Речевое общение

Введение

В данной работе будет изучен русский язык в самом широком смысле этого слова — как совокупность всех слов, грамматических форм. Среди разновидностей русского языка существенно отличается русский литературный язык. Он справедливо считается высшей формой национального языка.

Благодаря письменным записям мы можем проследить эволюцию нашего языка на протяжении более тысячи лет. В обмен на все, что было создано и укреплено, мы получили новую языковую систему, систему, в которой современное мышление постепенно откладывалось.

Простым примером на старого языка являются три типа (мужской, средний и женский), три числа (единственное, множественное и двойное), девять случаев, три простых раза. Современный язык выбирает более строгую и удобную бинарную оппозицию. Система случаев и времен также упрощена. Язык меняет свои грани каждый раз, как это требуется для этого конкретного времени. Из бесконечной языковой практики возникает обновленный язык.

Русский язык обеспечивает преемственность культурных традиций народа, возможность возникновения и развития мощного потока национальной литературы. С другой стороны, значительные социальные потрясения, которые затрагивают основы общественного порядка, всегда оставляют очень заметное влияние на язык .

Язык — это многофункциональная система, которая имеет дело с информацией — с ее созданием, хранением и передачей. Функции языка связаны и в то же время связаны с их природой и целью в обществе.

Язык образуют феномен человеческой речи. Язык — это набор инструментов для общения людей посредством обмена идеями и правилами использования этих инструментов. Язык проявляется в речи. Язык — использование существующих языковых инструментов и правил в языковом общении людей.

Философия нетождественности языка и мышления

Язык и мышление представляют собой две отдельные системы, наполненные собственным содержанием и существующие по своим самостоятельным законам развития и функционирования. Исходя из этого, выделяют следующие отличия этих систем:

  • Структурными компонентами мышления являются: понятия, суждения и умозаключения. Составные части языка: фонема, морфема, лексема, слово, предложение, и др.
  • Мышление отражает мир в идеальных образах с разной степенью глубины и детализации, постепенно получая более конкретное, ясное и полное представление о предметах и сущности явлений. Язык, со своей стороны, фиксирует полученное знание, он выделяет и подчеркивает в нем то, что ранее было произведено мышлением.
  • Мышление формируется под влиянием законов психологии и логики, при этом познавательные способности субъекта играют очень значимую роль, а язык определяется структурой конкретного языка, развиваясь на фоне общественных норм и культурных традиций. Так, мышление всех людей мира осуществляется по общим законам, а языки и речь сильно отличаются друг от друга.
  • Мышление и речь имеют различные генетические корни: мышление человека – от наглядно-образного мышления животных, а человеческая речь – от звуковых нечленораздельных сигналов животных.

Итак, очевидно, что мышление и речь не являются синонимами или взаимозаменяемыми понятиями. Они образуют тесную, неразрывную связь, в которой речь является инструментом мышления каждого из нас. Когда вы проговариваете свою точку зрения, доносите свою мысль до окружающих в словесной форме, вы улучшаете свою мыслительную деятельность, занимаетесь ее совершенствованием. Поэтому когда вам сложно что-то объяснить человеку, но вы стараетесь найти нужные слова и правильно сформулировать мысль, знайте, что в этот момент вы развиваете речевые навыки, а соответственно улучшаете свое собственное мышление.

Всегда есть выбор: развиваться или нет, поэтому давайте стремиться вверх, а не катиться вниз. Больше читайте, изучайте свой родной язык, старайтесь говорить правильно и красиво. Вы явно станете более интересным собеседником, но гораздо важнее, что таким образом вы будете развивать свое мышление, а соответственно себя.

Желаем успехов!

Советуем также прочитать:

  • Теория коммуникации
  • Лингвистическая концепция Фердинанда де Соссюра
  • Когнитивная сфера личности
  • Психические процессы: виды и краткая характеристика
  • Философские основы лингвистической концепции Вильгельма фон Гумбольдта
  • Цикл эффективной коммуникации
  • Чек-лист для эффективной коммуникации
  • Как прокачать навыки слушателя
  • Психософия
  • Как избавиться от артикуляции при чтении?

Ключевые слова:1Когнитивистика

О проблемах настоящего времени

Многие исследователи сходятся во мнении, что в последнее время одна из проблем общества – агрессия, к которой прибегают участники, чтобы добиться своих целей в процессе коммуникации. К примеру, излишне активно используется инвективная лексика, а значит, паритетный диалог становится невозможным, нормально контактировать в такой ситуации проблематично, рождается конфликт. Отрицательный этикет и негативные речевые шаблоны можно видеть и в жизни, и в драматургии. Это связано в том числе и с модой – общественности интересны герои, проявляющие интолерантное поведение при коммуникации.

Когда общение эффективно?

Порой взаимодействие даже тех людей, которые хорошо образованы и знают, скажем, определение основных единиц речевого общения, далеко от норм культуры общения. В таких случаях цели общения, как правило, не достигаются. Что требуется, чтобы общение было успешным? Вот некоторые условия:

  • Нужно быть заинтересованным в общении.
  • Уметь слушать и проникать в замысел субъекта.
  • Говорящий должен уметь средствами языка передать то, как он относится к предмету речи.
  • Учитывать не только настроение, эмоции и физическое состояние того, с кем коммуницируют, но и внешние обстоятельства речевого взаимодействия.

Ну, и конечно, всегда и везде соблюдение этикета (норм) речевого общения поможет значительно повысить эффективность любых коммуникаций.

Теория и практика

Активно взялись за исследование общения ученые только во второй половине прошлого столетия. Значимые работы увидели свет в 60-70-х годах. В них акценты ставились на социальные параметры взаимодействия людей, а также психологические характеристики, семантическую оценку акта взаимодействия. Исследователи анализировали правила, специфику речевого поведения и речевого общения.

Интерес к этой области полностью оправдан – без общения просто невозможно представить себе человечество; взаимодействие является важной частью жизни любого человека, изъять ее нельзя. Общение актуально не только для конкретной личности, но и народов, культуры

В разных формах культуры практикуются различные варианты общения, но в любом случае основная идея взаимодействия – понять собеседника и почувствовать его правильно, без искажений. Изучая то, как взаимодействие происходит, выделили три уровня: перцептивный, интерактивный, коммуникативный.

Стоит ли говорить?

Виды, формы речевого общения – это еще и письменное, устное взаимодействие. Каждая из ситуаций имеет свои особенности, позволяющие причислять ее к некоторой группе, а также формы речи, используемые собеседниками. Устное общение практикуется (обычно) при возможности установить личный контакт. В большинстве случаев это одновременно возможность и слышать, и видеть собеседника.

Выбирают, учитывая этикет речевого общения, вид и форму взаимодействия

Многое зависит от объема сведений, которые надлежит передать адресату, от уровня важности информации. Так, устное взаимодействие – однократное произнесение, а в письменной форме человек может много раз перечитать полученные сведения

Следовательно, сложные, объемные данные лучше передавать именно письменно, так как их восприятие будет более адекватным. А вот легкие для понимания сведения можно направлять адресату в устной форме, этого в большинстве случаев достаточно.

Выбирая оптимальный для конкретного случая вид, стиль речевого общения, необходимо проанализировать, кто является адресатом сведений, каковы должны быть условия для наилучшего восприятия.

А если поподробнее?

Первый, базовый уровень – коммуникация. Он позволяет обмениваться сведениями, используя язык, традиции, иные особенности, объединяющие собеседников и позволяющие им понять друг друга.

Интерактивный – второй, более высокий уровень. Он предполагает наличие взаимоотношений

При этом важное влияние оказывают личностные особенности персоны

Перцептивный уровень – это диалог между культурами. О нем говорят, когда взаимно пытаются понять друг друга представители отличающихся лингвокультурных сообществ. Изучение именно этого уровня привлекает многих ученых, лингвистов и социологов, психологов. Коммуникативное поведение и перцептивный уровень взаимодействия связаны меж собой, поскольку именно этот уровень предназначен для передачи собеседнику намерений, целей, которые есть у говорящего.

Особенности речевого общения

Речь сегодня представляет собой важнейший механизм человеческих коммуникаций. Она идет от индивида к одному индивиду, нескольким или множеству. Сам коммуникативный процесс упрощенно можно представить таким образом – с одной стороны имеется говорящий субъект (отправитель информации), а с другой – получатель информации или слушающий субъект (адресат). Отправитель и получатель вступают во взаимодействие для трансляции информации, представленной в виде последовательности сигналов, состоящих из набора букв, звуков и т.п. Для приема информации, должна иметься в наличии определенная система адекватности элементарных сообщений и реальности, которая знакома и говорящему, и слушающему. Такую систему соответствий называют языковой системой или языком.

Различие языка и речи состоит в наличии категорий в языковых системах, тогда как речь содержит в себе непрерывный ряд (континуум). Отсюда следует, что коммуникативный процесс складывается из шести составляющих: контакт и сообщение, отправитель и получатель, код и действительность. Человеческая личность всегда является источником речи, так как говорит не человек, а его личность.

Особенности речевого общения отмечаются целевыми установками, которых может быть множество. Ведь они имеют тесную взаимосвязь с потребностями личности в коммуникативном влиянии на окружающих индивидов, например, желание заставить произвести определенное действие, убедить в чем-либо, вызвать какую-либо эмоцию и т.п. Также различают целевые установки процесса речи, которые не являются в общем смысле коммуникативным взаимодействием, например, заключенный в карцере произносит речь не для общения, а для того чтобы не забыть слова, построение предложений и их звучание.

Главным составляющим любой целевой установки процесса речи должен быть дополнительный аспект нравственности, который исключает сознательный обман, ложь, дезинформацию и др.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

5 типов речевого взаимодействия

Их только пять, но целых четыре из этой классификации можно расценивать как примеры эгоцентрических реакций: бесполезные, представляющие собой примеры «Я-сообщений».

В их числе:

1)Разговоры о собственных успехах и достижениях. Они иллюстрируют жажду признания, удовлетворяют тщеславие говорящего, тешат его самолюбие. Их причина – проекции вовне эго и эго-структур (не имеющих аналогов в реальности).

2)Разговоры-жалобы. Это сообщения на тему, «как я старался, но не получилось». Здесь особая значимость придается персоне, говорящий упивается жалостью к себе и старается вызвать такую же реакцию у собеседника, привлечь его на свою сторону.

3)Разговоры о другом в позитивном ключе, чтобы понравиться, вызвать благосклонность либо восхищение

Здесь, опять же, главное – внимание и приязнь слушающего, причастность к значимым другим.

4)Разговоры о другом в негативном ключе, с позиции жалости («как он старался и ничего не получилось»).

Что дают такие разговоры? Ровным счетом ничего

Это трата ментальных и эмоциональных сил слушающего, овладение его вниманием

К пятому типу речевого взаимодействия относят полезные акты коммуникации, чье содержание выходит за рамки эго. Они очень редки – порядка 0,025%, их влияние на формирование словесной реальности минимально. Основное их отличие от прочих разновидностей речевого взаимодействия – в том, что они результативны, их следствием является акт творения, некое созидательное действие или принятие верного, продуктивного решения. Благодаря им меняется материальный мир, они несут в себе мощный преобразовательный потенциал. Например, юмор меняет восприятие реальности, вызывает разрядку в виде смеха, улучшает контакт – то есть, является результативным взаимодействием. Деловой разговор, в ходе которого обсуждаются детали воплощения проекта, тоже из разряда подобных взаимодействий.

Но если результативные акты речевого взаимодействия составляют чуть больше ноля процентов от общих, то получается, что львиная доля коммуникаций сводится к основным принципам:

  • 1) заявить о собственной значимости;
  • 2) заявить о значимости объекта, с которым частично ассоциируется говорящий;
  • 3) пожаловаться на сложности, вызвать участие и жалость к себе;
  • 4) пожаловаться на нечто значимое, что ассоциируется с говорящим.

Получается, что в большинстве случаев целью коммуникации является презентация себя как значимой персоны. Речевое взаимодействие по принципам 1, 2 фактически зеркально отражает контакты по принципам 3, 4 – в других человек видит, прежде всего, себя, и этот процесс можно пресечь только сознательным рациональным усилием (хотя, справедливости ради, заметим, что этой ловушки не всегда удается избежать даже опытным психотерапевтам в их профессиональной работе).

Получается, любой человек изначально фиксирован на себе, и это сужает горизонты, мешает по-настоящему объективно и непредвзято воспринимать интересную информацию, наслаждаться процессом спонтанной – настоящей – жизни. Вот почему одним из терапевтических приемов является юмор – умение возвыситься над проблемой и над своим погружением в нее, выход в отстраненность, позволяющий понять простые истины: «Я не есть моя проблема», «Я не есть моя работа», «Я не есть мое тело» и так далее. Человек неизмеримо больше того, с чем он отождествляет себя.

Важно знать

Анализируя виды общения и виды речевой деятельности, необходимо обратить внимание, что результат деятельности – некоторый текст либо законченная мысль, в то время как поведение направлено на формирование взаимоотношений между участниками социума – таковые могут быть конструктивными, деструктивными, положительными и недоброжелательными. Кроме того, поведение направлено на формирование эмоциональной составляющей, объясняющейся тем, как ведут себя участники диалога

Особенно важно уделять внимание речевому общению в рамках формирования личности ребенка, развития у него навыков социальной жизни и активности. При этом одновременно взрослые должны обучать и деятельности, и поведению. При работе, к примеру, со школьниками, речь идет о создании коммуникативной компетентности

Необходимо передать подрастающему поколению систему языка, речь, материалы, а также нормы общения и поведения

При работе, к примеру, со школьниками, речь идет о создании коммуникативной компетентности. Необходимо передать подрастающему поколению систему языка, речь, материалы, а также нормы общения и поведения.

Речевая ситуация

Такая основная единица общения, как речевая ситуация, называет весь комплекс обстоятельств, на фоне которых совершается коммуникация. Чтобы было совершено действие, называемое речевым, необходим ряд как речевых, так и неречевых условий. Бывают ситуации отношений, предметные, учебные и реальные.

Устные коммуникации строятся на различных речевых ситуациях. Именно они определяют структуру общения; диктуют, какие средства языка и речевой темп будут выбраны. И, конечно же, устанавливают само содержание речевого взаимодействия.

Речевые ситуации делятся на канонические и неканонические. Первые предполагают, что время говорящего такое же, как у слушающего. Значит, они находятся в каком-то одном месте и видят одинаковую картину. Вторые возникают, когда отсутствует конкретный адресат речи (публичное выступление, обращенное сразу ко всем присутствующим). Также неканонической речевой ситуацией является, например, ситуация письма. В данном случае автора послания не совпадает с этими же понятиями у адресата.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector