Значение слова «злой»
Содержание:
- В словаре Даля
- Европейская секуляризация и изменение понятия зла
- Как раскрывается значение слова «зло»?
- Личное и общественное понимание того, что есть добро и зло
- Определение
- В словаре Д.Н. Ушакова
- Зло в европейской художественной культуре конца XX — начале XXI веков
- Европейская концепция зла
- Как победить зло внутри себя?
- Религиозные представления
- Они жестоки
- Христианство считает, что Бог зла не творил
- Зло в христианстве субъективно
- Как вернуть человеку его зло?
- Авраам
- Стресс от мыслей
- На что опирается правоведение?
- Добро и зло
- Оправдание Бога
- В словаре Синонимов 2
В словаре Даля
ср. худое, лихое, худо, лихо; противопол. добро. Духовное начало
двояко: умственное и нравственное; первое относится к истине, а
противоположно ко лжи; второе к добру (благу) и к худу, ко злу. Всякое
зло противно божескому порядку. В отвлеченном виде, зло олицетворяется
духом тьмы. Сделать что на зло другому, в досаду, в противность, в
обиду. Зло злом губится. Не плати злом за зло. Мн. ч. употребл. в род.
падеже. Избавь нас от зол и напастей. Зло нареч. (от прилаг. злой), со
злостью, злобно. Он зло обращается с людьми. Иногда в знач. церк. зле,
люто, тяжко, жестоко, посредством или ради зла. | Влад. усердно, о
работе. Злой, желающий, причиняющий зло другим; вредный, пагубный. О
человеке: у кого душа обратилась ко злу, противник всякого блага, добра,
порочный, нечестивый: кто жесток, тешась страданьями других. О животном:
лютый, опасный. Иногда злой означает высшую степень подразумеваемого
свойства. Злой работник, пск. калужск. старательный, ретивый, способный,
ловкий; | острый, насмешливый, охотник острить. Нам добро, никому зло —
то законное житье! Дружбу помни, а зло забывай. Зла за зло не воздавай.
На зло да наперекор. да людям в укорит. На зло молящего Бог не слушает,
т. е. кто молит о мести. Зло злым исполнить. Лучше смерть, нежели зол
живот. Из двух зол выбирай меньшее. Во зле жить — по миру ходить. Мир во
зле (во лжи) лежит. Злее зла татарская есть»>честь! почет в Орде? Кумыс? Наш
Козьма все бьет со зла (бьет с козла). Девушки хороши, красные пригожи,
да отколь же злые жены берутся? Злая жена — поборница греху. Злая жена —
злее зла. Всех злее злых злая жена. Злая жена — мирской мятеж. От злой
жены не уйдешь. От злой жены одна смерть спасает, да постриженье. Лучше
хлеб есть с водою, чем жить со злою женою. Злой не верит, что есть
добрые люди. Молись, а злых дел берегись. Не пожелаю и злому татарину,
так худо. Злее злого татарина. И доброе слово не уймет злого. Злой с
лукавым водились, да оба в яму ввалились. Ни злому кары, ни доброму
хвалы, неурядица. Добром, так вспомни, а злом, так полно! говорят
икнувши. Что ты так зла, аль давно на медведских дубах не была? у
Мещовска, калужск. губ. при селе Медвежках, два сухих дуба, где, по
преданью, собираются ведьмы. Злая ж. злая часть, година; зло, лихо,
беда, несчастье. Его злая постигла. Зловка ж. злая женщина. Золовка
зловка. Злая корча, болезнь, происходящая от употребления в пищу хлеба
со спорыньей. (Наумов).
Европейская секуляризация и изменение понятия зла
Начиная с конца средневековья в Европе нарастают процессы выделения религиозной жизни в отдельную и самостоятельную сферу человеческой жизни. К концу XVII века эти процессы секуляризации, отделения христианства от светской жизни фактически завершаются по всей Европе.
Вместе с секуляризационными социальными процессами и одновременно с ними возникают и оформляются новые представления о природе зла. Вместо Бога-творца в мире действует и миром руководит научный и технический прогресс, человеческая активность, частные интересы.
Бог исчезает из повседневной человеческой жизни, а его место в философии заступает «бог философов» (по выражению Паскаля) и бог-перводвигатель (Ньютон, Бэкон).
Зло, как понятие, теряет своё единое содержание, ежесекундную актуальность и размывается по различным сферам человеческой деятельности. Зло утрачивает христианскую перспективу страшного суда и свой временной, исторический, но вселенский смысл[источник не указан 533 дня].
Соответственно, зло теперь может мыслиться как то, что мешает прогрессу, что препятствует частным интересам и интимным потребностям, что тормозит человеческую активность, что нарушает или искажает возможную оптимальную социальную организацию.
Происходит и возврат к доветхозаветным представлениям о зле, как о слепой природной случайности, стихии, как о неизбежных прихотях человеческого существа, как о следствиях физиологических, психических, социальных и т. п. отклонений от социально-приемлемой нормы.
Как раскрывается значение слова «зло»?
Антипод добра, в моральном аспекте все, что отрицается и подлежит уничтожению согласно общечеловеческим этическим нормам. Злом определяются явления, которые происходят при здравом уме и против воли человека. Степень субъективного человеческого зла считается осознанностью, которая определяет, в каком процентном соотношении личность оценивает уровень причиненных ею злодеяний и способна ли она понести за это соответствующее наказание.
Формальная трактовка термина определяет зло поступками, которые противоречат установленному правовому и нравственному порядку отдельной культуры, как нечто, противостоящее им. С иной стороны, оно характеризуется как действия, причиняющие ущерб другому субъекту, равно как и тому, кто их совершает.
Это понятие относится к физическому или моральному причиненному вреду, боли и другим похожим неприятным ощущениям и эмоциям. Моральное зло мешает взаимодействию между людьми, что порождает недружелюбие и агрессивность и обесценивает высшие нравственные человеческие качества.
Благодаря этому термину стало понятным, что зло не возникает из воздуха, а берет начало из личностных качеств индивида, тем самым призывая его относиться к своей персоне и собственным поступкам осознанно и скрупулёзно, критично.
Личное и общественное понимание того, что есть добро и зло
С одной стороны, у
человека есть вполне материальный и
объективный материальный успех, который
гарантирует ему вполне видимый уровень
жизни. Правда, иногда человеку приходится
поступать вопреки понятию добра в таких
случаях, которые трактуют ему все
факторы. Итак, для человека стоит вопрос
между собственной обеспеченностью и
совокупностью понятия добра и зла внутри
него самого. Это одно из главных
противоборств в человеке, когда он
вынужден оставлять то, что он считает
правильным и нужным, ради того, чтобы
не остаться без средств к существованию.
И прежде чем понять истинную разницу
между добром и злом, следует проследить
логику общественного и логического
понимания добра и зла.
Личное понимание добра и зла строится исходя из сочетания культуры, в которой человек воспитан, и личного опыта. Наибольшее влияние оказывает личный опыт, но специфика его развития будет заключаться в том, что он, за исключением редких случаев, будет развиваться в пределах рамок общественной морали. Иначе говоря, если общество позволяет человеку занимать различные роли, чаще всего человек будет занимать либо самую выгодную, либо самую близкую по духу, либо самую легкодоступную роль. Роль человека и то место, которое он занял в обществе, и есть показатели его морально-нравственных принципов.
Но если человек будет
стремиться занимать ту роль, которая
не соответствует представлениям общества
о добре и зле, то есть всего два варианта
– либо человек своими усилиями изменяет
представление о добре и зле, либо его
ждет участь мученика. Будут ли то мучения,
связанные с изгнанием и занятием
маргинального положения в обществе или
это будут вполне осязаемые мучения,
связанные со смертью – зависит как от
самого человека, так и от общества. Так,
например, погиб Иисус Христос, который
понимал добро несколько иначе, чем его
понимало общество. Ведь, когда народу
дали выбор между Христом и Вараввой,
общество приняло «своё» зло, а не чужое
«добро». Однако теперь, учение Иисуса,
христианство, это мировая религия,
которая сформировала огромный пласт
культуры, указывая человечеству на то,
что такое добро и что такое зло.
Исходя из этого примера
мы можем понять, что общественное
понимание добра и зла различается не
только в зависимости от тех условий, в
которых культура росла и развивалась,
но и в зависимости от времени. Общественное
понимание добра меняется практически
постоянно, и если сотню лет назад
общественным добром было служение царю,
то через некоторое время это стало злом.
Общественное понимание этого вопроса
переменчиво не только потому что сама
мысль общества крайне неустойчива и
склонна меняться по любому поводу, но
и потому что люди, наделенные властными
полномочиями в состоянии использовать
это ради тех или иных целей. Итак,
общественное понимание добра и зла
нельзя назвать правильным, так как оно
переменчиво и зависит от обстоятельств.
Но само добро и зло – это не товар,
который меняется в цене, а их восприятие
— это не предмет спроса и предложения.
Это фундаментальные вопросы морали,
исходя из которых строится человеческое
общество в целом и поведение каждого
человека в частности.
Итак, в вопросе изучения
добра и зла общественным пониманием
можно пренебречь в силу неустойчивости
и переменчивости в таком фундаментальном
вопросе. То же самое можно отнести и к
отдельной личности, так как личность
формируется отчасти из переменчивого
общественного мнения, отчасти из личного
опыта. Личный опыт человека также склонен
меняться вместе с событиями и зрелостью
самого человека, и часто случается так,
что человек по прошествии времени
отказывается от своих идей и мировоззрения.
Опираться на мнение отдельного человека
в таком вопросе означает строить дом
без фундамента. В одну реку дважды войти
нельзя. И не только потому что и вода
утекла, и река стала другой, но и потому
что сам человек изменился.
С другой стороны, человек
– это, в первую очередь, индивидуальность,
и то, что будет одному благом, для другого
может обернуться бедствием. По этой
причине один человек не может создать
такую мысль, которая была бы верна при
любых раскладах. Такая мысль, скорее,
будет подходить только самому человеку
или тем, кто близок к нему по духу.
Определение
def. ЗЛО — Преднамеренные, прямо либо косвенно (ложь, обман) насильственные действия направленные против чужой собственности с целью удовлетворения каких либо (физических, нравственных) личных жизненных потребностей.37.214.251.202 20:25, 29 сентября 2014 (UTC)
Всякое зло есть насилие, но не всякое насилие есть зло. Насилие направленное на пресечение зла — не есть зло.37.212.208.59 23:10, 4 октября 2014 (UTC)
Всякое ЗЛО начинается со лжи и со лжи самому себе, ибо, только уверовав в свою безнаказанность можно творить ЗЛО.
178.120.219.130 20:07, 10 января 2016 (UTC)
Изощрённое зло состоит в подмене понятия. Белое объявляется — черным, а черное — белым. Например злом объявляется первородный грех, хотя одно к другому никакого отношения не имеют. Главное — посеять сомнения. 37.212.211.86 21:45, 29 июня 2016 (UTC)
Зло приумножается безнаказанностью. 37.214.205.133 11:25, 9 июля 2016 (UTC)
И если Ты не уничтожишь зло, то зло уничтожит тебя.37.214.242.237 15:24, 3 апреля 2017 (UTC)
В словаре Д.Н. Ушакова
ЗЛО, зла, мн. только род. зол, ср.1. только ед. Дурное, греховное, вредное; ант. добро» title=’что такое добро, значение слова добро в словаре Ушакова’>добро.• На зло — см. назло» title=’что такое назло, значение слова назло в словаре Ушакова’>назло. Причинить зло. Сделать зло. Большое зло. Платить злом за добро. «Полковые командиры смотрели на меня, как на необходимое зло.» Пушкин.2. Беда, напасть, несчастье (·книж. ·устар. ). «Это зло еще не так большой руки.» Крылов. Из двух зол выбирать меньшее.3. только ед. Злость, злое чувство, досада, преим. в выражениях: со зла; Зло берет, взяло или разбирает кого (·разг. ). «Я дал слово, в ту же ночь, к вам не ходить никогда и пришел к вам вчера поутру только со зла, понимаете вы, со зла.» Достоевский. Зло меня берет, когда вспомню свою оплошность.II. ЗЛО нареч. к злой во 2, 4, 5 и 6 ·знач. Зло подшутить над кем -нибудь. Зло кусаться. Зло улыбнуться.
Зло в европейской художественной культуре конца XX — начале XXI веков
- Прочитываются книги Антонена Арто и осуществляются практические попытки создания «Театра жестокости».
- Жан Жене отправляется в своем творчестве — по мнению Ж. Батая — на поиски Зла. А Ж. П. Сартр именует в это же время Жана Жене «святым».
- Художественная логика обоих приведенных примеров лежит в русле ницшевской метафизики: если человек не в состоянии «добраться» до безусловного добра, то, возможно, его судьба лежит по ту сторону добра и зла.
- Кинематограф позднего Альфреда Хичкока демонстрирует респектабельный безбожный мир, колеблемый неопределёнными, но всесильными тревогой и злом.
- Посреди серийного выпуска фильмов ужасов возникают своебразные неоромантические шедевры (к примеру, «Чужой» Ридли Скотта).
- «Матрица» братьев Вачовски предъявляет картину вымышленного, машинного «доброго» мира, лишенного свободы воли.
Европейская концепция зла
К концу XVII века эти процессы секуляризации, отделения христианства от светской жизни фактически завершаются по всей Европе. Вместе с секуляризационными социальными процессами и одновременно с ними возникают и оформляются новые представления о природе зла. Вместо Бога-творца в мире действует и миром руководит научный и технический прогресс, человеческая активность, частные интересы. Бог исчезает из повседневной человеческой жизни, а его место в философии заступает «бог философов» (по выражению Паскаля) и бог-перводвигатель (Ньютон, Бэкон).
Зло, как понятие, теряет своё единое содержание, ежесекундную актуальность и размывается по различным сферам человеческой деятельности. Зло утрачивает христианскую перспективу страшного суда и свой временной, исторический, но вселенский смысл. Оно рассматривается теперь как помеха в любых сферах жизни. Также возвращается доветхозаветное представление о зле как стихийной случайности, неконтролируемой человеком.
Этический кризис XX века
К концу XIX — началу XX века в европейской культуре наряду с общим культурным, политическим и социальным кризисом созревает этический кризис, связанный с утратой оснований различения зла и добра. Однако от опустошенных по содержанию понятий Добро и Зло не удается отказаться ни в частной жизни, которую люди не могут обустроить, ни в социальных рамках государств и политических устройств.
Интенсифицируются попытки создания утилитаристских этик, направленных на обоснование этики и морали с точки зрения человеческих пользы или вреда. Распространяется представление об этике, как о продукте ценностного творчества человека (Ницше). Популяризируются восточные философии и практики, в которых антитеза благу — не зло, но не-благо и неведение. Одновременно умножается взаимная критика сторонников разных точек зрения.
В художественной культуре конца XIX — начала XX веков осуществляются попытки художественного возврата к трагическому мироощущению (Ницше, Достоевский), и одновременно возникают т. н. «имморалистические» художественные явления (проклятые поэты, Уайльд). Колоссальные художественные усилия направляются на достижение синтеза различных культур и культурных элементов (например, Вагнер), и одновременно предъявляются масштабные художественные картины человеческого распада (к примеру, Золя).
Понятия Добро и Зло продолжают существовать, фактически лишившись своего единого содержания.
Понятие зла на рубеже XX–XXI веков
- Прочитываются книги Антонена Арто и осуществляются практические попытки создания «Театра жестокости».
- Жан Жене отправляется в своем творчестве — по мнению Ж. Батая — на поиски Зла. А Ж. П. Сартр именует в это же время Жана Жене «святым».
- Художественная логика обоих приведенных примеров лежит в русле ницшевской метафизики: если человек не в состоянии «добраться» до безусловного добра, то, возможно, его судьба лежит по ту сторону добра и зла.
- Кинематограф позднего Альфреда Хичкока демонстрирует респектабельный безбожный мир, колеблемый неопределёнными, но всесильными тревогой и злом.
- Посреди серийного выпуска фильмов ужасов возникают своебразные неоромантические шедевры (к примеру, «Чужой» Ридли Скотта).
- «Матрица» братьев Вачовски предъявляет картину вымышленного, машинного «доброго» мира, лишенного свободы воли.
Как победить зло внутри себя?
Как победить зло в себе и нужно ли себя упрекать, ненавидеть, ограничивать? Нужно понимать, что такое зло и с чего оно берет начало. Чем больше человек ставит себе запреты, тем больше увеличивается гнев и ярость. Создается психологический комплекс в ненависти к себе, мешающий нормально жить, радоваться и развиваться. Это приводит к разрушению. Еще на начальном этапе нужно очищать себя от негатива: осознавать и разрешать пороки, но не запрещать.
Что делать если чувствуешь злость?
Что делать если внутри злость:
- Проанализировать ситуацию и неадекватное поведение.
- Сосредоточиться на эмоциях и чувствах, представить образ негатива (камень, бомба), цвет, форму.
- Перед собой мысленно поместить образ.
- Пофантазировать: пропустить образ через воображаемый фильтр, увидеть на выходе «чистую» энергию;
- Вернуться к ситуации, связанной с озлоблением. Еще раз представить свое поведение, сделать выводы. Этот метод, как победить зло, используйте при каждой вспышки ярости.
Религиозные представления
Религия, в частности православие, утверждает: добро и зло являются определяющими силами в жизни человека. С этим сложно не согласиться. Каждый человек говорит о себе, что он стремится к добру. Если человек не определился в том, что является для него хорошим, а что плохим, что черно, а что бело, то он ступает на зыбкую почву. Такая неопределенность лишает его каких-либо нравственных ориентиров.
Религия постулирует, что худо не исходит от Бога и является прямым следствием человеческого выбора. Если личность не следует воле Всевышнего, а стремится к удовлетворению сиюминутных желаний, тогда возникает зло. Отступление от Бога, разрушение единства твари и Создателя и приводит к тому, что в мир врывается небытие, внося всевозможные проявления зла. Оно является паразитом истинного бытия, не имеющим собственного бытийного корня. Точно так же, как имеется большое количество форм болезней (а здоровье лишь одно), есть и большое количество форм худа.
Отцами церкви добро и зло не признаются как два равнозначных начала. Подобный дуализм возник в еретических учениях гностиков и манихеев. Творческая сила принадлежит одному лишь добру. Зло же – это испорченность, полное отсутствие бытия. Оно не имеет самостоятельного значения и существует только лишь за счет добра, искажая его истинную природу.
Они жестоки
До сих пор мы говорили о злых людях и о тонких способах выражения их внутренних злобных желаний. Однако не все злые люди любят хитрить. Некоторые предпочитают демонстрировать свою ужасную сущность. И жестокость является одним из способов сделать это.
Это может происходить в виде избиений, причиняющих боль супругам, детям, друзьям или даже больным животным. Злые люди часто становятся жертвами тюрем, которые они построили для себя, поэтому они получают столько радости от несчастий и боли.
Этим они притупляют боль, которую испытывают в своих сердцах. Но это не значит, что нужно оправдывать или поддерживать злых людей.
Если вы находитесь рядом с кем-то, кто выражает себя такими жестокими способами, найдите возможность как можно быстрее уйти. В один прекрасный день он может зайти слишком далеко и нанести серьезный урон.
Христианство считает, что Бог зла не творил
«Христианство считает, что Бог зла не творил» — как то то странно звучит!! А кто это там сломал Вавилон, Содом и Гоморра, утопил населённую планету, сказал зарезать животное (а до этого любил людей), и прочее, прочее. —ДИГГЕР ШРЮ 13:05, 27 мая 2011 (UTC)
- см. Теодицея. —Van Helsing 13:15, 27 мая 2011 (UTC)
- Да, фраза «Христианство считает, что Бог зла не творил» — неверна. В Библии нигде не сказано, что Бог не творил зла. Напротив, там написано: «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это» (Ис.45:7). Так что он вполне может творить зло. 93.74.208.170 07:22, 7 марта 2012 (UTC)
- Дело в том, что зло, по богословию, это противление воле Бога. Ответ на это противление или искажение мира в результате человеческого зла — это не само зло. Хлопотин Н. В. (обс.) 21:30, 1 июля 2017 (UTC)
Зло в христианстве субъективно
Я вот только добрался посмотреть на статью.
Было бы время править — вновь взялся бы возвращать к раннему варианту. Но времени нет.
Если кто-то будет добираться — хотя бы убрать эту странную оценку «субъективности» зла в христианстве (вообще, что имеется в виду?).
Завет Бога, Новый Завет, Нагорная проповедь — что же здесь субъективного? Это не только непонятно, но и неверно.
Убрать, естественно, нужно и противопоставление в этом же разделе вымышленной субъективности понятия зла в христианстве — якобы объективному понятию зла в буддизме (с чего вдруг 4 истины буддизма более объективны, чем какая-то глава Торы?).
—Miropolsky 17:38, 1 мая 2014 (UTC)
Как вернуть человеку его зло?
Проще всего – построить план мести и нанести удар по уязвимым местам. Но правильно ли это? Перед тем, как вернуть зло обратно, нужно спокойно обдумать последствия. Бывают случаи, когда в конфликтах рождается истина. Действовать нужно постепенно, не сгоряча. Стратегия должна быть долговременной. Эффективная месть:
- приручить врага, сделав его зависимым;
- незаметно отомстить, подстраивая неловкие ситуации или порчу имущества;
- через интернет — рассылка спама от имени врага;
- духовным методом: искренне простить, помолиться и поставить свечу за его здравие;
- отомстить с помощью заговоров и магии.
Авраам
Бог избирает Авраама и его семью. И вот здесь сатана пытается сделать все, чтобы в семью Авраама вошло зло и оно победило. У Исаака, сына Авраама было двое сыновей — Исав и Иаков. Между ними стал вопрос, кто должен получить благословение первородного? Исав допускает в сердце зло, а Иаков, хитростью выманивает у брата первородство и обманывает своего отца. Таким образом в сердце Иакова тоже проникает зло.
И сегодня враг хочет, чтобы это зло проникло в сердце каждого человека. Но Господь хочет, чтобы мы стояли на страже добра и чтобы мы делали добро.
Если посмотреть на жизнь Иакова, у него было двенадцать сыновей и не все сыновья отличались хорошим поведением.
Первый сын, Рувим совершил очень плохой поступок, по сути обесчестил своего отца. И поэтому отец говорит, что он первым не будет.
Симеон и Левий поступили очень жестоко, вырезав целое селение людей, которые им плохого ничего не сделали, которые готовы были пойти на примирение.
Стресс от мыслей
— Так что же, бросить мысли о справедливом переустройстве мира и пойти медитировать?
— Медитация не предполагает, что в твоей жизни есть что-то плохое, но ты сел, помедитировал и убедил себя, что это плохое на самом деле — хорошее. Это практика безоценочного принятия, когда ты не относишься к событиям как к плохим или хорошим. Здесь нет противоречий: можно мирно медитировать, а затем идти и агрессивно менять мир. Сначала исправь то пространство, за которое у тебя 100-процентная зона ответственности.
— Так нас же приучают: надо ставить себе планку выше своих возможностей, иначе не победить!
— А потом ты сталкиваешься с реальностью, с ограничивающими факторами — вроде чиновников, или полиции, или припаркованного на тротуаре соседского авто. Твои ожидания на быстрое изменение мира не оправдались, и наступает чувство пустоты. И ладно если ты после этого пошёл медитировать, а то ведь идут пить! Алкоголизм, наркомания — это аутоагрессия, направленная на самого себя. У таких людей и психосоматические заболевания развиваются, когда эмоции не находят выхода.
Развелась — избавилась от аэрофобии. Психолог о скрытых причинах страхов
Подробнее
— То есть терапевт должен ещё и интересоваться у пациента: «А как у вас дела на работе? Не прессует ли вас начальство?»
— Это было бы прекрасно. Но есть медицинские психологи. И если у вас хроническое соматическое заболевание — на приём к ним обязательно нужно сходить.
— И тогда менять работу?
— И тогда менять мышление.
На что опирается правоведение?
В праве имеется принцип, опирающийся на данное представление. Это презумпция невиновности. Согласно данному понятию, человек считается невиновным, пока для доказательства его вины не будут приведены веские аргументы. Иными словами, все граждане считаются изначально добропорядочными – не нарушающими законов и морали. Виновным человек признается только в одном случае – по решению суда. Если бы люди были изначально злы или же не злы и не добры, то данный принцип не имел бы ровным счетом никакого морального оправдания.
Есть и еще один косвенный аргумент в пользу того, что люди внутренне добры, – это понятие добросовестности. Вряд ли кто-то станет отрицать, что добросовестность представляет собой непременное условие любой профессионально-творческой деятельности. Все то, что создано человеком на планете Земля, – результат его добросовестности.
Добавлено ли «добро» в составе слова «добросовестность» только лишь для красного словца? Или все же это существенное условие определения описанного феномена? Ответ здесь однозначен: если бы человек не был внутренне направлен на добро, то и не было бы совестности, честного выполнения своего дела.
Добро и зло
Два полярных понятия. К злу относится все то, что может рассказать о плохом самочувствии человека, это процесс старения, бедность, физическое недомогание, приниженность, кончина и энергии, которые вовлекают личность в эти состояния: проявление стихий природы, общественность и условия, в которых живет индивид, и непосредственно его деятельность.
Благо – это не сама выгода, а то, в чем ее находят. Так и в отношении зла, это не сам вред, а то, что его вызывает и приводит к несчастью или беде.
Однако следует отметить, что благо относительно, то есть то, что хорошо для одной эпохи, не является таковым для другой. Потому что оно существует в виде различных вещей. В разном возрасте для человека оно также имеет неодинаковые ценности. Не все то, что полезно для одного, станет таковым для другого.
Априори зло является противоположностью добра. Следовательно, оно характеризуется антиморальными, противоречащими правовым нормам и общественному порядку поступками и отрицательными действиями людей.
Оно выявляет такие характеристики, как высокомерность, зависть, правонарушение, месть.
Оправдание Бога
Проблема объяснения наличия зла в мире, созданном всесильным и благим Богом, является одной из центральных в христианской культуре: почему всесильный Бог не создал мир без возможности появления в нём зла?
В целом христианство отвечает на этот вопрос так: Бог всесилен, но Он также находится вне времени, поэтому к Нему неприменимы обычные представления о «всемогуществе», зло неизбежно будет побеждено, но для этого люди (христиане) должны приложить все свои усилия. Зло будет побеждено уже не в этом мире, но после его конца. Бог любит свои живые создания, наделенные свободой воли, но зло является следствием свободы воли. Зло неизбежно по Божественному же попущению. То же относится и к ангельским созданиям.
Грех и зло существуют, но существуют не как Божьи творения, а как то, что создано не Богом и как то, что мешает видеть Божье творение, заслоняет его собой.
Метафора греха и зла, как шор, мешающих подлинному зрению, чрезвычайно распространена в христианстве и она формально (и только формально) близка к концепциям неведения и невежества, затемняющим благо, в платонизме, веданте, буддизме.
Теодицея связана и с божьим промыслом: в христианстве предполагается, что относительно каждого человека у Бога свой замысел, но человек — волен в своем выборе.
В словаре Синонимов 2
• прил1. злобный, недобрый, недоброжелательный, зловредный, злющий, ожесточенный, озлобленныйисполненный чувства недоброжелательности, враждебности (о человеке)2. свирепый, лютыйпроявляющий злобу (о животном)3. крепкий, сердитый, забористый, едкий(о табаке, горчице)4. сердитый, лютый, жестокий, свирепыйочень сильный (о ветре, морозе, вьюге)5. сердитый, надутый• прил1. сердитый, лютый, жестокий, свирепыйочень сильный (о ветре, морозе, вьюге)2. злобный, недобрый, недоброжелательный, зловредный, злющий, ожесточенный, озлобленныйисполненный чувства недоброжелательности, враждебности (о человеке)3. свирепый, лютыйпроявляющий злобу (о животном)4. крепкий, сердитый, забористый, едкий(о табаке, горчице)5. сердитый, надутый