Диалогическое общение

Конкретные виды

От читательского глаза не мог ускользнуть момент, что среди вышеперечисленных видов общения совершенно нет упоминаний об межличностном и массовом общении. Однако данные два вида стали самыми главными в этой категории психологии, именно поэтому их стоить выделить.

С межличностным общением все довольно просто. Оно вполне легко проявляется в моменты разговоров (взаимодействия) с вашими непосредственными контактами. Они также легко регулируются посредством каких-либо общих правил общения, при этом учитывая интересы каждой стороны.

В межличностном общении применяют различные методы – от языковых и неязыковых методов разговора до целых механизмов влияния и психологического воздействия на человека. Такое воздействие довольно часто встречается и в общении также, но об этом мы поговорим в другом пункте.

Самое важное, что стоит подчеркнуть в межличностном общении, — это то, что люди, которые контактируют посредством именного такого вида, всегда имеют свои четкие внутренние цели, знают о своих потребностях и серьезно воспринимают только свои ценности. И хотя в последствии общения партнеры могут привыкнуть друг к другу и даже успеть сменить свои четкие позиции, стоит понимать, что, когда наступит время принимать важное решение, они могут так и не сойтись на одном мнении

И хотя в последствии общения партнеры могут привыкнуть друг к другу и даже успеть сменить свои четкие позиции, стоит понимать, что, когда наступит время принимать важное решение, они могут так и не сойтись на одном мнении. Перейдем к массовому общению — теме нашей статьи

Перейдем к массовому общению — теме нашей статьи.

Массовое общение – это такой вид, при котором контактирование происходит на определенной пространственно-временной дистанции. Простой пример: человек может воспринимать любую информацию из прошлого века, прошлой эпохи, абсолютно любую. Однако послать в то время какую-либо информацию он не может.

Еще одним примером массового общения может стать литература. Это и есть передача информации из прошлых времен посредством произведений – стихов, романов, поэм и так далее. Многие музыкальные произведения также несут в себе некую информацию. Такое общение еще называют опосредованным.

Психология утверждает, что с помощью такого общения человек может научиться чувствовать себя единым целым с обществом, которое его окружает, понять обстановку, прочувствовать все события, что происходят в мире. Также это полезно для того, чтобы стать частью человеческой культуры и неотъемлемой частью общества в целом. Именно поэтому данное общение называют массовым – оно направлено на объединение целой массы людей.

Императив

Императивное общение нужно рассматривать как авторитарную, директивную форму влияния на собеседника. Целью в данном случае является достижение контроля над его внутренними установками и поведением, принуждение к тем или иным решениям и действиям. Зачастую императивная форма общения применяется для установки контроля и управления внешним поведением индивида. Как средства воздействия здесь используются указания, приказы, предписания, наказания, требования, а также поощрения.

Основная особенность императива состоит в том, что принуждение, будучи целью общения, не является завуалированным: «Будешь делать именно так, как я скажу». Данный вид в достаточной степени распространен в экстремальных и нетворческих разновидностях совместной деятельности. Сюда следует отнести функционирование «силовых структур», деятельность производственного значения, администрирование государственного (высокого) уровня.

Сложности

Психология массового общения тем интересна, что имеет определенные сложности. Это нередко замечают те, кто занят в данной сфере психологии и активно практикуют сей вид общения.

Как уже упоминалось, лекции и тренинги подразумевают взаимодействие между лектором и аудиторией. И аудитория состоит из людей, каждый из которых имеет свое личное виденье на ситуацию, собственные выводы и мировоззрение.

Так вот, сложность состоит вовсе не в том, чтобы собрать всех этих людей вместе. Век технологий позволяет сделать это быстро и эффективно. Проблема в том, чтобы угодить каждому из них, удовлетворить каждого пришедшего своим отношением и своей информацией. Это самая основная сложность массового общения. Это то, чему учатся долгие годы, изучая при этом не только необходимую информацию, но и многие психологические аспекты поведения и общения с людьми, искусство привлечения внимания и обращения на себя взглядов

Нужно заставить людей слушать, а значит, работать над дикцией и, что немаловажно, харизмой

Основополагающие принципы общения

В качестве базовых принципов диалогического общения К. Роджерс выделил следующие:

  • Конгруэнтность собеседников. Здесь речь идет о соответствии опыта, его полного осознания и средств диалогического общения одного человека опыту, его полному осознанию и инструментам общения другого. Это разговор «здесь и сейчас», настрой на определенное психологическое состояние партнера и самого себя.
  • Априорное доверие к собеседнику. Принятие другого человека как безусловной ценности — «любовное устранение самого себя из жизни другого» («Эстетика словесного творчества», М. М. Бахтин).
  • Восприятие собеседника в качестве равного, который имеет право на собственное решение и мнение. Фактически люди так или иначе являются неравными: по способностям, возможностям, знаниям и так далее. Однако если взглянуть на ситуацию с другой стороны, то они равны, потому что способны выразить свое понимание того или иного вопроса. Диалогическое общение — это конструирование понимания ситуации и общности ее восприятия.
  • Дискуссионный, проблемный характер общения. Речь идет о разговоре на уровне позиций и точек зрения. Стоит заметить, что «устоявшееся» мнение может легко превратиться в догму. Народная мудрость по своей сути является диалогичной: по любой проблеме существуют утверждения противоположного плана.
  • Персонифицированный характер диалогического общения. Иными словами, это разговор от имени своего «Я». Обобщенные безличные выражения, такие как «Давно установлено» или «Всем известно», способны разрушить диалог.

Основные составляющие коммуникации

Речь, мимика, эмоциональная окраска — основной компонент формирования общения. Чтобы привнести в информационное поле яркость, снизить или повысить нагрузку, ускорить процесс осмысления, применяются другие составляющие коммуникации:

  1. Стереотипность восприятия окружения.
  2. Первое впечатление (возникает в первые секунды знакомства).
  3. Оценочное суждение — усредненность восприятия (человеку дается ярлык: серая мышка, скромник, обычный, притягательный).
  4. Установка (предубеждение) — характеристика человека искажается под влиянием уже известных данных о личности.
  5. Проекция собственных убеждений, мыслей, устремлений, чувств.
  6. Сравнение и оценка личности с другими людьми или с собой.
  7. Негативное восприятие — акценты расставляются на ошибках или неточностях, которые допускает собеседник в процессе общения.
  8. Эффект ореола — известная позитивная информация заставляет быстрее проникаться доверием, воспринимать полученные сведения, запоминать и воплощать идеи.

Эффект неудачника заставляет отрицать полученную информацию. Если же использовать в процессе коммуникации порядок, тогда при поступлении противоречивой информации человек воспринимает ту, что появилась или была услышана им первой. Составляющим элементом общения являются взаимодействия, стремление сравнить, удивить.

Другие виды общения

Есть типы социального взаимодействия, не вошедшие в эти классификации:

  • деловое – встречается в профессиональной среде. Во время него затрагиваются вопросы карьеры и специфических умений и навыков. Посредством делового общения люди завязывают деловые контакты или успешно провести переговоры;
  • воспитательное – в процессе человек пытается повлиять на поведение собеседника. Распространенный пример – воспитание ребенка родителями;
  • диагностическое – человек пытается сформировать определенное мнение о человеке или получить нужные сведения. Пример такого взаимодействия – беседа врача и пациента;
  • инструментальное – его участники преследуют достижение определенной цели, кроме получения приятных эмоций от самого процесса общения;
  • личностное – люди затрагивают темы, интересные лично собеседнику. Цель – укрепление личных взаимоотношений или реализация собственных целей.

Человек использует все виды общения, чтобы развиваться во всех сферах жизни. Тогда он будет чувствовать удовлетворенность и внутреннюю гармонию.

Общение как метод коммуникации

Общение — это устная или письменная беседа, коммуникация между двумя людьми или группой лиц. Метод передачи знаний и информации имеет особенности, которые следует знать и учитывать для успешного взаимодействия:

  1. Каждый из участников процесса может являться активным субъектом.
  2. В процессе происходит налаживание совместной деятельности.
  3. Специфика коммуникации — значимость общения и обмена информацией для каждой из сторон высокая.

Неотъемлемый компонент обмена знаниями — выработка общего смысла. Для этого требуется принятие, понимание и осмысление полученной информации. Коммуникативный процесс — единство деятельности, общения и познания. Участники влияют друг на друга:

  • эмоционально;
  • с помощью системы знаков;
  • изменением манеры поведения.

В процессе общения в 50% случаев появляются коммуникационные барьеры. Выражается это в сложности связи между общением и отношением. Избежать проблем и разногласий позволяет цель общения. Нормы и ситуации, в которых оно протекает, определяет психологическое состояние человека.

Коммуникацию можно разделить на несколько этапов:

  1. Вход в ситуацию.
  2. Оценка характера коммуникации.
  3. Ориентирование в ситуации.
  4. Своевременное определение задачи беседы.
  5. Оценка психологического состояния участников процесса.
  6. Оценка степени готовности к взаимодействию с окружающими.
  7. Разработка стратегии подхода.

Психология общения предполагает личностный эмоциональный рост

Для этого нужно уметь привлечь внимание к обсуждаемой теме, вывести собеседника на подходящее для ситуации психоэмоциональное состояние. Требуется стимулировать человека на ответную реакцию, чтобы получить новую информацию

Общение — достижение поставленной цели, полноценное включение себя в контакт с окружающей действительностью.

В общественной жизни распространение и получение информации осуществляется с помощью фильтра «доверие — недоверие». В результате правда может быть отторгнута человеком или обществом, а ложная часть воспринята как единственно верная информация.

Классификация по Е.И. Рогову

Е.И. Рогов выделяет 3 доминирующих типа социального взаимодействия: императивное, манипулятивное и диалогическое.

Императивное

В психологии общения его называют авторитарным или директивным. Оно основано на стремлении одного человека подчинить себе другого. Это проявляется в желании контролировать его мыслей, поведения для совершения нужных действий.

Авторитарная личность не рассматривает своего партнера как человека с собственным мнением и эмоциями. В императивном общении человек не скрывает своего стремления подчинить себе другого.

Манипулятивное

Оно имеет схожие черты с директивным. Его цель – аналогичная, но манипулятор скрывает свои истинные намерения. Партнер воспринимается как человек, владеющий нужными умениями и качествами.

Манипуляторы нередко сами становятся жертвой выбранной ими коммуникации. Он начинает воспринимать себя как одного из участников и происходит оценивание своих поступков со стороны. Человек путается в своих намерениях, происходит потеря внутреннего стержня. Манипулятора выделяет лживость, постоянный самоконтроль, потеря интереса к окружающему, циничное отношение, недоверие и скука.

Психологи выделяют 4 типа манипулятивного общения:

  • активное – управление осуществляется посредством активного воздействия. Человек пользуется своим социальным статусом. Его главный жизненный принцип – быть главным везде и управлять всеми;
  • пассивное – манипулятор играет роль беспомощного, позволяя людям оказывать ему помощь и поддержку. Придерживается принципа – не раздражать окружающих;
  • соревновательное – для человека жизнь ассоциируется с постоянными соревнованиями, цепочкой побед и поражений. Себя он видит в роли бойца, поэтому окружающие воспринимаются им как потенциальные соперники и враги. Его главная жизненная установка – побеждать любой ценой;
  • безразличное – манипулятор изображает отрешенность, безразличие, поэтому старается избегать социальных контактов. Использует попеременно активные и пассивные средства. Старается отвергать заботу окружающих.

Императивный и манипулятивный типы общения психологи относят к монологическому. Человек рассматривает собеседника как орудие для достижения цели, игнорируя его эмоции и желания. Поэтому манипулятор общается с собственными задачами и целями.

Диалогическое

Эта форма противоположность императивному и малипулятивному вариантам, потому что основано на равноправии его участников. Оно основано на гуманистических принципах и в диалоге собеседники стараются достигнуть взаимопонимания и лучше узнать другого человека. Чтобы реализовать диалогическую форму общения требуется соблюсти ряд условий:

  • настроенность на эмоции и психологическое состояние свое и собеседника;
  • доверие к собеседнику без оценивания его личности;
  • участники диалога воспринимают друг друга как равных собеседников с правом на собственное мнение. Каждый из них признает за другим право принимать решение;
  • в процессе беседы участники ищут общие проблемы и нерешенные вопросы;
  • общение с человеком от собственного имени, выражение своих мыслей и чувств.

Диалог считается совершенной формой общения, которая позволяет раскрыть характер человека и установить доверительные отношения на глубоком уровне. Человек должен быть психологически сам готов к такому взаимодействию и воспринимать собеседника как равного участника диалога.

Диалог у дошкольников

В рамках речевого и социально-коммуникативного развития общение в диалогической речи является основной формой категории. Она характеризуется несогласованной активностью дошкольников. Здесь нельзя назвать задачей обмен сложными интеллектуальными данными или координацию совместных действий, достижение общего результата. В первую очередь удовлетворяется потребность, связанная с установлением эмоциональной связи и социального контакта со сверстниками.

У ребенка предельно выражена необходимость в презентации собственного «Я», во внимании со стороны окружающих. У него есть неподдельное желание довести до собеседников содержание и цели собственных действий. Каждый ребенок испытывает потребность рассказать другим о своих впечатлениях в отношении личного опыта. Он охотно откликается, если поступает предложение описать свои походы в лес, любимые игрушки, маму, сестренку или брата.

Функции различных стилей общения

Впервые в психологии заговорили о стилях общения в 1939 году. Психолог Курт Левин возглавил группу ученых, занимавшихся исследованием лидерства. В рамках исследования группу учащихся поделили на три команды, каждую из которых возглавлял человек, использующий определенный стиль педагогического общения:

Авторитарный, когда педагог единолично принимает и отменяет решения. К мнению учащихся не прислушивается. Преобладающими методами побуждения являются приказы, замечания, наказания. Данный стиль позволяет максимально быстро реагировать на изменение обстоятельств.

Авторитарный стиль управления не допускает инакомыслия

  • Демократический, когда преподаватель принимает решения, учитывая мнение группы. Управление осуществляется через просьбы и пожелания. Это позволяет создать психологически комфортную атмосферу для участников группы.
  • Либерально-попустительский, когда воспитатель стремиться свести уровень своего участия в жизнедеятельности класса к минимуму. Ученикам предоставляется полная свобода в принятии решений и контроле над их выполнением.

Исследование показало, что попустительский стиль общения оказался наименее эффективным. Дети требовали от лидера указаний, теряли мотивацию к учебе и крайне неохотно взаимодействовали сообща.

Обратите внимание! Нельзя утверждать, что либеральный стиль взаимодействия с подчиненной группой людей всегда будет давать плохие результаты. Так, в семье, где родители придерживаются исключительно авторитарного стиля воспитания, дети вырастают со слабой жизненной позицией или повышенной агрессивностью

Демократический стиль требует много времени для совместного принятия решений. В идеале нужно уметь переключаться с одного стиля общения на другой в зависимости от ситуации.

В педагогике и управленческой деятельности до сих пор применяют наработки К. Левина. Также при определении стилей делового общения используют классификацию С. Братченко.

Особенности стилей:

  • Диалогический стиль – сотрудничество на равных.
  • Авторитарный – человек стремится к постоянному доминированию над окружающими.
  • Альтероцентричный – принесение своих интересов в жертву ради интересов остальных участников взаимодействия.
  • Конформный – характеризуется ориентированностью индивида на подражание, подстраивание под партнера.
  • Манипулятивный – окружающие выступают лишь средством достижения личных целей.
  • Индифферентный – уход от общения как такового, ориентация на «сугубо деловые» вопросы.

Дополнительная информация. Характерный для себя стиль межличностного общения можно выявить, пройдя опросник С. Л. Братченко, индивидуальный типологический опросник Л.Н. Собчик.

Развитие межличностного общения

Развитие общения подразумевает под собой правильное оценивание собеседника, что влечет верно выбранный тон в разговоре, адекватное течение беседы. Культура коммуникации основывается на психологическом состоянии человека, его самооценке, обществознании, способности регулировать свое настроение в процессе общения.

Обратите внимание! В развитии культуры межличностного общения очень важно уметь чувствовать собеседника, его внутреннее настроение и состояние. Очень важным пунктом в развитии коммуникации является умение выслушать, провести диалог

Развитие межличностного общения

Процесс межличностного общения с примерами

Примеры межличностного общения можно взять в любой сфере жизни. Например, императивный вариант часто встречается в рабочих коллективах, в отношениях директор – наемный служащий. В тот момент, когда директор дает наемному служащему на выполнение некое задание, происходит яркий пример императивных отношений. В этом случае цели четко озвучиваются лидером и без возражений принимаются пассивной стороной.

Еще один пример императивных отношений выделяется на предприятиях, связанных с военной деятельностью, в армии, на полигонах. Как и в прошлом случае, активная сторона четко и ясно отдает приказы, пассивная – их обязана выполнить. Пассивная сторона не имеет права высказывать претензии.

К манипулятивным примерам отношений можно отнести взаимодействие партнеров в бизнесе или любой деловой сфере. Особенно хорошо видна манипуляция в пропаганде, к примеру, выборы президента в стране. Любая партия проводит агитацию, т.е. есть она пытается воздействовать на общество посредством манипулятивного общения, дабы социум отдал свои голоса за лидера именно этой партии.

Важно! Манипулятивное общение может применяться в любой сфере жизни. Оно не всегда приносит комфорт каждой из сторон

Особенно неприятны манипуляции в романтических или семейных отношениях, так как основная задача одного из личностей такого общения заключается в использовании другого в качестве исполнителя определенных действий. Многие психологи утверждают, что манипуляторы незнакомы с таким чувством, как эмпатия, что они циничны, лживы и довольно примитивны.

Диалогическое общение также весьма популярно в наше время. Его часто можно встретить в различных школах саморазвития, на психологических тренингах и т.д. Такой форме общения следует учиться. Не всегда начальная стадия общения остается в такой же форме на конечной стадии. Диалогическое общение предполагает уважительное отношение к партнеру, его знаниям, развитию и мыслям.

Диалогическое общение

Межличностное общение в молодежной среде

Часто общение среди подростков заканчивается конфликтными ситуациями. Это происходит потому, что у молодежи социализация развита не настолько хорошо, насколько она развита у взрослых, самостоятельных людей. У подростков возникают как формальные конфликты, так и неформальные.

Формальное конфликтное общение – это общение в школе, с преподавателями. Неформальные конфликты возникают в семье или между индивидами, связанными дружескими отношениями. На первоначальных этапах решать такие конфликты могут сами подростки, но в более сложных ситуациях не могут помочь даже родители. Это может значить, что нужна помощь психолога. Такие конфликты проходят в процессе взросления, так как именно в пубертатный период возникает гормональный дисбаланс, который провоцирует неустойчивые поведенческие реакции. После окончания процесса формирования личности проблемы исчезают.

2 Виды общения

Один и тот же человек использует разные виды общения в своей жизни. Это способствует нормальному функционированию психики человека и формированию полноценной личности. Классификация общения обширна, все основные его виды делятся на группы по определенным критериям:

  • по средствам выражения;
  • по целям;
  • по содержанию;
  • по участникам общения;
  • по средствам передачи информации;
  • по времени.

Характеристика различных видов:

Критерий Виды и характеристика
По средствам выражения
  • Вербальное. Осуществляется с помощью речи и доступно только человеку. Его не всегда достаточно для донесения информации до оппонента.
  • Невербальное. Происходит с привлечением взгляда, жестов, мимики, прикосновений. Они дополняют сказанное или выступают как самостоятельные элементы. Приемы невербального общения влияют на подсознание человека и позволяют воздействовать на его чувства
По целям
  • Биологическое. Это общение, необходимое для удовлетворения потребностей человека как биологической единицы. Оно связано с поддержанием, развитием и сохранением организма. Есть и у животных.
  • Социальное. Определение социального общения звучит как взаимодействие с обществом. С его помощью человек добивается своих целей в социальной сфере
По характеру
  • Деловое (формальное, ролевое). Его цель — договориться о чем-то, прийти к какому-то соглашению. Такая коммуникация обусловлена ролью человека в социуме. Это взаимодействие уместно в рабочем коллективе. У деловой коммуникации обязательно есть предмет для обсуждения.
  • Неформальное. Обусловлено личными отношениями и происходит за границами деловых отношений. Партнеров для такого взаимодействия человек может выбирать самостоятельно. Это люди, с которыми ему приятно проводить время, они разделяют его интересы
По содержанию
  • Материальное. Взаимодействие с целью получения материальных ценностей, предметов, продуктов труда.
  • Когнитивное. Передача информации развивающего вида, которая помогает расширять кругозор и совершенствоваться.
  • Кондиционное. Воздействие субъектов на физическое или психологическое состояние друг друга для достижения определенного эффекта.
  • Деятельностное. Передача действий, операций, умений, навыков.
  • Мотивационное. Передача побуждений к активной деятельности
По участникам общения
  • Лично-групповое. Индивид контактирует с каждым участником группы. Примером можно назвать взаимодействие с рабочим коллективом.
  • Межличностное. Предполагает, что между двумя участниками происходит прямой контакт, поэтому такой вид еще называют прямым. Межличностное общение может быть опосредованным и непосредственным.
  • Межгрупповое. Контактируют две или более группы людей. Такая коммуникация носит мирный или конфликтный характер.
По средствам передачи информации
  • Опосредованное. Происходит с помощью технических средств, почты или третьих лиц. Такой коммуникации могут препятствовать помехи, она может длиться продолжительное время из-за проблем с доставкой информации. Сегодня опосредованное общение пользуется популярностью, особенно, в молодежной среде.
  • Непосредственное. Собеседники общаются, находясь рядом. Они получают друга от друга неискаженную информацию и хорошо понимают смысл сказанных слов.
По времени
  • Кратковременное. Ограничено по времени, осуществляется в пределах одной темы.
  • Длительное. Процесс, который предполагает не только решение стоящих задач, но и познание друг друга. Во время которого человек испытывает потребность в постоянных контактах. Может быть непрерывным и прерывистым, касаться одной или нескольких тем

Существует и множество других видов общения, которые определяются различными учеными на основании их собственных классификаций. Сложно перечислить их все. Выделяют три вида общения, которые не подходят ни под один критерий:

  • Воспитательное общение. Выражается в целенаправленном воздействии одного индивида на другого для достижения определенного результата.
  • Диагностическое общение. В результате такого взаимодействия у человека формируется мнение об оппоненте или он получает информацию о собеседнике (врач-пациент, таблица с вопросами при приеме на работу).
  • Интимно-личностное общение. Оно происходит только между родными и близкими людьми, которые доверяют друг другу.

Формы и способы межличностного общения

Формами межличностного общения считают:

  1. Диалог. Форму общения в виде диалога считают наиболее позитивной. Отношения выстраиваются с учетом открытости и равенства партнеров.
  2. Манипуляцию. Манипуляцией называют форму общения, предполагающую воздействие на партнера с целью реализации желаний и намерений, которые скрываются от него или подменяются другими.
  3. Императив. К императивному общению относят авторитарную форму воздействия на собеседника, стремление которой — прямое склонение его к некоторым действиям. Их можно трактовать как приказ, требования или предписания.

Женщины сильнее зависят от интенсивности межличностного общения. У них острее ощущается необходимость передачи окружающим своей личностной информации. Их больше беспокоит и подавляет одиночество.

Главной составляющей отношений и различных видов общения психологи называют эмпатию — осознанное сопереживание одного человека другому. Процесс общения очень сложный. Он различен в своих проявлениях и формах, и необычайно важен как для отдельной личности, так и для всего общества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector