Развитие внимания: 19 простых упражнений

Как улучшить внимание у взрослого человека?

Для нас с вами также разработано множество способов развития концентрации и способности запоминать:

Будьте любопытными

Когда едете в транспорте, рассматривайте пассажиров, обращайте внимание на их возраст, пол, цвет и фасон одежды. Дома постарайтесь в деталях припомнить каждого человека и описать его внешний вид.
Изучайте языки

Посещайте курсы, запоминайте иностранные слова и фразы. Можете даже увлечься шрифтом Брайля, азбукой Морзе или языком жестов. Это усиливает тактильные ощущения и развивает моторную память.
Занимайтесь йогой. Медитация восстанавливает работу мозга и всего организма в целом.
Полноценный восьмичасовой сон – залог хорошей концентрации и памяти.
Играйте в логические игры. Даже элементарный японский кроссворд способен улучшить вашу сосредоточенность.

Эти простые рекомендации, направленные на развитие внимания у взрослых. Упражнения, проделанные дома, пригодятся, когда вы засядете за работой в офисе. Ведь благодаря им концентрация на отчётах и договорах будет максимально устойчивой, а результат труда – плодотворным.

Как стать внимательнее в повседневных ситуациях

Мы подготовили список рекомендаций, которые сразу же помогут вам стать внимательнее в своих обычных делах и повысят вашу продуктивность, как только вы начнете их придерживаться:

  1. Используйте расширенный список дел на каждый день. Он должен содержать пункты и подпункты, позволяющие максимально разбить сложные задачи на простые шаги. Такой способ даст возможность быстро сконцентрироваться на необходимой работе и немедленно приступить к ее выполнению. Кроме того это сэкономит время на планирование каждой задачи, так как все шаги уже прописаны.
  2. Занимаясь конкретным делом, стоит исключить все возможные отвлекающие факторы, которые не только повлияют на качество результата, но и ведут к деградации способности концентрироваться. Постоянно отвлекаясь на что-то другое, вы тренируете свой мозг так делать в дальнейшем. К таким вредным факторам можно отнести уведомления смартфона (его лучше перевести в режим полета на время выполнения задачи), любимая песня, открытые вкладки из соцсетей и тому подобное.
  3. Поставить реальные временные рамки на конкретные задачи – это позволит избежать уныния и пустой траты времени во время выполнения неинтересной работы. Временные ограничения имеют мотивирующий эффект и когда вы видите ожидаемое окончание, стремитесь к нему еще больше.
  4. Обязательный отдых и перерывы. Никакая спешка не оправданна, если организм не получает достаточно времени на восстановления. Изнашивая свою нервную систему, вы не только теряете в эффективности, но и снижаете свой потенциал на будущее развитие.
  5. Смена деятельности издавна практикуется и рекомендуется для поддержания интереса к работе. Она помогает избежать монотонности и заставляет мозг активизироваться, перестраиваясь на новую задачу.
  6. Не отвлекаться, даже если задача максимально понятна и знакома вам, в таком случае большой риск упустить детали или не заметить незначительные изменения в требованиях к результату.
  7. Уточните задачу, если нет уверенности, что вы поняли ее точно. Это вовсе не стыдно, намного хуже выполнить требование не правильно.
  8. Чтобы не терять внимательности во время разговора, смотрите собеседнику в глаза, это не даст вам повода отвлечься на свои мысли или посторонние объекты.
  9. Концентрируясь на определенном объеме информации, используйте зарисовки, они помогут закрепить данные намного детальнее и быстрее.
  10. Не делать выводов до конца разговора – это плохая привычка, повышающая шанс отвлечься не дослушав до конца и потерять много важных деталей. Даже если вам кажется, что вы точно знаете о чем речь, лучше дослушать до конца.
  11. Выполнять важную работу в период своей максимальной продуктивности. Грамотное планирование в сочетании с изучением своих биоритмов дает потрясающий результат и высокую эффективность.
  12. Медитация – время позволяющее практиковаться в концентрации и не отвлекаться на остальные раздражающие факторы. Полезная практика для развития своего внимания.

Внимание: характеристика понятия

Это способность человека на протяжении определённого времени сосредотачиваться на предмете, явлении или событии

Внимание – не самостоятельный процесс. Его добиваются целенаправленно, путём концентрации, часто умственными усилиями

  • Непроизвольное. Устанавливается без особых усилий в ситуациях, интересных человеку.
  • Произвольное. Требует регуляции. Объект, на который оно направлено, избирается сознательно.

У детей произвольное и непроизвольное внимание тесно связаны между собой, постоянно переплетаются и дополняют друг друга

Поэтому педагогам важно сделать учебный процесс занимательным и весёлым, чтобы даже скучные школьные предметы стали для малышей интересными. В итоге успеваемость повысится, а полученные знания будут более глубокими

В итоге успеваемость повысится, а полученные знания будут более глубокими.

Задания на подготовку детей старшего дошкольного возраста к школе

Задание №1

Составь из букв слово, используя подсказку из чисел на самолётиках. Запиши слово в клетки.

Задание №2

Найди часы, которые показывают одинаковое время, и соедини их линией.

Задание №3

Какой предмет здесь лишний? Почему?

Задание №4

Запиши буквы в клетки по порядку.

Прочитай, что получилось.

Задание №5

Какое время года изображено на каждой картинке?

Подпиши рисунки.

Задание №6

Обведи животных, которых ты считаешь самыми лёгкими и самыми тяжёлыми.

Задание №7

Если вчера был вторник, то какой день недели сегодня?

Ответь на вопросы. Запиши ответы.

Задание №8

Закрась указанные клетки разными цветами.

Задание №9

Прочитай подсказки, отыщи рисунок-ответ и впиши в клетки соответствующие номера.

1. Жёлтый, как солнце. Из его семян делают масло.

2. Синий цветок. Его можно увидеть в поле.

3. Весной на дереве вырастают, а осенью с дерева опадают.

4. Растёт в огороде на грядке. Про неё есть загадка: сидит девица в темнице, а коса на улице.

5. Зелёный, колючий. Растёт в пустыне и на подоконнике.

Задание №10

Из каких цветов состоит каждый букет?

Впиши названия цветов в рамки. Соедини каждый цветок с букетом из таких же цветов.

Задание №11

Прочитай подсказки, отыщи рисунок-ответ и впиши в клетки соответствующие номера.

1. Хищница с пушистым хвостом и острой мордочкой, живёт в норе.

2. Большой, сильный, любит ягоды и рыбу, зимой спит в берлоге.

3. Пятнистый, с длинной шеей. Живёт в Африке.

4. Носит свой «дом» на себе, ползает медленно и неуклюже.

5. С приближением зимы улетает в тёплые края.

Задание №12

Найди на изображении все картинки из рамки и раскрась их.

Задание №13

Какая одежда летняя, а какая – зимняя? Подпиши рядом с летней одеждой буквы Л, а с зимней – буквы З.

Задание №14

Подпиши все части дерева и раскрась картинку.

Задание №15

Разгадай музыкальный ребус, пользуясь подсказкой.

Запиши получившиеся слова.

Задание №16

Впиши в рамку недостающие по смыслу слова.

Задание №17

Что изображено на картинках? Произнеси эти названия по слогам. Допиши пропущенные буквы так, чтобы получились нужные слова.

Задание №18

Подпиши рядом с каждым предметом номер группы, к которой он относится.

Задание №19

Найди 6 отличий.

Задание №20

Определи, каких фигур не хватает в каждом ряду, и дорисуй их в пустых клеточках.

Задание №21

Найди плод сосны. Как он называется?

Запиши название в рамку.

Задание №22

Что за зверёк? Не рогатый, не длинноухий, не пышногривый, не злой, не пятнистый, не горбатый, не полосатый, не плавающий. Кто это? Внимательно рассмотри картинки и угадай, про кого здесь говорится.

Задание №23

Найди и обведи недостающий фрагмент.

Задание №24

Прочитай подсказки. Найди нужный рисунок-ответ и впиши в клеточки соответствующий заданию номер.

1. Птица, но не летает. Зато хорошо плавает.

2. Летает, жужжит, собирает цветочный нектар.

3. Пушистый, осторожный, летом серый, зимой – белый.

4. Живёт у воды, строит плотины.

5. Его называют «кораблём пустыни». Он может долго обходиться без воды.

6. Это самое крупное животное на нашей планете. Живёт в океане. Детёнышей кормит молоком.

Задание №25

Рассмотри внимательно картинку.

Теперь закрой её листом бумаги и ответь на вопросы.

— Сколько яблок на яблоне?

— Сколько птиц на картинке?

— Сколько облаков в небе?

— Какие цветы растут на поляне?

Задание №26

Найди на картинке 4 ошибки художника.

Задание №27

Найди недостающий фрагмент рисунка.

Свойства внимания

Также внимание дошкольника обладает следующими свойствами: объем, устойчивость, концентрация, избирательность, распределение, переключаемость. Объем внимания характеризуется количеством объектов, за которыми ребенок может следить

К шести годам ребенок способен одновременно воспринять не один предмет (как в четыре-пять лет), а три, причем с достаточной полнотой и детализацией. Объем внимания сужается, если ребенок видит предметы впервые. При этом яркий внешний вид или размер объектов в возрасте 6 лет становятся менее важны, чем в 3-4 года

Объем внимания характеризуется количеством объектов, за которыми ребенок может следить. К шести годам ребенок способен одновременно воспринять не один предмет (как в четыре-пять лет), а три, причем с достаточной полнотой и детализацией. Объем внимания сужается, если ребенок видит предметы впервые. При этом яркий внешний вид или размер объектов в возрасте 6 лет становятся менее важны, чем в 3-4 года.

Устойчивость показывает, как долго ребенок может сосредотачиваться на объекте или выполняемой деятельности

Считается, что к 5-6 годам дети могут удерживать внимание до 2 часов, в зависимости от вида деятельности – игра или же монотонное, скучное занятие

Концентрация внимания показывает, насколько интенсивно ребенок может сосредоточиться на объекте, способен ли он сопротивляться отвлекающим моментам.

Избирательность внимания позволяет ребенку сосредоточиться на определенной части объекта, что помогает ему успешно решить задачу.

Распределение означает возможность уделять равнозначное внимание нескольким объектам, выполнять несколько различных действий без ошибок. Переключаемость внимания способствует быстрому переключению с одного вида деятельности на совершенно иной, при этом ребенок испытывает определенное нервное напряжение, которое с возрастом становится менее выраженным

Переключаемость внимания способствует быстрому переключению с одного вида деятельности на совершенно иной, при этом ребенок испытывает определенное нервное напряжение, которое с возрастом становится менее выраженным.

Обычно в дошкольном возрасте распределение и переключаемость недостаточно развиты, поэтому следует делать на них акцент во время занятий с ребёнком. При этом следует учитывать личностные особенности малыша и не требовать от него невозможного.

Важно, чтобы ребенок расширял возможности своего внимания, не испытывая при этом большого нервного напряжения, тогда любопытство, жажда познания и живость мышления очень помогут ему в дальнейшей школьной жизни. 14.07.2011

14.07.2011

Упражнения на концентрацию внимания для детей

Важно! Главная ошибка родителей- они требует выполнять множество заданий за раз. Так нельзя делать

К упражнениям на внимательность для детей 8 лет относятся:

  • «Лабиринты». Малышам в возрасте до 6 лет разрешается проводить линию своего пути карандашом или пальцем. Старшим можно это делать только глазами.
  • «Найди отличия».
  • «Раскраска по контуру».

Задания на внимательность для дошкольников можно найти в специальных сборниках для детского развития или на интернет-форумах.

Самые эффективные упражнения для развития непроизвольной внимательности:

  1. «Нарисовать изображение по последовательным цифрам». Должна получиться полная картинка.
  2. «Поиск слов». Из таблицы с буквами найти как можно больше слов.
  3. «Отвлеки меня». Пусть ребенок что-то рассказывает, например, стих или сказку. Задача родителей заключается в том, чтобы постараться отвлечь ребенка, а он не должен этому поддаваться.
  4. «Дорисуй». Дается половина картинки, которую дети должны сами дорисовать. Например, птица. Это очень эффективно тренирует усидчивость и фантазию.

Упражнения на внимательность

Предлагаем рассмотреть несколько простых упражнений, позволяющих при небольших временных затратах значительно улучшить вашу способность к концентрации.

Недостающий объект

Совсем не новая игра, дающая возможность почувствовать себя Шерлоком Холмсом, обладающим феноменальной внимательностью к деталям. Для этого вам потребуется помощник, который разместит на столе несколько (чем больше, тем сложнее и лучше) объектов, игрушек, фигурок, предметов быта и т.д. Вам дается минута на внимательное рассмотрение содержимого стола, после чего ваш помощник уберет один из предметов. Задача – понять что пропало.

Детальное описание картины

Это упражнение доступно для одиночной тренировки. Посмотрев на одну из картин пристально и внимательно, уберите ее с обозрения и запишите как можно больше деталей. Это не только предметы, бывшие на картине, но и их характеристики, такие как цвет, размер, длина волос, количество пуговиц и тому подобное

Такие занятия помогают приучить себя обращать внимание на большее количество деталей и не пропускать их мимо своего сознания

Одновременное раздражение обоих полушарий

Для этого наиболее известным способом является рисование одновременно обеими руками. То, что вы собираетесь изобразить, должно быть простым, но не одинаковым. Например, разные геометрические фигуры или отличающиеся буквы. Слежение за работой двух рук одновременно требует больших усилий и концентрации, как раз то, что нам и нужно.

Конфликт между полушариями

Как и предыдущее упражнение, заставляет наш мозг разбираться, что к чему, но в отличие от задачи, где нужно выполнять несколько действий одновременно, в данном упражнении требуется только одно: писать названия цветов (красный, синий, розовый зеленый…), только для их написания нужно выбирать карандаши другого цвета, не совпадающего с написанным. Мозг так и норовит написать тот цвет, который вы используете, и чтобы не сделать ошибку, нужно быть внимательным. Потом, читая эти цвета достаточно быстро, вы повторяете упражнение, так как сложно читать правильные названия цветов, когда они написаны другим цветом.

Концентрация при посторонних раздражителях

Выбрав определенный объект, сконцентрируйтесь на нем на определенное время (минуты на 3), при этом на фоне можно включить любимую передачу, знакомую песню и т.д. Задача в том, чтобы за это время не потерять из внимания выбранный вами объект и не податься искушению, послушать песню или что там говорят в передаче.

Развитие внимания в сложных упражнениях

Решение более трудных заданий предполагает, что человек уже имеет навыки сосредоточения на предмете. Поэтому их лучше осуществлять после появления опыта концентрации.

Например, упражнение «Сосчитай слова», несмотря на кажущуюся простоту, довольно сложно в исполнении, но эффективно для развития навыка. Для выполнения действия возьмите текст и начните читать в обычном режиме. Параллельно с чтением ведите подсчёт слов, для которого можно использовать только взгляд, без помощи карандаша. На выполнение задания отводится 2-3 минуты, затем оно повторяется, а результаты сравниваются.

В упражнении «Мысленный счёт» нужно про себя считать до 10. Чтобы сконцентрироваться, надо закрыть глаза и представлять особенности цифр от 1 до 10. Представить нужно очень чётко, например, как бы написанными фломастером. Каждую цифру постарайтесь подробно зафиксировать, только потом переходить к следующей.

Классикой является задание «Цветные слова». В различных источниках оно имеет разные названия, например, «Дальтоник». Но идея в том, чтобы быстро назвать не слова, написанные разноцветными фломастерами, а цвет слов. Сначала это упражнение выполняется с трудом, так как в разных полушариях мозга идёт восприятие цвета и слова, но затем устанавливаются новые связи, на этой основе тренируется концентрация и переключаемость внимания, действие выполняется с лёгкостью и интересом.

Например, синий, красный, чёрный, зелёный.

Сложное упражнение «Точка» является базовым, и выполнять его надо постоянно. Есть несколько вариантов, поэтому начинаем с простой чёрной точки.

Для действия требуется одноцветная стена перед креслом, так как узоры обоев отвлекают от фиксации внимания на предмете. С этой целью прикрепляется к стене лист белой бумаги с нарисованной в центре небольшой чёрной точкой. Затем надо расположиться напротив точки и сконцентрироваться на ней.

Упражнение на начальном этапе вызывает затруднение, так как нужно сфокусироваться только на точке, отвлечься от всех мыслей, а потом записать результат.

Как вариант, разработано задание «Созерцание зеленой точки». Аналогично рисуется фломастером зелёная точка, и в течение 10 минут идёт наблюдение за ней.

Сложным задание становится, если изменить инструкцию, разместив точку на странице из журнала или на оконном стекле, тогда в поле зрения будут попадать посторонние предметы, что усложнит условия для концентрации.

Успешность и эффективность деятельности человека зависят от развития его психики и её составляющих. Поэтому только комплексная работа над концентрацией внимания принесёт плоды.

Эффективные и простые упражнения для тренировки психических процессов

Приступая к тренировке, следует помнить, что запоминание и воспроизведение информации невозможны без участия процессов мышления, внимания, восприятия

Человек лучше запоминает те объекты, на которые целенаправленно обратил внимание, ту информацию, которая им осмысленна. Поэтому большинство упражнений предусматривает комплексный тренинг практически всех процессов

Начинать лучше с простых заданий, не требующих специальной подготовки или оборудованного места, потому что без затруднений их можно выполнить в любой ситуации. Практика подтверждает эффективность таких популярных методик, как:

  1. «Игра со спичками» — полезна для тренировки зрительной памяти, внимательности, проводится в свободное время. Для игры нужно выложить на какой-либо поверхности небольшое количество спичек, нескольких секунд внимательно рассмотреть их расположение, потом с помощью других спичек повторить такую же картинку. Сразу точно выполнить действие, возможно, не удастся. Но после определенного количества повторений придет умение сосредотачиваться на картинке и запоминать ее. Для усложнения задания можно уменьшить время на запоминание, увеличить количество спичек.

Доступны для каждого желающего упражнения, которые легко выполнять во время поездки на работу, например, «Рассмотри и опиши». Надо в течение 10 минут сконцентрироваться на иллюстрации (например, журнала) с большим количеством мелких деталей, после этого мысленно или вслух передать ее. Снова вернуться к изображению и отметить незамеченные детали. Такие действия развивают внимательность, тренируют мышление, зрительное восприятие.
Упражнение «Вспомни предмет» аналогично предыдущему. Оно также активизирует процессы мышления, внимания, памяти, воображения. Задание заключается в том, что остановив выбор на любом предмете, нужно сосредоточиться на нем в течение тридцати секунд, а затем в своем сознании воспроизвести его. Эти действия необходимо многократно повторять, чтобы сформировалось умение воссоздавать предмет в мельчайших деталях.
Для следующего тренинга, подобного предыдущим, используется обычное чтение журнала или газеты. В быстром темпе в тексте подчеркиваются слова, где, например, встречаются удвоенные буквы. Как вариант, можно отмечать буквы, встречающиеся в слове больше одного раза.
Специалисты советуют в качестве тренажера использовать обычные бытовые ситуации. Например, для похода за покупками составить список продуктов, сосредоточиться на нем, прочитав несколько раз, и оставить дома. В магазине представить список в подробностях и мысленно прочитать. В целях усложнения можно постепенно увеличивать перечень покупок, а для развития мыслительной деятельности и внимательности проводить все расчеты при покупке тоже мысленно.

В домашней обстановке хорошим средством для развития психических процессов, особенно разных видов памяти, может стать выразительное чтение вслух с последующим припоминанием событий, героев, пейзажных сцен и собственным эмоциональным отношением к прочитанному тексту.
Эффективной методикой для тренинга мышления, запоминания и внимательности является заучивание наизусть стихотворений. Специалисты утверждают, что, если каждый день заучивать хотя бы одно четверостишие, то за короткое время можно получить хороший результат.

Сосредотачиваемся…

Эта способность является ведущей частью любого упражнения на развитие памяти, внимания и концентрации. Поэтому если школьник научится отбрасывать лишние мысли и на протяжении длительного времени думать о конкретном задании и его решении, то у него не только улучшится усидчивость и восприятие на уроках, но и продуктивность работы. Для начала ребёнок должен нарисовать на бумаге точку и повесить листок на уровне глаз, желательно на однотонную стену, чтобы ничего не отвлекало его от картинки

Задание будет считаться выполненным, если малыш долгое время удерживает внимание только на точке и думает исключительно о ней, ничего вокруг не слыша и не видя

Также школьник может сосредотачиваться на словах. Для этого он берёт любую старую газету и считает количество слов в указанной взрослым статье или на странице. Можно выбрать любую букву и подчёркивать её в той или иной заметке. Хорошей практикой считается описание сути статьи, её анализ, что учит ребёнка не только запоминать, но и сосредотачиваться на чтении материала.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector