Психотерапия для новых правых. как джордану питерсону удалось стать главным политическим мыслителем северной америки

Одинокий лобстер на страже традиционных ценностей

Джордан Питерсон считает, что современная либеральная идеология уходит корнями в 60-е годы ХХ столетия, когда Солженицын описал ужасы коммунистического режима для западных читателей. После этого французские философы-марксисты, в первую очередь Жак Деррида, публично открестились от коммунизма и придумали ему замену — постмодернистскую философию. Она отрицает ценности, всё признает относительным, считает, что истины нет, а есть только интерпретации, а людей делит на группы, которые состоят друг с другом во властных отношениях: сильные угнетают слабых.

Символом его борьбы за вечные истины, как это ни странно, стали лобстеры.

В своем бестселлере «12 правил жизни. Противоядие от хаоса» он описывает социальное устройство этих ракообразных, на их примере доказывая, что иерархия, против которой постмодернисты выступают как против основного инструмента угнетения в традиционной патриархальной культуре — вовсе не человеческая выдумка, а нечто природное и естественное. Ее можно наблюдать даже в сообществах лобстеров, которые живут на Земле уже более 350 млн лет.

В общем, поклонники идей Джордана Питерсона с гордостью именуют себя лобстерами, а Доктор Пи с недавних пор начал продавать мерч с изображением этих ракообразных, с его подачи ставших в США символом традиционных ценностей.

Скепсис в адрес либералов и, в частности, феминизма, находят горячий отклик у сторонников движения MGTOW (Men Going Their Own Way), ратующих за максимальное дистанцирование от женщин, и у их более радикальной разновидности — инцелов, отвергнутых женщинами страдальцев, культивирующих мизогинию и время от времени берущихся за оружие.

В одном из своих видео Питерсон извинился перед представителями MGTOW за то, что раньше называл их «жалкими хорьками», и сказал, что на деле согласен с их мнением о том, что западная судебная система настроена крайне враждебно по отношению к мужчинам и беспричинно благосклонна к женщинам. Несправедливость судов по отношению к мужчинам (лишение их родительских прав, запрет на встречи с детьми и прочее) — едва ли не самая частая тема для стенаний всех современных мужских движений в США, существующих в противовес феминизму. Питерсон готов принимать довольно радикальные позиции и высказывать неоднозначные мнения ради того, чтобы заполучить эту часть мужской аудитории.

Правило 1: Стой прямо и расправь плечи

Книга «12 правил жизни» начинается с лобстеров. Я просто должен рассказать о них, чтобы стало понятно суть правила.

Лобстер или по-нашему «омар».

Питерсон утверждает, что мужские особи лобстеров сражаются друг с другом за доминирование, а женские особи хотят иметь дело только с теми, кто победил. Получается замкнутый круг. Люди не очень отличаются.

Лобстер с высоким уровнем серотонина и низким уровнем октапамина будет самоуверенным, дерзким и эгоистичным. Он никогда не бросит дело и не испугается трудности. Это характер победителя.

Противоположная нейрохимическая характеристика — высокий октапамин и низкий серотонин — это сгорбленный, заторможенный, унылый лобстер, прячущийся в темноте и скрывающийся от трудностей.

Ситуацию победителей, которые получают все называют принцип Матфея (Матфея 25:29). Принцип исходит от выражения, которое приписывают Иисусу Христу, но от этого он не звучит более приятно: «Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет…»

Доминирующая мужская особь, с прямой и уверенной осанкой, получает доступ к большим ресурсам, пользуется большим уважением и пользуется большим спросом у противоположного пола.

Люди долго жили в похожем окружении (и живут). Собственно с самого момента, когда наши предки стали более-менее похожи на обезьянок. Мы сражались за место под солнцем и это было естественно, это была часть нашей культуры. Доминирование старее мира и всего, что мы знаем.

Система доминирования контролирует мир, изменяет наше восприятие, ценности, эмоции, мысли и действия. Она сильно влияет на каждый аспект жизни, сознательного и бессознательного. Вот почему, когда мы проигрываем, мы поступаем, как лобстеры — горбимся и прячемся в нору.

Люди, как лобстеры, сражаются друг с другом за социальное положение. Если ты представляешь себя несчастным, забитым, с опущенными плечами, тогда люди будут реагировать на тебя так, как будто ты уже все проиграл и тобой можно потакать. Если ты выпрямишься, люди будут смотреть на тебя по-другому.

Встань прямо, расправь плечи и возьми всю ужасную ответственность за свою жизнь. Это значит трансформировать хаос в более-менее пригодную среду обитания. Это значит оставить розовые мечты детства, где все делали родители. Это значит с готовностью принимать удары и приносить жертвы ради цели.

Хватит прятаться и молчать. Позволь своим мечтам и желаниям найти путь к жизни. Расправь плечи.

Политические взгляды

Свою известность Джордан Питерсон приобрёл благодаря своим громким заявлениям на политическую тематику. Многие журналисты и политики ошибочно причисляют его к альтернативным правым, так как он не раз выступал с критикой концепции белой привилегии, феминизма, левой идеологии в целом. Сам Питерсон не раз разъяснял, почему он занимает нейтральную позицию на политическом поле, а попытки причислить его фигуру к правому политическому крылу являются манипуляциями критиков. Питерсон полагает, что различия между мужчиной и женщиной имеют под собой более прочные основания, нежели лишь те, которые обусловлены социумом. Он открыто заявляет о том, что негативно относится к современному состоянию института семьи, карьеризму среди женщин. Кроме того, Питерсон негативно относится к критике маскулинностив современном публичном пространстве, заявляет, что жестокость со стороны мужчин растёт не из-за патриархального устройства социума, но из-за отсутствия постоянного партнёра. Кроме того, он приходит к мысли, что иерархия в обществе неустранима, так как в её основании лежат объективные биологические причины.

Биография

Детство и юношество

Джордан Питерсон родился 12 июня 1962 года в Эдмонтоне. Является старшим из трёх детей в семье Уолтера и Беверли Питерсонов. Отец работал школьным учителем, а мать — библиотекарем в кампусе Фэрвью Регионального колледжа Гранд-Прери.

Когда ему было 13 лет, его школьный библиотекарь Сэнди Нотли — мать Рэйчел Нотли, лидера и 17-го премьер-министра Альберты, познакомила Джордана с работами Джорджа Оруэлла, Олдоса Хаксли, Александра Солженицына и Айн Рэнд. Он также работал в Новой демократической партии на протяжении всех своих подростковых лет, но разочаровался в ней и покинул НДП в возрасте 18 лет.

Образование

После окончания средней школы Фэрвью в 1979 году Питерсон поступил в Региональный колледж Гранд-Прери, где изучал политологию и английскую литературу. Позже он перешел в Альбертский университет, который окончил со степенью бакалавра гуманитарных наук в политологии в 1982 году. После этого он уехал на год в Европу. Там он начал изучение психологических истоков холодной войны, европейского тоталитаризма 20-го века и работ Карла Юнга, Фридриха Ницше, Александра Солженицына и Фёдора Достоевского. Затем он вернулся в Альбертский университет и получил степень бакалавра гуманитарных наук в психологии в 1984 году. В 1985 году он переехал в Монреаль, чтобы поступить в Университет Макгилла. Он получил докторскую степень в области клинической психологии под руководством в 1991 году и до июня 1993 года оставался постдокторантом в Douglas Hospital Макгилла, работая с Пихлом и .

Карьера

С июля 1993 года по июнь 1998 года Питерсон жил в Арлингтоне, штат Массачусетс, преподавал и проводил исследования в Гарвардском университете в качестве ассистента и доцента на факультете психологии. Во время своего пребывания в Гарварде изучал агрессию, возникающую в результате злоупотребления наркотиками и алкоголем, руководил рядом нетрадиционных диссертаций. В июле 1998 года он вернулся в Канаду и стал профессором в Торонтском университете.

Большую часть своей карьеры Питерсон вёл активную клиническую практику, посещая около 20 человек в неделю. Активно работал в социальных медиа, и в сентябре 2016 года выпустил серию видеороликов, в которых критиковал Билль С-16. В 2017 году он решил приостановить клиническую практику, а в 2018 году временно приостановил преподавание из-за новых проектов.

Правило 9: Когда говоришь с кем-то, думай будто он знает то, что ты не знаешь

Память — это не хранилище данных о прошлом. Память — инструмент, которой помогает строить будущее. Если помнишь, что произошло что-то плохое, ты можешь понять причину и сделать так, чтобы это не повторялось. Вот предназначение памяти, а не просто хранилище.

Карл Роджерс, известный психотерапевт, сказал: «Большинство людей не умеют слушать. Они сразу же оценивают информацию, потому что слушать — опасно. Первое же требование слушания — смелость слышать, которой у нас часто не хватает».

Если ты слушаешь, а не преждевременно осуждаешь или думаешь, что ответить, люди в расскажут все, что думают без искажений и лжи. Если слушать, то разговоры будут удивительные, абсурдные и интересное. Скука исчезнет.

Попробуй относиться к собеседникам, будто они знают то, чего ты не знаешь. По факту, так и есть.

Против гендерных местоимений: на гребне медийного скандала

Джордану Питерсону 57 лет, но популярность свалилась на него недавно и резко. Славу ему принесли не психологические изыскания, а скандал, разразившийся после того, как он выложил на ютуб видео «Профессор против политической корректности: Часть 1. Страх и закон» в сентябре 2016 года — через три месяца после того, как в мае 2016-го Либеральная партия Канады во главе с премьер-министром Трюдо предложила законопроект C-16.

В его трактовке выходило, что закон C-16 под страхом уголовного преследования обязует его называть студентов гендерными местоимениями, которые они предпочитают сами, а отказ от использования специальных местоимений приравнивается к пропаганде ненависти, призывам к геноциду и другим аналогичным преступлениям.

Через месяц после выхода видео Питерсон писал в консервативной канадской газете National Post:

Критики Джордана Питерсона, в том числе юристы, опровергали такую радикальную трактовку закона, обвиняя его в намеренном преувеличении и доказывая, что никого по этому закону не посадят.

Мужчины против женщин: бледные неудачники против сильных духом

Либеральные критики Питерсона любят повторять, что новые правые — это бледные неудачники, живущие в родительском подвале, а их единственный способ самоутверждения — интернет-троллинг, травля и распространение ненависти. Питерсон грустно соглашается — а затем обвиняет изумленных либералов в том, что это именно они загнали юнцов в подвалы. Как это произошло? Этого не объяснить без юнгианского анализа!

Консерватизм, или традиционные ценности, — с порядком, отцовской любовью, строгостью, требовательностью и справедливостью.

Конечно, материнское, или либеральное, начало также необходимо:

Признавая за этими противоположностями равные права в мире символов, Доктор Пи считает, что в наше время произошел слишком сильный перекос в сторону либерального «женского начала». Из-за этого традиция утратила свою силу, институт семьи и другие «твердые» ценности практически разрушены, и поэтому множество молодых людей, по большей части мужчин, утопают в хаосе неопределенности. Иными словами: на Западе начался кризис маскулинности, в котором виноваты либералы — и разыгравшийся материнский архетип в коллективном бессознательном.

Да, неудивительно, что костяк аудитории Джордана Питерсона составляют мужчины. Даже пока он был не особо известным рядовым профессором психологии, мужчины составляли 85 % его аудитории, а теперь — и все 90 %.

Разбуди правого ночью и спроси у него, почему так, он ответит: из-за засилья феминисток. Но Доктор Пи не так прост!

Будучи профессиональным психологом, Питерсон объясняет упадок мужчин и подъем женщин куда изящнее: он говорит, что одна из главных причин женской успешности в современном мире — готовность женщин следовать правилам игры. Мужчины же — носители более крутого нрава, и не хотят следовать чужим правилам и делать то, что им не нравится, поэтому просто шлют всех подальше и «идут домой играть в компьютерные игры».

Еще в книге:

  • Почему нужно оценивать свою жизнь как полицейский инспектор.
  • Настоящая обязанность родителей.
  • Как Ницше оценивал силу человеческого духа.
  • Как практиковать активное слушание.

var js=jQuery(«»+»script>»);jQuery(«body»).append(js);});

jQuery(document).ready(function(){var form_container=jQuery(«#mailerlite-form_2 form»);form_container.submit(function(e){e.preventDefault();}).validate({submitHandler:function(form){

jQuery(this.submitButton).prop(‘disabled’,true);

form_container.find(‘.mailerlite-subscribe-button-container’).fadeOut(function(){form_container.find(‘.mailerlite-form-loader’).fadeIn()});

var data=jQuery(form).serialize();

jQuery.post(‘https://jegornagel.com/wp-admin/admin-ajax.php’,data,function(response){form_container.find(‘.mailerlite-form-inputs’).fadeOut(function(){form_container.find(‘.mailerlite-form-response’).fadeIn()});});}});});},false);

Вступление

Джордан Питерсон, канадский клинический психолог и профессор Торонтского университета, приобрел широкую известность всего несколько лет назад, однако быстро стал одним из самых популярных философов и интеллектуалов в мире. Столь стремительным взлетом Питерсон во многом обязан бурной реакции либерального сообщества на его высказывания.

В 2016 году он выступил с критикой закона о защите прав трансгендеров, где, среди прочего, предлагалось запретить говорить «он» о мужчине, который считает себя женщиной, и наоборот. Питерсон не возражал против того, чтобы к человеку обращались так, как он на том настаивает, но высказался категорически против того, чтобы государство определяло, какие слова и грамматические формы должны использоваться обществом. Огромную часть своей жизни Питерсон посвятил изучению тоталитаризма. В своих книгах он часто цитирует «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына и утверждает, что тоталитарное общество начинается со слов, навязанных сверху. Вот почему каждый человек должен решать сам за себя.

Чем сильнее Питерсона ругали в прессе, тем больше просмотров набирали его лекции на YouTube. Сейчас основу его аудитории составляют молодые мужчины, причем не только студенты престижных университетов, но и люди, причисляющие себя к рабочему классу. Питерсона часто обвиняют в призывах к агрессии, так как он много говорит о проблеме утери мужественности и о том, чем нам грозит табу на традиционно мужские способы познать мир. Однако Питерсон не поощряет молодежь к необдуманной агрессии. На самом деле все его правила транслируют одну идею — люди должны научиться брать на себя ответственность за собственную жизнь. Что будет, если каждый из нас поддастся хаосу и будет не в состоянии помочь даже себе? Как мы сможем помочь близким?

«12 правил жизни» — одна из самых популярных книг в мире в 2018 году. На момент написания саммари она занимает третью строчку в списке 20 самых читаемых книг недели на Amazon (категория Non Fiction). С помощью двенадцати простых правил Питерсон показывает, как противостоять хаосу жизни, страданиям и неудачам, которые неизбежно встречаются на пути каждого человека. На первый взгляд может показаться, что правила отражают прописные истины. Но если воздержаться от упрощений, станет ясно, что правила Питерсона стоит рассматривать не как список конкретных советов (хотя они там тоже есть), а как целостный подход к жизни и как повод задуматься, где именно ты допустил ошибку, если собственная жизнь тебя не устраивает. Книга Питерсона — противоядие от разочарования в жизни и человечестве, лекарство от цинизма и таблетка от жалости к себе.

Правило 3: Дружи с теми, кто желает тебе лучшего

Зачем общаться с теми, кого бы ты не посоветовал своей сестре, брату, сыну, или отцу?

Выбирай тех, кто хочет сделать мир лучше, а не хуже. Общайся с теми, кто устанавливает высокие стандарты, поддерживает и не дает сдаться. Вполне нормально выбирать окружение, а совсем не эгоистично.

«Люди строят мир с подручных средств — из скотча, веток и мусора. Потом удивляются, почему ничего не работает, как нужно. Плохие инструменты создают плохие миры. Испорченный материал приведет к плохому миру.»

Хватит общаться с теми, кто поддерживает твои плохие привычки и распространяет негатив. Вместо этого окружи себя людьми, которые хотят, чтобы ты преуспел и заставляют работать.

Кстати, правильное окружение — один из уроков из книги 13 ошибок, которые не совершают сильные люди. У сильных людей сильные привычки: они управляют своими эмоциями, мыслями, поведением, и достигают успеха.

Но не думай, что окружить себя хорошими людьми просто. Такие люди — идеал. Представь себе сколько силы и смелости нужно, чтобы стоять рядом с таким человеком? Но это не проблема, если ты добавишь немного смирения, немного уверенности, немного сострадания и будешь работать над собой.

Правило 2: Относись к себе, как к кому-то, кому ты должен помогать

Ты когда-то получал предписание от врача и думал: «О, я точно это не буду делать.» Если да, то это своеобразная форма самобичевания. Такое отношение к себе – следствие неспособности справиться с безумием жизни.

Стань своим спасательным кругом.

Намного проще быть добрым к животным и другим людям. Мы с точностью швейцарских часов исполняем пункты лечения кошки, но не лечим свой зуб несколько лет.

Себя любить сложно. Внутри каждого сидит критик и он знает о нас все самое худшее. Он думает, что мы на самом деле ничего не стоим, а значит не заслуживаем любви и прощения.

Так же, как Адам и Ева должны были попробовать запретный плод знания, мы тоже поддаемся темной стороне и поэтому уверены, что заслуживаем наказания. Но следует помнить, что нас всех выкинули из Эдемского сада. Нет тех, кто остался. Как Инь и Ян, мы все носим свет и тьму внутри. Без одного из них нельзя жить.

Вместо того, чтобы стремиться стать идеальным, стремись найти равновесие. Поэтому второе правило – заботься о себе, как о самом любимом человеке.

Позволь себе любить себя. В конце концов ты обязан заботиться о себе, иначе как ты можешь требовать от себя большего? Чаще думай о своих хороших сторонах, поддерживай себя, заботься и проявляй симпатию – так же, как ты делаешь с теми, кого любишь.

Попробуй начать с простых советов в книге Твой лучший год. Жизнь состоит из 10 взаимосвязанных аспектов, которые невозможно игнорировать, если хочешь развиваться и измениться.

Подумай о будущем и спроси себя, каким оно будет, если ты начнешь о себе заботиться?

Почему профессор психологии стал героем новых правых

История с законом C-16 превратила Джордана Питерсона в героя новых правых.

Когда профессор публично напал на закон о гендерных местоимениях, он встал в политическую оппозицию к доминирующему в Канаде и США либеральному дискурсу. За месяц до триумфальных для Дональда Трампа выборов (когда его электорат еще не почувствовал сплочения и единства) этого одного было достаточно, чтобы стать политическим героем консервативной части населения всего североамериканского континента и в первую очередь США.

Этот трюк помог ему получить статус главного «правого психолога».

Питерсона нельзя назвать новатором ни в политической риторике, ни в психологии — но совмещение этих двух сфер помогло ему выделиться из серой массы как обычных психологов, переживающих общие истины, так и политических консерваторов, которых в трамповской Америке развелось, как грибов после дождя.

В 2016 году либеральная общественность, разочарованная проигрышем демократического кандидата и потенциально первой в истории США женщины-президента Хиллари Клинтон, стала называть Трампа «Гитлером» и обвинять его в авторитарных замашках, подъеме неонацистов и других ужасах грозящего Штатам тоталитаризма.

Новый трюк привел поклонников Питерсона в неописуемый восторг: ему не понадобилось особого труда, чтобы убедить сотни тысяч человек в том, что за защитой прав сексуальных меньшинств может скрываться коварный план по установлению тоталитарного либерального режима. А сделать это ему помог простой факт, который очень любят в кругах новых правых: не только нацизм был ужасным тоталитарным режимом, приведшим к геноциду и гибели миллионов! Марксизм (или коммунизм) с его «благом для всех» также привел к возникновению тоталитаризма и в итоге уничтожил не меньше, а, вероятно, даже больше (если сложить жертвы СССР и КНР) — сотни миллионов людей.

Если следовать этой логике, то выходит, что если сегодня правительство силой заставляет нас пользоваться определенными словами и терминами и навязывает какой-то оруэлловский «новояз», то завтра в стране внезапно могут возникнуть гулаги из романов Солженицына, куда будут отправлять всех несогласных с доминирующей идеологией.

Правило 7: Делай то, что важно, а не то что кажется целесообразным

Какая разница между успешными и неудачниками? Успешные умеют жертвовать.

Если мир вокруг выглядит не так, как ты хочешь — это время переосмыслить ценности и предубеждения. Возможно, это время отдать то, что ты любишь больше всего, чтобы стать тем, кем ты можешь стать, а не остаться тем, кто ты есть сейчас.

Если кто-то хочет уменьшить страдания людей — он приносит огромные жертвы своей карьеры, возможно даже семьи, жертвует время, силы и способности, чтобы сделать мир другим. Он будет искать смысл в том, что для других кажется глупостью, лишь бы принести облегчение страданий тем, кто в этом нуждается.

Иисус Христос говорит об этом так: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Бога»

Это значит, что даже в условиях крайнего голода, есть что-то более важное, чем еда. Эту фразу можно перефразировать — Хлеб мало значит для человека, который предал свою душу

Каждый человек априори понимает, что хорошо, а что определенно нехорошо. Эти принципы более-менее одинаковы в любой современной культуре.

И вот главный моральный принцип Питерсона, к которому стоит прислушаться — сделай то, что можешь сделать. Не будь высокомерным в своих знаниях. Стремись к смирению, потому что гордость проявляется в нетерпимости, угнетении и насилии. Осознай свою собственную недостаточность — трусость, недоброжелательность, гнев, ненависть, зависть. Признай собственные слабости и проблемы, прежде чем осуждать других и тем более стремиться их исправить. Может случиться, что не в мире проблема, а в тебе.

Сейчас самое время спросить себя: «Что я могу сделать? Как я могу исправить что-то?» Ответ скрывается в смысле.

Найти свое предназначение в жизни несравнимо лучше, чем иметь все, что хочешь, потому что ты можешь просто не знать чего хочешь на самом деле и что тебе нужно. Предназначение приходит само в нужное время. Ты можешь подготовиться, преследовать его, но не сможешь его придумать или создать самостоятельно.

Поэтому начни делать хоть что-то. Сделай то, что можешь.

Вообще Джордан Питерсон много говорит о религии и о ее влиянии на человека.

Правило 4: Сравнивай себя с собой вчерашним, а не с другими людьми

Не важно чего ты достиг и как думаешь о своих победах — есть кто-то лучше. Скорее всего ты разносторонний человек

Работа, друзья, семья, личные проекты, увлечения, хобби, спорт. Удивительно, но скорее всего ты думаешь, что во всех аспектах жизни должен достичь невероятного успеха! Если играть на гитаре, то как Курт Кобейн. Если бегать, то как Олимпиец. Если свой бизнес, то как Илон Маск. Ну честно, что за бред?

Скорее всего ты разносторонний человек. Работа, друзья, семья, личные проекты, увлечения, хобби, спорт. Удивительно, но скорее всего ты думаешь, что во всех аспектах жизни должен достичь невероятного успеха! Если играть на гитаре, то как Курт Кобейн. Если бегать, то как Олимпиец. Если свой бизнес, то как Илон Маск. Ну честно, что за бред?

Разве возможно стать победителем во всем? Где-то на подсознании мы понимаем, что нет, но это не помогает. Даже когда мы удовлетворены жизнью (что бывает очень временно), мы продолжаем оценивать сегодняшний успех как недостаточный и тут же мечтать о лучшем будущем. Хочется заработать больше и купить машину лучше, чем у соседа.

Проблема скрыта в нашем постоянном стремлении думать о будущем. Будущее похоже на прошлое, но с одной решающей разницей. Прошлое стабильно, а будущее может быть лучше. А «лучшее» мы часто определяем в сравнении с тем, чего достигли и что сделали другие.

Нет слов, чтобы описать, как тупо сравнивать себя с успехом других людей.

Нам нужно остановиться, как бы не было приятно думать о будущем, сравнивать себя с другими и стремиться победить. Остановиться и посмотреть на свою жизнь и научиться решать свои проблемы. Сравнивая себя с другими, мы гоняемся за их идеалами, а не работаем над собой.

Мы должны остановиться и попробовать найти то, что беспокоит и исправить. Обычно помогают три простых вопроса: «Что меня беспокоит?», «Я могу это исправить?», «Я действительно хочу это исправить?». Если хотя бы один ответ «нет», то ищи другую проблему. Попробуй найти что-то очень незначительное, даже абсурдное, но чтобы ты мог исправить все сам.

Работай таким способом над своими проблемами, даже если получается очень плохо. Может ты будешь чувствовать себя глупо, но не переживай. С каждым днем, ты будешь делать все больше и решать свои проблемы. В этом вся магия. В этом секрет.

Теперь тебе не нужно сравнивать себя с другими. Теперь ты можешь посмотреть назад и сравнить себя с тем, каким ты был и сколько своих проблем ты решил.

Относитесь к себе как к существу, которому вы обязаны помочь

Крайне распространенная ситуация: если перед человеком стоит задача вылечить собаку, он отведет ее к ветеринару, купит все необходимые лекарства и будет давать их питомцу строго по расписанию; но если речь зайдет о нем самом, он может даже лекарств не купить, а кто-то и к врачу не пойдет. При этом человек — единственное существо, способное заранее бояться смерти.

Чем объясняется столь иррацио­нальное поведение? Люди не совершенны. Мы предрас­положены к ошибкам и насилию. Человек — единственное существо на планете, способное заставить другого страдать не ради удовлетворения голода или других базовых потребностей, а ради самого страдания. Мы — единственные существа, способные совершать откровенно ужасные поступки, полностью отдавая себе отчет в том, что происходит. А зная о своих темных сторонах, мы склонны презирать как себя в частности, так и все человечество в целом. В результате нам кажется, что собака — гораздо более подходящий объект для заботы, чем мы сами.

Однако, по мнению автора, нет ничего достойного и доброде­тельного в том, чтобы быть и оставаться жертвой агрессора, даже если этот агрессор — ты сам. Мы не должны относиться к себе как к собственности, которую можно терзать и мучить. Помните, что наше отношение к себе мы переносим на окружающих. Самый яркий пример тому — самоубийство, которое всей тяжестью ложится на близких погибшего.

Заботиться о себе — не значит потакать своим желаниям. Речь не о том, чтобы осчастливить себя. Всякий раз, когда вы даете ребенку конфету, вы на минуту делаете его очень счастливым, но это не забота

Подумайте, какой могла бы быть ваша жизнь, если бы вы по-настоящему хорошо о себе заботились? Какая работа помогла бы вам развиваться? Чем стоило бы заняться в свободное время, чтобы поддержать здоровье — как умственное, так и физическое? Важно не только дисципли­нировать себя, но и научиться договариваться с собой, награждать себя, держать обещания — перед самим же собой. Только так можно замотивировать себя на нечто сложное и осмысленное

Заботиться о себе так, как он стал бы заботиться о ближнем, — моральная обязанность каждого человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector