Отношения с родителями

Материалы проекта поддержки родителей Family Tree

Как видим, продукты клуба поддержки родителей Family Tree довольно разнообразны. Огромное количество экспертов работает над тем, чтобы помочь родителям и детям. Наладить семейные отношения. Это психологи, юристы, сексологи, психотерапевты и другие специалисты.

И перечисленные материалы — это лишь малая часть полезной информации. Опытные мастера также учат налаживать отношения свекрови и невестки. Возвращают сексуальные отношения и страсть супругам, которые вовсе забыли прелести жизни.

А также помогают пережить пубертатный период подросткам и родителям. Подсказывают, как решить денежные проблемы в семье. И как перестать уставать от своих детей. Информация близка вам по теме, но определённого пункта вы не нашли? Тогда ознакомьтесь с материалами на официальном сайте Family Tree. Всего вам доброго!

Как наладить отношения с мужчинами, с мамой — курс Светланы Морозовой.

Как защитить себя и дом от негатива и очистить биополе.

Особенности межличностных семейных отношений между родителями и детьми

Здоровье ребенка зависит от многих факторов, и ведущим из них являются отношения родителей и детей. Предпосылки для многих болезней закладываются в период внутриутробного развития и в раннем возрасте, поэтому взаимоотношения между родителями оказывают на здоровье ребенка решающее значение. Ребенок появляется на свет беззащитным, не имеющим опыта взаимодействия с внешним миром и всему учится у родителей, в результате общения с ними.

Особенности существования брака, взаимоотношения между супругами и отношения детей и родителей в семье влияют на развитие психосоматических болезней, от которых обычно страдает вся семья. Как правило, у родителей и других родственников больного ребенка они тоже выявляются. Поэтому эффективное лечение заключается в коррекции взаимоотношений между всеми членами семьи, в первую очередь в супружеской паре и между родителями и детьми.

Семья — это устойчивая замкнутая система, в которой каждый из членов выполняет определенную роль. В связи с этим для изменения состояния здоровья ребенка требуются перемены в семье. Взрослым необходимо осознать и понять сложившуюся ситуацию в целом, изменить межличностные отношения родителей и детей, чтобы найти выход и что-то изменить.

Спасибо за то, что родили!

Что такое признание? Казалось бы, какие проблемы — мой отец — мой отец, моя мать — моя мать. Но нередко возникают попытки отказаться, не принять родителей: «Ты мне не отец!», «Ты мне не мать» — иногда это фразы, бросаемые в пылу ссоры, а иногда — выношенные в сердце злобные подростковые мечты. Это и есть тяжкий грех не почитания — непризнание своих родителей родителями.

Принятие означает, что я принимаю родителя, как часть себя, часть своей природы. Это принятие осуществляется не умом, а сердцем, это — некая решимость человека принять своих родителей.

А как быть, если родители — алкоголики? А если они бросили младенца в роддоме? У нас могут быть причины непринятия своих родителей. Но заповедь настаивает на принятии. В ней не написано: «Чти отца и мать своих за то, что они для тебя сделали», — там вообще нет никаких условий. Почитай родителей — долголетен будешь.

Уважение к родителям не должно зависеть от их качеств и поступков, оно должно быть не за их добродетели, а уже по самому факту рождения (безусловное уважение).

Благодарность родителям — акт принятия того дара, который они нам передали. От них, мы приняли самый большой подарок, нашу жизнь. Ведь с подарком можно поступить по-разному, например, сказать дарителю: «Спасибо, но мне не надо», или «Заберите, я этого не хотел!» Не почитание родителей, неуважение к ним лишает человека силы. Причем, мы лишаем силы не только себя, но и своих детей, вырываем себя из рода.

Хамство как непочитание родителей для нашего времени очень актуально. Хам — тот, кто ниспровергает отца, уничтожает его, смеется над ним и живет по-другому, своим порядком. Собственно, то, что произошло с русской нацией, и есть хамово — преступление, которое ведет к искоренению рода, в данном случае — искоренению нации. Сейчас к сожалению, именно хамство стало одной из ведущих современных национальных черт.

Иногда мы говорим: «Самое главное — это спасение от Господа». Но спасение прикладывается к тому, кто уже есть. Наше рождение — в руках Божьих и в руках родителей, поэтому и наша благодарность родителям за этот дар — высочайшей пробы.

Как научиться языку общения с подростком

Да, для ребенка необходимо каждодневное общение с родителями, дом, семья – это базовая вещь. Психическое и физическое благополучие начинается для каждого ребенка с того, в какой обстановке он просыпается, говорят ему «доброе утро» или нет, ловит ли он на себе внимательный, заботливый взгляд родителей или…

Для того, чтобы понимать, что волнует вашего ребенка сейчас, в данный момент, ему нужно уделять 10-15 минут вашего времени ежедневно, а не только по выходным дням. И это только его время, без телефона, еды и телевизора. Ребенок должен чувствовать, что его любят, что он родителям не безразличен, им интересуются, интересуются его жизнью, его увлечениями. Это вроде бы звучит как общие слова, но на самом деле – это конкретные рекомендации, без выполнения которых не обойтись.

Если не получается найти общего языка с ребенком, надо идти к специалисту, к психологу. К нам в Московскую службу психологической помощи населению родители приходят часто именно по таким вопросам, жалуясь, что не могут наладить диалог со своими детьми. Когда начинаешь анализировать ситуацию, выясняется: родители не умеют разговаривать со своими детьми. Они или сразу начинают на ребенка давить, стремятся поставить его на место, дают понять, что в диалоге с ребенком они главные. Или просто пропускают мимо ушей все, что ребенок им говорит, о чем спрашивает. А с ребенком, тем более с подростком, надо договариваться, причем по-дружески, уметь выслушать его позицию, доступно и понятно изложить свою.

Нужно все время быть за столом переговоров, общаться, идти на компромиссы, обсуждать какие-то вещи – все это требует времени и большого терпения. Потому что подросток раздражает своей непоследовательностью, претензиями, самонадеянностью.

Это все надо уметь принимать. И через это, справившись с эмоциями, все равно с ним говорить и помнить, что он еще не способен самостоятельно справиться со своими чувствами и проблемами.

Если у ребенка в семье есть поддержка, он может справиться с проблемами, которые у него возникают и в школе, и на улице. Без поддержки родителей, один, он может и не справиться, и тогда здесь начинает работать принцип все увеличивающегося снежного кома: проблемы, с которыми ребенок не справляется, могут накапливаться, деформировать его личность, развиваться в комплексы, влиять на его учебу, поведение и самочувствие.

Хвалить ребенка за достижения

Очень важно высказывать одобрение, хвалить ребенка, иногда – даже в присутствии других людей. Ребенку будет приятно знать, что Вы им гордитесь

Однако всегда следует учитывать, что хвалить можно только за реальные достижения: во-первых, у ребенка должна формироваться адекватная самооценка, и потому очень важно научить его справедливо оценивать свои достижения и ошибки; во-вторых, если Вы начнете хвалить ребенка, даже маленького, после очевидного провала, это его очень расстроит. Когда ребенок переживает неудачу, его нужно поддержать в этом состоянии, указать на его реальные достижения и помочь найти пути избегания этой ошибки в дальнейшем.

Слишком близкие межличностные отношения родителей и детей

В ситуации, когда ребенок оказывается слишком близок к родителям, у взрослых просто не остается возможностей и пространства для личных, взрослых, отграниченных от ребенка контактов. При таких межличностных отношениях весь мир родителей целиком принадлежит ребенку, и он может использовать его по своему усмотрению. В психологии это явление образно названо феноменом открытой спальни. В таких обстоятельствах нет границ между взрослой и детской подсистемами семьи. Дети спят вместе с родителями, принимают участие во всех спорах и разговорах родителей, вмешиваются в конфликты (в позиции провокаторов или миротворцев), не ложатся спать в «детское время». Родители фактически лишаются личного пространства и времени, где они могли бы существовать без детей.

Иногда слишком близкие отношения родителей и детей обслуживает скрытый конфликт взрослых в семье. Пока ребенок рядом, ряд вопросов взрослые просто не обсуждают: при ребенке не ругаются, не поднимают интимных вопросов – и таким образом поддерживается хрупкое равновесие, которое может быть прикрытием тяжелого межличностного конфликта родителей.

Ребенок в такой ситуации находится в сложном положении, на него скрыто, возложена ответственность за отношения родителей, они бессознательно привлекают его для решения собственных задач. Положение родителей также неблагополучно, так как они не могут иметь отношений как партнеры, как пара. Часто в итоге это приводит к нереализованным личным ожиданиям от брака, союза с партнером.

Говорить о своих чувствах с ребенком

Конечно, многие взрослые проблемы не стоит обсуждать с ребенком – то, что он не сможет понять, или в чем совершенно не сможет Вам помочь. Однако во многих случаях разговор с ребенком о чувствах (и его и Ваших чувствах) приносит пользу: упрочняет между вами связь, помогают установить детско-родительскую близость, развивают в ребенке сочувствие и ответственность.

Стоит заметить, что говорить с ребенком о чувствах и стать для ребенка «лучшей подружкой» — это не одно и то же. Есть темы, которые с ребенком нельзя обсуждать – отношения и ссоры с другим родителем, например, должны стать табу. А вот о чувствах, которые возникают у Вас в ответ на действия ребенка говорить можно и даже нужно

Также необходимо говорить о чувствах ребенка – для детей иногда очень важно узнать, нормально ли то, что они чувствуют, как совладать с негативными переживаниями и т.д. Разговор с любящим родителем в такой ситуации – самый лучший выход

Ценить мнение ребенка

Если уж ребенку начали доверять выполнение какой-то работы, то и его мнение касательно семейных вопросов должно учитываться. Где есть обязанности, там должны быть и права – они всегда идут в комплекте, два в одном

Поэтому очень важно учитывать «голос» ребенка во время «семейных голосований»: куда поехать отдыхать, как провести выходной и т.д

Необходимо помнить, что ребенок является маленьким, но полноценным членом семьи, заслуживающим любви и понимания со стороны ближайших людей в его жизни – своих родителей.

Мы постоянно выявляем плагиат на наши материалы без указания кликабельной follow ссылки на них. В таком случае без предупреждения мы обращаемся в DMCA Google, что приводит к пессимизации плагиатора. 
Наоборот, мы приветствуем популяризацию наших материалов, но с обязательной активной follow ссылкой на эту страницу psyhosoma.com/otnosheniya-roditelej-i-detej-pravila-xoroshix-roditelej/.

Нежелательные тенденции семейного воспитания детей

Ниже перечислены четыре наиболее явные нежелательные тенденции положения ребенка в семье – в каком-то смысле болезненные типы встраивания его в семейную систему.

Нежелательные тенденции в воспитании детей:

  • дают ребенку неадекватные представления о его роли и месте в семье, не соответствующие его психологическим, интеллектуальным и возрастным ограничениям;
  • способствуют его чрезмерной зависимости от семьи и неуместным запросам;
  • мешают брать на себя ответственность, отделяться от семьи;
  • излишне включают его в обслуживание психологических потребностей взрослых членов семьи.

Элементы всех тенденций, которые описаны здесь, есть почти во всех семьях

В какие-то моменты мы можем замечать, что ребенок стал слишком важной персоной в семье, все внимание обращено к нему. В другое время мы можем обнаружить, что занялись работой или другими делами так увлеченно, что рискуем отдалиться от ребенка на фатальное расстояние. А иногда можно неожиданно для себя обнаружить, что ребенок поселился, фигурально выражаясь, «в спальне родителей», то есть присутствует в их жизни на 100%, не оставляя им личного пространства

Вероятно, это нормальные явления в любой семье, важно вовремя их замечать и принимать меры для того, чтобы ситуация не закреплялась в нежелательном положении. Обнаружив себя на огромной дистанции от ребенка, важно понять, в чем состоят ваши ценности, и, возможно, отказаться от каких-то проектов в пользу общения с детьми. Если вы замечаете, что никогда не остаетесь с партнером наедине, нужно действовать в интересах пары через некоторое дистанцирование ребенка и предоставления большего времени для вашей личной жизни, не связанной с детьми. Если ребенок стоит на вершине иерархии, стоит подумать о своих методах установления границ

А иногда можно неожиданно для себя обнаружить, что ребенок поселился, фигурально выражаясь, «в спальне родителей», то есть присутствует в их жизни на 100%, не оставляя им личного пространства

Вероятно, это нормальные явления в любой семье, важно вовремя их замечать и принимать меры для того, чтобы ситуация не закреплялась в нежелательном положении. Обнаружив себя на огромной дистанции от ребенка, важно понять, в чем состоят ваши ценности, и, возможно, отказаться от каких-то проектов в пользу общения с детьми

Если вы замечаете, что никогда не остаетесь с партнером наедине, нужно действовать в интересах пары через некоторое дистанцирование ребенка и предоставления большего времени для вашей личной жизни, не связанной с детьми. Если ребенок стоит на вершине иерархии, стоит подумать о своих методах установления границ.

Статья прочитана 11 447 раз(a).

Старые обиды

— Частая почва для отчуждения — обиды из детства: «Со мной были слишком строги, меня не любили»; «Меня слишком опекали»; «Папа был деспотичным»; «Мама не разрешила мне заниматься тем, к чему я тянулся». Как преодолеть такие вещи?

— Давайте для начала осознаем, что с духовной точки зрения такие слова— это ропот. Ропот на Бога. Иными словами, человек говорит: «Господи, Ты плохо промыслил обо мне. Дал мне не таких родителей, вот поэтому я сейчас хуже, чем мог бы быть. Но в этом нет никакой моей ответственности!» И к ропоту присоединяются саможаление и самооправдание. Это вредит человеку, лишая его возможности что-либо изменить в своей жизни. И создает почву для отчуждения от родителей.

— А просто время такие обиды не лечит? 

— Нет. Обида затягивает человека, как омут, она может, наоборот, набрать силу, превратиться в греховный навык: ты привыкаешь обвинять окружающих и в этом получать удовлетворение и выгоду — зачем, мол, что-то исправлять, раз дело не во мне, а в родителях?

Состояние обиды — довольно опасное и непродуктивное: человек внутренне пассивен, он находится в плену у переживаний мнимой несправедливости, жалости к себе, злости по отношению к другим. И на самом деле пытается уйти от ответственности за свою жизнь, за самого себя.

— Каков выход?

— Здесь единственный выход — разбираться с самим собой, принять обстоятельства своей жизни как свершившийся факт, смириться с ним и тем самым перейти в активную внутреннюю позицию творца своей жизни.

Может быть, действительно тебе что-то недодали в детстве. Но у тебя есть жизнь, есть руки, ноги, голова: как ты их используешь? На что направляешь? Какие цели перед собой ставишь? Это уже не родительские руки-ноги-голова, они твои, принадлежат тебе. Значит, ответственность лежит на тебе.

Поэтому человек может посмотреть на себя и сказать: «На сегодняшний день я именно такой. Что я могу сейчас сделать с этим? Хочу ли я что-то делать?» Я бы советовал строже к себе отнестись, задать себе эти вопросы, найти ответы, но не сидеть сиднем, не отпускать ситуацию на самотек. Время-то не стоит на месте, как бы не опоздать…

— Есть популярный сегодня способ: мысленно заново проживать неприятную, обидную ситуацию… На Ваш взгляд, это допустимый прием? 

— Мне вспомнился один случай, который описывал митрополит Сурожский Антоний (Блум): к нему пришла пожилая дама, страдавшая бессонницей. Когда она ложилась спать, в ее памяти всплывали разные  неприятные ситуации из прошлого. И Владыка дал такой совет: «Когда в Вашей памяти всплывает та или иная ситуация, задайте себе вопрос: если бы это сейчас повторилось, как бы я поступила?» И она стала так делать. Это был момент внутреннего покаяния, переоценки прошлого, насколько я понимаю. Она говорила: «Да, здесь я повела бы себя не так; я бы таких слов не произнесла». И постепенно эти воспоминания перестали ее мучить.

Так что — да, такой прием возможен. Но! Принципиальный момент здесь — это собственное покаяние, поиск своей ответственности в той ситуации в прошлом! Не просто пассивно вспоминать ее, а сменить критерии ее оценки, поменять отношение к участвующим в ней людям.

Иначе получится маниловщина: «Ах, вот если бы они тогда мне…, тогда бы я сейчас…». Очень важен трезвый, самокритический  настрой. Задача человека — не изменить прошлое, не забыть его, а увидеть, отыскать смысл в тех ситуациях многолетней давности, на которые он жалуется; примириться с прошлым, принять его как часть своей жизни и двигаться по ней дальше. Это помогает обрести внутреннюю целостность и гармонию.

— Но ведь тут речь идет не о твоих ошибках…

— Допустим, но спросим самих себя: разве я сейчас в своей жизни не совершаю ошибок, разве я всегда поступаю справедливо и по совести? Раз я обижаюсь, может быть, и моим родителям тоже можно «свалить» ответственность за их ошибки в моем воспитании на своих маму и папу, а тем на своих, и так до Адама включительно? Разве это перекладывание ответственности что-то меняет в моей жизни?

Раз уж я прощаю себе свое несовершенство, свои промахи, то, по совести, надо бы примириться и с несовершенством родителей.

Уважение важнее заботы

Взрослому человеку, имеющему собственную семью, нелегко бывает заботиться о родителях. И, положа руку на сердце, можно сказать — иногда очень трудно бывает отделить заботу от манипуляции. Например, если мать требует, чтобы взрослый сын, бросив беременную жену и больного ребенка, немедленно отвез ее в театр, нужно ли проявлять такую заботу? Способ бороться с манипуляциями один, и он очень простой — взрослеть. Манипулировать взрослым, зрелым человеком — невозможно.

А бывает, что наши родители заболевают и становятся беспомощными, как дети, как заботиться о них тогда — как о родителях, или как о детях? Забота — не есть почитание. Почитание может быть и без заботы, забота — тема отдельная и о ней в Библии тоже говорится.

Мы часто заботимся о родителях, но при этом их не уважаем. Будет ли это почитанием? Нет. Потому что в почитание входит уважение, а не забота. Забота без уважения — не почитание. Заботясь о родителях, престарелых и беспомощных, мы удовлетворяем их насущные потребности, без которых они не могут выжить. Но это вовсе не означает, что мы должны заботиться об удовлетворении духовных и эмоциональных потребностей своих родителей. Развлекать родителей — не наша задача, это зона ответственности самого человека.

Если наши родители больны, требуют ухода, если они впадают в маразм или превращаются как больные, в маленьких детей, становимся ли мы тогда им родителями? Никогда! Это страшное нарушение заповеди почитания. Иерархия сохраняется всегда, она не меняется со временем. Грех тому ребенку, который не почитает больного родителя, относится к нему с пренебрежением. Лучше уход за больным перепоручить другим людям, но сохранить к родителям уважение.

Стоит показывать ребенку свою любовь и безусловное принятие

Довольно часто родители, сами того не замечая, позиционируют ребенку свою любовь в качестве товара: «ты мне … – а я тебя в ответ буду любить».

Это звучит во многих родительских требованиях («я буду к тебе хорошо относиться, когда ты будешь себя хорошо вести, учиться на пятерки, убирать в комнате…»), и, в результате, ребенок становиться уязвимым, ведь даже родные родители не могут принять его таким, какой он есть! Во избежание этой ситуации родителям обязательно надо показывать свою безусловную любовь к ребенку: чаще говорить «спасибо», «я люблю тебя» и другие нежные слова.

Безусловное принятие вовсе не означает одобрение всего, что делает ребенок

. Просто не одобрять можно отдельные действия ребенка, а не его личность в целом. Например, вместо стандартного «двоечник» следует говорить «меня огорчает, что ты снова получил плохую оценку» – это высказывание не порицает ребенка, но в то же время дает понять, что его плохая успеваемость Вас огорчает.

Против кого дружить будем?

Часто мы слышим истории о том, как мама и ребенок вместе борются с «непристойными» друзьями папы, вместе отговаривают его поехать на рыбалку и т. п. Папа, в свою очередь, берет ребенка в соратники для борьбы с мамиными «подружками-болтушками», стараясь не отпустить супругу в кино или на выставку. Основа противостояния – показать, что супруг (-а) плохой, и возложить на него вину за неудавшиеся отношения.

В семье создаются два противоборствующих лагеря, и ребенок стоит перед выбором: с кем быть ему? Родители для привлечения сына или дочки на свою сторону используют методы убеждения и подкупа.

Тревога и напряженность, смятение, боязнь сделать что-то не так и подвести таким образом маму или папу приводят ребенка к серьезным невротическим расстройствам.

От идеализации — к принятию, от подчинения — к почитанию

Глядя на здорового ребенка, который растет в полной семье, мы можем обнаружить следующие этапы развития отношений с родителями.

Дети 6–9 лет (у девочек это период от 6 до 8 лет, у мальчиков — от 7 до 9) родителей идеализируют, относятся к ним совершенно некритично: «Папа все может», «Мама самая красивая». При этом своих родителей дети не очень знают, скорее, воспринимают их, как неких всемогущих и всезнающих существ. Привязанность ребенка к родителям и эмоциональная и физическая, зависимость — полная. Мы привыкли говорить, что ребенок родителя слушается. На самом деле, речь идет о подчинении и повиновении.

Послушание, как духовная добродетель — это не для детей. Просто мы привыкли использовать это слово. Почему ребенок повинуется и подчиняется? Потому что у ребенка еще нет своей воли, она только формируется, ребенок еще себя плохо контролирует и за себя еще не отвечает. Ребенку предстоит постепенно овладеть своей волей и привыкнуть к ответственности

В этот период родителям очень важно его не перегружать, а с другой стороны — давать ему возможность научиться ответственности

В подростковом возрасте все меняется. Одна женщина сказала: «Когда я пришла в первый класс, меня постигло страшное разочарование — я увидела, что моя мама не самая красивая». В школьном возрасте ребенок начинает родителей сравнивать, у родителей появляется конкурент — первая учительница. В пик подросткового возраста отношения с родителями претерпевают очень серьезные изменения, происходит обесценивание родительских фигур. Если подросток говорит: «Я никогда не буду такой дурой, как моя мама», или «таким дураком, как мой папа» — это здоровый подросток.

Зачем нужно обесценить родителей? Зачем нужно проявлять независимость и неповиновение? Подростку нужно почувствовать себя отдельной личностью, другим, не таким, как родители. Ведь ему потом жить-то придется одному! Если он останется в этой идеализации, ему невозможно будет потом уйти в свою жизнь. В этот период дети ни в чем не хотят быть похожими на родителей. Это — нормально, точнее это — нормальный этап развития личности. Иначе сложно будет оторваться от родительского гнезда.

Взрослый человек в норме воспринимает своих родителей реально. Он видит и сильные их стороны, и слабые. При этом взрослый человек родителей принимает и ценит. И на этом этапе, обладая свободой, самостоятельностью, волей и ответственностью, взрослый человек может проявить по отношению к своим родителям почитание. Почитание — это осознанный выбор. Ребенок почитать не может, он может только подчиняться.

Застревание взрослого человека в детстве (идеализация родителей) или в подростковом возрасте (обесценивание родительских фигур) ведет к перекосу в отношениях взрослых детей с родителями, к инфантилизации отношений.

Когда от взрослых уже людей родители, апеллируя к тому, что их надо почитать, требуют повиновения и подчинения, это относится не к заповеди почитания, а к младшему школьному возрасту. От взрослых людей, у которых есть своя воля и своя ответственность, требовать полного подчинения и повиновения, значит — возвращать их в детство, инфантилизировать, а это можно приравнять к жестокому обращению.

«Отдавать ли на математику?»

Вот два ребенка, у которых, на взгляд их родителей, есть склонность к занятиям, скажем, математикой. Но если отдать их в спецшколу, один, возможно, справится с нагрузкой, а другой – нет.

Чтобы понять это, тоже стоит обратиться к психологу. Со мной нередко родители консультируются по таким вопросам, чаще всего, когда речь идет о переводе в другую школу.

Прежде всего важно понять, есть ли действительно у ребенка к этому склонность и интересно ли это ему самому. Если нет и это только желание родителей, то к подростковому возрасту он, скорее всего, все бросит и усилия окажутся напрасными

Правда, бывает и так, что в процессе занятий ребенок увлекается, ему становится интересно и он и дальше продолжает заниматься по собственной инициативе. Здесь тоже нужны родители для того, чтобы подбодрить, поддержать, когда ребенку трудно, когда он устал.

Ребенок может быть способным, интересоваться какой-то областью, но может просто из-за своих ограниченных физических и психологических ресурсов не осилить учебную нагрузку спецшколы, престижной спортивной секции. И родители должны это увидеть вовремя.

Почему, например, ребенок утром плохо просыпается? Потому что не выспался или потому что недостаточно отдохнул? То есть нагрузку все-таки распределяет родитель. Об этом нужно говорить с тренером, если речь идет о занятиях спортом. Если тренер жалуется на то, что ребенок вял, ничего не успевает, в отличие от других, то это сигнал к тому, чтобы разобраться – что это, временное нездоровье или действительно отсутствие ресурсов? Может быть, если ребенку нравятся занятия, стоит оставить его в том же виде спорта, но перевести из сложной секции в секцию с меньшей нагрузкой?

Фото: unsplash

Этому могут мешать, в первую очередь, собственные родительские амбиции. Родителю очень хочется, чтобы его ребенок был лучшим. Причем любой ценой. В итоге оказывается, что для них здоровье ребенка, его состояние, его силы, его радость, удовлетворенность, неудовлетворенность от того, что он делает – где-то на десятом месте. Главное – побеждать, главное – «быть в тренде», не хуже, а лучше других. Вот от этих сравнений вообще надо уходить. У каждого ребенка свои возможности, свой потенциал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector