Как нами управляет стадное чувство
Содержание:
- Критика
- В IT-компании Iconn App все уходят в отпуск на майские праздники.
- Роль лидера стаи
- Примечания
- РУШИМ СТЕРЕОТИПЫ МЫШЛЕНИЯ
- Примеры стадного чувства
- СТЕРЕОТИПЫ
- Различия стадного поведения животного и человека
- ВИДЫ СТЕРЕОТИПОВ МЫШЛЕНИЯ
- Стадо и индивидуальность в массовой культуре
- Сексуальные предрассудки и стадная фразеология. Сферы осмысления
- Стадное чувство с точки зрения маркетинга
- Приемники инфразвука.(Часть четвертая)
- Причины возникновения
- Причины возникновения
- В флористической мастерской «Велоцветочница» отпуск полгода — с октября по апрель.
Критика
Лебон Гюстав (Lebon Gustave) считал, что при сборе живых существ в определенном месте в множественном числе, без разницы, будет это животное стадо или толпа людей, непроизвольно они начнут ставить себя под авторитет главы. Толпа/группа/масса/скопление – послушная «субстанция», что без «господина» погибнет. Он объяснял это жаждой подчинения тому, кто скажет, что он «хозяин».
В. Троттер (Wilfred Trotter) отметил у масс психические феномены от стадного инстинкта, которые присущи человеку так же, как и другим видам животных. Данная стадность является аналогией биологической многоклеточности, отображая желание всех существ стать частью одного мощного сверх организма. Особь несовершенна, когда она одна. Стадный инстинкт согласно Троттеру — нечто первичное, даже неразложимое
Данное высказывание Троттера, о том, что человек является «стадным животным» было позже изменено Фрейдом, который назвал человека «животным орды»
Но с большим правом, с еще большим, чем у других, можно высказаться против идей Троттера ,так как он ничтожно мало внимания отводил роли вождя в массах и группах. Суть и сущность толпы (стада) не может быть исследована, проанализирована и понята, если пренебречь данным аспектом (вождем). Стадный инстинкт по Троттеру вообще не оставляет места феномену руководителя, вождь только случайно привходит в стадо, и в связи с этим стоит тот факт, что из этого инстинкта нет пути к потребности в божестве; стаду недостает пастуха. Но, кроме того, изложение Троттера можно психологически опровергнуть, так как можно по меньшей мере сделать вероятным, что стадное влечение поддается разложению, что оно не является первичным в том смысле, как инстинкт самосохранения и половой инстинкт.
Высказывание Троттера, что человек — животное стадное, Фрейд исправляет в том смысле, что человек, скорее, «животное орды». По Фрейду, многие равные между собою, могущие идентифицироваться друг с другом, и один единственный, превосходящий их всех — такова ситуация, существующая в жизнеспособной массе. Отсюда и вытекает что человек — является скорее животным орды, участником орды, предводительствуемой своим повелителем/вождем.
В IT-компании Iconn App все уходят в отпуск на майские праздники.
Рассказывает генеральный директор Дмитрий Щукин:
— В нашем штате работает свыше 20 человек. Наш коллективный отпуск — это отдых с 1 по 9 мая. Мы решили подойти к вопросу так: те 3 рабочих дня, которые приходятся на 4, 5 и 6 число, мы отрабатываем по субботам в течение трёх последующих недель до конца месяца, а на майские как следует отдыхаем. Такое решение обосновано тем, что вся наша работа ведётся из облака, и в случае абсолютной необходимости вся команда может оперативно реагировать на любую ситуацию, общаясь через корпоративный мессенджер Slack.
В мае спрос на наш сервис не падает, но мы всё равно можем оперативно обрабатывать заявки и обращения из любого конца света, используя активную переадресацию писем и звонков между нашими сотрудниками. Грубо говоря, даже если и приходится поработать полчаса в день, то не из офиса, а в отеле на курорте. К тому же мы оповещаем в рассылке всех наших клиентов, что если что-то срочное, они могут на нас рассчитывать 24/7, но также намекаем, что если дело не «горит», то наши девочки отдыхают и мучать их не надо.
Как руководитель я получаю и отслеживаю всю динамику по работе сервиса, звонкам, письмам, рекламе, активностям в своём личном кабинете и системе онлайн-мониторинга. Так что я и сам спокойно отдыхаю во время нашего импровизированного отпуска, зная, что ничего экстраординарного не произойдёт.
Роль лидера стаи
Когда речь заходит о стае, сразу приходит на ум то, что у стаи должен быть лидер. Лидерство это важный аспект в жизни любой массы людей, лидер формирует мнение остальных. Лидер есть в любой группе людей и если вы хотите управлять стадным чувством населения, вам нужен контроль над лидерами. Суть стаи такова, что лидер может добиться веры в любые истины. Если углубиться в историю, можно вспомнить много примеров, когда лидер государства внедрял в население самые безумные идеи: фашизм в Германии, истребление воробьёв в Китае и т.п.
Войны за территории закончились, в 21 веке будут вестись войны за ресурсы. Основной ресурс планеты на данный момент, это не нефть и не газ. Основной ресурс – это потребители, то есть мы с вами. Чем больше потребителей у вас есть, тем больше вы можете на них зарабатывать. Именно поэтому акции Фейсбука стоят так дорого, эта социальная сеть влияет на мнение миллионов людей по всему миру.
Примечания
- Мак-Дугалл «Введение в социальную психологию» (An Introduction to Social Psychology, 1908).
- Максименко В.А. Отличия животных и разумных. Анализ стадного поведения. М., 2015.
- Зигмунд Фрейд. По ту сторону принципа удовольствия. — 1920.
- Гюстав Лебон. Психология народов и масс. — Академический проект. — 2011.
- В.Троттер. Инстинкты стада во время войны и мира» (The Instincts of the Herd in Peace and War). — 1914; основан на статьях 1908–1909 гг..
- В.Троттер (Wilfred Trotter). «Инстинкты стада во время войны и мира» (The Instincts of the Herd in Peace and War). — 1914; основан на статьях 1908–1909 гг..
- Зигмунд фрейд. Психология масс и анализ человеческого «Я». — 1921.
РУШИМ СТЕРЕОТИПЫ МЫШЛЕНИЯ
Роль стереотипа может быть негативной по своему воздействию, ограничивая мышление настолько, что это препятствует нормальной жизнедеятельности личности. В таком случае возникает желание избавиться от стереотипов жизни, мешающих самой жизни.
Чтобы избавиться от шаблонов и клише мышления нужно учиться осознанности восприятия.
Необходимо отслеживать возникающие здесь и сейчас мысли и эмоции, фокусироваться на личном опыте переживания происходящего.
Способы избавиться от негативного влияния стереотипов мышления:
Сравнение. Сравнение предполагает анализ ситуации, сопоставление ее с другими, нахождение различий и противоречий. Не нужно спешить мыслить привычными категориями, когда можно подумать, поразмышлять над тем, что воспринимается в данный момент и сравнить его с тем, что уже известно.
Постановка реальных целей. Чтобы меньше подвергаться влиянию извне, нужно формировать личные позитивные стереотипы жизни. Они могут быть в форме реальных, достижимых жизненных целей и ценностей.
Открытость восприятия. Уметь воспринимать явление целиком, смотреть на него как будто впервые, заново открывать новые грани известного и внимательно изучать все то новое, что предоставляет окружающий мир.
Критическое мышление. Нужно уметь задаваться вопросами: «Действительно ли это правда?», «Не противоречит ли мысль здравому смыслу?», «Согласен ли я с тем, что привык думать, слышать, воспринимать как истину?» и другими подобными вопросами, вызывающими сомнения.
Расширение кругозора. Избавиться от стереотипов можно развиваясь, обучаясь новому, расширяя кругозор, выходя за привычные рамки зоны комфорта. Интерес к учебе и приобретению нового опыта способствует формированию собственных взглядов и мнений, отличных от общепринятых.
Эти приемы помогут избавиться от конкретного, мешающего жить стереотипа, так и от привычки мыслить шаблонно, предвзято и узко.
Логично предположить, что дальнейшая эволюция человека в сторону совершенствования разума приведет к постепенному исчезновению стадного инстинкта и чрезмерной зависимости индивида от стереотипного мышления.
Это неизбежно повлечет радикальные изменения всей формы существования цивилизации на Земле, поскольку структура современного человеческого общества в значительной степени определена инстинктом стадной иерархии у людей.
Примеры стадного чувства
Примеры стадного чувства проявляются в любом многочисленном обществе, специально упорядоченном. Например, если это очередь, то негативное отношение к проходящим без ее ожидания является запрограммированным чувством. Точно также можно говорить о стадной реакции на опоздавших на любой сеанс, установленный временем, будь то конференция, операция, фильм или встреча друзей. Это не относится к нормам морали, этикету и внутреннему ощущению нарушения собственных границ, ведь, по сути, на личное участие человека никак не влияет данное поведение другого. Только в контексте личной встречи, индивидуального экзамена можно говорить об ином – если есть незнакомое друг с другом большинство, то это эффект толпы.
Еще одним примером является чувство юмора, разное у всех людей, но при этом, если собрать довольно большую аудиторию, можно заметить, что эмоционально реагировать все будут примерно одинаково. Стоит нескольким людям засмеяться и весь зал начинает смеяться вместе с ними. Что характерно, даже если один находит происходящее смешным, то он скорее сдержится от яркого проявления этого, если стоит тишина, и все слушают с серьезными лицами. В совершенно крайних вариантах люди могут даже не замечать комичности или серьезности ситуации, поддаваясь на воздействие окружающих выражений лиц.
Относительно собранных аудиторий студентов работает то же самое стадное чувство, повергающее преподавателей в бессилие. Когда заинтересованные личности начинают прогуливать пары, потому что ушла вся группа или негативно отзываться об интересном предмете. Момент сложности управления заключается в том, что не все решают уйти с пары, а только несколько человек, но когда этот выбор совершают эмоциональные лидеры, при том, что половина аудитории не определена в своей учебной мотивации – исход остается один.
Яркие примеры – это поведение болельщиков и фанатов, религиозных деятелей и людей на митингах. По сути, если с ними поговорить в диалоге, то большинство будет вести себя более сдержанно. Но стадное чувство касается не только активных действий, но также игнорирования. Вспомните, как прохожие делают вид, что не замечают упавшего или пассажиры метро имитируют сон. Тут мотивация не столько в достижении, сколько в стремлении не выделяться из толпы, не помогать упавшему, и значит не брать на себя ответственность (а может он и не встанет, потому что умер), не уступать место, ожидая, что это сделают другие.
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
СТЕРЕОТИПЫ
Стереотипы – шаблоны, образцы, модели и паттерны поведения, обусловленные упрощенными мыслительными процессами. Человек не обдумывает, а использует уже имеющееся у него в сознании умозаключение о том или ином явлении. Это происходит автоматически, неосознанно, без возможности подробно разобраться в происходящем.
Если таких упрощенных маршрутов мыслей очень много, мировоззрение человека ограничивается, сужается и выступает как препятствие к саморазвитию и совершенствованию. Стереотипы наших далеких предков пришли к нам в виде лаконичных пословиц и поговорок, в которых заключается житейская мудрость. Такая мудрость в форме емких образных изречений на протяжении веков помогает человеку разобраться в жизни.
Стереотипы людей появляются и закрепляются и в современном обществе, чтобы облегчить жизнь, помочь сориентироваться в ней, найти верный путь, не допустить ошибок. Без стереотипов мышления познание мира личностью было бы затруднено. Человеку каждый раз приходилось бы своим умом доходить до понимания природы явлений, вся жизнь состояла бы из одного только познания.
В то же время стереотипы помогают разобраться в многообразии жизненных проявлений, способствуют успешной адаптации человека в обществе. Позитивная роль стереотипа как адаптивного явления, может смещаться в сторону негативного или ограничивающего восприятие жизни. Где же грань между шаблоном восприятия помогающим жить и ущемляющим мышление стереотипом? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться во всем многообразии стереотипов общества.
Различия стадного поведения животного и человека
Суть стадного инстинкта для людей и животных общая, но между самим инстинктами стадности людей и зверей имеются существенные отличия.
- Стадные структуры людей имеют многоуровневую систему. «Сверхстадо» делится на стада порядком ниже, те на стада еще меньше, затем на локальные, подстада и так далее. Такая структурная иерархия имеет официальный и неофициальный характер.
- К официальной иерархии мы отнесем государственные союзы и альянсы, сами государства, области, города и т.д.
- Под ярлык неофициальной иерархии подпадает приверженность определенной религией, увлеченность конкретным «проповедником», поклонение конкретным поп-идолам, причисление себя к конкретным субкультурам.
- Расовые признаки (у животных априори заменены на причисление к иному стаду) «универсальны»: в зависимости от ситуации, по ним может происходить разделение как в рамках официальной, так и неофициальной иерархии.
- Стадные структуры людей могут не только противостоять друг другу (в животном мире не редки подобные случаи), но и мирно сосуществовать, а также, заключать союзы и соглашения, идти на временное или постоянное перемирие, разрывать эти союзы и начинать всё по новой.
- Количество особей, обладающих низким рангом среди людей, многократно превышает данный показатель по соотношению к показателю животного мира. В результате чего человеческие особи низкого ранга привыкли достаточно «лояльно» относиться к чужим, которые внушают им опасение или же открытый страх. Данное явление сейчас называют политкорректностью.
ВИДЫ СТЕРЕОТИПОВ МЫШЛЕНИЯ
Формирование стереотипов происходит уже с момента рождения человека. Для младенцев подбирают цвета одежды «советующие» их полу, мальчики одеты в голубое, девочки – в розовое. Множество сложившихся стереотипов мышления можно классифицировать по вызывающему их мыслительному процессу:
Обобщение.
В своем нормальном проявлении это полезная логическая операция, в чрезмерном – «клеймо», которые накладывается на разные по своей сути явления. Обобщение предполагает извлечение выводов из нескольких похожих ситуаций, чрезмерное обобщение делает выводы исходя из единственного происшествия.
Такое обобщение делает мышление ригидным, негибким, ограниченным. Слишком частое формирование стереотипов, вызванных обобщением личных качеств и черт характера, может привести к неуверенности в себе, заниженной самооценке и вытекающим из этого последствиям.
Пример. Если человеку один раз не удалось выиграть на конкурсе талантов, у него формируется мнение о себе как о бездарности.
Категоризация.
Категоризация по видам и типам призвана структурировать некое множество, разделить его на группы. Чрезмерная категоризация приводит к игнорированию индивидуальности, особенностей, уникальности. Категоризация на человека вешается «ярлык», дает общую негативную оценку, без учета его опыта и личности. Существуют категории плохих, нечестных, злых, лживых, жадных людей и так далее.
Категоризация лишает возможности объективно восприятия, когда чужое субъективное мнение берется за истину.
Пример. Теща – всегда человек, недолюбливающий зятя.
«Черно-белое» мышление.
Многообразный, постоянно изменяющийся мир втискивается в понятия «хорошо – плохо», «истинно – ложно», «правильно – неправильно» и другие полярные категории. Если использовать в жизни только две оценки «хорошо» и «плохо» для характеристики явлений, жизнь становится чередой черных и белых полос и смешивается в одну сплошную серость.
Жизнь не является плохой или хорошей, такой ее делает полярное мышление, последствиями которого бывают пессимизм, максимализм, излишний перфекционизм, депрессии, отсутствие смыслов и ценностей.
Пример. Когда человек усвоил стереотипы общества о том, что развод – это негативный осуждаемый поступок, что разведенным людям тяжелее найти себе пару и позволить себе новые отношения, он может оставаться в браке, который тяготит и приносит одни только страдания, вместо того, чтобы искать новую любовь и становится счастливым.
Ошибки восприятия.
Человек ошибочно делает акцент на одних аспектах явления и игнорирует другие. Такая предвзятая избирательность приводит к тому, что человек не воспринимает альтернативу, возможность иного мнения и существование других граней явления, не умеет мыслить критически. Развивается эгоцентрическое мышление, эгоизм, догматизм, упрямство, консерватизм, фанатизм. Личное или иное авторитетное мнение определяется как абсолютная истина и идеал, не подлежащие опровержению.
Пример. Непоколебимая, слепая и безрассудная преданность идее какого-либо общественного движения.
Завышенные ожидания.
Коварные социальные стереотипы кроются в завышенных, необоснованных ожиданиях людей. Так рождаются утопии и недосягаемые идеалы. Ценность и значимость отдельных явлений превозносится и воспринимается как желанная цель.
Как следствие стресс, разочарование, обида, фрустрация и масса других негативных переживаний. Завышенные ожидания относительно другого человека приводят к ссорам, конфликтам и даже разрыву отношений.
Пример. Девушка ждет своего «принца на белом коне», который обязательно красив, богат и заранее в нее влюблен.
Стадо и индивидуальность в массовой культуре
Лицемерным было бы утверждение, что человеческое стадо категорично отрицает индивидуальность как таковую. Человек, у которого преобладает стадный инстинкт просто не в состоянии воспринять индивидуальность ни всецело, ни даже на уровне абстрактного понятия. Не существует для него и личности (индивида), существуют только лишь особи, отличиями которых служат лишь пол, стадная принадлежность и стадная же иерархия. Прекрасно это прослеживается на примере «секс-символов» – высокоранговых особей, заполонивших своими образами человеческие масс-медиа. Данные образы непрерывно тиражирует, позиционируясь с точки зрения образцов для подражания.
Сексуальные предрассудки и стадная фразеология. Сферы осмысления
Стадный инстинкт напрямую влияет и на механизмы полового отбора. В связи с этим, нет ничего странного, что множество сексуальных предрассудков и стереотипов у людей имеет корни, проросшие под влиянием стадного инстинкта.
Апофеоз стадного инстинкта заключается в том, чтобы особи с наиболее высоким рангом произвели на свет как можно большее потомство, разнеся по популяции полезные гены. Как результат, стадный человек просто не в состоянии принять факт, что можно не иметь стремления произвести собственное потомство.
Именно по этой причине сексуальность, изначально не имеющая целью воспроизведение потомства (гомосексуальность, педофилия, мастурбация и пр.), как и простое нежелание обзаводиться детьми, будет воспринято стадным человеком как неспособность к деторождению или зачатию по ряду медицинских причин: сюда можно отнести импотенцию, бесплодие, отсутствие спроса на особь. Как результат – отсутствие стремления к продолжению рода, воспринимается стадным человеком как показатель низкого ранга.
На основании вышесказанного можно сделать следующий вывод: в стадном обществе сексуальная свобода нереальна.
Стадное чувство с точки зрения маркетинга
В маркетинге очень многие вещи строятся именно на стадном чувстве людей. Здесь очень показательно насколько быстро россияне впитали в себя западные ценности и культуру. Всего за 20 лет с момента развала Советского союза, мы переняли огромный пласт западных традиций, и это активно используется маркетологами для повышения продаж. Никого не удивляет, что население теперь празднует Хэлоин или день святого Патрика, пьёт виски и питается в Макдональдсе. Таких примеров бесконечное множество, но вопрос в том, как мы к этому пришли?
Большую роль здесь оказали иностранные фильмы и сериалы, которые проникли к нам на телевиденье, и на них успело вырасти новое поколение потребителей. Кроме того к нам на рынок проникли западные корпорации, которые стали активно рекламировать свои продукты в российских СМИ. Многие сегменты рынка просто не выдержали конкуренции с западными производителями, поскольку качество иностранного товара несравнимо выше, например автомобилестроение. Стадное чувство сделало всё остальное, население очень быстро перестроилось на новые ценности.
Приемники инфразвука.(Часть четвертая)
Опубликовано: 24.01.2019
Камертонные инфразвуковые информационные приёмники. Камертонные приёмники — это монолитные или составные каменные конструкций имеющие заданные резонансные свойства. Эти приёмники не имеют воздушных резонаторов. Они устанавливаются в местах концентрации инфразвукового сигнала на неоднородностях среды распространения, а также возле крупных курганных приёмников. Позволяли получать инфразвуковую энергию на поверхности камня или концентрировать её в заданной точке(кромлех). Фигурные — это каменные инфразвуковые приёмники(колоссы), выполненные в виде скульптур или больших камней на каменных подставках. Устанавливались в культовых местах и возле храмов. Кромлехи — набор менгиров установленных в кольцо для синфазного усиления инфразвукового сигнала. Менгиры — одиночные вертикальные камни, Читать дальше …
Причины возникновения
Причины подобного эффекта существуют на нескольких уровнях. Первый наименее контролируемый — это биологический и врожденная синхронизация. Человеческие тела, как и все живое, подвержены определенным ритмам и именно их подчинение общим законам обеспечивает выживание. Эволюционно синхронизация поведения обеспечивала благоприятные отношения, слаженную работу и обеспечение необходимой безопасности для всего человеческого сообщества. Данные механизмы сохранились в некоторой степени, хотя и поддаются коррекции со стороны сознания и интеллекта, выработки собственных стратегий поведения.
Существует механизм влияния меньшинства на поведение общей массы. Так если дать толпе из ста человек задание ходить произвольными путями, а только пять из них будут двигаться в определенной траектории, то через несколько минут вся система синхронизируется, и толпа будет ходить по алгоритму, заданному пятью людьми. Сложнее будет сделать такое же, если каждый мотивирован на свою стратегию движения, соответственно эффект стада возникает, когда у человека отсутствует собственная концепция. Те, кто сидит без дела, не понимает чего хочет, не уверен в своих целях — поддается влиянию легче на том основании, что пустое место легко заполнить.
Есть и более контролируемые проявления данного чувства, например, потребность быть принятым или боязнь быть исключенным из определенной группы. Соблюдение ритуалов дает знак всем окружающим о том, что это свой, его нужно защищать и делиться благами — так входят в субкультуры и круги по интересам, так люди распознают близких по духу. Когда потребность во взаимодействии становится выше собственных принципов, тогда возникает подчиненность требованиям толпы, ради сохранения места в ней.
Причины возникновения
Причины подобного эффекта существуют на нескольких уровнях. Первый наименее контролируемый – это биологический и врожденная синхронизация. Человеческие тела, как и все живое, подвержены определенным ритмам и именно их подчинение общим законам обеспечивает выживание. Эволюционно синхронизация поведения обеспечивала благоприятные отношения, слаженную работу и обеспечение необходимой безопасности для всего человеческого сообщества. Данные механизмы сохранились в некоторой степени, хотя и поддаются коррекции со стороны сознания и интеллекта, выработки собственных стратегий поведения.
Существует механизм влияния меньшинства на поведение общей массы. Так если дать толпе из ста человек задание ходить произвольными путями, а только пять из них будут двигаться в определенной траектории, то через несколько минут вся система синхронизируется, и толпа будет ходить по алгоритму, заданному пятью людьми. Сложнее будет сделать такое же, если каждый мотивирован на свою стратегию движения, соответственно эффект стада возникает, когда у человека отсутствует собственная концепция. Те, кто сидит без дела, не понимает чего хочет, не уверен в своих целях – поддается влиянию легче на том основании, что пустое место легко заполнить.
Есть и более контролируемые проявления данного чувства, например, потребность быть принятым или боязнь быть исключенным из определенной группы. Соблюдение ритуалов дает знак всем окружающим о том, что это свой, его нужно защищать и делиться благами – так входят в субкультуры и круги по интересам, так люди распознают близких по духу. Когда потребность во взаимодействии становится выше собственных принципов, тогда возникает подчиненность требованиям толпы, ради сохранения места в ней.
В флористической мастерской «Велоцветочница» отпуск полгода — с октября по апрель.
Рассказывает Соня Польская, основатель компании:
— У нас сезонная работа — с апреля по октябрь. Для своих букетов мы используем только полевые цветы, не заказываем их из-за границы, как обычные флористические мастерские. Поэтому все уходят в отпуск в октябре и возвращаются в апреле. В холодное время сотрудники занимаются другими проектами и делами, как правило, это не связано с цветами. Мы не работаем ни 14 февраля, ни 8 Марта, когда спрос на цветы самый высокий, и целыми днями пишем отказы клиентам в это время, хотя они обращаются к нам очень активно. Мы говорим, что теоретически можем выполнить их заказ и купить растения на цветочной базе, но с тем же успехом они могут обратиться в любую другую цветочную лавку и смысла в этом особого нет.
Бизнес принадлежит одному человеку — мне, и есть три основных сотрудника. Все они работают с прошлого года, как и сам бизнес. Сотрудники получают зарплату, доли в деле не имеют. Есть ещё штат курьеров в 20 человек и волонтёров человек пять. Зимой никто ничего не получает, в том числе и я, конечно же. Но все у нас очень идейные и со мной с самого начала, когда деньги не получал никто — ни я, ни они. Вначале это вообще всё было для них просто ради удовольствия, а потом всё начало разрастаться, появились какие-то деньги.
В моих планах развить этот бизнес до собственного тепличного производства, работающего круглый год, конечно. Тогда и вопроса, чем заниматься зимой, не возникнет. Но пока что об этом рановато говорить, мне нравится развиваться постепенно, без рывков.