Танцетерапия как эффективный способ лечения
Содержание:
- Особенности детской терапевтичной игры
- Игротерапия: инструменты и действия
- Игротерапия дома с мамой
- Советы игротерапевта
- Методы натуральной терапии:
- Танец — то, что доктор прописал
- Польза танцев
- Виды и методы игротерапии
- Формы
- ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ ТДТ
- История возникновения
- Определение понятия
- Виды
- Какие танцы выбрать
- Методы, техники, приёмы
- Заключение
Особенности детской терапевтичной игры
-игрушками из реальной жизни (куклами, машинками, наборами для сюжетно-ролевой игры),
— игрушками для отображения агрессии (оружие, монстры, молоток, пластиковый ножик и картоннная коробка из-под яиц!),
— игрушками для подвижных игр (мячик, скакалка, дартс),
— игрушками для сенсорной игры (мелкие предметы, природный материал, песок, вода, резиновые «лизуны»),
— игрушками для творческой игры (краски, карандаши, пластилин, цветная бумага, ножницы, клей, скотч, детская косметка).
Игротерапия: инструменты и действия
1. Отражение. Словесно озвучиваем действия и чувства ребенка. Например: «Ты смотришь глазками и выбираешь игрушку», «Похоже ты рассердился», «Ты катаешь машинку», «Ты решил напоить куклу чаем». Ваша словесная активность дает ребенку знать, что вы заинтересованы и включены в игру. Также этот инструмент позволяет почувствовать, что детей принимают такими, какие они есть.
2. Ограничение. Этот прием используется, когда необходимо установить границы, предотвратить нежелательное действие. Но это не в коем случае не категоричный запрет. Ребенку всегда предоставляется свобода выбора, как поступить. Используется такая формулировка, например, когда малыш решил выстрелить в маму: «Ты хочешь выстрелить в маму, но мама не для того чтобы в нее стреляли. Ты можешь выстрелить в стену или в подушку. Что ты выберешь?»
3. Поддержка. Мы стремимся поддерживать старания ребенка, а не хвалить за результат. Данный инструмент укрепляет веру ребенка в собственные силы и повышает самооценку. Используются ободряющие фразы: «Ты очень стараешься», «У тебя получилось!», «Кажется, у тебя есть план», «Ты не сдаешься», «Ты точно знаешь, как это нужно сделать».
Игротерапия дома с мамой
Главное в игровой терапии – это непосредственный процесс игры
То, что ребенок отыграл свои переживания, приобрел новый опыт, пережил что-то важное для себя вместе с игрушками и понимающим взрослым – вот это сама суть терапии.
Специалисты в области психоанализа могут интерпретировать действия ребенка в игре, дать рекомендации родителям по изменению поведения, ситуации в семье, взаимодействия с ребенком, но это не главное.
Помощь ребенку – это сама игра. Поэтому каждый родитель способен самостоятельно проводить сеансы игровой терапии дома, освоив грамотное применение инструментов: отражения, ограничения, поддержки
Детям очень нравится играть с родителями именно таким образом, а отношения ребенок-родитель выходят на новый уровень доверия и принятия.
Советы игротерапевта
Если вы хотите с помощью свободной игры помочь ребенку справится с волнениями, тревогами, страхами, переживаниями и вернуть психологический комфорт, то:
- Играйте в игры, в которые хочет ваш ребенок. Если он высказывает свои предпочтения, то для чего-то ему это нужно.
- Позволяйте проигрывать одну и ту же игру многократно. Если ребенок не готов переключиться на что-то другое, значит новый опыт еще не приобретен и игра не выполнила до конца своей миссии.
- Предоставьте разнообразные игрушки и творческие материалы для простора самовыражения. Не застревайте на гендерных стереотипах: мальчиков могут привлекать куклы, а девочки отлично владеть игрушечным мечом.
- Дайте право выбора. Пусть ребенок решает во что, как и какими игрушками он сегодня играет. А может быть, это будет просто разговор о компьютерных играх. Решать детям. Поучать, воспитывать, исправлять и рассказывать «как правильно» вы сможете в другое время. Кстати, ребенок может не захотеть играть. И это его выбор.
- Дарите совместное время для игры. Будьте включенным и искренне заинтересованным. Присоединяйтесь, если ваш малыш приглашает вас в игру. Уточняйте шепотом «Что мне сейчас делать?», «Как ты хочешь, чтобы я сейчас сказал?» Но вы смело можете быть и пассивным, используя отражение и поддержку, позволяя ребенку просто почувствовать, что вы рядом.
- Предупредите за 5 минут, что скоро время вашей игры заканчивается. Напомните за минуту до конца и дайте завершить сюжет игры, действие ребенка до логического конца.
- Пусть особое время игры станет регулярным, хотя бы раз в неделю. Когда ребенок осознает, что есть гарантированная возможность поиграть с вами так, как ему хочется, этот день и время предсказуемы, то возрастает ощущение безопасности и стабильности так необходимые для развития ребенка.
По словам Вирджинии Экслайн, «игровая терапия, как и само детство, это путешествие, увлекательный процесс исследования, в котором вам посчастливилось участвовать». Успех игровой терапии – в счастье ребенка от того, что его понимают. Играйте с детьми и радуйтесь!
Методы натуральной терапии:
В рубрике Методы терапии постепенно будем раскрывать методы других естественных натуральных способов оздоровления:
- Апитерапия — лечение продуктами пчеловодства
- Аэротерапия – закаливание воздухом. Данный вид закаливания включает в себя воздушные ванны и долгие прогулки на свежем воздухе;
- Галотерапия — лечение в камере искусственного микроклимата с высокодисперсным аэрозолем хлорида натрия;
- Гелиотерапия – закаливание солнцем, воздействие на организм солнечным светом и теплом;
- Дельфинотерапия — лечение детей с помощью общения с дельфинами
- Спелеотерапия — терапия в соляных пещерах.
- Натуропатия — эффективная альтернатива современной медицине
- Гирудотерапия — лечение с использованием пиявок
- Пелоидотерапия – лечение с помощью лечебных грязей
- Парафинотерапия — лечение с помощью парафина
- Псаммотерапия— лечение песком
- Талассотерапия — лечение морскими водорослями, солями, грязями
- Фитотерапия — (траволечение) лечение различных заболеваний, основанный на использовании лекарственных растений;
- Экотерапия — терапия пребывания на природе;
Дорогие наши читатели, редакция сайта и авторы очень признательны за вашу обратную связь, оставляйте ваши комментарии в конце статьи, так мы сразу поймем в каком они контексте. Ваши предложения и пожелания присылайте через форму обратной связи, мы их обязательно учтем.
Все материалы размещены на сайте в информационных и учебных целях! Если размещение какого-либо материала нарушает авторские права — обязательно свяжитесь с нами через форму обратной связи или на почту: info@naturopiya.com и материал будет удалён!
ВСЕМ, ВСЕМ, ВСЕМ ЖЕЛАЕМ ЗДОРОВЬЯ, ДОБРА, ЛЮБВИ, СЧАСТЬЯ И МНОГО УЛЫБАТЬСЯ!!!
Танец — то, что доктор прописал
Любые танцы, хоть вальс, хоть ламбада, хоть рок-н-ролл — мощное оружие против комплексов, стрессов, черных мыслей и чувства одиночества. Часть моторной коры головного мозга, которая отвечает за нашу двигательную активность, расположена близко к тем структурам, которые управляют нашими чувствами. Изменения в моторной коре дают и изменения в чувствах. У спортсменов, после удачно проведенной тренировки возникает чувство так называемой «мышечной радости»… Когда мы танцуем, у нас выделяют «гормоны радости» — эндорфины. Они и выгоняют грусть и тоску.
Любые парные танцы могут быть хорошим способом борьбы с семейными конфликтами и ссорами. Танцуя в паре, партнеры получают ощущение единения друг с другом, совместного движения. Выбирайте танец под свой темперамент и настроение. Это может быть медленный и плавный классический вальс, зажигательные латиноамериканские танцы, или же томное и страстное танго. Иногда движение, жест, взгляд в парном танце может сказать партнеру больше, чем множество слов.
Групповые танцы влияют на психику человека еще больше, благодаря особому чувству «команды». Общее настроение настолько сильно, что способно заразить любого и вывести из самого плохого настроения и депрессии. Групповые танцы особенно хороши для женщин, у которых есть проблемы в личной жизни. Недаром в культуре каждого народа практически есть такой танец, как хоровод. И танцевали его чаще всего незамужние девушки, ищущие себе пару. Но для того, чтобы ощутить дух группового танца не обязательно ехать в деревню и организовывать там хоровод. Современные фитнесс-центры предлагают большой выбор различных групповых занятий танцами, это может быть и так называемый «танец живота» — или Вelly dance. В последнее время он стал очень популярен. Только положительные эмоции — красивые яркие костюмы, зажигательная музыка, и в отличие от западных танцев, этот — основан практически только на работе мышц. Хорошо действует на позвоночник, мышцы спины и живота. При этом активные движения бедер формируют красивую талию. Или же танцевальная аэробика — направлена не только на коррекцию фигуры, но и на общее оздоровление и поднятие тонуса, быстрые ритмичные движения укрепляют сердечно-сосудистую систему, развивают пластику и грациозность. Степ-аэробика — помогает разрабатывать суставы и формировать свод стопы, развивает координацию и равновесие, вестибулярный аппарат, тренирует сердце.
Какой бы танец вы не выбрали, может, вы просто захотите ритмично подвигаться под музыку у себя дома, в любом случае это будет хорошо для вашего тела и души, гораздо лучше, нежели простой просмотр танцев по телевизору.
Польза танцев
Танцевать любят люди всех возрастов. В первую очередь, это способ отлично провести время, завести новые знакомства, показать себя. Однако в преклонном возрасте люди танцуют гораздо реже либо не танцуют совсем. И совершенно напрасно! Танцевальная терапия – эффективный метод для улучшения физического и психоэмоционального здоровья.
Американские ученые из университета штата Миссури провели масштабное исследование, чтобы выяснить, насколько полезны танцы для людей преклонного возраста. Выяснилось, что бальные танцы улучшаю равновесие, координацию и работу органов дыхания, ускоряют ходьбу, делают людей более собранными и внимательными.
Танцы – уникальная комбинация спорта и досуга. При регулярной практике и участии в процессе профессионального специалиста, эффекты будут ещё более долговременными и выраженными.
Польза танцев многогранна:
стимуляция умственной деятельности, поскольку танцующим требуется заучивать сложные движения и следить за ритмом;
улучшается внимание: танцор постоянно следит за действиями партера;
суставной и мышечный аппарат находятся в тонусе;
повышается уровень серотонина, исчезают стрессы и депрессивные состояния;
нормализуется артериальное давление;
стабилизируются сон, пищеварение и другие функции организма благодаря физической и интеллектуальной активности.
Терапевты замечают, что регулярные занятие танцами снижают риск развития деменции и болезни Паркинсона. В этом плане они даже эффективнее, чем чтение и разгадывание кроссвордов.
Виды и методы игротерапии
Для того чтобы игра состоялась, необходимы правила её проведения и игрушки, если в них есть необходимость.
В зависимости от того, на каких психологических принципах базируются правила игры, различают следующие виды игротерапии:
- ИТ в психоанализе;
- игротерапия в отечественной психологической науке;
- примитивная ИТ;
- игровая терапия построения отношений;
- ИТ отреогирования;
- игровая терапия с неструктурированным материалом;
- индивидуальная ИТ;
- групповая игротерапия.
Методы ИТ зависят от игрушек или дополнительного реквизита, который используется во время терапии. Поскольку вариантов множество, получается, и методов немало, но мы выделим основные.
- Песочный
- Сказкотерапия
- Активный
- Пассивный
- Куклотерапия
- Освобождающий
- Структурированный
- Терапия отношениями
- Шахматный
- Музыкальный
По некоторым названиям, становится очевидной их суть. Но хотелось бы уточнить, что смысл активного метода заключается в том, что игротерапевт играет в игру наравне с пациентом или является её ведущим. В пассивном же, он берёт на себя роль наблюдателя. В освобождающем и структурированном методах целью является обыгрывание ситуации, которая гложет ребёнка, также высвобождение эмоций. Терапия отношениями позволяет сделать акцент на том, что происходит здесь и сейчас в кабинете, а не в прошлом пациента. Для этого имеются различные программы игротерапии.
Формы
Ориентируясь на индивидуальные особенности клиента, психолог выбирает ту или иную форму музыкотерапии:
- Активная форма предполагает игру клиента на музыкальных инструментах. Активная музыкотерапия включает в себя все, кроме исполнения человеком заученных музыкальных произведений по нотам. Музыкальная импровизация позволяет трансформировать негативные эмоции в положительные переживания. Активная музыкотерапия может выражаться в форме импровизированной игры на барабанах, дудочке, маракасах, бубне, ложках, колокольчиках, трещотках.
- Рецептивная форма предполагает прослушивание специально подобранных аудиозаписей. Данная форма арт-терапевтической работы сочетается с вопросами психолога, заставляющими клиента обратиться к своему внутреннему миру: «Что вы чувствуете?», «Что происходит с вашим дыханием?», «Какие телесные ощущения вызывает эта музыка?»
Рецептивная форма музыкотерапии распадается на следующие разновидности:
- Успокаивающая форма – способствует восстановлению баланса между возбуждением и торможением в нервной системе. Для этой цели используются релаксационные композиции, аудиозаписи звуков леса и моря.
- Активизирующая форма – стимулирует активность и инициативность клиента. Предполагает использование маршевых композиций, рок-музыки.
В зависимости от количества участников, музыкальная терапия может быть организована в групповой или индивидуальной форме.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ ТДТ
1. Тело и психика связаны нераздельно и оказывают постоянное взаимное влияние друг на друга. Для танце-терапевта аксиома то, что тело — зеркало души, а движение — это выражение человеческого «Я». Делая более гибким тело, мы делаем более гибкой и душу, и наоборот.
Следовательно, задача терапии — достичь самоосознавания, исследуя реакции тела и его действия.
2. Танец — это коммуникация, которая осуществляется на трех уровнях: с самим собой, с другими людьми и с миром.
Таким образом, задачей будет формирование безопасного пространства, терапевтических отношений, чтобы анализируя отношения с терапевтом и/или с другими людьми, если это групповая работа, человек мог бы найти более эффективные способы взаимодействия в окружающей его среде.
3. Холистический принцип, т.е. принцип целостности, где триада мысли-чувства-поведение рассматривается как единое целое и изменения в одном аспекте влекут изменения в двух других.
Задача — найти способ соответствия друг другу мыслей, чувств и действия. Часто человек думает одно, чувствует другое, а делает третье, что является отражением какого-то внутреннего конфликта. Здесь исследуется, как мысль, чувство и движение могут выражать какое-то одно содержание, а также анализируется, что в личной истории привело к такому разделению внутри, т.е. к потере внутренней целостности.
4. Тело воспринимается как процесс, а не как предмет, объект или субъект. Слово «процесс» подчеркивает, что мы имеем дело не с данностью, статикой, а с чем-то постоянно изменяющимся. Суть такого процесса лучше всего отражает один из принципов Дао: способность видеть статику в движении и движение в статике.
Мы научились контролировать тело, придавать ему определенные формы, вид, сдерживать его и думаем, что оно останется безответным, не даст никакой обратной реакции. А потом возникают не всегда объяснимые симптомы, боли, появляется постоянно ощущаемое напряжение в теле, скованность, спектр движения становится все более ограниченным.
Задача: следуя процессу человека (можно сказать, его психосоматическому Дао), танце-терапевт помогает освободить и раскрыть информацию, которая лежит в основе симптомов, болей, разного рода телесных дискомфортов и ограничений в движении — человек учится понимать язык своего тела и таким образом восстанавливает диалог с самим собой. Также эта работа развивает способность использовать движение и танец для выражения полного спектра чувств и находить конструктивные способы отношения со своими чувствами без отрицания и подавления (которое было бы деструктивно для психологического здоровья).
5. Обращение к творческим ресурсам человека как к неиссякаемому источнику жизненной силы и созидательной энергии.
Задача: развитие самоуважения самопринятия и глубинного доверия к себе и к жизненному процессу, развитие постоянного контакта со своими жизненными ресурсами. Здесь ТДТ обращается непосредственно к творческому танцу: это моменты исследования и выражения эмоционального материала (снов, фантазий, воспоминаний) посредством символического движения.
История возникновения
Предпосылки
Танец с древности был неотъемлемым атрибутом ритуалов, древних целительных практик и общинной жизни. В первобытном обществе он выполнял ряд важных социально-психологических функций:
- Сакральная (ритуальная) — танец как первичный символический язык человечества и естественный способ установления связи со священным.
- Коммуникативная — танец как способ для передачи знаний и кодификации общения между полами и первичными группами.
- Идентификационная — танец как способ сопричастности и признак принадлежности своему племени, без которого невозможно выживание.
- Экспрессивная— танец как игра и первое свободное самовыражение.
- Катарсическая (рекреационная) — танец как разрядка и способ снятия эмоционального и физического напряжения.
Несмотря на то, что целительные свойства танца были известны с первобытных времен, только в XX в. сформировались исторические предпосылки, которые обусловили возникновение и развитие ТДТ как отдельного направления психотерапии:
Появление психоаналитических школ, связанных с рассмотрением психики как сознательных и бессознательных процессов в онтогенезе человека (Психоанализ З. Фрейда, Индивидуальная психология А. Адлера, Аналитическая психология К. Г. Юнга)
Возникновение танца модерн, в котором подчеркивалось важность личного, экспрессивного самовыражения и возникла возможность обращения к темам бессознательного. Особый вклад внесли Айседора Дункан, Рудольф Лабан, Мэри Вигман
Ученики Р. Лабана и М. Вигман стали первыми танцевальными терапевтами.
Развитие учения В. Райха о мышечно-эмоциональных блоках и характерном панцире (появление телесно-ориентированной психотерапии). Райх считал, что невыраженные эмоциональные переживания не исчезают, а остаются в мышцах и «застревают» там в виде мышечных блоков. ТДТ обращается к пониманию психосоматических механизмов, сформулированных В. Райхом, но практически не использует его методы работы.
История развития ТДТ
Переход танца в терапевтическую модальность чаще всего связывают с именем американской преподавателя танца и танцовщицы Мэрион Чейз. Она заметила на своих классах личностные изменения студентов, которые интересовались больше выражением чувств в танце, чем самой техникой танца. И тогда Чейз стала больше обращаться к свободе движения, тем самым открыв психологические преимущества, которые предлагал танец. Сначала она работала с детьми и подростками в собственной студии и в специальных школах. Затем ее работа произвела впечатление на психологов и психиатров, и к ней стали посылать пациентов.
В 1946 г. Чейз пригласили опробовать свои методы с госпитализированными психиатрическими больными в госпитале Св. Элизабет (Вашингтон, округ Колумбия). Эту дату считают днем рождения танцевально-двигательной терапии. Чейз работала с регрессивными, неразговаривающими и психотическими больными. Пациенты, которые считались безнадежными, смогли на танцтерапевтических сеансах включиться в групповое взаимодействие и научались выражать свои чувства, что далее позволяло им перейти к более традиционным вербальным видам психотерапии. Благодаря этому работа М.Чейз получила национальное признание.
В дальнейшем развитие ее идей поддержали Мэри Уайтхаус, Бланш Эван, Труди Шуп, которые начали применять танец в качестве способа лечения людей с «военным неврозом» (ПТСР), а также нормальными и невротическими клиентами. Зачатки теории ТДТ и первые обучающие программы начали появляться только в конце 1950-х гг, поскольку большинство первых танцевальных терапевтов были профессиональными танцорами.
В 1966 году была учреждена Американская ассоциация танцевальной психотерапии (ADTA), и эту дату принято считать началом развития ТДТ как самостоятельной дисциплины.
На данный момент ТДТ выделена в самостоятельное направление психотерапии. Значительно расширился круг ее применения: начиная от разнообразных программ для взрослых (программы борьбы со стрессами, психотерапевтические программы, программы для беременных и проч.) и заканчивая программами для детей и подростков, семей, пожилых людей, а также пациентов, страдающих серьезными заболеваниями (болезнь Паркинсона, аутизм, посттравматические расстройства, расстройствами питания и проч.).
Определение понятия
Что такое музыкотерапия? С точки зрения практической психологии, музыкотерапия представляет собой специально организованные коррекционные занятия, где в качестве главного метода терапии используются музыкальные инструменты, аудиозаписи, пение. Наше тело подстраивается под окружающую среду, реагирует на звуки напряжением или расслаблением. Изменения в теле приводят к изменению эмоционального состояния.
Психотерапевты с помощью музыкотерапии решают задачи реабилитации пациентов после лечения, депрессии, неврозов, психозов, бессонницы.
Музыка в медицине используется как вспомогательный метод при лечении тахикардии, гипертонии, туберкулеза и соматических заболеваний. Данная методика позволяет снизить дозировку медикаментов, оказывает анестезирующее действие.
История возникновения
Терапия звуками появилась во времена античности. Так, Авиценна, Аристотель, Платон и Пифагор знали о целебных свойствах разных мелодий флейты и лиры.
В Древней Греции хоровое пение считалось эффективным средством от бессонницы, а звуки кларнета и арфы способствовали лечению бесплодия.
В 12 веке М. Гераци использовал музыку в лечении душевнобольных людей. Он утверждал, что музыкальные ритмы облегчают их страдания.
В качестве средства коррекции психики музыкотерапия стала применяться в 19 веке во Франции. Основоположником данного метода лечения считают психиатра Эскироля.
В эзотерике горловое пение считается методом очищения сознания. Вокализы помогают оптимизировать работу всех органов и систем тела.
В начале 20 века И.М. Сеченову и В.М. Бехтереву удалось экспериментальным путем доказать положительное влияние музыки на кровообращение, дыхание и нервную систему. Открытие ученых привело к тому, что с 1918 года в качестве экспериментального курса в Колумбийском университете студентам-психологам стали читать лекции по музыкотерапии. Эта дисциплина стала первым научным курсом по арт-терапии.
Позднее по инициативе В.И. Петрушина в Москве были организованы курсы по музыкально-рациональной психотерапии. В своей инновационной программе занятий профессор объединил медитацию, танец и музыку.
Первый Центр музыкотерапии был открыт в Англии в 1975 году. Начиная с 21 века, подобные центры и ассоциации практикующих музыкальных терапевтов стали открываться в разных странах. Так, самыми крупными ассоциациями музыкального направления арт-терапии сейчас являются:
- форум музыкотерапии в Швейцарии;
- общество музыкальной терапии в Австрии;
- активное сообщество музыкальных терапевтов в Германии.
В 2010 году данное направление арт-терапии было признано эффективным восстановительно-педагогическим методом психотерапии.
Виды
Нарушение звукопроизношение – это распространенный недуг, разделяющийся на несколько отдельных форм. В таблице ниже все они описаны.
Классификация картавости |
Особенности |
Органическая | Характеризуется врожденной и приобретенной структурой дефекта аппарата артикуляции при адекватной регуляции наивысшей деятельностью нервной системы. |
Функциональная | Это приобретенный недуг, формирующийся в случаях, когда морфологическая патология нервной системы и органов речевого аппарата исключена. Выделяют два ее типа: моторный и сенсорный. Первая характеризуется нейромолекулярным сдвигом в центре произношения, когда губы, язык и щеки двигаются с некоторым затруднением. Сенсорная проявляется из-за потрясения в теменной области, отвечающую за воспроизведение звуков. |
Физиологическая | Эту форму еще называют транзиторной, и она проявляется у большей части человечества, самостоятельно легко проходит у детей до 5 лет. |
Мономорфная | Это одно из простейших нарушений произношения отдельных звуков, например, только свистящих. |
Полиморфное | Это одна из сложных форм недуга, когда человек не может произносить правильно более 4-х звуков и все они могут быть из отдельных звуковых групп. |
Дислалия – это недуг пассивного и активного орального речевого аппарата, в состав которого входят губы, язык, зубы, щеки, небо. Но нарушения произношения звуков также могут происходить вследствие структурных и функциональных заболеваний.
Именно поэтому дислалия бывает:
- артикулярно-фонетической;
- акустико-фонематической;
- артикулярно-фонематической.
Также данный недуг в логопедии классифицируется по фонетическому типу и зависит от проблемного звукопроизношения:
- Сигматизм – это чаще встречающаяся форма, когда у человека есть проблемы с произношением свистящих и шипящих звуков.
- Нарушение в произношении сонорных звуков. Существует 4 отдельные формы: ламбдаизм, праламбдаизм, ротацизм, параротацизм. Первая форма характеризуется сложностью с произношением звука «л» и «ль», а ротацизм – звуком «р».
- Нарушения при произношении заднеязычных звуков, таких как «к», «кь», «г» и «гь» и других.
- Йоттацизм характеризуется нарушениями в произношении букв, содержащих звук «й», «я», «ю».
- Дефект звонкости, когда человек заменяет звонкие согласные звуки глухими и наоборот.
- Дефект мягкости, когда происходит неосознанная замена мягких согласных твердыми и наоборот.
Кроме видов и форм специалисты нарушения произношения звуков делят на несколько уровней:
- Это когда ребенок полностью не умеет произносить звуки. У ребенка не получается самостоятельно произнести звук во фразовой речи, в отдельных словах, изолировано.
- Ребенок может изолировано правильно произнести звук в словах и даже при повторении фраз, но может искажать или пропускать в совах и фразах.
- Ребенок произносит звук изолировано, но смешивает его с другим близким по артикуляции или звучанию.
Очень важно точно установить уровень заболевания, ведь именно от этого зависит характер дальнейшей работы специалиста: ставить звук – первый уровень, автоматизировать – второй уровень, проводить дифференциацию с другим звуком – третий уровень
Какие танцы выбрать
Лучшим вариантом для пожилых признаны бальные танцы, а именно – вальс. Плавные, легкие и строго подчинённые ритму движения в своей основе просты и понятны. Вальс – прекрасный способ приобщиться к танцам даже тем, кто ранее ими никогда не занимался.
Подойдут и другие танцевальные направления, например, аргентинское танго. Это выбор для тех, кому не подходят размеренные движения и больше по нраву более бодрые и энергичные танцы. Однако специалисты руководствуются не только желанием, но и текущей физической формой постояльцев.
Некоторые движения следует выполнять с особенной осторожностью:
- резкие повороты головы;
- активные движения ног и рук;
- быстрые повороты корпуса;
- вращательные движения.
В нашем пансионате для пожилых за безопасностью и объёмом физических нагрузок внимательно следят опытные сотрудники.
Причина множества болезней – недостаток двигательной активности и постоянные стрессы. Для пожилых людей именно танцы могут сыграть роль универсального средства для улучшения здоровья и настроения!
Методы, техники, приёмы
Вид танцевально-двигательной терапии определяет набор методик, с помощью которых специалист будет помогать пациенту избавиться от проблем. Наиболее распространённые и эффективные техники:
- эмоциональное отреагирование,
- ролевые игры,
- музыкальное движение — метод воспитания, способствующий личностному развитию, рассчитан на здоровых людей, но успешно используется в работе с проблемными детьми,
- свободный танец,
- дыхательные гимнастики,
- кинестетическая эмпатия,
- парная импровизация,
- структурированный танец,
- совместный подбор музыки.
Успешность лечения определяют именно правильно подобранные методы. Поэтому здесь так важен профессиональный подход к решению проблемы. Если нужно избавиться только от негативной энергии — можно просто включить музыку дома и, не стесняясь, выплеснуть из себя всё плохое. Это тоже будет вписываться в рамки данного направления. С более серьёзными расстройствами должны работать подготовленные специалисты.
Заключение
Итак, современная психокоррекция предлагает большой арсенал средств исправления ошибок воспитания или дефектов формирования личностных структур. Сегодня в практической психологии нет четкого разграничения между психотерапией и психокоррекцией. Главное правило коррекции в психологии – грамотный подбор технологий и методик, используемых в отношении клиента. Психологические приемы коррекции должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям клиента.
Иногда решить проблему клиента только средствами психокоррекции невозможно. В этом случае психолог рекомендует клиенту дополнительно записаться на консультацию к дефектологу, психиатру или невропатологу.