Значение слова «сердолюбие»
Содержание:
- Молитвой и милостыней: как победить страсть сребролюбия?
- Как обнаружить у себя этот грех?
- Избавление через покаяние
- Православное понимание
- Сребролюбие – что нужно знать об этом грехе христианину
- Богатство и сребролюбие
- Корни греха
- Святые о любостяжании
- Какой вред наносит алчность здоровью?
- Грех сребролюбия равно недоверию Богу
- Виды сребролюбия
- Как избавиться от греха сребролюбия
- Прямая речь: святые отцы о борьбе со сребролюбием
- Бедняк и злато
- Почему тщеславие — грех
- Как бороться с грехом
- Деньги и самообман
Молитвой и милостыней: как победить страсть сребролюбия?
У благосостояния две крайности: нужда и излишнее богатство. В притчах царя Соломона есть такие слова:
В крайней нужде человеку трудно сосредоточиться на вопросах духовной жизни. Многое упускает он в трудах по добыче хлеба насущного и попытках свести концы с концами. Мысли медленно начинают занимать мысли лишь о деньгах… Но при этом рождается и страсть сребролюбия, потому что предметом мысли становятся деньги. В таком случае необходимо просить Бога, чтобы Он устроил финансовую жизнь человека и его семьи.
А вот у людей состоятельных другая беда: они бывают одержимы желанием наживы. В таком случае нужно приучать себя творить милостыню, помогать нищим, и вообще оказывать помощь всем, кто в этом нуждается. На Руси считалось, что если у человека водились деньги, значит, их дал Бог, чтобы жить самому и помогать ближним. Вы можете оказать существенную помощь в устройстве храмов и монастырей Русской Церкви, сделав так называемое пожертвование на кирпичик. Имена жертвователей, строителей и благоукрасителей храма возносятся к престолу Божиему за каждым храмовым богослужением.
И пусть Господь даст Вашему дому благополучия и достатка, а души наполнит светом радости и мира!
Как обнаружить у себя этот грех?
Что это за грех – сребролюбие, понимают многие, особенно верующие, которые часто посещают храм и слушают проповедь о пагубной страсти от священника. Но как же обнаружить эту немощь, ведь очень часто мы остаемся «слепыми», не видим явных свидетельств греха.
Итак, симптомами этой «болезни» могут быть:
- Ожидание личной выгоды во всем. Человек не приходит на помощь ближнему, если в результате этого он не получит ничего, кроме слова «спасибо».
- Неправедная прибыль. Продажа или покупка краденого товара, подлог финансовых документов, обсчет или обвес.
- Взяточничество. Занимая определенную должность, уполномоченный властью человек не предпринимает никаких мер по решению проблемы, если ему не преподносятся подарки или деньги.
- Накопительство и мелочность. Человек отдаляется от Бога, посещение служб становится для него пустым времяпрепровождением и тратой времени. Воскресные и праздничные дни он уделяет различным мероприятиям для умножения и накопления собственного богатства. Такие люди, как правило, не желают подавать милостыню, становятся жестокими и немилосердными.
Заботясь о своем материальном благополучии более, чем о духовно-нравственном развитии, мы становимся зависимыми и порабощенными. Некоторые люди утверждают, что деньги им приносят свободу и независимость. На самом деле это не так: люди, прожившие всю жизнь, знают, что означает это стремление к накопительству.
В конечном итоге ломаются судьбы, истинные ценности заменяются бесконечной борьбой за власть, деньги, богатство. Из жизни человека исчезает искренняя любовь, дружба, бескорыстие.
Восстающая на душу страсть порождает другие похоти, например:
- воровство;
- предательство;
- лицемерие;
- гордость;
- ненависть;
- гнев;
- невоздержание;
- убийство.
Все происходит постепенно, сердце человека окутывается все новыми грехами, угасает совесть, которая перестает его мучать.
Избавление через покаяние
Грехи очень мешают вести спокойную жизнь , однако человек не спешит от них избавляться, так как скован силой привычки.
Верующий понимает все неудобство своего положения, но не порождает желания исправить сложившиеся обстоятельства.
