Карл роджерс
Содержание:
Новая жизнь
Учеба подошла к концу, и Роджерс принял решение женится. Его невестой стала Хлен Элиот – однокурсница в Висконсине, которую Карл знал с самого детства. После обручения новоиспеченные муж и жена отправились в Нью-Йорк в либеральную объединенную теологическую семинарию. Жизнь в Нью-Йорке впечатлила Роджерса до глубины души, от отзывался о ней, как о возбуждающей и волнующей душу. Этот переезд был глотком свежего воздуха: Карл нашел новых друзей, проработал идеи и совершенно по-новому влюбился в жизнь, привычные вещи.
В семинарии он пришел к выводу, что у пастырей и психологов общая цель, которая заключается в помощи нуждающимся людям. Однако очарование религией постепенно растворялось, сменяясь разочарованием и скептицизмом. На последнем курсе Роджерс перевелся из теологической семинарии в Учительской колледж Колумбийского университета. Там он и получил образование в сфере психологии, как клинической, так и педагогической. Уже в 1928 году Роджерс стал магистром, а в 1931-м – доктором наук. Клиническая психология стала неотъемлемой частью его жизни.
Детство и юность
Карл Рэнсом Роджерс родился в Америке в начале XX века, его биография началась в предместье крупнейшего из промышленных городов. Деревня Ок-Парк, расположенная неподалеку от Чикаго, появилась на карте в середине 1830-х годов.
Предки будущего психолога не имели недостатка в средствах и считались религиозной благовоспитанной семьей. Отец, инженер строительной фирмы, и мать, профессиональная домохозяйка, делали вид, что довольны окружающим миром и собой.
На самом деле в доме, где росли Роджерс, сестра и четверо братьев, царила напряженная атмосфера из-за строгости взрослых. Детям не разрешалось участвовать в увеселительных мероприятиях, поэтому у них не имелось знакомых и близких друзей.
Карл Рэнсом Роджерс в детстве с семьей
Вынужденное одиночество Карл Рэнсом компенсировал чтением художественной литературы, это увлечение устраивало образованного главу семьи. Знакомясь с творчеством романистов и научно-популярными произведениями, мальчик налаживал контакты с воображаемыми людьми.
В начале 1910-х родители стали владельцами фермы, у младшего поколения после этого появилось много забот. Роджерс в 12-летнем возрасте начал помогать по хозяйству, его привлекали к выполнению сельскохозяйственных работ.
Учеба в государственной школе мало что изменила в жизни ребенка, в компании одноклассниц и одноклассников он всегда считался чужим. Мечты о социуме, в котором можно было бы самореализоваться, в этот период потускнели и вскоре рассеялись.
Несмотря на это, мальчик отлично знал общеобразовательные предметы, регулярно удостаивался лестных отзывов учителей. В трех разных учебных заведениях, располагавшихся вдали от дома, Карл Рэнсом в совершенстве освоил английский на материале книг и статей.
Летом подросток усердно работал на ферме, принадлежавшей родителям, в свободное время исследовал научные методы труда. Интерес представляла жизнь растений, насекомых, мелких животных, а также всего, что входило в понятие окружающей среды.
После окончания учебного заведения Роджерс и братья планировали заняться сельским хозяйством в фамильном имении семьи. В университете штата Висконсин, на факультете земледелия, юноша общался с преподавателями и сведущими в этом вопросе людьми.
На определенном этапе биографии он вспомнил о религиозном прошлом и присоединился к организации американских христиан. Прилежный студент посетил конференцию в столице Китайской Народной Республики, где начал формироваться основополагающий жизненный план.
Традиции азиатского государства изменили взгляды на общество, вернувшись на родину, Карл Рэнсом перевелся на исторический факультет
Параллельно он прослушал факультативный курс психологии, поглотившей все внимание в последующие десятки лет
Новой ступенью образования стал колледж при Колумбийском университете. Там Роджерс заинтересовался работой с проблемными обездоленными детьми. Получив степень магистра и защитив докторскую диссертацию, американец окончательно вышел из-под власти семьи.
Я-концепция
Из того, что уже было сказано, легко сделать вывод, что концепция «Я» в подходе Роджерса была центральным элементом. И вот какое определение «Я» давал он сам.
«Организованный, последовательный концептуальный гештальт, составленный из восприятий свойств Я, или «меня» и восприятий взаимоотношений Я, или «меня» с другими людьми и с различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этими восприятиями. Это гештальт, который доступен сознаванию, хотя и не обязательно осознаваемый» (К.Роджерс 1959 год).
Эти слова можно представить и несколько по-другому, например вот так — Я это часть феноменального поля сознания (или восприятия) человека, которая им же самим определяется как Я. Другими словами Я, это представления самого человека о том, чем он является.
Но «Я» это не только то, что воспринимается мной как «Я» сегодня, это включает в себя также и мои представления о том, каким бы я хотел стать, то есть отражает те черты, которые я хотел бы иметь, но пока не имею. Поэтому, важная часть концепции личности Я — идеал. В теории Роджерса, это очень важная часть личности, поскольку именно Я-идеал определяет интенцию к ее развитию, а, как мы помним, самоактуализация (или развитие Я) является важнейшим мотивом для поведения человека.
Концепция Я находится постоянно в процессе перемен, но при этом, оно всегда сохраняется как целостная система. В качестве примера можно привести такой факт-с точки зрения личности, я-маленький ребенок много лет назад и я взрослый человек сегодня, одна и та же персона, несмотря на то, что со стороны это выглядит как две совершенно разных личности.
Журналистика и блог
Рождерс с середины 2000-х годов начинает вести активную общественную деятельность и заниматься публицистикой
Важное событие происходит в биографии Александра в 2007 году – он открывает свой блог в «LiveJournal». На своей странице в «Живом журнале» автор освещает украинский кризис и все события, с этим явлением связанные
До 2014 года молодой человек проживал в украинской столице.
Блогер Александр Роджерс
В 2014 году парень на некоторое время переезжает в Донбасс, где снимает видеорепортажи с места военных действий. Александр в своих статьях также широко критиковал события, происходящие на Майдане, не принимая «революцию гидности». В «ЖЖ» у Роджерса часто появляются публикации и на тему международной политики и экономики. Молодой человек довольно часто рассматривает экономические и политические события в мире с умеренно левых позиций.
Роджерс является, помимо прочего, востребованным журналистом. Автор постоянно пишет статьи для таких изданий, как «News-Front», «Журналистская правда» и для других новостных интернет-сайтов. В публикациях Александр часто находит общее между событиями в истории, на первый взгляд, не имеющими никаких связей. По словам Рождерса, в этом и заключается профессионализм эксперта-аналитика. Это отчетливо проявляется в статье «Бородино-2015», где автор подробно разбирает проблемы, возникающие в этот период у ряда стран.
Журналист Александр Роджерс
Начинается статья с отрывка из знаменитого произведения Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино»
Далее автор обращает внимание читателей на то, что даже по истечении двухсот лет в мире ничего не изменилось. Народ, не владея информацией в полной мере и не имея соответствующих знаний, продолжает осуждать власть за бездействие, требуя при этом перемен и лучшей жизни
Но самое страшное, как пишет Александр, что люди не думают о последствиях.
Роджерс, вспоминая Бородинскую битву, напрямую говорит о том, что если бы Кутузова не торопили горячие головы, жаждущие как можно быстрее дать бой французам, то итогом сражения стала бы победа российских войск с гораздо меньшими потерями. Но знаменитого полководца постоянно подгоняли, обвиняли в бездействии.
Только несколько месяцев он вел подготовку к величайшей битве в истории России, подбирая недостающие резервы для армии. В это же время отряды партизанских движений всеми силами старались ослабить и деморализовать французов. Но даже этих мер не хватило для того, чтобы победить. Описывая основные факты Бородинской битвы, Александр задаёт главный вопрос:
Ключевые понятия
Значение личности (Personal power). Широко распространённое название личностно-центрированного подхода. Оно включает локус силы принятия решений и контроля.
Межличностное понимание (Interpersonal knowing). В роджерсианской психотерапии под этим понятием подразумевается практика эмпатического понимания. Цель его — понять опыт другого человека так, как он его сам переживает, соблюдение объективной корректности при этом не требуется.
Неконгруэнтность(Incongruence). Нежелание или неспособность к точной коммуникации, неспособность к адекватному восприятию или и то, и другое. Несоответствие имеет место при различиях между опытом, коммуникацией и пониманием.
Объективное понимание (Objective knowing). Понимание на социальном уровне. С его помощью в условиях объективной реальности проверяются гипотезы, спекуляции и предположения.
Поле опыта (Field of experience). Уникальная для каждого человека субъективная реальность, содержащая события его жизни и доступная пониманию. Поле опыта может соответствовать или не соответствовать объективной реальности. Это личный отдельный внутренний мир человека, он субъективен, избирателен и несовершенен.
Полноценно функционирующая личность (Fully functioning person). Человек, полностью осознающий своё реальное «я». Такой человек характеризуется следующими чертами: он открыт опыту, живёт настоящим, доверяет своим интуитивным суждениям и внутренним импульсам. Уверенность человека в способности принимать решения относится ко всей личности в целом, а не только к «интеллекту».
Группы встреч или Инкаунтер-группы (Process of encounter). В группах, которыми Роджерс руководил или где он выступал наблюдателем, применялась следующая последовательность действий. Группа начинает с топтания на месте, проявляет начальное сопротивление исследованию личности и выражению чувств. Люди обмениваются своими чувствами относительно прошлого. Сначала чаще всего выражаются негативные чувства. Если группе удаётся сохранить единство, становится явной личностно-значимая информация. Непосредственно выражаются как позитивные, так и негативные чувства. По мере того как люди проявляют всё больше эмоций и реагируют на них, в группе развивается исцеляющая способность. В результате обратной связи с группой и её одобрения люди принимают и одобряют самих себя.
Конгруэнтность(Congruence). Состояние гармонии между коммуникацией, опытом и пониманием
Если то, что человек выражает (коммуникация), то, что происходит (опыт), и то, на что человек обращает внимание (осознание), почти совпадают, следовательно, такой человек обладает высокой степенью соответствия.
Субъективное понимание (Subjective knowing). Понимание того, ненавидит ли человек, любит, получает удовольствие или презирает другого человека, событие или собственный опыт
Подобное понимание может быть усовершенствовано с помощью осознания своих внутренних физических ощущений. Это способность понимать происходящее в той мере, чтобы действовать, опираясь на намёки, следовать интуиции, не используя очевидных доказательств.
Тенденция к самоактуализации (Self-actualizing tendency). Часть процесса, характерного для всех живых существ. У человека она выражается в стремлении активизировать и использовать все способности организма. Самоактуализация — единственный мотив, постулированный в системе Роджерса.
Требование признания заслуг (Condition of worth). Тип поведения и аттитюдов, отрицающих какой-то аспект «я». Человек считает данное требование необходимым, чтобы завоевать любовь и приобрести ощущение собственной ценности. Такая ограниченность мешает свободному поведению человека, препятствует его зрелости и полноценному осознанию себя. Оно приводит к несоответствию и в конечном итоге к ригидности личности.
Эмпатическое понимание (Empathic understanding). Способность точно воспринимать чувства других людей. Необходимый элемент в цикле «я»-коррекции и «я»-развития, который помогает людям преодолеть внутренние барьеры и облегчить их психологический рост.
«Я»-идеальное (Ideal self). Оптимальная «я»-концепция человека. Как и само «я», она постоянно изменяется. Она может служить идеалом, к которому человек стремится, но в то же время может препятствовать развитию, если сильно отличается от актуальных ценностей и реального поведения.
Пять ключей к пониманию:
У каждого есть потенциал
«Все люди обладают способностью строить свою жизнь так, чтобы она давала им личное удовлетворение и при этом была конструктивной в социальном плане». Людям свойственно развиваться в позитивном направлении. Это не значит, что будет именно так, но каждый рождается с таким потенциалом. В детстве Роджерс много наблюдал за жизнью природы, в частности за развитием бабочек. Возможно, благодаря размышлениям об их трансформации и родилась его гипотеза о человеческом потенциале, подкрепленная позднее психотерапевтической практикой и научными исследованиями.
Слушать, чтобы слышать
«Неважно, глубоко или поверхностно то, о чем говорит человек, – я слушаю его с тем вниманием, старанием, на какое только способен». Мы много общаемся, но не слушаем и не слышим друг друга. А ведь ощущение своей ценности, значимости возникает в ответ на внимание к нам другого человека
Когда нас слышат, снимаются барьеры – культурные, религиозные, расовые; происходит «встреча человека с человеком»
А ведь ощущение своей ценности, значимости возникает в ответ на внимание к нам другого человека. Когда нас слышат, снимаются барьеры – культурные, религиозные, расовые; происходит «встреча человека с человеком».
Понимать другого человека
«Мое главное открытие я сформулировал бы так: я осознал огромную ценность того, что позволяю себе понимать другого человека». Первая реакция на людей – это стремление их оценить. Очень редко мы позволяем себе понять, что значат слова, чувства, убеждения другого человека для него самого. Но именно такое отношение помогает другому принять себя и свои чувства, меняет нас самих, приоткрывая то, что прежде ускользало. Это верно и в психотерапевтических отношениях: решающими становятся не специальные психологические техники, а позитивное принятие, безоценочное сопереживание и подлинное самовыражение терапевта и его клиента.
Открытость – непременное условие отношений
«Из моего опыта общения с другими я заключил, что в долгосрочных отношениях нет смысла притворяться тем, кем я не являюсь». Нет смысла делать вид, что любишь, если настроен враждебно, казаться спокойным, если раздражен и критичен. Отношения становятся подлинными, полными жизни и смысла, когда мы прислушиваемся к себе, открыты себе и, следовательно, партнеру. Качество человеческих отношений зависит от нашей способности видеть, кто мы такие, принимать себя, не скрываясь за маской – от себя и других.
Помогать другим двигаться к лучшему
Создать атмосферу, в которой можно открыто выражать себя, свои чувства, то есть благоприятную для развития человека, – задача не только для психологов. Ей должны служить все, владеющие социальными профессиями, ей должны способствовать личные, семейные, профессиональные – одним словом, любые человеческие отношения. Каждый из нас может помочь совершенствованию другого человека в соответствии с его собственными намерениями и целями.
Книги и статьи Карла Роджерса:
- «Взгляд на психотерапию. Становление человека» (Прогресс, Универс, 1994);
- «Консультирование и психотерапия» (Эксмо, 2000);
- «Свобода учиться» (Смысл, 2002);
- «Клиент-центрированный подход в психотерапии» (Вопросы психологии, 2001, №2).
Феноменология и теория личности Роджерса
Эдмунд Гуссерль
Немного информации о том, что такое феноменология.Моментом рождения учения можно считать публикацию книги Э. Гуссерля «Логические исследования», где центральной идеей выступает понятие ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТИ.
Под этим термином понималось свойство человеческого сознания (как имманентно ему присущее) быть всегда направленным на определенный объект. Это с неоспоримостью доказывает сам факт восприятия сознанием чего бы ни было, как существующего (то есть очевидный факт нашего постоянного мгновенного внимания к объекту). Под определенным объектом здесь понималось все что угодно, от фиксации на определенной идее или мыслях в сознании, до физического объекта, существующего во «внешнем» мире. Нетрудно понять, что понятие «внешний» в феноменологии было весьма и весьма субъективным, ибо очевидно, что каждый индивид самостоятельно проводит границу между субъектами и объектами.
Феноменология предполагала интенциональность, как единственно возможную основу для меры всех вещей (физических и психических феноменов), это означало, что такой мерой способно быть лишь человеческое сознание.
Интенциональность становится в каждый момент бытия непосредственным опытом, и это стало основной для феноменологической идеи, утверждающей идею тождества бытия и чистого сознания в состоянии его мгновенной интенциональности. В рамках такой системы координат сознание человека не могло быть предметом эмпирического изучения, но лишь непосредственным опытом самого познающего субъекта, что утверждалось, как чистый смысл или трансцендентальное Я.
Такая точка зрения на сознание человека, последовательно доведенная до логического завершения, означала, что и наша материальная (или, так называемая, объективная реальность) и внутренний мир (психическая реальность) есть ни что иное, как результат субъективной интерпретации индивидуальным сознанием человека в конкретный момент времени (здесь и сейчас).
А раз дело обстоит именно так, то из всего этого вытекает логичный вывод, что человек вполне свободен определять свою судьбу и оказывать влияние на свою жизнь, в полной мере используя свои врожденные возможности и способности, и эти возможности по определению заложены в нем самой природой.
Эти рассуждения и легли в основу личностного подхода Роджерса.
Помимо этого, принципиальной позицией Роджерса было то, что человек в своей основе несет позитивный заряд и стремится к совершенству, а конкретно — к все большей самостоятельности, зрелости и актуализации своих возможностей, что же касается деструктивного поведения, которое демонстрирует довольно много людей, то оно возникает вследствие игнорирования этими индивидами своей настоящей внутренней природы.
Такой взгляд, мог бы показаться весьма наивным, если бы не основывался на более чем 30 летнем опыте Роджерса в психологической работе с клиентами, а наибольшая ценность его теории и состоит именно в том, что как и в случае с Зигмундом Фрейдом, она основана на непосредственном опыте его работы как психотерапевта, то есть на наблюдениях за конкретными людьми.
Карл Роджерс, как и Маслоу, является одним из зачинателей направления гуманистическая психология, поэтому было бы уместно сказать, что вышеизложенное вполне согласуется с позицией последнего. Тем не менее, во взглядах ученых было по крайней мере три существенных различия.
Принято считать, что они заключаются в следующем.
Абрахам Маслоу
Концепция личности Карла Роджерса
В рамках этой статьи мы уже говорили о том, что в основе его воззрений на человеческую личность лежал феноменологический поход, который утверждал господство субъективного опыта индивида. Это и стало главной основной для личностной концепции Роджерса, а в дальнейшем и для психологического метода работы с клиентами, который назывался клиент-центрированной терапией.
Главная идея, которая естественным образом легла в основу личностного подхода Роджерса, это связь субъективного опыта человека и его поведения. Это означало, что действия любого человека целиком и полностью определяются его же собственной интегральной интерпретацией событий внешнего (материального) и внутреннего (психического) мира, которые были ни чем иным, как единым полем сознания человека (психокосмом).
Здесь важнейшее значение имеет восприятие явлений и их интерпретация. Например, я сижу за столом, смотрю на море и пью кофе со сливками, при этом, внутри меня существует целая гамма чувств и мыслей, присущая только мне одному. Никто кроме меня, не может утверждать, что чувствует реальность лучше меня или противопоставлять свое чувство реальности моему.Это значит, что все истоки моего поведения, внутреннего эмоционального состояния и интенций находятся прямо здесь и сейчас. Здесь же находятся и весь мой опыт, и именно поэтому, значение имеет не он сам, как совокупный результат произошедших в прошлом событий, а то, как я интерпретирую это событие сейчас.
Так мы могли получить психологическую травму в детстве по причине того, что родители подавляли нашу физическую и эмоциональную активность, заставляя вести себя в соответствии с их собственными представлениями. Но со временем, эта травма претерпевает значительную трансформацию и во взрослом возрасте проявляется, например так — человек испытывает недоверие к окружающему миру и уже по этой причине избегает эмоционального контакта. По Роджерсу, именно сегодняшний опыт имеет подлинное значение, именно его и надо осознать и пережить, а вовсе не первоначальное событие, которое к нему привело и давно утратило свою актуальность.
Конечно же он не отрицал значение травматических событий прошлого, но считал их второстепенными в сравнении с актуальным опытом «здесь и сейчас».
И еще одна вещь для Роджерса имела огромное значение, он был уверен, что важнейшей бессознательной интенцией человека было стремление прогнозировать будущее. Например, истинной проблемой уже упомянутого нами выше индивида, являются вовсе не прошлые события его жизни, а тот факт, что он опасаетсся эмоциональных проявлений в будущем, так как автоматически просчитывает их возможные последствия, и именно эти будущие события для него важны. Поэтому, целесообразным будет изменение его отношения к миру, а именно, устранение страха эмоциональных реакций, через осознание того факта, что сегодняшний мир не несет для него угрозы.
Итак, с точки зрения Роджерса личность было целесообразно рассматривать в контексте связки «настоящее-будущее».
Полнофункциональный человек
Роджерс утверждал, что все люди могут достичь своих целей и желаний в жизни. Когда они это сделали, произошла самореализация. Людей, способных к самореализации, которые не составляют всех людей, называют «полностью функциональными людьми»..
Это означает, что человек имеет контакт с «здесь и сейчас», своими субъективными переживаниями и своими чувствами, и это находится в постоянном росте и изменении.
Роджерс рассматривал полностью функционального человека как идеал, которого многие люди не могут достичь. Неверно думать об этом так, как будто это конец пути жизни; это процесс перемен.
Роджерс выделил пять характеристик полностью функционального человека:
1- Открытие опыта
Эти люди принимают как положительные, так и отрицательные эмоции. Отрицательные эмоции не отрицаются, а исследуются (вместо того, чтобы прибегать к механизмам защиты эго). Если человек не может открыть свои чувства, он не может открыть себя для актуализации себя.
2- экзистенциальная жизнь
Это состоит в том, чтобы быть в контакте с различными переживаниями, происходящими в жизни, избегая предрассудков и предубеждений. Оно включает в себя способность жить и в полной мере ценить настоящее, не всегда заглядывая в прошлое или будущее, поскольку первый ушел, а последний даже не существует.
Это не означает, что мы не должны учиться на том, что случилось с нами в прошлом, или что мы не должны планировать вещи на будущее. Просто мы должны признать, что настоящее — это то, что мы имеем.
3- Доверься нашему телу
Вы должны обращать внимание и доверять чувствам, инстинктам и внутренним реакциям. Мы должны доверять себе и делать то, что считаем правильным, и это возникает естественным образом
Роджерс относится к уверенности, которую мы должны иметь в себе самом, необходимой для того, чтобы быть в контакте с самореализацией.
4- Творчество
Креативное мышление и риск — характеристики жизни людей. Это включает в себя возможность настраиваться и меняться в поисках новых впечатлений.
Полнофункциональный человек, находясь в контакте с актуальным обновлением, чувствует естественный импульс внести свой вклад в обновление тех, кто его окружает.
Это может быть сделано с помощью творчества в искусстве и науке, с помощью родительской любви или, просто, делая лучшую работу из возможных.
5- Экспериментальная свобода
Полностью функциональные люди довольны своей жизнью, поскольку они испытывают их с истинным чувством свободы.
Роджерс утверждает, что человек, который работает, полностью признает свободную волю в своих действиях и принимает на себя ответственность за предоставляемые возможности.
Для Роджерса полнофункциональные люди хорошо приспособлены, хорошо сбалансированы и интересны для понимания. Часто эти люди получают большие вещи в обществе.