Шпаргалка: разновидность метода опроса

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Свои задачи психология решает с помощью определенных методов. Метод – это путь познания истины. Различают всеобщий метод (методологию), общие (присущие ряду наук) и частные (специфические для данной науки) методы, а также приемы и средства исследования.

Методы основополагаются на теории и методологии. Каждая конкретная наука, пользуясь общими методами, уточняет, конкретизирует и трансформирует их применительно к условиям и задачам своих исследований.

Основными методами сбора информации являются наблюдение (изучение внешних проявлений чувств, действий, поступков и поведения людей и коллективов в различных условиях их жизни и деятельности) и эксперимент (активное вмешательство исследователя в изучаемый процесс) .

Наблюдение и эксперимент дополняются другими методами: индивидуальный (беседы) и массовый – опросы (анкеты, тесты, интервью), обобщение независимых характеристик и т.д. .

В данной работе мы рассмотрим метод опроса.

Онлайн анкетирование

С ростом популярности Интернета всё более востребованным способом сбора данных становится онлайн анкетирование. Дизайн онлайн опросников часто влияет на результат опроса. К таким факторам дизайна относят качество руководства опросников, доступные форматы представления данных (вопросов), способы управления, проработанность и этические составляющие опросника.

Ряд сайтов даёт бесплатную возможность создать онлайн опросник и собрать данные:

· BuddyQuiz. Ограничение: до 10 вопросов, выбор из 4 ответов на каждом шаге.

· SurveyMonkey.com. Пользователи ограничены сбором информации о 100 респондентах .

ЛИЧНОСТНЫЕ ТЕСТЫ

Тесты личности предназначены для выявления и оценки особенностей ментальных способностей или интеллекта; они разделяются на тесты действия (целевые личностные тесты) и ситуационные тесты, предназначенные для оценки принятия решения испытуемым в экспериментальной (специфической) ситуации.

К тестам действия (целевым личностным тестам) можно отнести:

1. Тест структуры интеллекта (Р.Амтхауэр, 1953), модификация — Методика исследования особенностей мышления (МИОМ).

2. Прогрессивные матрицы Равена (Дж.К.Равен, 1936) — оценка особенностей и уровня интеллекта.

3. Корректурная проба — оценка концентрации и устойчивости внимания (Б.Бурдон, 1895).

4. Тест памяти Мейли — оценка зрительной, слуховой памяти.

5. Шкала оценки Озерецкого — оценка двигательных умений и отдельных компонентов моторики (Н.И.Озерецкий, 1923).

6. Тест «Спираль» — оценка двигательных функций.

7. Тест «Линеограммы» — оценка переключения внимания, пластичности мыслительных функций.

8. Тест «Комбинаторные способности».

9. Тест «Установление закономерностей» — оценка внимания, памяти, логического мышления.

10. Тест «Красно-черные таблицы» — оценка переключения внимания.

11. Тест «Перепутанные линии» — оценка устойчивости внимания.

12. Корректурная проба: «Информационный поиск» — оценка кратковременной памяти, внимания.

13. Тест «Умозаключения» — оценка логического мышления.

14. Тест «Компасы» — оценка пространственного воображения.

и др.

К ситуационным тестам, исследующим принятие решения испытуемым в экспериментальной ситуации, можно отнести:

1. Методику «Дилемма выбора» (Н.Коган, М.Уоллэлч), представляющую собой оценку стратегии поведения испытуемого и прогноз его стиля принятия решения посредством выбора и описания им 12 житейских ситуаций.

2. Метод последовательной динамической оценки — МПДО (Б.Я.Шведин, 1989).

3. Автоматизированную диагностическую ситуационную игру «ТЕСТ», «РИТМ», состоящую из семи субтестов, оценивающих состояние, интеллект и результативность специфической игры (И.Н. Носс, Е.В.Суслов, 1990)

.

МЕТОД ИНТЕРВЬЮ

Метод интервью — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в проведении разговора между психологом и субъектом по заранее разработанному плану.

Свежие записи

  • 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
  • Виды деятельности студентов
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Доктор Фрейд и его учение
  • Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2

Опросы в школах

Самые распространённые виды опроса на уроке: фронтальный, индивидуальный. Проанализируем отличительные особенности каждого варианта проверки теоретических знаний и практических навыков учащихся, применяемых педагогами образовательных учреждений. Фронтальный опрос подходит для быстрой проверки домашнего задания. Например, педагог может задавать ребятам вопросы, включая в работу весь класс. Такие виды опроса на уроке позволяют учителю за небольшой временной промежуток оценить знания учащихся, полученные ими практические навыки.

Для уроков химии и физики подходят тематические диктанты. Учителем предлагаются вопросы, ответами на которые будут формулы либо единицы измерения физических (химических) величин. Проверку диктанта также можно провести фронтально, вызывая к доске «по цепочке» каждого ученика класса. Такой опрос займет считаные минуты, при этом позволит оценить практически всех учеников в классе. Преподаватели гуманитарных дисциплин (истории, обществознания, русского языка, литературы) отдают предпочтение индивидуальным опросам. Безусловно, анкетирование используют в своей работе не только учителя, но и сами ученики. Занимаясь внеурочной деятельностью, работая над собственным исследованием, проектом, ребята применяют разные виды опроса, виды интервью. Сначала педагог объясняет ребенку специфику проведения анкетирования, и только после этого юный социолог приступает к собственным исследованиям.

Среди нюансов, на которые важно обратить внимание при подготовке к социологическим опросам, можно выделить их полную анонимность. Например, ребенок путем анкетирования выясняет, какие шампуни предпочитают приобретать его одноклассники, педагоги, родители. Далее юный ученый проводит собственное исследование в химической лаборатории, вооружившись научными методами, он выясняет эффективность этого продукта

На следующем этапе работы он сравнивает итоги анкетирования с результатами эксперимента, сопоставляет их

Далее юный ученый проводит собственное исследование в химической лаборатории, вооружившись научными методами, он выясняет эффективность этого продукта. На следующем этапе работы он сравнивает итоги анкетирования с результатами эксперимента, сопоставляет их.

В современной школе опросы стали привычным явлением, без них не обходится ни одно мероприятие. Например, чтобы оценить степень комфортности в классе, психолог предлагает ребятам ответить на вопросы анкеты. Затем выполняется обработка полученных результатов, анализируется психологическое состояние коллектива. При прохождении педагогом квалификационных испытаний также предусмотрено анкетирование родителей, учеников, коллег по работе. Полученные результаты оформляются в виде графика либо диаграммы, прикладываются к экспертному заключению о соответствии педагога заявленной категории. Среди последних инноваций, используемых в процессе обучения, можно отметить итоговые испытания для выпускников основной и средней школы, предлагаемые в виде тестов.

Метод наблюдения

Наблюдение – это научно целенаправленное, организованное, фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Научное наблюдение отличается от житейского наблюдения научной организацией (теоретическое обоснование, наличие четких целей и задач, схемы и способы фиксации наблюдаемого). Эффективность наблюдения зависит от значимости данной ситуации для личности наблюдателя.

Наблюдение имеет как преимущества (целостность, возможность измерить интенсивность поведения и т.п.), так и недостатки (поведение наблюдаемого не всегда или не всегда однозначно связано с теми психическими явлениями, которые изучаются; на объективность наблюдения влияет личность наблюдателя; присутствие наблюдателя влияет на поведение наблюдаемого).

Виды интервью

По степени формализации процедур интервью подразделяются на:

 Формализованное

(стандартизированное)

интервью

– самая распространенная разновидность интервьюирования. В этом случае общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанным вопросником и инструкцией для интервьюера. Оно близко к анкетированию в присутствии анкетёра. Интервьюер обязан четко придерживаться заранее подготовленных формулировок вопросов и их последовательности. В формализованном интервью преобладают закрытые вопросы. При этом сами формулировки соответствуют стилю разговорной беседы с респондентами. Достаточно часто используют отдельные карточки с напечатанными вариантами ответов, если число вариантов возможных ответов довольно большое. Карточки передают респондентам для прочтения. Интервьюеру отводится преимущественно исполнительская роль и его влияние на качество данных может быть сведено к минимуму.

Фокусированное

(направленное)

интервью

– имеет своей целью сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, конкретного явления, его последствий или причин. В этом виде интервью респондентов заранее знакомят с предметом беседы: что-то читают, смотрят видеозаписи фильмов и т.д. Для проведения данного вида интервью очерчивается круг вопросов, который является обязательным для интервьюера. Однако, он может менять их последовательность и формулировку, но по каждому вопросу должна быть получена информация.

Свободное

(нестандартизированное)

интервью

– проводится без заранее подготовленного вопросника или разработанного плана. Определяется только тема интервью. Диалог проходит в свободной форме. Здесь интервьюер свободен в выборе вопросов, определении их порядка, количества и способов выражения, а также приемов фиксации информации

Особенности интервью по-разному проявляются в различных организационных формах. Интервью классифицируется по самым различным основаниям.

В социологической литературе приводятся и другие виды интервью в зависимости от: 

  • целевого назначениядокументальное и интервью мнений, отношений;
  • места проведенияслужебное и неслужебное;
  • способа коммуникацииличное и телефонное;
  • процедуры проведенияпанельное, групповое, клиническое;
  • техники регистрациипротоколируемое и непротоколируемое и т.д.

Итак, подчеркнем, что, несмотря на популярность метода опроса при изучении определенных сторон и свойств явлений и процессов, бывают ситуации, когда требуется использование иных методов сбора информации или сочетание их с методом опроса. К ним относятся: наблюдение, анализ документов, социальный эксперимент и другие.

Требования к методам опроса

Методы опроса стандартизуются и предусматривают получение количественных показателей, поэтому их нужно оценивать по тем же психометрическим стандартам надежности и валидности, которые применяют ко всем тестам. Надежность – это степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения. Валидность – это показатель точности, с которой та или иная методика измеряет то, для измерения чего она предназначена.

Надежность анкеты или интервью проявляется при  анализе содержания вопросов: они должны отражать особенности изучаемого явления. Явление можно изучать на разных уровнях анализа в зависимости от его особенностей и целей данного конкретного явления.

Требования к процедуре опроса

Процедура анкетирования и интервьюирования должна соответствовать следующим требованиям:

  • Создание одинаковых условий для всех респондентов;
  • Нейтрализация влияния личности экспериментатора;
  • Соответствие этическим нормам (принцип добровольности, конфиденциальности, ненанесения ущерба, компетентности, беспристрастности).

Требования к вопросам анкеты и интервью

Существуют определенные правила формулировки вопросов в анкетах и интервью. Вопросы должны быть информативны, логически отдельны, не шаблонны. Содержание вопроса не должно выходить за пределы компетентности респондентов, если оно может быть незнакомо респондентам, то требуется пояснение. Необходимо пользоваться понятной, однозначной терминологией, вопросы должны быть конкретны. Необходимо следить за тем, не вызывает ли вопрос отрицательных эмоциональных ассоциаций, не повлияет ли он на настроение и желание респондента отвечать. Вопросы должны быть приемлемы в моральном и личностном плане

Особенно важно проследить, не является ли вопрос тенденциозным, т.е. не внушает ли вопрос определенный ответ

Требования к анализу и интерпретации результатов опроса

При анализе и интерпретации результатов анкетирования и интервьюирования необходимо помнить, что данные, получаемые с помощью методов опроса, могут ограничиваться тем, что захочет сообщить респондент, или тем, что он сочтет приемлемым для исследования. Очень часто вместо искренних ответов люди демонстрируют социально желательные характеристики. Кроме того, в результатах анкетирования и интервьюирования присутствуют ошибки, связанные с защитными механизмами личности, искажающими адекватное сомовосприятие.

Требования к анкетированию

Для повышения эффективности анкетирования необходимо создать установку респондентов на внимательные и искренние ответы. Подобная установка создается при помощи внешнего вида опросника (шрифт, наличие рисунка, бумага, цвет шрифта и фона и т.п.) и наличия обращения к респондентам в начале анкеты. Обращение должно содержать информацию о том, кто, с какой целью проводит данное анкетирование, как будут использованы результаты, гарантируется ли анонимность, как отвечать на вопросы (инструкция). Кроме того, обращение должно включать благодарность за участие и призыв отвечать честно, искренне и без пропусков.

Требования к интервьюированию

Эффективность интервью зависит, во-первых, от успешности психологического контакта между интервьюером и респондентом. Степень откровенности и искренности респондента обусловлена именно успешностью психологического контакта, а успешность контакта, в свою очередь, связана с совпадением качеств интервьюера и респондента, прежде всего, возраста и образования того и другого. Кроме того, желательно, чтобы интервьюер владел искусством общения: умело входил в контакт и выстраивал беседу с респондентом.

Во-вторых, эффективность интервью определяется отсутствием влияния других людей или посторонних раздражителей на респондента и интервьюера в процессе интервью. В том числе предполагается наличие нейтрального интерьера и отсутствия в нем амбициозности, негативно влияющей на психологическое состояние, а, следовательно, и на эффективность процесса.

В-третьих, в интервью должен быть правильно выбран темп диалога, в нем не должно быть больших пауз, и необходимо правильно подбирать слова. Адекватное поведение интервьюера, его владение техникой слушания отражаются на результате интервьюирования.

Основными компонентами анкетного опроса:

Анкетер исследователь, непосредственно обеспечивающий заполнение опросного листа каждым респондентом.

10 стр., 4602 слов

Интервью

… МАТЕРИАЛОВ Независимо от способа записи интервью, первым этапом его обработки является составление письменного текста (стенограммы) высказываний респондента. Опыт проведения обследований показывает, что магнитные … данному вопросу. В данной работе я попыталась систематизировать полученную мной информацию. МЕТОДИКА И ТЕХНИКА ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЯ Интервьюирование, как и другие методы опроса, представляет …

Социологическая анкета- это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта и предмета.

Респондент- лицо, выступающее в качестве источника первичной информации в процессе опроса или в результате наблюдения по поводу некоторого явления.

Анкета заполняется респондентом самостоятельно, и поэтому все, что касается работы с ней, должно быть предельно ясно респонденту.

Анкета состоит из нескольких частей, которые в своей совокупности образуют систему вопросов, позволяющих получить информацию, необходимую для выработки решений по исследуемой проблеме.

Титульный лист- Необходимо указать:

  • название анкеты;
  • заказчика и исполнителя исследования;
  • место и время проведения исследования.

Вводная часть- Включает в себя следующее:

  • обращение к респонденту;
  • цель и значение исследования;
  • рекомендации по заполнению анкеты;
  • гарантии анонимности;
  • возможность узнать о результатах исследования;
  • авторство

Основная- Включает в себя следующее:

классификация вопросов;

формулировка вопросов и их последовательность;

шкалирование;

кодирование вопросов и ответов.

Заключительная-

Включает в себя следующее:

  • социально-демографический блок («паспортичка»);
  • предложение высказаться по волнующим респондента вопросам;
  • благодарность респондентам за участие в опросе;
  • указание исследовательского коллектива или исследователя.

Структура анкеты соответствует фазам проведения опроса. Так, при проведении анкетного опроса должны быть соблюдены условия прохождениятрех стадий:

Стадия адаптации — «вхождение

в опрос»

Содержательная стадия

Психологическая разрядка

— «выход из режима опроса

Характеристика анкеты будет далеко не полной, если не сказать несколько слов о времени, необходимом для заполнения анкеты. Время заполнения анкеты зависит от сложности вопросов и от их количества. Практика социологических исследований показывает, что время заполнения анкеты должно быть в пределах45 +/- 10 минут.

Следует отметить, что прежде чем приступать к опросу, необходимо провести логический контроль анкеты и апробацию для того, чтобы выявить все погрешности при составлении анкеты и ликвидировать их. Только после этого анкету можно использовать.

Требования

Чтобы при проведения опроса получить точную информацию, нужно соблюдать определенные требования. Они касаются проведения процедуры, составления вопросов, анализа полученных данных.

К процедуре

Исследование нужно проводить в спокойных условиях. Опрашиваемому должно быть удобно, его не должен никто отвлекать, сбивать с мысли, внушать собственное мнение, которое может повлиять на ответы.

Также нужно уделить внимание самочувствию опрашиваемого. Человек должен быть здоров

В день проведения исследования индивид не должен нервничать, ссориться

Если в ближайшие дни предстоит важное событие, лучше перенести процедуру на другую неделю

К вопросам

От составления опросника зависит качество полученной информации. Вопросы должны быть:

  1. Отдельными, логичными.
  2. Простыми. Не допускается использование узкоспециализированных терминов.
  3. Без подсказок, двусмысленности.
  4. Конкретными.
  5. На языке, которым владеет опрашиваемый.

Должны присутствовать адекватные варианты ответа.

Нет смысла спрашивать человека о неизвестных ему темах. Психологи советуют заранее провести беседу с опрашиваемыми людьми, изучить их биографию. Так будет проще подготовить ряд интересующих вопросов.

Виды:

  1. Субъективные. При их выборе учитывается мнение респондента.
  2. Открытые. Применяются для выявления личного мнения респондента. При их обработке могут возникать некоторые сложности.
  3. Закрытые. Это могут быть односложные или многосложные вопросы с несколькими вариантами ответа. Ответы легко обрабатываются, но часто полученная информация является неточной.

Отдельная группа — проективные вопросы. В них спрашивается о третьем лице.

К анализу полученных данных

Анализ данных должен выполняться непредвзято. Лучше, чтобы его проводил человек, который не общался с респондентами.

Для создания статистики, сравнительного анализа можно использовать только достоверные данные из проводимых раньше исследований.

Виды опроса. Достоинства и недостатки метода опроса.

ВидыАнкетирование;
Метод лестницы;Свободный;
Устный; Письменный; Стандартизированный.
Достоинства
методов опроса:

1) стандартизация, обусловлен­ная
тем, что всем респондентам задаются
одни и те же вопросы с одинаковыми
вариантами ответов на них; 2) простота,
так как рес­пондентов посещать не
обязательно, можно передавать им
вопросни­ки по почте или опрашивать
их по телефону, не нужно использовать
технические средства и привлекать
высококвалифицированных про­фессионалов;
3) возможность глубокого анализа,
обусловленная применением последовательных
уточняющих вопросов; 4) возмож­ность
табулирования и проведения статистического
анализа с ис­пользованием методов
математической статистики и
соответствую­щих статистических
пакетов для персональных компьютеров.

Недостатки:
возможно
искажение результатов за счет взаимного,
социально-психологического влияния
интервьюера и респондента.

9.Интервью как психологический метод. Его особенности и виды.

Интервью— это метод
психологического консультирования,
оно является ситуацией принятия
психологом профессиональных решений
по проблеме клиента.
Оно направлено
на то, чтобы в процессе обсуждения
различных тем сделать более динамичным
отношение к различным свойствам его
психической реальности. Интервью
предлагает осуществление влияния с
помощью вопросов и специальных задач,
которые раскрывают активные и
потенциальные возможности другого
человека. Виды:
1.
Структурированное интервью —

;2.
Свободное интервью —
;
3.
Интервью по компетенциям —

10.Требования к проведению беседы.

Определите
цель беседы,
иначе она будет бесплодным проведением
времени

При этом истинные цели беседы
не должны быть известны собеседнику.
Определите
целевые вопросыРаспределите
вопросы в
порядке их значимости; Обратите
внимание на соответствие их формулировок
психологическим требованиям;
Составьте план
беседы исходя из конкретной ситуации.
Определите
вопросы, поддерживающие беседу,
исходя из потребностей, интересов
собеседника

Вступите
в контакт с собеседником.
Создайте
атмосферу доверия

11.Общая характеристика метода анкетирования.

Анкетирование
— это письменная форма опроса,
осуществляющаяся, как правило, заочно,
т. е. без прямого и непосредственного
контакта интервьюера с респондентом.
Анкетирование
в психологии используется с целью
получения психологической информации,
а социологические и демографические
данные играют лишь вспомогательную
роль. Контакт психолога с респондентом
при анкетировании, в отличие от
интервьюирования, сведён к минимуму.
Анкетирование позволяет наиболее
жёстко следовать намеченному плану
исследования, так как процедура
«вопрос-ответ» строго регламентирована.
При помощи метода анкетирования можно
с наименьшими затратами получить
высокий уровень массовости исследования.
Особенностью этого метода можно назвать
его анонимность.

Анкетирование
проводится в основном в случаях, когда
необходимо выяснить мнения людей по
каким-то вопросам и охватить большое
число людей за короткий срок.

Общие сведения

Опросы разделяют на стандартизированные и нестандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Нестандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.

При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие решению задачи, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.

Ответы на вопрос «45. Анкетирование: понятие, достоинства и недостатки, виды.»

Анкетный опрос — один из двух основных видов опросных методов, применяемый для получения эмпирической информации, касающейся объективных фактов, знаний, мнений, оценок, поведения. Существенной особенностью анкетного опроса является опосредованный характер взаимодействия между исследователем и респондентом, которые общаются при помощи анкеты, причем респондент сам читает предлагаемые ему вопросы и сам фиксирует свои ответы.

Виды анкетирования:

По числу респондентов

  • Индивидуальное анкетирование (один респондент)
  • Групповое анкетирование (несколько респондентов), Аудиторное анкетирование — методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры.
  • Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов)

По полноте охвата

  • Сплошное (опрос всех представителей выборки)
  • Выборочное (опрос части выборки)

По типу контактов с респондентом

  • Очное (в присутствии исследователя-анкетёра)
  • Заочное (анкетёр отсутствует): Рассылка анкет по почте, Публикация анкет в прессе, Публикация анкет в Интернете, Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.

Анкетный опрос состоит из трех этапов, рассмотрим их внимательнее:

  • подготовительный опрос – сюда входит работа по составлению плана и графика исследования, опросы также подразумевают написание инструкции для интервьюеров, подбор вопросов, которые включает анкета, опрос по которой проводится, а также решение организационных вопросов;
  • оперативный опрос или непосредственно анкетирование;
  • подсчет результатов – обработка полученных данных исследования, опросы на финальной стадии подразумевают анализ и подведение итогов.

Проведение опроса требует, в качестве обязательного условия, строго соблюдения порядка всей процедуры – без этого нельзя достигнуть правдоподобных результатов исследования, опросы в противном случае не дадут необходимого результата.

Существуют пять основных способов проведения анкетных опросов: рассылка анкет по почте; опросы по телефону; личное интервью, анкетирование по Интернету и сбор информации путем наблюдения.

К достоинствам анкетного опроса относятся: сравнительная экономичность; возможность охвата больших групп людей; применимость к самым различным сторонам жизни людей; хорошая формализуемость результатов; минимум влияния исследователя на опрашиваемого; оперативность; экономия средств и времени.

Анкетный опрос не свободен от недостатков: самый серьезный — невозможность контролировать процесс заполнения анкеты, что может привести к несамостоятельности ответов респондента, влиянию со стороны окружения. Кроме того, при заочных опросах остро встает проблема сбора заполненных анкет. С целью увеличения возврата пользуются разнообразными способами мотивирования респондентов: предварительными уведомлениями, разъяснениями, напоминаниями об опросе; вложением в анкету сувениров (открыток, календарей, пр.), повторной рассылкой анкет по тем же адресам; персонифицированными обращениями к респонденту и т. д. 

Текущий опрос: базовый вид опроса учащихся

Когда мы говорим о системе фронтального опроса, то стоит отметить, что она является частью текущего опроса. А он в свою очередь представляет собой основной вид, позволяющий осуществлять систематический контроль за знаниями учащихся на любом этапе обучения. Педагоги утверждают, что именно текущий опрос дает возможность отработать и закрепить материал, а также выявить и заполнить образовавшиеся пробелы.

Особенностями этого процесса считаются несколько факторов:

  • в качестве заключения всегда делаются выводы и обобщения;
  • в работе участвует вся группа, каждый член которой сможет поделиться своими знаниями;
  • происходит развитие речи учащихся.

Текущий опрос проводится двумя известными способами. Самым популярным из них считается фронтальный опрос. В данном контексте он воспринимается как контрольная проверка не только знаний, но и выявление степени их усвоения. Еще раз повторимся, что в процесс оказываются вовлеченными практически все ученики одной группы.

6 основных принципов проведения опроса удовлетворенности персонала

1. Регулярность 

Измерение индекса лояльности персонала нужно проводить хотя бы раз в полгода, но лучше ежеквартально. Если делать это раз в год, то никакой пользы от исследования не будет, особенно при высоком уровне текучки кадров. 

2. Обозначьте сроки проведения опроса 

Оптимальный срок — неделя. Здесь срабатывает триггер “дефицит” и мотивирует людей не откладывать прохождение опроса на потом. Тем более, процесс занимает 2-5 минут (о чем лучше сообщить сразу). 

3. Держите коллег в курсе и объясните, почему этот опрос так важен

Конечно, можно просто сделать рассылку с ссылкой на опрос, но это может оказаться неэффективным

Лучше объяснить все нюансы, важность опроса, цели, которых вы хотите достичь с его помощь, сразу в корпоративных чатах, где аудитория более лояльная и отзывчивая. 

4. Сохраняйте анонимность данных

Да, было бы круто узнать, кто и что конкретно думает о компании, но в таком случае результаты на 90% будут искажены. Анонимность позволяет сотрудникам быть максимально искренними и честными в своих ответах.

5. Будьте открытыми

Проводить опросы «в стол» — плохая идея

Обязательно найдутся коллеги (часто это люди из категории «Промоутеры»), которым важно и интересно увидеть результаты опроса. А если еще и предоставить диаграммы и описанием ситуации, возможно, кто-то захочет поделиться идеями по улучшению ситуации

Покажите, что вы не просто на автомате выполняете свою работу, как эйчар, а реально хотите улучшить корпоративную культуру, показатели эффективности и прочие параметры. 

6. Внедрение изменений

И здесь важно не только составить конкретный план действий, но и описать, что и для чего нужно, предоставить документ коллегам на рассмотрение.  

Изучайте, исследуйте, делайте выводы и выводите компанию на новый уровень! 

cover image by Rashedul Hussain Tapu 

Достоинства данного способа контроля

Каждый педагог с легкостью назовет массу преимуществ фронтального опроса. Мы тоже не могли не отметить их в нашей статье. Мы выделили пять достоинств этого способа:

  • экономит время, позволяя охватить за короткий промежуток максимальное количество учащихся;
  • происходит отработка навыка лаконичного и точного ответа;
  • дает возможность выделить из всей темы главное и запомнить эти моменты;
  • учит отвечать по плану, обосновывая каждое утверждение последовательным изложением фактов;
  • вовлеченность в групповую работу держит в напряжении всех учащихся.

Благодаря фронтальному опросу педагог может выполнять множество задач. К примеру, проверить выполнение домашних заданий, степень восприятия нового материала, готовность к усвоению нового блока знаний и так далее.

Задачи и сферы применения

Главная задача — получить информацию о человеке, его интересах, отношении к работе, особенностях характера. Сферы применения методики:

  1. Маркетинг. Необходима для выявления тенденций по развитию, отсеиванию некачественной продукции.
  2. Управление персоналом. Чтобы набрать подходящих сотрудников, нужно получить информацию о кандидатах на должность.
  3. Медицина. Применяется для получения данных о самочувствии пациента.
  4. Педагогика. Преподаватели опрашивают детей для определения уровня знаний учащихся, выявления их интересов, сильных сторон.
  5. Журналистика. Применяется для получения информации о знаменитостях, ученых.

Опрос активно применяется в психологии. Он позволяет узнать особенности психики человека, выявить скрытые страхи, психологические барьеры.

Интервью

Оно относится как к методу опроса в социальной психологии, так и к методу беседы. Вопросы составляют по типу анкетирования, которые задают в ходе разговора. Психолог во время интервью не вступает в активное взаимодействие с интервьюируемым, не высказывает своего мнения и не дает личной оценки.

Главная задача специалиста при использовании метода беседы в опросе и интервью в психологии — это сведение своего внимания к минимуму и создание благоприятной расслабленной атмосферы. Существует нескольких разновидностей интервью:

  • Стандартизированное — вопросы задают в составленной формулировке и определенной последовательности.
  • Ненаправленное — специалист составляет лишь общий план, задавая вопросы, ориентируясь на ситуацию. Благодаря этому психолог устанавливает контакт с респондентом.
  • Полустандартизированное — совмещает в себе особенности стандартного и ненаправленного интервью.

Также оно может быть:

  • предварительным — используется на стадии подготовки к исследованию;
  • основным — используется для сбора основной информации;
  • контрольным — используют для проверки спорных результатов.

Интервью делят по количеству участников:

  • индивидуальное;
  • групповое;
  • массовое.

Интервью является распространенным методом опроса в психологии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector