Грейвз, клер уильям
Содержание:
- 7 Уровень — Желтый.
- 6 Уровень — Зеленый.
- 5 Уровень — Оранжевый.
- А в России?
- Итог.
- Уровни способов приспособления, активизируемые определенной реальностью
- Как Cпиральная динамика может пригодиться в работе HR?
- [править] Первый ярус
- Современное развитие спиральной динамики. Мир
- Биография
- Уровень 8 — Бирюзовый.
- [править] Модель
- Восемь систем ценностей, которые уже возникли и сосуществуют друг с другом на Земле
- 3 Уровень — Красный.
7 Уровень — Желтый.
Согласно теории, начиная именно с этого уровня, начинается переход на следующий этап эволюции спирали, ведь «желтый» этап— первый этап, на котором в обществе появляется осознание предыдущих уровней как необходимых и нужных этапов развития человечества.
Каждый тип сознания признается целесообразным и необходимым при определенных внешних условиях. В «желтом» сознании отсутствует идея об искоренении предыдущих уровней для дальнейшего развития и прогресса.
Гармоничные проявления всех типов сознания часто является необходимым условием для выживания. Как быть «зеленому» человеку, когда ему необходимо заработать себе на пропитание и одежду? Ответ очевиден — временно «вернуться» на оранжевый уровень.
Что делать, если на человека-носителя желтого уровня сознания будет совершено нападение? Естественно, для того, чтобы эффективно защитить себя, ему придется временно перейти на красный уровень или воспользоваться помощью людей, которые являются специалистами по такому переходу (полиция).
Каковы же проявления «желтого» сознания в нашей жизни? Эти проявления в первую очередь связаны с органичной интеграцией ранее несовместимого. Так, носители различных типов сознания чаще всего находятся в явном или скрытом противоречии друг с другом, однако именно «желтые» способны увязать эти противоречия, примирить их и добиться того, что люди разных уровней смогут работать в единой команде.
Зачастую такой подход означает трансформацию уровней сознания всех участников процесса. Это та самая эмерджентность, о которой мы упомянули в самом начале статьи и которая подразумевает, что качества правильно созданной системы в определенный момент начинают превосходить сумму своих составных частей, а сами эти составляющие под влиянием системы начинают эволюционировать.
Принципы на которых работает «желтое» сознание весьма прагматичны и целесообразны. И они куда более целесообразны по причине того, что одна из основных парадигм «желтого» уровня — сотрудничество и гармоничное взаимодействие. Есть надежда, что именно с помощью психологии, построенной на подобных принципах, удастся, наконец, решить самые трудные проблемы современного общества, особенно те, которые основаны на противодействии различных типов сознания.
«Желтый» V-Мем представляет из себя очередной виток сознания, когда на первые роли выходит тип «Я», но именно в этой его особенности заложено и ограничение его возможностей. В больших и сложных системах социальных отношений, к которым неумолимо движется мир, намного большую необходимость приобретает совместная деятельность, которая становится эффективнее индивидуализма.
6 Уровень — Зеленый.
В ответ на ситуацию, которая разворачивается на оранжевом уровне, общественной сознание вновь переживает трансформацию и переходит на следующий уровень, а чаша весов в очередной раз склоняется к коллективному сознанию. По классификации Бека и Кована это зеленый уровень.
V-Мем под номером шесть характеризуется появлением общественных движений за свободу, равенство, экологию, духовность
Важной особенностью этого уровня, в отличие от родственных уровней коллективно ориентированного сознания синего и фиолетового, является то, что зеленое сознание куда шире и гибче, на этом уровне люди объединяются не под знаком правил или ограничений, а на более добровольной и часто идейной основе
В таком сознании намного меньше подозрительности к чужой психологии и образу жизни и намного больше приятия к незнакомому и непонятному. Это означает, что люди изначально настроены более позитивно к окружающему миру, чем на предыдущих уровнях, где большую роль играет недоверие и подозрительность.
Человек, живущий в зеленой парадигме, частенько покупает вещи сделанные из переработанного вторсырья, несмотря на их заоблачную стоимость, ездит на работу на велосипеде, чтобы не навредить экологии, часто это вегетарианец и борец за права животных, он заряжает свои гаджеты от солнечных батарей, а работу находит не ради денег, а ради возможности сделать что-то для мира вместе с себе подобными «зелеными» коллегами.
Сегодня культура «зеленого»сознания характерна больше для западной культуры
Даже в «оранжевой» области бизнеса, который, как обычно считается, работает только на прибыль, часто появляются «зеленые» элементы в виде стремления помимо заработка сделать что-то важное для мира или высокой идеи
Однако и здесь есть свои нюансы. Зеленый тип сознания нередко страдает от столкновения среалиями несовершенного мира, представленного более примитивными социальными парадигмами, в рамках которых люди зачастую вообще не воспринимают зеленое сознание всерьез, ведь для них на первом месте всегда стоит безопасное потребление.
С другой стороны, в самой ориентированности зеленой парадигмы на доверие к миру, который далеко не всегда такого доверия заслуживает, заложена опасность, что эти идеи будут трансформированы под нужды других типов сознания и низведены до уровня, когда их изначальный смысл будет утерян.
Примером тому является пресловутая западная толерантность, проявления которой так любят ругать представители более примитивных уровней. К сожалению, это замечательное стремление к терпимости к проявлениям инакомыслия и инакодействия в значительной степени профанировало именно столкновение с более ранними видами сознания.
Давайте посмотрим, что может стать с толерантностью, которую взяли на вооружение представители других уровней сознания.
Во многих случаях она превращается в свою противоположность, ведь правила толерантного поведения, внедренные не на государственном уровне, очень быстро сводятся к набору жестких правил и зачастую бессмысленных социальных ограничений.
Вообще история знает немало примеров, когда насильственная попытка перевести общество на более высокий уровень развития приводила к краху самой идеи, а то и к трагедии, ведь естественная смена социальных парадигм развития всегда совершается под влиянием насущной необходимости, то есть является целесообразной. Что же касается искусственных попыток сделать это, то они в лучшем случае могут привести к тому, что находящееся на более низкой ступени развития общество просто трансформирует прекрасную идею под свои интересы таким образом, что эта идея совершенно утратит свой изначальный смысл.
Такое часто происходит с демократией и либерализмом, когда они, попав в условия архаичной социальной модели, преобразуются из реально работающих и полезных для общества методов в простую имитацию, а часто и в пугало, используемое для манипулирования широкими массами (яркий пример — современная Россия).
В наше время условия для тотального перехода на зеленую парадигму сознания еще не сформировались полностью, и потому ее проявления носят фрагментарный характер даже в западных либеральных сообществах, не говоря уж о тех странах, где правит бал традиционализм и насилие. Интересно, что в подобных обществах редкие проявления зеленого сознания частенько вызывают куда большее неприятие и ненависть, чем откровенная агрессия, убийства и несправедливость.
5 Уровень — Оранжевый.
В средние века общество вновь трансформирует свою основную парадигму, и на первый план выходит индивидуальное сознание. В этот период совершаются великие географические открытия, развивается наука, искусства.
Оранжевый уровень для человечества — это время великих свершений, когда люди начинают понимать, что именно в их руках находится их судьба, а вовсе не в руках Господа или Монарха.
Личные качества ценятся очень высоко, оранжевый период истории — это время торжества лидерства, частной инициативы и бизнеса. Например, в наше время подавляющее большинство книг по бизнесу написаны так называемыми «оранжевыми авторами».
Но есть проблема в том, что оранжевый уровень — это тот же красный, просто перешедший на более высокую ступень развития и, тем не менее, остающийся уровнем крайнего индивидуализма, со всеми вытекающими последствиями в плане потребительского отношения к другим людям и к окружающей среде.
Оранжевый уровень построен на принципе потребления, возведенном в абсолют, а его девиз — хочу все и желательно прямо сейчас. Такой подход не считается с последствиями, особенно тогда, когда они касаются других людей и окружающей природы. В итоге из-за решений продиктованных жадностью «оранжевых» лидеров страдают множество людей и значительные природные территории, из которых беспощадно извлекаются полезные ресурсы.
А в России?
В русскоязычной среде есть свои «звезды» спиральной динамики. Но, как мне кажется, в основном у нас идёт применение и переложение теории на разные области, рост её популярности — в большей степени, чем дальнейшее развитие идей.
Резкий скачок популярности теории у нас произошёл с переводом Лалу («Открывая организации будущего»). Теория удачно легла на несколько растущих или оформляющихся сообществ: «Живые города», движение Rapid Foresight (и вообще среда вокруг АСИ и НТИ), бизнес-форумы, начавшие затрагивать вопросы ценностей («Winning The Hearts», «ПиР», «Бизнес со смыслом», «Люби что делаешь») и др. Получилось, что СД, в основном, укрепилась в предпринимательско-инновационных кругах, чуть меньше — среди психологов и социальных активистов, в том виде, в котором она дошла до России.
Итог.
Теория развития сознания Грейвза, опередившая своё время, прошла через ряд интерпретаций и пониманий новых авторов. Это позволило применить Спиральную динамику в бизнесе, социологии, политике, духовности и, в целом, популяризовало идею о том, что сознание человека продолжает развиваться, а не просто приходит в “точку взрослости” (и не просто делится на “правильное” и “неправильное”).
С другой стороны, изменялась и сама теория. От уровней существования к цМемам, к ценностному интеллекту, к формам организации… Практически каждая интерпретация по-своему отвечает на вопрос: а что, собственно, развивается (эволюционирует)? Из этого и разные следствия.
Уровни способов приспособления, активизируемые определенной реальностью
БЕЖЕВЫЙ (N) инстинктивный: управляется природными инстинктами и рефлексами; автоматическое существование
ФИОЛЕТОВЫЙ (O) анимистический: согласно традициям или ритуалам группы; племенной; анимистичный
КРАСНЫЙ (P) эгоцентричный: самоутверждение, доминирование, захват, власть; эксплуатация; эгоцентризм
СИНИЙ (Q) абсолютистский: послушный верховному руководству; конформизм; чувство вины
ОРАНЖЕВЫЙ (E) многогранный: прагматично добивающийся результатов и двигающийся вперед; проверяет возможности; способность к маневру
ЗЕЛЕНЫЙ (S) реалистичный: отвечающий на человеческие нужды; готовый к сотрудничеству; спонтанный; ищущий согласия; текучий
ЖЕЛТЫЙ (T) системный: функциональный; интегральный; независимый; экзистенциальный; гибкий; вопрошающий; принимающий
ГОЛУБОЙ (U) целостный: опирающийся на опыт; трансперсональный; коллективное сознание; способный к сотрудничеству; взаимосвязанный
Модель доктора Грейвза является открытой, что означает, что новые буквы, цифры и цвета могут быть добавлены по мере того, как будут возникать и становиться очевидными новые уровни психологического существования человеческой природы. Его использование серий из шести букв предполагает, что развитие циклично и седьмой уровень перекликается с первым, восьмой со вторым и так далее. В связи с этим появились понятия Первого Слоя, Второго Слоя и т.д., каждый из которых состоит из шести уровней систем мышления.
Когда на одной из конференции его спросили, почему он дал своей модели такое громкое и пафосное название, он ответил: «Потому что, черт его побери, это оно и есть!».
Мы думаем, что здесь очень большой простор для исследований условий, когда новые идеи распространяются, словно лесной пожар, захватывая даже вполне «здравомыслящих» людей, что действительно делает процесс похожим на эпидемию. Достаточно вспомнить распространение большевистских идей в России или фашизма в Европе. Похожим, хоть и гораздо более безобидным процессом является мода — в какой-то момент все начинают думать, что в этом сезоне нужно носить розовое или читать Акунина (при всем уважении к Б. Акунину).
Хорошим, хотя и печальным примером может служить Россия. В начале ХХ века страна, по всей видимости, представляла из себя очень пеструю картину с точки зрения Спиральной Динамики — в промышленных центрах совершался переход от иерархической системы (синий) к системе свободного предпринимательства (оранжевый), тогда как на основном пространстве страны большей частью присутствовали системы, связанные с уровнем выживания (бежевый), полуязыческим сознанием (фиолетовый), борьбой за власть и доминирование (красный) и стремлением к строгой иерархии, поддерживаемым монархией и церковью (синий). И когда, под возникшим давлением, структура начала рассыпаться, движения «вверх» не произошло, вместо оранжевого страна упала на красный уровень, что послужило причиной гибели огромного количества людей. И единственным способом продолжать развитие оказалось построение очень жесткой иерархической системы, что и произошло.Еще один похожий процесс произошел совсем недавно и получил название «перестройка». Иерархическая система начала разрушаться и страна снова, до определенной степени, погрузилась в красный уровень с жесткой борьбой за власть, бандитскими войнами, переделами собственности и т.д. Попытки лидеров того времени применить модели капиталистических стран естественным образом окончились провалом по той простой причине, что это были попытки искусственно привить структуре с определенным типом мышления систему совершенно другого уровня. Нечего и говорить, что в настоящее время мы видим очень сложное переплетение тенденций, которые кого хочешь могут ввести в заблуждение — война и передел собственности (красный) продолжается, происходит попытка воссоздать иерархическую структуру достаточной жесткости (синий), при этом существует серьезная тенденция к движению в сторону демократических свобод и предпринимательства (оранжевый).Дополнительным доказательством бессмысленности и вредности насильственного внешнего изменения структур может быть как феномен бывших республик Советского Союза, многие из которых немедленно вернулись к доминирующим системам мышления, как только исчезло давление извне, так и хаос, возникающий при попытке Соединенных Штатов сменить жестко-иерархичные системы (синий) на демократические (оранжевый) чисто силовыми методами (красный).
Как Cпиральная динамика может пригодиться в работе HR?
Как и каждому сотруднику в вашей компании, так и организации в целом свойственен определенный набор ценностей. Определив, на какой спирали находится ваша компания, вам будет проще подбирать персонал, который разделяет эти ценности.
Когда компания развивается, то ее ценности меняются на другие, а старые перестают работать. Если организация «застряет» на одном из этапов развития, то имеет тенденцию решать новые проблемы старыми способами и таким образом рано или поздно «идет ко дну».
Спиральная динамика поможет HR-менеджеру в решении таких управленческих задач:
- выявить конфликтные отношения в коллективе;
- определить уровень корпоративной культуры;
- сформировать план развития компании;
- определить эффективные системы управления;
- нанять менеджеров с необходимыми скиллами, которые помогут компании перейти на новый уровень;
- распознать возможные кризисы в работе организации и помочь руководству их преодолеть.
Глубинные образы мышления
Человек во всех своих ежедневных решения руководствуется глубинными образами мышления (их еще называют мемами). Мемы формируют наши основные жизненные приоритеты и влияют на поведение. Именно по поведению мы и можем определить, какой мем на данный момент движет человеком. Например, человек может убеждать вас, что он настоящий Синий, который занимается благотворительностью и стремится к высокой миссии, а на самом деле оказаться Оранжевым и действовать только ради личной популярности и эгоистичных целей.
Давайте разберем, какие мемы существуют, и определим, какими мотивами люди на этих уровнях руководствуются в ежедневных решениях.
Уровень (Мем) | Обозначение | Мотивы | Убеждения | Пример проявления |
Бежевый | Выживание | Основной мотив — остаться в живых, используя свое инстинктивное мышление и физические возможности. На этом уровне развития человек, хотя уже имеет развитый мыслительный процесс, но все же ведет себя больше как животное. | Применяет инстинкты для выживания. | Первобытные люди. |
Фиолетовый | Мистика | Человек следует интересам группы, участвует в групповых ритуалах и верит в магию. Совместно с братьями по крови поклоняется духам и мистифицирует все происходящее вокруг. Шаманы и вожди имеют сильную власть над племенем. | Подчиняется духам и верит в мистические знаки. Верит в священные объекты и силу предков. | Страны Третьего мира, где распространены мистические и этнические верования. |
Красный | Власть | Человек на этом уровне демонстрирует эгоизм, жестокость и проявления авторитаризма. Он склонен заниматься эксплуататорством других людей (рабов) и природных ресурсов. | Доминирует и наслаждается своими эгоистичными проявлениями. | Рок-звезды, бунтующие подростки, представители органов власти, цари и императоры. |
Синий | Закон | Патриотичное мышление и подчинение власти — так себя проявляет человек на этой спирали. Он верит, что существует единственно верный путь — покоряться авторитетам или великой миссии. Склонен к самопожертвованию если «так нужно». Выход за общепринятые нормы воспринимается как что-то из ряда вон выходящее, и всегда сопровождается чувством вины. | Миссия и путь важнее личности. | Социализм, кодекс рыцарства и чести, благотворительность. |
Оранжевый | Амбиции | Человек идет на риск, улучшает производительность, руководствуется рационалистическим мышлением. Главное для него — следовать своим интересам и выиграть. | Перемены, прогресс и конкуренция в природе вещей. | Колониализм, Эпоха Просвещения, Холодная Война. |
Зеленый | Взаимоотношения | Ориентируется на сообщество, благополучие окружающих, стремится к совместному росту. На смену конкуренции приходит открытость и доверие. | Придерживается позиции равенства, гуманизма, толерантности. | Грин Пис, роджерианская психология. |
Желтый | Гибкость | Адаптируется к изменениям, смотрит на вещи системно. Акцентируется на росте, самоорганизации, эффективности системы. | Остается свободным, живя в соответствии с принципами. | Теория хаоса, обучающиеся организации Питера Сенге. |
Бирюзовый | Глобальность | Способность мыслить глобально, динамично развиваться, оценивать предыдущие уровни и искать порядок в хаосе. | Мир — это единый, динамичный организм. | Теория Гайи, «глобальная деревня», идея плюралистической гармонии Ганди. |
Бежевый, Фиолетовый, Красный, Синий, Оранжевый и Зеленый — уровни первого порядка, остальные мемы относятся к уровням второго порядка. Существует еще одна спираль и девятый уровень — Коралловый, но он является гипотетическим и еще не проявил себя в полной мере.
Если вам необходимо более точнее определить уровень на котором находитесь вы или ваш сотрудник, то пройти тестирование можно здесь.
[править] Первый ярус
БЕЖЕВЫЙ (A-N)
Характеризуется: выживанием, удовлетворением природных нужд, инстинктивными мотивами и потребностями;
Условия для жизни: выживание, удовлетворение биологических нужд, размножение.
ПУРПУРНЫЙ (B-O)
Характеризуется: безопасностью, потребностями племени, коммуны; приверженностью ритуалам; подчинение вождям, вожакам; ценностью первобытной гармонии — слияния и баланса с природой;
Условия для жизни: безопасность, защищенности, охрана от возможного урона, семейные узы.
КРАСНЫЙ (C-P)
Характеризуется: силой, действиями, возбужденностью, героизмом, коварством, агрессивностью и стыдом.
Условия для жизни: сила/действия; утверждение собственного Я для доминирования над другими; контроль
СИНИЙ (D-Q)
Характеризуется: наличием целей, предназначений; подчинением авторитетам; стабильностью, правилами, смыслами, чувством вины и долга;
Условия для жизни: стабильность, порядок, подчинение сейчас ради вознаграждения потом, смыслы;
ОРАНЖЕВЫЙ (E-R)
Характеризуется: компетенцией, соревновательностью, успехом, стремлением делать вещи лучше, автономией, искусным регулированием, управлением и развитием;
Условия для жизни: возможности, успех, соревновательность в достижении результатов, тонкое влияние на других, искусность контроля;
ЗЕЛЕНЫЙ (F-S)
Характеризуется: чувством соединенности, моральная взаимоподдержкой, сотрудничеством, сознательностью, реализацией поставленных целей, связанностью;
Условия для жизни: гармония, любовь, объединение вместе для взаимного развития, познание и осведомленность;
Современное развитие спиральной динамики. Мир
С момента публикации Грейвзом первых версий «Теории уровней существования» прошло уже, без малого, полвека. Поэтому многие теорию в её современной интерпретации просто используют: обучают ей или берут в свою деятельность как готовую модель (бизнес-консалтинг, коучинг, терапия).
Но есть и некоторые ветки развития теории.
Одно направление — это выяснение связей между уровнями существования и другими психическими / организационными феноменами. Например, в своей статье Дебора Оотен делится результатами своего исследования, в котором она накладывает уровни развития на типы личности по эннеаграмме. Особая ценность таких рассмотрений в том, что они помогают перестать клеймить все проявления человеческого поведения лишь как определенный уровень спирали. Отдельное выделение типов личности и их преломление на СД возвращают нас к нахождению сутевой механики каждого уровня.
Из концепции Деборы Оотен: сопоставление спиральной динамики и эннеаграммы
Другие ученые занимаются уточнением модели развития, создавая новые версии. Например, Терри О’Фэллон и Ким Барта создают собственную модель, именуемую STAGES.
Она в большей степени основывается на разработках Дж. Лёвинджер / С. Кук-Гройтер и воодушевлена учением Шри Ауробиндо. Но по сути описывает тот же феномен взросления и трансформации психики, что и Грейвз
Кроме того, что уровни здесь несколько иначе организованы (так как авторы обратили внимание на другие повторяющиеся паттерны развития), особенно ценными кажутся две вещи:
- Авторы начали подробнее сопоставлять уровни со стадиями развития в возрастной психологии (которые в большей степени изучены). Общий принцип, по которому психика человека продолжает развитие, подобное таковому в детском и подростковом возрасте, кажется ценным для общего понимания теории.
- Авторы рассматривают типы невротических и других психологических травм, возникающих на определенном уровне или переходе (здесь они называются «теневым материалом», термин введен Карлом Юнгом, позднее заимствован и популяризован Уилбером). Это сильно расширяет применение модели для психотерапии и даёт понять, что один уровень можно «пройти» очень по-разному и с разными последствиями.
Терри О’Фэллон. STAGES
Исследования Грейвза провоцируют еще одну ветку изысканий: физиология движения по уровням существования. Грейвз выдвинул ряд спекуляций об организменных процессах, связанных с развитием сознания. Например, качание маятника «выражай себя <-> жертвуй собой» он связывал с изменением баланса адреналина и норадреналина, а также доминированием работы правого или левого полушарий мозга; пытался прикинуть, что происходит в головном мозгу при активации новых функциональных систем. При переходе на «желтый» уровень он отмечал резкий скачок электропроводимости кожи, а заодно гадал, что происходит с гормональной системой, если там практически пропадает психологический страх.
Все эти эффекты невозможно было полноценно исследовать в 60-х. Казалось бы, сейчас прорывы в технологиях исследования мозга должны открыть дорогу таким экспериментам. Но, к сожалению, я не нашёл известных исследований, продвинувших понимание физиологических / неврологических изменений при развитии психики.
Биография
Клер Грейвз получил степень бакалавра в Юнион Колледже (г.Скенектади, штат Нью-Йорк) в 1940 году. В 1948 году он вернулся в свою альма матер как адъюнкт-профессор со степенью доктора психологических наук, которую он получил в Университете Кейс Вестерн резерв. С 1956 года он продолжает работу в Юнион Колледже в профессорском статусе.
В 1943-1948 годах Грейвз консультирует ряд промышленных и коммерческих организаций, среди которых компании Алкоа и Дженерал Моторс. Также в эти годы в качестве консультанта он работает с системой карательно-исправительных учреждений штата Огайо. В период с 1948 по 1963 годы Грейвз консультирует по проблемам клинической, детской и взрослой психологии госпиталь и реабилитационный центр города Скенектади, штат Нью-Йорк. Кроме этого с 1957 года Клер Грейвз консультирует американский департамент социального обеспечения штата Вирджиния, социальный департамент и департамент психологического здоровья штата Нью-Йорк.
Его первая статья по эволюции развития человеческих систем была опубликована в Гарвард Бизнес Ревью в 1966 году. В последующие годы он опубликовал ещё несколько статей, раскрывающих его теорию развития сознания.
Профессор Грейвз оставил преподавательскую деятельность в 1978 году.
Клер Грейвз был женат на Мериан Грейвз, они воспитывали сына Роберта и дочь Сьюзан.
Уровень 8 — Бирюзовый.
Бирюзовый уровень, по предположению авторов теории, не является однозначно уровнем «Я» или «МЫ», хотя в большей степени он и сориентирован на коллективную деятельность. Этот уровень называют холистическим, или уровнем целостности, когда разница между коллективными и индивидуальными особенностями сознания размывается, а в пределе между ними и вовсе нет разницы. Именно об этом говорит нам тысячелетняя буддийская доктрина, а также и исследования современной квантовой физики.
Большая ошибка современных способов мышления видеть все по отдельности, в то время как на самом деле окружающий нас мир един, а все отдельные вещи в нем связаны и на самом деле неразделимы. Понимание этого единства и деятельность, основанная на этом понимании, является неотъемлемой особенностью «бирюзового» способа мышления.
Конечно, на сегодняшний день бирюзовый уровень выглядит далекой и эфемерной утопией. Ведь на самом деле это уровень религиозного сознания, но не того, к которому мы привыкли и который является выражением социального стереотипа «религия». Речь идет о религии, которая построена на внутреннем опыте человека и последующей трансформации его сознания.
На бирюзовом уровне, как характеризуют его авторы теории, находится множество параллелей с тем типом сознания, о котором в религиях опыта говорят как о просветленном. Возможно, Бек и Кован именно это и имеют в виду.
Тем не менее, несмотря на то, что о бирюзовом сознании мало что известно, авторы идут немного дальше и, заглядывая в будущее, упоминают и о следующем уровне, который по их терминологии получает название «кораллового».
Идея следующего уровня пока никак не оформлена, ибо о нем не известно ничего, кроме предположения, что он должен существовать, ведь развитие человеческого сознания, по мнению авторов теории, должно продолжаться.
Многие люди, наверняка, захотят узнать, к какому же типу сознания принадлежит наше общество, а также и они сами. Как вы вероятно поняли из статьи, это совсем не одно и то же.
Ответ здесь не может быть однозначным, поскольку и общество, и индивид могут оперировать различными типами сознания. При этом какой-то один тип будет доминирующим.
Как легко догадаться, большая часть современного мира, согласно изложенной теории, живет в рамках оранжевой парадигмы сознания. Общество, которое построено во многих странах, как демократических, так и не очень, базируется на похожих принципах — везде провозглашается принцип материального и духовного потребления и крайнего индивидуализма.
И эти условия иногда становятся тенденцией не только к прогрессу (переходу на зеленый уровень), но и к стремлению вернуться на предыдущий уровень, что многие ревнителитрадиционализма и духовных скреп склонны считать прогрессом. Но, конечно же, возврат к синему уровню, когда доминировало коллективное сознание, таковым не является.
И хотя такой временный возврат при определенных условиях вполне возможен, он никоим образом не приведет к отказу от принципа потребления, но лишь переведет его в несколько иную плоскость.
Для того, чтобы убедится в этом, достаточно посмотреть на страны, где отчетливо выражена тенденция«синего сознания», таких стран в мире немало, а счастливых и гармоничных обществ в них что-то не наблюдается.
Это может быть применимо и к индивидуальному сознанию, которое способно меняться куда быстрее, чем сознание общества. Конечно, ни одно индивидуальное сознание не может считаться полностью оранжевым, зеленым или синим, это всегда сводится к одному доминирующему уровню. Но здесь есть одна важная особенность: чем выше уровень, тем меньше вероятность регресса и выше прогресса.
И еще одно: в контексте развития личности большее значение имеет не то, чем ее сознание является сегодня, а ее стремление к прогрессу, регрессу или стабильности.
[править] Модель
Эта модель очень эффективна, но довольно сложна в понимании и легко запутаться в этих буквенных обозначениях, поэтому ученик Клера Грейвза Кристофер Кован, в партнерстве с Доном Бэком создал Модель Спиральной Динамики, которая является упрощенным пониманием теории Клера Грейвза.
Клер Грейвз использовал термин «двойной спирали» так как считал, что таким способом можно наиболее наглядно продемонстрировать динамику развития системы. Большинство его графиков подразумеваются в форме спирали, каждый виток которой является потоком от одной субъективной реальности к следующей. Но Клер Грейвз не был художником, поэтому он не смог схематически представить свою модель.
Люди, организации и целые сообщества в движении по спиральным траекториям к своему будущему, трансформируют свои приоритеты, ценности и свое существование в соответствии с динамикой развития. Вне зависимости от того, на каком витке спирали находится человек или группа людей, для каждого из них существует свое будущее и основной вопрос в следующем: какова перспектива их развития?
В подходе Клера Грейвза, для того, чтобы понять «что это за человек (организация)» и определить перспективы их развития, надо ответить на вопрос: «как этот человек думает о реальности, в которой он находится?»
Данная модель не является типологией, это открытая система, которая постоянно находится в процессе развития.
Вторым существенным вкладом в Спиральную Динамику является Миметика, модель, объясняющая идеи Мимов — информационных пакетов, которые подобно вирусам переносятся от одного ума к другому, от общины к общине. Кристофер Кован ввел в Спиральную Динамику понятие Ценностных Мимов — неких психических «магнитов», которые притягивают Мимы соответствующего им типа. Он же ввел Цветовой Код, обозначающий каждый из этих Ценностных Мимов или уровней психологического существования.
Восемь систем ценностей, которые уже возникли и сосуществуют друг с другом на Земле
- БЕЖЕВЫЙ (A) состояние природных и биологических нужд; физические ощущения диктуют состояние бытия
- ФИОЛЕТОВЫЙ (B) угрожающий мир, полный мистических сил и духов, которым нужно поклоняться и угождать или усмирять.
- КРАСНЫЙ (C) как в джунглях, где сильный побеждает слабого; природа это нечто, что должно быть завоевано
- СИНИЙ (D) все контролируется Высшей Силой, которая наказывает зло и в конце концов награждает добро и добродетельную жизнь.
- ОРАНЖЕВЫЙ (E) мир, полный ресурсов и возможностей сделать все лучше и достичь процветания.
- ЗЕЛЕНЫЙ (F) окружение, в котором человечество может найти любовь и исполнить свои цели взаимодействуя и делясь.
- ЖЕЛТЫЙ (G) хаотический организм, где изменение является нормой, а неопределенность — приемлемым состоянием бытия.
- ГОЛУБОЙ (H) тонко сбалансированная система взаимосвязанных сил, где управление рисками находится в руках человечества
- КОРАЛЛОВЫЙ (I) слишком рано говорить, но тенденция должна быть по направлению к я-ориентированности, управлению, консолидации, если принцип развития сохранится
3 Уровень — Красный.
Примерно 7 000 лет назад с появлением земледелия постепенно возникают и новые условия для существования — люди переходят на оседлый уровень жизни. Это поистине революционная перемена, поскольку она резко повышает шансы сообществ на выживание.
В соответствии с этими переменами меняется и общественное сознание, которое вновь, но уже на другом уровне, трансформируется в сознание типа «Я».
С развитием земледелия появляется такое явление, как эксплуатация человека человеком, возникает рабство, а вместе с ним повышается материальное благосостояние многих членов общества. Появляются большие классы эксплуататоров, которые привносят в общество эгоцентрическую систему ценностей. В полном соответствии с обстоятельствами меняются и социальные представления о мире, появляется религия, где вместо духов природы появляются фигуры сильных божеств — хозяев определенных стихий.
Это время характеризуется захватом новых территорий, поскольку именно они обеспечивают больше возможностей для земледелия, а оно, в свою очередь, служит основным источником материальных ценностей. Ценностные проявления красного уровня — сила, агрессия. Девиз — хочу всего, немедленно и любой ценой.
Этот уровень общественного сознания и в наше время нередко проявляется в мире, особенно в условиях развивающихся стран и стран с авторитарным типом правления.