Значение слова «безумие»

Симптомы проявления заболевания

Основным критерием определения безумия является утрата способности логического мышления. Четкого проявления у этого состояния нет. Оно может проявляться в виде систематического неадекватного поведения у больного человека или временного — у здорового. Отсутствие логики в суждениях и мышлении относится к проявлению безумия, а также страх, ярость, аффект. Человек перестает понимать последствия совершаемых поступков. Главной жизненной целью для него становится удовлетворение животных инстинктов. Он не способен разграничить реальность и внутренние переживания. Человек погружен в иллюзии своего воображения.

Безумие может проявляться в виде следующих симптомов:

  • депрессии, мании;
  • проблем в общении с окружающими;
  • меланхолии;
  • отсутствии интереса к жизни;
  • безучастности.

Психологи разделили безумие на такие состояния:

  • Меланхолия – проявляется в виде удрученности, апатии, безучастности, вялости, душевных терзаний. Это состояние носит продолжительный характер.
  • Мания и истерия – проявляется в виде агрессии, ярости, импульсивных поступков.

Состояние безумия постоянно прогрессирует, оно становится более длительным. Могут произойти серьезные психические отклонения, которые станут постоянными.

Причины безумия в древние времена

Раньше причины появления безумия делили на:

  • Сверхъестественные. Считалось, что это наказание человеку за плохие поступки от высших сил. Также причиной считали одержимость демонами. Но если безумец приносил новые знания, то ему прощалось многое.
  • Физические – считали, что болезнь возникла вследствие травмы головы.

Современная медицина выделяет совершенно другие причины появления безумия. Постоянное нахождение в стрессовой ситуации, когда человек не видит выхода из нее и постоянно ощущает гнев, ярость или горе. Такие чувства могут спровоцировать развитие сумасшествия. Другой причиной в психиатрии считают сбои в работе нервной системы, которая сказывается на проводимости нейромедиаторов.

Диагностика

Френологическая карта

Начало опирающейся на наблюдения диагностики сумасшествия положил в 1793 году медик и филантроп Филипп Пинель (1745—1826), став управляющим врачом в парижском заведении для умалишенных Бисетр (Bicêtre). Он ввёл гуманитарные методы лечения, выхлопотал у революционного Конвента разрешение снять цепи с душевнобольных и классифицировал их по тяжести и форме недуга. Все группы больных были разделены на зоны, где развитие и течение отдельных видов болезни могло непосредственно сравниваться и изучаться. Весь полученный опыт Пинель вложил в монографию, увидевшую свет в 1798 году. Именно эта работа стала основой научной классификации сумасшествия.

Другой известный своим вкладом в развитие психиатрии медик Иосиф Галль считал сумасшествие органической болезнью и искал физические причины её развития. В 1785 году в своей лаборатории в Вене он занялся изучением нейрологического строения головного мозга. В результате ему удалось установить связь между повреждением отдельных частей головного мозга и формами безумия, и, как следствие, стать основателем френологии.

Сегодня психические расстройства не объединяют таким общим понятием, как «безумие» или «сумасшествие», а делят с помощью таких диагностических систем, как DSM-5 Американской психиатрической ассоциации (АПМ) или MКБ Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

Как определить безумие?

Медицинский диагноз ставится после поэтапного исследования личности больного, оценки его личностных особенностей, мышления, памяти, мотивации, поведения. Для исследования используются собеседования, рисуночные тесты, оценочные матрицы. Но диагностировать у себя тяжелое психическое расстройство невозможно. Более того, распознать сумасшедшего в другом человеке без опыта работы в психиатрии очень непросто. Если человек кричит, бунтует против устоявшихся правил или совершает непонятные для большинства поступки – это еще не говорит о его психическом нездоровье. И о психическом здоровье тоже не говорит.

И все же, как распознать психически нестабильного человека? Психиатры называют два главных критерия, по которым признают психотическое расстройство:

  • Отсутствие критики к своему состоянию. То есть человек отрицает у себя любые расстройства, раздражается при одном упоминании о возможном диагнозе.
  • Расстройство сознания. Это могут быть галлюцинации (голоса, подсказанные внутренним голосом идеи по завоеванию мира), бредовые расстройства, дезориентация, мания величия. Как правило, обостряются в вечернее время.

Другие признаки душевного расстройства:

  • Разрушающие эмоции: тревога, паника, мнительность. Как только эмоции становятся слишком сильными, мешают жить, они могут свидетельствовать о возможном нарушении.
  • Когнитивные изменения: снижение памяти, нарушение речи, утрата пространственной ориентации. Человек забывает имена родных, свой адрес, не запоминает новую информацию, не может определить текущее и будущее местоположение, с трудом формулирует мысль.
  • Физические симптомы без выявленных нарушений: боль в мышцах, мигрени, нарушение сна.
  • Расстройство поведения: асоциальное поведение, гиперактивность, агрессия, попытки суицида. Возможно, это связано с тем, что при психопатологии эмоции и чувства становятся слишком уязвимыми перед стрессом, а человек плохо адаптируется.
  • Отсутствие эмпатии. Это сниженная способность к состраданию, неумение сопереживать, раскаиваться, искренне просить прощения. Стремление манипулировать другими с помощью имитации искренней привязанности, дружелюбия, любви, доверия.

Конечно, проявление одного-двух признаков еще не указывает на безумие. Если совпадают симптомы по большинству пунктов, это повод обратить на них больше внимания. Тем более, если:

  • Нарушения проявляются на протяжении двух недель и больше.
  • Симптомы проявляются с высокой периодичностью (каждый день или несколько раз в день).
  • Симптомы вызывают угнетенное состояние.
  • Нарушения мешают общению, работе, семейной жизни, общению с родными, друзьями.

Лечение

Лечение магией

В Средние века сумасшествие часто пытались излечить магией и заклинаниями, пытаясь при этом изгнать злого беса из больного. Считалось, что существует вероятность заменить одного беса другим, и таким образом неудачное «лечение» не ставилось никому в вину. Средствами лечения в католицизме служили молитвы, мессы и паломничество к святым местам, в евангелизме дополнительно применялось чтение Библии над душевнобольным.

Хирургическое лечение

Иероним Босх, Извлечение камня глупости

Раскопки подтвердили, что уже в каменном веке для лечения применялась трепанация черепа. Считалось, что отверстие в черепе освобождает демона и даёт ему дорогу на волю. И хотя данный метод лечения безумия сомнителен, можно предположить, что уже тогда сумасшествие связывали с повреждением головного мозга. Похожие методы применялись и в более позднее время.

Тёмные стороны психиатрии выявились в XIX и в начале XX века, когда применялись такие печально известные методы лечения, как гистерэктомия, женское обрезание, лоботомия, электросудорожная терапия.

Изгнание и воспитание

Во времена абсолютизма и меркантилизма сумасшествие вытеснялось из сознания людей: больных изгоняли из общества и обрекали на жизнь в работных или воспитательных домах. Считалось, что работа, контроль, а иногда и телесные наказания положительно влияют на разум и не дают безумию развиваться. Часто больных выставляли на потеху толпе и таким образом зарабатывали деньги.

В конце XVIII века эпоха Просвещения освободила больных от этой участи, и общество распознало в них людей, нуждающихся в лечении. И хотя больных по-прежнему изолировали и врачи зачастую занимались не лечением болезни, а «дисциплиной» больного, это был большой шаг в развитии гуманного отношения к больным.

Отсутствие лечения

В средние века, когда безумие считалось наказанием за грехи или происками Сатаны, лечение безумия не предпринималось.
Отношение общества к больным существенно различалось и зависело по большей части от общественного положения больного. Чем выше было социальное и материальное положение семьи, тем больше шансов имел больной на хороший уход и выздоровление. Больных из богатых семей чаще всего интегрировали в общество, тогда как больные из бедных семей были предоставлены сами себе. Безобидные часто носили одежду шута как предупреждение случайных людей о болезни. Если же больной представлял опасность, его сажали в клетку за городскими стенами или совсем изгоняли из города.

Психотерапия и психофармакотерапия

Сегодня психические расстройства лечат как медикаментозно, так и психотерапевтически, сочетая одно с другим. В зависимости от вида расстройства и его тяжести, доля одного или другого вида лечения может меняться. Электросудорожная терапия (ЭСТ) в её современной форме — с использованием анестезии и миорелаксантов — и сейчас применяется для лечения таких заболеваний, как биполярные расстройства (стоит отметить, что в некоторых странах, в частности РФ, по состоянию на конец 2000-х годов по-прежнему использовалась устаревшая немодифицированная — без анестезии и миорелаксантов — форма ЭСТ, оцениваемая как варварская и неэтичная). Кроме того, до сих пор людей с психическими расстройствами изолируют от общества. К счастью, современные психиатрические больницы имеют мало общего с домами душевнобольных XIX века, хотя слово «психиатрическая больница» до сих пор имеет негативную окраску.

Лечение безумия сейчас

В современной медицине при лечении сумасшествия используют медикаментозную и терапевтическую методики. Определяют лечение симптомы безумия и его тяжесть. Во время реабилитации пациенты находятся в изоляции от общества. Легкую форму болезни лечат у психолога или психиатра. Специалист помогает принять реальность и избавиться от нежелательного поведения.

Болезнь не отражается на продолжительности жизни, если присутствует должный уход и лечение. Человек не может самостоятельно идентифицировать свое состояние и не способен самостоятельно проходить лечение. Поэтому такие пациенты часто находятся в изоляции от общества. Люди, страдающие этим заболеванием, нередко совершают преступления, после чего их отправляют на лечение принудительно.

Что такое безумие?

Безумие — это обобщенное название связанных с психопатологией расстройств, характеризующихся искаженным восприятием реальности и болезненно извращенной психической деятельностью. Это условное понятие, охватывающее совокупность разных заболеваний. Но более широкое, чем психическая болезнь. Под диагноз «безумие» подводят больных с органическими поражениями головного мозга, личностными расстройствами, различными видами психозов, сексуальными отклонениями, старческой деменцией, – всех, чье состояние не вписывается в рамки душевного здоровья.

Несмотря на то, что у безумия есть современное название – сумасшествие, единого определения этого феномена пока нет. В медицине термин считается слишком общим и для патопсихологической диагностики не используется. Поэтому безумие, скорее, не медицинский, а юридический термин, который указывает на социально неприспособленное поведение или неспособность отвечать перед законом за свои правонарушения.

До конца XIX века безумным называли любое поведение, которое не вписывалось в общепринятые нормы конкретного сообщества. Безумцами считали самоубийц, лунатиков, эпилептиков, а также тех, кто страдал от галлюцинаций или последствий черепно-мозговых травм. Но безумным называли также любого, кто отличался нестандартным мышлением, был способен на необдуманные или неадекватные поступки, не понятные для соотечественников.

Вообще неадекватность, странность, способность «выйти из себя» имеют настолько разнообразные проявления, что требуют уточнения. Условно безумие разделяют на два вида: первый проявляется разрушительным воздействием на рассудок (потерей рассудка), а второй – священным неистовством, свойственным гениям, пророкам, вождям религиозных движений. То есть безумие – это не непременно глупость или недостаток ума, а иной способ мышления. Недаром в некоторых языках безумие и пророческий дар описываются одинаковыми словами.

История безумия.

Психические расстройства сопровождали человечество на протяжении всей истории, но отношение к ним было другое, чем к телесным заболеваниям. В них видели влияние некой сверх-силы или воплощение воли богов. Наши дальние родственники из первобытного мира ничего не знали о психопатологии, зато уважительно относились к миру духов. Колдуны или шаманы общались с духами в состоянии транса, похожим на приступы психоза с судорогами, припадками, галлюцинациями.

Тема ума и безумия была особенно актуальной в Античности, где имела два подхода к анализу: медицинский и философский. В философии сумасшествие считалось одним из проявления вдохновения. «Безумие – вот без чего нет великого поэта», – провозглашал Цицерон. С точки зрения медицины безумие считалось проклятием богов, требовавшим жертвоприношения. Но была другая точка зрения, выраженная Гиппократом, объяснявшим психические черты личности не божественной, а физической природой человека.

В суровом Средневековье люди с «особыми состояниями» признавались отступниками от церкви, насильно содержались в приютах в ужасных условиях. На Руси их называли юродивыми, признавали вестниками народной правды или пророками

Власть впервые обратила внимание на сумасшедших во времена Ивана Грозного, и посчитала болезнь поводом для изоляции

Тема сумасшествия актуальна в литературе и кино. Большинство великих русских писателей: Гоголь, Достоевский, Чехов посвятили теме безумия свои произведения. О непостижимой связи сумасшествия с творчеством писали Шиллер, Гете, Гофман. Размышления о тонкой границе нормы и патологии есть в фильмах Хичкока, серии картин про Ганнибала Лектора.

Зигмунд Фрейд рассмотрел в симптомах сумасшествия психологическую составляющую, а также высказался о взаимосвязи бессознательного с телесным. Философский и социально-культурный масштаб безумие получило после публикации книги Мишеля Фуко «История безумия в классическую эпоху», в которой автор выдвинул теорию «великого заточения». По мнению автора безумие возникает в момент, когда разум сам решает перейти границы разумного и того, что возможно считать неразумным.

В XXI веке теория о взаимосвязи гениальности с безумием остается популярной, а границы нормы, нормальности и патологии – достаточно размытыми.

Формы

Меланхолия, Альбрехт Дюрер

Профессор Жан-Мартен Шарко демонстрирует студентам женщину в истеричном припадке.

За многовековую историю человечества было выявлено множество различных форм сумасшествия и предложено несколько классификационных систем. Исторически сумасшествию приписывали различные признаки, такие как деменция, аментивный синдром, меланхолия, мания, ярость, ликантропия, экстаз, летаргия, делирий, кома, сомнамбулизм, невежество, эпилепсия, инсульт, паралич, ипохондрия и другие.

Полезное безумие

В древнегреческом μανία, manía означает страсть, влечение и сродни μαντις, mantis, что означает прорицатель, пророк.
В Античности полезными формами безумия считались поэтическое вдохновение, дар предсказания и экстаз, в особенности безумие Диониса. Платон различал четыре формы полезного безумия: магическое, мистическое, поэтическое и эротическое безумие. В средние века тоже существовало так называемое разрешённое безумие. К нему относились экстаз, восторг и видения.

Разумное и безрассудное

В 1798 году Иммануил Кант предложил описание безумия как дихотомию разумного и безрассудного. По степени тяжести Кант разделил сумасшествие на три группы: безумие, помешательство и невменяемость. Его определение безумия как смещение разумного в безрассудное являлось в XVIII и XIX веках классическим определением сумасшествия. Помешательство же Кант определяет как систематическое нарушение разумного, которое проявляется в «позитивном» безумии: больные вырабатывают собственные логические правила, которые не отвечают логике здоровых. Во всех формах сумасшествия личное восприятие заменяет здравый смысл.

Меланхолия

Эта форма сумасшествия была описана уже в Античности, а во времена гуманизма обрела особую популярность, хотя телосложение меланхолика с тонкими костями и мёртвым лицом и не считалось красивым. Причиной являлся намёк в работах Аристотеля и Цицерона на гениальность, заложенную в болезни, что и привело к распространению культа меланхолии. Считалось, что одарённые художники, писатели и поэты находятся на грани гения и безумия. Эта форма сумасшествия как средство самовыражения потеряла популярность только в начале XIX века.

Мания

Полной противоположностью меланхолии является мания, для которой характерно повышенное настроение, психическое и двигательное возбуждение, повышение аппетита, нарушение внимания и завышенная самооценка. Ранее считалось, что, в отличие от меланхолии, мания проявляется свирепостью, возбуждением и горячностью.

Истерия

Истерия долгое время считалась женской болезнью, и причину искали в расстройствах женской половой системы. Во второй половине XIX века множество женщин было искалечено врачами, безуспешно лечившими истерию хирургическим вмешательством.

Другие формы

До недавнего времени к сумасшествию причислялись не только психические отклонения, но и такие заболевания и дефекты, как эпилепсия, бешенство, ликантропия и другие. Помутнение сознания после приёма таких наркотических и отравляющих веществ, как алкоголь и галлюциногены, также считалось проявлением безумия. Другими формами безумия считались, к примеру, врождённые состояния и потеря разума вследствие комы, летаргии, болезненных состояний или старости. Скорбь при потере близкого человека, как и боль неразделённой любви, также относились к безумию. В литературе часто встречается описание таких проявлений скорби, как бессонница, плач и заламывание рук. Все эти проявления считались признаком сумасшествия.

До середины XX века понятие здоровья для большинства членов общества определялось понятием нормы. Всё, что по каким-либо причинам отвергалось обществом, считалось болезненным отклонением. Как следствие, члены общества, не подходившие под описание «разумного» человека, подвергались остракизму и гонениям. Идеал умственно здорового человека менялся с развитием общества, но иногда насаждался принудительно.

Безумие в античности: проклятие и благословение

В античной традиции безумие часто рассматривалось как результат проявления всевластного и неотвратимого рока. Как пишет А. Ф. Лосев, и люди, и боги «стихийно и слепо» существуют в природном мире, не зная ничего о своей судьбе и гибели. Тем не менее божества (которые, кстати, тоже могли обезуметь) становились причиной людского сумасшествия, насылая его на смертных в порядке личной мести или вследствие какого-нибудь хитроумного плана. Персонажи мифологии и трагедий регулярно совершают в помутнении рассудка разрушительные деяния: Геракл умерщвляет своих детей, когда богиня Ата по велению Геры набрасывает ему на глаза повязку безумия, Афамант по воле той же Геры убивает своего сына, перепутав его с оленем, Аякс вырезает овец Одиссея, приняв их за своих врагов, а после лишает себя жизни.

Греческие философы стремились дать безумию теоретическое обоснование и найти его причины.

Платон в какой-то мере реабилитирует состояние «неистовства», разделяя два вида безумия: одно является следствием болезни, а другое посылается богами и может быть благословением. В диалоге Платона «Федр» упоминаются четыре типа «божественного отклонения от того, что обычно принято», каждому из которых соответствуют свои божества греческого пантеона. Пророческому экстазу покровительствует Аполлон, экстазу мистерий и ритуалов — Дионис, творческому вдохновению — музы, а любовному исступлению — Афродита и Эрот.

С тех пор возвышенная и романтическая трактовка безумия существует в европейской культуре параллельно с клинической. Безумие становится символом отрыва от привычного типа мышления, позволяя выходить за границы обыденного. Такую нестандарность мысли и готовность бросить вызов своему веку проявляют Дон Кихот Сервантеса и Гамлет, который притворяется безумным, чтобы «сорвать с мира его покров», как выразился Л. Пинский. Еще одна метафорическая трактовка связана с поиском истины и смелостью ее озвучить. В «Похвале глупости» Эразм Роттердамский отмечает, что «безумию дарована привилегия говорить правду, никого не оскорбляя». В этих случаях безумие ассоциируется с переходными этапами в обществе, когда именно «сумасшедшие» обнаруживают и делают видимыми новые парадигмы — например, становление ренессансного гуманизма.

Что такое безумие?

Понятием безумие пользуются уже давно. Его современным аналогом является термин «сумасшествие». Что они обозначают? Под ними понимается утрата ума. Индивид, болеющий безумием, сошел с ума либо потерял рассудок. Он выходит своим поведением и мыслительной деятельности за рамки, принятые в обществе.

На сегодняшний день термин «безумие» в психиатрии и медицине практически не используется, поскольку является старым определением многих психических отклонений. Однако в разговорной речи многие обычные люди применяют данное слово в качестве оскорбления лиц, с чьими идеями или поступками они не согласны либо не способны понять.

Классификация безумия зависит от множества факторов его проявления:

  1. По влиянию на окружающих:
  • Полезное безумие: восторг, дар предвидения, художественное вдохновение, экстаз.
  • Вредное безумие: ярость, мания, истерия и иные помешательства, которые заставляют больного причинять окружающим вред или урон.
  1. По характеру течения:
  • Меланхолия – длительное пребывание в подавленном состоянии, душевных терзаниях, апатии, удрученности, вялости, полном безразличии к окружающему миру. Длительное время индивид страдает и мучается душевно.
  • Мания – помешательство, которое выражается в восторге, эйфории, повышенной возбудимости, физической подвижности.
  • Истерия – патологическая реакция, проявляющаяся в агрессии и крайнем возбуждении. Индивид может совершать импульсивные поступки в состоянии ярости, которые ведут к негативным последствиям.
  1. По степени тяжести:
  • Слабое безумие – симптомы проявляются редко и нечетко.
  • Серьезное безумие – когда симптомы часто, явно проявляются и не поддаются самоконтролю.
  • Острое безумие – сильные и хронические психические расстройства.

Безумие часто приписывается людям с неординарным мышлением. Вспомним известные в истории события, когда ученые делали какие-то открытия, однако общество их не признавало. Лишь после смерти ученого люди приходили к пониманию того, что его исследования и теории были правильными. Однако пока он был жив, его считали безумцем.

Часто безумие сочетают со словом гениальность. К примеру, Эйнштейн считается психическим больным человеком, который страдал не только от безумия, но и от необоснованной агрессии и аутизма. Однако именно он сделал серьезные открытия в области физики.

Не каждый гениальный человек является психическим больным безумием. Просто общество может не понимать его идей. Однако это не делает его больным и нуждающимся в лечении.

Не каждый безумец является гениальным человеком. Лишь психиатры могут привести множество примеров из своей практики, когда их пациенты ничего не изобретали и не делали открытий, а просто являлись больными – лишенными ума, рассудка.

Подходя к теме безумия с идеалистической позиции, можно сказать, что безумие является особым видением мира. Если говорить о больном человеке, то болезни головного мозга приводят к нарушению восприятия мира. Такое состояние необходимо лечить. Если говорить о здоровом человеке, тогда он сначала смотреть иначе на окружающий мир, что сделало его в глазах окружающих безумцем. Такое состояние не нужно лечить, поскольку оно является не болезнью, а особым, необычным взглядом на мир.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector