Якокка, ли

Работа в компании Форд

Вначале Ли не везло и через некоторое время его зона ответственности стала последней в списке по объему продаж. Но его шеф Чарли Бичем относился к новичку благосклонно, поддерживал и учил продавать автомобили. Ли Якокка звонил клиентам купившим авто примерно через месяц и интересовался как друзья отозвались об автомобиле. Этим он поддерживал покупателей, а также получал адреса потенциальных клиентов. И дела пошли вверх.

Взлет

Ли Якокку перевели на юг, где он получил должность главы Филадельфийского округа (последнего по объему продаж). Тут и произошел его прорыв! В 50-х продажи активно падали, так как рынок был перенасыщен. Но Лидо придумал гениальную идею «56 за 56». То есть клиент имел право заплатить только 20% стоимости авто при покупке, а остальную сумму отдавать в течение 3-х лет по 56 $ в месяц. И всего за 3 месяца Филадельфийский округ из аутсайдера превратился в лидера!

В корпорации по достоинству оценили замысел Якокки и внедрили такую систему во все дилерские центры, что позволило продать дополнительно порядка 75 000 автомобилей, а самого Лидо перевели в Вашингтон. Там он стал хорошо зарабатывать, имея еще и процент от продаж.

В это время Ли со своей невестой решили пожениться и купить дом, но всего за неделю до торжества пришло известите о переводе Лидо в Детройт – центр корпорации Форд. Там Якокка впервые встретился с Генри Фордом II.

Эпопея с «Мустангом»

Тут Лидо проявил себя во всем блеске, быстро поняв, что причиной провала модели «Эдсел» стал его старческий дизайн (хотя сама модель была вполне приличной), совершенно неприемлемый молодежью, причем Якокка с самого начала выступал против «Эдсела». В итоге концерн понес огромные убытки.

После этого Лидо предложил создать новый автомобиль на шасси «Эдсела», но со стремительным и агрессивным дизайном. И хотя идея была воспринята в штыки, Генри Форд дал добро. Группа дизайнеров создала ряд макетов, а выиграл сотрудник Дейв Эшем. Пробные модели, показанные публике, превзошли все ожидания, а предварительные отзывы были самыми лестными.

В итоге модель, названная после долгих прений «Мустангом», поступила в производство, а 9 марта 1964 года первый экземпляр сошел с конвейера. Началось что-то невообразимое! По самым смелым подсчетам в первый год планировали реализовать порядка 75 000 авто, а реальности же цифра была в несколько раз выше!

В зените славы

После этого Якокка поднял на должный уровень подразделение «Линкольн-Меркьюри», которое сильно потеснил «Кадиллак», входящий в «Дженерал Моторс». Лидо ждал для себя поста президента компании, но на его место назначили Саймона Кнудсена, впрочем, ненадолго. Вскоре Якокка был назначен президентом с окладом в 1 000 000 $ в год.

Увольнение

Но у него начались разногласия с Фордом, который принимал волюнтаристские решения, не считаясь с обстановкой. Да и неудача с моделью Ford Pinto (неправильное расположение бензобака) сказалась на положении президента корпорации. Все закончилось постепенным увольнением сподвижников Якокки из компании, а затем и его самого.

Восхождение на ряды в Форде

Якокка получил степень инженера в 1946 году, где он получил работу в Ford Motor Company. Вскоре он оставил инженера для продаж, где он преуспел, затем работал в разработке продукта. Якокка также поднялся в рейтинге Ford, став к 1960 году вице-президентом и генеральным менеджером подразделения Ford. Одним из достижений Iacocca стало создание легендарного Mustang — недорогого стильного спортивного автомобиля по доступным ценам. на рынок в 1964 году.

В 1970 году Якокка стал президентом Ford. Однако прямолинейный Якокка столкнулся с Генри Фордом II, наследником семьи Фордов и председателем автомобильной компании. Напряженные отношения между ними привели к тому, что Форд уволил Якокку в 1978 году.

Творчество

В 1980-х годах Якокка написал автобиографию «Iacocca: An Autobiography» (на русском языке выходила под наименованием «Карьера менеджера»), которая неоднократно перерабатывалась и переиздавалась, впоследствии написал ещё несколько книг мемуарного характера. В мемуарах он рассказывает о Генри Форде II, внуке основателя компании Ford, и о взаимоотношениях в компании, подробно рассказывает о своей жизни и объясняет свою мотивацию при принятии судьбоносных решений для Ford и Chrysler.

Библиография

Переводы
  • Якокка, Ли. Карьера менеджера = Iacocca: An Autobiography :  / Ли Якокка, Уильям Новак. — 2 изд. — Мн. : Попурри, 2002. — 448 с. — (Успех!). — ISBN 978-985-438-822-0.
  • Якокка, Ли. Куда подевались все лидеры? = Where Have All the Leaders Gone? : . — Мн. : Попурри, 2008. — 320 с. — (Бизнес). — ISBN 978-985-15-0207-9.
  • Якокка, Ли. Карьера менеджера. Послесловие = Talking Straight :  / Ли Якокка, Сонни Клайнфилд. — Мн. : Попурри, 2007. — 384 с. — (Бизнес). — ISBN 978-985-15-0050-1.

Крутой поворот Якокки

Настоящее имя Ли Якокки – Лидо Антонио. Американец итальянского происхождения предпочел не распространяться об истории происхождения своего имени и предпочел более простое и запоминающееся Ли. А вот желания работать в компании Ford еще с малых лет Лидо Антонио не отрицал. Первым автомобилем его отца был именно Ford T. В студенческие годы Ли рассекал на Форде V8 1936 года. Свою работу в империи «Голубого овала» Якокка начал в 1946 году с должности инженера-стажера.

Неожиданно для себя, через 9 месяцев Ли заскучал – монотонная инженерная работа наводила на него тоску. Он попросил руководство перевести его в отдел маркетинга. Освоившись на новом месте, успех пришел к новичку не сразу. Большой успех Ford принесла рекламная кампания Якокки «56 за 56».

Она подразумевала покупку автомобиля Ford 56-го модельного года всего за 56 долларов ежемесячных выплат. По данным тогдашнего вице-президента Роберта Макнамарры, программа Якокки позволила американской фирме продать на 75 тысяч больше автомобилей. Уже в 1960-м году в карьере Ли Якокки настал неожиданный поворот – он уселся в кресло вице-президента.

Якокка – президент компании Ford

Назначение господина Ли президентом Ford оказалось лишь вопросом времени. В свой новый кабинет Якокка переехал уже 10 декабря 1970 года. По словам самого американца итальянского происхождения, его главным оружием было понимание того, что хочет получить покупатель от автомобиля. Однако следующая модель Ford Pinto не самым лучшим образом отразилась на репутации президента компании. Из-за того, что бензобак в данном авто размещался в районе заднего моста, даже при слабом ударе труба могла треснуть, а бензин – вылиться наружу.

Позже это привело к нескольким крупным авариям с человеческими жертвами. Расследование показало, что сам Якокка знал о недостатке Ford Pinto, однако отказался вносить какие-либо изменения в конструкцию бензобака.

В разгромной статье президента Ford обвинили во всех ДТП, которые происходили с участием автомобилей Форд Пинто. Летом более 2 миллионов авто были отозваны с производства, а спустя месяц Якокку уволили. Отойдя от дел, Ли не стал богатым отшельником. Он начал писать книги и читать лекции, до сих пор ведет активную общественную деятельность.

Читайте далее:

История автомобиля Ford Mustang

Представлен самый мощный в мире Ford Mustang

Chevrolet Camaro – великий «американец»

Shelby Mustang GT500

Лихорадка мустангов

Первым делом, новоиспеченный вице-премьер решил провести небывалое по тем временам маркетинговое исследование и выяснить, как воспринимают автомобиль Форд потенциальные покупатели. По его результатам было выделено 75 миллионов долларов на строительство и запуск компактной модели с ни на что не похожей внешностью, ориентированной на вчерашних школьников. Свое дело сделала и низкая цена – новый красавец Ford Mustang Shelby GT500 нравился всем без исключения водителям.

Одним из самых любимых автомобилей инженера, ставшего вице-президентом, стал Ford Mustang 1964 года выпуска.  Любимчик Ли Форд Мустанг стал одной из самых успешных машин за всю историю компании. Всего за четыре месяца его владельцами стали 120 000 человек. К концу модельного года тираж и вовсе подскочил до 680 992 машин. Еще 600 000 автомобилей нашли своих владельцев в следующем году.

В итоге результаты продаж Мустанга опередили Олдсмобиль, Mercury, American Motors, Cadillac и Chrysler вместе взятые! Среди других достижений Якокки нельзя не отметить разработку компактных моделей вроде Maverick и Fiesta. Ну а перелицованная версия Ford Thunderbird под названием Lincoln Mark III и вовсе обошла Cadillac Eldorado по продажам.

Жизнь после Крайслера

Якокка ушел из Крайслера в 1992 году. Затем он смог посвятить больше времени Фонду семьи Якокка, благотворительной организации, которая поддерживает исследования диабета (первая жена Якокки, Мария, страдала от диабета и умер от осложнений, связанных с заболеванием).

«Филантропия стала теперь большой частью моей жизни, поскольку Фонд Iacocca финансирует передовые исследования по поиску лекарства от диабета». — Ли Якокка

Якокка также работал с Кирком Керкоряном над попыткой враждебного захвата Chrysler в середине 1990-х годов. Несмотря на сорванную попытку захвата, Якокка возобновил свою роль в качестве гонщика Chrysler в 2005 году, появившись в рекламе с Джейсоном Александром и Снуп Доггом. Якокка & APOS;Компенсация за рекламу была отправлена ​​в его фонд. Он остается стимулом для автомобильной промышленности США, хотя его разочарование как государственным, так и частным руководством стало темой его третьей книги «Куда ушли все лидеры? (2007).

Потеряв свою первую жену в 1983 году, Якокка женился на Пегги Джонсон с 1986 по 1987 год. У него был еще один недолгий брак с Дарриеном Эрлом с 1991 по 1994 год. В последующие годы он наслаждается проводить время со своими двумя дочерьми, Кэтрин и Лией, от первого брака и внуков.Якокка женился на Пегги Джонсон с 1986 по 1987 год. У него был еще один недолгий брак с Дарриеном Эрлом с 1991 по 1994 год. В последние годы он любит проводить время со своими двумя дочерьми, Кэтрин и Лией, от первого брака и внуками.Якокка женился на Пегги Джонсон с 1986 по 1987 год. У него был еще один недолгий брак с Дарриеном Эрлом с 1991 по 1994 год. В последние годы он любит проводить время со своими двумя дочерьми, Кэтрин и Лией, от первого брака и внуками.

Зовите меня Ли

В августе 1946 года после окончания университета и защиты диссертации в Принстоне он в возрасте 22 лет попадает в компанию Ford в качестве инженера-стажера. Но менее чем через год понимает, что инженерная работа не для него.

Якокку больше интересует маркетинг, сбыт, и он самостоятельно устраивается в небольшое подразделение Ford в Пенсильвании, где занимается продажей автомобилей прокатным фирмам. Когда Ли стал добиваться успехов, ему поручили обучать дилеров искусству продажи грузовиков. Здесь ему пригодились занятия по психологии в Лихайском университете.

Мустанг_9

Ли Якокка за рулем автомобиля Chrysler LeBaron Convertible

Фото: Getty Images/Bettmann

Автор цитаты

Звездный час Якокки пробил в 1956-м, в то время он был помощником управляющего сбытовой конторой округа Филадельфия. Чтобы поднять слабые продажи автомобилей, Ли придумал схему, по которой покупатель нового «Форда» первоначально оплачивал только 20% стоимости машины, а затем в течение трех лет ежемесячно гасил долг взносами по $56.

Для молодого, еще недавно безвестного менеджера план «56 за 56» означал переезд в Дирборн и последующий стремительный рост по карьерной лестнице до президента компании, которым он стал в 1970-м.

Миллиард и один доллар

Якокка пытался найти инвесторов, но большинство из них оказывались мошенниками. Не сложился и альянс с VW, хоть и на фоне слухов о возможном слиянии акции Chrysler даже подросли. Дело шло к банкротству, и тогда Якокка решил просить помощи у правительства США. Ранее с аналогичной просьбой к конгрессу обращался председатель совета директоров Chrysler Джон Риккардо. Он просил миллиард на два года, чтобы компенсировать суммы, расходуемые на соблюдение установленных правительством правил безопасности и норм загрязнения атмосферы.

Якокка, сменивший Риккардо на посту председателя совета директоров, оказался более убедителен, представив план реорганизации компании и напирая на то, что банкротство Chrysler обернется катастрофой национального масштаба. В итоге правительство согласилось выступить поручителем при выдаче «Крайслеру» $1,2 млрд от частных кредиторов, причем заем выдавался под низкий процент. Полгода упорных переговоров с банками, и корпорация оказалась спасена.

Несмотря на то что компании получали гарантированные правительством займы и ранее, решение конгресса помочь «Крайслеру» было встречено прессой и деловыми кругами в штыки. Большинство считало, что оно нарушает дух свободного предпринимательства. Wall-Street Journal, например, предлагал дать фирме «умереть с достоинством».

Жесткий план реорганизации предусматривал не только новые увольнения и закрытия заводов, но и сокращение зарплат. И тут Якокка не мог обойтись без эффектного жеста, сократив собственное жалованье до одного доллара в год. Тем не менее ему удалось договориться выбить из профсоюза согласие на уступки в оплате рабочих. Как он признается позже, в переговорах ему помогло умение играть в покер — умную игру, позволяющую научиться, когда следует воспользоваться преимуществом, когда пасовать, а когда и поблефовать.

Мустанг_5

Plymouth Reliant

Фото: i.wheelsage.org

Главную ставку Chrysler делал на новую переднеприводную платформу K, разработанную соавтором «Мустанга» Хэлом Сперлихом. Построенные на ней Plymouth Reliant и Dodge Aries могли вместить семью из шести человек и вместе с тем были достаточно легкими и экономичными. Несмотря на фальстарт, связанный с производственными трудностями, объем продаж компании вырос, и к концу 1981 года модели K-семейства заняли 20% сегмента компактных автомобилей.

Следующий год корпорация закончила с небольшой прибылью, а в 1983 году заработала рекордные в своей истории $925 млн.

Благодаря новому пакету акций компания погасила треть гарантированных займов, и здесь Якокка снова сделал эффектный жест. В июле 1983 года он заявил, что Chrysler готов выплатить оставшуюся сумму на семь лет раньше установленного срока, и торжественно предъявил чек на сумму $813 млн.

«Если сможете найти лучший автомобиль — купите его», — обращался Ли Якокка с телеэкранов в рекламе Chrysler. Спасение корпорации принесло ему настоящую славу. Поговаривали, что он хочет баллотироваться в президенты. В 1984 году Якокка в соавторстве с Уильямом Новаком выпустил автобиографию, которая в русскоязычном издании получила название «Карьера менеджера». В ней он описал Генри Форда II настоящим негодяем и злодеем, а себя лучшим кризисным менеджером.

Укрощение «Мустанга»

Переехав в штаб-квартиру, Якокка объединил группу талантливой молодежи. Каждый четверг они встречались за обедом в отеле «Фэрлейн инн» в Дирборне и обсуждали автомобили. Они предчувствовали, что в ближайшие несколько лет автомобильный рынок кардинально изменится. На него вот-вот должны выйти миллионы молодых людей, появившихся на свет в период послевоенного бума рождаемости. Перемены происходили и в других возрастных группах — покупатели отказывались от скромных моделей в пользу более броских и роскошных, не экономили на опциях. Всё большее количество машин покупали женщины.

Автор цитаты

Было решено создать одну базовую модель с широким набором вариантов отделки и дополнительного оборудования — это позволило бы продавать ее в больших количествах и по низкой цене. А для того чтобы снизить затраты на разработку, в конструкции использовали узлы и агрегаты популярного Ford Falcon.

Мустанг_1

Ford Mustang

Фото: assets.mustangandfords.com

Первый Ford Mustang сошел с конвейера уже 9 марта 1964 года, через 571 день после того, как был выбран дизайн будущей модели. Год спустя продажи достигли 418 тыс. машин, причем покупатели зачастую не жалели денег на опции, добавляя тысячу долларов сверх базовой цены в $2368. За два года продаж Mustang принес «Форду» миллиард чистой прибыли и стал родоначальником класса «пони-каров», породив множество подражаний.

Автор цитаты

Мустанг_2

Якокка не был конструктором «Мустанга», но он умел предугадывать тайные желания покупателей. На фото: Lincoln Continental Mark III

Фото: acarisnotarefrigerator.files.wordpress.com

Ford Thunderbird, слишком большой для покупателей этой марки, он превратил в Lincoln Continental Mark III с огромной хромированной решеткой в стиле Rolls-Royce и выштамповкой на крышке багажника, имитирующей запаску. По мнению журналистов, вышло безвкусно, однако новое имя и новый стиль принесли машине успех.

Сложно быть Якоккой

Он всё еще был у руля Chrysler и умел предугадывать желания покупателей как никто другой. Стараниями Якокки был запущен в производство первый в мире минивэн — Dodge Caravan. Модель строилась на той же K-платформе и в условиях демографического бума оказалась очень успешной. Она помещалась в обыкновенный гараж и в то же время имела третий ряд сидений и достаточно места для семьи и детских вещей.

Мустанг_6

Dodge Caravan

Фото: motor1.com

Успех минивэнов навел Якокку на мысль, что американцам требуется еще и автомобиль для активного образа жизни. Это стало поводом для покупки компании American Motors и принадлежащего ей производителя внедорожников Jeep.

Однако легендарный Ли всё чаще ошибается.

Он приобретает авиастроительную компанию Gulfstream, известную бизнес-джетами, но будет вынужден продать ее спустя четыре года, когда у Chrysler начнутся трудности. Та же самая судьба ждет и еще одно приобретение — Lamborghini.

Мустанг_7

Chrysler TC by Maserati

Фото: i.wheelsage.org

Он вкладывает сотни миллионов в совместное предприятие с Maserati, но появившийся в результате сотрудничества родстер TC стоит дорого и продается из рук плохо. Якокка даже планировал приобрести GM, но позже признался, что проще купить Грецию.

Автор цитаты

Будучи самым высокооплачиваемым менеджером в автоиндустрии, он стремится соответствовать статусу, но это отнимает массу времени и сил — и в итоге у Ли всё меньше возможностей сосредоточиться на автомобилях. Ли возглавляет работы по реставрации статуи Свободы, входит в комиссию конгресса по сокращению бюджета, пишет вторую книгу. На своей итальянской вилле делает собственное вино и оливковое масло. Тратит значительные суммы на исследование способов лечения диабета, от которого умерла его первая жена.

«Критики говорили, что это отвлекало его и явилось причиной сегодняшних проблем Chrysler. Отвлекало или нет, но ясно, чтобы быть героем, значит, прикладывать много времени и сил», — писала Wall Street Journal. Сам Якокка признавался, что просто выдохся.

Автор цитаты

Работа в Крайслер

В то время положение Chrysler было катастрофическим – проблемы с качеством автомобилей, целая линейка неудачных моделей (Dodge St. Regis, Plymouth Volare и Dodge Aspen), непродуманная политика фирмы и энергетический кризис поставили «Крайслер» под угрозу банкротства.

Приглашенный туда в 1987 году Ли Якокка пошел на беспрецедентный шаг – он попросил у правительства заем в 1 500 000 000 $. Многие не хотели оказывать «Крайслеру» подобной услуги, считая это вмешательством государства в бизнес, однако Лидо смог убедить правительство в том, что в случае закрытия такого концерна Америку ждет настоящий социальный взрыв, так как на заводах предприятия работают десятки тысяч человек.

После получения займа команда Якокки приступила к созданию новой модели – она просто обязана была стать мега-популярной, чтобы вытянуть компанию из ямы. Была создана модель «К», а продуманная рекламная кампания и грамотные шаги руководства смогли ее раскрутить. Как итог, уже в 1983 году Крайслер смог расплатиться с кредитом.

Якокка возглавлял эту компанию до 1995 года.

Ли Якокка

Лидо Энтони «Ли» Якокка (Lido Anthony «Lee» Iacocca). Родился 15 октября 1924 года в Аллентауне, штат Пенсильвания — умер 2 июля 2019 года. Американский менеджер (управляющий), автор нескольких автобиографических бестселлеров. Был президентом компании Ford и председателем правления корпорации Chrysler.

Ли Якокка родился в городке Аллентауне, штат Пенсильвания в семье итальянских иммигрантов. В 1939 году Якокка заболел ревматизмом, в те времена болезнь считалась почти неизлечимой, но Ли впоследствии поправился. Из-за перенесённого заболевания, Ли Якокку не взяли в армию. По окончании школы Якокка поступил в Лихайский университет (англ. Lehigh University). Через некоторое время его пригласили на учёбу в Принстонский университет.

По окончании Принстонского университета Якокка приступил к работе в компании Ford в качестве инженера, через некоторое время перешёл на управленческую работу. К тому времени относится появление имени «Ли», связанное с тем, что в телефонных разговорах он стал так сокращать своё имя Лидо (имя «Лидо», как писал в своих мемуарах Якокка, ассоциировалось у американцев того времени со сленговым названием публичного дома).

Через некоторое время Якокке удалось стать одним из директоров компании. Под руководством Якокки был разработан популярный автомобиль Ford Mustang. Также принимал активное участие в организации работы по внедрению малолитражных переднеприводных автомобилей, одним из которых стал Ford Fiesta. В эти же годы он внёс существенный вклад в продвижение потребительского автокредитования. 13 июля 1978 года был уволен из компании Генри Фордом II несмотря на то, что уже на тот момент он считался одним из ведущих управляющих в США. О причинах увольнения Якокка рассказывает в автобиографии, и по его мнению, это произошло из-за того, что он начинал становиться более популярным, чем сам Генри Форд II. Реальной причиной могла являться ситуация вокруг Ford Pinto 1973 модельного года: из-за компактности автомобиля и неудачного места расположения бензобака при заднем столкновении бензин мог сдетонировать.

Ли Якокка считался главным виновником, так как был в курсе потенциальной опасности конструкции авто, проявившейся самым ужасным образом. В конце концов компания Форд под давлением общественности летом 1978 г. отозвала около 2 млн Pinto и созданных на её базе автомобилей марки Меркьюри. Ещё через месяц Якокка был уволен из фирмы.

Вскоре после увольнения из Ford Якокке поступило предложение возглавить корпорацию Chrysler, в то время находившуюся на грани банкротства. Якокка принял это предложение и смог улучшить экономическое положение компании: в частности, обеспечил возврат правительству США займа в размере 1,2 млрд $ за 7 лет до окончания срока. Возглавлял корпорацию до 1995 года.

В 1980-х годах Якокка пишет автобиографию Iacocca: An Autobiography (на русском языке выходила под наименованием «Карьера менеджера»), которая неоднократно перерабатывалась и переиздавалась, впоследствии написал ещё несколько книг мемуарного характера. В мемуарах он остро и откровенно рассказывает о Генри Форде II, внуке основателя компании Ford, и о взаимоотношениях в компании, подробно рассказывает о своей жизни и объясняет свою мотивацию при принятии судьбоносных решений для Ford и Chrysler.

В мае 1982 года президент США Рональд Рейган предложил Ли Якокке возглавить фонд по реставрации статуи Свободы.

Умер 2 июля 2019 года.

Начало карьеры

И мечта Ли осуществилась – как первого по успеваемости студента его отобрали в штат компании. Однако почти сразу же он получил приглашение от Принстонского университета, где мог получить степень магистра. Лидо выбрал учебу, тем более что Маккормик-Гурдхарт дал ему обещание зарезервировать за ним место в корпорации. Но он запамятовал оформить это документально и немного позже ушел в армию, а когда Якокка позвонил в компанию, то получил отказ. Но после разговора со старшим менеджером он смог решить вопрос о своем найме. В 1946 году он поступает на службу в корпорацию «Форд» инженером-стажером.

Но такая работа его не прельщала – Лидо интересовался маркетингом. Однако ему никто не давал дилерского места, потому как оно считалось чрезвычайно прибыльным – огромный спрос на легковые автомобили был очень далек от удовлетворения. Как следствие, за возможность купить новый авто дилеры получали огромные взятки. Но со временем ситуация изменилась, многие менеджеры уволились и началась настоящая битва за клиентов. Вот тогда Лидо и получил свой шанс.

Лидер Крайслера

Через несколько месяцев после ухода из Форда Якокка был назначен главой корпорации Chrysler, которая тогда была в такое финансовое бедствие, что он был под угрозой банкротства. Под руководством Якокки Крайслер получил 1,5 млрд. Долларов в виде гарантий по федеральному кредиту; в то время это была самая большая сумма государственной помощи, которую когда-либо получала частная компания. Это дало Якокке передышку, в которой он нуждался для модернизации и рационализации операций.

Во время пребывания в должности Якокки,популярный минивэн был добавлен в линейку автомобилей Chrysler. Якокка также выступал в качестве представителя в телевизионной рекламе, обещая всем, кто тестировал, ездить на Chrysler за 50 долларов, если в итоге они купят аналогичную машину у конкурента. Компания достигла рентабельности в 1981 году и погасила свои государственные займы в 1983 году, с опережением графика. В 1984 году Крайслер заработал более 2,4 миллиарда долларов, что стало рекордом для корпорации.

Успех Якокки в обращении Крайслера сделал его национальной знаменитостью. Президент Рональд Рейган попросил его помочь скоординировать усилия по сбору средств для восстановления острова Эллис и Статуи Свободы. Две книги, написанные Iacocca, его автобиография 1984 года Iacocca и Talking Straight (1988), стали бестселлерами. Он даже появился в популярном телешоу 1980-х годов Miami Vice.

Старики-разбойники

Якокка ушел на пенсию в 1992 году, сделав своим преемником Боба Итона, человека скромного, но в то же время решительного. Однако три года спустя он внезапно поддержал бизнесмена и крупнейшего акционера Chrysler Кирка Керкоряна, попытавшегося приобрести компанию. Правление отказалось от сделки, посчитав ее попыткой недружественного поглощения.

Поведение Якокки сочли предательством и даже подали на него в суд за то, что Ли разгласил Керкоряну конфиденциальную информацию. Юридическая война стоила ему репутационных потерь и отняла много сил. Более того, экс-главе было запрещено публично говорить о Chrysler в течение пяти лет.

Автор цитаты

Слияние Сhrysler с Daimler Якокка не одобрил, считая ее поглощением американской компании. А назначение Итона, убедившего совет директоров пойти на сделку стоимостью $36 млрд с немцами, назвал большой ошибкой.

На пенсии он занимается оливковым маслом, ресторанным бизнесом и даже электрическими велосипедами, хотя двухколесного Илона Маска из Ли не получилось. В 2008-м он снова понадобился Chrysler: альянс с Daimler распался и над компанией снова нависли тучи.

«Не паникуйте, — говорил 83-летний Ли встретившим его овациями рабочим. — Всё будет хорошо». В этот раз он мог поддержать терпящую бедствие компанию только словами, но оказался прав: Chrysler был снова спасен, но теперь уже правительством США и Fiat.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector