Нлп-практик

Типы поведения

Для развития подходов к пониманию поведения человекаФредерик Скиннер вводит в свою теорию два типа поведения организма: респондентное и оперантное поведение.

Респондентное поведение

Респондентное действие – реакция, которая вызвана стимулом. Организм автоматически реагирует на некоторые стимулы, например, сужение зрачка при ярком освещении, повышение температуры при борьбе с возбудителем болезни и проч.

Респондентное поведение полностью совпадает с исследованиями Павлова. Известно, что слюноотделение собаки усиливалось при звуковом сигнале. Человек может реагировать сходным образом на звон посуды, на открытие бутылки шампанского и др.

Рефлексы используются в рекламном бизнесе. Создание ассоциации картинки с товаром помогает увеличить лояльность покупателя к продукту.

Респондентное поведение делится на два вида:

  1. Условно рефлекторное, привитое извне.
  2. Безусловно рефлекторное, формы поведения, заложенные в организм.

В «Поведении организмов» ученый выводит положение о двух формах поведения, которые возникают в процессе обучения. Первая форма – респондентная, совпавшая с опытами Ивана Павлова, или рефлекторная, вызывается условным или безусловным стимулом. Можно сказать, что респондентное поведение – невольное, автоматически совершаемое. Вторая форма – оперантная, которая, в противоположность респондентной, является формой добровольного действия. 

Оперантное поведение

По Скиннеру, оперантное поведение отличается от рефлекторной реакции и является целенаправленным и произвольным.

Важно заметить, что вкладывает Фредерик Скиннер в понятие целенаправленности. В теории оперантного обусловливания целенаправленность не используется как определение цели или намерения

По мнению Скиннера, внутренние параметры (т.е. цели) создают условия для возникновения ложных предположений, которые не связаны с воздействием среды на человека

В теории оперантного обусловливания целенаправленность не используется как определение цели или намерения. По мнению Скиннера, внутренние параметры (т.е. цели) создают условия для возникновения ложных предположений, которые не связаны с воздействием среды на человека.

Именно влияние внешних факторов на поведение формирует целенаправленность. Организм реагирует на что-то, затем формируется подкрепление.

Оперантное поведение может формироваться в ходе работы нескольких людей. Например, при выступлении оратор, улыбаясь, заставляет слушателей отреагировать улыбкой, затем формируется доверительное отношение к услышанной информации. Реакция опережает подкрепление.

В самостоятельном формировании привычек также используется оперантная форма поведения. Самодисциплина подразумевает манипулирование внешними событиями вокруг индивида. Оперантный самоконтроль состоит из двух взаимосвязанных событий:

  1. Изменение окружающей среды и вероятности повторения реакции, например, контроль гнева через уход.
  2. Формирование среды, где есть стимулы, которые помогают увеличить вероятность повторения определенного действия. Примером такой среды может быть удобная мебель на рабочем месте для увеличения работоспособности.

Данные, полученные в ходе экспериментов над животными и изложенные в труде «Поведение организмов», позволили Берресу Скиннеру сформировать особый вариант программированного обучения. Научение должно быть ограничено набором внешних факторов среды и подкрепления поведения.

Скиннер создает крайне автоматизированное объяснение поведению человека, которое сводится к комбинации реакций и подкреплений различных уровней сложности. Внутренний мир человека, его сознание осознанно игнорируются исследователеми происходят из реакций личности на внешнюю среду.

Скиннер стираетгрань между человеком и животным, делая реакцию и научение этой реакции главной причиной любого действия человека.

Список использованных источников:
  • 1. Schacter, Daniel Psychology Second Edition. USA: Worth Publishers ISBN 978-1-4292-3719-2 2011, p. 17.
  • 2. B. F. Skinner. About Behaviorism ISBN 0-394-71618-31974, pp.18-20.
  • 3. Slater, Lauren. Opening Skinner’sBox: Great Psychological Experiments of the Twentieth Century. NewYork: W.W. Norton, 2004, p.6.
  • 4. B. F. Skinner. About Behaviorism ISBN 0-394-71618-31974, р. 225.
  • 5. B. F. Skinner. About Behaviorism ISBN 0-394-71618-31974, p. 69.

Редактор: Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Как все начиналось?

Скиннер родился 20 марта 1904 года в маленьком городке Пенсильвания. Его отец был юристом. Будучи еще совсем ребенком, Скиннер увлекался изобретениями. Позже он создал аппаратуру для экспериментов над животными. В школьные годы Скиннер мечтал стать писателем и стремился к своей мечте, пробуя свои способности в этом виде творчества. К сожалению, в один из дней своей жизни Скиннер осознал то, что не может ничего написать о том, что он когда-то видел, чувствовал или, о чем переживал, хотя всю жизнь был свидетелем различных проявлений человеческого поведения. После такого вывода он понял, что ему придется раз и навсегда отказаться от писательства, хотя это его очень печалило.

В скором времени состоялось знакомство Скиннера с трудами Ивана Петровича Павлова и Джона Уотсона. После этого он понял, что будущее науки зависит от изучения человеческого поведения, а именно от изучения реакций обусловливания (оперантного поведения).

Что это такое?

Предтечей оперантного метода можно назвать американского зоопсихолога Эварда Ли Тонрдайка. Еще в 1930-х годах он обнаружил, что процесс обучения наиболее эффективен в случае, если обучающийся принимает в нем самое активное участие, а его правильные решения всецело поощряются.

В эксперименте с так называемым «проблемным ящиком Торндайка» ученый закрывал в деревянном решетчатом ящике голодную кошку, а по ту сторону решетки клал еду. Кошка могла открыть дверцу, наступив на рычаг внутри ящика. Однако поначалу узница пыталась подцепить еду лапой, которую просовывала сквозь прутья.

После ряда неудач кошка обследовала все предметы внутри клетки. В конце концов, она наступала на педаль, и дверца открывалась. В многочисленных повторных экспериментах кошка больше не тратила времени на бессмысленные действия, а сразу уверенно открывала дверцу.

Впоследствии эти исследования продолжил классик бихевиоризма, американский психолог Беррес Фредерик Скиннер

В результате было сделано крайне важно для дрессировки заключение: в последующих пробах животные с большей вероятностью повторяют те действия, которые подкрепляются. Действия, оставшиеся без подкрепления, постепенно затухают

Метод проб и ошибок

Этот способ научения заключается в том, что живое существо при возникновении потребности производит множество разных действий (проб); большинство из них оказывается бесполезным (ошибки), но некоторые приводят к достижению цели, и тогда они закрепляются в виде оперантных условных рефлексов. Например, у голубя в клетке имеется кружок, удар по которому приводит к появлению кормушки с зерном. Голодный голубь активно ходит по клетке, клюет разные объекты и при случайном попадании клювом в кружок получает пищу. Через некоторое количество повторов голубь для получения пищи будет уже направленно бить кружок клювом.

Выработку оперантных условных рефлексов можно направлять, подкрепляя какие-то промежуточные этапы, нужные для достижения цели (например, выложить для голубя дорожку из зернышек по направлению к кружку и приклеить к кружку ещё одно зернышко). Этот метод обучения называется методом формирования реакций, он широко используется при дрессировке, частично — при воспитании детей и в разных видах психотерапии. Используется животными при воспитании молодых особей — например, когда кошка воспитывает котят.

Преимущества оперантного обучения

Как вы уже убедились, в рамках оперантного метода собака принимает активное участие в процессе дрессировки. Животное получает возможность делать выводы, держать ситуацию под контролем и управлять ею.

Конечно, для обучения питомца базовому набору команда можно и с помощью более простого классического метода. Однако «классика» легко дает сбой там, где нельзя непосредственно воздействовать на животное (например, надавливая собаке на холку).

Кроме того, оперантный метод превращает обучение в игру, и собака учится командам не только из подчинения воле хозяина, но и ради удовольствия. В результате она становится более инициативной, уверенной в себе, у нее повышается самоконтроль и умение спокойно работать даже в сложных условиях.

Оперантный метод – больше, чем дрессировка. Используя мягкий подход, вы выстраиваете сложную систему взаимодействия с собакой – систему, в которой фундаментом служит любовь, уважение и обоюдный интерес к работе.

НЛП

Алмана Б. и Ламбру П. Самогипноз Бакиров Анвар. С чего начинается НЛП Бейтсон Грегори, Мэри Кэтерин Бейтсон. Ангелы страшатся Гагин Тимур. Новый код НЛП, или Великий Канцлер желает познакомиться. Горин Сергей, Александр Котлячков. Оружие — слово. Оборона и нападение с помощью Главы из книги Горин Сергей. А вы пробовали гипноз? Грей Джон. Практическое пособие по исполнению желаний. Как получить то, что хочешь, и полюбить то, что имеешь Гриндер Д., Бендлер Р. Рефрейминг Гриндер Д., Бендлер Р. Формирование транса Гриндер Джон, Делозье Джудит. Черепахи до самого низа. Предпосылки личной гениальности Гурангов В.А., Долохов В.А. Сам себе волшебник Джеффри К. Зейг. Испытание Эриксоном Дилтц Роберт. Изменение убеждений с помощью НЛП Дилтц Роберт. Стратегии гениев Долохов В., Гурангов В. Фейерверк волшебства Камерон-Бандлер Лесли. Дэвид Гордон. Майкл Либо. Эмпринт — метод. Руководство по воспроизведению способностей Камерон-Бэндлер Лесли, Дэвид Гордон, Майкл Лебо. НОУ-ХАУ. Руководство по исправлению своей жизни Кехо Джон. Подсознание может все! Котлячков Александр, Горин Сергей. Оружие – Слово: гипноз для обороны и нападения Куэ Эмиль. Сознательное самовнушение как путь к господству над собой Лермонтов Владимир. Молодость – это естественно Медведева И., Медведев А. Технология счастья Медисон Грегори. Как затащить в постель женщину своей мечты Миншулл Рут. Как выбирать своих людей Огурцов Сергей, Горин Сергей. Соблазнение Прайер Робин, Джозеф О Коннор. НЛП и личные отношения Харский Константин. Практическое применение Эриксоновского гипноза в бизнесе, проведении переговоров, общении. Хейвенс Рональд. Мудрость Милтона Эриксона Цветков Э.А. В поисках утраченного «Я» Цветков Эрнест. Великий Менеджер или Мастер Влияния Цветков Эрнест. Мастер самопознания Чепмен Э. Хочешь быть счастливым? Будь им! Шереметьев Константин. Полноприводной мозг Эриксон Милтон, Эрнест Росси, Шейла Росси. Гипнотические реальности Эриксон Милтон. Биография Эриксон Милтон. Мой голос останется с вами Эриксон Милтон. Стратегия психотерапии

Первая реакция

Человек может скрыть от посторонних многое, но не свои чувства. Сильные душевные волнения всегда передаются за счет эмоциональных реакций. Примером такого поведения могут быть искусственные улыбки, которые сегодня принято ”надевать” в обществе. Если ваш знакомый на подходе к вам держит мрачную мину, но его лицо преображается, когда человек подошел уже практически вплотную, это значит, что личность не очень добродушно настроена. Нарисовать эмоции на лице можно, но опытному глазу неискренность видна сразу. Так же как и явная радость, которая выдает симпатию одной личности к другой. Если при появлении человека в компании из трех персон одна из них начинает широко улыбаться, то это явный признак неравнодушного отношения. Так что если вы хотите знать, как к вам относится человек, посмотрите на то, как он себя ведет при вашем появлении.

Голодный голубь

На примере Сканнера разберём и последний приём. Голодного голубя сажали в особый ящик. В середине ящика не было ничего, кроме небольшой кнопки и, кормушкой что располагалась под кнопкой. Голодный голубь, как только попадает в клетку начинает обследовать её, в результате чего находит и клюёт кнопку. Поиск повторяется: птица клюёт кормушку или пол, по итогу снова клюёт кнопку. В течение небольшого отрывка времени птица несколько раз клюёт кнопку. Затем, включают кормушку, теперь после каждого удара на кнопку, голубь будет получать по зёрнышку. Далее, чем чаще голубь клюёт по кнопке, тем больше еды он получает.

Если птица станет клевать кнопку на высокой частоте, то это можно назвать высоким оперантным уровнем, когда будет клевать её слишком редко, действия будут иметь непосредственно низкий оперантный уровень.

Реактивное научение

Реактивное научение, при котором вырабатываются новые реакции на раздражители. Это пассивная форма научения: для приобретения новых реакций живое существо не производит никаких действий над внешней средой.

Самый простой вид научения. Основные формы реактивного научения: привыкание и сенсибилизация, импринтинг, классическое обусловливание.

Привыкание и сенсибилизация

Эти простейшие формы научения имеются у самых примитивных животных, но сохраняются и у человека.

Привыкание (габитуация) — это уменьшение реакции при повторном действии незначимого раздражителя. Например, человек привыкает спокойно спать под шум автомобилей под окнами.

Сенсибилизация, напротив, — это усиление реакции при повторном действии значимого раздражителя. Например, у человека, сильно испуганного громким звуком, на некоторое время усиливается реакция и на тихие звуки.

Импринтинг

Импринтинг («запечатление») — это мгновенное научение, «научение с первого раза». Классический пример импринтинга — формирование привязанности гусят к первому увиденному после вылупления движущемуся объекту. В естественной среде обитания этим объектом бывает мать, и гусята сразу после вылупления начинают повсюду следовать за ней; биологическое значение этого феномена очевидно. Если же первым движущимся объектом оказывается экспериментатор или даже неодушевлённый предмет (например, мячик), то гусята начинают следовать именно за ним.

Важная закономерность импринтинга заключается в том, что он формируется в строго определённые периоды жизни, называемые критическими периодами. В примере с гусятами критический период — это первые часы после рождения. Эта закономерность распространяется и на многие другие формы научения, сходные с импринтингом: например, канарейка может научиться петь только в том случае, если её в определённый период жизни подсадить к взрослой поющей особи; у ребёнка существует определённый критический период (до 5 лет) для формирования речи. Таким образом, критические периоды в широком смысле слова — это такие периоды, в которые особенно легко формируются и особенно прочно закрепляются определённые формы поведения.

Классическое обусловливание

Павловское, респондентное обусловливание. Это процесс формирование условных рефлексов. Условные рефлексы отличаются от безусловных следующими основными особенностями.

Безусловные рефлексы — в основном врождённые, они возникают в ответ на биологический стимул без предыдущего научения, или обусловливания.

Условные рефлексы — новые, приобретённые связи между нейтральным стимулом и безусловной реакции; они вырабатываются при сочетаний безусловного и нейтрального стимулов, главные из которых следующие:

Типичный пример — выработка условнорефлекторного слюноотделения. Предъявление пищи — это безусловный стимул: у более или менее голодного животного или человека оно всегда вызывает слюноотделение. Если предъявление пищи несколько раз предварять включением лампочки, то через некоторое количество повторов в ответ на включение лампочки будет выделяться слюна.

Если безусловный стимул перестает подкрепляться, то условный рефлекс постепенно начинает угасать. Например, если выработать условнорефлекторное слюноотделение на включение лампочки, а затем это включение перестать сопровождать предъявлением пищи, то через некоторое время вид лампочки перестанет вызывать слюноотделение. Это явление называется угасанием. Существуют несколько видов угасания, но все они обладают главным общим свойством: возникают в ответ на неподкрепление.

Биологический смысл условных рефлексов заключается в том, что условные раздражители имеют сигнальное значение, то есть оповещают о предстоящих важных событиях. Таким образом, реакция на условный стимул (условный рефлекс) обеспечивает опережающее реагирование, это имеет ценность для выживания вида. Значение условного рефлекса огромно: подавляющее большинство наших действий представляет собой опережающие реакции на сигналы. Благодаря постоянной выработке условных рефлексов на подкрепляемые стимулы и угасанию условных рефлексов — при прекращении подкрепления организм всё тоньше и точнее приспосабливается к окружающей среде.

Респондентное обусловливание было открыто И. П. Павловым.

Кем был Беррес Фредерик Скиннер?

Один из наиболее влиятельных и знаменитых на весь мир американских психологов родился в 1904 году, 20 марта. А умер этот человек в 1990 году, 18 августа. То есть он застал все основные проявления достижений технического прогресса и науки, которыми было переполнено прошедшее столетие. На свет он появился в штате Пенсильвания, в городке Саскуэханна.

Скиннер являлся последователем бихевиоризма – направления в психологии, рассматривающего поведение людей и животных как результат их взаимодействия с окружающей действительностью.

Всемирную известность этому ученому принесла теория обусловливания рефлексов. Оперантное обусловливание стало его главным «детищем», делом всей жизни. В поддержку своей теории Скиннер написал ряд публицистических статей и художественных произведений, в которых рассматривал возможность практического использования разработанной им психологической методики. Хотя широкой известности эти произведения не получили, благодаря им ученого стали считать одним из праотцов социальной инженерии.

Примеры основ научения

Если только задуматься, примеров оперантного научения (оперантное обусловливание) в повседневной жизни встречаются очень часто: школьники, что делают заданные домой упражнения, взамен на это получат награду от родителей; сотрудники, которые при достижении заданной нормы получат повышение зарплаты или служебное продвижение. Это лишь те примеры, что показывают на перспективу награды в случае выполнения задания, но научения можно использовать и для того, чтобы отучить человека от привычки наказанием либо лишением желаемого.

К примеру, школьников можно отучить разговору на уроках, нужно просто лишить их возможности развлекаться на ожидаемой перемене.

Имеющиеся компоненты оперантного научения

Подпитка либо же подкрепление – это неопределённое действие, что способно повлиять на развитие необходимой модели поведения.

Всего существует 2 вида подпитки:

  1. Позитивное оперантное обусловливание – вознаграждение, его используют для того, чтобы поощрить необходимую модель поведения: к примеру, это может быть похвала или желаемая награда;
  2. Негативное оперантное обусловливание – действия или результаты не приносящие удовольствия, что прекращаются для поощрения при достигнутом поведении.

И первый и второй вид подкрепления используют для поощрения той модели поведения, которой вы добиваетесь. Наказание используется для тех случаев, когда необходимо прекратить нежелательную модель поведения.

Всего можно выделить 2 вида наказаний:

  1. Позитивное наказание – в этом случаи используют нежелательное действие, для того чтобы снизить последующую реакцию;
  2. Негативное наказание – прекращение не желаемого действия, чтобы ослабить реакцию за ним. Оба вида используют для снижения нежелательной модели поведения.

Оперантное обусловливание, поведение (поведение которое было вызвано научением) можно определить особыми событиями, что обычно следуют за реакцией. Таким образом, за определённым поведением идёт следствие, и образование того самого следствия заменяет тенденцию организма отражаться данным поведением в дальнейшем.

Кто такой Скиннер?

Выдающийся американский психолог, живший в XX веке. Он внес значительный вклад в развитие бихевиоризма. Наибольшую известность приобрел благодаря своей теории оперантного обусловливания. Кроме достижений в психологии, Беррес Скиннер был прекрасным изобретателем. Одним из изобретений ученого является ящик, названный в его честь — ящик Скиннера. Эта конструкция предназначена для изучения принципов оперантного научения.

Скиннер стал первопроходцем в работе функционального анализа. Именно он предложил его в качестве метода исследования поведения.

Известно, что в 1958 году знаменитому психологу была вручена премия «За выдающийся вклад в развитие науки». И вручила эту премию Американская Психологическая Ассоциация. Отмечалось, что мало кто из психологов Америки смог внести такой значительный вклад в развитие психологии.

В 1972 году эта же Ассоциация признала Берреса Фредерика Скиннера самым выдающимся психологом XX века. Вторую строчку в ту пору занял З. Фрейд.

На счету знаменитого психолога сотни статей и несколько десятков научных книг.

Теория бихевиоризма Скиннера — это прорыв в науке психологии. И она будет рассмотрена ниже.

Кто же это такой, и какие его заслуги перед научным миром?

Беррес Фредерик Скиннер

Беррес Фридерик Скиннер родился в 1904 году в Пенсильвании. C детства отличался склонностью к изобретениям. Прошел обучение в колледже Гамильтона. Сначала писал рассказы, пробовал себя в литературе, но вскоре понял, что интересы и способности его лежат в другой сфере. Несмотря на это, в 1948 году издал роман-утопию «Уолден 2». Затем учился на кафедре психологии в Гарвардском университете, и под влиянием ученого У.Дж.Крозье пришел к бихевиоризму. В последующие годы Скиннер читал лекции в Миннесотском, Индианском и Гарвардском университетах. В последнем он стал профессором и работал до конца своей жизни. За свой огромный вклад в изучение психологии поведения был награжден многими наградами. Самыми важными можно считать «Президентскую медаль за науку» и золотую медаль Американской психологической ассоциации.

Личная жизнь ученого сложилась достаточно удачно. В 1936 Скиннер женился на Ивонн Блю, которая родила ему двоих дочерей – Джулию Варгас, которая впоследствии стала выдающимся педагогом и психологом, и Дебору Бузан, муж которой, Барри Бузан, является известным ученым-политологом.

Умер Беррес Скиннер в 1990 году от лейкемии.

Для начала стоит отметить, что Скиннер всю свою научную деятельность посвятил изучению влияния внешних факторов на поведение человека и животных. В результате своих исследований Скиннер написал несколько книг. Самый главный его труд – «Поведение организмов» (1938). Другие его книги: «Наука и поведение», «О бихевиоризме», «Вербальное поведение».

Суть учения Скиннера можно описать следующими словами: все, что делает человек или животное, обусловлено последующим результатом. То есть, зная, какая реакция последует после определенных действий, человек (животное) будет или не будет делать задуманное. Не стоит путать бихевиоризм с учением о рефлексах. Оперантная реакция, которую изучал Скиннер, имеет определенную цель.

В ходе научной работы, американский психолог сформулировал режимы подкрепления, которые влияют на поведение:

  • С постоянным соотношением. Чем больше выполнено работы или правильных действий, тем больше уровень положительного подкрепления. Наглядным примером этого вида подкрепления может быть сдельно-премиальная оплата труда. Чем больше качественной работы сделано, тем выше заработная плата.
  • С постоянным интервалом. Новое подкрепление возникает строго по времени. Например, работающий человек всегда знает, что раз в месяц определенного числа он получит зарплату.
    • С вариативным соотношением. Когда наступит новое подкрепление неизвестно. Это подкрепление возникает, например, в случае покупки лотерейного билета. Человек точно не знает, что он выиграет.
  • С вариативным интервалом. Новое подкрепление поступает через неопределенный отрезок времени. Например, неожиданная прибавка к заработной плате.
    Скиннер предполагал, что положительные подкрепления удовлетворительно сказываются на поведении человека.

Согласно Скиннеру, оперантное обусловливание может применяться не только для контроля поведения других людей, но и для контроля собственного поведения. Самоконтроля можно добиться, создав условия для того, чтобы желательное поведение получало подкрепление.

Несмотря на критику скиннеровского подхода к изучению поведения человека (ученый полностью нивелировал влияние сознания, силы воли и свободного выбора), его подход в бихевиоризме активно используется. И именно теория оперантного обусловливания работает в таких, казалось бы, сложных случаях как аддиктивное поведение (зависимости разного рода), девиантное поведение (отклоняющееся от нормы), обсессивно-компульсивные расстройства и т.д.

Автор Марина Воробьева

Жанры

  • Боевая фантастика
  • Героическая фантастика
  • Городское фэнтези
  • Готический роман
  • Детективная фантастика
  • Ироническая фантастика
  • Ироническое фэнтези
  • Историческое фэнтези
  • Киберпанк
  • Космическая фантастика
  • Космоопера
  • ЛитРПГ
  • Мистика
  • Научная фантастика
  • Ненаучная фантастика
  • Попаданцы
  • Постапокалипсис
  • Сказочная фантастика
  • Социально-философская фантастика
  • Стимпанк
  • Технофэнтези
  • Ужасы и мистика
  • Фантастика: прочее
  • Фэнтези
  • Эпическая фантастика
  • Юмористическая фантастика
  • Юмористическое фэнтези
  • Альтернативная история
  • Боевики
  • Дамский детективный роман
  • Иронические детективы
  • Исторические детективы
  • Классические детективы
  • Криминальные детективы
  • Крутой детектив
  • Маньяки
  • Медицинский триллер
  • Политические детективы
  • Полицейские детективы
  • Прочие Детективы
  • Триллеры
  • Шпионские детективы
  • Афоризмы
  • Военная проза
  • Историческая проза
  • Классическая проза
  • Контркультура
  • Магический реализм
  • Новелла
  • Повесть
  • Проза прочее
  • Рассказ
  • Роман
  • Русская классическая проза
  • Семейный роман/Семейная сага
  • Сентиментальная проза
  • Советская классическая проза
  • Современная проза
  • Эпистолярная проза
  • Эссе, очерк, этюд, набросок
  • Феерия
  • Исторические любовные романы
  • Короткие любовные романы
  • Любовно-фантастические романы
  • Остросюжетные любовные романы
  • Порно
  • Прочие любовные романы
  • Слеш
  • Современные любовные романы
  • Эротика
  • Фемслеш
  • Вестерны
  • Исторические приключения
  • Морские приключения
  • Приключения про индейцев
  • Природа и животные
  • Прочие приключения
  • Путешествия и география
  • Детская образовательная литература
  • Детская проза
  • Детская фантастика
  • Детские остросюжетные
  • Детские приключения
  • Детские стихи
  • Детский фольклор
  • Книга-игра
  • Прочая детская литература
  • Сказки
  • Басни
  • Верлибры
  • Визуальная поэзия
  • В стихах
  • Драматургия
  • Лирика
  • Палиндромы
  • Песенная поэзия
  • Поэзия
  • Экспериментальная поэзия
  • Эпическая поэзия
  • Античная литература
  • Древневосточная литература
  • Древнерусская литература
  • Европейская старинная литература
  • Мифы. Легенды. Эпос
  • Прочая старинная литература
  • Альтернативная медицина
  • Астрономия и космос
  • Биология
  • Биофизика
  • Биохимия
  • Ботаника
  • Ветеринария
  • Военная история
  • Геология и география
  • Государство и право
  • Детская психология
  • Зоология
  • Иностранные языки
  • История
  • Культурология
  • Литературоведение
  • Математика
  • Медицина
  • Обществознание
  • Органическая химия
  • Педагогика
  • Политика
  • Прочая научная литература
  • Психология
  • Психотерапия и консультирование
  • Религиоведение
  • Рефераты
  • Секс и семейная психология
  • Технические науки
  • Учебники
  • Физика
  • Физическая химия
  • Философия
  • Химия
  • Шпаргалки
  • Экология
  • Юриспруденция
  • Языкознание
  • Аналитическая химия
  • Базы данных
  • Интернет
  • Компьютерное «железо»
  • ОС и сети
  • Программирование
  • Программное обеспечение
  • Прочая компьютерная литература
  • Прочая справочная литература
  • Путеводители
  • Руководства
  • Словари
  • Справочники
  • Энциклопедии
  • Биографии и мемуары
  • Военная документалистика
  • Искусство и Дизайн
  • Критика
  • Научпоп
  • Прочая документальная литература
  • Публицистика
  • Астрология
  • Индуизм
  • Православие
  • Протестантизм
  • Прочая религиозная литература
  • Религия
  • Самосовершенствование
  • Христианство
  • Эзотерика
  • Язычество
  • Хиромантия
  • Анекдоты
  • Комедия
  • Прочий юмор
  • Сатира
  • Юмористическая проза
  • Юмористические стихи
  • Домашние животные
  • Здоровье и красота
  • Кулинария
  • Прочее домоводство
  • Развлечения
  • Сад и огород
  • Сделай сам
  • Спорт
  • Хобби и ремесла
  • Эротика и секс
  • Банковское дело
  • Внешнеэкономическая деятельность
  • Деловая литература
  • Делопроизводство
  • Корпоративная культура
  • Личные финансы
  • Малый бизнес
  • Маркетинг, PR, реклама
  • О бизнесе популярно
  • Поиск работы, карьера
  • Торговля
  • Управление, подбор персонала
  • Ценные бумаги, инвестиции
  • Экономика

Разное

Автомобили и ПДД

  • Газеты и журналы
  • Изобразительное искусство, фотография
  • Кино
  • Музыка
  • Подростковая литература
  • Театр
  • Фанфик
  • Водевиль
  • Драма
  • Киносценарии
  • Мистерия
  • Сценарии
  • Трагедия
  • Былины
  • Загадки
  • Народные сказки
  • Пословицы, поговорки
  • Фольклор: прочее
  • Спецслужбы
  • Боевые искусства
  • Военная техника и вооружение
  • Военное дело: прочее
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector