Три уровня отождествления
Содержание:
Что такое идентичность: определение
Это самоидентификация, способность личности определять свою принадлежность к какой-либо группе. Социальная идентичность важна для развития и становления личности. Без самоопределения мы не можем двигаться вперед, жить среди людей, жить в гармонии с собой. Рассмотрим подробнее понятие и определение.
Понятие идентичности
Что это, согласно Википедии? Это свойство психики в сжатом виде выражать для человека, как он представляет свою принадлежность к разным группам и общностям.
Идентичность в психологии – это осознание личностью своей принадлежности к какой-либо социальной позиции, роли, группе людей. Это помогает индивиду в следующем:
- находить баланс между личным и общественным;
- объединять свой опыт и опыт общества;
- охранять свою цельность и неизменность, несмотря на перемены во внешнем мире.
Проще говоря, идентичность – это отношение человеком себя к какой-то группе или какому-то человеку. Индивид воспринимает себя как такого же, как кто-то. Он выражает это не только на внутреннем уровне, но и на уровне внешности, поведения и т.д.
Формирование идентичности
Согласно теории Эриксона, формирование обусловлено разрешением возрастных кризисов. Каждое из благополучных разрешений дает новую Эго-силу субъекта. Если конфликт разрешается неблагополучно, то возникают проблемы с самоопределением. Обычно мы называем это «запутался в себе».
Рассмотрим кризисы, о которых говорил Эрик Эриксон:
- До 1 года. Это кризис доверия-недоверия. Сила при благоприятном разрешении кризиса – надежда. Ребенок ищет ответ на вопрос «Могу ли я доверять миру?».
- От 1 до 3 лет. Сопротивление независимости (автономности) и чувства стыда. Сила при благоприятном разрешении – воля. Ребенок ищет ответ на вопрос «Могу ли я управлять своим телом и поведением?».
- От 4 до 6 лет. Противоречие инициативы и чувства вины. Сила при благоприятном разрешении – целеустремленность. Ребенок ищет ответ на вопрос «Могу ли я быть независимым от родителей, самостоятельно открывать и развивать свои возможности».
- От 7 до 12 лет. Кризис трудолюбия и чувства неполноценности. Сила при благоприятном разрешении – уверенность в себе. Ребенок ищет ответ на вопрос «Способен ли я…?».
- От 13 до 19 лет. Кризис эго-идентичности и смешения ролей. Сила при благоприятном разрешении – верность. Подросток (юноша) ищет ответ на вопрос «Кто я, какой я?».
- От 20 до 25 лет. Кризис интимности и изоляции. Сила при благоприятном разрешении – любовь (способность любить). Молодой человек ищет ответ на вопрос «Могу ли я выстраивать близкие отношения?».
- От 26 до 64 лет. Кризис продуктивности и застоя. Сила при благоприятном разрешении – забота. Человек ищет ответ на вопрос «В чем смысл моей жизни? Чего я достиг и чего еще хочу достичь?».
- От 65 до смерти. Кризис целостности и чувства безысходности (отчаяния). Сила при благоприятном разрешении – мудрость. Человек отвечает на вопрос «Был ли смысл в моей жизни? Доволен ли я ей?».
Разрешение конфликта зависит от развития личности на предыдущем этапе и от общего духовного уровня общества, в котором живет субъект.
Структура идентичности
Э. Эриксон выделил четыре элемента в структуре:
- Индивидуальность. Человек осознает, что он и его опыт уникален, он воспринимает себя как отдельную, независимую единицу общества.
- Тождественность, целостность. Человек ощущает осмысленность и слаженность жизни. Он видит и принимает связь между прошлым, настоящим, будущим, между тем, каким он был и каким хочет стать.
- Синтез. Ощущение внутренней гармонии, единство и синтез образов из детства и настоящего.
- Социальная солидарность. Человек разделяет идеи общества и отдельной группы, к которой относит себя. Он ожидает признания, уважения, поддержки со стороны референтной группы. Он рассчитывает, что ее участники оценят его причастность.
Развитие
С тех пор как Фрейд предложил термин, а также назвал виды идентификации человека (эротическая и миметическая), влияние отождествления и его роль в становлении личности изучались многими философами и психологами. Фрейд, заложивший основы учения, называл эротическими идентификации с теми людьми, которыми нам хотелось бы обладать.
Второй выделенный им вид был направлен на тех людей, которыми мы бы хотели быть. Благодаря процессу миметической идентификации толпа становится управляемой, так как все её элементы отказываются от своих идеалов и принимают единый, массовый идеал, выраженный в лидере.
Понятие идентификации активно используют в социальной психологии. Самые оригинальные теории связаны с именами Тэджфела и Эриксона. Тэджфел разработал теорию социальной идентичности. Группы, к которым принадлежат люди, являются источником гордости и самоуважения, они интегрируют человека в социальный мир и создают ощущение принадлежности к большой группе людей.
Рекомендуем: Что такое отождествление личности?
Негативным аспектом подобного процесса является попытка повысить свою самооценку через возвеличивание группы, к которой принадлежит человек, и окрашивания черными красками других групп. Деление на «мы» и «они» приводит к уменьшению эмпатии по отношению ко вторым
При этом нам становится важно помочь и поддержать тех, кто входит в группу «мы»
Предубеждения, которые рождаются в культуре как результат этого разделения, иногда выливаются в масштабные и жестокие конфликты. Примерами являются расизм и геноцид. Социальная идентификация ведет к преувеличению различий между группами и стиранию различий внутри них. Таким образом, мы не видим за всем этим личностей, индивидуальностей, начинаем воспринимать окружающих из других групп стереотипно.
Тэджфел и Тернер выделили три стадии идентификации. Сначала мы классифицируем объекты, чтобы понять их и идентифицировать. Название этого этапа – категоризация. В самой по себе категоризации нет ничего плохого, так как без неё нам было бы довольно сложно жить, категории дают нам достаточно много информации о человеке и его ролях в группе.
На втором этапе мы сами начинаем приписывать себя к какой-то из групп, что определили ранее. И только этап социального сравнения таит в себе угрозы. Когда мы уже отнесли себя к определенной группе, начав сравнивать её с другими, мы можем с предубеждением относиться к их представителям, особенно если наши группы конкурируют. Для продуктивного и экологичного общения необходимо очищать свое мышление от бессознательных попыток очернить людей из других групп.
Рекомендуем: Понятие идентичности в психологии
Идентификация – важный термин в теории идентичности Эриксона. Чтобы обрести себя, стать индивидуальностью, человек должен совершить множество отождествлений с другими и интегрировать их. Обретение идентичности сопровождается осознанием своей неотрывности от социального и культурного поля, восприятием целостности личности, непрерывности её развития через идентификации с разными социальными группами. В его теории, идентификация – путь к достижению идентичности.
Эмпатия
Со временем человек отдалятся от родителей и может перенимать поведение и черты характера литературных героев. Храбрость в экстремальной ситуации, честность, доблесть и прочее может быть заслугой книг, на которых воспитывался малыш или подросток. Подробнее о том, что такое эмпатия, у меня есть отдельная статья.
Воздействие фильмов более слабо, так как период их воздействия на психику человека кратковременный. Отождествление с героем художественного произведения помогает лучше понять произведение и вызывает яркие эмоции, переживания.
В юном возрасте у многих девушек проявляется склонность к чтению романтической литературы. Из книг они больше узнают о том, как ведут себя истинные леди, в следствии чего у них самих появляются такие черты как нравственность, деликатность, женственность.
Стремление к идентификации вы можете использовать в собственных целях. К примеру, во время развода рекомендуется читать книги о сильных женщинах, для развития уверенности в себе — героический эпос.
Кстати, очень интересно про все это написано в книге Юлии Фоминой «Психологические особенности сказочных героев и идентификация личности». В ней как раз рассказывается как сказки влияют на ребенка и к каким последствиям приводят во взрослой жизни. Кто знает, может в этом произведении кроется ответ на вопрос: «Почему я такой?».
Что такое отождествление личности
В психологии под отождествлением личности понимают присвоение человеком себе особенностей, качеств, свойств, внешних признаков и внутренних характеристик какого-то субъекта. Согласно этому, он частично или полностью преобразует себя.
Отождествление личности – это уподобление человеку, группе, персонажу. Этот процесс называют идентификацией. Образовано от латинского слова identificare, что означает «отождествление». Притом чаще всего человек сам не понимает, что перенимает чьи-то характеристики. Именно поэтому бывает очень непросто отличить истинное «Я» от заимствований, именно поэтому мы иногда не знаем, что значит «быть собой».
До трех лет дети говорят о себе в третьем лице, потому что до этого момента они не отождествляют себя как самостоятельную личность. Но с трех лет мы начинаем активно познавать себя: пол, возраст, национальность и т.д. Затем мы начинаем накапливать опыт общения, отождествляя себя с семьей и друзьями. С каждым годом этот процесс становится все сложнее, все выше риск потерять себя. Отдельные личности совершенно забывают о себе и растворяются в других людях, вещах, явлениях.
Отождествление себя с другим человеком – это сравнение своего опыта с его опытом, построение своей жизни аналогично его жизни. «Мы так похожи», «Я такой же, как и ты» – такими фразами можно описать суть этого явления.
Отождествление человека по внешним и внутренним признакам
Особый вклад в изучение уподобления личности внес Фрейд. Он полагал, что это неосознанное слияние человека с окружающими, подражание им. Индивид как бы заражается чужими мыслями, эмоциями, интересами, привычками. Вероятно, поэтому говорят «скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». По Фрейду, сравнение человека по внутренним и внешним признакам происходит путем сравнения характеристик или путем определения сущности (принадлежность к группе).
Процесс отождествления себя с другими
Идентификация бывает трех уровней (этапов, видов):
- Принятие внешних ценностей. Пример – поклонение какой-то звезде. Фанат смотрит каждое выступление кумира, каждое падение и каждый взлет воспринимает как свои собственные победы и неудачи. Он ездит за ним по городам, живет его жизнью. Такое отождествление помогает уйти от реальных проблем, тревог. Человек живет по указке, сценарию. Жить в вымышленном мире удобно и не страшно.
- Принятие внутренних ценностей. Это «маски», которые носит каждый из нас. Это принятие ценностей общества, подражание нормам, которые пропагандируют окружающие. Проще говоря, мы скрываем свою сущность и предстаем такими, какими нас хотят видеть конкретные люди в конкретном месте и времени. В этом нет ничего страшного, пока человек понимает, где маска, а где он настоящий, и умеет управлять этим.
- Сравнение с самим собой (самоидентификация). Например, во сне мы переживаем и чувствуем все так, словно это происходит наяву, но в то же время мы понимаем, что это далеко от нашей реальности. Это самый сложный и глубокий уровень. Уровень сопереживания себе, познания и понимания своего тела, чувств, желаний, подсознания. Это общение с самим собой вне всяких масок и образов.
Как же стать самим собой? Важно понять свою ценность и осознать, что у каждого человека свой путь к счастью. Чтобы быть собой, нужно постоянно выходить из зоны комфорта, развиваться, познавать свои потребности, способности, интересы. Нужно учиться смотреть на себя со стороны
Вместе с этим важно развивать осознанность, учиться жить здесь и сейчас. Вам нужно вырваться из привычных рамок отождествления, вспомнить, каким вы были когда-то, чего хотели
Нужно учиться смотреть на себя со стороны
Вместе с этим важно развивать осознанность, учиться жить здесь и сейчас. Вам нужно вырваться из привычных рамок отождествления, вспомнить, каким вы были когда-то, чего хотели
Подробнее об идентификации и самоидентификации мы с вами поговорим в других статьях.
Преимущества биометрической идентификации
Биометрическая защита дает больший эффект по сравнению, например, с использованием паролей, смарт-карт, PIN-кодов, жетонов или технологии инфраструктуры открытых ключей. Это объясняется возможностью биометрии идентифицировать не устройство, но человека.
Обычные методы защиты чреваты потерей или кражей информации, которая становится открытой для незаконных пользователей. Исключительный биометрический идентификатор, например, отпечатки пальцев, является ключом, не подлежащим потере.
Классификация способов биометрии
По типу используемой информации биометрическая идентификация делится на:
- Статические способы, основанные на уникальных свойствах, данных человек от рождения и неотъемлемых от него. Физиологические показатели (геометрия ладони или папиллярный узор пальцев) являются неизменными для человека’
- Динамические способы, основанные на поведенческой (то есть динамической) характеристике личности. Эти особенности характерны для подсознательных движений при воспроизведении каких-либо действий (речи, подписи, динамики клавиатурного набора). Такие поведенческие характеристики испытывают влияние управляемых и не очень управляемых психических факторов. Из-за их переменчивости биометрические образцы должны обновляться при их использовании.
Далее будут рассмотрены способы биометрической идентификации, соответствующие видам перерабатываемой информации.
Описание
Идентификацию разграничивают от её более примитивного аналога интроекции по тому признаку, что идентификация в той или иной степени всегда осознаётся: хотя сам процесс идентификации остаётся бессознательным, выбор объектов идентификации вполне осознаваем и поддаётся субъективному контролю.
См. также Эмпатия
Как защитный механизм
Защитная форма идентификации — это представление о ком-то, как о продолжении себя. Наиболее часто это встречается у родителей, воспринимающих таким образом своих детей. С одной стороны идентифицируясь с ними, родитель как бы приписывает себе молодость и достижения ребёнка, а с другой стороны к этому обычно добавляется проекция на ребёнка собственных желаний, целей и потребностей. Подобное отношение к другим особенно характерно при выраженном нарциссизме.
Кроме того, такой процесс как «идентификация с агрессором» хотя и является по сути скорее интроекцией агрессора, может быть частично осознан и тогда его правильнее относить к защитной форме идентификации.
Как адаптивный процесс
Идентификация лежит в основе нормальных попыток стать похожим на другого человека или группу людей, перенять значимые черты. В таком виде она присутствует с раннего детства и постепенно развивается от примитивного желания «вобрать в себя», до более сложных, эффективных и субъективно контролируемых форм. Идентификация способствует установлению глубокой эмоциональной связи с другим человеком или группой людей, ощущению причастности, единения с ними. Таким образом, могут быть переняты не только черты и особенности характера, но и нормы, ценности, образцы, что проявляется в форме конформизма.
Адаптивная (приспособительная) сила идентификации может значительно варьироваться, в зависимости от того, кто и когда выбран в качестве объекта идентификации. Идентификация, повышающая социализацию на одном жизненном этапе, может снижать её на другом: если в школьном возрасте идентификация с соседским драчуном может способствовать повышению социального статуса, то во взрослом возрасте вероятнее обратный эффект.
Сознательная и бессознательная идентификация может давать возможность «вставать на чужое место» — погружаться, переноситься в поле, пространство, обстоятельства другого человека, что способствует глубокому его пониманию.
Идентификация также лежит в основе формирования идентичности (концепция Эрика Эриксона).
Подражать или нет
Конечно, мы все индивидуальны и неповторимы, других как мы нет. У нас есть свои личные качества, свои интересы, свои взгляды на жизнь. Но как же это всё в нас формируется? Вы хоть раз задавали себе этот вопрос? На самом деле, как бы это противоречиво не звучало, формирование нашей индивидуальности происходит на базе подражания.
Но стоит ли нам подражать или нет всему увиденному, услышанному, всему, что мы почувствовали?
Младенец, когда он только-только начинает понимать окружающие его вещи, смотрит на взрослых и копирует их модель поведения: он так же спит, так же зевает, иногда даже так же смеётся как его родители. Становясь постарше, ребёнок подражает учителю, его навыкам и умениям, и тем самым обучается в школе. Подростки берут пример со сверстников и поступают так же как они, несмотря на то плохо это или хорошо. Юноши и взрослые люди подражают своим родителям, беря их модель поведения за образец. Не подражая другим людям, мы бы просто не стали такими, какие мы есть.
Вспомните, как родители вели себя, когда вы были ребёнком? А теперь сравните с Вашим поведением. Уверен, Вы найдёте общие черты. Образ мышления, поступки, даже характер переходит по наследству, от одного поколения, другому. Поэтому очень часто мы поступаем так или иначе, потому что так поступали наши родители, и их родители, и родители наших родителей. А ведь их поступки и образ мышления не всегда верны.
Простой пример из жизни, мать хочет отдать своего сына в институт, что бы он выучился и стал как она, бухгалтером. Отец бухгалтер, мать бухгалтер, сын бухгалтер. Семейная традиция. Однако у парня совсем нет склонностей к бухучёту, но, не видя другой модели, сын идёт учиться на ту специальность, о которой хоть что то слышал
В итоге, учиться он неважно, лекции прогуливает, и как специалист, мягко говоря, никакой. Выходит, что не стоило парню подражать родителю, а выбирать профессию, к которой хоть есть какие то способности
Не всегда подражание способствуют нашему развитию. Помимо модели поведения, на которую мы ориентируемся, существуют и другие критерии, которые влияют на наше мировоззрение и становление как личности.
Очень часто мы ведём себя со своей семьёй, так, как вели себя наши родители. Если в семье родителей муж поднимал на жену руку, то и ребёнок будет считать, что это нормально. Или в Вашей семье привыкли бережно и даже с неким трепетом относиться к деньгам, то и Ваше чадо будет так относиться. Он не будет видеть деньги, как способ добиться желаемого, а будет видеть как саму цель. Это его приведёт к неправильному программированию самого себя в том же финансовом вопросе, и успеха не принесёт
Поэтому чаще старайтесь обращать внимание на своё поведение, задумайтесь, Ваш пример может и не подходить для всех
Бывает, что конечно, человек, герой, личность служит для нас примером. Это не плохо, но очень большая ошибка, когда мы сравниваем себя или своих близких с кем то. Мы индивидуальны. Обычно, сравнивая себя с кем то, мы принижаем собственные достоинства, и тем самым снижаем свою же самооценку. Не стремитесь быть примером. Научитесь видеть в первую очередь в себе не пример для подражания, восхваляя все свои достоинства, а индивидуальную личность.
Подражать или нет, Вам решать. Иметь пример для подражания, стремиться к своему образцу идеала, покорять вершины идя к мечте – это, конечно же, хорошо. Но оценивайте свои возможности реально. Не берите на себя непосильную ношу и не забывайте, что все мы уникальны, все мы индивидуальны и неповторимы. Всё в ваших руках!
1 Определение понятия
Идентификация — многозначный термин, применяющийся в различных науках. Определение этого понятия в психологии: идентификация человека представляет отождествление себя с другим индивидом или группой лиц.
Это нормальный психофизический процесс, с помощью которого человек приобретает новый опыт и качества, пока не наметится самостоятельный путь развития личности. Благодаря идентификации у ребенка с первых недель жизни начинают формироваться многие черты личности, половая идентичность, приобретаются поведенческие стереотипы, определяются ценностные ориентации. Неосознанно следуя идеалам, человек преодолевает слабости и чувство неполноценности. Идентификация в социологии — это механизм социализации личности, при помощи которого человек усваивает ценности и нормы, принятые в том обществе, с которым он себя идентифицирует.
Идентификация — это бессознательная реакция человеческой психики. Если говорить простыми словами, то она возникает, например, при чтении художественной литературы или просмотре фильма в форме сопереживания героям. Сопереживание бывает настолько сильным, что возникает мысленное перевоплощение в персонажа. В дальнейшем у индивида может закрепиться поведение и черты характера любимых героев как собственные. Благородство, честность, бесстрашие взрослого человека может частично стать результатом чтения книг и увлечения соответствующими фильмами в детском и подростковом возрасте. Женственность, нравственность, поведение истинной леди прививается девочкам-подросткам при чтении романтических историй.
Уподобление себя персонажу может произойти лишь в том случае, когда художественное произведение по-настоящему нравится читателю или зрителю. Родителям не следует ожидать, что ребенку постепенно передадутся те или иные качества литературных героев, если они заставляют подростка читать произведение, а оно не вызывает у ребенка подлинного интереса, сильных эмоций, ярких переживаний.
В повседневном общении идентификация выражается в бессознательном стремлении быть похожим на партнера, знакомого, с которым связывают совместные дела и переживания, или «товарища по несчастью». Влившись в трудовой коллектив, молодой специалист на бессознательном уровне выбирает для себя образец для подражания, на личностные качества и стиль поведения которого он будет ориентироваться в овладении профессиональными умениями. Идентификация возникает в связи с обществом, к которому человек себя относит (субкультуры хиппи, панков, хипстеров, сообщества молодых мам, члены одной секты, фанаты музыкантов и спортсменов и др.).
Что нам светит
По данным социологических исследований, звездам подражает около трети населения развитых стран. Это было всегда. В ХVIII веке все носили пудреные парики, потому что Людовик XVI рано начал седеть. Все молодые пижоны в начале XIX века ходили с тросточкой, как лорд Байрон, который с детства хромал и в трости просто нуждался. Девушки начала ХХ века коротко стриглись и дочерна загорали, копируя Коко Шанель… Кто не следовал тренду, тот считался не от мира сего.
Сейчас ощущать себя самодостаточной и верить, что ты не похожа ни на одну из знаменитостей, стало проще, ведь звезд сейчас гораздо больше, чем пару веков (или даже десятилетий) назад: берешь от каждой по чуть-чуть — и получаешь уникальный образ. Например, можно у Лили Коллинз скопировать форму бровей, у Шакиры — манеру двигаться, у Алексы Чанг — стиль в одежде.
Синдром подражания знаменитостям был как самостоятельный феномен описан психологами в начале нашего века. Он подразумевает три типа копирования: социальное развлечение, интенсивно-личное подражание и погранично-патологическое подражание.