Примеры нравственных поступков человека

Учение Смита о морали

Смит начинает книгу с определения и объяснения чувства симпатии, его влияния на отношения между людьми.
Сочувствие или симпатия по Смиту — это обозначение способности разделять какие бы то ни было чувствования других людей. Эти чувства характерны для любого, какую бы степень эгоизма мы ни предположили в человеке.
Высшая степень нравственного совершенства для Смита — выражать своё сочувствие другим и забывать самого себя, ограничивать насколько возможно личный эгоизм и отдаваться снисходительной симпатии к другим. В то же время он признает, что достижение нравственного идеала исключительно редко из-за человеческой слабости и судить о поступках приходится не по отношению к идеалу, а по отношению к поступкам других людей.
Смит подразделяет все страсти (чувства) на несколько типов:

  • страсти, основанные на физическом состоянии организма (голод, боль, сексуальное влечение и др.);
  • страсти, основанные на воображении (любовь, привязанность, хобби и др.);
  • антиобщественные страсти (гнев, злоба, ненависть и др.);
  • общественные страсти (дружба, доброта, сострадание, великодушие, взаимное уважение и др.);
  • эгоистические страсти (страдания или удовольствия в связи с личными успехами или неудачами).

Он показывает, как различается симпатия людей к каждому типу страстей и как это сообразуется с общепринятым приличием.

Сонник — Глухота, слепота, утрата способности чувствовать

Это очень символичное событие. Вот пример воспоминаний одного 34-летнего мужчины: «Мне снится ситуация, в которой я должен приложить все усилия, чтобы помочь незнакомцу избежать опасности. Вдруг совсем неожиданно я перестаю видеть. Это очень обескуражило меня.» Лишиться непонятно почему одной из сенсорных способностей — совсем не то, что при несчастном случае получить увечье, Безо всякого на то объяснения изображение исчезает. Такой сон заставляет задуматься, в состоянии ли вы справляться с теми обязанностями, которые налагает на вас повседневная жизнь, кроме того, подобные сновидения отражают нежелание человека принять на себя роль ГЕРОЯ. Роль героя может быть достаточно навязчивой, причем необязательно, что вы принимаете ее с радостью. Внезапно вас посещает чувство долга и ответственности по отношению к тем, с кем в жизни вас не связывают никакие обязательства. Это затрудняет ситуацию. Многие из нас просто стараются исполнить свои обязанности по отношению к окружающим людям. Еще один вариант разворачивающегося сценария — потеря чувствительности в обмен на что-то или кого-то. Пресловутое выражение «я многое бы отдал за…» выражает желание человека обменять свою способность чувствовать на что-то более ценное. Заметьте, что наш разум, чтобы помочь нам проверить относительную ценность отношений и предметов, очень часто прибегает к использованию принципа обмена. Такие потери часто носят оттенок мученичества, особенно в случаях потери чувствительных способностей в результате болезни. Потеря воспринимается как адекватная замена чего-то, что было получено во время сна или в реальной жизни.

Чувство сомнения

Чувство, которое возникает только тогда, когда предположения конкурируют с возникающими обоснованными противоречиями. Данные эмоции побуждают к бурной исследовательской деятельности и всесторонней проверке изучаемых фактов. Как говорил Павлов, для того чтобы результаты научной деятельности были плодотворными, нужно постоянно проверять себя и сомневаться в добытых фактах.

Часто можно слышать, что в науке нет места эмоциям, но это в корне неверно. Человек, чья исследовательская деятельность сопровождается глубокими интеллектуальными переживаниями, достигает гораздо больших результатов, ведь он «горит» своей работой и вкладывает в нее все силы.

Функции и значение

Задача чувств — получать, классифицировать информацию о предметах. Также у них есть отдельные функции:

отражательная — помогает оценивать уровень опасности, полезности предметов, чтобы вовремя среагировать на угрозу;
стимулирующая — побуждает предпринимать активные действия, строить планы на будущее, искать пути решения сложных задач, мотивацию;
подкрепляющая — помогает оценивать значимость события для индивида, запоминать важное;
переключательная — подсказывает к какой категории относить предметы, действия, расставлять приоритеты;
приспособительная — формирует готовую базу проявлений, которые человек уже испытывал;
коммуникативная — влияет на отношения с окружающими, потребность в общении, помогает устанавливать эмоциональные контакты.

Нормальную работу функций может обеспечить только позитивная социальная среда. Если в работе функции появляются сбои, эмоциональный интеллект человека не развивается. Низкий уровень эмоционального интеллекта характерен для детей, которые воспитывались в неблагополучной среде.

Крайняя степень проявления педагогической запущенности у детей-маугли, выросших вдали от людей. Они не различают проявления других людей, не умеют выражать чувства. Их психологическое развитие находится на уровне детеныша обезьяны.

Сонник — Чувства и состояния во сне

Радоваться во сне – уверенность в своих делах. Неистово радоваться – к печали. Смеяться — цели не добиться. Неудержимо смеяться – к печали. Любопытствовать во сне – берегись легковерия. Сильное волнение чувствовать – стремиться к ясному самосознанию. Плакать во сне — к радости и ко всему хорошему. Чувствовать себя обиженным — споры с близкими. Раскаяние переживать – твой советчик прав. Раздражение чувствовать – хороший друг поможет. Чувствовать возмущение – жить в мире, но в неблагоприятном окружении

Отвращение к людям – необходима осторожность. Отвращение к предметам – у тебя не в порядке желудок

Чувствовать зависть – верное сердце не может тебя забыть. Жалость — у тебя есть право на спокойную совесть. Злобу — верность, радостный день предстоит. Неистовствовать в гневе – маленькое заблуждение будет для тебя иметь тяжелые последствия. Месть во сне осуществить – долго не можешь добиться справедливости. Страх во сне — опасность от радостных надежд. Тайные заботы, которые гонишь днем, опасность от того, что ты любишь. Чувство вины, навязчивые идеи. Стыд и позор во сне – берегись доверять другим, помехи от собственной несдержанности в чувствах. Оклеветанным быть – берегись необдуманно разгласить тайну. Судиться во сне – тебя высмеют. Опаздывать во сне – близкая смерть. Лениться во сне, равнодушным быть – к печали, утрате. Скупым быть во сне, жадничать – предстоит пережить ужас. Жестоким быть во сне — предстоит бросить родной очаг.

Виды чувств

Высшие чувства

Возникновение этих чувств базируется на удовлетворении или неудовлетворении духовных потребностей. (Низшие чувства связаны с органическими потребностями, такими как сон, еда, вода, комфортная температура и другие).

Высшие чувства тесным образом связаны с общественным характером, социализируя и развивая личность. Проявление и направленность высших чувств индивидуальны для каждого, в зависимости от мировоззрения, внутренних принципов, моральных норм, эстетических оценок.

Благодаря развитию высших чувств человек становится нравственным, ответственным и достойным, может проявить любовь и благодарность.

Моральные чувства

В основе моральных чувств лежит понимание человеком не только личных целей и интересов, но и интересов коллектива, организации, государства, народа. К данному виду чувств относится патриотизм, долг и ответственность перед окружающими людьми, коллективизм.

В том случае, если для индивида успех своей нации вызывает восторг, успехи коллектива радуют не меньше собственных, то у человека на высоком уровне развиты моральные чувства.

Приведем пример такого морального чувства, как чувство долга – выдающиеся подвиги солдат во время войны, которые ценой собственной жизни защищали Родину и проявляли смелость и самоотверженность.

Но не только чувство долга может проявляться в военное время, а еще и в повседневной жизни. К примеру, именно благодаря чувству долга ученик делает домашнюю работу, отказываясь от просмотра мультфильма. Ребенок может пожертвовать игрой с друзьями, ради ухода за больной матерью.

Еще можно выделить такое моральное чувство как совесть, которая напрямую взаимосвязана с самооценкой собственных действий и поведения.

При совершении положительного поступка человек чувствует радость и моральное удовлетворение, он полностью уверен в правильности своего действия. Другой же поступок может вызвать у человека внутренние противоречия и привести к терзаниям совести и моральной дилемме.

Интеллектуальные чувства

Данный вид чувств напрямую связан с познавательной и интеллектуальной активностью личности. Это выражение отношений человека к собственным мыслям, процессу познания и результатам интеллектуального труда.

К интеллектуальным чувствам относят к примеру чувство удивления, при получении неожиданных выводов, сомнения в неоднозначном утверждении, чувство уверенности в своих взглядах и выводах и чувство удовлетворения от проделанной работы.

Эстетические чувства

Данные чувства особенно часто испытывают люди творческой направленности личности, это такие чувства как понимание красоты, любовь к прекрасному.

Так же человек  может испытывать эстетические чувства при созерцании природы, отличающиеся особой глубиной.

Три пути воспитания морали

По определению М. Хоффмана (1080) нравственное развитие личности осуществляется тремя путями.

  • Первый путь – сдерживание, основанное на страхе и тревоге. То, с чем мы частенько сталкиваемся не только в семьях, но и в учебных заведениях. Соблюдение установленных правил под страхом наказания. Ребенок проводит параллель между неприемлемым поведением и наказанием, понимая, что первое приводит ко второму. Постепенно страх наказания проходит, а привычка следовать определённым нормам остается.
  • Второй путь – эмпатия, забота о ближнем. Этот путь представляет собой разделение боли и переживаний других людей, пропуская через себя их чувства, их эмоции. Представляя себе, что может испытывать другой, ребенок понимает, как можно помочь, чтобы изменить эмоциональное состояния страдающего.
  • Третий путь – развитие мышления на уровне формальных операций. В процессе этого развития дети учатся, приобретают опыт проверки различных гипотез, переосмысливают информацию, формулируют свои понятия. Все на этом этапе зависит от личности ребенка – все индивидуально.

Взрослый человек имеет все эти три типа развития, но у детей все по-другому. У маленького человека каждый из трех типов может меняться в зависимости от окружающих его событий. К примеру, эмпатия может значительно притупиться в результате пережитого негативного опыта, а моральный уровень может возрасти, укрепляясь от общения с педагогами, прочтения классической литературы или от увиденного лично яркого позитивного примера взрослого.

Психологические теории и школы

В психологии существуют разнообразные теории эмоций, характеризующие природу их возникновения, особенности проявления, свойства и значимость для человека. Они были созданы приверженцами различных научных школ, а затем усовершенствованы и доработаны последователями.

  • Школа функционализма – изучает способы приспособления и адаптации человека к изменяющейся окружающей среде.
  • Эволюционная теория Ч. Дарвина (1872 г.) – эмоции эволюционируют и адаптируются под окружающую ситуацию вместе с эволюцией человека. При этом многие эмоции, на уровне инстинктов, очень похожи у людей и животных.
  • Рудиментарная теория Г. Спенсера, Т. Рибо (1876 – 1896 г.) – продолжение развития теории Ч. Дарвина, согласно которой выразительные движения, сопровождающие человеческий страх, являются рудиментарными остатками реакций животных при защите или бегстве, а движения, сопровождающие гнев – рудиментарные остатки реакции нападения.
  • Нейропсихологическая структурная теория Дж. Пейпеца (1937 г.) – предполагал, что в мозгу человека существует единая система структур, образующая базу для развития эмоционального возбуждения. Система является замкнутой, и в психологии получила название круга Пейпеца.
  • Органическая теория Джеймса-Ланге (1880 – 1890 гг.) – эмоции возникают у индивида как следствие физиологических рефлекторных изменений, являясь вторичными. Например, печаль возникает, когда человек плачет, стыд – когда краснеет.
  • Теория Кэннона-Барда (1920 – 1930 гг.) – является противоположностью органической теории, предполагая, что эмоции и физиологические изменения возникают одновременно. Нервные импульсы сначала поступают в таламус, а затем в гипоталамус (отвечающий за физиологические изменения) и в кору больших полушарий мозга (где формируются эмоции).
  • Биологическая теория П. К. Анохина (1949 г.) – эмоции человека эволюционировали и приспосабливались под окружающую среду, проходя 2 основных стадии – формирования и удовлетворения.
  • Теория Линдсея-Хебба (1949 г.) – с помощью экспериментальных исследований доказана зависимость уровня возникающих эмоций от успешности деятельности человека.
  • Школа психоанализа – изучает особенности возникновения и протекания эмоций как реакцию на неосознанные мотивы.
  • Психоаналитическая концепция З. Фрейда (1895 г.) – бессознательное служит источником энергии (либидо) и при конфликте с предсознательным способствует появлению негативного аффекта, который можно устранить путем подавления (разрядки). Под предсознательным в данном случае понимается совокупность моральных норм и запретов, сохранившихся в памяти от предыдущих поколений на уровне инстинктов.
  • Школа когнитивной психологии – изучает познавательные (когнитивные) процессы во взаимосвязи с эмоциональным восприятием.
  • Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (1957 г.) – появление положительных и отрицательных эмоций связано с соответствием или несоответствием текущих действий с ожидаемым результатом от этих действий.
  • Двухфакторная теория С. Шехтера (1962 г.) – эмоции формируются под воздействием 2 составляющих: физиологического возбуждения и его когнитивной интерпретации.
  • Школа структурализма – исследует структуру сознания при помощи экспериментов.
  • Ассоциативная теория В. Вундта (1880 г.) – эмоция первична и появляется в результате действия раздражителя на таламус мозга, а физиологические изменения в организме – следствие возникающих эмоций.

Три способа «замораживания» эмоций

1. Стойкий оловянный солдатик

У таких людей словно совсем нет чувств. Они могут выглядеть очень по-разному – холодные, подчеркнуто милые, спокойные, очень рациональные, деятельные или немного заторможенные, даже вялые. Кажется, их ничто не может задеть, от них все будто «отскакивает». Чаще всего, дело вовсе не в том, что они не способны испытывать чувства, а в том, что вследствие каких-то травмирующих событий, трудных жизненных испытаний они потеряли контакт со своими эмоциями, научились их проскакивать, игнорировать.

С такими людьми сложно строить близкие отношения, так как при общении возникает ощущение, что им все равно. Что они живут и общаются с окружающими потому, что так «надо», а не потому, что им этого хочется.

Сильные чувства вызывают у таких людей тревогу, поэтому они стараются избегать ситуаций, в которых игнорировать эмоциональные проявления будет сложно. Они словно исключили эмоциональную сферу из своей жизни, потому что так безопаснее. Говорить о том, к чему нет доступа, – сложная задача. Если сам человек не знает, что он чувствует, как он может поделиться этим с другими?

Казалось бы, ничего плохого в этом нет. Не испытываешь эмоций – не страдаешь. Такой способ совладания с действительностью в психологии называется алекситимией. Он только на первый взгляд эффективен, так как, лишаясь контакта со своими чувствами, вы не избавляетесь от них. Сколь угодно долго можно делать вид, что нет такого явления, как дождь, вы все равно промокнете, оказавшись под ним на улице.

В теле накапливается напряжение, что приводит к мышечным зажимам, сердечно-сосудистым заболеваниям и прочим недугам. Ведь ваше физическое здоровье напрямую связано с эмоциональной сферой. Помимо нежелательных эмоций вы блокируете заодно и приятные, а следовательно, не получаете удовольствия от жизни, что значительно снижает ее качество.

Хорошая новость заключается в том, что если вы узнаете себя в этом описании, и ваша жизнь кажется пресной и «не веселит», сколько бы ни было вам лет, восстановить чувствительность и научиться обращению со своими эмоциями можно. Лучше и быстрее всего это получится сделать с помощью гештальт-подхода, телесных практик, эмоционально-ориентированного подхода.

2. Немое кино

Бывает и так – человек осознает, что и когда он чувствует, но не умеет выражать чувства, так как в его словаре просто нет подходящих слов. Скорее всего, в его родительской семье было не принято обсуждать эмоции и чувства. Родители сами не умели и не научили ребенка описывать свои эмоциональные состояния. Как следствие, внутри у человека клубятся недифференцированные чувства, а рассказать о них совершенно невозможно, нет подходящих слов.

Сближаясь в отношениях, мы неизбежно соприкасаемся своими самыми чувствительными частями. В такие моменты мало кому хочется становиться еще уязвимее, неловко подбирая слова

Куда проще отстраниться, сделать вид, что это не так уж важно, уйти от разговора

Ведь эмоции – это наши внутренние сигналы о том, что нам нравится, что не нравится, сообщения о наших желаниях и потребностях, о целостности наших границ, о качестве нашей жизни. Чем меньше путаницы внутри, тем более прямыми становятся наши послания окружающим, яснее наши коммуникации и больше шансов на взаимопонимание.

Научиться различать свои чувства и говорить о них с другими можно в индивидуальной или групповой психотерапии практически любых направлений, особенно эффективно с этими вопросами работают гештальт-терапия и КПТ (когнитивно-поведенческая терапия).

3. Добровольное заточение

Еще один вариант – человеку кажется, что то, что он чувствует, по какой-то причине неуместно или может не понравиться тому, кто вызывал у него эти переживания. То есть проблема не в том, что высказать не получается, а в том, что он сам дает не очень высокую оценку своим чувствам и как бы выбраковывает их. Он бы и высказал, но сам останавливает себя, так как «на любимых злиться нельзя», «так могут реагировать только слабаки», «чего это я разнюнился».

Такой человек добровольно ограничивает себя, так как опасается быть отвергнутым, он не позволяет никому узнать о том, какие чувства испытывает на самом деле. Он стесняется своих эмоций, считает их «неправильными», скрывает их. Получается, что в контакте с другими ему приходится или обманывать их, или отстраняться и избегать разговоров о чувствах.

В таком случае необходимо разобраться, откуда в голове человека такие установки, критически пересмотреть их, проверить на истинность. Эти проблемы успешно разрешаются в личной и групповой терапии любых направлений.

Внешность как отражение внутреннего состояния

Согласно результатам опросов 80% женщин недовольны своей внешностью и считают, что имеют лишний вес. Стандарты красоты в модных журналах и на телевидении диктуют нам порой недоступные для большинства женщин параметры и идеалы, невозможность достичь которых вызывает чувство неполноценности, провоцирует неврозы, сказывается на общей самооценке. Мы находимся под постоянным влиянием социума и навязанных стандартов красоты, несовпадение с которыми вызывает недовольство и неудовлетворенность собой.

Даже имея вполне привлекательную внешность, мы не всегда можем объективно оценивать себя и образ своего тела, преувеличивая или преуменьшая определенные характеристики.

Однако концентрируясь преимущественно на параметрах своей внешности, мы игнорируем другие не менее важные свойства личности.

Увлечение похудением и изменением внешности – это предвестники того, что что-то не в порядке в жизни.

Вместо того, чтобы разобраться в себе, в своих переживаниях, отношениях, в своем внутреннем мире, кажется, проще изменить что-то во внешности, перенеся внутренние проблемы во внешнюю сферу. Похудеть, сделать пластику носа или подбородка, нарастить волосы или ногти или произвести другие манипуляции с телом и внешностью.

Проблема маскируется, замещается, компенсируется.

Нежелание или невозможность решать свои внутренние проблемы компенсируется активной деятельностью со своей внешностью.

Сколько можно найти примеров успешных, уверенных в себе, женщин, имеющие лишний вес или недостаток во внешности. Большой нос, торчащие уши, маленькая грудь или короткие ноги. Все это становится неважным, когда присутствует внутренняя гармония и принятие себя.

Также вокруг нас немело примеров и идеальных красавиц, имеющих фигуру с параметрами 90-60-90, красивым лицом, которым хочется любоваться, но одиноких и несчастных.

Гораздо проще обвинять свое «неудачное» лицо, кривой нос или лишние килограммы в неудачах. Это легче, чем работа над собой, чем усилия, приложенные для достижения целей. Сказать «я некрасивая» и дальше сидеть сложа руки, ничего не делать для самореализации. Находить в недостатках оправдание неудачам становится выгодным для психики, и таким образом, вместо того, чтобы рационально решать проблемы, принять себя таким как есть, заняться другими ресурсами личности, мы концентрируемся на внешности и культивируем свой недостаток.

Почему так много стройных симпатичных женщин все равно чем-то недовольны в себе, постоянно находят изъян или недостаток, реальный или мнимый. То лишняя складка на животе, то недостаточно узкая талия или бедра, широкие плечи, маленькая грудь, короткие ноги, длинный нос, маленькая или, наоборот, большая попа, карие глаза, а хотелось бы голубые и т.д. Этот список можно было продолжать до бесконечности, и каждому есть что в него добавить. Чем бы нас не наградила природа, генетика и условия жизни, нас всегда что-то будет не устраивать, хочется или больше или меньше, или по-другому. И даже достигнув кажущегося идеала, мы тотчас же придумываем новый.

Когда мы не можем решить свои внутренние проблемы, нам проще перенести их на телесный уровень. Если не получается строить отношения с противоположным полом, легче набрать вес и обвинить в неудачных отношениях лишние килограммы, чем свои комплексы и психологические травмы. Потом сказать, что не можешь найти хорошую работу из-за внешности и т.д. Очень удобная отмазка. Это гораздо проще, чем проводить какую-то работу над собой.

Можно даже сделать вид работы – записаться в спортклуб или сесть на жесткую диету. Через какое-то время непременно забросить, и сказать «ну вот, я пыталась, ничего не получается».

Надо понять, что мы проигрываем потому, что боремся не с тем. На самом то деле проблема не в лишнем весе. Надо разбираться с тем, почему мы едим больше положенного для существования. Какие эмоции мы заедаем, какую выгоду несет наш вес, Что лежит в психологической области, а никак не в телесной

Правила нравственности

В повседневном употреблении выражений нравственность и мораль имеют тождественный смысл и единые истоки. При этом всем стоит определить существование неких правил, которые с легкостью очеркивают сущность каждого из понятий. Так нравственные правила в свой черед позволяют личности развивать собственное психическое и моральное состояние. В некой степени это «Законы Абсолюта» существующие в абсолютно всех религиях, мировоззрениях и обществах. Следовательно, нравственные правила являются универсальными, а их невыполнение тянет за собой последствия для субъекта, который их не соблюдает.

Существуют, например, 10 заповедей, полученные в результате непосредственного общения Моисея и Бога. Это часть правил нравственности, соблюдение которых аргументировано религией. В действительности ученые не отрицают в сто раз большего наличия количества правил, они сводятся к одному знаменателю: гармоничному существованию человечества.

У множества народов с древних времен бытует понятие некого «Золотого правила», несущее в себе основу нравственности. Его трактование насчитывает десятки формулировок, при этом суть остается неизмененной. Следуя этому «золотому правилу» индивиду следует вести себя по отношению к другим так, как относится он к себе. Это правило формирует понятие человека, что все люди равнозначны относительно их свободы действий, а также желания развиваться. Следуя этому правилу, субъект раскрывает его глубинную философскую трактовку, гласящую, что индивид должен заблаговременно научиться осознавать последствия собственных действий относительно «другого индивида», проецируя эти последствия на себя. То есть субъект, который примеряет на себя мысленно последствия собственного поступка, задумается, стоит ли поступать в таком направлении. Золотое правило учит человека развивать свое внутреннее чутье, учит состраданию, эмпатии и помогает развиваться душевно.

Хотя это нравственное правило было сформулировано в древности известными учителями и мыслителями, актуальность своего предназначения в современном мире не потеряло. «Чего не хочешь себе, не делай другому» – так звучит правило в оригинальном трактовании. Возникновение такого трактования причисляют к истокам первого тысячелетия до нашей эпохи. Именно тогда происходил гуманистический переворот в древнем мире. Но как нравственное правило свой статут «золотого» оно получило в восемнадцатом веке

Это предписание акцентирует внимание на глобальном нравственном принципе согласно отношениям к другому человеку в пределах различных ситуаций взаимодействия. Так как его наличие в любой существующей религии доказано, можно отметить его, как фундамент нравственности человека

Это важнейшая истина гуманистического поведения нравственного человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector