Позитивная психотерапия пезешкиана

Введение

Супервизия – один из наиболее эффективных методов обучения психотерапии. В ней опытный «эксперт по межличностным отношениям» (McCormick В., 1999), помогает начинающему психотерапевту «систематически видеть, осознавать, понимать и анализировать свои профессиональные действия и своё профессиональное поведение».

В основе затруднений в применении теоретических знаний на практике лежит внутренний конфликт психотерапевта, основанный на особенностях развития его эмоциональной зрелости (базовый конфликт) и проявленный в ситуации актуальным конфликтом (некомпетентность в терапевтической ситуации) Поэтому супервизия, наряду с обучением (в смысле передачи новых знаний и навыков), включает элемент психологического развития (коррекция внутреннего конфликта, связанного с затруднениями в профессиональной деятельности) специалистов, основанный на принципах и методике преподаваемого метода. Разделительная граница между этими двумя аспектами супервизии проходит по линии решаемых задач (анализ трудного случая, т.е. проблемы пациента, и коррекция подходов к его лечению – коррекция внутреннего конфликта психотерапевта), объектов взаимодействия (психотерапевт/пациент – супервизор/психотерапевт) и конечных результатов (повышение качества оказываемой им медицинской помощи – личностная интеграция психотерапевта).

Хотя супервизия и психотерапия являются параллельными категориями, они связаны между собой в единую систему формированием в обоих случаях положительного переноса (Dewald P. A., 1987), частью которого является бессознательная идентификация и подражание (Fleming J., Benedek T. F., 1983).

Таким образом, отношение супервизора к супервизируемому становится

«активной моделью» взаимодействия, которое психотерапевт позже строит с пациентом, чтобы помочь ему установить аутентичные и эффективные отношения с самим собой и окружающим миром.

Основным содержанием моделирования является концепция позитивного образа человека: изначально доброго, обладающего потенциалом развития всех способностей. Усвоение этой концепции детерминирует изменения образа себя (Vogler P., 1972) через коррекцию 4 факторов, определяющих эмоциональную зрелость (вера в свои способности – «Я»; способность реагировать не на форму, а на содержание поведения партнёра (пациента) – «Ты»; открытость для различных мнений, приятие других социальных групп (транскультурный подход) – «Мы»; осознанность цели и смысла собственных действий и их результатов – «Пра-Мы»). Вследствие этого устанавливается динамический баланс модели реакций на конфликт и характера (актуальных способностей). В результате снижается уровень тревожности, открываются пути разрешения конфликтов и представляющих их симптомов.

В позитивной психотерапии супервизия определяется как

«структурированный и детерминируемый конкретными случаями вид консультации, направленный на улучшение профессиональных навыков и психологическую проработку профессионального опыта, особенно в конфликтных и стрессовых ситуациях» (Бёсманн У., 2001).

Ожидаемым результатом супервизии является: 1) разрешение актуального конфликта терапевтической ситуации (психотерапевт/внутренний конфликт пациента) и эффективность терапии; 2) развитие факторов эмоциональной зрелости психотерапевта, позволяющее строить адекватные терапевтические отношения с пациентом.

Преимущества, достоинства и особенности позитивной психотерапии Пезешкиана

Сначала нужно сказать несколько слов о преимуществах метода Пезешкиана. Они заключаются в следующем:

  • Метод применим к любым проблемам
  • Метод интернационален
  • Инструментом терапии могут служить притчи, метафоры и т.п.
  • Человек рассматривается как целостная система
  • Клиент принимает в терапии активное участие
  • Метод краткосрочен и рассчитан на 15-20 сеансов
  • Метод ориентирован на будущее клиента

Одним из наиболее важных достоинств позитивной психотерапии является то, что она доступна любым возрастным и социальным группам, а также то, что для неё характерны обучение самопомощи, системный подход и простота языка. Благодаря универсальности и принципу простоты существует возможность применения метода в повседневной жизни без каких-либо специализированных знаний абсолютно каждым человеком. Позитивную психотерапию можно рассматривать как указатель для человека на верный путь гармонизации его чувств и мыслей.

Фундаментальной особенностью метода Пезешкиана также является использование специалистом в своей работе различных пословиц, притч, необычных интересных историй. Наполненные мудростью Востока, они способны помочь человеку посмотреть на свои проблемы под другим углом, отстранённо, абстрагироваться от субъективных переживаний и обсудить свои трудности со специалистом, будучи независимым от него.

Основной упор в позитивной психотерапии делается на возможностях человека как главнейшем способе его исцеления от страданий и недугов. Причиной возникающих проблем, согласно терапии, являются неразвитые или подавленные области духовного взаимодействия между людьми – из-за них появляются нарушения в жизни и различные конфликты.

Положительное отношение к проблемам приводит к пониманию того, что любая из них скрывает уникальные возможности для развития, что и вселяет в людей надежду. Полноценное здоровье подразумевает баланс четырёх основных сфер жизни:

  • Тело/здоровье
  • Работа/успех
  • Контакты/семья
  • Фантазии/будущее

Конфликты и болезни представляют собой, главным образом, дисбаланс этих четырёх сфер. Позитивная психотерапия делает акцент на здоровой части организма человека, в которой содержится всё необходимое для его выздоровления, и из которой можно черпать энергию для конструктивного взаимодействия со свои недугом и создания в жизни благоприятных перемен. Сама терапия вкупе с умением собственными силами выйти из сложившегося положения – это инструменты для восстановления естественного баланса.

Ещё одним существенным достоинством метода является его нацеленность на будущее, ведь он позволяет формировать будущее посредством принятия ситуаций в настоящем. Каждый человек, приняв на себя полную ответственность за свою жизнь, способен изменить свою реальность. Другими словами, если человек хочет иметь то, чего никогда не имел, он должен делать вещи, которых никогда не делал.

Важным принципом психотерапии Пезешкиана является принцип уникальности личности. Он гласит, что в жизни не может быть стандартов, а многообразие источников счастья человека суть в том, что быть счастливым можно в моменте «сейчас», имея то, что есть, не грезя о том, «что было бы, если бы» и т.п. Способность человека узреть в настоящем то, что сделает его счастливым и придаст силы на пути к новым свершениям, наделяет его мудростью и делает создателем своего собственного «Я». Но изменить текущее состояние к лучшему можно только постепенно, а для этого необходимо обладать терпением.

Позитивная психотерапия помогает человеку мобилизовать свои скрытые резервы для осуществления положительных перемен. Она учит человека не противостоять окружающему миру, а принимать его таким, каков он есть. Итогом же станет позитивное миро- и самовосприятие, а также позитивное восприятие жизни и окружающих людей.

Методики и инструменты

Дифференциальный анализ — дифференцированное исследование базового конфликта, нацеленное на выявление эмоционального наполнения (выраженного в терминах первичных способностей) конкретного содержания актуального конфликта (выраженного в терминах вторичных способностей) и определение связанного с ним паттерна отношений (прямота/учтивость).

Дифференциальный анализ позволяет не только определить источник происхождения имеющихся установок, конфликтов и поведенческих моделей, но и определить скрытое за ними конструктивное стремление, что становится основой понимания, приятия и терапевтического альянса.

Пять ступеней управляемой динамики развития — динамика осознанного оптимального развития новых навыков, отношений и самой терапевтической интервенции описывается пятью ступенями:

1. Наблюдение

* Оценка баланса — использование модели баланса («ромбика») для систематизации получаемой в процессе интервью и наблюдения информации и для структурирования самого расспроса. Этот метод помогает выявить основные приоритеты в жизни человека и понять, какие стороны жизни игнорируются.

* Лист самонаблюдения — позволяет структурировать процесс самонаблюдения и самосознания человека. Методика состоит в систематическом записывании своих реакций, их причин и изобретение альтернативных вариантов поведения.

* Позитивная интерпретация — сформулированная на языке клиента терапевтическая гипотеза и/или метафора, представляющая выгодные стороны симптомов и/или нежелательного поведения такие, как попытка решения существующих трудностей пусть не идеальным, но уже известным способом, стремление к удовлетворению базовых потребностей и т.д.

2. Инвентаризация/понимание

* Сбор информации о базовом конфликте — с использованием модели идентичности позволяет проанализировать базовые отношения во всём их многообразии и проследить закономерности их влияния на актуальное поведение и конфликты.

3. Ситуативное поощрение

4. Вербализация, решение и действие

5. Расширение целей

Использование концепций, мифов, притч и метафор

Семья — рассматривается в Позитивной Психотерапии не только как жизненный контекст, в котором происходи интенсивный коммуникационный и развивающий тренинг, но и как мощный терапевтический инструмент и, одновременно, как терапевтическую группу.

Первое интервью — в Позитивной Психотерапии имеет ясную стандартизированную форму, что позволяет собрать довольно обширную информацию, не упустив из внимания ни одну из важных областей жизни.

Вопросник WIPPF — Висбаденский Вопросник Позитивной и Семейной Психотерапии — является активным инструментарием метода, позволяющим получить ориентировочную информацию о значимости каждой первичной и вторичной актуальной способности, о модели баланса и модели идентичности.

Позитивная психотерапия

Позитивная психотерапия – это популярный и общепризнанный метод психологического воздействия, в котором есть два направления – научное и житейское.

Чтобы не утомлять вас обилием терминов, обратимся к более простому, житейскому варианту.

Идеи Пезешкина, основателя этого метода, настолько просты и понятны, что их легко может реализовать любой человек, отчего они так популярны в разных ответвлениях, в том числе и в позитивной семейной психотерапии.

Принципы позитивной психотерапии

В основе метода позитивной психотерапии лежат всего три принципа, каждый из которого соответствует какой-то из частей методики.

  1. Принцип надежды. Этот принцип представляет собой позитивный подход к тому, чтобы видеть и выделять потенциальные возможности и способности человека.
  2. Принцип баланса. Этот принцип призван проанализировать особенности человека и привести в гармонию все актуальные способности человека.
  3. Принцип самопомощи. К этому принципу относится специальная стратегия адаптации и гармонизации личности, которая задействована не только в ходе терапии, но должна и помогать человеку в его дальнейшей жизни самостоятельно решать проблемы.

Краткосрочная позитивная психотерапия уникальная тем, что рассматривает любую проблему как попутку решения проблемы и соединяет в себе многовековую мудрость восточной философии и практический подход запада.

Позитивная психотерапия — утверждения

Самое главное, что дает нам позитивная психотерапия – это представление о том, какой должна быть жизнь человека. Счастье видится не в отсутствии проблем, а в возможности справляться с ними. Рассмотрим утверждения этого метода:

Важная идея позитивно психотерапии состоит в том, что основные способности человека – это познанию и любовь. Они взаимосвязаны, и от уровня одной всегда зависит уровень второй. Отсюда выводит значимое утверждение о том, что каждый человек добр по своей природе. Метод позитивной психотерапии зиждется на утверждении – каждый человек от рождения одарен всем, что ему нужно для счастья

Каждый способен бесконечно расти духовно и развиваться физически, и единственное, что важно – это отыскать в себе этот внутренний источник, который кроется в развитии талантов и способностей. Именно в том, чтобы определить свою миссию через самопознание и реализовать себя видится жизненное удовлетворение

Позитивный подход универсален, он подходит абсолютно любому человеку из любой страны и вероисповедания

Специалист, который работает по этой методике, должен обладать широкими познаниями в области культур, поскольку в этом случае они все равны и все достойны уважения. Такой подход ставит основной акцент не на разницу между людьми, а на их сходства. В этой методике признается тело, дух, душа, целостность этого всего в каждом человеке. Этот подход не ставит акцент на заболевание или проблемы, здесь в центре – возможности каждого человека, которые и являются путем решения всех затруднений. Благодаря третьему принципу – принципу самопомощи – человек после курса способен не только поддерживать внутреннее гармоничное состояние, но и помогать близким и родным. Еще одна важнейшая сторона метода – это обучение человека влиять на собственное будущее поступками настоящего. Именно признание личной ответственности за все, что происходит в жизни, а значит для изменения судьбы нужно просто начать действовать. Важнейшее положение позитивной психотерапии – утверждение о том, что нужно извлекать удовольствие из того, что есть, а не из того, что могло бы быть, но не получилось. Метод учит принимать себя и свою жизнь такими, какие они есть, и помогает сделать их лучше.

Особенностью такой методики является то, что она адаптирована не только для консультирования, но и для тренингов и даже бизнеса.

Консультант

Базовый курс Позитивной Психотерапии (200 часов — 8 месяцев)

Даты модулей курса 2020 (тренер — Дремина Юлия) — курс запущен:

— Модуль 1. 31 января — 2 февраля 2020 — Модуль 2. 24-26 апреля 2020 — Модуль 3. 3-5 июля 2020 — Модуль 4. 4-6 сентября 2020

Даты модулей в курса 2020-2021 (тренер — Дремина Юлия) — набор открыт:

— Модуль 1. 9-11 октября 2020 — Модуль 2. 15-17 января 2021 — Модуль 3. 26-28 марта 2021 — Модуль 4. 4-6 июня 2021

Запись на курс: https://forms.gle/AfF6kwXRrLvR1rbS9

Информация о курсе: +7 (495) 646-85-78 (Елена)

ПРОГРАММА БАЗОВОГО КУРСА

ПОЗИТИВНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ:

  • 120 часов семинаров-тренингов;
  • 30 часов работы в группе;
  • 40 часов — изучение литературы;
  • 10 часов — экзамен (минимум 5 страниц самоисследования; курсовое задание, устный экзамен).

Каждый модуль включает 3 дня обучения (10 академических часов).

МОДУЛЬ 1. Введение в позитивную психотерапию: история, основные принципы. Актуальный конфликт. Микротравмы и макротравмы.МОДУЛЬ 2. Базовый и ключевой конфликты, первичные способности.МОДУЛЬ 3. Внутренний и актуальный конфликт. Пятиступенчатая структура консультирования. МОДУЛЬ 4. Психодинамические инструменты в Позитивной Психотерапии.

СЕРТИФИКАТ

После окончания Базового курса при успешной сдаче экзамена выдается сертификат Basic Consultant of Positive Psychotherapy Всемирной Ассоциации Позитивной Психотерапии + Свидетельство о повышении квалификации государственного образца (по желанию).

 

 Стандарты Всемирной Организации Позитивной Психотерапии, согласно с которыми проводится обучение на базовом и мастер-курсах: английская версия (рекомендуется), русская версия (перевод может содержать неточности)

Позитивная психотерапия техники

Позитивный подход в терапии обладает четким алгоритмом и позволяет применять различные техники и методы, включающие и приемы из смежных направлений. Например, техники проговаривания, методику вопрос-ответ, опросник актуальных способностей, элементы арт-терапии, техники визуализации и др.

Позитивная психотерапия в своем арсенале располагает следующими, свойственными только ей, конкретными техниками и терапевтическими направлениями: стандартизованным первым интервью, применением притч, сказаний, поговорок, мифов и пословиц, былин, транскультуральным подходом, позитивной символ ориентированной интерпретацией, образцом конфликта для осознания проблем клиентов, шаблоном равновесия способности к постижению, переработкой микро- и макротравм, шаблоном равновесия способности любить.

Техника позитивной психотерапевтической практики обычно имеет пять уровней: отдаление от конфликтной ситуации и ее проработка, ситуативное одобрение и вербализация, увеличение границ жизненных целей.

Позитивная психотерапия упражнения и техники в данном направлении не требуют максимум усилий и не затрачивают много времени, но требуют определенных знаний и особой чувствительности от психотерапевта.

Техники позитивной психотерапии подходят для разрешения всевозможных проблемных вопросов, начиная от личностных конфликтов, межличностных взаимоотношений и заканчивая работой с психосоматическими заболеваниями. Они предоставляют возможность проследить причины специфики поведенческих реакций клиента, позволяют понять их. Позитивный подход терапии принуждает клиента посмотреть на проблемную ситуацию с абсолютно новой точки зрения, нередко противоположной той, которая была изначально.

При помощи техник позитивной терапии клиент учится находить резервы и другие жизненные цели.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Психотерапевт

Мастер-курс по Позитивной Психотерапии (продолжительность — 885 часов): 

Мастер-курс, 20-22 (тренеры: Полина Ефремова и Галина Скрябина) — набор открыт

МОДУЛЬ 1. 2-4 октября 2020МОДУЛЬ 2. 4-6 декабря 2020МОДУЛЬ 3. 19-21 февраля 2021МОДУЛЬ 4. 30 апреля — 2 мая 2021МОДУЛЬ 5. 2-4 июля 2021

Примечание: модули мастер-курса длятся 4 дня. В расписании указаны дни с пятницы по воскресенье (три дня). Четвертый день — понедельник или четверг, определяется ближе к дате проведения модуля.

Мастер-курс, 19-21 (тренер: Полина Ефремова и Эва Добиала) — курс запущенМОДУЛЬ 5. 25-28 сентября 2020 МОДУЛЬ 6. 11-14 декабря 2020 МОДУЛЬ 7. 25-28 февраля 2021 МОДУЛЬ 8. 23-26 апреля 2021 МОДУЛЬ 9. 25-28 июня 2021

ПРОГРАММА МАСТЕР-КУРСА

ПОЗИТИВНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ:

  • 300 часов теории минимум в течение двух лет
  • 100 часов личной терапии и самораскрытия (групповой и/или индивидуальной)
  • 150 часов практической работы, минимум 5 индивидуальных случаев
  • 60 часов супервизий
  • 240 часов домашней работы с литературой по позитивной психотерапии и другим методам (модальностям)
  • 60 часов регулярных групп интервизии

Каждый модуль включает 3 дня обучения (10 академических часов).

МОДУЛЬ 1. Ресурс-ориентированное консультирование и психотерапия – введение

МОДУЛЬ 2. Продвинутые концепции позитивной и транскультуральной психотерапии

МОДУЛЬ 3. Динамика конфликта, психодинамика и развитие человека, салютогенез, совладание и устойчивость.

МОДУЛЬ 4. Терапевтические отношения, факторы эффективности в психотерапии и консультировании

МОДУЛЬ 5. Первое интервью, диагноз и техники

МОДУЛЬ 6. Психотерапевтические школы

МОДУЛЬ 7. Специфические расстройства: психические, поведенческие, психосоматические

МОДУЛЬ 8. Позитивная семейная психотерапия, консультирование по супружеским проблемам

МОДУЛЬ 9. Методы терапии травм. Культуральные особенности консультирования, кризисные интервенции.

МОДУЛЬ 10. Применение позитивной психотерапии в образовании, тренингах и коучинге 

По итогам обучения проводится экзамен, состоящий из трех частей:

  1. Устный тест в присутствии минимум двух экзаменаторов.
  2. Письменный реферат минимум 20 страниц на теоретические или практические темы. 
  3. Описание терапевтических 5 терапевтических случаев.

 

Звание: Сертифицированный позитивный психотерапевт

Требования для прохождения мастер-курса позитивной психотерапии

  • Высшее образование (не ниже бакалавра) в области психологии, консультирования или психиатрии и оконченный базовый курс позитивной психотерапии.
  • Личные качества и способности, позволяющие работать в качестве психотерапевта в методе позитивная психотерапия. Ведущий мастер-тренер по итогам первого модуля оценивает возможность продолжения обучения для каждого участника.

Супервизия

Если Вы практикующий психолог, коуч или психотерапевт, то, не зависимо от практикуемого Вами метода, Вы можете пройти супервизию у наших специалистов международного класса очно или по Skype, индивидуально или в группе, на русском, английском или немецком языках.

Прохождение учебной супервизии для наших курсантов организуется в плановом порядке координатором курса.

Если Вы обучаетесь не Позитивной психотерапии и хотите пройти учебную супервизию, мы рекомендуем Вам обратиться в соответствующий обучающий институт. Мы считаем, что учебная супервизия эффективнее, когда проводится специалистом того же метода.

Мы руководствуемся тремя основными принципами

Первый из них — принцип надежды воплощает гуманистическую основу метода. Мы считаем, что человек от рождения способен адаптироваться и совершенствоваться. Его способности развиваются по мере обретения и осмысления жизненного опыта, а позднее — с помощью целенаправленной тренировки. Мы выделяем две базовых способности человека:

  1. любить (вступать в отношения с окружающим миром и людьми, чтобы удовлетворить свои потребности) и
  2. познавать (развивать свои знания и умения, чтобы лучше удовлетворять потребности).

Таким образом, все человеческие реакции, в т.ч. конфликты и симптомы мы рассматриваем как попытки, пусть и не всегда удачные, приспособиться и развить свои способности. Такой ориентированный на ресурсы подход позволяет человеку осознать, что он «не так уж плох», принять ситуацию и сосредоточиться на имеющихся ресурсах для поиска более оптимальных путей адаптации.

Второй принцип — принцип баланса отражает психодинамический взгляд на происхождение, содержание и лечение симптомов. Мы рассматриваем жизнь, развитие личности и реакцию в четырех измерениях (тело, отношения, достижения, будущее). Нарушение баланса между ними ведет к конфликтам и заболеваниям. Поэтому в центре внимания терапии оказывается не патологические реакции, а содержание и динамика стоящих за ними конфликтов ожиданий, мотиваций и/или концепций. Такой подход позволяет клиенту справиться с корнем проблемы и свести к минимуму возможность ее рецидивов.

И наконец третий — принцип консультирования предлагает клиенту активную роль в терапии с самой первой встречи. Это возможно благодаря хорошо структурированной и простой пятиступенчатой модели терапии, позволяющей довольно быстро выявлять и разрешать внутренние конфликты. Носсрат Пезешкиан предложил целый ряд инновационных терминов и техник, настолько простых и естественных, что пациенты легко учатся ими пользоваться. Это обеспечивает краткосрочность метода. В процессе терапии, клиент учится основным приемам и может уже сам помогать себе и своим близким. Носсрат Пезешкиан часто говорил: «здоров не тот, у кого нет проблем, а тот, кто умеет их решать».

Торговец и попугай. Восточные истории в психотерапии

Носсрат Пезешкиан

В книге немецкого врача-психотерапевта Н.Пезешкиана собрано около ста восточных историй, которые иллюстрируются примерами из психотерапевтической практики. Наряду с необычной занимательностью, поэтичностью и яркостью изложения восточные истории содержат нечто неожиданное и непредвиденное. Читатель увидит, что иной образ мыслей, казавшийся до этого непривычным, становится вдруг близким и понятным

Это изменение позиции автор считает самой важной функцией восточных историй и надеется, что читатели смогут понять, как увлекательно бывает по-иному взглянуть на привычные и знакомые вещи

Пер. с нем. Л.П.Галанза. М., 2011. – 60х90/16, 124 с.

ISBN 978-5-8291-1331-5

Позитивное представление о человеке

Позитивный подход предполагает ответ на два основных вопроса:

  1. Что у всех людей общего?
  2. Чем они отличаются?

Позитивная психотерапия исходит из того, что каждый человек без исключения: взрослый или ребенок, рабочий или академик, капиталист или коммунист — от природы обладает двумя основными способностями — способностью к познанию и способностью к любви.   Обе способности относятся к существу каждого человека. В зависимости от своих физических данных, своего окружения и времени, в котором он живёт (дух времени), эти две способности дифференцируются, и это приводит к неповторимым комбинациям основных черт личности.  

Способность к познанию определяет рациональную, интеллектуальную часть человека. Она расположена в левом полушарии головного мозга и определяет способность человека заниматься точными методами, математикой, медициной, химией, физикой, электроникой и другими сферами.  

Способность любить, которая преимущественно локализована в правом полушарии, занимается больше фантазией, интуицией, эмоциональностью, душевными и духовными вопросами. С межкультурной точки зрения очень интересно, что способность к познанию особенно ярко выражена в западных странах. В таких странах, как Америка и Зап. Европа большее значение придают мышлению, логике, развитию наук и тому подобному. Способность к любви развита на Востоке, здесь на первом месте стоят контактность, религия, вопрос смысла, фантазии и сущности

И также, как целью политики является сотрудничество Запада и Востока, так и мы должны говорить о том, что очень важно, чтобы каждый человек научился сочетать своё правое и левое полушарие мозга, значит, соединять в себе самом запад и восток.   Эта гипотеза двух основных способностей человека привела нас к определенному представлению о человеке и позитивной психотерапии

Чтобы лучше понять терапевтический метод и представление о человеке, заложенное в нем, необходимо познакомиться с основателем этой методики. Если, например, хочешь понять психоанализ, нужно изучить жизнь Зигмунда Фрейда, нужно знать, из какой он семьи, что в основном он жил в Австрии, происходил из евреев, жил на рубеже веков и т

д.   В позитивной психотерапии представление о человеке, естественно, тесно связано с представлением о человеке, основателе этого направления докторе Носсрате Пезешкиане. В связи с этим особенно важны два аспекта: во-первых, его семья происходят из Ирана (Персии), в то же время она в течение многих десятилетий живет в Германии и, таким образом, хорошо знает и западную, и восточную культуру. Собственный опыт дает материал для исследования вопросов межкультурной проблематики.   Вторым аспектом, который играет важную роль, является его вера, его религия Баха и Положения веры Баха, и, что человек, по сути своей, хороший, что каждый человек — «гора, полная драгоценностей», означает, что он рождается со множеством способностей которые могут быть развиты лишь в процессе социализации и воспитания, что привело к позитивному представлению о человеке в позитивной психотерапии. Позднее мы еще остановимся на большом значении представления о человеке, так как именно при общении с больными это играет большую роль, как я воспринимаю пациента и какое у меня вообще представление о человеке. Вижу я, например, у шизофреника лишь его болезнь или исхожу из того, что он, по сути своей, добр, что у него множество способностей, которые, однако, скрылись, как солнце за облаками. Облака, как болезнь: они закрывают солнце, но оно, несмотря ни на что, все ещё есть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector