10 лучших книг константина станиславского

Театры Станиславского и Немировича-Данченко

Вскоре начала сказываться разность темпераментов, стилей проведения репетиций, трудность распределения ролей. Если первые два момента можно считать мелочами, то последний – был весьма болезненным. На роль ведущих актрис претендовали жена Станиславского Мария Лилина (1866-1943) и любимая ученица Немировича-Данченко Ольга Книппер. Была ещё серьёзная претендентка Мария Андреева – любовница главного спонсора Саввы Мамонтова и одного из главных драматургов Максима Горького. Да и в мелочах Станиславский и Немирович-Данченко уступать друг другу не хотели.

Разногласия проявились в 1902 г. при работе режиссёров над спектаклем «На дне». В 1906 г. они отказались от совместных постановок. По словам Станиславского, каждый из них «имел свой стол, свою пьесу, свою постановку». Художественный театр превратился в театр драмы и комедии. Драма заключалась в том, что новаторство театра постепенно стало рутиной, а комедия – в том, что отцы-основатели не разговаривали и потому решать проблемы не могли.

Конечно, периоды общения были, но какие-то безрадостные. Так, весной 1917 г. режиссёр спектакля «Село Степанчиково и его обитатели» Немирович-Данченко снял с роли актёра Станиславского.

После октября добавились сложности с репертуаром, новым зрителем. Появились обвинения в игнорировании требований времени, на которые Станиславский отвечал, что они «понемногу стали понимать эпоху». Понимание действительно шло «понемногу».

В 1919 г. Константин Сергеевич Станиславский создал Оперную студию Большого театра, а Немирович-Данченко – Музыкальную студию МХТ. В каком-то смысле музыкальный театр казался безопаснее.

В 1922 г. Станиславский с частью труппы МХАТа на два года уехал на гастроли за границу. Там МХАТ с его классикой принимали лучше, чем в Москве. Часть гастролёров решила остаться в США.

Немирович-Данченко в отсутствие Станиславского старался обновить репертуар и труппу. В свою очередь, в 1925 г., он тоже поехал на гастроли, а реорганизацию, как он её понимал, продолжил вернувшийся Станиславский.

В США Немирович-Данченко узнал, что его Музыкальному театру отказали в помещении МХАТа. Он обиделся и заключил контракт с Голливудом. Видимо, это была неудачная попытка остаться в США. Его хвалили, слушали, восхищались, но ни одного сценария не приняли. Он вернулся зимой 1928 г., а осенью у Станиславского случился приступ на праздновании юбилея МХАТА. Он полностью устранился из жизни театра.

Это печальное событие позволило Станиславскому сосредоточиться на завершении своей системы, первый том которой «Работы актёра над собой» он успел отправить в печать. Константин Сергеевич Станиславский умер 7 августа 1938 г.

По иронии судьбы Художественный театр, который Станиславский и Немирович-Данченко создали вместе, в конце концов распался, не сохранив в названиях их имен. В 1987 г. образовались МХАТ имени М. Горького и МХАТ им. А.П. Чехова. Музыкальные театры, созданные поврозь, объединили в 1941 г. в Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко.

Коротко о системе и Станиславском

Константин Сергеевич Станиславский
(его настоящая фамилия Алексеев) — великий реформатор театра, создатель известнейшей во всем мире актёрской системы, педагог, актёр, театральный режиссёр. По рождению (родился 5 (17) января 1863 год в городе Москва) и воспитанию принадлежит к высшему кругу русских промышленников. Талант Константин Сергеевич унаследовал от своей бабушки, француженки по происхождению, известной парижской актрисы. Сценический опыт начал нарабатывать с 1877 года в Алексеевском кружке (г. Москва). Константин Сергеевич всегда предпочитал роли ярко характерных героев, так одна из его излюбленных ролей: студент Мегрио из водевиля «Тайна женщины». В начале XX века он погрузился в разработку принципиально новой системы актёрского мастерства, его известные литературные произведения: «Работа актёра над собой» и «Моя жизнь в искусстве». Суть всей своей системы он выразил одной ёмкой фразой: «на сцене нет маленьких ролей, так же как и в жизни, ценен каждый человек. Для сцены главное: создать иллюзию живой действительности». Станиславский до последних дней (умер в Москве 7 августа 1938 года) жил в неустанных поисках все новых и новых приёмов педагогического творчества — мечтал о создании актёра «нового типа» и всенародного театра глубокой жизненной правды.

Незадолго до своей смерти Станиславский выработал метод физических действий: наполнять физическое действие психологическим содержанием: фантазией, чувствами, внутренними действиями. Тем самым он перечеркнул все старое, чему следовали ученики Станиславского прошлых лет (его система в отличие от ранее существовавших театральных систем строится уже не на изучении конечных результатов творчества, а на выяснении причин, вызывающих определённые последствия). Стоит отметить, что книги Константина Сергеевича содержат множество самоопровержений, по «вине» его постоянного поиска новых актёрских и режиссёрских решений. Кстати, его противоречия — и есть одна из основных причин такого большого интереса к его трудам общественности.

Литература

  • Станиславский К. С. Работа актёра над собой. — Москва: Художественная литература, 1938.
  • Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве.
  • Абалкин Н.А. Система Станиславского и советский театр. — М.: Искусство, . — 318 с.
  • Абалкин Н.А. О творческом методе К. С. Станиславского. — М.: Знание, . — 29 с.
  • Симонов П. В. Метод К. С. Станиславского и физиология эмоций. — Москва: Изд-во АН СССР, 1964.
  • Сарабьян Э. Научитесь говорить так, чтобы вас услышали: 245 простых упражнений по системе Станиславского. — М.: АСТ, 2013. — 255 с. — (Школа успеха). 3000 экз., ISBN 978-5-17-080017-9
  • Лола Коэн. Метод Ли Страсберга: Сборник упражнений по актерскому мастерству = Lola Kohen. Method Acting Exercises Handbook. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2018. — 310 с. — ISBN 978-5-91671-850-8.

Все потерял и не роптал

— Он не боролся с советской властью, но старался и не обслуживать идеологию, служить искусству. В полной ли мере ему это удалось, или все-таки были в его биографии трагические компромиссы?

— Вы знаете, бороться можно с властью Николая II. А с властью Ленина и Сталина бороться можно, только находясь по ту сторону государственной границы. Я не беру гражданскую войну, но в любое другое время это так. Конечно, Станиславский не боролся с советской властью, как не боролись с ней Павлов, Вернадский. Но он постоянно боролся — этим полны его письма — за спасение какого-то конкретного человека.

Родственники Станиславского были репрессированы, его самого в первые годы после революции выселили из дома. Потом предоставили другой дом, но тем не менее. А самое главное — об этом мало кто говорил — до октября семнадцатого года он был очень состоятельным человеком и лишился всего. В 54 года он впервые стал служащим, получающим зарплату. Это же морально так тяжело! Представьте, что у потомков Рокфеллера или Форда отбирают все, что у них есть, и им приходится ходить на службу и получать зарплату, пусть даже высокую.

Фабрика Станиславского процветала, ее изделия получали призы на международных выставках, он был уверен, что оставит своим детям большое состояние, и вдруг — ничего нет.

Конечно, все жили трудно. Например, Борис Николаевич Ливанов в 1933 году получил заслуженного артиста РСФСР, но продолжал жить в ужасных условиях. И в 1935 году Станиславский пишет Сталину, что у Ливанова должен родиться сын (или родился уже — не помню; это всем известный Василий Ливанов), нельзя ли помочь с квартирой. Многие будущие заслуженные и народные артисты в тридцатые и большую часть сороковых жили в тесных коммуналках.

Но вернемся к вашему вопросу. В 1922 году Станиславский с частью труппы художественного театра едет в Америку на гастроли, через два года возвращается. Что он ставит? В отличие от Немировича-Данченко, Станиславский ставит преимущественно классику: «Горячее сердце», «Женитьбу Фигаро», «Мертвые души», «Таланты и поклонники», «Отелло».

Современных авторов можно считать компромиссом: «Бронепоезд 1469» Всеволода Иванова, «Унтиловск» молодого Леонова, «Растратчиков» Катаева. Но, согласитесь, не худшие писатели. Всеволод Иванов, Леонов, Катаев — уровень, ниже которого Станиславский не опускался. А после 1928 года его именем не подписана ни одна афиша спектакля по произведениям современных авторов. Даже афиша «Страха» Афиногенова — не самой плохой пьесы того времени, в постановке которой Станиславский участвовал.

Последние 10 лет жизни он в основном занимался теорией, прежде всего, своей системой. Незадолго до его смерти был подписан тираж книги «Работа актера над собой». То есть этой книге тоже 75 лет, и удивительно, что никто на эту дату не откликнулся: ни ернически, ни всерьез.

Выезжал на лечение за границу и возвращался. Конечно, мог остаться, но здесь его детище — Художественный театр. Художник носит с собой мольберт, композитор — нотную тетрадь (а сейчас, наверное, компьютер), поэт — ручку или пишущую машинку, а сейчас опять же компьютер. Со всеми этими инструментами можно перемещаться куда угодно. А театр с собой не унесешь. Расстаться же с театром, который сам создал, пожалуй, психологически даже труднее, чем с вишневым садом. Потому что как ни дорог вишневый сад его обитателям, все же не они создали этот сад. А Художественный театр создали Станиславский и Немирович-Данченко.

Принципы системы Станиславского

Станиславский описывает два метода, применяемые на сцене.

  • Один из таких творческих приёмов состоит в похожести актёра на воплощаемый персонаж по внешним данным и личностным качествам. В таком случае ставка делается не на мастерство актёра, а на его природные характеристики. Приём получил название «типажного подхода».
  • Второй приём заключается в помещении актёра в представляемые обстоятельства роли и работа над трансформацией от себя. Именно такой подход проповедует Станиславский. Этот приём служит формулой жизни на сцене: стать другим, оставаясь собой.

Содержание системы основано на нескольких принципах.

Сверхзадача

Другими словами, сверхзадача – это цель, мечта, желание, ради которого работает актёр. Это идея, внедряемая в сознание людей посредством сценического искусства. Сверхзадача – это цель произведения. Правильно применяемая сверхзадача не позволит актёру допустить ошибку при выборе техники игры и средств выразительности. Сверхзадача служит идеей и целью работы артиста.

Активность действия

Основополагающий принцип, кто его не понимал, тот не понимал систему. Нет необходимости надевать маску страсти и образа, нужно функционировать в них. Всё учение Станиславского целенаправленно на активизацию естественного человеческого актёрского потенциала в процессе органичного внутреннего творчества, для того чтобы сверхзадача произведения была выполнена.

Естественность

Актёрское искусство подчиняется требованиям естественности. Искусственная, механическая игра роли актёром не впечатлит зрителя, не вызовет реакции, сверхзадача произведения не будет донесена до сознания людей. Нужно, чтобы артист это понимал.

Жизненная правда

Основа учения Станиславского и всякого реалистичного искусства. На сцене не место условностям и приблизительности, даже если оно интересно и впечатляюще. При этом нельзя из жизни на подмостки тащить всё подряд. Поможет отделить настоящую правду от искусства сверхзадача – то, ради чего творческий человек пытается ввести идею в разум зрителей и слушателей.

Метод Станиславского, что это. Суть метода Станиславского

Константин Сергеевич в своём творчестве был крайне самокритичным человеком – он никогда не ликовал от своих побед и не скрывал поражений. Когда уже были знаменитыми спектакли Константина Сергеевича Станиславского: «Дядя Ваня», «На дне», «Вишнёвый сад» именно в этот период в его душе начинают зарождаться новые витки сомнений: «Правильно ли все это?» — правилен ли репетиционный метод, что он даёт — «Способен ли театр дать актёрам новые возможности для развития?».

Пристально вглядываясь во все: природу, жизнь, людей — Станиславский искал вдохновение для выработки максимально понятных и действенных методов театрального искусства, как для самого артиста, так и для зрителя. Он пытался выявить всевозможные пути объединения творческих законов природы актёра, в стройную, цельную систему. Искал упорно и терпеливо, а каждый выявленный закон актёрского творчества проверял годами.

Станиславский вкладывал в искусство актёрской игры три составляющие:

1

Ремесло. Константин Сергеевич под этим термином имел в виду готовые штампы (приёмы ремесленной игры). Необходимые для отождествления игры актёра с действительностью — зрителям нужны правильные действия: соответствующая мимика, голос, движения актёра-ремесленника. Ремесло, как считал Станиславский, учит актёра: выходить и играть на сцене.

2

Искусство представления. Длительные репетиции – вызывают подлинные переживания, которые в дальнейшем фиксируют необходимую форму проявления этих переживаний. Суть в том, чтобы на самом спектакле актёр умело и правдоподобно передавал заданный образ, исполнял умело свою роль, даже если внутренне он не испытывает все эти переживания действий спектакля.

3

Искусство переживания. Переживания помогают актёру выполнить важную роль сценического искусства – создать жизнь человеческого духа и передать ее на сцене в художественной форме. Константин Сергеевич пояснял на этот счёт «…все, что не пережито актёром, остаётся мёртвым и портит работу артиста».

Более подробно каждый элемент актёрской игры по системе Станиславского мы раскроем в наших последующих уроках. Так что, оставайтесь с нами, дальше будет много интересного.

Отличие от подхода Станиславского

Станиславский призывал актеров не искать в себе короля, раба, любовника и т. д. По его мнению, следует помнить, что тот же король – тоже человек с нервами, скелетом, человеческими переживаниями и вести себя он будет, в первую очередь, как человек, а не как король. Т. е. Станиславский просил актера искать сходство «я» и персонажа, искать обстоятельства и обживать пространство. Чехов же ждал, чтобы актер выполнил простую задачу так, как выполнил бы ее его персонаж. В этом и заключается вся разница между системами Чехова и Станиславского.

В этой задаче, по мнению Чехова актеру должны помочь его физические данные: позы, жесты, мимика, ритм, привычки. Михаил Чехов утверждал, что движение определяет образ и рождает нужное чувство. Станиславский назвал бы это дешевой работой пародиста и карикатуриста, который «играет», а не проживает свой образ. Объективно же система Чехова зарекомендовала себя как полноценная и действенная альтернатива методу Станиславского, и сумела оставить заметный след в истории мирового театра и кино.

В отечественной и мировой педагогической практике традиционно принято опираться на систему Станиславского, но это не значит, что система Михаила Чехова не востребована или менее эффективна. По его методу занимались такие легенды кино, как Энтони Куинн, Мэрилин Монро, Клинт Иствуд и множество других актеров Голливуда. В большинстве актерских школ изучаются обе системы, после чего актер решает сам для себя, какой подход ему ближе.

Упражнения по Чехову

Упражнения по системе Чехова в большей степени касаются развития воображения и концентрации:

Представьте любой предмет, событие или человека. В течение некоторого времени представьте это перед своими глазами, вспомните все детали, характеризующие этот предмет, человека или событие

Уделите внимание всем «мелочам», которые только вспомните.
Работайте с текстом, любимым отрывком, при этом выполняя поэтапно различные задачи. Сначала ваша цель – сосредоточиться на описании пейзажа, в другой раз – на диалоге одного персонажа, в следующий – на другом участнике материала

Затем ваша задача, к примеру, в большей степени концентрироваться на имитации внешних звуков. Ставьте перед собой различные задачи и выполняйте их.
Есть у Чехова и упражнения на развитие сценического движения, в каждом из которых должно быть начало, развитие и конец и на каждом этапе из них своя кульминация. Для этого на специальной площадке актер должен выполнять различные упражнения согласно их развитию.

Это совсем малая часть Чеховских упражнений, мастерство и технику выполнения которых интереснее и эффективнее отрабатывать не по учебнику в домашних условиях, а при чутком контроле педагога по актерскому мастерству и в приятной компании коллег и единомышленников в актерской студии на практических занятиях.
Приходите на занятия по актерскому мастерству в «Бенефис»,
где мы подробно расскажем о Чеховской системе.

Как развить свое креативное мышление?

Этому и другим навыкам мы научим на нашем ораторском курсе

узнать подробнее

Как справляться со стрессовыми ситуациями, налаживать дружеские отношения, выходить из конфликта, нести ответственность за членов своего коллектива. Об этом говорят наши педагоги во время вводного занятия в театральном кружке для подростков, предлагая рекомендации из навыков актёрского мастерства.

Мы научим вас:

  • Как снять зажимы и раскрепоститься
  • Как импровизировать
  • Как сделать свою речь богаче
  • Как сделать свой голос сильным и уверенным
  • Как поставить красивую и правильную речь
  • Как уметь четко и грамотно доносить свои мысли и идеи

И многое другое

Выберете для себя или ребенка наиболее удобный формат занятий. Мы проводим обучающие курсы двух форматах: “Онлайн” и “Офлайн” в центре Москвы.

Основные принципы системы Чехова

Чехов считал, что воображение – главное свойство драматического артиста как полноценной творческой единицы. Да-да, ведь очень часто к актеру относятся как к исполнителю, который просто несет в массы текст драматурга и замысел режиссера-постановщика. Его гримируют и одевают, ему лишь следует выйти на сцену, сделать без лишних отступлений то, что нужно, а потом получить за это цветы, аплодисменты и «легкую» славу. Но театральная система Чехова, Станиславского демонстрирует, что эти два человека призывали актера быть художником, артистом, который способен или пытается в исполнительном искусстве стать творцом, пусть и в зависимом положении.

Воображение, согласно Чехову, – мощный поток образов, а также способность выбрать и воплотить на сцене нужный из них. Если у Станиславского образ — результат проделанной и успешной работы, то для Чехова рождение образа – ежедневный материал актерской работы. Именно образ, согласно воззрениям Чехова, является отправной точкой для погружения актера в роль.

К примеру, суть системы Михаила Чехова заключается в том, чтобы актер, если ему нужно сыграть короля, представил себя им и прожил эту роль на сцене, и в этом ему поможет воображение. Актер должен сымитировать королевскую осанку, величие, стать, размеренность, речь и все остальное по принципу «я – король», а не «я в обстоятельствах короля», как у Станиславского.

Чехов позаимствовал у Станиславского комплекс важных аспектов:

  • физические упражнения в стиле йоги;
  • особые техники наблюдения;
  • способы концентрации внимания и общения;
  • знаменитый метод «кусков и задач» при работе с актерским текстом.

Таковы основные принципы системы Михаила Чехова, которые нашли отклики в сердцах многих актеров последователей.

Простые упражнения на развитие актерских навыков

Упражнениями по актерскому мастерству можно считать все, что развивает основные качества актера, перечисленные в подразделе «актерское саморазвитие».

Вот самые простые из тех, что предлагает актерский тренинг по Станиславскому:

  • Подражание. Находясь в людном месте, найдите человека, который вызовет ваш интерес, и понаблюдайте за ним. Придумайте ему необходимые обстоятельства и попытайтесь воспроизвести небольшой фрагмент его поведения самостоятельно, стараясь не упустить ни одной характерной черты.
  • Память физических действий. Напомним, вызвать верную эмоцию способно верное физическое действие. Выработать память физических действий поможет их беспредметное воспроизведение. Имитируйте завтрак без еды, посуды и столовых приборов, принимайте душ без ванны и воды, рисуйте без карандашей и бумаги и т. д.
  • Я в предлагаемых обстоятельствах. Развивайте воображение, придумывая себе нестандартные обстоятельства и стараясь существовать в них максимально правдиво. Обычно это упражнение выполняется в форме этюдов: этюд «прорвало трубу», этюд «первый раз на катке», этюд «необитаемый остров» и т. д.

Значение системы Станиславского для мирового театра

Принципы режиссерской системы Станиславского и Немировича-Данченко считаются общепринятыми и являются основной теорией сценического искусства во всем мире, не имеющей альтернатив. Не используют систему сегодня только те театры, в которых ее использование не представляется возможным из-за узкой специфики (в основном, это национальные театральные школы, вроде японского театра «Но»).

Основные элементы актерского мастерства в системе Станиславского многократно пробовали дополнять его ученики, в числе которых такие имена, как В. Мейерхольд и М. Чехов. Их собственные театральные системы, например, система Михаила Чехова, хоть и имеют ряд отличий, но базируются на тех же принципах, что и оригинальная система их учителя.

Как раскрепоститься и стать уверенным в себе?

Этому и другим навыкам мы научим на нашем актерском курсе

узнать подробнее

Чтобы понять диапазон своего голоса, обрести уверенность, укрепить голосовые связки приходите на курс актерского мастерства в театральную школу Бенефис. Наши Педагоги обучат правильному дыханию и артикуляции, научит как не волноваться на сцене, как расширить диапазон голоса и многому другому что необходимо знать начинающему артисту.

  • Как снять зажимы и раскрепоститься
  • Как сделать так, чтобы вам кричали “Верю”!
  • Как работать с камерой
  • Как развить мимику своего лица
  • Как работать со своим спектром эмоциональных состояния
  • Как импровизировать
  • Как сделать свой голос сильным и уверенным

И многое другое

Выберете для себя наиболее удобный формат занятий. Мы проводим обучающие курсы двух форматах: “Онлайн” и “Офлайн” в центре Москвы.

Этика

В настоящем издании публикуются две незаконченные рукописи Константина Сергеевича, посвященные актерской этике и детальному анализу организации театрального дела. Этот труд изложен в виде дневника студента театральной школы.

Над систематизацией основных принципов сценической этики и дисциплины Станиславский работал долгие годы. Начинал он еще до революции, именно поэтому какие-то примеры и некоторые выражения в них взяты из прошлого, и больше имеют отношение к быту еще царского театра. Однако подавляющая часть наблюдений и рекомендаций Станиславского относится к современному театру.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector