Что такое коммуникативное общение?

Содержание:

Особенности процессов массовой коммуникации. Социальное давление и феномен конформизма

Массовые коммуникации — дисциплина, изучающая различные средства, с помощью которых отдельные люди и организации передают информацию через средства массовой информации большим сегментам населения одновременно. Основные психологические характеристики массовой коммуникации.

Для массовой коммуникации характерны сугубо психологические процессы:

  • Интерес, подражание, например, в соотношении условий и образа жизни коммуникантов.
  • Формирование ценностей, неявно присутствующих в масс-коммуникативных процессах, котоpые, функционируя на личностном уровне, формируют массовое (общественное) сознание.
  • Идентификация, означающая эмоциональное и смысловое отождествление потребностной сферы человека в соответствии с поступающей извне информацией.
  • Восприятие, понимание, переживание, запоминание, мотивация и ожидания в механизме обращения аудитории к СМИ и т.д.
  • Убеждающее воздействие аудитории коммуникантом (СМК).
  • Формирование интересов и стереотипов массового сознания через установки.
  • Создание коммуникатором (СМК) условий для реализации феноменов подражания и заражения в массовых проявлениях.
  • Формирование слухов с определенными целями.
  • Мотивация и активизация творческого мышления в группе (корпоративной среде).

Одной из важнейших социально-психологических функций массовой коммуникации является ее способность самоорганизовывать общественное мнение, общественное сознание.

Групповое давление — это процесс влияния установок, норм, ценностей и поведения членов группы на мнения и поведение индивида. Нормативное влияние характеризуется принятием индивидом мнения большинства в качестве групповой нормы, зависимостью индивида от группы и его стремлением к согласованию своего поведения и своих установок с поведением и установками группы

Информационное влияние характеризуется влиянием других членов группы как источника информации, важной для принятия решения и учитываемой индивидом

Конфо́рмизм — изменение в поведении или мнении человека под влиянием реального или воображаемого давления со стороны другого человека или группы людей.

Существуют две основных причины, по которым люди проявляют конформизм.

1. это происходит в ситуациях, когда данных, которые человек имеет об окружающем мире, недостаточно для принятия решения. Или можно сказать проще — человек не знает, что и как нужно делать. Когда информации из предметного мира недостаточно, мы начинаем ориентироваться на косвенную информацию из мира социального.

2. другой вид конформного поведения имеет иные основания и следствия. Речь идет о нормативном влиянии группы, которому индивид подчиняется, чтобы получить социальное поощрение или избежать наказания. Социально-психологические эксперименты, направленные на изучение конформизма, демонстрируют значение фактора нормативных влияний.

Суть общения, цель, функции

Социологи считают, что межличностные коммуникации – это отличный способ передать другим людям общественный опыт и культуру. Отечественные психологи поддерживают мысль, что целью общения является создание единства между обменом информацией и деятельностью в обществе. Но совершить обмен нереально, если между людьми отсутствует понимание, ведь оно помогает добиться успеха и наладить тесный контакт.

Важно! Поэтому понимание является главной целью межличностных контактов. Именно от него зависит результат коммуникаций

Цели общения

Общение в жизни человека выполняет 8 основных функций.

Контактная

Чтобы понять, что значит контактная функция, и для чего она нужна, достаточно вспомнить главный страх человека – боязнь быть непонятым.

Важно! Этот барьер препятствует установлению близких и длительных взаимоотношений с людьми. Чем больше один человек общается с другим, тем легче устанавливается контакт между ними и как следствие – понимание

Чем больше один человек общается с другим, тем легче устанавливается контакт между ними и как следствие – понимание.

Информационная

Информационная функция отвечает за формирование, передачу и прием информации. Реализуется она в несколько этапов:

  • вначале выравниваются различия в информированности индивидов, которые нацелены на вступление в психологический контакт;
  • затем происходит передача убеждений, мыслей, фактов, и делаются выводы об услышанном;
  • на третьем этапе формируется желание понять собеседника.

Эта функция общения важна, так как сообщения, замыслы, решения и мнения помогают наладить понимание между контактирующими субъектами.

Побудительная

Побудительная функция позволяет стимулировать человека на активные действия. В этом случае общение позволяет управлять людьми.

Дополнительная информация. В современном мире эта функция используется во всех сферах деятельности для манипуляций.

Рекламные ролики – яркий пример успешной реализации функции.

Координационная

Координационная функция позволяет людям заниматься совместной деятельностью. Благодаря ей, группа лиц может согласовать свои действия и эффективно выполнить поставленную задачу. Если функция будет реализована некачественно, такое общение принесет разочарование и убытки.

Эмотивная

Благодаря эмотивной функции, люди способны возбудить в партнере необходимые эмоциональные переживания, а также осуществить изменение собственного состояния.

Если способы эмоционального регулирования у партнеров различны, то эффективная реализация этой функции в общении будет невозможна, и люди столкнуться с недопониманием и конфликтами.

Функция понимания

Терминология слова «понимание» связана с такими понятиями, как «значение» и «смысл». Исходя из этого, главная задача этой функции заключается в том, чтобы объяснить двум контактирующим людям цель их общения, а также дальнейшее развитие событий. Также понимание позволяет партнерам узнать друг друга и в будущем предугадывать поведение, установки и состояние собеседника.

Функция влияния

Функция влияния похожа на побудительную функцию. Главная ее цель – изменить поведение, состояние, личностно-смысловые образования собеседника.

Важно! Для реализации функции могут использоваться разнообразные психосоциальные приемы воздействия. Использоваться она может как в позитивных, так и негативных целях

Функция отношения

Функция управления отношениями позволяет индивиду осознать и зафиксировать свое место в деловых, статусных, межличностных связях. При помощи нее у человека появляется свой круг интересов, важных и нужных людей, а также знакомства для каких-то конкретных дел.

Стили межличностного общения и их характеристики

Императивное общение- это авторитарная, директивная форма воздействия на партнёра по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определённым действиям или решениям. В данном случае партнёр по общению рассматривается как объект воздействия, выступает пассивной, «страдательной» стороной. Особенность императива в том, что конечная цель общения — принуждение партнёра — не завуалирована. В качестве средств описания влияния используются приказ, указания, предписания и требования.

Манипулятивное- это распространённая форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнёра по общению с целью достижения своих скрытых намерений. Как и императив, манипулятивное общение предполагает объектное восприятие партнёра по общению, который используется манипулятором для достижения своих целей. Роднит их и то, что при манипулятивном общении также ставится цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Коренное отличие состоит в том, что партнёр не информируется об истинных целях общения; они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими.

В качестве реальной альтернативы такому типу отношений между людьми может быть рассмотрено диалогическое общение, позволяющее перейти от эгоцентрической, фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнёра по общению. Основано на равноправии участников общения и позволяет перейти от установки на себя, к установке на партнёра.

Ритуальное общение– имеет целью поддержание связи с социумом.

Аспекты общения в психологии

Общение является сложным многоплановым процессом, который позволяет установить и развить контакт между людьми.

Справка! Желание взаимодействовать с социумом возникает из-за потребности сообща заниматься каким-либо делом.

Для качественной коммуникации человеку требуется руководствоваться основными сторонами общения, которые в психологии представляют собой единое целое всего процесса взаимодействия людей.

Общение позволяет людям не только обмениваться информацией, но и учит правильно воспринимать и понимать собеседника. Несмотря на то, что коммуникация характерна для всех живых существ, только у человека взаимодействие с внешним миром носит осознанный характер.

Важно! Общаться люди могут при помощи вербальных (речь, слова) и невербальных актов (мимика, жесты, интонация, образы). Человек, который принимает информацию, называется реципиентом, а передающий – коммуникатором

Человек, который принимает информацию, называется реципиентом, а передающий – коммуникатором.

Схема беседы

В общении психологи выделяют 3 аспекта, которые составляют весь процесс взаимодействия:

  1. Содержание – представляет собой информацию, которую требуется передать одному человеку от другого. Она может выражаться в виде эмоционального состояния (злость, радость, счастье, удовлетворение), потребностей (желание есть, пить, гулять), сигналов об опасности (предупреждение о пожаре). Содержание общения у человека намного шире, чем у животных. Люди способны обмениваться жизненным опытом, знаниями о мире, навыками и умениями в трудовой деятельности.
  2. Цель – основной мотив, ради которого человек решил взаимодействовать с другим индивидом. Животные общаются ради побуждения собратьев к определенным действиям. Например, собака может движением лапы предупредить щенка об опасности. У человека намного больше мотивов для общения: разрешение деловых, любовных или дружеских вопросов, согласование действий, воспитание, обучение.
  3. Кодирование – представляет собой способ, при помощи которого та или иная информация будет передаваться другому человеку. Примеры – телесный контакт, органы чувств, язык, речь, текст, рисунок, аудиотехника.

Только активное взаимодействие 3-х основных аспектов способно установить контакт между людьми.

Виды общения

Обмен информацией между людьми может проходить чрезвычайно разнообразно. Осознать, что такое общение, какова его роль в обществе, и каких видов оно бывает, поможет коммуникативная классификация.

Виды общения

По содержанию

Когда между людьми выстраивается общение, определение его целей является главной задачей в самом начале. Поэтому деление коммуникации по содержанию позволяет установить мотивы контакта. Согласно этой классификации общение бывает:

  1. Деятельностное. Между индивидуумами происходит обмен навыков, умений, операций и действий.
  2. Мотивационное. При таком общении люди обмениваются потребностями, интересами, побуждениями.
  3. Кондиционное. Благодаря этому виду, один человек способен совершить обмен физиологического и психического состояния.
  4. Когнитивное. Основная цель такого общения заключается в передаче знаний.
  5. Материальное. При коммуникации люди обмениваются продуктами и предметами.

По целям

По целям общение подразделяется на 2 вида:

  • социальное, при котором преследуется цель расширить и укрепить межличностные контакты;
  • биологическое, которое требуется обществу для поддержки и развития организма.

По каналу коммуникации

По каналу коммуникации общение подразделяется на следующие виды:

  1. Невербальный. Обмен информацией между людьми осуществляется при помощи жестов, мимики.
  2. Вербальный. Этот канал социальной коммуникации реализуется при помощи речи.
  3. Искусственный. Общение осуществляется за счет своеобразных амулетов, татуировок, символов, которые имеют определенное значение. Также к этому виду относятся книги, пресса, телефоны, телевидение и радиовещание.

По средствам

По средствам общение бывает:

  1. Косвенным. Общение осуществляется при помощи посредников.
  2. Прямым. Беседа людей происходит при личном контакте.
  3. Опосредованным. При этом общении используются различные средства и орудия для обмена информацией между людьми. Социальные сети – яркий пример такой коммуникации.
  4. Непосредственным. Общение происходит при помощи естественных органов, например, зрения, слуха.

По контакту

В зависимости от контакта с собеседником, общение бывает:

  1. Опосредованным. Такой вид общения считается косвенным. Обмен между людьми осуществляется тогда, когда они отдалены друг от друга. Например, это переписка, разговор по телефону.
  2. Непосредственным. Является прямой коммуникацией, при которой субъекты находятся рядом друг с другом и обмениваются информацией при помощи мимики, жестов и речи. Этот вид считается наиболее полноценным, так как в процессе индивиды способны получать максимум знаний друг о друге.

По условиям ситуации

По условиям ситуации общение бывает:

  1. Официальным. Должностное общение осуществляется исключительно в деловой сфере. Для него характерно наличие большого количества формальностей и правил.
  2. Неофициальным. Частное общение не ограничивается набором правил. Оно может происходить в любой сфере.

Общение животных

Биокоммуникация (гр. bios- жизнь и лат. communico — связываю, общаюсь) — связь, общение между особями животных одного или разных видов путём передачи информации при помощи различных сигналов.

Передача информации (генерация) осуществляется специальными органами (голосовой аппарат, пахучие железы, форма тела, поза, окраска, поведение животного и т. п.).
Приём информации (рецепция), осуществляются на сенсорном уровне, органов обоняния, вкуса, зрения, слуха, электро-, термо-, механо- и др. специальными рецепторами. Передаваемые сигналы обрабатываются в разных частях нервной системы, сопоставляется (интегрируется) в её высших отделах, где формируется ответная реакция организма.

Сигналы животными подаются в различных контекстах, которые соответственно влияют на их значение, к примеру, с их помощью обеспечивается защита от врагов и неблагоприятных факторов среды, облегчается поиск корма, особей противоположного пола, происходит общение родителей и потомства, регулируются внутри- и межвидовые взаимодействия и др.

Изучение поведения организмов, их сигнализации, общения и связей позволяет глубже понять механизм структурирования видового населения и наметить пути и способы управления его динамикой.
Для многих видов животных этологами, зоопсихологами и другими специалистами составлены каталоги с описанием языка поз, мимики, жестов.

Зоосемиотика — научная дисциплина, описывающая биокоммуникацию животных (передачу информации от одной особи к другой) с позиции содержания их коммуникативных действий (см. также Семиотика).

Информативное содержание коммуникативных действий может относиться:

  • к сферам опознания — опознание принадлежности особи к определенному виду, сообществу, полу, опознание индивида среди сородичей и пр.;
  • к мотивации поведения — информация о физиологическом состоянии животного, например, о состоянии голода, полового возбуждения, эмоциональное состояние и пр.;
  • к отношениям со средой — оповещение об опасности, нахождении корма, места для отдыха и пр.

По происхождению и механизму действия формы общения различаются каналами передачи информации (оптические, акустические, химические, тактильные и др.)

Социальные животные (дельфины, приматы, собаки, пчелы, муравьи) имеют особо сложные формы общения, что выражается в согласованных совместных действиях для эффективного функционирования своего сообщества как единого целого.

Средства общения

В качестве средств общения выступают два вида коммуникации: вербальная (речевая) и невербальная (неречевая).

К изучению невербальных средств общения обращаются следующие науки:

  1. Кинесика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика изучает движение мышц лица, жестика — жестовые движения отдельных частей тела, пантомимика — моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку.
  2. Такесика изучает прикосновение в ситуации общения: рукопожатие, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и пр.
  3. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении: выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте.
    Исследованиями Альберта Мехрабяна и профессора Бердвистелла установлено, что полное сообщение усваивается человеком через мимику и жесты на 55 %, через интонацию — на 38 % и через слова — лишь на 7%.

К средствам общения относятся:

  1. Язык: система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение; если я говорю «стол», я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом те же понятия, что и я, — это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, «субъективный» смысл, поэтому мы не всегда правильно понимаем друг друга.
  2. Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.
  3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.
  4. Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т. е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т. е. служить для большей выразительности речи.
  5. Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

Зачем коммуникация нужна человеку?

Не столь важно, общительный ли вы человек или замкнутый в себе интроверт, привыкший к одиночеству, общение необходимо всем. Социальная потребность в разговоре с себе подобными – это естественная надобность, и без ее удовлетворения невозможно чувствовать себя полноценным

Общение играет важнейшую роль в жизни человека. Разница может заключаться разве что в его количестве и частоте. Так, кому-то будет достаточно один-два раза в неделю выбраться куда-то с друзьями и побеседовать с ними, чтобы поднять настроение и улучшить самочувствие, а все оставшиеся дни такой человек вполне может находиться в одиночестве. А для кого-то общение играет более важную роль – такой человек и 20-ти минут не может провести наедине с собой, начинает страдать от скуки и испытывать непреодолимое желание с кем-то контактировать. К слову, такое желание в большей степени нацелено на сам процесс, а не на его конечный результат.

Рефлексия в общении

Очень важное свойство общения — через него мы занимаемся, в том числе, самопознанием

Собеседник может обратить внимание на то, как вы думаете, как воспринимаете определённые ситуации. Это позволяет вам лучше познать себя, понять, как вы мыслите

Это и называется рефлексией. Без общения рефлексия получается односторонней. А так сложнее быть объективным.

Общение с позиции психологии

Психологи давно установили, что замкнутые люди, которые не имеют друзей и мало общаются, становятся асоциальными. Это грозит возникновением психологических проблем. Одни зацикливаются на себе и своих состояниях. Так появляется ипохондрия. Сегодня эта проблема очень распространена. Другие люди не делятся переживаниями, держат всё в себе. Они испытывают тяжесть ноши одиночества и становятся грубыми, черствыми.

Именно общение делает людей людьми. Это важнейший механизм, он заложен в человеке природой. И люди не должны забывать об этом. Да, без общения можно. Но это нанесёт, со временем, свой отпечаток на психику. Тогда как в общении человек исцеляется.

Роль общения

Подытожим вышесказанное и перечислим основные позиции общения в жизни человека.

  • Самопознание.
  • Получение знаний.
  • Помощь и поддержка.
  • Возможность оценивать ситуацию всесторонне, опираясь на мнение оппонента.
  • Сопереживание.
  • Защита.
  • Идентификация личности.
  • Самооценка.
  • Психологическая разрядка.

Всё это человек получает посредством общения.

Условия общения

Существует некий устав взаимодействий индивидуумов. Для коллег бывает характерно здороваться с помощью кивка, обмениваться улыбками, жестами выражать одобрение. Это виды невербального общения. Взгляд, положение тела, выражение лица. Влюблённые могут общаться, не открывая рта. Близкие люди давно научились понимать друг друга без слов.

Причины неудачных коммуникаций

Недостаточно изучить компоненты коммуникативного акта

Важно научиться правильно манипулировать ими. Неумелое общение часто приводит к коммуникативным неудачам

Можно выделить такие основные причины этого негативного явления:

  1. Неподходящая коммуникативная среда, которая сводит на нет все усилия собеседников наладить контакт и качественно воспринимать информацию. Обычно такое случается, когда в коммуникативном акте вольно или невольно принимают участие посторонние лица. Также причиной может послужить недостаточная «степень знакомства» собеседников, что мешает установлению контакта.
  2. Нарушение паритетности в общении, а также пренебрежение правилами кооперации или солидарности собеседников. Чаще всего причиной является стремление одного из участников к доминированию над остальными. Это начинается с выбора темы, продолжается постоянными перебивающими вопросами. В конечном счете диалог превращается в монолог. При этом не последнюю роль в поведении «лидера» играет его социальный статус, чрезмерная эмоциональность или низкие культурные навыки.
  3. Ритуализация живого речевого общения. Это значит, что все реплики прагматичны и строго соответствуют шаблонам и этическим нормам. При таком общении трудно донести свои мысли и понять собеседника. Вполне естественно, что возникает атмосфера недопонимания и недосказанности.
  4. Неуместные замечания личного характера. Нередко неумение говорящего вызвать симпатию и понимание со стороны собеседника побуждает его к тому, чтобы затрагивать недопустимые темы, критиковать личные качества оппонентов.
  5. Неоправданные ожидания слушателя. В силу социокультурных стереотипов, определенных убеждений, психологических барьеров и прочих факторов, слушатель может не понять того, что хочет донести оратор. Также причиной может быть неумение говорящего правильно оформить и донести свою мысль.

Организация совместной деятельности, познания людьми друг друга, формирования и развития межличностных отношений и др.

Можно привести другую классификационную схему функций общения, в

которой наряду с перечисленными (вопрос №7) отдельно выделяются и другие функции:

  • организация совместной деятельности;
  • познание людьми друг друга;
  • формирование и развитие межличностных отношений.

Такая классификация дана в монографии В. В. Знакова (Профессор , специалист по психологии мышления, понимания, психологии субъекта и психологии человеческого бытия. Родился в 1950г).

8 стр., 3813 слов

Роль речи в трудовой и познавательной деятельности человека

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание. Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, устную форму …

При организации совместной деятельности важно, чтобы субъекты знали права и обязанности друг друга, при этом знание, имеющееся у одного участника, не должно сильно отличаться от знаний других участников деятельности. В результате взаимодействия возникают отношения подчинения – сопротивления, солидарности – противодействия и другие

Процесс восприятия, познания одним человеком другого выступает как обязательная часть общения и составляет то, что называют перцепцией.Одним из самых простых способов понять иного человека является уподобление (идентификация) себя ему. Это не единственный путь, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются им, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится как попытка поставить себя на его место.

Установлена тесная связь между идентификацией и близким к ней по содержанию явлением — эмпатией. Имеется в виду не рациональное осмысление проблем того, что случается при взаимопонимании, а стремление эмоционально откликнуться на проблемы.

Логическая форма познания особенностей своей личности и личности другого человека — рефлексия. Это попытка логически проанализировать некие признаки и сделать определенный вывод о другом человеке и его поступках (обобщение), а затем, опираясь на такое обобщение, сделать частные выводы относительно конкретных примеров взаимодействия.

Важное значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет явление каузальной атрибуции. Это объяснение субъектом межличностного восприятия причин и методов поведения других людей

Оно касается как внутренних причин (внутренние диспозиции человека, устойчивые черты, мотивы, склонности), так и внешних (влияние внешних ситуаций).

На восприятие и построение межличностных отношений людей влияют стереотипы. Это привычные, упрощенные представления о других группах людей, о которых мы располагаем скудной информацией. Они стираются, если люди разных групп начинают тесно взаимодействовать, узнавать больше друг о друге, добиваться общих целей.

10 стр., 4830 слов

Хигир. Часть 3. Познай себя. Лицо. Отчество. Имя человека

Б. Ю. Хигир. ЧАСТЬ 3. ПОЗНАЙ СЕБЯ! С.404- 425. МНОГОЕ ВИДНО ПО ЛИЦУ. Роль отчества. Имя человека. Спеша дать кому-то характеристику, мы в запале прибегаем к «решающему» аргументу: по лицу видно! Большинство при этом и не подозревает, насколько такой аргумент может быть весом. По морщинам на лице действительно можно судить о том, какими бо­лезнями человек страдает или к каким расположен. А чем …

Влияют на нас и предубеждения. Это эмоциональная оценка каких-либо людей как хороших или плохих, даже если мы не знаем ни их самих, ни мотивов их поступков.

Воздействуют также установки. Под ними подразумевают неосознанную готовность человека привычным образом воспринимать и оценивать людей.

Виды слушания, приёмы эффективного слушания.

Направленное, критическое слушание. При таком виде слушания участник общения сначала осуществляет критический анализ сообщения (зачастую заранее, приходя с установкой на критическое восприятие информации), т.е. определяет, насколько правдивой, достоверной или вероятной может быть информация, и только после этого понимает, согласен ли он с ней и хочет ли воспринять и ответить.

Эмпатическое слушание. Эмпатия — это способность человека эмоционально откликаться на переживания и чувства других людей

При эмпатическом слушании участник общения уделяет большее внимание «считыванию» чувств, а не слов, пониманию того, какое у собеседника отношение к тому, что он говорит

Нерефлексивное слушание. Этот вид слушания предполагает минимальное вмешательство в речь говорящего при максимальной сосредоточенности на ней. Умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь говорящего своими репликами и замечаниями, облегчает слушателю процесс самовыражения и помогает ему лучше понять смысл передаваемой информации, уловить, что стоит за словами. Важным сигналом такого слушания является невербальная реакция, т.е. контакт глаз, кивок или покачивание головой и т.п.

Активное рефлексивное слушание. Вид слушания, в котором на первый план выступает отражение информации, называют активным рефлексивным слушанием. Рефлексивное слушание предполагает анализ получаемой информации в процессе слушания и мгновенный отклик на нее с помощью вопросов или реплик.

Приемы эффективного слушания

1. Выявить свои привычки слушания, слабые и сильные стороны, характер допускаемых ошибок.

2. Не уходите от ответственности за общение. Она обоюдна, поскольку в общении участвуют двое, причем в роли слушающего они выступают попеременно. Умейте указать собеседнику, что вы действительно слушаете и понимаете его. Этого можно добиться уточняющими вопросами, активными эмоциями. Как может собеседник узнать, что вы его понимаете, если вы сами не скажите ему об этом?

3.Будьте внимательны. Умейте поддерживать с собеседником визуальный контакт, но без назойливости или взгляда. Следите, чтобы ваши позы и жесты говорили о том, что вы слушаете собеседника. Помните, что партнер хочет обращаться с внимательным, живым собеседником.

4. Умейте сосредотачиваться на том, что говорит собеседник

Это требует сознательных усилий, поскольку сосредоточенное внимание удерживается недолго. Старайтесь до минимума свести ситуационные помехи (телевизор, телефон)

5. Старайтесь понять не только смысл слов, но и чувства собеседника. Помните, что люди передают свои мысли и чувства «закодированными», в соответствии с принятыми социальными нормами.

6. Умейте быть наблюдательным. Следите sa неречевыми сигналами говорящего, поскольку на эмоциональное общение приходится большая часть общения.

7. Придерживайтесь одобрительной реакции по отношению к собеседнику. Ваше одобрение помогает ему точнее выразить свои мысли.

8. Прислушивайтесь к самому себе. Ваша озабоченность и эмоциональное возбуждение мешают слушать партнера. Если. его речь и поведениэ затрагивают ваши чувства, постарайтесь выразить их, это прояснит ситуацию. Вам станет легче слушать собеседника.

9. Помните, что часто цель собеседника — получить от вас что-либо реальное или изменить ваше мнение, или заставить вас сделать что-либо. В этом случае действие — лучший ответ собеседнику.

Искусство межличностной коммуникации


Общение – это естественный процесс. При идеальных обстоятельствах все люди должны беспрепятственно контактировать друг с другом. Вот только на деле, в реальной жизни некоторые особи испытывают боязнь коммуникации, которую называют социофобией. Потребность в контакте с другими людьми в таком случае отсутствует практически или полностью. Зачастую подобный страх возникает еще в подростковом возрасте, который является самым сложным этапом в жизни любого человека.

В случае, когда первый опыт осознанного вхождения в общество, первое общение с кем-либо имеет негативный характер, то и в дальнейшем такой человек будет испытывать проблемы с межличностными связями. Это сводит к минимуму потребность в разговорах и беседах с себе подобными, нередко приводит к замкнутости или же порождает желание избегать подобных «раздражителей», то есть социума в целом. Значение общения в человеческой жизни невозможно переоценить. Это искусство и навыки, которые приобретаются с годами. Вполне естественно, что коммуникативные навыки человека зависят не только от его личностных характеристик, но и от окружения, в котором он находился (находится) на разных этапах своей жизни.

Однако соблюдая правила межличностного общения, можно избежать многих неприятностей:

  • говорите с другим человеком так, как сами считаете наилучшим и единственно верным;
  • проявляйте уважение к тому, с кем разговариваете;
  • выражайте доверие и понимание в отношении того, с кем разговариваете.

Коммуникативное поведение представителей различных национальностей

В деловых и межличностных отношениях важно учитывать национальные особенности коммуникативного акта. Это особенно важно, если вам нужно установить контакты с представителями других государств и культур

Стоит отметить такие интересные моменты:

  1. Американцы больше всего ценят индивидуальность и права личности. Внешне это может показаться проявлением эгоизма. Тем не менее, уважая себя, американцы аналогичным образом относятся к собеседникам. Они предпочтут неофициальное общение чопорному деловому этикету. При этом в разговоре они любят мериться материальными успехами, а также обсуждать свои хобби.
  2. Французы отличаются галантностью. Они любят демонстрировать красноречие и с недоверием относятся к «молчунам». Система образования направлена на то, чтобы воспитывать независимых людей, умеющих критически мыслить. Это сказывается и на общении. Деловые связи стараются устанавливать через общие знакомства.
  3. Англичане сдержанны и даже замкнуты в общении. Они не склонны к откровенным разговорам, а потому может возникнуть ощущение недосказанности и недоверия. Многословность считается признаком дурного тона.
  4. Арабы с трепетным уважением относятся к своим традициям. Речевой коммуникативный акт нередко сопровождается рассказами об особенностях и победах своей страны. При этом абсолютно неприемлемо, чтобы деловые вопросы решались с женщинами. При общении с иностранцами арабы радушны, учтивы и вежливы, но держатся на некотором расстоянии.
  5. Австралийцы очень говорливы и любят спорить в процессе беседы. Представители этой нации не любят суеты, а также чрезмерной педантичности. С ними себя нужно вести спокойно и естественно.

Коммуникативная сторона общения.

Коммуникативная сторона общения – использование средств общения, подразделяемое на вербальные и невербальные.

Условия речевой коммуникации:

– наличие у участников взаимодействия общей цели;

— ожидание того, что взаимодействие будет продолжаться до тех пор, пока оба участника не захотят его прекратить.

Универсальным средством коммуникации и общения является речь, с помощью которой не только предаётся информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности. Выделяют два типа информации – побудительную и констатирующую.

Следует выделить важнейшие характеристики коммуникации.

1. В коммуникативном процессе происходит не просто движение информации, а активный обмен ею, при котором особую роль играет значимость сообщения. Это возможно тогда, когда информация не просто принята, но и понята, осмыслена.

2. Обмен информацией обязательно предполагает психологическое воздействие на партнера в целях изменения его поведения. Эффективность коммуникации определяется именно тем, насколько удалось это воздействие.

3. Коммуникативное влияние возможно при условии, что оба участника общения «должны изъясняться на одном языке». Но, даже зная значение одних и тех же слов, люди не всегда понимают их одинаково. Причинами этого являются различия в социальных, политических, возрастных, профессиональных особенностях общающихся.

4. В процессе коммуникации возникают так называемые коммуникативные барьеры, которые носят социальный и психологический характер. Причинами их появления являются различия в мировоззрении, мироощущении и мировосприятии общающихся, их психологические особенности (например, чрезмерная застенчивость одних, скрытность других, непримиримость третьих и т.д.).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector