Почему ребёнок плачет и что с этим делать

Зависимость женщины от грудного вскармливания

Бывают случаи, когда сама женщина оказывается привязанной к грудному вскармливанию, оно обеспечивает ее потребности в очень большой степени. Это не обязательные следствия грудного вскармливания в любой паре мать ребенок, а скорее отклонения от желательного вектора развития. Ниже описаны самые распространенные причины зависимости женщины от грудного вскармливания.

Мать может стать «зависима» от грудного вскармливания, как от надежного средства утешения младенца в любой ситуации. Проще дать грудь в ситуации, когда ребенок плачет, чем изобретать что-то еще. Со временем такой маме может казаться, что другого средства утешения для нее не существует или это средство во много раз слабее, чем грудь. То есть мать при невозможности давать грудь чувствует большую тревогу: как справляться с плачем и недовольством ребенка без этого? Происходит сужение диапазона возможного взаимодействия мать-ребенок. Женщине может казаться, что единственный доступный ей способ сделать ребенка счастливым — дать грудь.

Чтобы не попасть в такую ситуацию, необходимо постоянно обогащать способы контактов с ребенком новыми формами (в соответствии с возрастом), пробовать новые отвлечения, утешения. Именно эти способы, которые нужно постоянно мягко вводить и разнообразить. и позволяют со временем уменьшить количество кормлений, заменив их более подходящими по ситуации контактами.

Часто тесный телесный контакт с ребенком, который происходит во время кормлений, становится для женщины настолько эмоционально наполненным и, соответственно, значимым, что ей трудно отказаться от этого процесса

Эмоциональный подъем и приятные чувства в норме сопровождают процесс грудного вскармливания, однако важно, чтобы это не стало единственным источником, который питает эмоциональные потребности женщины. Часто такого рода искажения встречаются в случаях, когда существует большая дистанция между женщиной и ее мужем либо когда мать растит ребенка одна

Тогда малыш невольно бессознательно втягивается в ситуацию, где он удовлетворяет потребности матери в близости, любви и эмоциях. Такая ситуация вредна не только для супругов, но и, прежде всего, для ребенка. Чтобы этого не произошло, необходимо укреплять ту часть жизни женщины, которая может удовлетворить ее эмоциональные потребности (прежде всего, отношения с супругом и близкими людьми).

Существует сила привычки. В зависимости от личностных особенностей матери ей может быть слишком тяжело менять жизненные уклады. Сила привычки действует на всех людей, но есть отдельные люди, которым менять стереотипы поведения особенно тяжело.

Если у матери существуют личностные проблемы, тогда она вполне вероятно будет испытывать трудности во время ключевых этапов отделения ребенка (отлучение от груди, детский сад, школа, отъезд из дома, свадьба и проч.).

В описанных случаях женщина не только не задумывается о том, как отучить ребенка от грудного вскармливания, она часто не осознает все эти проблемы как свои, и проблемы принимают форму детской навязчивости. Мать, испытывая тревогу отделения ребенка, как бы передает сигнал ему: «Не отделяйся, это опасно». И в этих случаях, как будто по вине ребенка, а по сути, из-за эмоциональных проблем взрослого, могут быть трудности с окончанием периода кормления грудью.

А отлучение от груди ребенка — это также определенная потеря уникального контакта с ним. Эти чувства имеют также и физиологическое объяснение, они связаны с гормональным фоном.

Но также существует и множество случаев, когда, заканчивая кормить, мать чувствует радость и облегчение.

Чтобы отучить ребенка от груди как можно безболезненнее, женщина должна сама себе задать несколько важных вопросов:

  • Зачем я хочу отлучить ребенка от груди?
  • Что я получу в результате этого шага?
  • Почему я хочу начать отлучение от груди именно сейчас?
  • Что произойдет, если я не смогу отлучить ребенка сейчас?

Такие вопросы помогают лучше осознать детали своей мотивации, определиться с собственной позицией, которая играет решающую роль в процессе отлучения ребенка.

Каприз как послание родителям

Каприз – это всегда сообщение ребенка о дискомфорте, которое он не умеет выразить в приемлемой форме. Если ребенок капризничает постоянно, а физические причины (недомогания, усталость) вы исключили, стоит задуматься, в каком душевном состоянии он пребывает. Психологи отмечают, что зачастую неадекватное поведение ребенка является реакцией на внутрисемейную дисгармонию. Бабушка недовольна тем, как молодая мама воспитывает малыша, постоянно возмущается и дает непрошенные советы. Или родители начинают ссориться каждый раз, как только малыша нужно укладывать спать. Явные или невысказанные претензии и конфликты, напряженная обстановка в семье в наибольшей степени сказываются именно на ребенке. В этом случае его «капризы» – это материализация окружающего его недовольства и раздражения. И исправить ситуацию можно, лишь наладив отношения в семье.

Определенные педагогические нарушения в семье тоже легко могут стать источником капризов. Если родители разрешают ребенку абсолютно все, и он просто-напросто не понимает слова «нет», любая попытка запрета приводит его чуть ли не к истерике. Как правило, родители пугаются подобной реакции и готовы на все, лишь бы избежать ее повторения, а значит, продолжают потакать малышу. А это неминуемо углубляет разлад в семье и делает ее членов еще более раздражительными. Обратная ситуация также может вовлечь всю семью в порочный круг: с ребенком ведут себя излишне строго и пресекают буквально все попытки к самостоятельным действиям и принятию решений. Малыш протестует, родители становятся с ним еще строже. Тот же эффект возникает, если разные члены семьи придерживаются диаметрально противоположных стилей воспитания – например, мама очень строга с малышом, а папа разрешает абсолютно все. Все эти ситуации лучше всего разбирать с семейным психологом.

Почему дети матеряться

Удивительно просто, но неочевидно для мам и пап то, что причины любых педагогических проблем сокрыты в поведении взрослых, например:

  • не учтены возрастные особенности;
  • невнимательность мам и пап к собственной речевой культуре;
  • общая педагогическая запущенность;
  • особенности формирования детской личности.

Именно родители несут ответственность за здоровье и образование своих детей и с раннего детства задают для них шаблоны поведения.

Вербальная самозащита

Преодолевая кризис за кризисом, дети расширяют не только словарный запас и коммуникативные навыки, но и осваивают способы самозащиты. Так называемая вербальная агрессия может выходить на передний план, когда детям запрещены иные формы агрессивного поведения: покусы, удары, щипки и т.д. Происходит замещение физических действий на речевые. Происходит это из-за дисбаланса в возрастных особенностях и воспитательных мерах.

В поисках причины, по которой ребенок ругается матом, родители частенько упускают из вида собственное поведение. А ведь именно оно задает основной педагогический тон в семье. Откуда взять образец поведения растущему человеку, если мама, папа и старшие родственники позволяют себе сквернословить в присутствии детей?

Родительская невнимательность

Будь то попустительство, гиперопека или проблемы социального характера, в основе всего этого лежит невнимательность родителей к действительным потребностям малыша. Социально незрелый, безответственный или неопытный родитель порой даже сам себе не в силах объяснить, почему же детям нельзя материться.

Как только взрослые правильно – то есть в соответствии с возрастом и жизненным опытом крохи – перестраивают ситуацию вокруг него и начинают вести себя эталонно, проблема сквернословия исчезает сама собой.

Психически здоровому юному человечку и самому неуютно в состоянии постоянной самозащиты.

Возрастная психология

Это может удивить, но милая дочурка может материться просто потому, что… взрослеет! В ряде случаев родителям не нужно заострять внимание на проблеме, а лишь корректно направить энергию бунтующего чада в мирное русло:

В период активного расширения словарного запаса – 2–3 года – дети иногда повторяют бранные слова, и в этом нет проблемы. Доченька в платье принцессы не прекращает грязно ругаться при гостях, всех это веселит и забавляет – вот и привычка

Важно не поощрять эти эпизоды в присутствии малыша: не пересказывать как анекдот, не смеяться, не хвастаться перед знакомыми и т.д.
К возрасту первого социального бунта – 6–7 лет – редкий дошкольник остается незнаком с парой-тройкой ядреных ругательств. Отучение от грязных слов зависит от уровня сформированной внутренней культуры.
Экспрессивные поступки подростков, их демонстративность, неприкрытая агрессивность – тоже вариант нормы

Искоренить привычку «матюкаться», если она уже есть, можно постепенно по мере взросления, но никак не запретом.

Ребенок растет и развивается. На индивидуальном пути ему встречаются разные люди и ситуации, каждая его чему-то учит, независимо от родительских ожиданий. Конечно, редко удается постоянно выстраивать вокруг растущего малыша такую реальность, в которой мат – совершенно неприемлемая часть языка. Ребенок и нецензурная лексика время от времени сталкиваются.

Образцы для каждого возраста свои. У грудничков – это мама и папа, у дошкольников – родитель противоположного пола, у младших школьников – первый учитель, а подростки подражают друг другу и своим кумирам.

И вовсе не возрастные кризисы виноваты в появлении матерных фраз в речи. В период кризиса они выходят на поверхность. А накапливается опыт раньше – в период, который называется сенситивным. Такие периоды молчаливого созерцания предшествуют каждому возрастному бунту в жизни человека.

Посмотрите небольшое видео, в котором доктор Комаровский вместе с психологом объясняют, как отучить ребенка ругаться матом.

Шаг 1: избегайте ситуаций — причин для истерик

Никто не знает вашего ребенка лучше вас. Поэтому, бьюсь об заклад, для вас не секрет, что может вывести его из равновесия. Такие ситуации нужно предвидеть и готовиться к ним.

Вот самые распространенные причины истерик, которых можно избежать.

Усталость. Многие малыши становятся раздражительными, если пропускают дневной сон или плохо спали ночью.

Голод. Некоторые дети становятся капризными, если прием пищи запоздал хотя бы на полчаса (из-за понижения уровня сахара в крови). Мамы таких малышей должны на всякий случай носить с собой «сухой паек» в виде крекеров и сыра.

Кофеин и стимуляторы. Многие дети начинают крушить все вокруг, выпив кофеиносодержащих напитков (таких как кола, холодный чай, шоколадное молоко). Кроме того, слишком много сахара или противоотечные средства в лекарствах от простуды также могут привести к перевозбуждению.

Пребывание в четырех стенах. Малыши хорошо развиваются во время игр на свежем воздухе. А маленькие «пещерные человечки», которые не шастают по джунглям (по двору дома или по парку) два-три раза в день, часто бывают не в настроении.

Отсутствие внимания. Малыши начинают капризничать, когда мы слишком долго не обращаем на них внимания.

Неожиданные перемены. Застенчивых или чувствительных детей выбивают из колеи неожиданные перемены. Избежать проблем с этими маленькими «принцессами на горошине» можно, если заранее обговаривать план следующего дня и отмечать все отступления от привычного распорядка.

Напряженная атмосфера и сцены насилия. Сохраняйте мир в семье. Многие дети копируют поведение, которое видят по телевизору или когда их родители ссорятся дома.

Шаг 2: общайтесь с уважением… в течение всего дня

Используйте навыки общения не только, когда надо усмирить бурю эмоций. Старайтесь прибегать к правилу фастфуда (в России этот способ общения известен как активное слушание. — Прим. ред.) по десять раз на дню, даже когда ребенок расстроен не сильно или просто что-то просит. Например, когда ваш полуторогодовалый малыш хочет выпить сока, улыбнитесь и озвучьте его желание веселым жизнерадостным голосом: «Ты говоришь сок! Ты любишь сок! Хорошо, милый, вот твой сок».

Помогите ребенку учиться на вашем примере, используя активное слушание с другими — с детьми, с вашим партнером, даже с мягкими игрушками вашего малыша! И говорите о чувствах людей, которых видите на улице или на фото в журнале: «Милый, посмотри, как этот человек насвистывает, какое у него хорошее настроение! Как ты думаешь, чему он так рад?».

Конечно, все это будет отнимать у вас лишние секунды, но окупится сторицей. Кроме того, ваш малыш будет развивать разговорные навыки и усвоит, что любящие люди общаются с уважением.

Шаг 3: «Подбрасывайте монетки в паркомат»

Полуторагодовалые малыши берут и берут, а потом требуют еще! У них короткая память, и они быстро забывают о том, что два часа назад вы уже уделили им внимание и поиграли с ними. (Не забывайте, что нетерпеливому малышу два часа кажутся шестью.) Но регулярные дозы вашего внимания нужны им так же, как цветам — вода и солнечный свет

Вот почему «подбрасывая монетки в паркомат» малыша по несколько раз в час, вы получаете в руки мощное средство от истерик.

Родители, которые по многу раз в день балуют детей вниманием, дают им возможность почувствовать себя умными, сильными, уважаемыми и любимыми. А когда дети чувствуют себя именно так, они становятся гораздо покладистее

Устраивайте «сеансы внимания» (играйте с ребенком, хвалите его), используйте «сплетничание», наклейки, отметки на руку, взращивайте в нем чувство уверенности в себе (с помощью уважительного слушания и игры в поддавки, а также предлагая варианты), не забывайте о ритуалах («особом времени» и разговорах по душам перед сном), и сейте семена доброты (с помощью сказок и ролевых игр, а также обращая внимание малыша на хорошие поступки других)

Шаг 4: тренируйте терпение ребенка

Тренировка терпения крайне важна для предотвращения истерик. Она развивает способность мозга маленького «пещерного человечка» контролировать примитивные импульсы. Научившись быть терпеливее, дети автоматически становятся спокойнее и разумнее. А если малыш способен пару лишних минут спокойно подождать, этого часто бывает достаточно, чтобы вы успели закончить то, чем занимаетесь (договорить по телефону, приготовить салат и т.д.).

Каждый раз, когда малыш терпеливо чего-либо ждет, вознаграждайте его за это маленьким «сеансом внимания» или игрой в поддавки, чтобы он видел, что вы цените его усилия.

Авторская статья

https://www.7ya.ru/Bauskas iela 58A — 7RīgaLV-1004

Из книги «Самый счастливый малыш на детской площадке»

Да, главная причина — когда невыспанный ребенок или плохо себя чувствует.

Резко или постепенно

Когда дети готовы к такой перемене, то прекращение грудного кормления проходит легко и быстро

Они могут иногда вспоминать о сосании, но их внимание легко переключить на что-то другое. Тогда трудностей не возникает

Ребенок перестает сам просить грудь. Но это бывает не часто.

Молодые мамы, решая отказаться от грудного вскармливания, не знают, как лучше поступить: резко прекратить давать ребенку грудь или все-таки постепенно.

Некоторым женщинам кажется, что лучше один раз помучаться и все – дело сделано. А что же лучше для ребенка? Как он перенесет такое испытание? Попробуем разобраться.

Резкое отлучение

Иногда мамы при отлучении ребенка от груди руководствуются принципом резкого отлучения. Отвозят малыша на время кому-то из близких родственников или уезжают сами, чтобы он забыл про грудь. И забирают через несколько дней, когда он отвыкнет от сосания.

Некоторые дети довольно легко переносят такой способ. Но далеко не все. К тому же ребенок может при виде мамы опять вспомнить о груди и плакать, требуя ее у матери.Чаще всего резкое отлучение малыша от грудного вскармливания отражается на нем не лучшим образом.

Если ребенку нет 6 месяцев, то это может плохо сказаться на его физическом здоровье, поэтому шестимесячных малышей лишать материнского молока не стоит.

Материнское молоко является самой лучшей пищей малыша до полугода, которая обеспечивает его всеми необходимыми питательными веществами и витаминами.

К тому же с молоком матери младенцу поступают вещества, защищающие его от ряда заболеваний, ведь собственный иммунитет еще не сформирован. Перевод даже на самую лучшую смесь не желателен. Поэтому не стоит резко прекращать грудное вскармливание до полугода, если на то нет серьезных причин.

После полугода, когда ребенок начинает пробовать прикорм, также не желательно резко прекращать кормить малыша грудью. Если возникает необходимость отлучить ребенка в возрасте до года, то лучше постепенно его к этому готовить.

В возрасте после года питательная и защитная ценность материнского молока несколько снижается, но все еще актуальна. В таком возрасте возрастает психологическая привязанность к маминой груди. Если ребенок готов к отлучению, то можно пойти на такой шаг. Но если нет, то лучше все-таки отлучать его поэтапно.

Резкое отлучение оправдано, если мама больна и ее положили в больницу, или возникли другие непредвиденные обстоятельства. Тогда необходимо позаботиться о соответствующем питании малыша и его психологическому состоянию.

Поэтапное отлучение

Лучше всего, если отказ от грудного вскармливания будет выполнен поэтапно. Это поможет и малышу и маме постепенно привыкать к переменам в привычном укладе, никого не травмирую. Можно выделить такие этапы при постепенном отказе от грудного кормления:

    1. Постепенная замена материнского молока обычной пищей днем

Этот этап хорошо начинать после введения прикорма. Его длительность может быть связана с индивидуальными особенностями привыкания ребенка к твердой пище.

    1. Следующим этапом необходимо прекратить докармливать ребенка в течение дня после еды или для его успокоения.
    2. Перед дневным сном ребенка хорошо покормить и погулять с ним, чтобы он устал и заснул без груди.
    3. Вечером перед сном хорошо покормить ребенка, чтобы лучше спал ночью

Можно докормить грудью, если иначе не засыпает. Позже, заменить грудное докармливание перед сном сказкой или прогулкой, что поможет ребенку уснуть.

  1. Последний этап на пути полной отмены грудного кормления – отказ от кормлений ночью

Каким способом воспользоваться при отлучении от груди ребенка, каждой маме необходимо решать самой исходя из того, что им больше подойдет.

Норма или патология

Вам наверняка интересно узнать, как ведут себя другие родители, кричат ли они на детей. Мы поможем вам найти ответ.

В 2018 году психологи провели на улицах Москвы опрос среди родителей и людей, ставших свидетелями сцены с криками. У родителей спрашивали о том, допустимо ли кричать на ребенка. А у свидетелей просили дать характеристику подобным сценам.

Какие результаты в итоге получили исследователи:

  • 52 % родителей сказали, что кричать на ребенка нельзя, но при этом 37 % из этой группы отметили, что сами иногда срываются. Свое поведение они оправдывали неуправляемостью ребенка, его капризами и выставлением родителей в плохом свете.
  • 27 % родителей считают, что крики и наказания – самый эффективный метод воспитания, без этого нельзя обойтись.
  • 21 % не приемлют такого формата общения с ребенком, никогда не повышают голос.
  • 73 % наблюдателей считают, что такое поведение родителей недопустимо.
  • 15 % равнодушны к проблеме.
  • 12 % считают, что родители все делают правильно, без криков и наказаний не воспитаешь.

Как видите, вы не одиноки в своей проблеме. Но это не значит, что можно успокоиться и продолжить воспитание криками. Нужно разобраться в причинах такого поведения.

Почему родители срываются на ребенка:

  • бессилие и отчаяние;
  • психофизиологическое истощение;
  • ненависть к ребенку, ярость, сожаление о его рождении;
  • невыполнимый объем требований, обязанностей (чувство, что вы разрываетесь на части);
  • завышенные ожидания, требования к ребенку;
  • личные триггеры и психотравмы (например, срыв после того, как вас перебивают или игнорируют);
  • страх потерять контроль над ситуацией;
  • страхи, повышенная тревожность на фоне слабой саморегуляции (крики после того, как ребенок чуть не травмировался или получил какую-то травму);
  • разочарование в себе, несоответствие реальности идеалам и представлениям о родительстве.

Психологи, педагоги, социологи и педиатры единогласно утверждают, что такой стиль воспитания оказывает негативное влияние на психофизиологическое здоровье и развитие ребенка. Значит, с проблемой нужно бороться.

Ребёнок стал нервным, что делать

Изменение дневного распорядка. Если такой не имеется, то его создание

Очень важно, чтоб день раздражительного малыша был распланирован и включал в себя все необходимые занятия.
Не стоит идти на поводу у ребёнка, который своими истериками или слезами пытается получить желаемое.
Хвалите малыша за минуты спокойствия и правильного поведения. Если вы ставите ребёнку какие-то условия, придерживайтесь их

Если сказали, что через пять минут, если малыш не встанет с компьютера, то вы его выключите, значит так и делайте. Не нужно сначала угрожать ребёнку, а потом забывать о своих словах. Так малыш не будет серьёзно относиться к словам родителей, не станет с вами считаться.
Не стоит категорично запрещать делать то или иное. Нужно постараться объяснить малышу причину такого запрета.
Важно, чтоб у малыша были пропорциональными умственные и эмоциональные нагрузки.
Если вы куда-то собираетесь с раздражительным ребёнком, не торопитесь, делайте всё постепенно. Спешка для таких детей не хороший советчик.
Покажите малышу на личном примере, как можно справляться с непонятной ситуацией, как нужно вести себя в обществе.
Не требуйте от ребёнка того, что он не в силах выполнить. Не нужно ставить завышенные планки. Пусть малыш развивается нормально, всему своё время. Хвалите его даже за маленькие достижения и не ругайте за наименьшие провалы.
Старайтесь вовремя выявлять причину раздражительности малыша и начинайте правильно на неё реагировать. Ведь, если сейчас всё пустить на самотёк, упустить время, подобное поведение может стать привычным для ребёнка, и он таким и вырастит. Кроме того, это может оказать непоправимое влияние на нежную психику малыша, а, следовательно, скажется на его общем состоянии здоровья.

Советы родителям

Большая часть причин истерического поведения детей связана с действиями взрослых. Это может быть неправильная реакция на прихоти малыша, нездоровые отношения в семье и т. д. Искоренить склонность ребенка к истерическим проявлениям получится, если убрать основные воздействующие на это факторы.

Родителям важно:

  • научиться правильно реагировать на капризы: потакать им нельзя, иначе они будут и дальше проявляться;
  • устранить эмоциональность в общении, ругань в семье или же с посторонними людьми: разговаривать с малышом нужно строго, но спокойно, не допуская повышения голоса; нарушая это правило, родители рискуют в будущем услышать из уст своего четырехлетнего чада такие же высказывания (и в таком же тоне) в свой адрес;
  • не допускать рукоприкладства: думая, что так родители показывают свою правоту и авторитет, они вызывают у малыша страх, который часто и является причиной истерических припадков; так подрывается и доверие малыша к взрослым;
  • следовать высказанным угрозам: если малыш плачет при попытках собрать картинку из пазлов, и вы угрожаете, что выбросите предмет беспокойства, от него нужно избавиться; если угрозы не выполняются, ребенок скоро поймет, все это пустые слова;
  • искоренить «двойные стандарты»: воспитание ребенка как матерью, так и отцом должно идти по одному шаблону, нельзя, чтобы папа разрешал что-то делать своему чаду, что мама не приветствует (и наоборот).

Учитывая все эти советы психологов в отношениях с ребенком, бороться с истерическими проявлениями будет легче. Малыш будет осознавать авторитет и правоту родителя, что он хочет помочь, а не навредить.

Превентивные меры

Превентивные меры, они же общие правила профилактики, заключаются в минимизировании рисков истерических проявлений у детей. Чтобы проблемы с истериками не пришлось решать на консультации у психолога, родителям нужно их не допускать. Важными будут такие особенности профилактики:

минимизирование риска возникновения ситуаций, благоприятных для возникновения истерики: это касается организации времяпрепровождения, спокойного общения со всеми членами семьи, умеренного посещения творческих и спортивных секций;
соблюдение режима: выдерживание суточного ритма бодрствования и отдыха, правильное питание и т

д.;
приучение ребенка к самостоятельности: развивая умение самостоятельно принимать решения и навыки самообслуживания, родители помогут малышу легче переносить стрессовые ситуации, и риск истерических проявлений в будущем снизится;
установление родительского авторитета, воспитание: ребенок с ранних лет должен понять важность авторитета взрослого, потакать желаниям младшего члена семьи не нужно;
обучение противодействию собственным переживаниям: если ребенок плачет, нужно рассказать и даже убедить его, что этого делать не стоит; покажите на своем примере, как нужно справляться с такими ситуациями.. Очень важно придерживаться всех этих рекомендаций, чтобы ребенок рос психически здоровым и начал понимать, что не нужно добиваться чего-то слезами и криками

Получить желаемое можно и более взрослым способом — спокойным диалогом с родителями

Очень важно придерживаться всех этих рекомендаций, чтобы ребенок рос психически здоровым и начал понимать, что не нужно добиваться чего-то слезами и криками. Получить желаемое можно и более взрослым способом — спокойным диалогом с родителями

Взрослые же должны прислушиваться к своему чаду, давать ему возможность самостоятельного выбора. Если все будет сделано верно, малыш скоро поймет, что его устраивает новое отношение близких, и подобные проблемы будут возникать реже.

Ребенок матерится в возрасте 2-4 года

Словарный запас начинает формироваться задолго до первых осознанных фраз. Чтобы матерные слова не вошли в активный словарь ребенка вместе с первыми шагами, родителям нужно избегать употребления мата.

Тактика борьбы с первым матом на втором году жизни ребенка сводится к эмоциональному диалогу. Эмоции родителей, как мы помним, — эталонные.

Я – сам, и я – как вы!

В 2–4 года, когда дети идут в садик, у родителей возникают первые трудности с объяснением правил культурного поведения. И вот тут ребенок покажет все семейные речевые модели, с которыми сталкивался прежде. Именно теперь впервые возникает проблема, как отучить ребенка материться.

Просто говорить ему «нельзя!», наказывать, ругать или даже шлепать – неэффективно. Запрет рождает лишь повышенный интерес, а наказание мотивирует к действию. Бунт против всех правил предполагает другую тактику.

Фразы из предыдущего возрастного этапа «Фу, как некрасиво!» – не работают. Акцент с «ты – плохой» лучше перенести на «он – плохой»: «Ой, как мальчик ругается! Бедная его мамочка, ей так стыдно…» Секрет в том, что детям в этом возрасте легче анализировать чужое поведение и учиться этому анализу на внешних примерах.

Не допускайте ошибки

Почти все взрослые забывают, что они тоже были детьми, безобразничали и нарушали правила.

Не стоит пытаться превратить детей в тех, кем не смогли стать вы сами. Позвольте им развить собственное «я». Гармонично растущему человеку не нужно бунтовать, чтобы доказать свою состоятельность.

Педагогический климат

Отучать от дурного – через понимание. Стоит принять, что сын действительно талантлив в народных танцах, а математика для него – космическая даль. Дочери по душе архитектура и дизайн, а вовсе не необходимость продолжить династию врачей-физиологов. В преодолении любых психологических трудностей и проблем поведения лежит принятие себя и одобрение близких. Обеспечьте то и другое!

Будьте целеустремленными

В своем желании изменить поведение ребенка преследуйте одну-единственную цель – помочь ему стать лучше, а не просто отучить от мата. И совершенно не нужно озвучивать свои цели вслух. Просто знайте, чего именно хотите, и действуйте комплексно, системно и рационально.

Действуйте последовательно

Последовательность предполагает, что правила хорошей речи – для всех. Нет ситуации, в которой папе разрешено произнести яркое междометие. «Очень воспитанный сантехник во время работы постоянно говорит: «Ишь ты!»

Стыд – плохой помощник

Не путайте со стыдливостью! Стыдливость – положительное качество характера, стыд – яркая негативная эмоция. Чувство стыда влечет за собой переживание вины, а вина приводит к замкнутости, снижению самооценки и агрессии. Вербальная агрессия под действием стыда усиливается.

Правильное порицание

Чтобы понять этот принцип, определитесь для себя: вам не нравится ваш ребенок или неприятны его действия? Наверняка только действия. Именно их и следует порицать. Сам ребенок должен оставаться беззаветно любимым.

Как сделать замечание ругающемуся матом ребенку:

  • Оптимально: «Ты, наверное, хотел сказать, что недоволен?»
  • Допустимо: «Мне не нравится, как нехорошо ты ругаешься; это не вызывает у меня чувства гордости за тебя».
  • Неприемлемо: «Ты грубый, бессовестный, гадкий раздолбай. Я тебя не таким воспитывала».

Пустые запреты не имеют смысла

Строгие директивные указания и запреты вызывают желание их нарушить. Чтобы соответствовать детской психологии, они должны быть рациональны и обоснованны, и каждому необходимо предложить вариант альтернативного поведения – что делать вместо запрещенного.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector