгладить общественное недовольство, и профилактических мер на социальное настроение в целях исключения антисоциального поведения.

Иногда в юридической психологии рассматриваются ситуации правового нигилизма от больших соцгрупп. Его проявление может происходить в теоретической или практической формах.

Первый случай предполагает отрицание права в теории, то есть оно отвергается в виде особенной ценности и заменяется иными важными для индивида сторонами жизни, бытия. Второй случай предполагает перенос таких взглядов на практику, что может привести в общественному террору в стране, развитию тоталитаризма, массовым жертвам. Юридическая психология призвана охранять закон и старается искать методы развития общества, где подобные ситуации можно предотвратить.

Тест с ответами: «Юридическая психология»

1.

Выберите определение понятия «аффект» в психологическом значении:а) Сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, развивающиеся в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из экстремальных, опасных, чаще всего неожиданно возникающих ситуаций+б) Стремление человека к высоким оценкам и самооценкам своей личности и вызванное этим мотивом поведениев) Устойчивое отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в связи с неуспехом в какой-либо сознательной деятельности человека и характеризующееся либо игнорированием самого факта неуспеха, либо устойчивое нежелание признать себя его виновником

г) Осознанное отношение человека к своим потребностям, способностям, влечения и мотивам поведения, переживания и мыслям, выражающееся в эмоционально-смысловой оценке своих субъективных возможностей и способностей

2. В криминальной психологии к чему относится темперамент, а также сведения о патологических отклонениях личности?а) Социально-демографической группе признаков личностиб) Социально-психологической группе признаков личностив) Психофизиологической группе признаков личности+

г) Нет верного ответа.

3. В каком направлении идет исследование личности в психологии?а) психология личности выявляется путем анализа результатов и продуктов ее деятельностиб) путем изучения формирования психики личности в процессе ее воспитания и обученияв) исследование патологических изменений психологической деятельности

г) все ответы верны+

4. Что является физическими (вещественными) компонентами в структуре преступного действия?а) мотив, цель действия;б) форма вины лица;в) предмет действия, способ, средства и условия его реализации+

г) результат действия.

5.

Какие существуют психологические предпосылки объединения правонарушителей в преступные группировки?а) Инстинкт стадностиб) Общие нормы поведения в ближайшем окружении и разделяемые стандарты преступной субкультуры, дефекты правосознания участников группы+в) «Психология толпы»г) Осознание невозможности совершения преступления и уклонения от ответственности без объединения в преступную группировку+

д) Общность преступных интересов, потребностей и мотивов+

г) правосознание подростка.

7. По средством чего обеспечивается соблюдение режима осужденными?а) охраны и надзора за нимиб) использования мер поощрения и взысканияв) применения в определенных случаях особых мер безопасности

г) все ответы верны+

8.

Найдите основное отличие обыска от осмотра места происшествия:а) Обыск — это принуждение по отношению к обыскиваемому, осмотр — непосредственное восприятие следователем места происшествия в целях изучения обстановки, изъятия следов и т. д. +б) Обыск подразумевает неожиданность и внезапность появления следователя осмотр — заранее спланированное действие, о котором предупреждены все участники уголовного процесса

в) Обыск и осмотр не имеют существенных отличий

9. В коллективе заключенных — осужденные, которые твердо встали на путь исправления, принимают активное участие в трудовой деятельности, но по собственной инициативе не оказывают помощи в перевоспитании других лиц, — это:а) группа актива;б) группа резерва+в) группа пассива

г) группа трудновоспитуемых

г) исследований не проводилось.

11. «Интериоризация» — это…а) «Юмор висельника»б) Ощущение новой ситуации как уже имевшей местоПреобразование внутренних психических структур во внешние действия, высказывания и т.п.в) Формирование внутренних структур психики путем усвоения структур внешней социальной действительности+

г) Двоемыслие, «двойная мораль» в мыслях и поступках человека

12. Что отражает взаимодействие (и воздействие) людей друг с другом в процессе межличностных отношений?а) Коммуникативную сторону общенияб) Интерактивную сторону общения+в) Перцептивная сторона общения

г) Верны ответы а) и в)

13. Преступная группа численностью 4-9 человек относится к:а) К малым группамб) К средним группам+в) К большим группам

г) Классифицируется зависимости от обстоятельств.

г) все ответы верны+

15. Как называются факторы, которые непосредственно связаны с правовой системой, деятельностью юридических органов, функционирующих в интересах укрепления законности и правопорядка:а) Криминогенные факторыб) Правовые факторы

в) Фоновые факторы

Судебная психология: одна из областей психологии

Но что такое судебная психология? Судебный термин происходит от латинского форум, То есть площадь, общественное пространство, где в римские времена проходили публичные судебные процессы.

Таким образом, судебная психология — это раздел психологии, который изучает и вмешивается в судебные процессы чтобы предоставить данные и знания, чтобы помочь решить дела. Специалисты судебной психологии являются судебными психологами, и их функция заключается в том, чтобы собирать, изучать и правильно интерпретировать различные психологические данные, которые могут предоставить важные элементы перед лицом судебного разбирательства.

Функции и навыки судебных психологов

Специалисты по судебной психологии, помимо того, что являются выпускниками по психологии, должны обладать знаниями и инструментами судебного, процессуального и уголовного права. Это позволяет им иметь необходимый опыт, чтобы иметь возможность точно понимать судебные процессы и правильно применять психологические приемы в этой области.

Судебные психологи работают вместе с юристами, экспертами, прокурорами и судьями. На самом деле, судебные психологи выступают в качестве экспертов, предлагая свои профессиональные показания в определенных судебных процессах предоставление данных и знаний, представляющих интерес для сотрудничества с Министерством юстиции и обеспечения возможности выяснения обстоятельств дела, по крайней мере, в отношении определенных психологических и / или психопатологических аспектов некоторых или всех участвующих сторон.

Профессионал в области психологии, а также специалист в области права

Судебный психолог — это не просто психолог, который выполняет определенные задачи в государственном управлении юстиции. На самом деле, он великий господин всех понятий, норм и динамики правовой системы, в которой он находится .

Судебный психолог имеет широкое понимание всех правовых и процессуальных механизмов. На самом деле, если бы это было не так, его легко можно было бы исключить из определенных процессов, в которых он участвовал, потеряв доверие к различным участникам процесса. Судебная система является формальной системой, в которой методы и процедуры имеют первостепенное значение. Следовательно, судебный психолог, помимо того, что является экспертом в своей области, должен знать и идеально приспосабливаться к этим правилам.

Вас может заинтересовать: «Различия между криминальной психологией и судебной психологией»

Судебная психология в составе юридической: специфика направления

В судебную психологию входят отдельные направления, работающие со всеми составляющими криминалистики. Эксперты в этой отрасли занимаются разработкой психологических основ:

  1. Правоохранительной деятельности — проведение экспертизы, следственной работы, профилактики правонарушений.
  2. Ресоциализации правонарушителей — проведение адаптационных мероприятий с заключенными после освобождения, разработка исправительно-трудовых методов.
  3. Правопослушного поведения — повышение осведомленности людей в сфере правосознания, норм морали, социальных стереотипов.
  4. Преступного поведения — изучение особенностей развития преступников, стереотипов поведения, структуры личности потерпевших, вариантов развития преступной группы, криминогенных ситуаций.
  5. Психологии несовершеннолетних — изучение особенностей психики подростков, находящихся в криминогенной ситуации, проведение просветительско-профилактических мероприятий.

Судебная психология необходима для учета психологических аспектов личности в процессе правовой деятельности, повышения объективности участников правового регулирования.

2. Прикладные задачи криминальной психологии.

Прикладные задачи определяются сферами использования ее научных данных. Эти задачи заключаются в разработке методических основ психологического изучения и оценки различных видов преступных деяний, личности различных типов преступников, преступных групп, а также общественного правосознания. На основе данных, полученных в результате изучения объектов криминальной психологии осуществляется разработка рекомендаций для эффективного решения задач правоохранительной деятельности. Так, научные знания о личности преступников, преступных группах и психической регуляции преступного поведения необходимы для эффективного раскрытия и расследования преступлений. Эти знания также необходимы в уголовном судопроизводстве для правильной оценки характера совершенного преступления, его субъективной стороны. Психологические знания о личности преступника позволяют более правильно оценить личность виновного для назначения адекватного наказания, а знания о преступной группе — установить роль и степень участия и взаимовлияния ее членов при совершении преступного деяния

Важное значение имеет использование знаний о криминогенной личности в процессе исправления осужденных и индивидуальной профилактике преступлений. Предупреждение преступности в обществе требует знаний об индивидуально-психологических и социально-психологических явлениях, выступающих ее внутренним причинами, а также знаний о том, как влияют на правовые позиции людей социальные условия

Таким образом, научные знания криминальной психологии получают использование в различных областях юридической психологии: оперативной, следственной, экспертной, судебной, исправительной, превентивной и т.д.

Методика

Методы юридической психологии весьма разнообразны. К ним относятся:

  1. Структурный анализ, который предназначен для выявления функционально-структурной зависимости процесса, который подлежит исследованию. Этот метод позволяет изучить личность нарушителя закона, его характер и особенности.
  2. Структурно-генетический анализ изучает появление и дальнейшее развитие объекта.
  3. Естественный эксперимент создан для исследования поведения испытуемой личности в искусственно созданной обстановке, которая воспринимается им как реальная.
  4. Беседа — доверительный диалог с исследуемой личностью посредством использования косвенных вопросов.
  5. Изучение гражданских и уголовных дел, также ошибок суда и следствия для проведения полного исследования личностных характеристик всех субъектов правовых отношений.
  6. Изучение биографических данных лица и принадлежащих ему документов.
  7. Обобщение независящих друг от друга характеристик предоставляет возможность сделать обоснованные выводы в конце исследования о деловых и иных чертах личности.
  8. Изучение конкретной ситуации заключается в детальном исследовании социально-психологического случая на отдельном объекте.

Личностная правовая психология

Главным объектом изучения дисциплины является личность человека, как индивида. Несмотря на то, что он принадлежит к определенной социальной группе, изначально это отдельная личность с психологическими чертами, положением в обществе, биографией и противоречивыми чувствами.

С правовой стороны поведенческая линия человека может быть правомерной, неправомерной или юридически нейтральной.  Последний вариант не предполагает никаких юридических последствий и не подвергается юридическому изучению. Правовое поведение может быть правомерным и неправомерным. Их сущность в том, что личность следует действующим в обществе правовым нормам или нарушает их.

К свойствам правовой поведенческой линии относятся:

  • общественная значимость;
  • нахождение под контролем сознания и воли гражданина;
  • наличие в правовой сфере;
  • нахождение под государственной юрисдикцией;
  • порождение правовых последствий.

Правомерное поведение всегда более предпочтительно и желательно. Поэтому оно охраняется на законодательном уровне. Честный труд, получение образования, принятие участия в государственных делах и другие формы социальной деятельности находят свое отражение в правомерном поведении.

С такой поведенческой линией связано большинство правовых последствий, исключая нежелательные (возложение ответственности, использование принудительных мер). Соблюдая государственную дисциплину, участвуя в социальной жизни, выбрав качественный труд и достигнув высокого уровня выполнения обязанностей как работника, личность может рассчитывать на достижение определенного уровня материальной обеспеченности.

С точки зрения юрпсихологии правомерное и неправомерное поведение рассматриваются под определенным углом. Неправомерная линия исследуется с целью понятия психологии правонарушителя и нахождения вариантов выявить отдельные преступные личности, а также, как профилактическая мера противоправных общественных действий. Правомерная линия больше изучает профессиональную сферу работников юридической сферы.

Объект

Объектом юрпсихологии считаются закономерные явления, происходящие в процессе психической деятельности индивида в сфере правовых взаимоотношений.

Многие ученые этой области акцентируют внимание на том, что особенностью методологии юрпсихологии является то, что центр — это личность индивидуума. Правовая наука распознает в человеке нарушителя закона, а юридическая психология проводит исследование личности правонарушителя, потерпевшего

Особое внимание здесь уделяется психологическим вопросам взаимодействия личности и права в качестве составляющих частей единой системы. Предмет юрпсихологии изменчив в зависимости от жизненных условий, общественных вопросов, общих научных изменений

Характерной чертой этой науки является то, что практически все закономерности психики, которые подвергаются исследованию, заключены в границы общих общественных норм поведения, находящих свое отражение в праве.

В целом выделяется 3 основных линии исследований в юридической психологии:

  1. Изучение поведения нарушителя закона и его поведения.
  2. Изучение поведения личностей, которые осуществляют правосудие и борются с преступностью.
  3. Изучение поведения перевоспитания нарушителя закона.

Эти определения объекта и предмета юрпсихологии отображают сущность данной сферы психологического учения, которое означает не только приложение к определенной практической области психологических исследований, но и представляет собой механизм познания психологии о человеческой деятельности в правовой сфере.

Социализация с точки зрения права

Правовая адаптация в обществе едина с личным и социальным правосознанием. Степень развития юрпсихологии социума, отдельной группы, коллектива оказывает влияние на общественно-психологическую жизнь и правильное формирование образа правового общества, на правомерное поведение каждого индивида и стабильность группы.

Правовое сознание в качестве величины содержит социальное правосознание (явления, которые характеризуют общество в целом), правосознание группы (для отдельно взятых соцгрупп и классов), правосознание индивида (как личность воспринимает нормы действующих законов). Оно разделяется на 2 уровня: элементарный (соответствие поведенческой линии отдельного индивида нормам права) и высший (как общество относится к правовой системе в общем).

Общие понятия

Чтобы понять природу каждой дисциплины, необходимо знать некоторые общие понятия это позволит нам лучше понять, что они есть.

психология

психология это отрасль науки, которая изучать психические явления и операции , Другими словами, это научное исследование человеческого поведения и опыта, того, как люди (и даже животные) думают, чувствуют, испытывают, учатся и делают с целью адаптации к окружающей их среде.

судебный

С латыни судебно-медицинская экспертиза ссылаясь на форум , относится к месту проведения устного судебного разбирательства. Этот термин обычно вызывает много путаницы и смятения, так как он обычно ассоциируется непосредственно с танатология, Однако, когда дисциплина добавляется к этому термину, просто ссылается на то, что это способствует отправлению правосудия или связано с этим.

правовой

Это понятие широко используется в законодательстве. Это относится к науки, которые изучают правовую систему и что связано с законами.

Судебная психология как специфическое направление исследований

Судебная психология — одна из составляющих юридической психологии. Она является прикладной наукой, развивающейся в практической и научной сфере. Психологи, занимающиеся изучением отрасли, рассматривают закономерности психики человека в области права. Основная задача экспертов — разрабатывать рекомендации, способствующие повышению эффективности системы. Разработка происходит на базе анализа юридического процесса, рассмотрения взаимосвязи правовых норм и структуры личности. Отрасль призвана решать проблемы согласования права и человека, устранять возникающие конфликты, регулировать процедуру расследования дела.

Методы исследований, применяемые в судебной психологии

В работе судебный эксперт используются следующие методы:

  1. Беседа (интервью). Проводится с подозреваемым для установления предварительного контакта. Особенность метода — использование коротких однозначных вопросов, которые могут побудить преступника сознаться.
  2. Скрытое наблюдение. Используется для сбора объективных данных. Полученные результаты наблюдений используют для составления дальнейшей программы действий, получения дополнительных сведений о подозреваемом.
  3. Судебный эксперимент. Метод, позволяющий выявить психологическую реакцию преступника. Проводится для подтверждения или опровержения показаний, получения воспроизведения картины преступления.
  4. Массовое анкетирование. Проводится с группой людей. Цель анкетирования — изучить общественное мнение. Результаты используются при составлении профиля, во время заседаний.
  5. Когнитивный опрос. Проводиться со свидетелями и жертвами преступлений. В ходе опроса они могут вспомнить упущенные детали, помогающие в расследовании дела.
  6. Психологический портрет. На основе анализа особенностей совершенных преступлений криминалист составляет психологический портрет преступника — профиль. Следователи используют профиль в поисковых работах.

Отрасль в равной степени использует психологические и юридические приемы, работая над правовыми аспектами дела с помощью знаний о психике.

Общенаучные методы юридической психологии

Юридическая психология довольно активно развивается и вбирает в себя все новые методы, заимствуя их, например, у юриспруденции. При этом используется и система методов как науки в целом. В этом данная отрасль не слишком отличается от остальных направлений в социальной психологии с поправкой на специфику направления.

Методы которые входят в юридическую психологию и характерны именно для нее:

  1. Научно-исследовательский метод. С его помощью происходит изучение закономерностей части человеческих отношений, которые регулируются правовыми нормами. Также вырабатываются различные рекомендации для сотрудников, занятых борьбой или же предупреждением потенциальной преступности.
  2. Методы психологического воздействия. Используются лицами, осуществляющими борьбу с преступностью. Методы необходимы, чтобы предупредить любую преступную деятельность, раскрыть преступление и понять его причины. Также с помощью этих методов происходят попытки перевоспитания правонарушителей. Воздействие имеет три типа: убеждение, внушение, манипулятивное воздействие. Сразу стоит заметить, что данный метод имеет ограниченный диапазон применения в связи с этическими нормами и рамками законодательства.
  3. Метод судебно-психологической экспертизы. Осуществляется специалистом согласно постановлению следственных, либо судебных органов. Задачей является полное и объективное исследование. Законодательство строго регламентирует диапазон доступных методов для экспертизы, в зависимости от конкретного нарушения.

Также могут использоваться вспомогательные методы вроде:

  • наблюдения;
  • эксперимента;
  • анкетирования;
  • беседы.

Как правило, они применяются при судебной экспертизе, чтобы собрать больше данных. В сравнении с остальными методами, они обладают хорошими преимуществами. Например, наблюдение может производиться не только специалистом, но и любым должностным лицом, а анкетирование позволяет обеспечить полную анонимность, что дает возможность получить самые честные ответы на «критические вопросы».

Функция в уголовно-исправительных мерах

В дополнение к вышесказанному, судебная психология также имеет некоторое влияние, когда речь заходит о том, чтобы сообщать и предлагать тип лечения, которому должен следовать человек, приговоренный к тюремному заключению. Таким образом, у судьи может быть больше элементов, чтобы решить, как выполнить наказание и какие меры по исправлению положения будут применены .

Судебная психология сотрудничает и описывает, но не судит

Следует отметить: судебная психология может помочь судье определить определенные психологические факторы сторон, участвующих в судебном процессе; Это может объяснить поведение человека, чтобы сделать более понятным, что он или она были жертвой или агрессором в определенных обстоятельствах. Эта информация предоставляется суду, чтобы он мог принять взвешенное решение по фактам.

Тем не менее, судебный психолог не уполномочен защищать или осуществлять функции прокурора любой из сторон в иске. Его функция носит описательный и информативный характер и поэтому должна быть полностью нейтральной.

Суды обычно задают очень конкретные вопросы судебному психологу, всегда связанные с рассматриваемым делом, и вокруг различных психологических переменных, которые могли повлиять на факты. Терминология, с которой выражаются различные судебные акты, — это термины правовой сферы и т. Д. также ожидается, что судебный психолог придерживается языка, который однозначен и согласуется с контекстом .

Другими словами, различные субъекты, участвующие в судебном процессе (судья, адвокаты, прокуроры и присяжные), должны знать прямые последствия психологического состояния некоторых из вовлеченных в процесс лиц, чтобы определить, в какой степени они несут ответственность за свои действия. В этом смысле следует уточнить, что для судебного психолога не было бы никакого смысла рассуждать о психическом состоянии любой из сторон, судимых за пределами возложенной на него задачи, которая пролить свет на психологические обстоятельства сторон во время событий судят и продлевают режим, который должен быть предоставлен любой из сторон, если это необходимо.

Вина, ответственность, исключения …

Судебные психологи часто подвергаются спорам с определенной частотой. Это потому, что, как профессионалы в судебной сфере, они имеют право влиять на решения судов , Например, судебные психологи могут указать на удобство освобождения обвиняемого от вины, утверждая, что во время событий он не знал о своих действиях. Следовательно, у них есть возможность освободить человека, даже если он или она могли быть основным автором преступления.

Аналогичным образом, судебные психологи могут также посоветовать, чтобы в некоторых преступлениях применялись отягчающие или смягчающие факторы, что может иметь последствия для приговора, вынесенного обвиняемому.

Эти функции всегда связаны с большими противоречиями , Например, в случае обвиняемого, который убил ребенка, если его объявили безупречным по клиническим (психиатрическим) причинам, семья убитого несовершеннолетнего может разозлиться из-за такого решения, даже если оно имеет строгие клинические основания.

Тем не менее, и хотя это может породить всевозможные социальные дебаты, правда заключается в том, что судебная психология вносит решающий вклад в то, что справедливость может быть доставлена ​​сбалансировано и справедливо, если я позволю избыточность.

Сущность отрасли, принципы применения в процессе расследования

Основная функция юридического психолога — работа с психологическим состоянием человека: подозреваемого, жертвы, свидетеля. Но в процессе дела судебного психолога привлекают для следующих целей:

  • создания прогнозов поведения преступника;
  • оценки психических реакций;
  • поиска вариантов адаптации жертв;
  • проведения клинических исследований;
  • оценки психиатрического лечения.

Юридический психолог должен не только использовать утвержденные методики, но и проверять, внедрять в работу новые. Также в область задач входит уточнение действующих представлений о психике человека в юридическом процессе. Результаты исследований, полученные во время судебной практики, могут противоречить данным, полученным ранее. Поэтому юридический психолог должен быть в первую очередь исследователем, нацеленным на получение правильного результата, а не подтверждение принятой версии.

Большую часть рабочего времени эксперта занимает работа с теоретической базой, но в случае свидетельской идентификации требуется проведение практических экспериментов.

Судебному психологу необходимо постоянно повышать квалификацию, чтобы обладать достаточным уровнем компетентности для проведения клинических исследований

Ведение дел, получение нового опыта, наличие актуальной теоретической базы помогают специалисту быть важной частью юридического процесса и способствовать соблюдению правого кодекса.

3. СУДЕБНО — ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО АФФЕКТА.

Состояние сильного волнения или
аффект, согласно УК может служить
смягчающим вину обстоятельством. 

Следует различать патологический
аффект и физиологический аффект.
Патологический аффект — острое
кратковременное психическое
расстройство, возникающее внезапно и
характеризующееся рядом особенностей
протекания, к которым относят: 

1.
Глубокое помрачнение сознания; 

2.
Бурное двигательное возбуждение с
автоматическими действиями; 

3.
Полная или почти полная последующая
амнезия совершенных действий. 

Патологический аффект — болезненное
состояние и должно рассматриваться
психиатром. Физиологический аффект —
рассматривается в психологии как
временное психическое изменение, не
носящее болезненного характера.
Причины возникновения
физиологического аффекта могут быть
следующие: 


факторы угрожающие жизни человека,
связанные с его биологическими
инстинктами и потребностями; 


поступки или высказывания
окружающих, социальные оценки,
глубоко затрагивающие самооценку
человека, травмирующие его
личность. 

В
психологии особо отмечается тот
факт, что аффект возникает при уже
сложившейся ситуации и служит
определенным завершением ее,
своеобразным выходом из ситуации,
разрядкой. Этот момент следует
подчеркнуть как имеющий
первостепенное значение при
диагностике физиологического
аффекта. 

Условия возникновения
физиологического аффекта: 

1.Наличие
конфликтной ситуации.

Афектогенная ситуация
характеризуется тем, что человек,
находясь в ней, должен обязательно
действовать, но адекватных способов
действия не находит. Это
противоречие и вызывает
физиологический аффект. 

2.
Психологические особенности личности
и состояния субъекта попавшего в
конфликтную ситуацию.
Сюда
относятся: 


определенный комплекс врожденных
свойств НС. (тип ВНД); 


специфическая структура личности (
высокая самооценка ) 


возрастные особенности ( дети и
старики );


временные функциональные состояния,
нарушающие устойчивость человека к
аффектогенной ситуации (усталость,
бессонница и т.п.). 

На
первоначальном этапе появления
конфликта ситуация может и не
вызвать физиологический аффект, но
поведение сторон ведет к накоплению,
аккумуляции аффекта, которая может
разрядиться в аффективном взрыве.
При физиологическом аффекте человек
как правило помнит лишь отдельные
эпизоды о тех действиях, которые
были им совершены в этом состоянии.
В психологической и судебной
практике известно, что действия,
совершаемые человеком в состоянии
аффекта, зачастую отличаются большой
несуразностью, нелогичностью,
неадекватностью. 

Физиологический аффект
характеризуется тем, что: 

1. В
состоянии аффекта снижается
возможность осознания совершаемых
действий;

2.
Снижается, а иногда и полностью
становится невозможным способность
контролировать свои действия,
руководить ими. 

Центральным методическим приемом при
производстве СПЭ следует признать
ретроспективный анализ
противоправного деяния по материалам
уголовного дела: 

1

Анализ ситуации, приведшей к
возникновению аффективного поведения
(основное внимание здесь должно быть
обращено на выявление конфликтного
характера ситуации, выходом из
которого явилось состояние); . 2

Анализ особенностей личности
виновного до совершения им
преступления; 

2.
Анализ особенностей личности
виновного до совершения им
преступления; 

3.
Анализ психофизического состояния
субъекта накануне и в момент
совершения преступления (наличие
соматических и нервных заболеваний,
усталости, бессонницы и т.п.) 

4.
Анализ деятельности субъекта в
момент совершения правонарушения
(последовательность действий, их
адекватность и др.) 

5.
Выявление особенностей поведения
человека после совершения
преступления 

6.
Выявление последующего отношения
человека к действиям совершенным в
состоянии аффекта.


Лекция составлена начальником ЛМиИТ
Академии МВД Узбекистана
подполковником милиции Асямовым С.В.

Объекты и предмет исследований и теоретические задачи криминальной психологии.

Криминальная психология представляет собой один из разделов такой отрасли психологической науки как юридическая психология. Криминальная психология изучает психические явления, детерминирующие преступные деяния. Она включает изучение с позиций психологической науки преступные деяния, личность преступников и преступные группы, причины и условия преступности в обществе.

Объектом научных исследований криминальной психологии являются психические явления, детерминирующие преступное поведение индивида, группы и преступность в обществе. Эти психические явления присущи личности преступника и преступным группам, общественному сознанию, а также процессу психической регуляции преступного поведения. Конкретизируя можно выделить следующие объекты научного познания в области криминальной психологии:

  • криминогенные свойства личности преступников, преступных групп, которые являются субъективными предпосылками преступного поведения, а также свойства общественного сознания, выступающие детерминантами преступности в обществе;
  • психические процессы и состояния, которые проявляются в психической деятельности, детерминирующей преступное поведение индивида или группы, а именно: в восприятии социальных ситуаций и объектов преступных посягательств, в мотивации преступных деяний, в формировании преступного умысла и принятии решения на совершение противоправных действий, в реализации преступного умысла и др.;
  • психические явления, которые обусловливают формирование криминогенной личности, формирование преступных групп и криминогенных дефектов общественного сознания.

Предметом криминальной психологии являются виды, качественные характеристики, взаимосвязи психических явлений, выступающих внутренними детерминантами преступного поведения индивида, группы и преступности в обществе, а также механизмы и закономерности формирования и проявления этих явлений в порождении преступных деяний. Предмет криминальной психологии, таким образом, выражает собой аспекты и формы научного описания и объяснения ее объектов — психических явлений, детерминирующих преступное поведение. Научное описание и объяснение этих явлений, углубление научных знаний о них выступает в качестве теоретических задач криминальной психологии.

Раскрывая более детально предмет криминальной психологии и, соответственно, ее теоретические задачи, необходимо отметить, что она призвана изучать:

  • закономерности и механизмы психической регуляции преступного поведения, а также психологические особенности преступлений различных видов;
  • виды, структуры и качественные характеристики криминогенно значимых психологических свойств личности преступника, а также психологические особенности личности преступников различных типов;
  • психологические закономерности и механизмы формирования криминогенной личности, т.е. личности, склонной к совершению преступления;
  • характеристики социально-психологических явлений, присущих преступным группам, психологические особенности преступных групп различных типов и более широких общностей преступников;
  • виды и характеристики социально-психологических явлений в обществе, выступающих детерминантами преступности, закономерности их формирования;
  • психологические закономерности влияния социальных условий, обстоятельств ситуации и поведения потерпевшего на преступное поведение,
  • психологические закономерности и механизмы влияния социальных условий на преступность в определенных социальных группах и обществе в целом.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector