Физиологические потребности человека: виды и примеры

Влияние лекарственных препаратов на качество сна.

Снотворное скорее создаёт у пациента новые проблемы, нежели приносит пользу. Многим людям неизвестны все аспекты действия кофеина и алкоголя. В частности, кофеин — психостимулятор про­должительного действия (от 12—20 ч), способный уменьшить глуби­ну сна. Он содержится в кофе, чае, шоколаде и многих безалкогольных напитках.

Фармакологические препараты Влияние на качество сна
Снотворные Мешают развитию стадии глубокого сна. Обеспечи­вают лишь временное (на 1 нед) увеличение его про­должительности. Приводят к состоянию похмелья: пациент испытывает сонливость днем, рассеянности и упадок сил. У пожилых пациентов могут иницииро­вать приступ удушья во время сна
Диуретики Вызывают ночную полиурию
Антидепрессанты, психостимуляторы Подавляют стадию быстрого сна
Алкоголь Ускоряет засыпание. Прерывает фазу быстрого сна. Способствует частому пробуждению и ухудшает во­зобновление сна
Кофеин Затрудняет засыпание. Иногда способствует прерыва­нию сна
Дигоксин Вызывает ночные кошмары
(3-Адреноблокаторы Вызывают ночные кошмары, бессонницу и быстрое пробуждение
Транквилизаторы Уменьшают продолжительность II и IV стадий сна
Наркотические средства Подавляют стадию быстрого сна. При резком прекра­щении приёма могут увеличить риск аритмии. Спо­собствуют частому пробуждению, вызывают сонли­вость днём

Медицинская сестра должна ознакомить пациента с назначенными лекарственными препаратами и их влиянием на сон.

У пожилых и старых людей часто наступает изменение сна:

— требуется больше времени, чтобы заснуть, достичь стадии бы­строго глубокого сна;

• общая продолжительность сна не меняется, даже если человек часто просыпается ночью, поэтому человек часто чувствует себя невыспавшимся;

• сон чаще поверхностный, труднее засыпать, частые пробужде­ния ночью и раннее пробуждение;

• с возрастом увеличивается продолжительность поверхностного сна, поэтому часто человек говорит, что он «не сомкнул глаз»

• в течение дня пожилой человек жалуется, что ему трудно вы­полнить обычную элементарную работу, он быстро устаёт, на­блюдается апатия.

Что такое ложные потребности?

Истинные и ложные потребности человека – такое разделение основано на том, что важно и является необходимым и тем, что видится важным и нужным. Ложные потребности закладываются в детстве через родителей, которые «знают» за ребенка чем ему надо заниматься, на какие кружки или секции ходить

Такие потребности являются бессознательными проекциями на ребенка и основаны на неудовлетворении базовых потребностей родителей. В последующем, когда человек уже взрослый он по инерции ориентируется на мнение других людей.

Нереализованные стремления и желания могут повлечь за собой стремление к удовлетворению через формирование других, пагубных потребностей:

  • нереализованные социальные потребности (стремление к власти) – домашняя тирания, насилие;
  • базовые потребности в безопасности, комфорте, признании и любви заменяются потребностью в зависимости от химических веществ, алкоголя.

Важность желаний

Фото: pixel2013/pixabay

Разберемся, какую роль играют потребности в нашей жизни, и определим их основные задачи:

Сигнальная. Появление необходимости в чем-либо позволяет понять, что состояние психики или организма изменилось, нужно восполнить ресурсы или, наоборот, избавиться от лишнего.

Иногда во время работы в голову могут прийти самые неожиданные мысли. Например, вдруг вспомните, что давно не звонили маме. Мозг сигнализирует: раньше вы регулярно разговаривали по телефону и выработали привычку, а теперь чего-то не хватает. Эта функция становится призывом к действию.

Побудительная. Профессор Е. Ильин считал, что внутреннее напряжение, которое появляется из-за неудовлетворенности, вынуждает найти решение возникшей проблемы.

Если вы все же не перезвоните маме, то будете чувствовать дискомфорт – вину и даже недовольство собой.

Российский философ А. И. Самсин выделял еще одну важную функцию потребностей – мировоззренческую. По теории, выдвинутой ученым, именно желания, определяющие поведение, влияют на образ жизни и убеждения.

Человек, который обожает рисовать, может часами проводить время за мольбертом – это развивает внимательность, фантазию, вкус, способность концентрироваться. Существует мнение, что художники замкнутые и нелюдимые: большую часть времени творческие личности проводят в одиночестве за любимым делом, пребывая в мире фантазий.

Как проявляется уважение?

Как завоевать уважение – частый вопрос тех, кто только начинает свою карьеру, бизнес или семейные отношения. Проявление уважения многоаспектно, и складывается как из малозаметных каждодневных поступков, действий так и имеющих огромное значение. Быть уважаемым человеком и уважать других, является неотъемлемой частью счастья и подтверждением признания достоинств другого. Как проявляет себя уважение со стороны людей:

  • выражение благодарности – простое действие, обладающее мощной силой и не отнимающее много времени;
  • комплименты и выражение восхищения;
  • умение ставить себя на место другого;
  • выполнение данных обещаний;
  • умение выслушать до конца, не перебивая;
  • если имеет место критика, она не направлена на унижение личности, а лишь на конкретные промахи в деле или поступке.

Что такое уважение к старшим?

Уважение к старшим перекликается с почитанием родителей. Глубокое уважение к пожилым людям, как прошедшим через тяжелые испытания в жизни, у людей прошлого это было в порядке вещей. В чем проявляется почитание старших:

  • вежливое отношение;
  • тактичное поведение;
  • проявление заботы и внимания (перевести через дорогу, донести тяжелую сумку, уступить место в транспорте);
  • оказание помощи нуждающимся.

Что такое уважение в отношениях?

Что такое уважение к человеку? На этот вопрос, каждый видит свой ответ, но в целом – это видеть в другом индивидуальность, личность со своими особенностями и многогранностью и пониманием, что бог или природа любят разнообразие, поэтому люди все разные. Отношения дружеские, партнерские, семейные имеют свои особенности, но уважение в них строится исходя из общих принципов:

соблюдение личных границ, пространства и невторжение;
мнение друга, партнера, супруга может быть отличным от собственного – важно отнестись к этому с принятием и гибкостью;
видение в другом автономной личности;
оказание поддержки и помощи в сложные периоды, ситуации.

Что такое уважение к природе?

Уважение к природе тесно связано с состраданием всему живым существам и заботой об окружающем мире. Обстановка на планете такова, что люди в большинстве своем тратят ресурсы: выкачивают нефть – кровь земли, в результате которых образуются пустоты, захламляют отходами природу, убивают животных в крупных масштабах – все это происходит от неуважения и непочитания. «После нас хоть потоп!» — так говорил французский король Луи XV, сегодня человечество сталкивается с последствиями такого отношения.

Что такое уважение к природе:

  • восполнение использованных ресурсов;
  • забота о животных и птицах в зимнее время;
  • мероприятия, направленные на улучшение экологической обстановки;
  • взятие под защиту редких видов животных, птиц, растений;
  • внедрение экологических видов топлива, не загрязняющих атмосферу.

Что такое уважение к труду?

Впервые, ребенок сталкивается с миром профессий в школе и уважение к учителю, становится базовым, определяющим. В современных школах к учителям чаще отношение пренебрежительное и обесценивающее их тяжелый труд

Задача родителей и учителей формировать ценность к любого вида профессии, маленькому ребенку важно показать и объяснить это на примере, что если бы дворник не чистил снег, люди бы завязли в сугробах, а без учителей, человек был бы безграмотным, не умел бы писать и читать, не было бы сделано много великих открытий, великолепные книги не были бы написанными

Что такое уважение к родителям?

Уважение к родителям формируется в детстве. То, как мать и отец относятся к друг другу – закладывает в детях основу уважения к себе, родителям и другим людям. Ни для кого не открытие, что дети считывают с родителей паттерны поведения и присваивают их себе. Если родители оскорбляют друг друга, ребенок вынужден перейти на сторону кого-то одного из них, и по отношению к другому будет чувствовать себя предателем, и защитная реакция будет выглядеть как проявление неуважения к тому, кого ребенок «предает».

Что такое благодарность и уважение к родителям, как это проявляется:

  • отсутствие упреков к родителям (мало дали, плохо воспитали, квартиру не купили), самое ценное, что родители дали – это жизнь;
  • почитание родителей как старших, даже если они не правы, не вступать из-за этого в конфликт;
  • уделение времени и внимания своим родителям (звонки, визиты, разговоры, помощь).

Философия

Диалектический материализм

Ещё философы Древней Греции и Древнего Рима достигли значительных успехов в понимании потребностей человека. Античные мыслители признавали потребности основными побудительными силами человеческой деятельности.
Демокрит, например, рассматривал потребность как основную движущую силу, которая сделала ум человека изощрённым, позволила приобрести язык, речь, привычку к труду. Вне потребностей человек не смог бы выйти из дикого состояния.
По мнению Гераклита, потребности определяются условиями жизни. Он отличал, что всякое желание должно быть разумно. Умеренность в удовлетворении потребностей способствует развитию и совершенствованию интеллектуальных способностей человека.
Платон разделил потребности на первичные, образующие «низшую душу», которая подобна стаду, и на вторичные, образующие «разумную, благородную» душу, цель которой руководить первой.
Большое значение придавали потребностям как основным источникам активности человека французские материалисты конца XVII века.
П. Гольбах писал, что потребности выступают движущим фактором наших страстей, воли, умственной активности. Потребности человека беспрерывны, и это обстоятельство служит источником его постоянной активности.
Большую роль потребностям в понимании активности человека отводил Н. Г. Чернышевский. С развитием потребностей он связывал и развитие познавательных способностей человека. К. Маркс подчёркивает, что «человек отличается от всех остальных животных безграничностью своих потребностей и их способностью к расширению».
Как самостоятельная научная проблема вопрос о потребностях стал рассматриваться в философии, социологии, экономике, психологии в первой четверти XX века.
Обобщённо потребность можно определить как нужду, необходимости в чём-то. Следует подчеркнуть, что довольно большое число учёных «рассматривают потребность как состояние напряжения». В жизни можно наблюдать как само появление нужды меняет состояние человека. Такое (потребностное) состояние заставляет его искать причину дискомфортности, выяснять, чего человеку не хватает. Таким образом, потребность побуждает человека к действию, к деятельности, к активности.
В настоящее время существует много различных точек зрения на сущность потребности. Большинство учёных сходится только в том, что почти все признают потребность как основную побудительную силу человеческой деятельности. Однако ни полного единодушия, ни однозначности в толковании этого понятия нет.

Критика

Многие психологи все-таки подвергают критике теорию о пирамиде потребностей. Они обосновывают это тем, что экономическая обстановка во времена создания теории оставляла желать лучшего, поэтому мнение о неудовлетворенности базовых потребностей было актуальным. Сейчас же человек пресыщен разными услугами, и у него нет необходимости страдать от нехватки чего-то, выживать уже не приходится.

Современные исследователи подтверждают, что сейчас у человека не такая последовательность потребностей, как в пирамиде. Совсем не обязательно получать сначала любовь, а потом ценность, и потом развитие. Сейчас мотивация немного преобразилась, есть другие мотиваторы, помогающие достигать успеха и изменяться. Подробнее об этом читайте в статье.

Что такое Пирамида Маслоу? Классификация потребностей

Пирамида потребностей человека по Маслоу основана на тезисе о том, что поведение человека определяется базовыми потребностями, которые можно выстроить в виде ступеней, в зависимости от значимости и насущности их удовлетворения для человека. Рассмотрим их начиная с самой низшей.

Первая ступень — физиологические потребности. Человек не богатый и не имеющий многих благ цивилизации согласно теории Маслоу будет испытывать нужды, прежде всего, физиологического характера. Согласитесь если выбирать между нехваткой уважения и голодом, в первую очередь вы утолите голод. Или, человек сильно хочет в туалет, он наверняка не будет увлечённо читать книгу или спокойно прогуливаться по красивой местности, наслаждаясь удивительным пейзажем. Естественно, что, не удовлетворив физиологические потребности, человек не сможет и нормально работать, заниматься бизнесом и любой другой деятельностью. Такими потребностями являются дыхание, питание, сон и т.п. Также к физиологическим потребностям относятся жажда, потребность во сне и кислороде, а также половое влечение.

Вторая ступень – потребность в безопасности. Хорошим примером здесь служат грудные дети. Еще не имея психики, малыши на биологическом уровне после удовлетворения жажды и голода ищут защиты и успокаиваются, лишь чувствуя рядом тепло матери. Во взрослой жизни происходит то же самое. У здоровых людей потребность в безопасности проявляется в мягкой форме. Например, в желании иметь социальные гарантии при трудоустройстве, застраховать свою жизнь, устанавливают прочные двери, ставят замки.

Третья ступень — потребность в любви и принадлежности. В пирамиде человеческих потребностей Маслоу после удовлетворения нужд физиологического характера и обеспечения безопасности, человек жаждет тепла дружеских, семейных или любовных отношений

Цель найти такую социальную группу, которая удовлетворит этим потребностям, является у человека самой важной и значимой задачей. Стремление преодолеть чувство одиночества, по мнению Маслоу стало предпосылкой для появления всевозможных кружков и клубов по интересам

Одиночество способствует социальной дезадаптации человека, и возникновению серьезных болезней психики.

Четвертая ступень — потребность в признании. Каждый человек нуждается в оценке обществом своих достоинств. Потребность в признании у Маслоу разделятся на стремление человека к достижениям и репутации. Именно достигнув чего-либо в жизни и заработав себе признание и репутацию, человек становится уверенным в себе и в своих силах. Неудовлетворение этой потребности, как правило, приводит к слабости, депрессии, чувству уныния, которые могут привести к необратимым последствиям.

Пятая ступень – потребность в самоактуализации (она же самореализация). Согласно теории Маслоу — эта потребность является высшей в иерархии. Человек чувствует нужду в совершенствовании только после удовлетворения всех нижестоящих потребностей.

В этих пяти пунктах заключается вся пирамида, то есть иерархия потребностей Маслоу. Как отмечал сам создатель теории мотивации, эти ступени не настолько стабильны как кажется. Встречаются люди, порядок нужд которых является исключением из правил пирамиды. Например, для кого-то самоутверждение важнее, чем любовь и отношения. Посмотрите на карьеристов, и вы увидите, насколько распространен подобный случай.

Пирамиду потребностей Маслоу оспаривали многие ученые. И дело здесь не только в нестабильности созданной психологом иерархии. В нестандартных ситуациях, например во время войны или в крайней нищете люди умудрялись создавать великие произведения и совершали героические поступки. Таким образом Маслоу пытались доказать что даже не удовлетворив свои базовые и основные потребности люди реализовали свой потенциал. На все подобные нападки американский психолог отвечал лишь одной фразой: «Спросите у этих людей, были ли они счастливы».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector