Какова связь между деятельностью и качествами человека в наши дни
Содержание:
- Виды направленности
- ВАРИАНТ 1.
- Виды деятельности
- Рекомендуемые сфера деятельности для разных типов
- ВАРИАНТ 9.
- ВАРИАНТ 12
- Черты людей, характеризующие их темперамент
- Структура личности
- Становление самооценки
- Различия, основанные на психофизиологических особенностях
- Профессиональная направленность по типу личности
- ВАРИАНТ 2. ё
- ВАРИАНТ 6.
- Формы направленности личности в психологии
Виды направленности
Направленность личности может иметь различные стороны своего проявления.
Психологи выделяют три основных вида направленности: к людям как к членам коллектива, к труду и его результатам и к собственной личности:
- Направленность на взаимодействие проявляется тогда, когда исполнитель работы нацелен на общение, улучшение отношений с коллегами, начальством. Потребности в общении диктуют работнику определённые особенности поведения: он, как правило, уступает мнению коллектива, не желает брать на себя руководство. Его интересует прежде всего сама совместная деятельность, даже если это не гарантирует успешность выполнения работы и его личное участие в этом процессе минимальное.
- Деловая направленность проявляется тогда, когда у личности существует потребность достичь поставленной цели. Человек, имеющий такую направленность, желает брать руководство на себя и стремится доказать остальным членам группы свою точку зрения; но делает он это обоснованно, с искренним желанием добиться пользы для всех участников процесса. Такой работник стремится добиться максимальной продуктивности от себя и от коллектива, он проявляет активность в овладении новыми знаниями и навыками.
- Личная направленность имеет место у людей, у которых есть потребность обеспечить собственное благополучие, добиться первенства и престижа. Такой человек в первую очередь интересуется самим собой, своими чувствами, взглядами и переживаниями, он обращает мало внимания на потребности окружающих. Он может игнорировать сотрудников, подчинённых или начальников, халатно относиться к выполнению самой работы, если она не связана с достижением его собственного материального или духовного благополучия.
ВАРИАНТ 1.
1. Кому принадлежит термин «клиническая психология»?3) Уитмеру;
2.Кто первым открыл экспериментально-психологическую лабораторию в России?2) Бехтерев;
3. Кого можно считать родоначальником нейропсихологии?4) Галля.
4. Назовите основателя научной психологии:1) Вундт;
5. Укажите психолога, внесшего наибольший вклад в развитие патопсихологии в России:3) Зейгарник;
6. Основателем нейропсихологической школы в России является:4) Лурия.
7. Кто является основоположником бихевиоризма?3) Уотсон;
8. Назовите основателя глубинной психологии:2) Фрейд;
9. Кто разработал психологию отношений?3) Мясищев;
10. Кому принадлежит разработка психологии деятельности?3) Леонтьеву;
Виды деятельности
Существуют различные классификации функционирования личности в обществе. Одна из них — разделение видов в зависимости от предмета деятельности — представлена в таблице, описывающей примеры материальной и нематериальной работы. Такая типология способна объяснить, какое значение придаёт личность тому или иному действию.
Материальная деятельность | Духовная деятельность |
Производство товаров | Искусство |
Оказание услуг | Религия |
Социально-преобразовательная деятельность | Научное творчество |
Непосредственно общение |
Итак, слово «материальная» означает направленность действия на изменение вещественного мира. Подразумевается совершенствование как природы, так и общества.
Духовная деятельность включает в себя:
- познавательную;
- интеллектуальную;
- ценностную;
- коммуникативную;
- прогностическую;
- нравственную.
Приведённые выше 6 форм функционирования личности, как и классификация в таблице — это условность, поскольку в реальной жизни они переплетаются и не могут существовать в отрыве друг от друга. Деление на классы, виды и формы лишь упрощает изучение понятия.
Рекомендуемые сфера деятельности для разных типов
Какова связь между деятельностью и качествами человека подобного типа? Психологи утверждают, что связь существует, и для холериков оптимальными сферами является медицина, педагогика, журналистика, юридические науки. Для людей с подобным типом темперамента не подойдут специальности, предполагающие монотонную и однообразную деятельность. Одни не имеют лидерских качеств, поэтому никогда не стремятся быть начальниками и директорами. Другие, напротив, пытаются карабкаться по карьерной лестнице. Для того чтобы не ошибиться в выборе учебного заведения, специализации, психологи предлагают проанализировтаь особенности своего темперамента с физиологической точки зрения.
Сангвиникам, отличающимся повышенной активностью, профессионалы рекомендуют выбирать психологию, сферу обслуживания. Какова связь между деятельностью и качествами человека для представителей данного типа? Учитывая их импульсивность, трудно представить сангвиника, занимающегося монотонной и однообразной работой делопроизводителя, бухгалтера, реставратора. Люди с подобным темпераментом любят занимать руководящие должности.
Какова связь между деятельностью и качествами человека для флегматиков? Поскольку эти люди не умеют сопереживать, у них нет чувства юмора, из них получаются отличные математики, экологи, инженеры, медицинские работники.
Меланхолики отличаются излишней мнительностью. Мелкая проблема выводит их из состояния равновесия, нарушает гармонию. Подобные качества предполагают выбор сфер деятельности, связанных со спокойной и безопасной обстановкой: педагогикой, моделированием, радиотехникой.
ВАРИАНТ 9.
1. Психологическая помощь в общесоматических лечебно-профилактических учреждениях оказывается клиническим психологом:
4) совместно с врачом-психиатром и врачом-психотерапевтом.
2. Нормативом обеспечения стационарного психотерапевтического отделения является должность клинического психолога:1) на 20 коек;
3. Нормативом кадрового обеспечения должностями клинических психологов психотерапевтического кабинета является:
4) должность клинического психолога на один психотерапевтический кабинет.
4. При проведении психотерапии пациента с невротическим состоянием врач-психотерапевт и клинический психолог взаимодействуют следующим образом:
4)врач-психотерапевт и клинический психолог совместно проводят психотерапию с учетом ее различной направленности и целей.
5. Основным содержанием последипломного обучения клинических психологов по клинической психологии является:
3) психодиагностика, психокоррекция в различных клинических группах, тренинги, супервизия;
ВАРИАНТ 12
Вопрос 1. Эффект Зейгарник относится к психологическому процессу:
б) памяти
Вопрос 2. Минимальная величина раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение называется:
б) абсолютным нижним порогом ощущений (порогом чувствительности)
Вопрос 3. Ощущения, связанные с сигналами, возникающими вследствие раздражения рецепторов, находящихся в мышцах, сухожилиях или суставах называются:в) проприоцептивными
Вопрос 4. Психофизический закон Вебера-Фехнера описывает:
д) зависимость силы ощущения от величины действующего раздражителя.
Вопрос 5. В результате восприятия образуются все нижеследующие свойства образа за исключением:г) уникальность
Вопрос б. Процесс восприятия, при котором элементы, выступающие как части знакомых фигур, контуров и форм, с большей вероятностью объединяются именно в эти фигуры, форму, контуры называется принципом:г) «естественного продолжения»
Вопрос 7. Расстройство восприятия, при котором происходит образование и восприятие причудливых зрительных образов на основе слияния элементарных особенностей объекта называется:б) парейдолическими иллюзиями
Вопрос 8. Расстройство узнавания частей собственного тела называется:
а) соматоагнозией
Вопрос 9
Внимание обладает всеми нижеследующими свойствами за исключением:г) длительности. Вопрос 10
Средний объем внимания человека составляет:
Вопрос 10. Средний объем внимания человека составляет:
в) 5-7 единиц информации
Вопрос 11. Процесс лучшего запоминания незавершенных действий по сравнению с завершенными называется:б) эффектом Зейгарник
Вопрос 12, Расстройство памяти, характеризующееся нарушением за-печатления получаемой человеком информации и резко ускоренным процессом забывания, называется:в) фиксационной амнезией
Вопрос 13. Нарушение хронологии в памяти, при котором отдельные имевшие место в прошлом события переносятся в настоящее, называется:
в) псевдореминисценцией
Вопрос 14. К мыслительным операциям относится все нижеперечисленное за исключением:а) суждения
Вопрос 15. Умозаключение относится к:б) мыслительным процессам
Вопрос 16. Снижение уровня обобщений и искажение процесса обобщения относят к:б) нарушениям операционной стороны мышления
Вопрос 17. Расстройство мышления, при котором значительно (максимально) затрудняется образование новых ассоциаций вследствие длительного доминирования одной мысли, представления называется:в) персеверацией
Вопрос 18. Процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, а также создания представления об истинном отношении к субъекту со стороны окружающих называется:д) рефлексией
Вопрос 19. Антиципация — это:
б) способность человека предвосхищать ход событий, прогнозировать вероятные исходы различных действий
Вопрос 20. Особо выраженные эмоциональные состояния человека, сопровождающиеся существенными изменениями в поведении называют:
г) аффектами
Вопрос 21. Наиболее значимым дифференциально-диагностическим критерием патологического аффекта является:б) наличие расстройств сознания
Вопрос 22. Алекситимией называется:
д) неспособность точно описать свое эмоциональное состояние
Вопрос 23. Канцерофобия — это:а) навязчивый страх заболеть раком
Вопрос 24. К парабулиям относятся все нижеперечисленные расстройства за исключением:б) аутизма
Вопрос 25. Патологическое непреодолимое влечение к бродяжничеству называется:б) дромоманией
Вопрос 26. Выделяются следующие виды автоматизмов за исключением:
д) галлюцинаторный
Вопрос 27. Грезоподобное нарушение сознания, сопровождающееся состояниями «зачарованности» или эйфории, называется:а) онейроидом
Вопрос 28. Среди больных неврозами отмечается тенденция к увеличению лиц с:
г) низким и высоким интеллектом
Вопрос 29. Недифференцированность реальных и идеальных целей, неумение объективно оценить возникающую ситуацию, увидеть ее не только в актуальной сиюминутности чаще встречается при:
б) личностных (психопатических) расстройствах
Вопрос 30. Патологический полисемантизм, при котором слова начинают приобретать множественное значение и нередко смысловая структура слова расшатывается, чаще встречается при:в) шизофренических расстройствах
Черты людей, характеризующие их темперамент
Врожденные качества личности формируют его как социальное существо. Учитываются поведенческие факторы, тип деятельности и круг общения. Категорию разделяют 4 понятия: сангвиник, меланхолик, холерик и флегматик.
- Сангвиник – сильная и уравновешенная личность, легко подстраивающаяся под новую среду обитания и преодолевающая препятствия. Общительность, отзывчивость, открытость, жизнерадостность и лидерство – основные черты личности.
- Меланхолик – слабая и малоподвижная личность. Под влиянием сильных раздражителей возникают нарушения в поведении, проявляющиеся пассивным отношением ко всякой деятельности. Замкнутость, пессимизм, тревожность, склонность к рассуждениям и обидчивость – характерные черты меланхоликов.
- Холерики – сильные, неуравновешенные, энергичные качества личности. Они вспыльчивы и несдержанны. Обидчивость, импульсивность, эмоциональность и неустойчивость – явные показатели беспокойного темперамента.
- Флегматик – уравновешенная, инертная и медлительная личность, не склонная к переменам. Личностные показатели выступают в легком преодолении негативных факторов. Надежность, доброжелательность, миролюбие и рассудительность – отличительные черты спокойных людей.
Структура личности
Как само понятие, так и структура личности в течение многих лет развития психологической науки вызывает вопросы и споры исследователей и учёных. Одни психологи убеждены, что термин не поддаётся структуризации и рационализации вообще. В то же время другие специалисты не устают искать и открывать новые теории личностной структуры. Однако на сегодняшний день существуют некоторые чётко обозначенные параметры, дающие возможность понимать структуру личности. Таких систем несколько. В зависимости от объективных и субъективных социальных свойств, личностная структура основана на таких подходах, как:
деятельность, культура, памятьценностные ориентации, культура, роли и статусы
Биологические и социальные структуры личности имеют 4 уровня:
1. Низший — подструктура, объединяющая возрастные и половые свойства психики, врождённые особенности нервной системы, аспекты темперамента.
2. Второй — индивидуальные проявления памяти и восприятия, мышление и способности, ощущения. Эти характеристики зависят, как от врождённых факторов, так и от приобретённого опыта — тренировки, развитие и совершенствование.
3. Третий — социальный опыт на основе знаний и навыков, привычек и умений.
4. Высший уровень представляет собой направленность личности. Она состоит из влечений и желаний, склонностей и взглядов, интересов и идеалов, убеждений и мировоззрения.
Люди значительно различаются между собой: каждая подструктура той или иной личности имеет различия по убеждениям и интересам, опыту и знаниям, способностям и умениям, характеру и темпераменту. Именно поэтому бывает сложно понять другого человека по примеру самого себя, непросто разобраться в противоречиях и несовпадениях во мнении, природе конфликтов между людьми. Для более глубокого понимания себя и других не обойтись без определённых знаний и природной наблюдательности.
Становление самооценки
Становление самооценки начинается с момента осознания себя как личности (2–3 года), завершается в подростковом возрасте. На самооценку девушек влияют:
- соответствие внешности заданным идеалам;
- соответствие образу будущей жены и матери;
- принятие в социальной группе.
Самооценка парня зависит от таких факторов:
- положения в социальной группе;
- физической развитости;
- реализованности в качестве сексуального партнера.
Сформировавшаяся самооценка частично изменятся в течение жизни. Психотерапия способна повлиять на самоощущение, исправить негативное представление о себе.
Различия, основанные на психофизиологических особенностях
Главное различие представителей разных полов — состав гормонов. Преобладание полового гормона определяет принадлежность человека к полу. Особенности работы гормональной системы сказываются на следующих функциях:
- Общем состоянии организма. Нормальная работа гормональной системы определяет уровень физической и умственной активности.
- Поведении и характере. Гормональный дисбаланс вызывает вялость, апатию, склонность к ипохондрии.
- Сексуальной активности. Высокий уровень тестостерона способствует большей сексуальной активности.
Гормональный дисбаланс приводит к депрессии, психофизическим отклонениям, половой дисфункции.
Профессиональная направленность по типу личности
Психолог Дж. Голланд выделил несколько типов профессиональной направленности личности.
Они зависят от того, к какому типу относится личность:
- Реалистичный тип. Такие люди предпочитают работать с реальными предметами. Они ориентированы на практический труд и хотят добиваться быстрых результатов. У них хорошо развито практическое мышление; при этом они предпочитают профессии, основанные на ручной работе. Это водители, пчеловоды, связисты, радиомонтажники и др. Здесь, как правило, не требуются коммуникативные умения.
- Интеллектуальный тип. Такие люди наблюдательны, хорошо соображают, при этом они независимы и имеют оригинальное мышление. Люди этого типа предпочитают научные профессии.
- Социальный тип. Его представители активны, чувствительны, эмоциональны, нуждаются в постоянном общении с другими людьми. Содержанием профессий таких людей является взаимодействие с людьми. Предпочтительные профессии – преподавание, обслуживание, информационная деятельность.
- Конвенциональный тип. Такие люди обладают высокой усидчивостью, они дисциплинированны и аккуратны. Они могут хорошо выполнять свою работу, когда имеют чёткие и ясные предписания. Лучше всего им даётся выполнение типичных задач, а с нестандартными могут возникать трудности. Предпочтительные профессии для таких людей – канцелярские: бухгалтер, нотариус, экономист и др.
- Предпринимательский тип. Его представители активны, подвижны, имеют нестандартное мышление, склонны к риску. Они стремятся проявлять инициативу и захватывать лидерство. Люди такого типа предпочитают задачи, где нужно быстро принимать решения, и не любят работу, предполагающую усидчивость и внимательность. Любит и умеет вступать в контакты с другими людьми. Профессии таких личностей – политики, предприниматели, журналисты и др.
- Артистический тип. Такие люди обладают образным мышлением и творческим воображением, они весьма чувствительны и эмоциональны. Общение с людьми они строят на основании своей интуиции, личных ощущений. Представители этого типа личности – художники, музыканты, дизайнеры, актёры, переводчики и др.
Данная классификация может применяться в тестах на определение профпригодности, выбор профессии, учебного заведения.
Что ещё даёт нам понимание механизмов направленности личности? Благодаря их изучению нам становится понятно, что основы всей нашей цивилизованной жизни коренятся во врождённых качествах и установках, сформированных в ранние годы жизни. В дальнейшем они могут многократно изменяться и корректироваться, но они не появляются «из ниоткуда».
ВАРИАНТ 2. ё
1. Клиническая психология оказывает значительное влияние на развитие следующих отраслей медицины, кроме:2) травматологии;
2. Теоретические и практические проблемы какой специальности не могут разрабатываться без клинической психологии:3) психотерапии;
3. Кем был предложен термин «биоэтика»?3) Поттером;
4. Клиническая психология оказывает значительное влияние на развитие следующих общетеоретических вопросов психологии, кроме:
3) разработки философско-психологических проблем;
5. Какая этическая модель в клинической психологии получила наибольшее развитие в последней четверти XX в.?2) биоэтика;
6. Какой принцип в клинической психологии может конкретизироваться как этиология и патогенез психопатологических расстройств?2) принцип развития;
7. Кто ввел в обращение термин «деонтология»?3) Бентам;
ВАРИАНТ 6.
1. Вид психического дизонтогенеза, при котором наблюдается возврат функции на более ранний возрастной уровень, как временного, так и стойкого характера:
2) регрессия;
2. Вид психического дизонтогенеза, при котором наблюдается грубая дезорганизация либо выпадение функции:1) распад;
3. Вид психического дизонтогенеза, при котором отмечается запаздывание или приостановка психического развития:3) ретардация;
4. Форма психического дизонтогенеза, при котором отмечается выраженное опережение развития одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительное отставание темпа и сроков созревания других функций и свойств:1) асинхрония;
5. Социально обусловленный вид непатологических отклонений в психическом развитии:3) педагогическая запущенность;
6. К социально обусловленным видам патологических нарушений онтогенеза относится:2) патохарактерологическое формирование личности;
4 стр., 1723 слов
Психика, психические явления, поведение человека
Психика, психические явления, поведение человека Психика — свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. Психика проявляется в трех основных видах психических явлений: психические процессы, психические состояния и психические свойства. Рассмотрим некоторые из психических явлений. …
7. Общее психическое недоразвитие, это:2) олигофрения;
8. Отличительная черта мышления умственно отсталых:2) некритичность;
9. Эмоции умственно отсталых:1) недифференцированы;
10. Тотальность поражения психических функций характерна для:1) олигофрении;
11. Синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций обозначаются термином:3) задержка психического развития;
12. Аномалия характера, неправильное, патологическое развитие, характеризующееся дисгармонией в эмоциональной и волевой сферах, это:
3) психопатия;
Формы направленности личности в психологии
Каждый человек в чём-то нуждается. Есть вещи, в которых нуждаются все или почти все люди: все мы хотим есть, быть здоровыми, защищёнными от внезапной и насильственной смерти, почти все желают прожить как можно дольше. Подобные первичные потребности характерны не только для людей, но и для животных; в определённой степени можно говорить о тех же потребностях и у растений. Помимо биологических, существуют социальные потребности, присущие только людям. Одни из них также характерны для абсолютного большинства людей: это потребности в одежде, жилье и др. Но существуют потребности, характерные только для отдельных людей и не имеющие значения для всех остальных. Например, потребность реализовать себя в ядерной физике или желание создавать музыку. Вообще потребность в самореализации является высшим желанием личности и присуща сравнительно небольшому количеству людей.
Далеко не все потребности человека могут быть удовлетворены сразу, и даже не все они могут быть удовлетворены в принципе. Неудовлетворённые потребности принимают различные формы в зависимости от содержания и от того, насколько человек осознаёт свои цели.
Установки
Это неосознанные состояния, характеризующие готовность человека заниматься какой-то деятельностью. Установки чаще всего возникают тогда, когда неоднократно повторяется какая-то ситуация, называемая установочной, во время которой человек естественным путём реагирует тем или иным образом. Один раз сформированная установка может сохраняться иногда на весьма длительное время. Однако скорость формирования и исчезновения установок у разных людей различная. Различные исследования позволили выделить три типа установок: познавательный (что готов изучить человек), эмоционально-оценочный (его симпатии и антипатии по отношению к объекту) и поведенческий (готовность каким-либо образом действовать в отношении объекта).
Влечения
Это частично осознаваемые потребности, причина которых, однако, может быть неясна человеку. Это некий переходный этап, после которого потребность может либо быть осознанной, либо угаснуть.
Интересы
Так называют избирательное отношение человека к объекту в силу того, что этот объект чем-то привлекателен для него – эмоционально или «жизненно». Интерес представляет эмоциональную сторону познавательной деятельности, он связан с положительным восприятием какого-то предмета, явления или события. Интересов у личности может быть множество, и все они могут быть разными по содержанию, глубине, объёму и т. д.
Склонности
Это мотивы, в которых сильно выражены потребности человека в занятиях какими-либо видами деятельности. В склонности часто перерастают наиболее устойчивые и сильные интересы.
Желания
Это мотивы, основанные на осознанных потребностях, которые при этом ещё не являются сильными побуждениями к действию. Желания часто характеризуют отношение личности к объекту, достичь которого он хочет, но осознаёт невозможность осуществления этого в данный момент.
Стремления
Это побуждения, в которых выражено желание достичь определённых условий существования, которые в данный момент отсутствуют, но могут быть реализованы в процессе организованной деятельности. Стремления бывают разных видов: это может быть мечта (воображаемый облик желаемого), идеал (мотив, выражающий потребность подражать какому-то образцу, следовать определённому примеру), страсть (мотив, отражающий потребность непреодолимой силы).
Убеждения
Это совокупность потребностей, которые побуждают её действовать в соответствии со своими взглядами, представлениями и принципами. Убеждения основаны на определённых знаниях о мире.
Мировоззрение
Это система взглядов человека на мир. В первую очередь мировоззрение отражает общественное бытие. Оно является главным регулятором поведения человека и формирует те или иные виды направленности личности.