Сознание индивидуальное
Содержание:
- Философия сознания за пределами аналитической философии
- Что такое сознание
- Натурализм в философии сознания и его проблемы
- Значение философии сознания
- Формы общественного сознания
- Проблема сознания в философии. Обыденное и теоретическое сознание
- Трудная проблема
- Найдено научных статей по теме — 15
- Модель индивидуального сознания
- Агни Йога и эволюция индивидуального сознания
- Место мифа в общественном и индивидуальном сознании
- Индивидуальное сознание: мифологизация и секуляризация
- Другие сознания, инверсия спектра и индивидуальный язык
- Классификация важнейшая функция индивидуального сознания
- Проблема мифотворчества в горизонте индивидуального сознания
- К вопросу о наивности как установке индивидуального сознания
- ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ СУБЪЕКТА И КОЛЛЕКТИВНЫЙ ОПЫТ СОЦИАЛИЗАЦИИ
- О диалоге реальном и идеальном в индивидуальном сознании студентов
- Описание индивидуального сознания в рамках принципа интенциональности
- Роль феномена андрогинии в эволюции индивидуального и общественного сознания
- Что такое общественное сознание?
- Сознание человека
- Субъект общественного сознания
Философия сознания за пределами аналитической философии
Основной вклад в современную философию сознания внесла традиция аналитической философии, распространенной, главным образом, в англоязычных странах. Однако философия сознания разрабатывалась также в рамках других направлений в философии.
Их характерной особенностью был отказ от психофизической проблемы как главного направления исследования. Большинство из этих традиций, таких как феноменология или экзистенциализм, предполагали непосредственный анализ сознания так, как оно дано нам в опыте. В отличие от аналитической философии сознания эти традиции, как правило, не уделяли большого внимания научным методам исследования и логическому анализу языка.
Феноменология и экзистенциализм
В XX веке складывается две главных школы, которые являются своеобразным ответом Гегелю. Это феноменология и экзистенциализм. Основатель феноменологии Эдмунд Гуссерль считал, что философия как наука должна начинаться с изучения структуры опыта человеческого сознания
Экзистенциализм, одним из главных представителей которого был французский философ Жан-Поль Сартр, акцентировал внимание на уникальных переживаниях, в которые погружена человеческая личность, и на том, как сознание оперирует этими переживаниями.
В последние десятилетия появляются теории, которые постулируют необходимость конвергенции всех основных традиций изучения философии сознания.
Философия сознания в СССР
В отличие от аналитической философии, а также от феноменологии и экзистенциализма, советская философия сознания была сконцентрирована, главным образом, не на решении психофизической проблемы или проблемы описания структур сознания, а на анализе процесса познания и творческого изменения реальности. Теория сознания, таким образом, была интегрирована в методологию науки и социальную философию.
Развитие философии сознания в СССР характеризовалось двумя противоречивыми тенденциями. С одной стороны, существовала официальная марксистская ортодоксия, предлагавшая в качестве единственно верной теоретической модели сознания концепцию отражения, сформулированную Лениным. С другой, послевоенное развитие науки и традиции отечественной психологии позволило создать достаточно оригинальную отечественную традицию изучения сознания на пересечении науки и философии.
Что такое сознание
Сознание – многоуровневая система восприятия и отражения действительности. Сознание позволяет жить, согласно общественным нормам, видеть вещи такими, какие они есть:
- Человек в сознании понимает, что в комнате он находится один. Индивид с психическими проблемами, не в себе, с искаженным сознанием думает, что в комнате присутствует кто-то еще.
- Человек в сознании смотрит на стену и понимает, что она неподвижна. Измененное сознание заставляет стену двигаться.
- Личность со здоровым самосознанием (элемент сознания) понимает, что в мире скрываются опасности, но это не значит, что не стоит совсем выходить из дома. Человек с некорректным самосознанием убежден, что весь мир ждет удобного момента, дабы навредить ему.
Сознание – отражение реальности, которую видит человек. Сознательные мотивы, мысли, поступки – те, в которых субъект отдает себе отчет, контролирует, понимает суть. Неосознаваемые мотивы тоже дают о себе знать, но контролировать их, оценивать, понимать гораздо сложнее.
Натурализм в философии сознания и его проблемы
Научный натурализм в философии сознания сталкивается с фундаментальной проблемой: сознание имеет определенные свойства, которые, по крайней мере на первый взгляд, невозможно объяснить в физических терминах. Натурализм, таким образом, должен объяснить, каким образом эти свойства возможны. Этот проект часто называют «натурализацией сознания». На его пути стоят две главные проблемы — это интенциональность и так называемая qualia.
Интенциональность
Интенциональность определяется как направленность ментальных состояний (наших мыслей, желаний и т. п.) на некоторый объект, в том числе во внешнем мире. Наличие у ментальных состояний такого свойства означает, что они имеют некоторое содержание и семантические референты, а значит такому содержанию можно приписывать истинность или ложность. Когда мы пытаемся редуцировать эти состояния к физической реальности, возникает следующая проблема: физическая реальность не может быть истинной или ложной, она просто есть. Возможность приписывать значения истинности содержаниям ментальных состояний означает, что они направлены на некоторые факты. Например, мысль о том, что Геродот был историком, указывает на Геродота и на тот факт, что он был историком. Но как осуществляется такое отношение между мыслью и фактом? Ведь в мозге существуют только электрохимические процессы, которые ничем не напоминают о Геродоте.
Квалиа
Квалиа — это некоторое качественное субъективное переживание, которое мы испытываем. Различные ментальные состояния субъективно по-разному переживаются разными людьми. Например, некоторым людям нравится вкус ментолового мороженого, в то время как другим — нет. Как можно объяснить это различие в терминах естественных наук? Как вообще можно зафиксировать то, каким нам представляется вкус мороженого?
Значение философии сознания
Существует множество проблем, которые поднимаются в связи с нашими ответами на вопрос о том, что такое сознание. Типичные примеры — это природа смерти и возможность бессмертия, природа эмоций, восприятия и памяти. Что такое личность и в чём состоит её идентичность и уникальность — вот ещё одна из таких проблем. Но особой популярностью в современной философии пользуются темы свободы воли и понятия «самости».
Проблема свободы воли
В контексте философии сознания вопрос о существовании свободы воли приобретает новое значение. В первую очередь это касается детерминистических монистов и материалистов, которые считают, что сознание является частью физической реальности. Согласно этой позиции, мир (и сознание как его часть) полностью подчиняется законам, устанавливаемым естественными науками. Ментальные состояния и, следовательно, воля, являются в конечном счёте некоторыми физическими состояниями, организованными в соответствии с этими законами. В таком случае поведение человека полностью определено законами физики. Следовательно, человек не может быть свободным.
Эта аргументация отвергается частью детерминистов. Они убеждены, что на вопрос о том, являемся ли мы свободными, можно отвечать лишь после того, как мы точно определим смысл понятия «свобода». Противоположностью «свободы» является не «причинность», но «принуждение». Поэтому не стоит отождествлять свободу с индетерминизмом. Действие является свободным в том случае, если агент мог поступить иначе, если бы принял иное решение. В этом смысле человек может быть свободным даже в том случае, если тезис детерминизма является истинным. Подобную позицию в истории философии занимал Давид Юм. Сегодня такая точка зрения отстаивается, например, Дэниелом Деннетом.
С другой стороны, многие философы считают, что тезис о совместимости детерминизма и свободы является ложным, поскольку люди свободны в некотором более сильном смысле. Такие философы убеждены, что мир не может полностью подчиняться физическим законам (по крайней мере им не может подчиняться наше сознание) и, таким образом, потенциально мы можем быть свободными. Самым известным мыслителем, который разделял такую точку зрения, был Иммануил Кант. Его критики указывали на то, что он использует некорректное понятие свободы. Они рассуждали следующим образом. Если наша воля не детерминирована ничем, то мы хотим того, чего мы хотим, в силу чистой случайности. А если наши желания случайны, мы не являемся свободными. Так что если наша воля ничем не детерминирована, мы не свободны. На это сторонники Канта возражали, что подобная критика основана на неверной интерпретации кантовской этики, в которой подлинная свобода есть результат исполнения долга, предписываемого практическим разумом.
Формы общественного сознания
Обычно называют шесть форм общественного сознания:
- Искусство (художественное сознание)
- Наука (в том числе философия)
- Мораль
- Правосознание (право)
- Религия — на ранних этапах развития человечества всеобщая форма общественного сознания, зародившаяся ок. 40—50 тыс. лет назад
- Идеология (политическое сознание) — наивысшая форма общественного сознания[нет в источнике]
Формы общественного сознания зависят от жизни, устройства социальных институтов, организации процесса познания и т. д. Поэтому они всегда тесно связаны с определённого типа общественными отношениями: экономическими, политическими, нравственными, эстетическими, отношениями между членами научного сообщества и другое.
Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. — соответствуют специфические формы знания.
Советский философ Василий Петрович Тугаринов насчитывал лишь 4 формы общественного сознания: искусство, мораль, науку и философию, а к числу уровней относил идеологию и общественную психологию.
Проблема сознания в философии. Обыденное и теоретическое сознание
Существуют различные историко-философские толкования проблемы сознания. В зависимости от того, какое мировоззрение было господствующим в ту или иную эпоху менялось и понимание сознания
В античности, при господствующем космоцентрическом мировоззрении внимание человека было всецело направлено на окружающий мир. Сознание определялось как всеобщая связь между разумом и объектом, которые существуют независимо друг от друга
В момент их встречи объект оставляет след в поле разума, как печать оставляет след на воске. Античный грек не сосредоточен на своем внутреннем мире. Античная философия открыла только одну сторону сознания – направленность на объект.
В культуре христианства возникает потребность во внутреннем сосредоточении. Она была вызвана необходимостью общения с Богом через молитву
В Новое время человек отказывается от Бога, сам захотел быть Богом, царем природы, опираясь на свой Разум. Это свидетельствовало о формировании нового духовного опыта людей, в котором человек освобождается от власти сверхчувственного, о согласии принять свое происхождение только через природную эволюцию. По сути, это начало антропоцентристского мировоззрения.
Философов и естествоиспытателей всегда волновал вопрос об источниках сознания. Сложились разные стратегии его исследования: реалистическая, объективно-идеалистическая, феноменологическая, вульгарно-материалистическая и др. Вульгарно-материалистическое направление сводит сознание, мышление к вещественным изменениям (некоторые его представители Фогт, Молешотт указывают на подобие мышления желчи, вырабатываемой печенью) в конечном счете характер мышления, оказывается, определяется пищей, влияющей через химизм крови на мозг и его работу. Противоположный этому — объетивно-идеалистический подход определяет сознание как независящее от мозга, но определяемое неким духовным фактором (Богом, идеей).
Обыденное сознание — это низший уровень общественного сознания, его неотъемлемая часть, подсистема общественного сознания. Оно отражает простые, зримые отношения между людьми, между людьми и вещами, человеком и природой. Повседневная практика людей позволяет устанавливать на эмпирическом уровне отдельные причинно-следственные связи между явлениями, позволяет строить простые умозаключения, вводить новые понятия, открывать простые истины. Однако на уровне обыденного сознания невозможно глубоко проникнуть в сущность вещей, явлений, подняться до глубоких теоретических обобщений. В первый период жизни людей обыденное сознание являлось единственным и главным. По мере развития общества возникает необходимость в более глубоких обобщениях, а обыденное сознание становится недостаточным для удовлетворения возросших потребностей.
Тогда возникает теоретическое сознание
Возникая на основе обыденного сознания, оно направляет внимание людей на отражение сущности явлений природы и общества, побуждая к более глубокому их анализу. Через обыденное сознание теоретическое сознание связано с общественным бытием
Теоретическое сознание делает жизнь людей более осознанной, способствует более глубокому развитию общественного сознания, поскольку раскрывает закономерную связь и сущность материальных и духовных процессов.
Обыденное сознание складывается из обыденного знания и общественной психологии. Теоретическое сознание несет в себе научные знания о природе и обществе. Обыденное знание — это знание элементарных условий бытия людей, позволяющее человеку ориентироваться в его непосредственном окружении. Это знание об использовании простых орудий труда, простых природных явлениях, нормах отношений друг с другом.
Трудная проблема
Если бы мне без анестезии вырывали зуб мудрости, скорее всего, я бы кричал и пытался двигать конечностями — но по этому описанию трудно сказать, чтó со мной происходит, если не знать, что я при этом испытываю жуткую боль
То есть когда я нахожусь в сознании и происходит что-то с моим телом, важно подчеркнуть: чтобы сказать, что я нахожусь в сознании, я добавляю в историю своего организма какие-то внутренние приватные характеристики
Это подводит нас к так называемой трудной проблеме сознания (hard problem of consciousness, термин ввел Дэвид Чалмерс). Она заключается в следующем:
Нейроученому неважно, есть ли у сознательных состояний субъективная, приватная сторона: он ищет неврологическое выражение этих процессов. Однако даже если это неврологическое выражение найдено, оно все равно каким-то образом испытывается
Таким образом, неврологическое описание или описание сознания через мозговые, поведенческие процессы и когнитивное функционирование всегда будет неполным. Мы не можем объяснить сознание, используя стандартные методы естественных наук.
davestrick / Giphy
Найдено научных статей по теме — 15
Модель индивидуального сознания
Балин Виктор Дмитриевич
Представлена точка зрения о том, что сознание можно рассматривать как научную категорию и как психическое явление. В каждом случае анализ выделенного смысла осуществляется по своим законам.
Агни Йога и эволюция индивидуального сознания
Жульков Михаил Вячеславович
Рассматривая энергетические аспекты достижения целостного сознания, автор использует концепции Агни Йоги (накопление психической энергии, путь озарения), индуизма, тибетского буддизма.
Место мифа в общественном и индивидуальном сознании
Коблева Эльмира Атамовна
В статье анализируется миф как форма миропонимания, его способность организовывать мышление и функционирование языка. Подчеркивается, что миф это фундамент всякой культуры и всякого типа социальности.
Индивидуальное сознание: мифологизация и секуляризация
Интымакова Лариса Григорьевна
В статье анализируются проблемы современного индивидуального сознания и возможности новых подходов к пониманию смысла и целей жизни человека.
Другие сознания, инверсия спектра и индивидуальный язык
Иванов Д.В.
Особым вариантом скептицизма является скептицизм относительно возможности достоверного знания содержания сознания других людей. Одним из аргументов в поддержку такой скептической позиции является аргумент инвертированного спектра.
Классификация важнейшая функция индивидуального сознания
Балин Виктор Дмитриевич
В статье представлена схема функционирования индивидуального сознания и отдельных ее компонентов. Показано, тем не менее, что надо различать индивидуальные и общественные формы сознания.
Проблема мифотворчества в горизонте индивидуального сознания
Мигуренко Раиса Афанасьевна
Цель статьи выявление метафизических оснований и описание механизма мифотворчества индивидуального сознания путём сравнительного анализа комплекса философских стратегий исследования мифа; выявление специфики мифического текста как
К вопросу о наивности как установке индивидуального сознания
Мигуренко Раиса Афанасьевна
Посредством философского анализа основных концепций наивности сознания обосновываются положения об обусловленности мифичности индивидуального сознания его естественными установками.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ СУБЪЕКТА И КОЛЛЕКТИВНЫЙ ОПЫТ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Мисюров Николай Николаевич
Рассматривается проблема социализации человека путем освоения «коллективного опыта» в процессе общественной коммуникации.
О диалоге реальном и идеальном в индивидуальном сознании студентов
Дмитриева Людмила Геннадьевна
В статье проанализированы традиционные теоретические подходы к феномену диалога в общении.
Описание индивидуального сознания в рамках принципа интенциональности
Калинин Павел Евгеньевич
В статье исследуется возможность построения модели индивидуального сознания на основе принципа интенциональности как базового в контексте феноменологического подхода.
Роль феномена андрогинии в эволюции индивидуального и общественного сознания
Москатова Альбина Карповна
Обсуждается значение эволюции самосознания личности на основе преодоления гендерных противоречий и ограничений, присущих концепту массового сознания о неизменной полярности биосоциального статуса особей.
Что такое общественное сознание?
Для каждой эпохи за всю историю человечества существовали свои коллективные представления, убеждения, идеи – то, что в совокупности и представляет собой общественное сознание, которое противопоставляется индивидуальному и несет в себе аспект духовности. Общественное сознание в философии, как феномен с древних времен вызывал огромный научный интерес и мыслители определяли его также и как коллективное сознание.
Уровни общественного сознания
Возникновение и развитие сознания индивидуального напрямую связано с теми процессами, что происходят в обществе на данное время. Сознание каждого человека «объединяясь» друг с другом формируют общественное сознание. То, как люди воспринимают и взаимодействуют с окружающей действительностью определяет уровни развития сознания общества и глубинность. Философы и социологи выделяют следующие уровни общественного сознания, их четыре:
- Обыденное – характерно для всех людей планеты Земля и формируется через ежедневные практические действия. Что такое обыденное сознание? Само по себе оно стихийно, не систематизировано, основой его является повседневный житейский опыт.
- Теоретическое – действительность отражается на глубинном сущностном уровне, логически обоснованы все явления и концепции общественной жизни, на этом уровне есть понимание закономерностей развития. Носители общественного сознания: ученые, теоретики разных научных направлений. Теоретическое и обыденное сознание взаимодействуют и развиваются одно из другого.
- Общественная психология – все, что происходит в обществе, совокупность волнений, настроений, определенных традиций. Формируется в тесной связи с историческим развитием, может отличаться в разных группах или прослойках общества. Общественная психология отражает настроения людей на явления общественной жизни, национальный характер и менталитет.
- Идеология – уровень отражающий систему взглядов и установок общества, его духовность, потребности и интересы. Формируется политиками, идеологами, социологами целенаправленно.
Сознание человека
Структура сознания включает в себя определенное отношение к окружающей среде, людям и из этого складывается индивидуальная картина мира. Складывающиеся отношения, познание и переживание – все это свойства сознания человека, развивающиеся непосредственно через социум. Если проводить качественную характеристику сознания, можно выделить базовые свойства:
- активность – осознанное восприятие явлений мира человеком по степени значимости;
- интенциональность – стремление или влечение к реализации осознанно намеченных целей.
Функции сознания
Структура и функции сознания направлены на взаимодействие с внешним миром, той действительностью, в которой пребывает индивидуальное сознание конкретного человека и выполняют роль регуляторов в решении жизненно важных проблем и приобретении опыта. Первостепенно-важными являются следующие функции сознания:
- регуляторная (учет, оценка и сопоставление разных факторов и выполнение действий на основе анализа окружающей среды, регуляция собственного поведения и влияние на коллектив);
- творческая (познание природы, явлений механизмов и обретения опыта многообразия и свободы из которого можно творить что-то новое);
- познавательная (в результате преобразования материального и идеального представлений добывать знания о действительности);
- коммуникативная (использование сознание различных вербальных и невербальных систем, современных средств связи для коммуникации);
- аккумулятивная (сознание опираясь на память накапливает знания, которые конкретный человек добыл сам, или знания предшествующих поколений);
- аксиологическая (способность сознания оценивать полученные знания, действия и поступки других людей и применять в зависимости от своих актуальных потребностей).
Уровни сознания
Центральным аспектом сознания является сознание «Я» – «Я есть!», «Я мыслю!» «Я существую!». Слои или уровни сознания человека, способствующие тому, что человек может сказать о себе «Я..!»:
- Бытийное сознание – содержит в себе исток рефлексивного начала, здесь рождаются образы и смыслы (опыт, свойства движения, практическая деятельность, чувственные образы), отражается и творится бытие (сложные задачи
- Рефлексивное сознание – мышление о мире, регуляция поведения (самосознание, самопознание, самооценка, размышление о себе или интроспекция). Этот слой сознания выполняет задачу анализа ситуации, дробление целого на части и выявление причинно-следственных связей.
Развитие сознания
Сущность и структура сознания менялась на протяжении всей эволюции, как это происходило видно из этапов, следующих один за другим:
- Психика животных и предчеловека. Здесь отличия незаметны, индивидуального сознания еще нет, предчеловеки отличаются от умных приматов наличием общественного сознания включавшего в себя общую на всех идею, задачу, одна на всех мысль должна была стать толчком к развитию следующего этапа.
- Стадное сознание. Среди «стаи» людей выделяется сильная и самая умная «особь» – вожак, появляется иерархическая структура управление и сознание претерпевает изменения. Стадное сознание позволяло чувствовать каждой отдельной особи себя более защищенной, а общие цели и задачи помогали захватывать территории и увеличивать численность стада.
- Сознание разумного человека. Ежедневные открытия и наблюдения за природными процессами последовательно способствовали развитию сознания и нервной системы в целом у человека разумного. Появляются размышления о себе и природе вещей.
- Сознание человека родового общества, самосознание. Происходит совершенствование высших функций мозга: речи, мышления (в особенности абстрактного).
Субъект общественного сознания
Большую теоретическую проблему представляет вопрос о том, кто же является носителем, субъектом общественного сознания. Является ли общество или какая-либо его часть таким субъектом, который способен принимать решения, иметь определённую эмоциональную жизнь, воспроизводить подобных себе носителей сознания? В определённом смысле можно говорить о субъективных свойствах не только каждого отдельного человека, но и более общих групп людей (класс, национальность, государство, человечество). Но при этом следует помнить, что идеальное как мыслительный процесс не может быть присуще ни обществу в целом, ни какой-то отдельной общественной группе. Сознание как таковое является исключительным свойством личного бытия. Общество, через родителей и ближайшее окружение ребёнка развивает его сознание, в котором, таким образом,
собственное бытие всегда связано с бытием некоторой более общей группы. В каждой культуре создается символика, так или иначе заставляющая личность жить интересами общности, испытывать радости и переживания по поводу её успехов и неудач. Вне такого объединения сознательная жизнь человека не только теряет высший смысл, но попросту невозможна. Хотя сама личность силой мышления способна модифицировать собственное сознание, но известные в истории философских идей попытки построить своё бытие как совершенно независимое от общества всегда демонстрировали свою несостоятельность.
Социально-исторические общности людей могут выглядеть как субъекты, способные принимать решения. Например, государства принимают решения о начале или окончании войны, классы ведут борьбу, выбирают эффективные формы её осуществления. Хотя решения, в конечном итоге, принимаются ограниченным кругом лиц или даже отдельными людьми, но в развитой общественной структуре они связаны достаточно жёсткими регламентирующими их действия правилами — конституцией государства, законами, положениями и нормами, а также моралью. В то же время, на данном этапе развития общества, на общественное сознание оказывают большое влияние средства массовой информации, посредством которых можно существенно модифицировать общественное сознание.
Большим вопросом, касающимся специфики общественного сознания в целом, является вопрос о том, как соотносятся субъективные свойства личности и общности, какие из своих субъективных свойств и каким образом (добровольно или вынужденно) личность передаёт органам, представляющим общность, имеющим право говорить от её имени.
‘