- Чтобы начать процесс очищения от греховности необходимо восстать против самой страсти, возненавидеть и изгнать ее силою воли. Человек обязан возбудить борьбу и отдать собственную душу в распоряжение Всемогущего Бога.
- Начавший сопротивление находит спасение в покаянии — единственном пути победы над всякой страстью. Без этого нет возможности одержать верх над греховными стремлениями.
- Священник имеет законную власть избавлять от психологических преступных пристрастий, если человек искренне ему исповедался.
- Христианин, пошедший по пути очищения, обязан уничтожить свое греховное прошлое и никогда к нему не возвращаться.
- Господь знает о наших страстях, дает свободу ими насладиться и испить горькую чашу. Бог ждет от человека искреннего признания в совершенных проступках, тогда душа становится ближе к райской обители.
- Путь избавления нередко сопровождается стыдом и трудностью. Верующий обязан вырывать греховные наклонности, словно сорняки.
- Духовно больные люди не видят своих смертельных страстей, поэтому остаются в неведении. Рассмотреть собственные нравственные слабости можно, только приблизившись к источнику истинного света, то есть Богу.
- Исповедь — критическое обличение собственной личности, без самооправдания и жалости. В материальном мире православному нужно уметь каяться в проступках.
- Человек не способен победить грех в одиночку, он обязан уповать на Бога. В противном случае произойдет замещение одной страсти на другую, и процесс застопорится.
Важно! Одного покаяния недостаточно в том случае, если личность продолжает творить зло и все еще испытывает наклонности к грехопадению. Человек, не отдавшийся Богу полностью или лицемерящий, только снимает боль от собственных страстей, но очищения не достигает
Борьба с греховными помыслами тяжела и продолжительна, но нашедший умиротворение в служении Господу перестает быть рабом страстей. Духовная работа принуждает верующего превозмогать и очищаться от суетного, которое только разрушает и не дает ничего взамен.
Посмотрите видео о восьми смертных грехах
Православное понимание
Православная Церковь имеет стойкие убеждения, что лихоимство — это грех, независимо от мотивов человека. Если человек забирает чужое, присваивает имущество близкого — он согрешает перед церковью и Господом, и является лихоимцем. Библия характеризует этот грех и однозначно высказываются касательно него.
Библия осуждает грех лихоимства
Свод законов Писания (10 заповедей) категорично говорят: «Не укради», а лихоимство, в широком его понятии, можно отнести к кражам. По поводу этого можно найти много текстов в Екклесиасте и Притчах.
О Заповедях:
Заповедь «Не кради»«Не сотвори себе кумира»Заповедь «Не поминай Господа в суе»
Православные проповедники полностью соглашаются с ветхозаветными авторами и говорят о греховности взяток, заработке на страстях человека и прочих неправедных прибылях. Сегодня взятки и вымогательство окружают человека со всех сторон (учеба, медицина, работа и пр.), но это не значит нормальность или приемлемость этих явлений.
Важно! Лихоимец по церковным канонам — это человек, который дает взятку, и который берет ее. Таким образом, в грехе повинны обе стороны
Оба человека нарушают закон Господа, причем апостол Павел даже не рекомендует кушать за одним столом с этим человеком.
Чем опасен грех лихоимства
Любой грех отравляет дух человека и, казалось бы, даже небольшой проступок, например, небольшой обвес при торговле может повлечь за собой серьезные последствия.
Что побуждает человека обманывать других с целью заработка? Любовь к деньгам. И как любая страсть, при ее удовлетворении человек лишь больше разжигает это греховное желание в себе. Попутно он подавляет свою совесть, нарушает Божьи заповеди и забывает о любви к ближним. Все это приводит лишь к более глубокому падению.
В Писании указано всего 8 смертных грехов, но жадность — один из них. А лихоимство обычно приводит к страстной жадности, ведь денег становится все больше. В любом случае, наказание будет, даже если человек однажды кого-либо обманул.
Лихоимец нарушает Божьи заповеди и забывает о любви к ближним
Также и мшелоимство оказывает развращающее действие на душу человека. Это скорее грех бедных людей, ведь они начинают осознанно копить вокруг себя множество различных вещей, что позже перетекает в серьезную страсть. Любая страсть, кроме страсти по Господу и Его слову, считается греховной. Так что следует проверять себя и в стяжании предметов, а не только в обмане окружающих. Не следует из денег или предметов делать идолов.
Сребролюбие – что нужно знать об этом грехе христианину
Фото: Flickr.com
Грех сребролюбия – это очень серьезное пристрастие, быстро затягивает человека в свой плен. Если говорить об этом грехе подробнее, рассматривая все его негативные стороны, то обязательно стоит упомянуть о таком:
- сребролюбивые люди делают своим идолом деньги, полностью теряя надежду на Бога;
- имея пристрастие к выше описанному греху, человек больше всего боится стать бедным, оставшись без материальных благ;
- сребролюбец считает деньги панацеей от всех болезней и несчастий, рассчитывая только на них;
- этот грех является скрытым и коварным, поэтому заметить его бывает непросто;
- зависимый от этого греха человек может ходить в церковь, молиться, путешествовать по святым местам, но при этом, у него полностью будет отсутствовать любовь к Богу;
- покаяться в этом грехе очень трудно, поэтому его очень часто скрывают на исповеди;
- человек практически никогда не признается себе в том, что страдает от греха сребролюбия;
- зависимый от материальных ценностей человек, даже иногда совершающий добрые поступки, не может открыть сердце для благодати Божьей и, принять ее в полной мере;
- в списке восьми смертных грехов, сребролюбие стоит на 3 месте, что подчеркивает не только актуальность этого пристрастия для человека, но и его большую пагубность для души;
- имея пристрастие к этому греху, человек становится скупым и жадным, постоянно думает об умножении своего богатства.
Богатство и сребролюбие
Иметь много денег не является нарушением ни единой заповеди, а вот поклонение золотому идолу, возведение его в стан бога, которому отдаются мысли, время, эмоции, отдаляет человека от истинного Бога. Христианин обязан выбрать, кому служить — Богу или мамоне (деньгам) (Матв.6:24).
Юноше, от рождения живущему по 10 заповедям и желающему пойти за Иисусом, Спаситель не ответил отказом, Учитель предложил ему продать имение и тогда идти в служение. (Матв. 19:21). Этому парню легче было ограничивать себя во всем, вести праведный образ жизни, но довериться Иисусу, отказаться от богатства было выше его сил.
Демон победил благодать.
О других грехах в православии:
- Грех ли играть в карты
- О грехе гордыни
- Грех чревоугодия
Виды сребролюбия
Как только у человека появляется больше средств, чем ему необходимо для жизни, возникает навязчивая страсть обладать еще большим количеством денег, появляется жадность.
Проявление жадности у человека
Сестрой жадности является скупость, рожденная страстью сохранить накопленное.
Жажда обладать большим богатством преобразуется в любостяжательство, о котором говорится в Новом Завете ( Кол.3:5). Любостяжательство появляется в тот момент, когда человек перестает довольствоваться тем, что имеет, приобретая страсть к большему приобретению богатства.
Мшелоимство, как слово, мало знакомо нынешнему поколению, оно означает страсть к награде, желательно денежной. Именно мшелоимство заставляет людей, «идти по головам других» для достижения своей греховной страсти.
Корыстолюбие — грех, основанный на ожидании платы. Корыстолюбивый человек ничего не сделает просто так, он обязательно должен видеть выгоду в своем поступке.
Важно! Любовь, но не к Всевышнему Богу, а к процессу обладания и приобретения является основной движущей силой в жизни грешника
Корни греха
Все христиане знают, что такое любовь к деньгам, или сребролюбие, в православии, однако не только не предпринимают мер для искоренения этого греха, но и способствуют его навязыванию
Сейчас с младенчества ребенку родители внушают, как важно быть материально обеспеченным, успешным. Именно они ориентируют свое чадо на достижение целей, восхождение по карьерной лестнице
Детям старшее поколение осознанно прививает эту зависимость, ведь сребролюбие в детском возрасте выражается в желании обладать дорогой вещью – телефоном, планшетом и т. д.
Как часто родители учат выбирать друзей исходя из того, какие выгоды можно извлечь из дружбы
Сейчас особенно важно для старших, кем работают родители друга
Что такое сребролюбие – это желание девушек нравиться парням, владеющим дорогостоящей машиной или другими ценностями. Грех сребролюбия порождает множество других грехов: зависть, гнев, гордыню, воровство.
Вырастая, подросток начинает думать, что все продается и покупается, за деньги можно купить дружбу и любовь.
Во многом этому способствуют средства массовой информации, которые учат, что это не грех – сребролюбие, ведь привлечь к себе внимание окружающих можно только обладая каким-либо материальным объектом. Википедия о сребролюбии говорит, что это один из восьми самых тяжких грехов
Википедия о сребролюбии говорит, что это один из восьми самых тяжких грехов.
Действительно, сейчас многие из нас уделяют много времени наблюдению за котировками валют, современный человек посещает тренинги о том, как выгоднее вложить свой капитал, как быть успешным и желательно не прилагать для этого никаких усилий.
Мы невольно получаем информацию о том, что грех сребролюбия – это вовсе не порок, а устаревшее и неактуальное понятие.
Святые о любостяжании
В Святом Писании грех любостяжания признается одним из тягчайших, убивающих душу и отдаляющим любостяжателя от Бога. Потому христианское наследие – многочисленные писания Святых отцов — этому греху уделяют немало места в своих проповедях, писаниях и наставлениях. Они достаточно подробно и глубоко исследуют и причины возникновения этой страсти, как она растёт и убивает человека, и то, как и какими средствами с любостяжанием бороться.
- Иоанн Златоуст называет эту страсть неестественной, а зарождается она от желания славы – тщеславия и беспечности.
- Антоний Великий говорит, что любостяжание рождается от лжи, забвения памяти смертной и страха Божьего.
- Авва Исаия называет эту страсть матерью всех зол.
- Ефрем Сирин говорит, что любостяжатель чужд любви, он наоборот – ненавидит ближнего.
- Григорий Нисский указывает на отсутствие покоя у тех, кто поработил себя этой страсти. Они никогда не будут мирны, покойны и довольны тем, что у них есть и тем, что с ними происходит.
- Иоанн Лествичник определяет любостяжателя, как человека, связанного по рукам и ногам. Как человека, который неспособен не только идти, но и пошевелиться.
- Амвросий Медиоланский считает, что от лихоимцев и любостяжателей люди стонут и мучаются больше, чем от иностранных захватчиков во время войн.
- Нил Синайский говорит, что любостяжатели никогда не бывают радостны, они находятся в постоянной печали от многозаботливости, попечений.
Как же победить эту страсть, как от неё избавиться? Здесь тоже весьма полезен опыт христианских святых, которые не только подробно изучили действия той или иной страсти, греха на душу человека, но и на практике помогали и помогают желающим избавиться от них.
Святитель Иоанн Златоуст считает, что главное – захотеть этого избавления. Всё, считает он, зависит от желания, как пожелали добровольно под страсть эту подпасть, так же через желание можно от неё и избавиться. А дальше нужно творить дела, противоположные этой страсти. Любил собирать, начни раздавать, оглянись, найди тех, кто нуждается и помоги им. Так ты положишь основание избавлению. Вообще же, делать дела противоположные тем, что творили в грехе, способ, полезный в борьбе со многими другими страстями и грехами. Затем найти меру пользования необходимым, только то, что действительно нужно для жизни, о большем же прекратить попечение, о нём не заботиться.
Главное же, с чего нужно начинать борьбу со всякой страстью, это просить помощи в этом Божьей, молиться и просить Божью Матерь, святых. Без Божьей помощи, без этих молитв мы не то что избавиться от страсти не сможем, но и пальцем пошевелить.
Это интересно: Грех злословия в православии — разбираем обстоятельно
Какой вред наносит алчность здоровью?
Человеческая алчность разными путями влияет на здоровье: путём психосамотических связей между корой больших полушарий и внутренними органами, через нарушение нейроэндокринной регуляции обмена веществ, а также опосредованно- через нарушение сна и режима питания. Ведь если стремление добыть побольше денег или получить новую должность становится навязчивой идеей, то она не оставляет человека даже ночью. В результате человек не высыпается, а утром чувствует себя усталым и разбитым. Кроме того, жадность нередко трансформируется в зависть, раздражение и гнев, а это приврдит к повышению уровня адреналина и норадреналина в крови. Эти гармоны вредно влияют на сердечно-сосудистую систему и способствуют развитию гипертонии, инфарктов и инсультов. Положение осложняется тем, что жадные люди экономят на всём, в том числе на лекарствах и квалифицированной врачебной помощи, которая тоже стоит денег. В результате, когда болезнь серьёзно достаёт человека и он наконец обращается к врачу бывает уже поздно вернуть потеренное здоровье. Правда эдесь нужно сделать важную оговорку: отдельные кратковременные вспышки этой страсти не опаспы, особенно если они завершаются приобретением желаемого. Нарушения здоровья возникают при хронической неутолённой жадности, когда человек в течении длительного времени переживает алчность, скупость или зависть.
Практикующий психолог Анатолий Малиш
https://www.kpupil.com/stat_i/stat3.html
Грех сребролюбия равно недоверию Богу
Доверие к Творцу основано на вере, надежде и любви.
Приобретая богатство, которое грешник боится потерять, он теряет надежду на Спасителя, а уповает только на деньги, которыми надеется все решить, но при этом:
- исчезает вера Всевышнему, что Он может прийти на помощь в любой момент;
- испаряется полностью признание жертвы Иисуса Христа, которой Он заплатил за все наши нужды;
- растворяется в золоте любовь к ближнему, от которого нет никакой корысти.
Для сребролюбца не Создатель, а деньги, являются единственным спасательным кругом в критической ситуации, но жизнь утверждает обратное. Никакое богатство не спасет от падения самолета или взрыва в торговом центре, нет на земле столько золота, чтобы выкупить больного раком, все это под силу только Иисусу.
Не доверяя Богу будущее, сребролюбец копит на «черный день», превращая не только свою, но и жизнь своих близких в постоянный «черный» день.
Православная церковь осуждает грех сребролюбия
Сидящий внутри верующего дракончик по имени сребролюбие никому не видим, но он сводит на нет усердные молитвенные правила, паломничества по святыням, строгие посты и другие видимые проявления христианства.
Попробуйте у такого христианина попросить сделать пожертвование на храм, воскресную школу или просто на операцию не родного, близкого человека. В такие моменты и раскроется вся сущность истинного верующего. Сребролюбец не умеет любить никого и ничего, кроме денег.
Александр Македонский владел пол миром, но велел похоронить себя с открытой ладонью, показывая, что ничего нельзя унести с собой после смерти, которая может наступить в любой момент.
Это интересно: Что такое блуд и прелюбодеяние, и в чем их разница: познаем суть
Виды сребролюбия
Греховная любовь к богатству проявляется разными формами, порой самыми неожиданными. Этой страсти подвержены люди разного достатка, социального уровня. И было бы неверно считать таковыми только богатых и преуспевающих, как будто бы их состояние и является показателем этой страсти. Бедняк порой крепче держится за последнюю монетку, чем другой за свои миллионы. И поэтому лепта бедной вдовы из Евангельских повествований, отдавшей все, что она имела, была так дорога Господу.
Сребролюбие включает в себя целый букет разновидностей греха:
- любостяжание;
- корыстолюбие;
- скупость;
- жадность;
- лихоимство;
- мшелоимство;
- порочную выгоду;
- своекорыстие;
- алчность;
- эгоистическую пользу;
- спекулянство;
- прочее.
Каждый из перечисленных пунктов означает конкретное проявление греха, но все эти определения являются родственными.
Скупость
Это крайнее проявление жадности, болезненное нежелание расставаться с чем-либо, выходящее за рамки нормальных общепринятых норм. Алчность — это неуемное стремление получить как можно больше, в то время как скупость направлена на то, чтобы потратить как можно меньше.
Любостяжательство
Грех идолопоклонства, когда все попечения направлены на стяжание имущества, не оставляя времени и сил для Бога. Приводит к нарушению практически всех Его заповедей, когда ради наживы предаются интересы и выгоды других людей, попирается закон любви к ближним.
Мшелоимство
Употребляется в первую очередь в тех случаях, когда речь идет о взятках, любви к подаркам, коллекционированию, наличию в обиходе ненужных вещей и тому подобное. Причина кроется зачастую в самолюбии, тщеславии, маловерии.
Корыстолюбие
Применяется, когда речь заходит о личностях, ничего не делающих для других без собственной выгоды. Такие люди бесплатно пальцем не пошевелят во благо другому человеку. Их отличает стремление получить выгоду любым путем, неразборчивость в средствах наживы, что приводит к нарушению гражданских и Божественных законов.
Как избавиться от греха сребролюбия
Сердце христианина, наполненное любовью к Создателю, всегда открыто к даянию, помощи бедным и нуждающимся.
История хранит множество примером, когда богатые люди строили церкви, первыми приходили на помощь во время беды. Глубоко почитаем в православии св. Николай Угодник, который все свое богатство раздал бедным. Имея 10 рублей, отдать рубль всегда легко, а вот из тысячи сотней благословить нищего труднее, не говоря уже о десяти тысячах.
Сребролюбцем может быть и бедняк, жаждущий богатства любыми путями, который прикладывает свое сердце не к Творцу, а к мамоне. Христианин должен быть готов в любой момент расстаться с деньгами, если того будет требовать ситуация. Не надо путать милосердие и благотворительность с расточительством.
В учении апостола Павла говорится о том, что при избытке одного человека должно восполнять недостатки другого. (2 Кор.8:14)
Кто больше сеет, то больше жнет. Яркий тому пример тбилисский схиархимандрит Виталий, который раздавал все, что ему давали, получая все больше благословений.
Совет! В раздаче милости надо иметь мудрость, чтобы самому не стать для кого-то обузой или оставить свою семью нищенствовать.
Никакой грех нельзя победить за один день, это борьба, требующая усилия, времени и жертвы. Без исповедания падения, признания себя грешником, сребролюбцем, трудно обрести веру, избавиться от порока, в этом поможет молитва.
Беседы с духовным наставником должны быть направлены на укрепление веры и надежды на Бога.
Для начала следует научиться помогать нуждающимся. Весь интернетовский простор «кричит» о помощи онкобольным детям и взрослым, кому-то ребенка не в чем в школу отправить, а там сироты голодные сидят. Почему не выделить какую-то ежемесячную сумму и втайне передавать ее в детский дом в виде свежих овощей и фруктов?
Господь поможет побороть грех сребролюбия
У одного бизнесмена — христианина, назовем его Олег, прямо в программе заложено 2 % от прибыли перечислять в доход Дома малютки, делается это автоматически.
Возрастая в пожертвовании, человек научится видеть руку Божью в своей жизни, приходит победа, самоуважение и свобода от богатства. Только истинная свобода и любовь способны сделать человека любимым и научить любить, ведь счастье не зависит от богатства имения ( Луки 12:15).
Размышляйте, рассуждайте, оценивайте жизнь с позиции Царства Божьего, только оно вечно и страшно попасть не туда, а в ад. Выбирая работу, просите мудрости у Бога, чтобы осталось время и для воцерковления. Имея надежду на Господа, человек не должен беспокоиться, что будет после его смерти с деньгами, фирмой, домом. Хороший хозяин обо всем позаботится заранее, полагаясь на мудрость, дарованную Иисусом.
Оставляя завещание, человек заботится о близких, чтобы между ними не возникали распри и ссоры о разделе имущества. Начиная новое дело, христиане не должны ждать, когда разбогатеют, а с первых дней следует заняться благотворительностью, тогда и дело пойдет на лад.
Подаяние — лучший лекарь для сребролюбца, и оно не зависит от излишков, а только от состояния сердца.
Важно! Чем больше даешь, тем шире и добрее становится душа, тем больше в нее Бог посылает любви и радости. Борьба со страстью сребролюбия
Протоиерей Андрей Канев
Борьба со страстью сребролюбия. Протоиерей Андрей Канев
Прямая речь: святые отцы о борьбе со сребролюбием
«Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям»Апостол Павел (1 Тим. 6:10)
«Невозможно, чтобы в одном доме были множество денег и любовь и одно не вредило другому»Преподобный Исаак Сирин
«Пристрастившиеся к деньгам неизбежно бывают и завистливы, и склонны к клятвам, и вероломны, и дерзки, и злоречивы, и хищны, и бесстыдны, и наглы, и неблагодарны, и исполнены всех зол»
«Сребролюбец есть страж своего имения, а не владелец; раб, а не господин. Для него легче отдать кому-либо часть своего тела, нежели уделить сколько-нибудь из закопанного золота»
«Сребролюбие омрачает наши души и попирает самые законы природы, лишает нас рассудка и не допускает помнить ни дружбы, ни родства, ничего другого, не (только один) раз осенив умные очи наши, так и заставляет блуждать во мраке»
«Как свинья, валяясь в нечистоте и грязи, утешается и услаждается, равно как и жуки, непрестанно копающиеся в навозе, — так точно и преданные сребролюбию бывают несчастнее этих животных; мерзость здесь больше и грязь зловоннее»
Святитель Иоанн Златоуст
«Сребролюбие начинается под видом раздаяния милостыни, а оканчивается ненавистию к бедным. Сребролюбец бывает милостив, пока собирает деньги; а как скоро накопил их, так и сжал руки» «Победивший страсть сию отсек попечения; а связанный ею никогда не молится чисто»«Волны не оставят моря, а сребролюбца не оставят гнев и печаль» «Вера и удаление от мира есть смерть сребролюбия…»Преподобный Иоанн Лествичник
«…Что моль в одежде, то страсть сребролюбия в сердце человеческом»«Кто любит золото, тот не будет оправдан, а кто любит Господа, тот будет благословен»«Сребролюбие есть изобретатель всякого греха»Преподобный Ефрем Сирин
«Священное Писание называет сребролюбие идолослужением: сребролюбие переносит любовь сердца (в вере и надежде) от Бога к деньгам, соделывает деньги Богом, – истинного Бога уничтожает для человека. У сребролюбца нет Бога. Бог сребролюбца – капитал его» Святитель Игнатий Брянчанинов
Бедняк и злато
Что такое сребролюбие, мы теперь знаем. Это неуемная жажда богатства, привязанность к нему. Но возникает вопрос: при чем тут бедность? Все просто. Бедный человек, страдающий от данной страсти, любит деньги. Но любит, как недосягаемый объект. Знаете, есть такая любовь по отношению к человеку: по нему вздыхают, его обожают, завидуют тем, с кем он рядом. И понимают, что сами никогда не будут находиться рядом с этим человеком.
Так же и с деньгами. Бедняк начинает завидовать тому, кто богаче него. Вздыхать и думать, какая у него жизнь плохая. Роптать, почему у него денег нет, и ничего нет, а вот у того-то есть. В итоге, этот бедняк становится злым и очень завистливым. Вся его жизнь проходит не в труде и молитве, а в ропоте и зависти.
Наверное, каждому из нас иногда бывает завидно. Например, смотришь фотографии в «Инстаграме» и видишь, что бывший одноклассник на шикарной иномарке ездит. И ребенок у него одет в дорогую одежду, и сам он прекрасно выглядит. А у тебя советская машинка, работаешь на заводе, а отдых не в жарких странах, а на даче. В лучшем случае в Турцию раз в год выбираешься.
Становится как-то обидно. А чего обижаться? И главное — на Кого? На Бога, который дает нам столько, сколько нам нужно? В холодильнике стоит кастрюля супа, сковородка со вторым, лежат фрукты и сладости. Разве бедный человек может себе позволить такое питание? Значит, ты уже не нищий. Сын ходит с хорошим телефоном, несмотря на то, что папа работает на заводе? Едва ли у детей бедняков есть хоть какие-то телефоны. Здоровье богатырское? Слава богу. Не ропщи — ты богат. Некоторые могут только мечтать о том, то есть у тебя.
Почему тщеславие — грех
Бог создал человека по образу Своему, наделил его теми качествами, которыми Сам пожелал. Кому-то дано больше, кому-то меньше, все по воле Творца.
Дьяволу не нравится смирение и покой в душах православных верующих, и сеет он семена греха, в виде зависти, чувства неполноценности, гордыни и превозношения, которые перерастают в тщеславие.
Тщеславие в вере православной — страшный смертный грех, ибо он разделил Царство Божье. Люцифер — прекрасный ангел, сын зари, возомнил себя равным Творцу, из-за своего бунта, причиной которому было тщеславие, гордыня, был сброшен на землю и в ад.
По словам Паисия Афонского тщеславие — постыдная и страшная вещь, ведь оно Ангелов превратило в демонов. Самолюбование и превозношение присущи каждому человеку, и борьба с этим грехом длится до самой смерти.
Самолюбование
По словам Библии все, что обладает человеком, является грехом. (1Кор. 6:12)
Превозношение и его производные — гордость, гордыня, эгоизм становятся страстью, а человек — их рабом. У раба всегда есть властелин, и в этом случае это не Бог. Тщеславие поворачивает верующего спиной к Творцу, лицом к дьяволу, который все искажает в жизни христианина.
Важно! Самое страшное, что этот грех поражает всех, кто не наполнен Божьей благодатью, от прихожанина до священника высоко ранга, последнее намного ужаснее для самого человека, ибо он на вершине православия и под судом Всевышнего. Первое, что попадает под атаку самолюбования, это смирение, основное качества православного верующего
Скрытый грех самопревозношения паразитирует на добродетелях
Первое, что попадает под атаку самолюбования, это смирение, основное качества православного верующего. Скрытый грех самопревозношения паразитирует на добродетелях.
Тщеславие вызывает бунт, развивая в человеке грешные страсти. Святые Отцы Церкви подчеркивали, что тщеславные помыслы ведут к падению послушания.
Как побороть тщеславие
Как бороться с грехом
Святые подвижники оставили христианам богатое наследие своего духовного опыта. Из их книг, поучений мы можем легко можем узнать те способы и приемы, используя которые, можно с Божьей помощью справиться с любым грехом.
Чтобы искоренить из души сребролюбие, православные духовники советуют применять:
- милостыню;
- нестяжание;
- память смерти;
- веру в Промысел Божий.
Наиболее сильным средством в этой борьбе становится нестяжание. Монахи на его принципах, как на камне, строят всю свою жизнь. Произвольная нищета хоть и доставляет скорбь по плоти, но душе дает мир и покой, так необходимые для христианской жизни. Еще одним действенным приемом становится милостыня. Вначале следует приучать себя давать то, что в избытке. Затем легче будет делиться с неимущим последним, что имеется за душой.
Как говорят святые отцы, сребролюбие — это дочь неверия. Поэтому всеми силами нужно стараться укреплять веру в Промысл Божий, чтобы победить в себе пагубную привычку надеяться исключительно на силу денег и власти.
Деньги и самообман
Говоря о сребролюбии, Иоанн Златоуст отмечал, что это лишь «игра в любовь». Человеку, имеющему деньги, кажется, что все его любят, потому что вокруг него всегда много льстецов, фальшивых друзей, таких же сребролюбцев, есть прислуга, готовая появиться по первому щелчку пальцев.
Это создает иллюзию, что человека любят, что с ним приятно находиться рядом, что он кому-то интересен как личность. Но так, как сам человек играет с деньгами, так и деньги играют с ним.
Фактически, сребролюбие состоит из множества составляющих: самообман и обман других людей, гордыня, надменность. Деньги затмевают в сердце любовь к Богу, потому что, как известно, нельзя служить одновременно двум господам.
Православные святые отмечают, что это грех еще и потому, что часто приводит к предательству, ненависти, гневу, обману, жадности, воровству.
Деньги не дают душевного покоя, но душа ищет его, и поиски опять подменяются иллюзиями: утонченными наслаждениями для тела, чревоугодием, прелюбодеянием, желанием попробовать разные извращения, стремление заполнить душевную пустоту даже чем-то экстремальным наподобие приема наркотиков, гонок на автомобилях по городским дорогам.
Человеку кажется, что адреналин и хождение по краю заполнят пустоту, снимут усталость от бесконечной погони за деньгами и стремления удовлетворить растущий аппетит стяжательства, но покоя он так и не находит.