Самоидентификация человека: примеры, болевые точки

Типы социальной идентичности

Термин «идентичность» в современных гуманитарных и социальных науках используется очень широко. Следует понимать, что это не свойство, которое изначально присуще индивиду. Идентичность представляет собой отношение человека к себе в мире, формирующееся и развивающееся с течением времени в условиях взаимодействия с людьми. Целый ряд психологов полагает, что она присуща лишь отдельным субъектам. Они считают, что идентичность можно приписывать группам только в метафорическом смысле.

Ученые говорят об этнической, профессиональной, политической, региональной, возрастной, гендерной идентичности и т. д. Типы могут меняться, поскольку в структуре личности значение каждого из них бывает разным. Это зависит от временных и ситуативных факторов, таких как место проживания человека, род его деятельности, возраст, образование, мировоззрение и др.

Определение понятия

Самоидентификация – это основа своего «Я», оценка собственных способностей, свойств личности, личностных, физических и нравственных особенностей. Каждый человек сам для себя определяет, насколько он способен к выполнению той или иной деятельности, достижению целей, проявлению чувств или физических качеств. На основе этих данных личность может причислить себя к той или иной группе: религиозной, спортивной, интеллектуальной и другим. Например, человек, осознающий свою способность к рисованию, может причислить себя к группе художников, а тот, кто видит в себе отличные физические данные, самоидентифицируется как спортсмен. Единственный способ самоидентификации личности – рефлексия: лишь глубоко поразмышляв о самом себе, человек может понять, кто он такой, чего он желает и куда движется.

Способ самопознания идентификации и самоидентификации общества и личности. Самоидентификация

Самоидентификация — Уподобление себя какому-то конкретному человеку или образу человека.

Формирование и развитие самоидентификации начинается в дошкольном возрасте. Поведение детей носит имитационный характер, в процессе которого дети имитируют интонационные характеристики голоса, высказывают сентенции, принадлежащие взрослым. Вначале такое подражание ребенком не осознается, но постепенно по мере его становления, оно выходит с автоматического уровня на уровень подсознания. Ребенок идентифицирует себя с яркими качествами значимых окружающих, в первую очередь с качествами обоих родителей.

В случае здоровой семейной обстановки ребенок идентифицирует себя в большей степени с качествами родителя своего пола. Мальчик идентифицирует себя с отцом, девочка с матерью. Однако даже и в здоровой семейной обстановке может возникнуть идентификация мальчика с матерью, а девочки с отцом. Обычно это связано с тем, что один из родителей на фоне другого выделяется яркими личностными качествами. Например, отец может быть известным спортсменом или политическим деятелем; мать может быть актрисой, руководителем или просто обладать яркой внешностью.

В случае травмирующих психику ребенка отношений с родителем (или обоими родителями) идентификации с этим родителем не происходит.

На формирование и содержание самоидентификации большое влияние оказывает стремление человека к психологическому комфорту, уходу от ответственности (в первую очередь перед собой) за дурные поступки. В большинстве случаев негативной самоидентификации большую подпитку дает комфортное ощущение быть плохим. Потому что это ощущение смягчает чувство стыда и вообще ответственности.

Самоидентификация является одним из ключевых элементов личности человека. Негативная или позитивная самоидентификация может кардинальным образом влиять на все поведение человека. Так уподобление ленивому человеку или образу ленивого человека заставляет человека быть уверенным в том, что он именно такой и никакими силами его не исправить; в результате формируется тождество «быть ленивым = быть собой».

Отсутствие у человека достаточной идентичности, базирующейся на отождествлении себя с отрицательным имиджем, может способствовать развитию у него различных видов отклоняющегося поведения, которое в свою очередь может характеризоваться нарушением межличностных отношений с возникновением предпочтительного общения с миром вещей, заменяющим мир людей, что приводит такого человека к стремлению получать удовольствие способами, исключающими интерперсональные контакты, которые пациент считает для себя недоступными.

Негативная самоидентификация может найти свое проявление в аддиктивной реализации, чтобы нейтрализовать неприятную для него реальность, связанную с психологической травмой, с внутренним ощущением постоянного недовольства собой, отсутствия любви к себе и идет по гедонистическому пути, используя средства, изменяющие его психическое состояние.

Коррекция негативной самоидентификации трудна и часто неэффективна, потому что она (самоидентификация) пустила уже глубокие корни, нашла проявление в том числе в аддиктивной реализации. Помогает лишь кропотливая работа, в которой последовательно следует доказывать ложность такой самоидентификации, при этом оставляя на потом работу с аддикциями и другими негативными последствиями.

Самоидентификация – что я могу?

Самоидентификация личности и прозрачность нашего Я стала более ясной после ответов на предыдущие вопросы, вроде: — кто я такой и что мне нужно? В продолжение есть не менее значимый аспект нашей личности, а именно: что мне делать в этой жизни?

[mk_blockquote style=»line-style» font_family=»none» text_size=»18″ align=»right» width=»1/1″ el_position=»first last»] То есть, самоидентификация личности подразумевает как и то, кем мы являемся, так и то, что мы делаем.

Так как в процессе делания, сотворения чего бы то ни было, происходит и реализация себя как творца, как бы высокопарно это ни звучало. То, чем мы вынуждены заниматься в процессе зарабатывания на своё существование, крайне отрицательно влияет на нашу личность и жизнь  в противовес тому, чем мы могли бы заниматься и чем хотелось бы заниматься, параллельно обеспечивая себя финансово.

Полная идентификация личности заключается и в ответах на следующие вопросы.

[mk_blockquote style=»quote-style» font_family=»none» text_size=»18″ align=»right» width=»1/1″ el_position=»first last»] Чем бы ты занимался, если бы можно было ничего не делать?

Заработаны тысячи триллиардов евродолларорублей, куплены все хотелки домояхтмашин, посещены все известные уголки планеты, — что дальше? Что бы вы делали дальше? Чем бы занимались? Как проводили бы время? Подхлёстываемый страстями разум может спустя время запаниковать: зачем об этом думать, зачем всё это? Вот как будет всё это, так и буду думать.

Резонно, логически верно и в корне неправильно. Мы не знаем своих скрытых демонов(любимых скелетов в шкафу), не позволяем себе мечтать, а ведь всё начинается с Мечты и, только после того, как мы допускаем, что это возможно, наш разум согласен действовать. Знаешь себя – знаешь весь мир.

[mk_blockquote style=»quote-style» font_family=»none» text_size=»18″ align=»right» width=»1/1″ el_position=»first last»]Что бы ты мог делать с утра до ночи без перерыва и тебе было бы хорошо от этого?

Что вам нравилось в детстве настолько, что поглощало ваше внимание целиком? Помню как в детстве уйдёшь гулять во двор в футбол и на целый день, прибежишь на минутку домой, чтобы намазать хлеб маслом и солью(или сахаром) и быстро обратно. Или дома запоем читаешь приключенческую книгу, да так, что в туалет сбегать некогда

Или занимаешься паянием радиодеталей, увлечённо собирая очередной приборчик. В общем, нужно подставить своё. Что бы вы делали, если бы никакие другие заботы вас не трогали?

Примеры

Самоидентификация личности, в том числе в западной традиции, включает самоопределение человека к той или иной группе, оценку собственных возможностей и анализ пройденного жизненного пути. При этом, человек может относиться к нескольким группам одновременно по разным критериям. Например:

  • по профессии и социальному положению: врач;
  • по семейному положению: супруга, мама, дочь;
  • по национальности и территории проживания: русская, москвичка;
  • по ценностям и идеологии: православная, приверженка мирного урегулирования конфликтов, главной жизненной ценностью считает свою семью;
  • по хобби: рукодельница;
  • по музыкальным пристрастиям: любит бардовские песни и русский рок.

Этническая идентичность

Она может активироваться или угасать в результате изменения отношения человека к национальной общности, к которой он принадлежит. Чаще всего этническая идентичность складывается не в результате «приписывания» другими людьми определенного национального признака (хотя и такое бывает). Она обычно появляется в процессе осознания, индивидуального самоопределения. К примеру, если фамилия человека имеет явные этнические признаки, это еще не означает его идентичности. Этого недостаточно для самоопределения индивида как представителя определенной национальности, хотя такое тоже встречается в обществе, характеризующемся явными этническими противоречиями.

Самоидентификация, что это. Почему так важно понять себя?

Понимание своей личности, мотивов и побуждений — ключ к решению многих проблем. Лишь зная себя, человек может учитывать свои потребности и желания, а это самый короткий путь к счастью. Достичь его случайно, не задумываясь о том, кто я, зачем я, куда я иду – наверное, возможно. Но мы таких примеров не встречали. Вместе с тем, понимание себя включает куда больше чем просто осознание того, чего хочешь от жизни.

Крайне желательно научиться:

  • слышать и понимать свои чувства, мотивы и мысли;
  • анализировать свой опыт и поступки, делать выводы;
  • намечать цели, которые будут способствовать личностному и духовному росту, достигать их.

Почему важно освоить три перечисленных выше навыка? Во-первых, это позволит объективно оценивать свои внутренние резервы и достигать желаемого наиболее оптимальным путём. Во-вторых, понимание себя поможет избежать ошибок в жизни, ситуаций, когда кажется, что наступаешь на одни и те же грабли

Анализ своих поступков — один из способов стать лучше, успешнее и счастливее.

В-третьих, все эти навыки помогут найти любимое дело или какие-либо другие возможности для самореализации. Это может быть семья, хобби, религия — что-то, что принесёт покой душе, привнесёт в жизнь особый смысл

Важно выстроить в голове определённый жизненный сценарий, который будет путеводной звездой, картой на пути к счастью

Итак, главное условие всестороннего развития личности — самопознание. Одним оно даётся просто, они любят вести диалог с собой, размышлять и анализировать. Другим же всё это настолько непривычно, что они не могут разобраться в себе без помощи психолога . Зависит это от темперамента, типа личности и установок, полученных в детском возрасте. В конце концов, со стороны увидеть всю картину действительно проще, чем вблизи, вот почему помощь квалифицированного психолога всегда будет востребована.

История вопроса

Многие философы думали над этим вопросом. Они хотят объяснить коренные аспекты личности (необходимые и достаточные условия), чтобы понять, как личность может сохраняться в течение времени.

Исторически сложились три разных способа формулировки проблемы личной идентификации: телесный критерий, психологический критерий и критерий мозга.

Телесный критерий

Телесный критерий — это теория, согласно которой до тех пор, пока «человекообразное животное», из которого мы образованы, остаётся тем же, мы остаемся самими собой. С этой точки зрения, личность — это только физическое представление, и физическое представление — это всё, что необходимо, чтобы личность оставалась сама собой. Когда тело перестаёт существовать, перестаёт существовать и личность.

Психологический критерий

Психологический критерий не требует, чтобы физическое представление тела оставалось таким же. Вместо этого, этот критерий настаивает на том, чтобы сознание личности продолжалось. Если личность сохраняет те же убеждения, опасения, то же поведение, и т. д., если она может понять свою жизнь, тогда эта личность может быть рассмотрена как психологически непрерывная, и поэтому она та же самая личность. Как только появляется какая-нибудь разница (или какое-нибудь совпадение) между психологическими составляющими в t0 и t1, тогда такие личности не являются одной и той же личностью.
Одним из парадоксов самоидентификации является конфликт личности и общества. Примером может служить чувство вины и участия: если человек переживает за неудачу родственника или друга — он принимает участие в жизни общества, при этом изменяя свою сущность и адекватную оценку своих чувств.
Кроме этого, психологическая самоидентификация тесно связана и взаимодействует с биосферой, порождая новую теорию — ноосферу (по Вернадскому). Ноосфера — это такое структурное состояние материи, вещества и энергии, которые, взаимодействуя между собой, порождают предпосылки, причины и следствия гармоничного сосуществования прошлого, настоящего и будущего (здесь налицо эффективное использование такого явления как время). Так как человек является неотъемлемой частью ноосферы, то путём намеренного взаимодействия с личностью (своим «Я») возможно развитие творческого процесса, где личность (своё «Я») является импульсом, приводит в движение, колебание, взаимодействие и последующее изменение известной энергии в известное вещество или материю (качественный и количественный переход, превращение одного состояния в другое).

Критерий мозга

Критерий мозга можно рассмотреть почти как сочетание телесного и психологического критериев. Под углом зрения этой формулировки, для непрерывного существования личности необходим только сам активный мозг. Разница состоит в том, что мозг — это физическое существо (весьма уменьшенное «тело»), и происходящие в нём психологические процессы должны оставаться в нём для того, чтобы личность оставалась той же самой. Следовательно, как только мозг перестаёт быть активным, или всецело истреблён, — человек тоже уничтожен.

Самоидентификация – кто Я?

Некоторые темы для осмысления себя находятся здесь. Итак, для самоидентификации необходимо ответить себе на следующие вопросы:

Кто Я?
Для чего я живу?
Что я хочу добиться?
Что я люблю?
Что я не люблю?
Чего я хочу?
Чего я не хочу?
Что мне нужно?
Что я приемлю и вообще не приемлю?
Что для меня важно/значимо и за что я отдал бы свою жизнь?
Каких целей я хочу добиться?
Какие цели я перед собой ставлю?
Какой мой идеальный образ жизни и идеальный день?
Что мне нравится/не нравится?
Что меня раздражает?
Чего я боюсь и что вводит меня в смущение?
От чего я зависим и как можно мной управлять?

И не поддавайтесь сомнениям об идентичности некоторых вопросов, т.к. есть громадное различие в самом вопросе и уж тем более в его постановке, как например: каких целей я хочу добиться и какие цели я перед собой ставлю? Стало быть, каких целей я могу позволить себе добиться?

Идентичность личностная и социальная

Самоидентификация — это понятие, которое в традиционном понимании является набором индивидуальных характеристик, отличающих конкретного человека от остальных людей. Что касается идентичности социальной, то ее часто рассматривают как результат осознания индивидом своей принадлежности к тем или иным социальным группам. В процессе этого осознания человек приобретает характеристики, свойственные данным группам. Следует отметить, что как на эмпирическом, так и на практическом уровнях порой бывает трудно разграничить такие понятия, как личностная и социальная идентичность. Исследователи часто вынуждены задумываться о том, с чем они имеют дело.

Самоидентификация личности в малой группе. Самоидентификация

Самоидентификация — Уподобление себя какому-то конкретному человеку или образу человека.

Формирование и развитие самоидентификации начинается в дошкольном возрасте. Поведение детей носит имитационный характер, в процессе которого дети имитируют интонационные характеристики голоса, высказывают сентенции, принадлежащие взрослым. Вначале такое подражание ребенком не осознается, но постепенно по мере его становления, оно выходит с автоматического уровня на уровень подсознания. Ребенок идентифицирует себя с яркими качествами значимых окружающих, в первую очередь с качествами обоих родителей.

В случае здоровой семейной обстановки ребенок идентифицирует себя в большей степени с качествами родителя своего пола. Мальчик идентифицирует себя с отцом, девочка с матерью. Однако даже и в здоровой семейной обстановке может возникнуть идентификация мальчика с матерью, а девочки с отцом. Обычно это связано с тем, что один из родителей на фоне другого выделяется яркими личностными качествами. Например, отец может быть известным спортсменом или политическим деятелем; мать может быть актрисой, руководителем или просто обладать яркой внешностью.

В случае травмирующих психику ребенка отношений с родителем (или обоими родителями) идентификации с этим родителем не происходит.

На формирование и содержание самоидентификации большое влияние оказывает стремление человека к психологическому комфорту, уходу от ответственности (в первую очередь перед собой) за дурные поступки. В большинстве случаев негативной самоидентификации большую подпитку дает комфортное ощущение быть плохим. Потому что это ощущение смягчает чувство стыда и вообще ответственности.

Самоидентификация является одним из ключевых элементов личности человека. Негативная или позитивная самоидентификация может кардинальным образом влиять на все поведение человека. Так уподобление ленивому человеку или образу ленивого человека заставляет человека быть уверенным в том, что он именно такой и никакими силами его не исправить; в результате формируется тождество «быть ленивым = быть собой».

Отсутствие у человека достаточной идентичности, базирующейся на отождествлении себя с отрицательным имиджем, может способствовать развитию у него различных видов отклоняющегося поведения, которое в свою очередь может характеризоваться нарушением межличностных отношений с возникновением предпочтительного общения с миром вещей, заменяющим мир людей, что приводит такого человека к стремлению получать удовольствие способами, исключающими интерперсональные контакты, которые пациент считает для себя недоступными.

Негативная самоидентификация может найти свое проявление в аддиктивной реализации, чтобы нейтрализовать неприятную для него реальность, связанную с психологической травмой, с внутренним ощущением постоянного недовольства собой, отсутствия любви к себе и идет по гедонистическому пути, используя средства, изменяющие его психическое состояние.

Коррекция негативной самоидентификации трудна и часто неэффективна, потому что она (самоидентификация) пустила уже глубокие корни, нашла проявление в том числе в аддиктивной реализации. Помогает лишь кропотливая работа, в которой последовательно следует доказывать ложность такой самоидентификации, при этом оставляя на потом работу с аддикциями и другими негативными последствиями.

Возрастные кризисы идентичности

Понятие «идентичность личности» ввел немецкий психоаналитик Эрик Эриксон. Согласно его теории, формирование идентичности обусловлено необходимостью преодоления возрастных кризисов. Если кризис был выявлен и успешно разрешен, человек в своем развитии поднимается на уровень выше. В противном случае происходит то, что в народе называют «запутался в себе». Вот, почему физический возраст некоторых людей не соответствует их внутреннему восприятию. Эрик Эриксон отмечал: результат, то есть идентичность, возникает там, где заканчивается процесс, то есть идентификация.

Эриксон выделял 8 возрастных кризисов идентичности, через которые в идеале должен пройти каждый человек.

Возраст от рождения до 1 года

Ознаменован кризисом доверия/недоверия. Новый человек, попадая в незнакомую среду, на подсознательном уровне определяет для себя, есть ли у него основания доверять миру

В этот период внимание и любовь матери переоценить невозможно. Именно от нее зависит, характер и благополучность жизненного сценария ребенка

При успешном разрешении кризиса обретается надежда.

1-3 года

Возраст сопротивления автономности и формирования чувства стыда. Это период осознания человеком собственного тела и его функций. Ребенок учится управлять своими позывами, усваивает информацию о том, почему это необходимо, изучает тело и его возможности. При успешном разрешении кризиса формируется воля.

4-6 лет

Период противостояния инициативы и чувства вины. Ребенок выстраивает первые личностные границы и задается вопросом, насколько независимым от самых близких людей он может быть. Возраст новых открытий, исследований и первого сознательного опыта. При успешном преодолении кризиса формируется целеустремленность.

7-12 лет

Кризис ощущения неполноценности, кризис трудолюбия. Ребенок учится оценивать свои способности, таланты ищет ответ на вопрос, способен ли он на определенные действия и поступки. При успешном выходе из кризиса формируется уверенность в собственных силах.

13-19 лет

Кризис смешения ролей, кризис эго-идентичности. Один из самых сложных и важных этапов формирования личности. В период подросткового кризиса человек ищет ответ на вопросы «Кто я такой? Какой я есть?». При успешном преодолении кризиса формируется верность значимым людям, идеалам, убеждениям.

20-25 лет

Кризис интимности, кризис изоляции. Человек ищет ответ на один из самых главных вопросов «Смогу ли я любить и выстраивать зрелые близкие отношения?». При успешном преодолении кризиса формируется способность к безусловной любви.

26 лет-64 года

Кризис продуктивности, кризис застоя. Речь не идет о застое исключительно в негативном ключе, хотя возможен и этот исход (кризис среднего возраста). Период подведения итогов, оценки результатов. Поиск ответов на вопросы «Достигнуто ли все, чего хотелось? Чего еще стоит достичь? Найден ли смысл жизни?». При условии успешного преодоления кризиса, как навык, формируется забота.

От 65 лет

Кризис безысходности, кризис целостности. Главные вопросы, которые заботят человека, пришедшего к этому возрасту, «Был ли смысл у моей жизни?». Сила, обретенная при благоприятном разрешении кризиса целостности – мудрость.

То, насколько продуктивно будет проработан кризис, зависит от успешности работы с предыдущим. Главные факторы успешности – это достаточный уровень духовного развития личности и норм морали общества, в котором эта личность сформирована.

Проблемы, связанные с дефицитом самоидентификации

Слабая самоидентификация, как правило, предопределяет наличие следующих психологических проблем:

Низкая самооценка

Любому человеку очень важно знать свои сильные и слабые стороны. Вот почему психологи часто задают клиентам вопрос: что вы умеете делать лучше других? Человек с низким уровнем самоидентификации скорее всего не сможет ответить на этот вопрос или же скажет, что нет таких сфер, в которых он чувствовал бы себя экспертом

Неадекватная самооценка сама по себе является причиной большинства психологических проблем.

Сложности в выборе работы, спутника жизни и жизненного пути. Непонимание себя часто порождает некую инфантильность, когда взрослый человек не знает, чего хочет, и потому бездействует. Он перекладывает ответственность за свою жизнь на других просто потому, что не знает, что с ней делать. Невозможность выстроить жизнь так, чтобы она приносила радость — очень частое явление среди людей, которые запутались и уже не могут ответить, кто они, зачем они и куда они идут. Это проявляется во всех сферах, и такому человеку очень сложно научиться жить своим умом. Рано или поздно он оказывается в тупике, ему кажется, что всё плохо, всё бессмысленно. И вместе с тем он не может обозначить, каких конкретно изменений нужно достичь, чтобы выйти из этого состояния. Но проблема решаема.

Чувство неудовлетворения и отсутствия в жизни смысла, негативные эмоции, отчаяние. На каждом уровне самоидентификации может произойти крах: в семье — развод или смерть близкого, на работе — сокращение штата, в социальной жизни — ущемление прав. Всё это может привести к тому, что человек перестанет ассоциировать себя с важными социальными ролями. Кто-то в таких обстоятельствах сдаётся, начинает топить горе в вине, кто-то занимает пассивную позицию, делая вид, что ничего не произошло, а кто-то — активную, пытается восстановить свою картину мира и начать жизнь заново.

Ошибки, ошибки и ещё раз ошибки. Да, это тоже опыт, но, если он ничему не учит, то есть серьёзный повод задуматься. Часто к психологу приходят женщины, которые несколько раз выходили замуж, но не были счастливы ни в одном браке. Они с завидным постоянством наступают на одни и те же грабли, совершают одни и те же ошибки, словно идут по жизни с завязанными глазами. Почти всегда у них есть серьёзные проблемы с самоидентификацией. Вспомним то, что уже говорилось выше: не поняв себя, не найдёшь пути к своему счастью.

Кризис идентичности как социальное явление

Отнюдь не является патологией или психическим расстройством. Кризис идентичности – неотъемлемая составляющая духовного роста, путь которого сопряжен с внутренним дискомфортом и болью. Человек, который бежит от этих чувств, рискует остановиться в своем развитии, потерявшись не только для общества, но и для себя. В этом случае будет иметь место диффузная идентичность. Она возникает, когда физически взрослый индивид сохраняет инфантильный подростковый образ мышления, что блокирует процесс его духовного роста.

Признаки неразрешенного кризиса идентичности:

  • Легкомысленность по отношению к жизненно важным вопросам;
  • Поступки и поведение, не соответствующие возрасту (отсрочка взросления);
  • Отчужденность от социума;
  • Асоциальное поведение;
  • Ожидание того, что сложная ситуация разрешится сама собой;
  • Игнорирование и пренебрежение общественными ценностями;
  • Страх перед противоположным полом;
  • Убежденность в том, что «хорошо там, где нас нет».

Наверняка, в вашем окружении встречались такие индивиды. Их поведение диктуемо политическими, религиозными, культурными потрясениями, а также недостатком внутрисемейного воспитания и нехваткой близких, которые помогли бы такому человеку эффективно проработать кризис.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector