Тренировка ума: 10 упражнений на концентрацию внимания

Концентрируйтесь на одной задаче

Очень много людей пытаются одновременно делать несколько дел, но так не бывает

Вы просто переключаете свое внимание, но в любом случае оно будет поверхностным, учитывая то, что для максимального погружения человека в рабочий процесс требуется минимум 15 минут

Вред мультизадачности научно доказан. Так, проводились исследования, в ходе которых установлено, что разговор по телефону или с пассажиром во время управления автомобилем увеличивает вероятность аварии. Впрочем, это очевидно. Так почему же мы отвлекаемся, когда делаем другие дела?

Одна из главных причин – скука. Если дело неинтересное, то нам хочется его сделать более веселым

Но внимание от этого страдает, а также мы отучаем себя концентрироваться на скучных делах. Именно поэтому можем, например, во время важных, но скучных деловых переговоров просто перестать слушать партнера и пролететь с выгодной сделкой на миллионы долларов

Просто никому не хочется иметь дела с человеком, который не вникает в их мысли.

Очень полезно для концентрации заранее продумать, что вы будете делать и четко следовать этому плану. Еще одна из причин, по которой мы невнимательны, – субъективное ощущение сложности задания. Значительно легче сосредоточиться на простых задачах. Потому нам нужно любое сложное дело разбить на огромное количество простых и в каждую единицу времени быть сосредоточенным именно на простом задании.

Эта же техника поможет преодолеть лень и начать заниматься тем, чем не хочется

Сила воли и способность произвольно управлять своим вниманием – это одно и то же. Например, не хочется писать диплом

Если вы даже за него сядете, то заметите, что очень быстро ваши глаза направятся в сторону социальных сетей. Ничего удивительного, поскольку вы не свели трудную по вашему мнению задачу к простым действиям.

Впрочем, не нужно расписывать дело до мелочей. Это слишком затратная задача в интеллектуальном плане. Просто задавайте себе вопрос: «Какое самое элементарное действие я могу выполнить прямо сейчас, которое может продвинуть меня к цели». И задавайте этот вопрос себе почаще, поскольку так вы сосредотачиваетесь на конкретном простом действии.

Со временем скучных дел у вас не будет. Знаете поговорку: «Аппетит приходит во время еды»? Главное – начать совершать маленькие, элементарные шаги, которые не требуют волевых усилий. А потом увлечетесь.

Можно совместить этот совет с предыдущим. В качестве примера приведем тот же диплом. Ваши действия по улучшению концентрации будут следующими:

Думаете: «Что можно сделать самое простое, чтобы написать диплом»? Вам приходит идея в голову, например, что наиболее просто включить компьютер.
Нажали на кнопку включения компьютера, сели. Здесь можно сделать паузу для того, чтобы привести мысли в порядок. Это рекомендуется сделать, даже если все и так нормально. Иногда это может быть только иллюзией.
Каждый раз, когда чувствуете, что мысли начинают путаться, делаете небольшую паузу

Только внимание, ничего во время этого перерыва не делаем. Просто даем мозгу переварить ту информацию, которая ему поступила во время написания диплома.
После перерыва опять задаетесь вопросом: «Что можно сделать самое простое?»

Через некоторое время такой стиль работы станет автоматическим

Только здесь важно соблюдать правило: «Или работаем, или ничего не делаем». Отдых нужен для более эффективной работы, а не для поощрения лени, помним о приоритетах

Еще одна техника, близкая к этой. Если не хочется садиться работать, то самым простым действием будет ничего не делать абсолютно. Вот действительно попробуйте усилием воли запретить себе заниматься чем-либо, кроме праздного лежания. Уже в ближайшее время вам надоест это, и заставить себя сосредоточенно работать будет намного проще.

Упражнение 2-1. Сгибаем и разгибаем пальцы

Сядьте прямо перед столом, положите на него руки и сожмите кулаки, повернув их при этом ладонями вверх таким образом, чтобы большой палец находился на других.

Устремите свой взор на кулак; после этого постепенно отодвиньте большой палец, сосредотачивая все свое внимание на этом действии, как будто бы это имеет для вас большое значение. Затем медленно вытяните (разогните) свой указательный палец, после него второй, и так далее вплоть до последнего

Затем проделайте наоборот:, сначала загните мизинец и продолжайте загибание пальцев далее, пока кулак не примет своего прежнего вида; при этом большой палец будет лежать на пальцах. Продолжайте то же самое с левой рукой. Повторите это упражнение пять раз во время одного сеанса, впоследствии вы можете проделывать его по десять раз.

Это упражнение вызовет у вас утомление, но вам следует настойчиво повторять его, так как оно очень важно для вас вследствие развития вашего внимания и направления его на простые и однообразные действия; кроме этого оно даст вам непосредственный контроль над всеми мускульными движениями. Вы очень скоро почувствуете то благодетельное влияние, которое окажут на вас эти простые и, на первый взгляд, не очень важные упражнения

Вы не должны ни на секунду выпускать из внимания сгибание и разгибание пальцев. В этом заключается вся суть. Если вы пренебрежете этим, то тем самым окончательно утратите всю пользу от проделываемого упражнения

Вы очень скоро почувствуете то благодетельное влияние, которое окажут на вас эти простые и, на первый взгляд, не очень важные упражнения. Вы не должны ни на секунду выпускать из внимания сгибание и разгибание пальцев. В этом заключается вся суть. Если вы пренебрежете этим, то тем самым окончательно утратите всю пользу от проделываемого упражнения.

Упражнение 1-2. Взгляд на руку

Сядьте прямо (выпрямившись) в своем кресле, поднимите голову, выставьте вперед подбородок и отодвиньте назад плечи. Вытяните правую руку в горизонтальном направлении направо на одном уровне с плечом. Поверните голову и направьте пристальный взгляд на свой руку; держите ее в выпрямленном положении в течение одной минуты.

Проделайте то же самое с левой рукой. Когда вы будете способны в совершенстве выполнять это упражнение, увеличьте время до двух минут, затем до трех и так далее, до тех пор, пока вы будете способны сохранять подобное положение в течение пяти минут.

Ладонь руки при этом должна быть обращена книзу, так как это является наиболее легким положением. Направляя взгляд на кончики пальцев, вы всегда будете в состоянии определить, сохраняет ли ваша рука вполне спокойное положение.

Что из себя представляют эти два процесса

В психологии разные мнения насчет данные познавательные процессы. Например, некоторые эксперты считают, что внимания как отдельного элемента нет, а есть только один из моментов психических событий

Однако на основании исследований ученые говорят, что оно существует как отдельная единица психологии, и мозг воспринимает внимание именно так

Память же, напротив, не вызывает у них никаких разногласий. Это важный элемент работы, который связан с другими психическими процессами. Именно память обеспечивает связь прошлого с настоящим, а мозг расценивает ее как важную познавательную функцию. Память представляет собой накопление, закрепление и сохранение опыта человека. Поэтому она залог нормального психического функционирования организма. Мышление отказывается быть ясным, когда память подводит.

О внимании подробно

В психологии рассматривают внимание как некую концентрацию на объекте восприятия и описывают как действие, которое отражает динамические особенности познания. Связь его с другими психическими процессами до конца не установлена, но эксперты в психологии не сомневаются – она есть

Ведь от сосредоточенности и умения переключаться с одного объекта на другой или с одного действия на другое зависит многое, например, общение. Мозг отправляет сигналы и при помощи движения нейронов удается этого добиться.

К основным функциям внимания относят умение фильтровать лишнее, концентрируясь на главном и важном. А это значит, что человек сохраняет способность в любой ситуации выбирать для себя что-то важное и фиксироваться на нем

Мозг сам подскажет, на что лучше обратить внимание

Внимание обеспечивает надежную связь между мышлением и соотнесенностью образов, пока длится какой-то акт или действие до полного достижения цели. В психологии внимание измеряется по тому количеству объектов, которое человек видит перед собой одновременно

При этом мозг «видит» объединенные объекты в количестве большем, чем раздельные, и внимание распределяется между другими, но не менее важными объектами или действиями

В психологии внимание измеряется по тому количеству объектов, которое человек видит перед собой одновременно. При этом мозг «видит» объединенные объекты в количестве большем, чем раздельные, и внимание распределяется между другими, но не менее важными объектами или действиями

Классифицируют следующие виды внимания:

  • непроизвольное;
  • произвольное;
  • послепроизвольное.

В первом случае речь идет о том действии, которое возникает само, когда мышление не завязано. Мозг видит что-то необычное, эмоционально сильно окрашенное и реагирует на это

Под произвольным вниманием понимают способность человека направлено фокусироваться на чем-то. Мозг и мышление настраиваются на сознательную оценку действия и концентрацию на нем

Такой вид внимания тесно связан с другими психическими процессами, например, с волей. В психологии это объясняется так: человек в момент сосредоточения на объекте прилагает волевое усилие, поддерживающее концентрацию на весь процесс.

Под послепроизвольным вниманием в психологии понимают начало конкретной деятельности и возникающий в связи с этим интерес. Такое отношение легко прослеживается, а мозг создает необходимые условия для сохранения целенаправленности

Стоит учитывать, что циркуляция внимания происходит циклично, и через каждые 10 секунд мозг отключается

Это необходимо помнить, чтобы не утерять часть важной информации

Подробнее о памяти

Память представляет собой некое отражение событий, которое закреплено и надежно сохранено в сознании человека. Она делится на 2 вида:

  1. непроизвольная;
  2. произвольная.

В первом случае говорят об особенности запоминания без специального заучивания. Обычно такой вид развит в детстве, а ко взрослому возрасту угасает. Во втором — закрепление информации с помощью специальных приемов.

Произвольная память зависит от целей и видов заучивания. Например, может работать механическая память, логика, мышление. Связь процессов крайне важна для успешного запоминания информации.

Память дополнительно делят на типы. Обычно упоминают о кратковременной и долговременной памяти. Кроме того, часто говорят об оперативной и промежуточной памяти, когда наблюдается связь между другими процессами и запоминанием как из долговременной памяти, так и кратковременной.

Фактор внимания в нашей жизни

Если и есть вещь, которую я хотел бы чтобы вы вынесли из статьи, то первым делом это понимание того, насколько важно внимание в нашей жизни и насколько оно недооценено в массах как концепт. Именно от внимания зависит то, как мы справляемся с любой работой, внимание это концепт, который лежит в основе других умственных деятельностей:

  • Понимание
  • Обучение
  • Воспроизведение
  • Память

Это своеобразный невидимый фактор эффективности

Главное то, что внимание это не какой-то эфемерный процесс у нас в голове, это реальная вещь, которую учёные-исследователи могут видеть с помощью разных приборов типа MRI (Magnetic resonance imaging) или томографии. Учёные могут видеть нейронное состояние мозга, и многие из них описали внимание в своих исследованиях

Концентрация, внимание и память начинают обуславливать нашу повседневную жизнь очень рано. В 60-70 годах учёные стали делать исследования касательно внимания у младших из детей

Статистически оказалось, что чем больше у ребёнка развита способность к сосредоточению, тем большие успехи в последствии ему даются. Это относится как к финансовым, так и ко всем остальным сферах нашей жизни.

Два полушария мозга

Проделывайте это упражнение в форме игры со своим ребенком, и вы увидите результат.

Возьмите листок бумаги и два карандаша. Каждой рукой нужно нарисовать свою фигуру – левой рукой – круг, а правой – треугольник. Засеките время – 1 минуту. Задача следить за тем, чтобы форма фигур была правильная и треугольники не начинали круглиться, а круги, наоборот, приобретать углы. Постарайтесь нарисовать не меньше 5 пар фигур.

Работа двух полушарий мозга не только помогает сконцентрироваться на выполняемой задаче, но и развивает мышление и логику. Это упражнение на внимательность и сосредоточенность подойдет и для взрослого человека.

Свойства внимания

Прежде чем решить, как развить внимательность у ребенка, советуем разобраться со следующими свойствами этого понятия:

Концентрация – навык сосредотачиваться на нужном объекте и его составляющих, а также способность вникать. Дети с плохо развитой концентрацией отличаются рассеянностью и несобранностью.

Объем — количество объектов, которые ребенок или взрослый может одновременно воспринимать и удерживать в сознании. В норме, для первоклассников их количество составляет от 3 до 5. Объем внимания напрямую связан со способностью к логическому мышлению.

Устойчивость — возможность сосредотачиваться на конкретном объекте в течение длительного промежутка времени

Дети с устойчивым вниманием добиваются успеха в решении задач повышенной сложности, требующих длительной напряженной работы. Распределение – способность уделять внимание одновременно двум или нескольким объектам при параллельном выполнении действий с ними

Ребенок с такими способностями хорошо справляется с несколькими делами одновременно.

Переключение внимания — перемещение внимания с одного вида деятельности на другой или с одного объекта на второй.

Упражнение 1. «Сапёры»

Про корректурные пробы когда-нибудь слышали? Я о них узнала на собрании в школе. Это упражнение порекомендовала делать с детьми учительница начальных классов. Сказала, что это, пожалуй, самый мощный инструмент для развития внимательности у детишек.

В чем суть? Нужно произвести определенные действия (вычеркнуть, подчеркнуть, обвести и т.п.) с символами, которые ты видишь перед собой. Но сначала эти символы нужно отыскать. Сложно объяснить это словами. Проще один раз увидеть и все станет понятно. Так что внимательно посмотрите на картинку.

Здесь стояла задача, найти и подчеркнуть в тексте букву «е», и зачеркнуть букву «а». Мы с детьми называем это упражнение «Сапёры». Искомые буквы – это как будто мины, которые нужно обезвредить определенным способом.

Для проведения корректурных проб можно использовать старые книги или журналы и искать буквы прямо в тексте.

Если ребенок еще дошкольник и не знает букв, то можно использовать пробы с различными символами: картинками, стрелками, смайлами и т.п.

Начинать лучше с чего-нибудь попроще. Например, попросить зачеркнуть все звездочки.

А потом задания можно усложнять. На картинке ниже дан образец и задание. В каждый ромб нужно поставить точку, в кружочках поставить минус, в квадратах — галочку, а в треугольниках плюс.

Самым отважным и отчаянным юным сапёрам можно предложить выполнять эти упражнения на время.

Внешние факторы

Используйте метод от обратного. Бывает так, что в самый неподходящий момент доносится шум дрели из соседней квартиры или кто-то громко смеется, разговаривая по телефону. Как справится с этими раздражителями?

Представьте, что вы ловите его руками, разглядываете, а затем отпускаете из-за его ненадобности. Очень действенный психологический метод, который поможет повысить уровень внимательности и научит справляться с внешними раздражителями.

Помимо вышеперечисленных упражнений для развития внимательности и концентрации можно установить приложения, где вы сможете практиковаться и развивать эти качества. Комплексный метод всегда работает эффективнее.

Автоматическое и произвольное внимание

Существует два типа внимания: автоматическое и произвольное.

Автоматическое внимание — самое древнее. Оно очень быстрое, импульсивное, многозадачное

Мы не замечаем его.

Произвольное внимание – это то, что помогает нам анализировать, учить, понимать, рефлексировать. Это внимание, которое мы контролируем и для которого нам требуется усилие

Важно знать то, что когда мы учимся, мы используем именно произвольное внимание. Ведь сам процесс обучения это просто расширение нашей нейронной сети понимания чего-либо. То есть наш мозг берёт маленький кусочек информации и присоединяет его к уже существующей информации

Мы учимся только когда находимся в процессе произвольного внимания

То есть наш мозг берёт маленький кусочек информации и присоединяет его к уже существующей информации. Мы учимся только когда находимся в процессе произвольного внимания.

Естественно самая большая проблема для нас сегодня, в том что мы не способны удерживать концентрированное внимание на чём-то долгий промежуток времени, так как мы всё время на что-то отвлекаемся. Чтобы тренировка внимания и концентрации внимания приводила к результату – следует сделать её регулярным ритуалом вашего дня

Чтобы тренировка внимания и концентрации внимания приводила к результату – следует сделать её регулярным ритуалом вашего дня.

6 упражнений на концентрацию внимания

Навык концентрации внимания является тренируемым. Такой навык очень полезен, ведь последовательное решение задач предполагает значительно более высокое качество их решения. Развитие концентрации внимания доступно практически каждому человеку.

Для эффективной тренировки первое с чего нужно начать это определить время на ежедневные тренировки. При этом на время тренировки необходимо сконцентрироваться именно на ней. В это время не должно быть отвлекающих факторов – домашние дела, дети, телевизор, телефон и так далее.

Для начала можно выполнять несколько простых упражнений по полчаса в день примерно по пять минут на каждое.

Концентрируйтесь на линии

На листе бумаги карандашом медленно чертить линию, концентрируя внимание только на ней. Как только в мыслях появляется что-то другое, отметить на линии всплеском (наподобие кардиограммы)

Продолжать линию в течение нескольких минут. Со временем пиков кардиограммы будет становиться меньше.

Вспомнить все

Вспомнить подробно все, происшедшее за день, как прошло утро, что было по дороге на работу, какие были встречи, о чем разговоры, какие выполнены дела. Все это нужно «прокрутить» в мозгу как будто кинофильм.

Концентрированное чтение

Взять книгу, газету, журнал и внимательно читая, контролировать свои мысли. Ловить себя если мозг отвлекается на другие мысли. Усилием воли возвращать сознание к содержанию книги.

Внимательное наблюдение

Встать у окна и внимательно понаблюдать за чем-либо на улице – движущимися облаками, луной, колышущимися деревьями, движущимися автомобилями и так далее. При этом думать только о том, за чем ведется наблюдение. Если мысли «уходят» в сторону заставлять себя возвращаться к объекту наблюдения. Достаточно начинать с пяти минут концентрации, затем увеличить продолжительность этого упражнения до 10-15 минут.

Отвлечься от всего

Для этого сесть, расслабить все мышцы, закрыть глаза и ни о чем конкретном не думать. Мысли должны хаотично перескакивать с одного на другое. Если в мозгу появилась и задержалась мысль о чем-то конкретном, усилием воли отвлечься от нее.

Влияние возраста

Как вы уже, наверно, догадались, внимательность развивается с самого детства.

Именно до 7 лет у ребенка происходит основное обучение «на ощупь». После этого ребенок начинает учиться всему наподобие взрослого человека. У ребенка 8 лет восприятие окружения перестает быть совсем детским. В возрасте 9, 10 и 11 лет ребенок учится новым навыкам и возможностям.

У школьника появляется круг интересов, где он в дальнейшем себя реализует: это многочисленные кружки и секции.Развитие внимания как таковое продолжает развиваться, но уже медленнее.

Но бывает и так, что ребенок отказывается сидеть и заниматься больше 5 минут. Непоседливый характер доставляет немало хлопот родителям. Можно ли повысить усидчивость и внимательность у ребенка? Да, причем сделать это совсем не сложно.

Концепции глубокой концентрации

Роланд Гейссельхарт в одной из своих книг упоминает концепцию Deep—work. Это процесс работы, когда ты полностью поглощён своим заданием и работаешь очень эффективно на лимите своих когнитивных, умственных и интеллектуальных способностей. Как итог — вы работаете быстро и производите очень качественный результат. Большинство же из нас огромную часть времени проводят в поверхностной работе, находясь в состоянии полу отвлечённости. Нас могут отвлечь даже незначительные факторы, например:

  • плачь ребёнка за окном,
  • чужой компьютер слишком сильно шумит,
  • завибрировал телефон
  • или например водители на улице всё время сигналят.

В таком состоянии невозможно погрузиться в работу, она идёт гораздо медленней и мы совершаем больше ошибок. А главным образом, те выводы или качество работы, которые мы производим — не настолько высокие, насколько нам позволяет наш потенциал.

Упражнение 4. «Кто здесь учитель?»

Наверно каждый ребенок хоть раз хотел оказаться на месте учителя или мамы с папой. Чтобы не его проверяли, а он проверял. И, указывая на ошибки, говорил: «Ай-яй-яй, как не стыдно…» Давайте дадим ему такую возможность!

Мамы с папами решают примеры. Только не какие-нибудь логарифмические уравнения, а нормальные примеры, с которыми ребенок уже знаком. И специально допускают несколько ошибок. А потом сдают работу на проверку. Ну и волнуются, конечно. А ребенок проверяет. Внимательно проверяет, ведь он же теперь учитель.

Это упражнение, не только внимание развивает, оно дает родителям возможность на своем примере показать, как нужно реагировать на критику или замечания. Так что, дорогие родители, если вдруг получите двойку, держите себя в руках

Будьте мужественными и пообещайте исправиться.

Можно не только примеры решать, а и диктанты писать или сочинения. Главное не забыть допустить ошибки, букву не дописать, точку не поставить и т.п.

Дошкольники, которые еще не знакомы с буквами и цифрами, могут проверять работу художников. Нарисуйте для ребенка картинку. Например, пейзаж. Изобразите треугольное солнышко, морковку, которая выросла под  елкой, черепаху, парящую в облаках. В общем, какую-нибудь нелепицу. И пусть малыш ищет ваши ошибки.

Ну а если рисовать вы не умеете, то вам в помощь развивающие журналы для детей. Практически в каждом найдете картинку подобную этой.

И еще несколько слов о детских журналах. Это же просто кладезь разных интересных упражнений и заданий на развитие внимательности у детей!
Например, задания, где нужно найти отличия.

Или различные лабиринты.

Журналы чаще всего красивые, яркие и детям нравится по ним заниматься. Мои киндеры с нетерпением каждый месяц ждут выхода «Внеклассного журнала». Это наш любимый! Новое издание, в мае только 6 выпуск.

Упражнения на развитие внимания для дошкольников.

В играх для детей-дошкольников нужно делать упор на формирование произвольного внимания. Родителям и педагогам необходимо учитывать психологические и возрастные особенности ребенка, последовательно знакомить его с новым материалом, опираться на уже существующие знания и умения.

Упражнение №1.
Поставьте перед ребенком любой предмет – это может быть плюшевая игрушка или какая-то декоративная статуэтка. Попросите его внимательно изучить предмет в течение нескольких минут, затем уберите вещь. Ребенок должен закрыть глаза и как можно подробнее описать предмет. После верните вещь на место и попросите ребенка назвать «пропущенные» детали.

Упражнение №2.
Найдите картинку, на которой будут изображены несколько пар различных предметов. Один предмет должен быть без пары. Покажите картинку ребенку и попросите его найти этот предмет. Вот пример с героями Умназии:

Упражнение №3.
«Назови цвет». Возьмите лист бумаги и напишите названия цветов фломастерами или карандашами, не соответствующими им: например, слово «красный» — черным цветом, а слово «желтый» — голубым. Покажите ребенку то, что у вас получилось, и попросите назвать цвета, которыми написаны слова. Ребенок должен сосредоточиться на цвете шрифта, а не на слове, обозначающем цвет.

Можно разнообразить игру и добавить одно слово, цвет которого будет соответствовать его значению (например, напишите «зеленый» зеленым фломастером). Попросите ребенка найти его среди «неправильных» слов.

Упражнение №4.
Покажите ребенку картинку, на которой изображены несколько разных предметов, распределенных по группам: например, пять кастрюль разного цвета и семь чайников разной формы и разного цвета. Попросите ребенка внимательно изучить картинку и посчитать, сколько кастрюль и сколько чайников он видит.
Вот хороший пример (правда, вместо чайников и кастрюль – коты и собаки):

Упражнение №5.
Покажите ребенку два одинаковых изображения с небольшими и малозаметными отличиями. Попросите его найти все несовпадения. Можно начать прямо сейчас вот с этой картинки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector