Синдром отличника: что это такое и как его побороть?
Содержание:
- 2 Как предотвратить появление перфекционизма у ребенка?
- 1 Причины развития синдрома
- Терапия
- Последствия во взрослом возрасте
- «Если я не получил пятерку, я лохилузер»
- Как избавиться от комплекса отличницы
- Как формируется «синдром отличника»?
- Что такое “синдром отличника” и как он проявляется
- Виды комплексов
- Как мотивировать и не обесценивать
- Причины возникновения синдрома отличника
- Советы родителям
- Что такое синдром отличника
- Помощь ребенку с синдромом отличника
2 Как предотвратить появление перфекционизма у ребенка?
Чтобы предотвратить появление синдрома отличника у подростка, следует пересмотреть свое отношение к его успехам. Если он получает не слишком хорошие оценки в школе, то стоит выяснить, почему это происходит. Нельзя кричать на детей, требовать от них результата. Причиной низких показателей может быть банальное непонимание материала или другие проблемы, сказывающиеся на деятельности учащегося.
Невроз способен появиться как из-за требования взрослых предъявить положительные оценки в школе, так и из-за чего-то, что учебы не касается. Иногда это спорт или занятия искусством. В таком случае стоит выяснить, насколько полезны занятия для самого ребенка и хочет ли он этим заниматься. Нередко это какая-то область, связанная только с семейной жизнью. Например, многие родители перекладывают ответственность за младших детей на старших, тем самым лишая их детства. Нельзя требовать от подростка идеального исполнения каких-либо домашних обязанностей, вынуждая его заслуживать любовь родителей помощью по хозяйству. Посильные домашние обязательства должны доноситься до младшего члена семьи в форме просьбы, но не указания. В противном случае это способно испортить отношения в семье или же развить в подростке комплекс отличника.
1 Причины развития синдрома
Развивается невроз еще в детском или пубертатном возрасте. Связано это с тем, что родители требуют от своих чад высоких показателей в учебе, спорте, творчестве. Из-за этого у ребенка формируется ощущение, будто заслужить родительскую любовь можно лишь путем получения высоких оценок в школе или же исполнением каких-то поручений. Подростка преследует мысль о том, что необходимо выполнить какие-то действия, чтобы мать, отец или другой член семьи были им довольны.
Позже ребенок вырастает, а комплексы остаются. В этом случае человек старается показать себя лучше других даже там, где этого не требуется. Казалось бы, это положительное качество, которое нужно ценить. Но комплексы не приносят людям никаких приятных эмоций. Мужчинам или женщинам, страдающим от синдрома отличника, постоянно кажется, что где-то они могли сделать лучше, качественнее, идеальнее. Они никогда не достигают ощущения, что их работа выполнена отлично, даже если все окружающие хвалят результат их труда. Нередко у таких людей присутствует постоянный страх, будто им не удастся сделать что-то так, как они хотели бы.
Причиной развития синдрома могут стать три самых распространенных фактора:
1. Родители требуют от ребенка высоких оценок в ультимативной форме. Тогда школьник начинает думать, что одобрение и любовь можно получить лишь подобным образом.
2
У ребенка низкая самооценка, на что родители не обращают внимание. Подросток начинает самоутверждаться путем получения высоких результатов в учебе и других сферах жизни.
3
Родственники пытаются реализовать свои несбывшиеся желания и планы через детей. У ребенка появляется ощущение, что это делать необходимо, и тогда все будут его любить. Часто в таких ситуация сфера деятельности чада не интересна для него самого.
Терапия
Медикаментозное лечение назначается лишь в том случае, если специалист диагностирует такие его последствия, как СХУ, депрессия, стресс, неврастения, бессонница и пр. Обычно это успокоительные. Самостоятельно принимать какие-либо препараты категорически запрещено.
При выявлении синдрома отличника у ребёнка психологи подробно объясняют, что делать родителям в такой ситуации, как помочь школьнику справиться с данным состоянием и не тащить его за собой во взрослую жизнь:
- Не завышать планку, умерить амбиции, не проецировать на ребёнка свои комплексы и нереализованные мечты. Не ругать за «четвёрки», не наказывать за «тройки».
- Никогда не сравнивать с другими.
- Постараться поднять самооценку.
- Увлечь каким-нибудь хобби.
- Научить проигрывать и спокойно относиться к поражениям.
- Развивать оптимизм, чувство юмора, самоиронии, чтобы он сам принимал себя таким, какой есть.
- Уделять достаточно внимания, проводить вместе как можно больше времени.
- Хвалить не за оценки, а за результат.
- Интересоваться сначала — здоровьем, как прошёл день, как настроение. И только потом — оценками.
- Не перегружать.
Как избавиться от синдрома отличника, будучи взрослым?
Осознание проблемы
Проблема в том, что страх потерпеть поражение во взрослом возрасте уже не актуален. Он вызван не реальной ситуацией, а воспоминаниями детства, когда было страшно не оправдать ожиданий родителей или учителей. Это навсегда ушло в прошлое.
Анализ ситуации
Подумайте, ожидания кого вы боитесь не оправдать сейчас. Начальника? Но у него — много подчинённых, и все они наверняка время от времени допускают ошибки. Это вовсе не значит, что он всех после этого увольняет, лишает зарплаты и премий или делает выговор. Любимого человека? Но он любит вас в первую очередь не за достижения и успехи, а за качества характера, и вряд ли бросит, узнав, что вы что-то сделали не так. Не приписывайте окружающим тех мыслей, которых у них на самом деле нет.
Снисхождение
Переберите окружающих вас людей: коллег, друзей, просто знакомых. Вспомните, какие ошибки они совершали по жизни, какие поражения терпели. Кто-то проиграл областной конкурс, другого не взяли на престижную работу, третьего бросила жена. Это жизнь. Такое случается у всех — и у вас в том числе. С этим надо смириться и перестать винить себя за любой промах. Сделайте себе снисхождение — позвольте хоть иногда, но ошибаться.
Контроль
Подумайте, в каких ситуациях синдром отличника проявляется чаще всего и берёт верх над вашим сознанием. Обычно это происходит на работе, при выполнении какого-либо задания или проекта. Научитесь в такие моменты его контролировать. Слишком переживаете за результат? Пейте успокоительные! Забыли про отдых и забросили хобби? Срочно переделывайте режим дня! Чувствуете, что снова готовы идти по головам ради успеха? Заставьте себя вовремя остановиться и руководствуйтесь голосом совести.
Никаких сравнений
Подумайте, с кем вы привыкли себя сравнивать. С коллегой? Соседом? Бывшим своей жены? Братом? Каждый обладает своими достоинствами и недостатками. Осознайте, что у всех этот набор индивидуален. Вы не можете быть хуже или лучше кого-то. Это неправильное отношение ни к себе, ни к окружающим. Да, коллега может качественнее выполнять какие-то задания начальства, но он постоянно опаздывает со сроками, а вас ценят за пунктуальность и обязательность. Да, брат ездит на Mercedes-Benz и занимает неплохой пост в престижной компании. Но у него не складывается личная жизнь, он одинок, так как у него скверный характер. Так стоит ли завидовать ему и равняться на него?
Последствия во взрослом возрасте
Синдром отличника у взрослых, появившийся в детстве, может вызвать серьезные проблемы уже во взрослой жизни. Давайте рассмотрим, что именно может произойти.
- На рабочем месте. Такому человеку будет очень тяжело видеть рядом с собой более успешных людей. Он будет изо всех сил стараться заслужить одобрение своего начальника. Ради этого он перестанет спать, отдыхать — все ради «красного словца». А когда это случится и его начнут превозносить над сотрудниками, то коллеги будут остро реагировать, станут обсуждать за спиной и, мягко говоря, ненавидеть. Такие люди чаще всего способны выполнять однообразную работу по заданному алгоритму, а не креативные и творческие задания.
- На личном поприще. В этом вопросе синдром особенно остро проявляется у женщин. Девушка будет стараться стать идеальной, захочет научиться готовить лучше мамы парня, будет вымывать квартиру по нескольку раз на день, чтоб любимый увидел, какая она хозяйка. Но, когда молодой человек все это воспринимает, как должное, не хвалит девушку, то неизбежен скандал. Ведь, она так старалась, все для того, чтоб он выразил свое восхищение. Естественно, что далеко не каждый парень станет терпеть такое отношение к своей персоне, и чаще всего просто разорвет напряженные отношения, а девушка останется одна со своим синдромом.
- Воспитание малышей. Такие родители крайне требовательно относятся к своим отпрыскам. Они хотят, чтоб их ребенок был идеальным, самым умным, сильным и красивым. Папа или мама с синдромом записывают ребенка сразу на несколько кружков, на занятия по изучению языка, в спортивные секции, ведь малыш должен во всем преуспевать. Родители крайне остро реагируют на плохую успеваемость отпрыска, и совершенно не прислушиваются ко мнению ребенка, если тот не хочет посещать тот или иной кружок. Из-за своего тотального контроля и постоянной занятости в работе, ведь там нужно быть лучше всех, они совершенно не уделяют время общению с малышом, не интересуются его переживаниями и страхами, не оказывают поддержку. Дети, имеющие крепкую психику, когда становятся старше – устраивают серьезные акции протеста, начинают делать все наперекор, что порой приводит к самым страшным последствиям и серьезным проявлениям. Ребята со слабой психикой просто начнут подражать воле родителей, со временем сами приобретут данный синдром.
- Взаимоотношения в обществе. Им крайне сложно создавать круг общения, находить друзей. Ведь, их сущность постоянно конкурировать с сильными, стараясь их превзойти, и критиковать слабых, показывая свое превосходство. Поэтому друзья у таких людей не задерживаются. А новые знакомства считаются успешными в основном в случаях, когда другом становится действительно слабый человек, который полностью согласен с этим определением.
При знакомстве с «отличником», вы услышите много лестных слов о себе самом, указывающих на его успешность. А, если решите сделать замечание или скажите, что достижения не существенны и ничего не стоят, то увидите болезненную реакцию и сильную обиду.
«Если я не получил пятерку, я лохилузер»
— Мы всю жизнь пытаемся от себя и детей добиться отличных результатов, и тут выясняется, что «синдром отличника» — это плохо. Почему?
— «Синдромом отличника», до того как поменять профессию и столкнуться с психотерапией, долго и неосознанно страдала я сама.
Помню, как я пошла в первый класс. Все дети идут и радуются: цветы, впереди «взрослая» жизнь. А я сразу боялась получить двойку, хотя никто меня этим не пугал. От самого первого школьного дня остались фотографии: я с букетом в одной руке, с рукой учительницы в другой и с несчастным лицом. Потом, уже взрослой, я на всех экзаменах испытывала жуткий мандраж.
— Но стремление учиться хорошо — разве плохо?
— Считается, что отличники тянутся к знаниям. Но если внимательно понаблюдать за людьми с «синдромом отличника», выяснится: не знания им нужны, а оценка, причем высшая. Для них в высшей оценке заключено принятие, одобрение и любовь. Такой человек убеждён: если он не будет отличником, его не будут любить.
Ещё до школы ребёнок с «синдромом отличника» хочет быть первым всегда и везде.
Сценариев развития у этого синдрома может быть два. Если ребенок не тянет на отличника, он сдаётся и включается мысль: «Я не хочу учиться вообще!» — такая изнанка его образа мысли.
Второй сценарий — ребёнок пытается выполнить задание любой ценой, потому что боится: иначе родители не будут его любить и одобрять.
При этом не стоит путать «синдром отличника» с перфекционизмом.
Перфекционист стремится сделать всё идеально, но не будет делать это любой ценой, а «отличник», чтобы добиться пятёрки, «пойдет по трупам».
Человек с «синдромом отличника» добьётся пятёрки любыми способами — может списать, подсмотреть, смухлевать. Или выдернуть страничку из дневника, завести отдельный дневник для родителей (теперь с электронными дневниками так не получится), но другие оценки, кроме отличных, дома не показывать.
Для перфекциониста это не приемлемо. Перфекционисты фокусируются на самой работе, а люди с «синдромом отличника» – на результате и восприятии этого результата другими.
Подверженные «синдрому отличника» дети и взрослые часто воспринимают задачу как некое соревнование, в котором они обязательно должны победить, при этом негативно относятся к «конкурентам». Перфекционист же в большей степени думает именно о работе, а не о том, что у него есть соперники.
Самое опасное убеждение, которое формируется при «синдроме отличника» — что четвёрка — вообще не оценка.
Казалось бы, что плохого в четверке, но внутри ребёнка уже срабатывает бинарная система: всё или ничего, если я не получил пятёрку, я ничтожество. И, даже если родители ругают несильно, ребёнок может сам себя съесть, пока дойдет домой из школы.
Как избавиться от комплекса отличницы
Для того, чтобы преодолеть в себе эту проблему, необходимо действовать. Нельзя просто сидеть сложа руки, надеясь на то, что все как-нибудь изменится само собой. Только совершая решительные шаги, человек на самом деле движется вперед, открывает перед собой новые двери, обнаруживает дополнительные возможности. Приобретенный максимализм не должен становиться причиной отказа от радостей жизни. Как избавиться от комплекса отличницы? Попробуем разобраться.
Здоровое отношение к критике
Для того, чтобы перестать гнаться за совершенством, необходимо выработать в себе подлинное самоуважение. А оно возможно только в том случае, если сформировано здоровое отношение к критике. Если задуматься над этим вопросом, то выяснится, что множество людей остаются недовольными своей жизнью. Они руководствуются определенными соображениями и при этом забывают о собственных глубинных потребностях. Такого ни в коем случае нельзя допускать. Если человек постоянно боится осуждения со стороны окружающих, то он никогда не сможет оставаться довольным самим собой. Постоянно будет казаться, что что-то делается неправильно. Адекватное отношение к критике возможно только тогда, когда личность уверена в себе. Необходимо научиться принимать ошибки как неотъемлемую составляющую успеха.
Нет нужды постоянно ругать себя за то, что произошло когда-то давно. Ориентируясь на мнение других людей, мы теряем самих себя, не позволяем себе быть на самом деле счастливыми и самодостаточными.
Расчет времени и сил
Это необходимый критерий достижения успеха. Многие люди по непонятной причине его забывают или даже сознательно игнорируют. Чтобы преодолеть в себе комплекс отличницы, необходимо очень хорошо понимать, сколько времени займет реализация той или иной задачи. Собственные силы тоже нужно рассчитать. Ведь если переоценить реальные возможности, в какой-то момент можно очень сильно разочароваться в жизни. А имея такой печальный опыт, далеко не все захотят преодолевать в себе негативные впечатления. Расчет времени и сил поможет избежать нежелательных последствий
, справиться с многочисленными трудностями.
Мы всегда должны понимать, к чему хотим стремиться и какие усилия для этого готовы приложить.
Отсутствие страха ошибаться
Это глобальное заблуждение многих людей – они беспокоятся, что не смогут соответствовать чьим-то требованиям. Мало кто понимает, что следует жить своей жизнью, ориентируясь на собственные представления о жизни. Умение ошибаться и принимать собственные неудачи действительно дорогого стоит.
Необходимо научиться смотреть в будущее только с надеждой. Именно тогда любые препятствия будут преодолимы. Не нужно бояться ошибок, потому что именно они ведут нас к достижению значимых целей. Если бы каждый человек научился принимать собственные недостатки как нечто совершенно естественное, то люди сделались бы более терпимыми друг к другу. Те, кто принимают решение оставаться самим собой, в результате выигрывают.
Пересмотр убеждений
У каждого человека имеются свои представления о жизни. Индивидуальные предпочтения, желания и стремления составляют внутреннюю жизнь личности. Если девушка страдает излишней напряженностью и нерешительностью, ей необходимо поменять свои взгляды. Следует понять, что именно они и препятствуют достижению счастья. Такая личность просто не может достичь состояния целостности. Нужно понять, что окружающие люди тоже не идеальны.
Нет никакого смысла постоянно винить себя в том, что не получается соответствовать какому-то придуманному идеалу. Ведь каждый человек индивидуален. Пересмотр убеждений позволяет избавиться от привычки все контролировать.
Когда мы принимаем на себя ответственность за происходящее, то действительно получаем возможность изменить свою жизнь. Нужно сознательно работать над собой, стараться не зацикливаться на неудачах. Умение мыслить позитивно на самом деле влияет на сознание личности, расширяет границы реальных возможностей.
Принятие ответственности
Подлинная ответственность личности заключается в том, чтобы работать над своим характером при любых обстоятельствах.
Люди часто стремятся оправдать собственное бездействие теми или иными неблагоприятными условиями. На самом же деле они просто хотят убежать от неприглядной правды, которая заставляет их сомневаться в себе, испытывать угрызения совести и чувство стыда. Подлинная ответственность заключается в поступках и действиях, которые ведут к развитию.
Таким образом, комплекс отличницы – это состояние, с которым необходимо стремиться работать
Важно не просто хотеть преодолеть его, а знать, к чему идти, какие задачи перед собой ставить
Как формируется «синдром отличника»?
Стремление ребенка «всегда быть на высоте» и демонстрировать окружающим свою успешность зачастую является проявлением его глубокой неуверенности в себе. Причины этой неуверенности могут быть самыми разными. Обычно это комплексы по поводу своей внешности, отсутствия друзей, недостаточно высокого, по мнению ребенка, статуса семьи. Ребенок также может полагать, что родители недостаточно его любят
В этом случае стремление получать хорошие оценки может стать способом привлечь к себе внимание взрослых и доказать им свою значимость
Нередко дети становятся продолжением амбиций своих родителей. Многие из них считают, для того чтобы сын или дочь чего-то достигли в жизни, нужно полностью посвятить себя ребенку. Детские психологи давно доказали факт, что поведенческие и психологические проблемы детей являются отражением внутренних установок их родителей и тех моделей поведения, которые приняты в семье. Папы и мамы, предъявляющие повышенные требования к себе, неосознанно переносят собственные качества и проблемы на детей, формируя у них так называемый «синдром отличника». При этом родители могут не предъявлять к ребенку конкретных требований. Дети тонко чувствуют настроение окружающих, интуитивно настраиваясь на их «волну».
Ребенок-перфекционист, как правило, очень остро переживает даже незначительные неудачи. Погоня за успехом и достижениями может обернуться для него депрессией. Ведь быть всегда лучшим – это тяжело как физически, так и морально. Такие дети теряют детскую непосредственность и умение радоваться тому, что есть хорошего в их жизни. У них возникают проблемы в общении со сверстниками.
Страх сделать что-то не так мешает перфекционисту учиться. Ребенок сильно переживает из-за учебных неудач, огорчается, допуская незначительную ошибку, боится ошибиться при ответе на уроке, а получив тройку, страдает. Есть случаи, когда такие дети вовсе бросали учебу.
О том, как правильно выполнять домашнее задание, родители и дети узнают, посмотрев очередной видеоурок на портале «Я–родитель». Советы дает детский психолог Екатерина Цуканова.
Что такое “синдром отличника” и как он проявляется
Была у меня пациентка с синдромом отличницы.
Алена красивая женщина 35 лет, из интеллигентной семьи. Все в ее жизни, казалось бы, просто идеально: очень влиятельный муж, высокая должность, большой дом, автомобиль, о котором мечтают миллионы, дети-умницы, которые никогда не подводят родителей. Но Алена все равно чувствует себя несчастной, абсолютно не понимая, из-за чего.
С самого детства Алена была примерным ребенком, который никогда не разочаровывал своих родителей. Она учила все уроки на “отлично”, даже те, которые совершенно не нравились и давались с огромным трудом. Ходила на художественную гимнастику, брала уроки скрипки и игры на фортепиано, занималась живописью и много читала.
Отец даже сделал в одной из комнат библиотеку, в которой Алена должна была проводить свое свободное время.
Родители гордились дочкой, потому что все, за что бы она ни взялась, она доводила до безупречности. Вот только самой Алёне ничего из этого не нравилось. Иногда она так от всего этого уставала, что не выдерживала и вечерами рыдала в своей комнате.
Потом Алена выросла, и вот, кажется, впереди университет, новая жизнь, свобода… Но и здесь она не могла не оправдать ожидания своей семьи. Она получила профессию юриста, хоть и хотела заняться психологией. А все потому, что юрист – это престижно. Тем более, она не могла огорчить своих родителей и сделать “неправильный” выбор.
Потом она не имела права огорчать преподавателей, поэтому училась только на отлично. Из-за того, что профессия ей совершенно не нравилась, учеба давалась трудно, все ночи проходили не на танцах с подругами, как она того хотела, а в обнимку с учебниками.
А потом Алена влюбилась. Правда, в обычного парня, из простой семьи. По мнению родителей, она не могла за такого выйти замуж. Поэтому ее отец познакомил Алёну с ее будущем мужем – мужчиной старше ее на 10 лет, но уже при деньгах и хорошей должности.
Конечно, моя пациентка не могла не соответствовать ожиданиям своих родителей и общества, поэтому она приняла “правильное решение” и связала судьбу с ним.
После обучения у нее был шанс открыть свое дело и заниматься творчеством, но это не соответствует ее статусу, да и вдруг не получится, ведь это риск провалиться, а Алена не имеет права на ошибку! Поэтому она начала работать по профессии. Причем работала на износ: приезжала на работу на 2 часа раньше, чем положено, и уходила самая последняя, иногда даже за полночь.
Виды комплексов
Психологи, прорабатывающие с клиентами их неуверенность в себе, выделяют очень много видов комплексов, для каждого из которых есть свои методы. Все их можно разделить на две большие группы:
- Физические комплексы. Связаны с какими-то особенностями человеческого тела – высоким ростом, веснушками, лопоухими ушами, например. Воспринимаемая как недостаток, такая нестандартность вызывает у хозяина стеснение, сковывает и мешает внутренней гармонии.
- Ментальные комплексы. Разрушительные психологические установки, которые искажают адекватное восприятие себя как полноценной, достойной счастья личности.
Как мотивировать и не обесценивать
— Какие слова или действия могут спровоцировать у ребенка «синдромом отличника»?
— Например, когда всякий раз заявляют ребенку: «Вот когда ты принесешь пятерку, — ты молодец, будет тебе тортик!» При этом транслируется, что, например, четверка – вообще не результат. И так обесцениваются любые старания ребенка.
Наказание лишением сладкого или планшета, если нет пятерки, — тоже провокация.
Бывает, что после получения плохой отметки ребёнка игнорируют, чтобы, приходя домой, он сталкивался с мамой — Снежной королевой.
ля большей надежности ребенка пугают: «Будешь плохо учиться — станешь дворником!» При этом четко связывается успешность учебы с дальнейшим успехом в жизни и карьере.
Бывает, что за пятёрки родители дают ребенку деньги на карманные расходы, здесь принцип «пятёрка любой ценой» включается быстрее всего.
— А как правильно мотивировать ребенка на учебу?
— Не нужно делать акцент на суперрезультате, не нужно говорить: «Ты должен быть первым, лучшим, тогда мы будем тобой гордиться». Пусть ребёнок не получил первое место в соревнованиях — надо радоваться тому, что он в них честно и в меру своих сил участвовал. Поощрять нужно за любые хорошие оценки, и за четвёрки тоже.
У меня есть одноклассник, который сейчас преподает в Сколково и учит бизнесменов зарабатывать миллионы. Он успешный бизнес-тренер, регулярно ездит в Силикатную долину. Так вот в школе он был троечником. То есть, прямой связи между оценками ребенка в школе его дальнейшим жизненным успехом не существует.
Важно говорить с ребенком о любви без повода, чтобы он понял, что его любят, потому что он есть, а не за то, что он принес отличную отметку. У меня дочь – первоклассница, оценки им не ставят, но дают наклейки
И вот она приходит из школы и рассказывает: «У нас у одной девочки 20 наклеек, а у меня 15, а я тоже хочу 20!» И я уже чувствую, куда дует ветер, и говорю ей: «Подумай о ребятах, у кого 5 наклеек или ни одной. От этого они, что, стали хуже?»
У меня дочь – первоклассница, оценки им не ставят, но дают наклейки. И вот она приходит из школы и рассказывает: «У нас у одной девочки 20 наклеек, а у меня 15, а я тоже хочу 20!» И я уже чувствую, куда дует ветер, и говорю ей: «Подумай о ребятах, у кого 5 наклеек или ни одной. От этого они, что, стали хуже?»
То есть я всё время проговариваю: «Мне очень приятно, что у тебя так много наклеек» (не обесцениваю успех). Но при этом стараюсь, чтобы она поняла:
отметка не равна человеку. В человеке – много всего. Один на пятерки учится, а другой на лошади верхом скачет или поет, как Орфей.
Иначе получается цепная реакция: на работе ты должен начальнику, в семью нужно приносить больше денег; дома нужно быть идеальной хозяйкой, дети должны идеально учиться…
Как только в семье появляется один человек с «синдромом отличника», духом внутренней конкуренции оказывается поражена вся семья.
Мы клеймим внутри себя неудачника, и он в нас кричит: «Прими меня, расслабься, перестань со мной бороться!» Это как с грехами — мы боремся-боремся, а изменения начинаются только тогда, когда мы примем себя, в том числе, отверженными и немощными.
Когда ребёнок получил плохую отметку, не ругайте его и не произносите фразу «в следующий раз получишь лучше». Расскажите про то, как вы получили двойку, вспомните, что тогда чувствовали. Скажите, что прекрасно понимаете, как он сейчас расстроен. Что ваши отметки не помешали вам состояться в жизни, устроиться на нынешнюю работу, создать семью, родить его.
Есть прекрасная английская поговорка – «не воспитывайте детей, воспитывайте себя». Не мучайте ребенка директивами, просто подавайте ему личный пример.
Но если родитель рассуждает о пользе здорового образа жизни с сигаретой в руке, ребёнок очень быстро понимает, что существуют двойные стандарты.
Кроме того, постарайтесь разнообразить занятия ребенка, не ограничивайте его только школой. Старайтесь подмечать способности ребенка с детства. Если он рисует, отдайте его в кружок рисования, но даже эти увлечения не развивайте директивно. Если ребёнок сегодня не хочет идти на секцию, не надо вести его насильно.
Если ребёнок пошел на секцию, а через месяц передумал, не надо его ругать — детям до пятнадцати лет нормально менять свои решения и интересы.
Так ребёнок прощупывает границы своих возможностей и способностей, это нормально.
И вообще, помните о том, что критерии оценки со временем могут меняться – «то, что русскому хорошо, немцу – смерть», или то, что ценилось вчера, сегодня оказывается совершенно бесполезным.
Причины возникновения синдрома отличника
Истоки зарождения описываемого нарушения берут собственное начало с детского возрастного периода. Поэтому во взрослом состоянии определить, что же послужило катализатором синдрома отличника довольно сложно.
Чаще всего синдром отличника у ребёнка возникает из-за психологических травм, которые порождает:
– безразличие взрослых;
– непрерывные ссоры с родителями;
– неполная семья;
– чувство одиночества;
– неуверенность;
– родительская похвала исключительно за пятёрки либо укоры родителей за плохие отметки;
– низкая самооценка;
– выделение учителем лишь отличников, игнорирование им успехов остальных учеников;
– отношение школьников к отличным оценкам.
Со временем перечисленные причины способны кардинальным образом трансформировать человеческую личность. Данное отклонение особенно опасно возникновением эмоционального перенапряжения либо психического истощения. Люди, оказавшиеся в таком состоянии, лишаются способности адаптации к поражениям, умению преодолевать обычные будничные трудности. Они превращаются в замкнутых, всем недовольных брюзг, становятся неуверенными, что нередко порождает депрессивные настрои.
Ребёнок, страдающий в школе описываемым синдромом, став взрослой личностью, получает множество психопатологий и иных проблем. Поскольку он не может адекватно влиться во взрослую жизнь. Нормальной адаптации во взрослую среду у него не происходит. Зато появляется множество физиологических проблем, поскольку постоянная завышенная нагрузка продуцирует хроническую усталость. Ведь отдыхать такой личности некогда, он пребывает в постоянном режиме самосовершенствования: посещает какие-то лекции, симпозиумы, семинары, занимается самообучением, что приводит к обратному эффекту вследствие высокой загруженности.
При этом у взрослых лиц не всегда синдром отличника укоренился на детском возрастном этапе. Нередко породить его может вереница последовательных невезений, вследствие которых, человек убеждает себя, что в этом он полностью виноват, поскольку если бы он больше работал, занимался отношениями, лучше учился, то достиг бы идеальных результатов. Подобные мысли постепенно закрепляют в человеческом мозге установку, что любая неудача вызвана собственным несовершенством.
Синдром отличника у мужчины чаще формируется на ярусе подсознания, поскольку спровоцирован мнением, что если он будет идеально со всем справляться, то станет достойным одобрения и любви.
Помимо того исследования доказали, что склонность к зарождению рассматриваемого синдрома бывает врождённой, обусловленной типом темперамента и индивидуальными психофизиологическими специфическими чертами индивида.
Советы родителям
У детей синдром отличника с большой долей вероятности появляется от недостаточности внимания и любви. Отличными оценками ребенок неосознанно старается заслужить дополнительную похвалу от своих родителей.
Увидев нездоровую реакцию ученика на его отметки, постарайтесь проявить свою любовь открыто:
- ведь нужно обнимать своего ребенка чаще, без повода;
- улыбайтесь ему и смотрите в глаза, когда он чем то взволнованно с вами делится;
- говорите своему чаду слова любви и понимания;
- спокойно скажите, что вы любите его только за то, что он у вас есть;
- проводите вместе больше времени, не отгораживайтесь, ссылаясь на работу, если ему необходима ваша помощь и совет.
Если вы обращаете внимание, что ваш ребёнок уделяет урокам очень много времени, предложите ему выйти на прогулку, позвать товарищей в гости или навестить их. Мысли об учёбе нужно постараться заменить более интересными для него вещами:
Мысли об учёбе нужно постараться заменить более интересными для него вещами:
- запишите его на спортивные или творческие секции;
- совершайте прогулки всей семьёй;
- проводите больше времени с ним, играя в настольные игры.
Как победить синдром отличника, смотрите в следующем видео.
С какими ситуациями в будущем может столкнуться перфекционист и как это начинается с синдрома отличника, смотрите в следующем видео психолога Вероники Степановой.
Что такое синдром отличника
Синдром отличника — стремление сделать все правильно, идеально, без ошибок, чтобы заслужить признание и восхищение окружающих. Он чаще встречается у женщин, поэтому иногда используют термин «комплекс отличницы», англоязычные аналоги которого — Hermione Granger syndrome (в честь Гермионы Грейнджер, героини книг о Гарри Поттере) и supergirl syndrome.
Одни психологи ставят знак равенства между перфекционизмом и синдромом отличницы. Другие утверждают, что синдром отличника — одно из проявлений перфекционизма. Третьи уверены, что это разные явления, потому что цели перфекционистов и отличников отличаются: первые стремятся к идеальному результату, вторые — к одобрению со стороны общества. Иными словами в стремлении к совершенству у отличников преобладает внешняя мотивация, а у перфекционистов — внутренняя. Но так или иначе, эти понятия тесно связаны.
Перфекционистом может быть безумный ученый, который месяцами не выходит из лаборатории, носит рваные носки и рубашки и забывает принять душ. И все это ради высокой цели, ради идеального результата. Его не волнует мнение окружающих, он не думает, о том, как выглядят он сам и его деятельность со стороны.
Отличники, напротив, стремятся выглядеть хорошими
Им важно не быть, а казаться идеальными. Их главная забота — о том, что скажут люди: начальник, соседи, «княгиня Марья Алексеевна»
Любое отклонение от идеала становится для них трагедией. Проспать на работу немыслимо, превысить дедлайн на полчаса — смерти подобно, а уж выйти выбросить мусор в домашней одежде — кошмар наяву.
Мирьям Мейзел, главная героиня сериала «Удивительная миссис Мейзел», была типичной отличницей: девочка из хорошей семьи с университетским образованием, огромной гардеробной, где к каждому платью есть туфли, шляпка, сумочка и пальто в тон. У нее уютная квартира, милые детки (мальчик и девочка — как положено), она бодра, весела, ухожена и умеет идеально готовить запеченную грудинку. Мирьям во всем поддерживает мужа Джоэла, ложится в постель, не снимая макияжа и умывается лишь когда уснет муж. Утром она просыпается заранее, чтобы успеть почистить зубы и накраситься до того, как проснется ее супруг. Идеальная картинка, восхищенные взгляды… Пока муж не заводит интрижку с секретаршей, у которой нет и половины достоинств жены. Позже Джоэл признается Мирьям, что с секретаршей проще — она сама не идеальна, и от него не ждет подвигов.
Помощь ребенку с синдромом отличника
Родители самостоятельно могут помочь побороть комплекс ребенку. Для этого им нужно придерживаться таких рекомендаций:
- Снизить уровень требований к школьнику, если он не соответствует его способностям. Родителям также стоит понять, что оценки важны, но не они определяют будущее чада, а его способность учиться и открывать для себя что-то новое.
- Показывать, что вы любите ребенка не из-за отличных оценок, а потому что он есть. Оценивание само по себе не меняет детей в лучшую или худшую сторону.
- Не сравнивайте своего малыша с теми, кто кажется вам умнее и лучше, это вызовет лишь комплексы и обиду.
- Расскажите чаду, что ошибаться – не только не страшно, но и нормально.
- Развивайте у школьника оптимизм и чувство юмора. Так ему не только будет легче воспринимать критику, но и находить общий язык со сверстниками.
Самое главное – любить малыша и дать ему это понять. Счастливые дети реже страдают комплексами и неврозами.