«всегда раздражало, что буква “а” красная». как живут люди с синестезией
Содержание:
- About finding the balance between “False positive and false negatives.”
- Synesthesia and Empathy
- Ссылки и примечания
- Почему это происходит
- Почему это происходит?
- «Я желтый пятиугольник»
- Диагностика
- Что такое синестезия?
- Примеры синестезии в литературе
- ‘Blue (Da Ba Dee)’ from Eiffel 65’s Album Europop (1999)
- Почему это происходит
- ‘Red‘ from Taylor Swift’s Album Red (2012)
About finding the balance between “False positive and false negatives.”
What does this mean?
False positives are non-synesthetes that wrongly are classified as synesthetes.
False negatives are synesthetes falsely classified as non-synesthetes.
So there needs to be a balance between these two. And this is where we struggle.
If we set the threshold too high, synesthetes may be classified as non-synesthetes.
If the threshold is too low, then non-synesthetes may be classified as synesthetes.
Such differentiated test results are crucial to avoid that in studies the synesthetes and non-synesthetes get mixed up. If you are interested in learning more, read our “paper.”
Synesthesia and Empathy
Think about the last time you watched someone take a bad fall or listened to a friend grind his or her teeth. For a split second, you cringe at the thought of physically feeling what they must feel. In a sense, we all empathize to some degree with the physical feelings of others. For an individual with mirror-touch synesthesia, however, the area of the brain that creates this empathy is hyperactive. These individuals don’t just cringe at the thought of comparable pain, but they might actually feel it themselves.
It’s an extraordinary thought, isn’t it? – your own sense of touch being activated by watching what’s happening to someone else. In this article from LiveScience, two mirror-touch synesthetes talk about their experiences and how this accentuated empathy has shaped their lives. I found Jane’s quote to be particularly interesting:
For non-synesthetes, like me, the best way to relate to this sentiment might be to think about pains or ailments we’ve suffered and how those experiences have shaped the way we empathize when others have similar misfortune. For instance: I’ve never broken a bone, so I’m not sure that I can truly empathize with someone who does. I just can’t be certain of what it feels like. On the other hand, I have had a pretty deep flesh cut – so when I observe someone accidentally cut themselves when chopping up lettuce, I can certainly empathize with the sting.
Ссылки и примечания
- ↑ Grossenbacher, P. G., Lovelace, C. T. (2001). Mechanism of synesthesia: Cognitive and physiological constraints. Trends in Cognitive Sciences, (5)1, 36-41.
- ↑ Jäncke, L., Beeli, G., Eulig, C., & Hänggi, J. (2009). The neuroanatomy of grapheme-color synesthesia. European Journal Of Neuroscience, 29(6), 1287—1293. doi:10.1111/j.1460-9568.2009.06673.x
- Day, S.A. (2005), «Some Demographic and Socio-cultural Aspects of Synesthesia» in L. Robertson & N. Sagiv, ed., Synesthesia: Perspectives from Cognitive Neuroscience, Oxford: Oxford University Press, ISBN 0-19-516623-X, pp. 11-33
- ↑ Simner, J., Ward, J. & Lanz, M., et al. (2005), «Non-random associations of graphemes to colours in synaesthetic and non-synaesthetic populations», Cognitive Neuropsychology, vol. 22, no. 8, pp. 1069—1085
- Witthoft, N. & Winawer, N. (2006), «Synesthetic colors determined by having colored refrigerator magnets in childhood», Cortex, vol. 42, no. 2, pp. 175—183.
- Rich, A. N., Bradshaw, J. L. & Mattingley, J. B. (2005), «A systematic, large scale study of synaesthesia: Implications for the role of early experience in lexical-colour associations», Cognition, vol. 98, no. 1, pp. 53-84
- Weiss, P. H., & Fink, G. R. (2009). Grapheme-colour synaesthetes show increased grey matter volumes of parietal and fusiform cortex. Brain: A Journal Of Neurology, 132(1), 65-70. doi:10.1093/brain/awn304
- Raskin, Richard. 2003. An interview with Stephanie Morgenstern and Mark Ellis on Remembrance. P.O.V., A Danish Journal of Film Studies; number 15 (March): 170–184.
- Feynman, Richard. 1988. What Do You Care What Other People Think? New York: Norton. P. 59.
- Dixon, M.J., Smilek, D., Wagar, B. & Merikle, P.M. (2004). Alphanumeric-Colour Synaesthesia: When 7 is Yellow and C is Red. in Gemma A. Calvert, Charles Spence and Barry E. Stein (Eds.) Handbook of Multisensory Processes. Cambridge, MA: MIT Press. ISBN 0-262-03321-6
Почему это происходит
Нейрофизиологи до сих пор не пришли к единой точке зрения на этот счет. По одной из версий, проводящие нервные пути в мозге синестетика по каким-то причинам теряют миелиновую оболочку, которая играет роль изолятора и предотвращает рассеивание нервных импульсов. В результате, нейроны, отвечающие за разные чувственные впечатления, начинают спонтанно обмениваться электрическими импульсами и в сознании человека возникают странные взаимосвязи между ощущениями.
По второй версии, в раннем детстве все мы были синестетиками: в мозгу младенца гипотетически могут существовать «нейронные мостики», поддерживающие связи между разными органами чувств. И если гипотеза верна, то цвета, образы, звуки и запахи в восприятии малыша слиты в одно насыщенное, хаотическое целое — но с возрастом эти связи разрушаются и наши ощущения становятся более четкими. А у небольшого процента людей эти «мостики» сохраняются на протяжении всей жизни.
Но самая популярная гипотеза — модель кросс-активации. Согласно ей, между двумя смежными зонами коры головного мозга, отвечающими за разные ощущения, происходит перекрестная активация. Например, зона, ответственная за восприятие геометрических форм, попадает в зависимость от области, отвечающей за восприятие звука. Это может происходить из-за возникновения аномальных связей между нейронами или неправильной работы нейротрансмиттеров.
По этой модели, синестезия — врожденное качество человека, вызванное мутацией генов. И может передаваться по наследству — что подтверждает биография Набокова: цветовое восприятие букв он унаследовал от матери и передал своему сыну. Но стоит подчеркнуть, что наследуется лишь способность «смешанного восприятия»: это не значит, например, что одни и те же звуки у родителей и детей будут связаны с одинаковыми цветами.
Впрочем, есть и скептики, полагающие, что синестезия — это лишь разновидность метафорического мышления, способность творчески проводить параллели между разными вещами. В той или иной степени такое мышление свойственно всем людям и имеет свои паттерны: например, мы обычно ассоциируем печаль с цветами холодного спектра, а звук контрабаса кажется нам «тяжелым». Но эта теория не объясняет всех странностей синестетического восприятия — ведь для таких параллелей нужно хотя бы отдаленное сходство между сравниваемыми объектами. А в сознании синестетика цвет слова может, например, вступать в противоречие с цветом обозначаемого им предмета. Слово «море» может восприниматься как красное, а слово «закат» — как зеленое, вопреки реальному чувственному опыту человека, связанному с этими понятиями.
Почему это происходит?
Мало что известно о том, как развивается синестезия. Предполагается, что она развивается в детстве, когда дети впервые интенсивно изучают и занимаются абстрактными понятиями. Эта гипотеза, называемая гипотезой семантического вакуума, она объясняет, почему наиболее распространенными формами синестезии являются графемно-цветовая, пространственная последовательность и числовая форма. Более того, одно исследование 2006 года задокументировало случай синестезии, в котором синестетические ассоциации можно проследить до цветных магнитов на холодильнике. Несмотря на существование этого отдельного случая, большинство синестетических ассоциаций, кажется, не движимы обучением такого рода.
Теории
Было предложено несколько теорий, чтобы попытаться объяснить механизмы, стоящие за этими уникальными ощущениями. Двумя наиболее известными теориями являются теория перекрестной активации и теория обратной связи. Обе эти теорий имеют разные доказательства, подтверждающие их состоятельность.
Теория перекрестной активации
Теория обратной связи
Обычно входные данные из нескольких областей мозга отправляются в некую область мультисенсорной обработки, которая связывает информацию вместе. Согласно этой теории, нейронный сигнал, попавший в область обработки может активировать другие изначально не активированные области через обратную связь.
Например, при просмотре графемного стимула «А» сигналы передаются в область мультисенсорной обработки, что вызывает активацию обратной связи, которая посылает сигнал в цветовую область, отвечающую за восприятие красного цвета. Теория обратной связи предполагает, что у людей, не являющихся синестетами, эта обратная связь также присутствует, но обычно ингибируется.
Это интересно: Галлюцинации — побочный эффект чрезмерной интерпретации информации мозгом
В доказательство этой теории исследователи указывают на способность наркотиков и лекарств вызывать синестетические переживания у людей, не являющихся синестетами.
Как вы уже поняли, нет единого мнения по поводу механизмов лежащих в основе данного феномена. Более того, в последнее время благодаря появлению новых технологий исследователи также смогли обнаружить гены, которые, как считается, способствуют возникновению синестезии.
Генетика
Исследователи уже признали наследственную склонность к синестезии. Это наблюдение было впервые отмечено Фрэнсисом Гальтоном в 1883 году, и несколько исследований впоследствии это подтвердили. Генетический фактор может объяснить, почему человек с одной формой синестезии может также иметь другую форму, так как гены экспрессируются по всему мозгу и влияют на множество модальностей.
«Я желтый пятиугольник»
Мирослав, 20 лет:
— Я родился и вырос в Болгарии, а два года назад поступил в Новосибирский государственный университет на биолога. Это был неожиданный выбор с моей стороны, учитывая, что я окончил гуманитарную гимназию, где пять лет изучал русский и английский языки. Я приехал в Россию из-за качества образования и возможности учиться бесплатно.
Предполагается, что синестезия — врожденная особенность, однако со мной было иначе. В 17 лет у меня случился первый эпилептический приступ, и именно с того момента я стал воспринимать мир иначе. Вместе с эпилепсией пришла и хроместезия (способность видеть звуки). Буквально любой звук я воспринимаю как цвет и ощущаю его в пространстве — шаровидным или бесформенным, будто туман.
Я пытался найти научное обоснование этому. До конца разобраться сложно, но я приобрел общее представление о синестезии — она существует и ее можно доказать. По своей сути это психонейрофизиологическое явление. Принцип синестезии такой, что некоторые области в головном мозге активируются и за счет этого наблюдаются какие-то специфические эффекты. Активация этих зон может быть на генетическом уровне, то есть по наследству, но может быть и в результате изменений нервной ткани при травме или интоксикации.
Целая страна лысых женщин. Как живут люди с алопецией
Конечно, я не эксперт, но сомневаюсь, что одновременное проявление эпилепсии и синестезии случайность. А уж как у меня эпилепсия возникла — вопрос очень спорный даже среди врачей.
Жить с синестезией прекрасно. Люди, у которых «цветной» слух, легко могут научиться играть на любом инструменте или танцевать. Это наше преимущество. Но те же люди не смогут уснуть, если рядом механические часы, потому что даже с закрытыми глазами они будут видеть звук движущейся стрелки.
Другой пример — голоса людей. Со временем действительно устаешь от вопроса: «А какого цвета мой голос?» Забавно, что, когда люди болеют, их голос меняется. Если цвет, допустим, зеленый, то когда у человека насморк или простуда, цвет становится более темным. А на записи всегда добавляется прозрачный бело-серый к основному цвету.
Еще один тип синестезии, которым я обладаю, — личностно-цветовая синестезия, на английском звучит так personality-color synesthesia. То есть я и людей воспринимаю в виде цветов. Я вижу своего рода цветную оболочку, окутывающую человека. Мою маму, допустим, воспринимаю в следующих цветах: алый, карамель, красно-фиолетовый. Эти три цвета не четкие, а переливающиеся друг в друга. Я заметил некую связь с хроместезией, поскольку такие же цвета вижу, когда слышу ее голос. То же самое и с любым человеком.
Если два синестета с одним типом синестезии посмотрят на одного и того же человека или услышат одну и ту же мелодию, то они, скорее всего, воспримут все это по-разному, потому что у них по-разному устроено сознание. У меня любимый цвет голубой и его оттенки: морской, аква-аура, аквамарин, электрическая синь. Поэтому люди и песни, где доминируют такие цвета, мне более приятны. У меня самого голос сине-зеленый и цвета аква-ауры.
Зеркальная синестезия (mirror-touch synesthesia) — это способность видеть и чувствовать то, что другие люди видят и чувствуют. Это как эмпатия, но в 100 раз сильнее.
В этом случае задействованы зеркальные нейроны. Если я увижу, как кто-то грустит, то грущу и я, если кто-то рад, то рад и я. Если я увижу, как кто-то трогает другого человека, допустим, по левому плечу, я ощущаю это касание на своем левом плече. Когда вижу, как кто-то падает с велосипеда, я чувствую физическую боль.
«Мы не можем ничего в себе контролировать». Как живут люди с биполярным расстройством
Однажды я увидел, как девушку сбила машина. Со мной, к счастью, такого никогда не случалось, поэтому сознание как бы настроилось на ощущения, которые знакомы, и спроецировало их, чтобы заполнить пустые места. Таким образом я почувствовал сильную боль в животе, из-за чего даже упал. С фильмами все чуть лучше, но экшены и ужасы порой приносят настоящую боль.
Этот тип синестезии на самом деле доставляет проблемы, поскольку такой синестет проецирует на себя любые ощущения, хочет он этого или не хочет. Получается, ты живешь больше, чем одной своей жизнью, понятие личного пространства меняется и в целом наступают моменты, когда не хочешь видеть ни одного человека, потому что там, где есть люди, есть и прикосновения.
Несмотря на редкость явления, я знаю двух девушек из моего университета, которые также синестеты. У одной из них графемно-цветовая синестезия, то есть она воспринимает буквы и цифры как цвета, а другая ассоциирует людей по формам и цветам. Например, я для нее желтый пятиугольник.
Диагностика
Несмотря на то что этот феном часто называют неврологической патологией, он не включен в Международную классификацию болезней. Как уже говорилось ранее, многие синестеты считают этот феномен нейтральным или приятным, что практически то же, что и абсолютный слух. Можно сказать, что это просто другое восприятие окружающего мира.
Проводятся многократные тесты, в ходе которых проверяется восприятие цветов на протяжении длительного времени. Синестеты могут повторить примерно 90% проекций, даже когда между тестами прошел не один год. Обычный человек запоминает не более 40% комбинаций. Он не сможет их повторить, даже если его предупредят о проведении теста.
Синестезия
– удивительный нейрологический феномен и необычный психический синдром, который, несмотря на всю свою “ненормальность”, не является психическим расстройством. В наши дни все больше людей обнаруживают у себя синдром синестезии, поэтому она стала пониматься как особый взгляд на мир, как новый, расширенный, дополненный, находящийся на уровне более высоком, нежели привычное обыденное сознание, способ восприятия реальности.
Что же такое синестезия, психическое отклонение или предвестник перехода человечества на новый уровень сознания?
При синдроме синестезии наблюдается
слияние ощущений
различного типа. При раздражении одной сенсорной системы, раздражается и другая, которая в норме не должна отвечать на этот стимул. Например, синестет, слыша мелодию, может видеть перед собой геометрические фигуры различных цветов (звук воспринимается не только посредством слуха, но и зрения).
Синестезия – это
смешанное восприятие
, когда одновременно в сознании рождаются несколько разных ощущений.
У человека есть
пять органов чувств
, посредством которых он воспринимает мир и соответствующие им
ощущения:
- зрительные,
- слуховые,
- вкусовые,
- обонятельные,
- осязательные.
У синестета смешаны обычно
два
из пяти видов ощущений. По этому основанию принято выделять несколько
видов синестезии:
-
Смешение зрительного восприятия букв, цифр, слов (графем) с восприятием цвета называют
графемно-цветовой синестезией
. Это один из самых распространенных типов синестезии, часто сочетающийся с феноменальностью памяти, ведь цветовые ассоциации, рождающиеся при восприятии графемы, позволяют синестету быстро и надолго ее запомнить. -
Хромостезия
, которую еще называют “цветной слух” – это смешение цвета и звука, когда, слыша звук, человек одновременно видит и какой-либо цвет. У многих выдающихся композиторов и музыкантов была хромостезия. -
При
кинестетико-слуховой
синестезие люди слышат определенные звуки, когда наблюдают за движением какого-либо предмета. И это не те звуки, которые могут быть следствием движения, это ассоциативные звуки. -
Синестеты с
вкусовой синестезией
могут во время слухового и зрительного восприятия объекта, почувствовать также его вкус. -
Если звук вызывает определенные тактильные ощущения (прикосновения), синестезия
акустико-тактильная
. -
Локализацией последовательностей
называется синестезия, при которой человек наблюдает числовую последовательность в виде точек в пространстве. -
Очень необычный и редкий вид синестезии –
эмпатия прикосновений
. Синестет физически ощущает то же самое, что чувствует другой человек, находящиеся рядом с ним.
Науке известны также многие другие удивительные и поражающие воображение виды синестезии и с каждым днем их становится все больше.
Известны примеры, когда у человека смешивались не два, а сразу три, четыре и даже все
пять типов ощущений.
Такой человек жил в Российской империи (позже СССР) и звали его Соломон Шерешевский (1886-1958). Этот удивительный мужчина обладал феноменальной памятью и именно этот дар познакомил его с выдающимся отечественным психологом Александром Лурией (1902-1977). Исследования Лурии показали, что феноменальная память Шерешевского была обусловлена ничем иным как синестезией, объединяющей сразу все пять органов чувств.
Что такое синестезия?
Многие изучающие синестезию единодушны в описании своих исследований словами Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю». Отдельные результаты публикуются в признанных медицинских журналах, но они дают возможность судить лишь о некоторых аспектах этого сложного психологического феномена. Синестезия, как явление комплексное, изучена недостаточно, проявляется индивидуально у разных людей и ставит больше вопросов, чем наука знает ответов. Хотя последнее время исследования и продвинулись вперед.
Что такое синестезия?
Наиболее емкие энциклопедические определения несколько отличаются между собой. 1. Синестезия (от древнегреческого «συναίσθηση») – явление, состоящее в том, что какой-либо раздражитель, действуя на соответствующий орган чувств, вызывает не только ощущение, специфичное для данного органа чувств, но одновременно еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств. 2. Это явление восприятия, когда сигналы, исходящие от различных органов чувств, смешиваются и синтезируются. В результате человек не только слышит звуки, но и видит их, не только осязает предмет, но и чувствует его вкус. Это разные виды синестезии, большинство из них – феномен для психологов и нейробиологов, но они едины в том, что это не имеет ничего общего с психическими расстройствами.
Почему возникает синестезия?
Последние данные, полученные учеными, приближают к пониманию этого явления. Так, доктор П. Гроссенбахер, работающий в Американском национальном институте ментального здоровья, пришел к следующему выводу. Он уверен, что синестезия объясняется тем, что в мозге человека есть такие участки, где нервные окончания разных органов чувств пересекаются. Следовательно, можно предположить, что иногда импульсы, посылаемые одним сенсорным органом, в местах пресечения могут передаться по каналам других органов, что и вызовет двоякие ощущения. Также, по мнению ученых, мы все рождаемся синестетами. До полугода импульсы от всех органов чувств в мозгу перемешаны. В дальнейшем некоторые люди эту способность сохраняют.
Почему формы и содержание синестезии неодинаковы у разных людей?
На этот вопрос наука пока не имеет ответа. Одним из наиболее частых проявлений синестезии является цветной слух. Это явление синестезии, проявляющееся в способности при прослушивании музыки видеть цветовые образы. По утверждению Ш. Дэя из Калифорнийского университета, из всех синестетов тех, кто «видит» звуки, 13%. При этом цвета, которые они видят, у каждого свои.
Синестетов с графема-цветовой синестезией (тех, у кого буквы, цифры и слова прочно ассоциируются с конкретными цветами) больше всего – 69%. Лишь 0,6% синестетов имеют слуховую и вкусовую синестезию. Слуховая значит, что такие люди способны слышать звук, когда смотрят на движущиеся предметы или картинки, которые не сопровождаются звуком. Вкусовая синестезия – способность чувствовать вкус предмета при взгляде на него. Например, репортер Л. Шерешевский, по сведениям психолога А. Лурия, однажды описал ему забор, мимо которого ходил в институт, как очень «соленый».
О других формах синестезии можно прочитать в Википедии (на английском языке).
Примеры синестезии в литературе
«Тишина, которая обитает в лесу, не такая черная» — Оскар Уальд,Саломея
Здесь использование тишины и черного, которые относятся к слуху и зрению, соответственно, создает синестезию.
«И гиацинт пурпурный, и белый, и синий,Который заново выбросил из его колокольчика сладкий раскатИз музыки такой нежной, мягкой и интенсивной,Это чувствовалось как запах в этом смысле ».
— Перси Биши Шелли, Чувствительный План
В этом стихотворении Шелли использовала синестезию, сочетая слова, которые обращаются к обонянию, зрению и слуху.
«Она смотрела на него в ужасе. Он повторил свои слова. Они режут воздух как кинжал. Люди вокруг начали зевать. Леди, стоящая рядом с ней, имела титры. — Оскар УайльдсИзображение Дориана Грея
В приведенном выше отрывке слова сравниваются с кинжалом, который прорезает воздух. Кинжал может быть связан со зрением, а слова — со слухом.
«ГОСПОДЬ ГОРИНГ: Я обещал заглянуть в Хартлоки». Я считаю, что у них есть лиловая венгерская группа, которая играет лиловую венгерскую музыку ».Идеальный муж Оскар Уайлд
Цвет Mauve был использован для описания музыки в приведенном выше примере. Mauve относится к визуальным образам, а музыка относится к слуховым образам.
«Вернуться в регион, где солнце молчит».
— Данте Божественная комедия
В этой фразе солнце было описано как тихое. Солнце обычно ассоциируется с чувством осязания (тепло, тепло), а молчание — со звуком или слухом.
Изображение предоставлено:
«Чувства слуха, потрогать и Вкус, 1618; копия с. 1620 ″ Яна Брейгеля Старшего — Веб-галерея изобразительного искусства: информация об изображении (Public Domain) через
‘Blue (Da Ba Dee)’ from Eiffel 65’s Album Europop (1999)
Perhaps one of the more polarizing dance songs of our time, Eiffel 65’s ‘Blue’ took the use of color in song to an entirely new place. To this day, the color blue must invoke some sort of subconscious singsong in my mind’s periphery. It’s catchy; there’s no denying it. Have a listen. I’ll apologize ahead of time if you find yourself trying to make sense of the nonsensical chorus.
Too many things are blue in this song, so I won’t list them all. However, as blue is the color perhaps most frequently associated with emotion (typically sadness, loneliness, etc.), we come to associate these emotions with the song’s subject. These lyrics help to fortify the assumption:
Blue are the words I say and what I thinkBlue are the feelings that live inside me
Nothing like dancing to the sad (albeit uppity) song of another person, eh? Well – I’m not sure about that. What I do know is that – should there come a day when (for whatever reason) I need to scrawl ‘Eiffel 65’ on a piece of paper – I’ll be inclined to do so with a blue ink pen. In my mind, they’ve forever aligned themselves with this color.
Почему это происходит
Нейрофизиологи до сих пор не пришли к единой точке зрения на этот счет. По одной из версий, проводящие нервные пути в мозге синестетика по каким-то причинам теряют миелиновую оболочку, которая играет роль изолятора и предотвращает рассеивание нервных импульсов. В результате, нейроны, отвечающие за разные чувственные впечатления, начинают спонтанно обмениваться электрическими импульсами и в сознании человека возникают странные взаимосвязи между ощущениями.
По второй версии, в раннем детстве все мы были синестетиками: в мозгу младенца гипотетически могут существовать «нейронные мостики», поддерживающие связи между разными органами чувств. И если гипотеза верна, то цвета, образы, звуки и запахи в восприятии малыша слиты в одно насыщенное, хаотическое целое — но с возрастом эти связи разрушаются и наши ощущения становятся более четкими. А у небольшого процента людей эти «мостики» сохраняются на протяжении всей жизни.
Но самая популярная гипотеза — модель кросс-активации. Согласно ей, между двумя смежными зонами коры головного мозга, отвечающими за разные ощущения, происходит перекрестная активация. Например, зона, ответственная за восприятие геометрических форм, попадает в зависимость от области, отвечающей за восприятие звука. Это может происходить из-за возникновения аномальных связей между нейронами или неправильной работы нейротрансмиттеров.
По этой модели, синестезия — врожденное качество человека, вызванное мутацией генов. И может передаваться по наследству — что подтверждает биография Набокова: цветовое восприятие букв он унаследовал от матери и передал своему сыну. Но стоит подчеркнуть, что наследуется лишь способность «смешанного восприятия»: это не значит, например, что одни и те же звуки у родителей и детей будут связаны с одинаковыми цветами.
Впрочем, есть и скептики, полагающие, что синестезия — это лишь разновидность метафорического мышления, способность творчески проводить параллели между разными вещами. В той или иной степени такое мышление свойственно всем людям и имеет свои паттерны: например, мы обычно ассоциируем печаль с цветами холодного спектра, а звук контрабаса кажется нам «тяжелым». Но эта теория не объясняет всех странностей синестетического восприятия — ведь для таких параллелей нужно хотя бы отдаленное сходство между сравниваемыми объектами. А в сознании синестетика цвет слова может, например, вступать в противоречие с цветом обозначаемого им предмета. Слово «море» может восприниматься как красное, а слово «закат» — как зеленое, вопреки реальному чувственному опыту человека, связанному с этими понятиями.
‘Red‘ from Taylor Swift’s Album Red (2012)
Grapheme-color synesthetes may relate the color red with the letter ‘A’, the number ‘1’, or other objects/words in the graphemic spectrum. (This young synesthete spells out her red perceptions in a YouTube video.) Emotion-color synesthetes, on the other hand, might involuntarily perceive emotions – perhaps anger, aggression, jealousy, love – as having the color red. This is subjective, of course. Love isn’t red for everyone!
In ‘Red’, Taylor Swift’s use of this emotion-color metaphor comes through clearly in the first two lines of the chorus:
Losing him was blue like I’d never knownMissing him was dark grey all alone
Pretty powerful stuff, isn’t it? The metaphor appears again in the hook’s emphatic finish.
Loving him was red
Whether Taylor Swift is synesthetic or not, she does a good job of bringing the real experiences of some alive for her many listeners. Bravo!