Нарушители дисциплины на уроке и как с ними бороться

Содержание:

Советы учителям по поддержанию дисциплины на уроке

Зная причины плохого поведения учеников, можно подобрать наиболее эффективные методы для поддержания дисциплины. Вот некоторые из них:

  1. Установите для учеников границы дозволенного, разработайте конкретные эталоны поведения в стандартных ситуациях. Сделать это необходимо до того, как вы начнете требовать соблюдения дисциплины на уроке. Ведь если ребенок не знает, что можно и что нельзя, он не может соблюдать правила. Объясните учащимся, как они должны выполнять задания, отвечать на вопросы, сидеть за партой и т. д.
  2. Следите за речью, старайтесь говорить ровным, спокойным голосом. Для привлечения внимания можно перейти на шепот или использовать необычную манеру говорить.
  3. Старайтесь обращать больше внимания на позитивное поведение учеников, поощряйте его. Если искать хорошее, то оно обязательно найдется.
  4. Не стоит постоянно говорить «прекрати», «нельзя», «нет».
  5. Научитесь распознавать сигналы, которые предупреждают о возможном взрыве в поведении учащихся. Найдите способы предотвратить плохое поведение. В случае, если вызов уже брошен, дети не повинуются, ведите себя уверенно и решительно.
  6. Ведите себя с учениками дружелюбно, будьте общительны, но не допускайте фамильярности, которая может привести к неуважению.
  7. Не поддерживайте свои популярность и авторитет с помощью уступок, идущих вразрез с вашими нормами.
  8. Не следует чересчур бурно реагировать на любую негативную ситуацию. Это может привести к тому, что незначительное событие перейдет в серьезное противостояние. Раздражение и гнев – самый неэффективный способ воздействия на человека любого возраста.
  9. Будьте примером собранности и самодисциплины. Все необходимые на уроке материалы должны быть под рукой, но в то же время иметь свое место. Переход от одного вида деятельности к другому должен быть постепенным.
  10. Тщательно готовьтесь к урокам, заранее продумывайте загруженность учеников на протяжении всего занятия. Разрабатывайте альтернативные планы и готовьте дополнительные материалы на случай, если возникнет пауза или останется время до конца урока. При отсутствии хорошей подготовки и четких требований нарушения дисциплины возникают чаще.
  11. Ведите себя таким образом, чтобы ученики видели, что вы – руководитель. Будьте решительны, учитесь направлять, ведь дети в течение короткого времени могут распознать неуверенность.
  12. Создавайте такие условия на уроке, чтобы даже дети с трудностями в обучении могли почувствовать себя лидерами. Это положительно сказывается на поведении учащихся. Для этого используйте поощрения, соотносите успехи ученика с его личными возможностями.
  13. Моделируйте с учащимися ситуации, позволяющие научиться преодолевать гнев, разочарование и обиду.
  14. В любой ситуации проявляйте к ученикам уважение, будьте вежливы с ними и сохраняйте спокойный тон при разговоре.
  15. Ведите себя последовательно, ведь если сегодня вы что-то разрешали, а завтра запретите или наоборот, дети придут в замешательство и перестанут понимать, как себя вести. Это может вызвать у них желание испытать границы дозволенного и привести к конфликту.
  16. Не требуйте невозможного, если вы не уверены в том, что ученик может выполнить ваше требование. Это может создать для учащегося ситуацию неразрешимого конфликта и нанести урон его эмоциональной сфере.
  17. Используйте разнообразные методы, приемы и наглядность, чтобы урок был увлекательным и содержательным. Но при этом придерживайтесь «золотой середины», чтобы не перевозбудить учащихся.
  18. Давайте ученикам возможность работать в группах. Желание хорошо выглядеть в глазах других будет отличным стимулом для позитивного поведения.
  19. Настойчиво и целенаправленно побуждайте детей к активности. Во время урока сначала обращайтесь с вопросом или замечанием ко всем, а уже затем – к конкретному ученику. Это позволит остальным поучаствовать в беседе, дополнить ответ или оценить его.
  20. Используйте похвалу даже при малейшем продвижении в учебе и при положительных тенденциях в поведении.

Помните, что умение поддерживать дисциплину на уроке, является одним из основных навыков педагога. И не теряйте чувства юмора, ведь в некоторых ситуациях достаточно доброй шутки, чтобы конфликт был исчерпан.



Взять «вину» на себя

Ситуация, когда дети знают правила, но все равно их нарушают, как, например, разговоры на уроке.
В этом случае неожиданным будет не осуждение ребенка, а выразить сочувствие в забывчивости и предложит помочь лучше запомнить — тренироваться. «Я вижу, тебе трудно запомнить, что нужно поднимать руку перед тем, как говорить. Я взрослый человек и тоже часто забываю разные вещи. Но я знаю, как неловко бывает так часто забывать о чем-то перед друзьям». И назначьте время этих тренировок, она не займет много времени, две-три минуты. 

Если на самой тренировке ребенок поднимет руку, хвалите: «Отлично! Мы можем потренироваться еще 15 минут или уже достаточно?» Ученик всегда отвечает «Достаточно». Вы говорите: «Хорошо, тогда до завтра. Да, если завтра ты снова забудешь, то это моя вина. Я не дал тебе потренироваться».

Суть приёма не в том, чтобы научить, а показать, что нарушения вы не оставите без внимания, да и тыкать носом не будете. Однако, требуете уважения в обмен на уважение.

Учебная и научная дисциплины

Узнав ответ на основной вопрос «учебная дисциплина – это что такое?», стоит более внимательно рассмотреть связь изучаемого термина с таким понятием, как «научная дисциплина» (Н. Д.).

Так именуется основная форма организации определенной науки. Она объединяет на предметно-содержательной основе различные области научных знаний, а также сообщество ученых, занятых их производством, анализом и передачей обществу.

В сферу интересов Н.Д. также входят механизмы эволюции определенной научной отрасли как практической профессии.

Главное отличие между научной и учебной дисциплиной – в том, что первая из них ориентирована на ученых-исследователей, а вторая – на обучающихся (школьников, студентов).

При этом цель науки — выработка и систематизация объективных теоретических и апробированных на практике знаний. В свою очередь, У. Д. направлена на обучение этой информации школьников/студентов при помощи разнообразных методических приемов.

Несмотря на разную направленность, данные понятия тесно связаны между собою и часто пересекаются. Хотя на первый взгляд кажется, что Н. Д. первична, а У. Д. — вторична, на протяжении всей истории они постоянно переплетались и дополняли друг друга.

В качестве примера связи между рассматриваемыми явлениями можно привести знакомый всем школьникам раздел математики — геометрию. Она одновременно является и наукой, и учебной дисциплиной.

Как научная дисциплина геометрия занимается изучением пространственных структур и отношений, а также их обобщением.

На основе добытых учеными знаний в этой сфере был создан академический предмет — геометрия. Он призван развивать логическое, образное мышление у учащихся, формировать у них пространственные представления, а также развивать умения и навыки, необходимые для практической деятельности в будущем.

При этом часть людей, изучавших геометрию, в будущем становятся учеными, которые могут сделать новые открытия в этой сфере.

Управление голосом, как залог успеха

Голос не обязательно должен быть громким, чтобы дети на уроке прислушивались к нему и выполняли пожелания учителя. Это основной инструмент педагога, которым тот должен владеть в совершенстве. У настоящих профессионалов дисциплина на уроке выдерживается независимо от возраста, настроения и состава аудитории. Дело не в таланте, а в умении применить на практике ряд рекомендаций, основанных на пяти безотказных приемах.

Краткость – сестра таланта

Лучший способ наладить дисциплину в классе – заинтересовать учеников. В этом поможет лаконичность. Материал, который подается четко, кратко, структурированно и без воды, лучше воспринимается детьми любого возраста и хорошо у них откладывается

Если дети будут знать, что каждое слово учителя имеет важное значение, они не станут отвлекаться и делать на уроке что-то постороннее, чтобы занять время до звонка

Отсутствие в речи лишних слов, фраз, конструкций паразитов покажет классу, что учитель уверен в себе, держит ситуацию под контролем, потратил много времени на подготовку.

Простые предложения позволяют четко излагать свои мысли, не сбиваться, не делать оговорки, которые вызывают веселье аудитории.

Голос является основным инструментом педагога, с помощью которого можно выдержать дисциплину в классе.

Умение выдержать паузу

Многие учителя считают, что залог успеха педагога в умении перекричать школьников. На самом деле, проще наладить дисциплину в классе без крика

Надо показать слушателям, что за их внимание никто не собирается бороться. При этом надо довести до их сведения, что излагаемый на уроках материал будет с них спрашиваться

Если педагог из-за их поведения не сможет довести до них всю необходимую информацию, пострадают от этого только они. Не стоит пытаться рассказать хоть что-то, пока в классе идут разговоры, стоит монотонный гул. Школьники должны понимать, что допустимой на занятии может быть только полная тишина.

Урок – не место для выяснения отношений

Ученик, не уважающий учителя и других учеников – не редкость. Многие хулиганы буквально провоцируют своим поведением педагога или окружающих, чтобы затеять свору, начать разбирательства, отнять время у всего класса. Нельзя поддаваться на такие провокации, пытаться найти виновных, разбираться в ситуации прямо на занятии. Если у детей есть претензии друг к другу или к учителю, надо озвучить, что обсуждаться вопрос будет только после урока. Это поможет научить ребенка слушать и слышать учителя, даст понять нарушителям спокойствия, что их действия не позволят сорвать занятие, а лишь навлекут на них недовольство окружающих.

Голос в сочетании с невербальными приемами коммуникации

Учитель и ученик постоянно общаются, причем, не только вербально. Любое действие первого отзывается во втором. Чтобы придать своим словам максимальную значимость, педагогу следует смотреть прямо в глаза того, к кому обращена его речь. При этом к слушателю стоит развернуться всем телом и лицом. Если ученик без разрешения и веских оснований встал на уроке, нужно принять уже описанную позу и даже немного наклониться вперед. Это подчеркивает тот факт, что у говорящего все под контролем, он уверен в себе, готов к любым неожиданностям.

При наличии претензий в классе необходимо обсудить сложившуюся ситуацию с детьми после окончания учебных занятий.

Излагая материал или давая задание, не рекомендуется жестикулировать, ходить, выполнять параллельно какие-то действия

Нарушение этого правила умаляет важность сказанного, из-за чего слова плохо воспринимаются учениками, последние начинают отвлекаться

Можно сложить руки за спиной. Несмотря на закрытость, знак действует успокаивающе, придает говорящему налет официальности.

Лучшее оружие – тишина

Если учитель на уроке теряет контроль над ситуацией, он обычно начинает нервничать, повышает голос, ускоряет темп речи, делает ее более пронзительной. Это еще больше распаляет аудиторию, создает дополнительные проблемы, привносит в атмосферу хаос. Объясняется это просто – на фоне шума детям проще переговариваться, поэтому они инстинктивно повышают уровень звука. Держать дисциплину на уроке намного проще, говоря тихим и спокойным, но разборчивым голосом. При появлении гула или шума звук следует еще немного приглушить, тогда ученики тоже станут тише, чтобы им не пришлось прислушиваться к словам.

Предметы в 10-11 классах

В последние два года обучения многие школьники уже выбрали будущую профессию и определились с тем, какие ЕГЭ они будут сдавать для поступления в вуз. Поэтому на заключительной образовательной ступени предусмотрено деление классов на профили: гуманитарный, естественнонаучный, физико-математический и т. п. Учебный план в старшей школе включает в себя обязательные предметы, которые изучаются на базовом или углубленном уровнях. Также есть дополнительные предметы, изучаемые по желанию. Будущий выпускник самостоятельно составляет оптимальную для себя схему обучения с учетом требований и стандартов, установленных Министерством образования.

Таким образом, более основательно изучаются те предметы, которые через пару лет понадобятся для освоения выбранной профессии.

Какие школьные предметы следует изучать углубленно

При поступлении на технические направления:

  • алгебру
  • геометрию
  • физику
  • информатику (ИКТ)
  • русский язык

При поступлении на гуманитарные направления:

  • русский язык
  • литературу
  • историю
  • обществознание
  • иностранный язык

При поступлении на естественнонаучные направления:

  • химию
  • биологию
  • математику
  • русский язык

Обязательное условие: при профильном разделении классов учебный план должен включать в себя не менее 3-4 предметов, изучаемых углубленно. Они должны относиться к профильной предметной области или смежной с ней.

И в заключении полный список названий всех школьных предметов для детей по алфавиту:

  • алгебра;
  • астрономия;
  • биология;
  • география;
  • геометрия;
  • естествознание;
  • изобразительное искусство (рисование);
  • иностранный язык;
  • информатика (ИКТ);
  • истоки;
  • история;
  • краеведение;
  • литература;
  • литературное чтение;
  • математика;
  • мировая художественная культура (МХК);
  • музыка;
  • начальная военная подготовка;
  • общественно-полезный труд;
  • обществознание;
  • окружающий мир;
  • основы безопасности жизнедеятельности;
  • основы духовно-нравственных культур народов России;
  • основы религиозных культур и светской этики;
  • основы финансовой грамотности;
  • основы экономики (экономика);
  • проектирование;
  • психотренинг;
  • риторика;
  • родная литература;
  • родной язык;
  • русский язык;
  • статистика;
  • технология (труд);
  • физика;
  • физическая культура;
  • философия;
  • химия;
  • черчение;
  • экология.

Предметы в начальной школе

Чтобы морально подготовиться, родителям и самим младшеклассникам перед зачислением в учебное заведение следует узнать, сколько предметов преподают в начальной школе.

Первая ступень образования (1-4 классы) предполагает обязательное изучение 10 следующих предметов:

  • русский язык, родной (нерусский) язык;
  • литературное чтение, литературное чтение на родном (нерусском) языке;
  • иностранный язык;
  • математика;
  • обществознание;
  • окружающий мир;
  • ИЗО;
  • музыка;
  • технология;
  • физическая культура.

Пpoдoлжитeльнoсть уpoка в начальной школе должна быть:

  • в 1 клaссе в первой чeтвepти — 35 минут, со второй чeтвepти до конца учебного года — 40 минут. Допускается проведение не более четырех уроков в день;
  • вo 2-4 клaссaх — 40 минут. Дневной максимум — пять уроков в день.

Первый класс отличается двумя особенностями — отсутствием заданий на дом и оценок.

Правило 9

Бывает, что класс шумный по своему характеру. Обычно это случается, если в классе сразу несколько лидеров, либо такая манера поведения уже стала привычкой для данного коллектива. В этом случае помогают некоторые психологические приемы:

  • включайте в план урока «минуты тишины». В это время предложите выполнить какое-то задание самостоятельно, либо озадачьте учеников сложной задачей, необычным вопросом.
  • используйте приемы психологических тренингов: гиперактивный коллектив легко успокоить, если предложить что-то сделать с закрытыми глазами (нарисовать фигуру, написать слово и т.д.), или просто посидеть, закрыв глаза, до определенного сигнала. Даже 2-3 минуты тишины помогут детям расслабиться и настроиться на рабочий лад.

Если класс приходит после большой перемены или после урока физкультуры, предложите ученикам… поспать 2-3 минуты. Обычно это снижает градус активности.

Обязательно предусмотрите время для проведения физкультминутки (сейчас подпрыгнут те, кто в брюках, а сейчас сядут те, у кого день рождения в мае и т.д.) Чем необычнее, тем лучше. Еще интереснее, если физкультминутка как-то привязана к теме урока.

Кстати, в старших классах физкультминутки также уместны. Сначала смеются, потом постепенно втягиваются, даже конкурсы устраивают и вызываются сами проводить.

Что же такое дисциплина

Современные люди в это понятие вкладывают что-то свое. У кого-то это долго что-либо выполнить, у кого-то наказание, у остальных – способ добиться великих вершин. На самом деле, дисциплина – это приучение к правилам порядка и нормам социального общества. Так уж сложилось, что мы живем в обществе с другими людьми и без дисциплины не обойтись никак.

Пусть ваш ребенок учится отвечать за последствия своих собственных действий, а вы в то же время останетесь хорошими и добрыми родителями. Когда мы были маленькими родители зачастую нас воспитывали так: плохо себя ведешь – нет любимых привилегий. К примеру, нельзя смотреть телевизор целую неделю, не покупали игрушки и сладости и другие. Такой метод царствовал во многих семьях и возможно применяется и сейчас. Ведь дисциплина детей в семье весьма важна.

Исследования показали, что данный способ воспитания дисциплины у детей не лучший и имеет кратковременный эффект. Дети боятся угроз родителей, поэтому выполняют все необходимые действия в краткосрочной перспективе. Необходимо преподать урок дисциплины ребенку, чтобы он действовал всю жизнь.

Родителям стоит запомнить, что дети не учатся, когда чувствуют нависшую над ними угрозу, а только выполняют автоматические действия. Ребенок может выполнить требования родителей, потому что его преследует страх, а не потому что он сделал выводы и понял, что хорошо, а что плохо. Они хотят, чтобы скорее эти нравоучения закончились, вот и все.

Отечественные и зарубежные эксперты все же призывают родителей изменить способ воспитания дисциплины у детей и позволить нашим детям испытать последствия своих действий.

Простые примеры:

  • Если он не хочет одеть или взять с собой куртку, когда вы усердно просите его об этом, просто дайте ему такую возможность – замерзнуть. Вероятнее всего, в следующий раз он подумает одеть или нет.
  • Если он едет на велосипеде или самокате и может упасть, так как вы видите явную угрозу, пусть упадет. Далее будет внимательнее ездить.
  • Если он злоупотребляет конфетами, а вы постоянно твердите, что от них будет болеть живот, допустите это единожды. Никому не хочется повторно терпеть боль в животе.

Это лишь примерный перечень безопасных ситуаций, в которых можно не участвовать. Но существует ряд случаев, когда требуется активное участие взрослых. Родители должны понимать границы и не допускать беды. Они же не будут экспериментировать и учить ребенка дисциплине, отпуская его самого переходить дорогу, плавать в реке, когда он этого не умеет, подходить к окну и смотреть вниз, трогать огонь и т.п.

Если вы переходите улицу, ребенок должен держать вас крепко за руку пока вы не окажитесь на другой стороне. В таких ситуациях он должен чувствовать, что именно так делать верно.

Звучит легко, правда? Мы родители все так думаем, пока не столкнемся с реальной ситуацией. Обычно ребенку нужно ворчать 30 раз, а то и более, чтобы он что-то выполнил. Или что делать, когда ваш сын отказывается идти в детский сад в жаркий день, не нарядившись в теплый нарядный костюм? Более того, он вы ему уже позволили это сделать, а он продолжает желать этого. Дело в том, что не всегда ребенок запоминает последствия и решает вести себя по-другому.

Но не стоит отчаиваться, то что написано выше действует в большинстве случаев. Следуйте следующим советам, чтобы развить дисциплину у детей.

Дополнительные составляющие компоненты У. Д.

Помимо вышеперечисленных «трех китов», каждый академический предмет состоит из его языка, истории, фактов, теории, практического приложения и методов учебной дисциплины.

Язык У. Д. очень важен для ее освоения, поскольку он применяется и в научных дисциплинах (разница между этими понятиями — в пятом пункте). Так называется специфическая терминология данной отрасли. Ее составляющими являются не только специализированные термины, но и различные символы (чаще всего греческого или латинского происхождения), условные обозначения и сокращения, математический аппарат и подобное. В общем, все то, что используется в данной сфере помимо обычного языка.

Изучая историю У. Д., можно проследить, как она достигла современного уровня. Причем хронология ошибок или заблуждений иногда бывает не менее информативной и поучительной, нежели повествование о достижениях.

Ощутимая часть в учебном материале дисциплины отводится фактам. Информация о них приобретается с помощью наблюдения или экспериментальным путем

Важность фактического материала состоит в том, что они выступают в роли практических примеров, которые иллюстрируют теоретические данные. Именно они служат свидетельством важности существования данной дисциплины

Теоретическая база У. Д. основывается на утверждениях (постулатах). С их помощью происходит формирование модели действительности, которой присуще упрощение объективной реальности. Данный метод дает возможность теоретическим путем формулировать законы, отображающие связи между явлениями.

Свой выход в практику теории находят благодаря решению определенных задач на основе заданных алгоритмов.

Важная роль среди компонентов У. Д. принадлежит ее методам. Они делятся на две категории:

  • Направленные на изучение непосредственно самого предмета как учебной дисциплины (дидактические).
  • Нацеленные на развитие связанной с ней науки. Последние необходимы для получения экспериментальных данных, построения доказательств или отрицания теорий, решения практических задач.

Обращение к родителям

Опытные педагоги говорят, что наиболее эффективно, когда это письменное обращение: можно отправить письмо по электронной почте, мессенджеру или даже передать бумажное письмо через ребенка с просьбой к родителям отреагировать на получение: звонком или сообщением.

В обращении не стоит высказывать свое мнение или использовать оценки поведения ученика. Достаточно перечислить только факты и закончить своей просьбой отреагировать на полученную информацию.

И последнее… История с нарушением должна заканчиваться в момент окончания наказания. Не стоит проблемы, переживания сегодняшнего дня тащить в день завтрашний и припоминать детям их прошлые ошибки.

По мотивам статьи

Методы, позволяющие наладить дисциплину

Для начала стоит поработать над собой, выстроив такую линию поведения, чтобы установить авторитет. Стиль общения с детками предполагает строгость в принципиальных вопросах, ласку в любых ситуациях и добросердечность, юмор, но без сарказма, тактичность, но откровенность, отзывчивость. Главное – искренний интерес к личности каждого ребенка. Плохих деток нет, есть несчастные…

Конечная цель педагога – вызвать интерес к себе, желание общаться со стороны детей, подчиняться распоряжениям с удовольствием, готовность выполнить просьбу, заслужить одобрение, ласковый взгляд, слово, жест. Ваш строгий взгляд, слово при нарушении дисциплины должны вызывать не гнев, обиду, недовольство, а стыд за свои поступки и стремление немедленно исправить ситуацию.

В вашей ситуации, коллега, нужно лидеров организовать и возглавить. Такие ребята очень ждут признания их лидерских качеств, поэтому делегируйте полномочия лидерам, поручайте им дежурство по дисциплине. Думаю, стоит провести беседу с группой на тему, что такое плохо и хорошо, вместе определите и напишите правила, оформив специальный стенд, где также есть фото детей и ежедневные отметки по поведению в виде звезд трех цветов.

Красный – плохо, желтый – нормально, зеленый – отлично. Каждый день не забывайте выставлять оценки совместно с детьми, пусть сами определяют, какую они заслужили звездочку. Не забывайте о поощрении и авансах. Если ребенок слишком глубоко обижается на заслуженные красные звезды, поощрите его желтой или даже зеленой, но объясните свое решение всем детям. Не допускайте несправедливости!

А для привлечения внимания и искоренения вспышек непослушания во время занятий, есть такой прием: колокольчик, бубен, свисток, дудочка. Объявите, что будете проверять, кто самый внимательный и по сигналу свистка или бубна умолкнет и будет смотреть на воспитателя. Тренируйте постоянно, пока не выработается рефлекс.

Можно усложнить, задачу: как только прозвучит сигнал, все останавливаются и повторяют за воспитателем движения пальчиковой гимнастики или просто упражнения. Звонок: все смотрят и повторяют, кто молодец, заслужил похвалу или звезду. И так ежедневно, пока не достигнете автоматизма. Предупредите детей, что будете подавать сигнал неожиданно.

Правило 2

Старайтесь подружиться с классом. Не стоит начинать работу с угроз в стиле «поставлю «двойку», вызову директора, пригласи родителей в школу». Какие ошибки еще допускают начинающие учителя?

Есть хорошее упражнение, взятое из курса психологии. На первый урок в классе принесите ватман и разноцветные маркеры. Предложите ученикам самим составить правила поведения на уроке. Например, «не пользоваться телефоном», «не ходить по классу» и т.д. Главное, чтобы все правила придумали сами дети, а не учитель!

Во-первых, вы дадите ученикам понять, что вы им доверяете (а это важно!). Во-вторых, замечено, что правила, придуманные самостоятельно, не очень-то хочется нарушать

Повесьте этот ватман на стену. И, если какое-то правило касается вас (например, вести урок интересно) — неукоснительно его выполняйте.

И будьте последовательны: обещали поставить оценку — ставьте, обещали сводить в планетарий — будьте добры. Не давайте обещаний, которые не сможете выполнить в силу каких-то обстоятельств.

Основные методы поддержания дисциплины на уроке

У каждого ученика должно быть определённое задание

Постоянная занятость каждого ученика делом. Каждый опытный учитель знает, что лучшим способом «владеть ситуаций» на занятии является вовлечение школьников в работу. На уроке каждый ученик должен иметь определённое задание. Если один школьник вышел решать пример к доске, остальные обязательно должны делать это в тетради. Если же кто-то быстро выполнил задание, у педагога всегда должна быть в запасе дополнительная работа

Таким образом, в процессе занятия учитель должен следить за каждым учащимся и умело распределять своё внимание

Как и почему дети могут сделать жизнь педагога невыносимой?

Для начала процитирую читательницу: «…я пришла работать в подготовительную группу, где детки от 5-7лет. Сначала вроде справлялась и детки слушались, но сейчас никак не могу с некоторыми (их, слава богу, не много) сладить. Где упустила их не пойму. Еще проблема в том, что эти некоторые лидирующие дети тянут за собой всю группу. Итог: все «стоят на ушах» и собрать их потом очень тяжело.

Посоветуйте, как себя вести, или может какие методы есть, прошу совета как у опытного педагога. Опыта у меня, к сожалению, нет, только учусь. Пришла в сад, и не хотелось бы оттуда убегать, деток люблю они все большие молодцы, но вот поведение…»

Ситуация понятна, проходили через это многие из нас. Видимо, насколько я могу судить, моя коллега изначально не хотела быть строгой и ставить рамки дозволенного в группе для воспитанников. А рамки и правила нужны детям для полноценного развития. Чем раньше устанавливаются ограничения, тем проще будет воспитателям, родителям и самим детям в дальнейшем.

Моя коллега понимает, что допустила ошибку, но не знает, где. Мне трудно судить в этой ситуации, что именно спровоцировало потерю авторитета педагога, но постараемся исправить дело. Вы, коллега, это сделаете не только для себя самой, но и для своих воспитанников, которые готовятся в школу, где вопрос дисциплины стоит очень жестко.

Привыкнув ухом не вести на слова педагога, в стенах учебного заведения они заработают клеймо неуправляемых и нежелательных учеников.

Психологи выделяют несколько причин плохой дисциплины среди дошкольников:

  • Потребность во внимании;
  • Борьба лидеров;
  • Защита от неудач, неодобрения;
  • Месть за нанесенные обиды;
  • Банальная скука.

Если в группе один ребенок с харизмой лидера, здесь проще наладить дисциплину, а если таких «конкурентов» у воспитателя несколько, придется вести комплексную терапию в коллективе. Приготовьтесь к тому, что вы должны будете планомерно и настойчиво внедрять новые правила и менять уклад в группе.

Как вести себя учителю, чтобы добиться надлежащей дисциплины в классе?

Молодые учителя зачастую компенсируют затраты энергии в младшей школе искренней любовью и терпением к детям. Более опытные педагоги умело используют набор коммуникационных штампов, помогающих четко устанавливать границы дозволенного в классе. С равной эффективностью эти подходы делают педагога лидером урока, которого дети стараются слушать и слышать. Следует помнить, что младшеклассники ищут в учителе, в первую очередь, поддержку и понимание. Они все еще нуждаются в материнском тепле и лояльности к своим проступкам. Всего этого они ждут от учителя. И контакт с детьми может быть потерян, заменен на пугливое послушание, если маленькие ученики не найдут этих важных для себя качеств в лице педагога.

Но у этих качеств, при их гипертрофированности, есть и обратная сторона – потеря уважения к слишком мягкому учителю. Она чревата невозможностью наладить продуктивную дисциплину в классе. Поэтому молодой педагог вынужден искусно балансировать между этими двумя крайностями (жесткость и предельная мягкость в отношениях с детьми), выбирая путь сдержанности и толерантности, создавая условия для развития свободно мыслящей, творческой личности каждого ребенка.

Ошибка 8. А дети знают, чего вы от них хотите?

У вас должны быть принципы и правила. Когда они есть у вас, вам легче принимать решения, когда они есть у учеников, им проще их выполнить. При знакомстве с детьми озвучьте свои правила (как быть, если нет домашней работы, плохое поведение, написал контрольную на «2», можно ли переписывать и т.д.) и следуйте им беспрекословно. Время от времени напоминайте их ученикам, чтобы они помнили о них. Можно ли переписать контрольную Васе, потому что ему нужна другая оценка, или Марине, потому что она болела? Или Кириллу, потому что он просто поленился и не подготовился? И каждый раз, от случая к случаю, думаю, рассуждать и переживать по каждому случаю? Увольте!

Придумайте правило (или следуйте общешкольному правилу) и неукоснительно следуйте ему. Обещали поставить «2»? Ставьте. Обещали принести конфету, если кто-то выучит правило, принесите и напомните, что вы сдерживаете свое обещание. Когда мы идем по крутой лестнице, нам хочется видеть перила, даже если мы за них не держимся. Учеба в школе — это лестница. Выставьте с родителями перила правил и ограничений для детей, чтобы им было проще идти по ней.

Что делать, если дисциплина нарушена

Поведение учеников, особенно в младших классах, напоминает снежный ком. Если один начинает разговаривать и баловаться, остальные дети подхватывают его поведение, и уже через несколько минут в классе стоит оглушительный шум, неразбериха и хаос. Многие молодые учителя в такой ситуации теряются, пытаются перекричать учеников, делают резкие движения, чем еще больше усугубляют общую атмосферу. Но пытаться продолжать урок и рассказывать тему в таких условиях тоже невозможно.

Для успокоения общего шума и восстановления дисциплины стоит запомнить и применять несколько правил:

Важно постоянно поддерживать контакт с детьми и отслеживать их малейшее отвлечение от предмета. Если какой-то один ребенок потерял нить повествования, отвлекся в окно или начал обращаться к другим детям, можно задействовать его, задать вопрос, попросить выйти к доске.
Если «снежный ком» не удалось остановить в самом зародыше, дети начали шуметь и баловаться, учителю лучше замолчать вообще и выждать паузу

Как правило, такой прием срабатывает, и в классе устанавливается тишина. После этого нужно строго и серьезно, но не повышая голоса, сказать, что урок будет продолжаться только при наличии внимания и соблюдения тишины.
На детей нельзя кричать, лучше вообще не повышать голос. С самого первого урока с новыми учениками важно показать им уважение к их личности, не принижать их стараний и заслуг, не пренебрегать ни одним ребенком. Получить уважение от учеников можно только в ответ на собственное аналогичное отношение.

Дети шумят и балуются по двум причинам: либо им неинтересно, либо они знают, что могут позволить себе это делать

Поэтому важно сразу установить такие правила, чтобы это поведение было недопустимым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector