Как развить наблюдательность: 9 простых упражнений

Список использованной литературы

Список литературы

1.Андреева Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2000.

2.Бодалев А.Д. Психология общения. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: ПО «МОДЭК», 1996. — 256 с.

3.Дети социального риска и их воспитание. Учебно-методическое пособие/ Под науч. ред. Л.М. Шипициной. СПб: Издательство «Речь», 2003. 144 с.

4.Зазыкин B. Основы психологии проницательности. — М.: Тривола, 1997. — 88 с.

5.Зайнышев И.Г. Технология социальной работы Технология социальной работы.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под. ред. И.Г. Зайнышева.- М,: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-240 с.

6. Зотова О.И., Кряжева И.К., Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности. // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.,1979, с.219.

7.Изард К. Эмоции человека. М.: Прогресс, 1980.

8.Иихеева Е.Н. Социально-психологическая интерпретация личности ученика по внешности и невербальному поведению в ситуации урока: автореф. дисс. канд. психол. наук. — Спб.,1993.- 17 с.

9.Петрова Е.А. Знаки общения. — М., «Гном и Д», 2001. — 254 с.

10.Пиз А, Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. М.: Ай-Кью. 1992. — 387 с.

11.Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности.- СПб.: Питер, 2001. — 176 с.

12.Козлов В.В. Социальная и психологическая работа с кризисной личностью. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. 396 с

13.Корниенко А.Ф. Метод наблюдения в психолого- педагогической практике. — Казань, 1990.

14.Корсунский Е.А. «Игра в портреты» как редство диагностики и развития психологической проницательности школьников и учителей //Вопросы психологии. — 1985, № 3.

15. Куницина В.Н., Казаринова H.B., Погольша B.M. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001.-544 с.

16.Кулькова И.В. Развитие психологической наблюдательности кадров государственной службы: Автореф. дисс. канд. психол. наук. — М., 1996. -25 с.

17.Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познанние. — РнД, 1999, — 608 с.

18.Леонгард К. Акцентуированные личности. — Киев: Наукова думка, 1981.

19. Маркова и др. Социальная психология. М.: МГУ, 1990, 186 с.

20. Морозова E.B. Психологическое наблюдение как метод человеческого познания: Автореф. дисс. канд. психол.наук. — М.,1995. 21 с.

21.Мухина Ц.С., Хвостов К.А. Как обрести врага. Изображение и описание негативных форм невербального поведения подростков. М., 1994. -90 с.

22. Ниренберг Дж., Калеро Г. Читать человека — как книгу: Сокр. Пер. с англ. — М.: Экономика, 1990

23.Петрова E. A. Жесты в педагогическом процессе. -М.:МГПО, 1998., 222с.

24.Цикулов А.В. Выразительные движения учащихся и их психологическая классификация: Автореф. к.психол.н., Л., 1986.

25. Штангль А. Язык тела. Познание людей в профессиональной и обыденной жизни. М., 19R6.

2009 — 2020 referatbooks.ru

Зачем нужна?

Наблюдательность открывает путь к лучшему пониманию мира. Она позволяет субъекту лучше осознавать скрытые от глаз обычных людей события и факты. Умение заметить схожесть и различие в идентичных понятиях является настоящим искусством. Внимательная личность имеет большие возможности для самосовершенствования. Развитая наблюдательность позволяет субъекту мгновенно оценить ситуацию и принять правильное решение, способствует раскрытию потенциала индивида и дара прогнозирования собственных будущих поступков. Проницательность выражается в искусстве видеть и чувствовать другого человека, предвидеть его поведение.

Умение мысленно сделать прогноз в разных жизненных перипетиях уберегает наблюдательного человека от попадания на уловки мошенников. Способность подметить в привычных вещах что-то новое свойственна писателям, художникам, новаторам производства, изобретателям, учёным.

Учеба

Внимание и зоркость важны в учебе. Начиная с раннего развития, еще задолго до школы, наблюдательность малыша необходимо тренировать посредством всевозможных игр и затей

Если ребенок растет в своем мире, почти не замечая окружающего и не придавая значения тому, что происходит около него, это скажется и на его интеллекте и на его дальнейшей учебе в школе.
Окончив школу, при выборе профессии подросток должен быть способен замечать и анализировать свои склонности и способности. Он сможет без труда определиться с местом учебы, если будет наблюдать за людьми разных профессий и соотносить их со своими желаниями и возможностями.
Внимательность поможет ребенку учиться хорошо, схватывать материал «налету» и стать разносторонне развитым человеком. Также во время учебного процесса проницательность поможет ребенку наладить хорошие отношения с преподавателями, понять и суметь удовлетворить их требования.Ирина сдавала экзамены на третьем курсе университета. Одним из предметов была русская литература, преподаватель которой был очень придирчив и пытался «завалить» студентов, не нравившихся ему. Ирина заметила каверзные вопросы преподавателя и видела, что даже хорошо подготовленные ученики терялись и получали низкие отметки.
Девушка решила понаблюдать, что не нравится экзаменатору в отвечающих. Она внимательно слушала и анализировала ответы предыдущих студентов. Через время она поняла, что преподаватель негативно реагировал на тон экзаменуемых: когда они начинали свой ответ уверенно, а после его вопросов начинали сникать и теряться, он ставил низкую отметку.
Выйдя отвечать, Ирина нарочно выбрала спокойный тон, не отличающийся и при ответе, который она знает хорошо и при том, в котором сомневается. На удивление девушки ее метод сработал и преподаватель не только не пытался «завалить» ее, но и на некоторые свои вопросы пытался сам помочь ответить, в итоге Ирина получила хорошую оценку.

Тестирование как метод социально-психологической диагностики

Тестирование – стандартизованное, обычно ограниченное во времени испытание, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоторых психических свойств личности, групп или общностей.

Классификация тестов:

1) по форме:

а) устные и письменные;

б) индивидуальные и групповые;

в) аппаратурные и бланковые;

г) предметные и компьютерные;

д) вербальные и невербальные (выполнение заданий опирается на невербальные способности (перцептивные, моторные), а речевые способности испытуемых включаются в них только в плане понимания инструкций. К невербальным тестам относятся большинство аппаратурных тестов, предметных, рисуночных и т. п.);

2) по содержанию:

а) изучающие свойства интеллекта;

б) способности;

в) отдельные характеристики личности и т. д.;

3) по целям тестирования:

а) тесты для самопознания не являются строго научными, имеют небольшой объем, их отличает простота тестирования и подсчета результатов, они публикуются в популярных газетах, журналах, книжных изданиях;

б) тесты для диагностирования специалистом являются наиболее строгими в плане стандартизации процедуры тестирования и структуры, содержания тестовых заданий (стимульного материала), а также обработки информации и ее интерпретации, для них характерна валидность, они должны иметь нормативы по базовым группам;

в) тесты для экспертизы проводятся по инициативе официальных лиц (например, администрации, желающей проверить своих сотрудников на профессиональную пригодность или нанять на работу наиболее достойных, имеющих наилучшие результаты тестовых испытаний), требования аналогичны требованиям, предъявляемым к тестам для специалистов. Особенностью данных тесов является использование вопросов, минимизирующих неискренние ответы;

4) по временным ограничениям:

а) тесты, учитывающие скорость выполнения заданий;

б) тесты результативности;

5) по методическому принципу, положенному в основу методики:

а) объективные тесты;

б) методики стандартизированного самоотчета, в том числе:

– тесты-опросники состоят из нескольких десятков вопросов (утверждений), относительно которых испытуемые выносят свои суждения (как правило, «да» или «нет», реже трехальтернативный выбор ответов);

– открытые опросники, предполагающие последующий кон

тент-анализ;

– шкальные техники, построенные по типу семантического дифференциала Ч. Осгуда, методики классификации;

– индивидуально-ориентированные техники типа ролевых репертуарных решеток;

в) проективные техники, в которых, стимульный материал, предъявляемый испытуемым, характеризуется неопределенностью, предполагающей самые разнообразные трактовки (тест Роршаха, ТАТ, Сонди и др.);

г) диалогические (интерактивные) техники (беседы, интервью, диагностические игры).

Требования к тестовым методам исследования:

1) репрезентативность (представительность) – это возможность распространения результатов, полученных при исследовании выборочной совокупности объектов, на всю совокупность этих объектов;

2) однозначность методики – характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценки которого данная методика применяется Обычно это качество проверяется повторными измерениями;

3) валидность (обоснованность) – это обоснованность выводов, полученных в результате применения данной методики;

4) точность – способность методики чутко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе социально-психологического диагностического эксперимента;

5) надежность – возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей.

Как развить?

Наблюдательность начинает формироваться в процессе игры с детства. В дальнейшем её развитие происходит во время наблюдения за различными природными явлениями, поведением животных, цветением растений. На протяжении всей жизни нужно открывать свою душу новым эмоциям при получении знаний

Постарайтесь обращать внимание на окружающие вас предметы. Приглядывайтесь внимательно к природе

Очень важно не только запоминать отдельные черты и нюансы, но и пропускать их через себя. Приобретённое умение не оставаться равнодушным к окружающему миру заметно повысит вашу восприимчивость

Для проверки своей наблюдательности разложите на столе 10 предметов. Затем в течение нескольких секунд смотрите на них. Дальше нужно отвернуться и воспроизвести в памяти каждый из десяти предметов. Постарайтесь очень подробно описать их. Улучшить профессиональную наблюдательность можно с помощью специальных приёмов, постановкой перед собой конкретных задач. Например, надо постоянно сравнивать и сопоставлять различные предметы, устанавливать между ними связь и их взаимодействие друг с другом. Подмечайте самые ничтожные изменения в различных явлениях.

Периодически описывайте характерные черты лица своих знакомых

При встрече с ними обращайте внимание на мелкие детали, а не пытайтесь запомнить целостный образ. Вглядитесь в глаза человека, поочерёдно рассмотрите его нос, рот, брови, подбородок, цвет волос, форму головы

Внимательно изучайте внешний вид субъекта.

Попробуйте сосредоточить внимание на различных элементах одежды знакомых и посторонних людей. Выберите от 4 до 10 деталей, создайте логическую цепочку

Вечером воспроизведите их в своей памяти. По пути в магазин или к месту работы обращайте внимание на встречающиеся вам здания. Посчитайте количество окон и дверей, запомните форму крыши и расположение карнизов. От деталей переходите к целостному восприятию всего дома.

Войдя в помещение, бегло осмотрите его. Попытайтесь сделать мысленную фотографию

Обратите внимание на размер комнаты, цвет стен, количество стульев, столов, шкафов, картин. Выйдя оттуда, восстановите в памяти увиденное

Вернитесь, сравните воображаемую картинку с оригиналом. Повторяйте действия до получения идеального результата. Каждый вечер воспроизводите в памяти лица всех людей, которых встретили в течение дня. Постарайтесь припомнить все суточные события, увиденные предметы и явления. Ежедневная практика способствует тому, что человек начинает в течение дня обращать внимание на незаметные детали окружающего мира.

Тренировать наблюдательность можно с помощью числовых таблиц. Начинают тренировку с мысленной расстановки по порядку цифр от 1 до 25 в сетке с хаотично расположенными числами. На выполнение этого задания следует затрачивать не более 4 минут.

Затем можно переходить к более сложному варианту занимательной таблицы, представляющей собой хаотически разбросанные цифры от 1 до 90. Необходимо взглядом отыскивать все числа по порядку. С помощью таблицы любой может осуществить проверку своей наблюдательности. Если человек мысленно расставил все цифры в течение 5-10 минут, то он обладает исключительной наблюдательностью. Если обнаружил все числа за 10-15 минут – это прекрасно; за 15-20 минут – хорошо; за 20-25 минут – удовлетворительно.

Можно выработать навык наблюдательности с помощью выполнения очень эффективных упражнений.

  • Возьмите в руки любой предмет. Очень внимательно рассматривайте его, постарайтесь запомнить вещь, не упустив мельчайших деталей. Затем нужно закрыть глаза, после чего мысленно воспроизвести образ. Открыв глаза, посмотрите на объект запоминания и поймите, что вы упустили при мысленном воссоздании предмета. Дальше необходимо ещё раз закрыть глаза и вспомнить уже усовершенствованный образ. Следующий этап предполагает изображение вещи на листке по памяти. Нарисованный предмет сравните с реальным объектом, добавьте недостающие детали.
  • Попробуйте в течение месяца наблюдать за окружающей средой с мыслью о том, что вам необходимо всё увиденное запечатлеть красками на холсте. Таким способом повысить собственную наблюдательность советовал Константин Паустовский. В общественном транспорте разглядывайте пассажиров с этой позиции.

Семья

Наблюдательность и внимание проявятся в выборе супруга и в дальнейшей семейной жизни. Мало того, что мы, родители, можем указать своим чадам на те или иные отрицательные стороны их избранника еще до того, как они решат пожениться

Мы всего не увидим, а поэтому важно научить ребенка самому быть проницательным и замечать те моменты, которые недопустимы в семейной жизни, а также уметь правильно вести себя со своим партнером.Девятнадцатилетняя Вероника познакомилась с Олегом на дне рождения подруги. Молодые люди сразу понравились друг другу

Олег очень трепетно относился к девушке, старался во всем ей угодить.
Веронике нравилось такое поведение молодого человека, однако о том, что она и сама должна вложить свою лепту в развитие их отношений, она не думала. Ей казалось, что она должна делать только то, что нравится ей. Если Олег звал ее прогуляться и пообщаться в то время, когда ей хотелось просто посидеть у телевизора, она отвечала: «Не хочу». Она считала, что не должна проявлять никакого внимания к молодому человеку, т.к. это ниже ее женского достоинства. Никто не подсказал девушке, что в построении правильных отношений каждый должен, прежде всего, думать, как угодить не себе, а партнеру.
Попытавши счастья, разочарованный Олег отступился. Вероника долго ждала его звонков и недоумевала, что не устроило парня в отношениях с ней. И только позднее она поняла, что сделала большую ошибку и своими руками разорвала дружбу с хорошим человеком.
В семейной жизни умение наблюдать скажется в отношениях со второй половинкой, с родителями обеих сторон, с детьми, с семьями друзей. Чтобы вовремя разрядить обстановку, попросить прощения, найти слова утешения, человек должен чувствовать других людей, понимать, что важно им в данный момент.
Воспитывая детей, внимательные родители смогут легче находить путь к сердцу ребенка, сумеют обойтись без лишних криков и наказаний. Проницательность поможет сохранить общение с чадом на близком уровне, стать другом ребенку, и, конечно же, научить малыша наблюдательности с ранних лет.
 

Зачем развивать наблюдательность?

Такой навык имеет важное значение в жизни

Психологи выделяют конкретные причины, почему развитию наблюдательности должен уделять внимание каждый человек:

  • В первую очередь, наблюдательность дает возможность гораздо лучше понимать все, что происходит вокруг, то, что скрыто от глаз обычных людей. Способность видеть схожесть в разном и различия в одинаковом – это настоящее искусство.
  • Развитие наблюдательности способствует раскрытию потенциала, сущности другого человека, а также позволяет предвидеть его будущие поступки.
  • Высокий уровень наблюдательности позволяет людям в кратчайшие сроки оценить ситуацию и принять грамотное решение.
  • Наблюдательность – это источник вдохновения, это новые идеи, это способность видеть в привычных вещах что-то новое. Многие великие ученые, художники, писатели, изобретатели творили именно благодаря тому, что умели увидеть в серости что-то новое и яркое.

На сегодняшний день наблюдательность – это основа большинства профессий. Быть в курсе событий и не потеряться в серой массе – это и есть задача современного общества.

Работа

Умение быть внимательным необходимо для успешной работы. Ненаблюдательные люди обычно долго не задерживаются на одном месте, т.к. изначально не могут взвесить все положительные и отрицательные стороны той или иной вакансии. Такие работники зачастую легкомысленны и непостоянны, им нельзя доверить ответственное дело.
Человек, неспособный концентрироваться на важных вещах, изначально будет терпеть большие сложности при вхождении в коллектив, а также при начале своей карьеры.
Начальники ценят людей, умеющих быстро соображать и выполнять их требования. Если упускать многие детали из виду, вряд ли удастся угодить придирчивому руководителю.Александр вырос в семье рабочих. Папа работал автомехаником, мама – поваром в больнице. С детства Саша часто был на работе у мамы, где наблюдал за докторами. Врачи его любили и брали с собой на обходы. Тогда мальчик и решил, что будет медиком. Наблюдая в основном за окулистами, он понял, что хочет чего-то большего, чем хорошо разбираться в глазах. Мальчик выучился на врача-терапевта, а затем получил специализацию пульмонолога.
Поскольку Саша был очень любознательным, он вникал буквально во все сферы медицины, ему была интересна работа буквально всех органов человека. Молодого тридцатилетнего специалиста заметили в клинике и повысили до начальника отделения, а спустя несколько лет он получил должность в департаменте здравоохранения своей области.

Классификации видов наблюдения

Существует несколько классификаций видов метода наблюдения в зависимости от:

  1. степени формализованности — контролируемое и неконтролируемое;
  2. степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации — включенное и невключенное (при включенном наблюдении страдает объективность);
  3. условий организации — открытое и скрытое (при открытом наблюдении люди ведут себя неестественно);
  4. места проведения — полевое и лабораторное;
  5. регулярности проведения — систематическое и случайное;
  6. констатирующее и оценочное;
  7. сплошное и выборочное (при выборочном наблюдении фиксируется поведение одного человека);
  8. наблюдение и самонаблюдение.

Самонаблюдение, в свою очередь, может быть непосредственным (самоотчет) и опосредованным (анализ дневников, писем, автобиографий). Достоинством самонаблюдения является возможность получить информацию, недоступную другим методам исследования.

Этапы социально-психологического исследования

На первом этапе социально-психологического исследования необходимо выбрать тему исследования и четко её сформулировать. Далее необходимо составить программу и план работы, которые обычно базируются на какой-либо теории, требующей доказательства или дополнительной проработки.

Под теорией понимается система положений, объясняющих, каким образом и почему те или иные явления связаны между собой.

3 стр., 1130 слов

Содержание Введение 2 1. Экономические, административные, социально-психологические, финансовые методы менеджмента организации, их различие и сферу применения. 4 Экономические методы управления 5 Административные методы 9 Социально-психологические методы 12 Финансовые методы менеджмента организации 15 2. Формы и виды контроля состояния организации. 15 Задача. 21 Заключение 22 Список использованной …

Теории характеризуются:

1) способностью предсказывать поведение;

2) «внутренней согласованностью» – отсутствием логических несоответствий или необъясненных странностей среди теоретических идей;

3) экономичностью – содержанием только тех принципов или положений, которые необходимы для объяснения рассматриваемого феномена;

4) фертильностью (плодородием) – способностью захватывать воображение ученых в такой степени, что идеи этой теории находят проверку и распространение при объяснении широкого разнообразия социального поведения.

На следующем этапе работы проводится поиск соответствующей научной литературы. Анализ полученных из литературы данных позволяет наметить ход предстоящего исследования.

Первые этапы исследования тесно взаимосвязаны и часто подменяют друг друга. Так, формулировка темы часто не возможна без целенаправленного литературного поиска.

Формулирование гипотез является следующим этапом исследования. Гипотезой называется вытекающее из теории предположение для предварительного объяснения каких-либо явлений. Гипотезы представляют собой логические следствия определенных теорий.

На четвертом этапе производится выбор методов исследования, т. е. приемов и средств получения достоверных сведений, использующихся для выработки практических рекомендаций.

Виды методов социальной психологии:

1) методы сбора информации:

а) наблюдение;

б) эксперимент;

в) корреляционное исследование;

г) опрос;

д) интервьюирование;

е) шкалирование;

ж) тестирование;

з) проективные методики;

23 стр., 11394 слов

Исследование взаимосвязи коммуникативных особенностей и типов темперамента подростков

… ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ КОММУНИКАТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ И ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА 2.1 Описание выборки и методов исследования В исследовании … применен коэффициент линейнойкорреляция Пирсона. Коэффициент корреляции Пирсона — это параметрический критерий, … и преодолению трудностей общения. Методы исследования: тестирование, математическая обработка данных. Методики исследования: · Методики «Оценка …

и) социометрия;

к) изучение документов;

л) изучение продуктов деятельности;

2) методы обработки информации:

а) приемы теоретической и логической обработки данных;

б) использование математической статистики.

На следующем этапе проводится сбор первичной информации с помощью наблюдения, опроса и анализа различного рода документации (контент-анализа).

На заключительной стадии производиться обработка и анализ результатов. Этот этап требует от исследователя знания статистических процедур и компьютерных программ.

Виды обработки результатов исследования:

1) качественная обработка – метод первичной обработки данных, направленный на определение качественной характеристики изучаемых социально-психических процессов и явлений;

2) количественная обработка результатов производится на основе широко используемых в науке математических методов, таких, как методы вариационной статистики (позволяют установить среднее количественное значение показателей, степень разнообразия и расхождения данных, наличие или отсутствие связи между рядами психических явлений), статистических методов для установления достоверности результатов исследования (позволяют судить о типичности различий тех или иных показателей, их надежности, о необходимом количестве испытуемых и т. д.);

3) альтернативный анализ – это выражение в количественных показателях исследуемых признаков, свойств и качеств психических явлений; дисперсионный анализ состоит в оценке факторов, влияющих на изучаемый признак, и определении меры влияния каждого из них;

4) корреляционный анализ проводится в том случае, когда подразумевается влияние на социально-психические процессы не только исследуемого фактора, но и других факторов.

наблюдательный

наблюдательный // наблюдательский

НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ 1. Внимательный, умеющий хорошо наблюдать, подмечать; выражающий наблюдательность. Синоним: приметливый (разг.). 2. только полн. ф. Служащий для наблюдения за кем-чем-либо, а также (спец.) осуществляющий наблюдение. Синоним: обсервационный (спец.).

Наблюдательн|ый: 1) ~ый человек, глаз; ~ый взгляд; ~ая поза; 2) ~ый прибор, пост; ~ая вышка; ~ый совет (спец.).

• Я не буду в состоянии приходить в её дом, чтоб чувствовать вновь на себе наблюдательный и недружелюбный взгляд её мамы. Н.Морозов. Повести моей жизни. Капитан Мещерский и его разведчики оборудовали наблюдательный пункт в сосновом лесу. Э. Казакевич. Весна на Одере.

НАБЛЮДАТЕЛЬСКИЙ Относящийся к наблюдателю, принадлежащий, свойственный ему.

Наблюдательск|ий: ~ий бинокль, блокнот; ~ие заметки, выводы; ~ая смекалка; ~ие способности.

• Работа на пришкольном опытном участке развивает у ребят наблюдательские способности.

Сравните: наблюдательный ум — ум, отличающийся наблюдательностью; наблюдательский ум — ум наблюдателя.

Значения в других словарях

  1. наблюдательный — См. наблюдать Толковый словарь Даля
  2. наблюдательный — Наблюд/а́/тельн/ый. Морфемно-орфографический словарь
  3. наблюдательный — наблюдательный прил. 1. Соотносящийся по знач. с сущ. наблюдение, связанный с ним. 2. Отличающийся хорошим наблюдением. 3. Предназначенный для наблюдения за кем-либо или за чем-либо. Толковый словарь Ефремовой
  4. наблюдательный — -ая, -ое; -лен, -льна, -льно. 1. Обладающий, отличающийся наблюдательностью. Мой собеседник, живой и наблюдательный, говорил обо всем, с завидной меткостью определяя современное положение дел края. Малый академический словарь
  5. наблюдательный — прил., кол-во синонимов… Словарь синонимов русского языка
  6. наблюдательный — орф. наблюдательный; кр. ф. -лен, -льна Орфографический словарь Лопатина
  7. наблюдательный — Наблюдательный, наблюдательная, наблюдательное, наблюдательные, наблюдательного, наблюдательной, наблюдательного, наблюдательных, наблюдательному, наблюдательной, наблюдательному, наблюдательным, наблюдательный, наблюдательную, наблюдательное… Грамматический словарь Зализняка
  8. наблюдательный — НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ -ая, -ое; -лен, -льна, -льно. 1. Внимательный, умеющий хорошо наблюдать, подмечать (о человеке). Н. человек, ребёнок. Он был очень наблюдателен. // Свойственный такому человеку. Н. взгляд. 2. только полн. Толковый словарь Кузнецова
  9. наблюдательный — НАБЛЮД’АТЕЛЬНЫЙ, наблюдательная, наблюдательное; наблюдателен, наблюдательна, наблюдательно (·книж. ). 1. Обладающий наблюдательностью. Наблюдательный человек. «Такой наблюдательный: все осмотрел!» Гоголь. 2. только ·полн. Толковый словарь Ушакова
  10. наблюдательный — НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ, ая, ое; лен, льна. 1. см. наблюдать. 2. Внимательный, умеющий хорошо наблюдать, подмечать. Н. ребёнок. | сущ. наблюдательность, и, ж. Толковый словарь Ожегова
  11. наблюдательный — • необычайно ~ Словарь русской идиоматики
  12. наблюдательный — см. >> бдительный Словарь синонимов Абрамова
  • Блог
  • Ежи Лец
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение

2005—2020 Gufo.me

Нежелание брать на себя ответственность

Во всем, на что направлены наши самостоятельные усилия, мы должны нести индивидуальную ответственность. Это касается как работы, так и правил внутреннего распорядка. Важные решения, которые мы принимаем в жизни, всегда, во всех случаях имеют свои последствия. Так вот, ведомый человек – это личность, которая боится смотреть в будущее и строить грандиозные планы. Она настолько не уверена в имеющихся возможностях, что даже не пытается устанавливать собственные правила, не осмеливается жить наперекор общественным установкам.

В случае возникновения серьезных конфликтных ситуаций такой человек часто прячется, не высказывает своего мнения, потому что боится быть непонятым, осмеянным. Он не станет раскрывать свою точку зрения только затем, чтобы быть услышанным. Гораздо важнее для него самого – душевный комфорт и благополучие, не задеваемое никакими встрясками. Ответственность он понимает в том, чтобы быть максимально полезным другим людям и часто служит какому–то отвлеченному идеалу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector