Почему в 2 года ребенок почти не разговаривает и что делать родителям?
Содержание:
- Что делать
- Упражнения для развития речевого аппарата
- Комаровский о развитии речевой функции
- Нормальное речевое развитие ребенка
- Как помочь малышу заговорить
- Причины
- Возможные причины того, что ребёнок не разговаривает
- Как растормошить маленьких молчунов
- Когда следует обратиться к доктору
- Что делать если ребенок не говорит
Что делать
Своевременное определение нарушений развития речи и оперативное принятие мер, если ребенок в 4 года не хочет общаться, способно помочь устранить проблему и её последствия. Для достижения максимального эффекта рекомендуется совмещать несколько методик, которые должны быть назначены после комплексного обследования малыша у невропатолога, психоневролога, дефектолога, логопеда и отоларинголога.
Медикаментозное лечение
Поскольку задержка развития речи зачастую связана с нарушением мозгового кровообращения, то для устранения проблемы с применением медикаментозных средств используют ноотропные препараты, действие которых направлено на активизацию определенных участков мозга.
К таким препаратам относятся:
- Актовегин;
- Лецитин;
- Кортексин;
- Когитум и др.
Физиолечение
Если ребенок в 4 года не говорит, то для развития речи могут быть использованы:
- магнитотерапия;
- лазеротерапия;
- электрорефлексотерапия.
Данные процедуры обладают способностью стимулировать центр мозга, отвечающий за интеллектуальные способности ребенка, его дикцию, активность речи, запас слов. Перед проведением данных манипуляций обязательной является проведение комплексной диагностики и консультации, так как существует ряд весомых противопоказаний.
Артикуляционная гимнастика
Занятия с ребенком артикуляционной гимнастикой направлены на быстрое освоение движений языка, губ, гортани и твердого неба и должны быть ежедневными со средней продолжительностью 5-10 минут (больше не рекомендовано).
Основными упражнениями, которые можно выполнить без специальной подготовки, если ребенок не разговаривает или очень плохо разговаривает, являются:
- улыбка – малыша необходимо рассмешить или рассказать ему веселую историю, чтобы он улыбнулся;
- заборчик – учим улыбаться с сомкнутыми зубами;
- прятки с губами – показываем малышу, как спрятать одну губу, потом другую, а затем и обе;
- блинчик – язык должен быть плоским и лежать на нижней губе.
После успешного усвоения данных упражнений можно приступать к более сложным:
- часики – язык передвигается по углам рта;
- чистка зубов – язык передвигается по нижним зубам вправо-влево, вверх-вниз;
- орешки – язык упирается то в левую, то в правую щеку.
Упражнения
Если ребенок не говорит в 4 года, то наряду с другими методиками ему могут помочь:
Дыхательные упражнения:
- с разной интенсивностью дуть на водичку;
- дуть через тонкую соломинку в емкость с водой, чтобы получались пузырьки;
- дуть на листочки деревьев или бумажное оригами, привязанное на нитке.
Поможет также такой комплекс упражнений:
Упражнения на мелкую моторику рук:
- пальчиковые игры (сорока, ладушки и др.);
- упражнения для активности кистей рук.
Упражнения, совмещающие стихи и движение – каждая строчка стиха стимулирует к выполнению определенного действия.
Альтернативными методами развития речи могут послужить дельфинотерапия или иппотерапия, но эти процедуры могут быть рекомендованы только специалистом, исходя из состояния ребенка.
Упражнения для развития речевого аппарата
С малышом старше года полезно делать артикуляционную гимнастику, особенно если он плохо разговаривает:
- губы складывают трубочкой и дуют – сначала слабо, потом сильно;
- высовывают язык и водят им из стороны в сторону;
- помыв ручки, берутся за высунутый язык обеими руками и тянут его вниз (помогает растянуть короткую уздечку);
- цокают языком, меняя темп;
- проводят кончиком языка по небу вперед, к зубам, а затем быстро прячут язычок;
- надувают щеки и резко выпускают воздух через губы, сложенные трубочкой;
- стараются достать нос кончиком языка;
- чистым пальчиком несколько раз быстро-быстро проводят по губам сверху вниз, сопровождая действие голосом (должно получиться «брррр»), потом это же действие повторяют с кончиком расслабленного языка (поможет адаптировать язык к произношению звука «р»).
Комаровский о развитии речевой функции
Доктор Комаровский является врачом педиатром, который стал известным благодаря своим передачам. В них он дает рекомендации родителям по детскому здоровью и воспитанию. В телевизионных выпусках доктор не один раз рассказывал о развитии речи.
Комаровский говорит о важности общения ребенка с родителями и окружающими людьми. По его словам, малыш правильно развивается, когда во время игры присутствуют родители
Взрослые помогают ему познавать мир. Во время общения мама или папа учат, как нужно кидать мячик, что делать с пирамидкой и так далее, дают задание (инструкцию). Пример: «Возьми мяч, и принеси его маме», «Кидай мячик папе».
Во время совместной игры малыш учится слушать, анализировать речь родителей. У него появляется желание учиться говорить, правильно произносить слова, строить фразы и предложения
Это очень важно, особенно на этапе перехода от понимания устной речи окружающих к воспроизведению ее самостоятельно
Нормальное речевое развитие ребенка
Во сколько малыш начинает разговаривать? В первые месяцы жизни у ребенка нет речи. Малыш проявляет желание к общению улыбкой и плачем. Ко второму месяцу у грудничка появляется гуление. Этот этап развития является очень важным. Гуление позволяет подготовить и развить мускулатуру органов артикуляции.
К 7-9-месячному возрасту малыш начинает лепетать. В речи появляются слоги, которые не несут осознанности. Ребенок просто бормочет ба-ба-ба, ма-ма-ма и другие наборы букв. В 9-11 месяцев он уже хорошо понимает разговор и интонацию окружающих. На слух знает около 50-100 слов. В 11-14-месячном возрасте грудничок начинает произносить слова. В словарном запасе уже имеются слова: «мама», «папа», «баба», «дядя», «гав-гав» (собака), «бо-бо» (больно), «би-би» (машина) и другие. К году должно быть 10 слов.
Годовалый ребенок внимательно следит за движениями губ родственников во время разговора, пытается повторить слова и артикуляцию взрослых. Если постоянно с грудничком разговаривать, он быстро научится повторять слова, правильно их воспроизводить.
Девочки начинают говорить раньше мальчиков на 2-4 месяца. Это происходит из-за отличий в структуре мозга. У мальчиков связь между полушариями менее развита, что незначительно затрудняет проведение нервных импульсов. Поэтому мальчики начинают разговаривать немного позже, что является нормой.
В полтора года ребенок уже формирует фразы по 2 слова. Он говорит в повелительном наклонении: «Папа. Дай», «Мама. Иди». К 18-месячному возрасту произносит слова во множественном числе.
К двум годам ребенок уже знает около 1000 слов. В этом возрасте дети начинают задавать вопросы: «Что это?», «Кто там?», «Почему?». У малыша 2-х лет можно услышать небольшие предложения: «Это собака», «Это стул», «Дай мишку», «Где папа?».
Как помочь малышу заговорить
развивающие методики могут быстро развить речь ребёнка
Первое, на что следует обратить внимание — это жизненный уклад вашей семьи. Вы должны создать обстановку, в которой ребёнок захочет либо будет вынужден заговорить
Гиперопека в этом случае — точно не ваш помощник. Для скорейшего развития речи нужно создать обстановку, где в центре внимания будет не ребёнок (в этом случае у него часто просто нет необходимости в речи), а предметы и их свойства. Побуждайте малыша к исследованиям, учите давать характеристики предметам, привязывать определённые звуки к различным существам.
Будьте внимательны к ребёнку — возможно, вы сами найдёте оптимальный вариант, который будет наиболее уместен именно в вашем случае. В случае с моим третьим ребёнком, когда я заметила, что ему нравится подпевать различным исполнителям, я стала включать для него развивающие песенки. Уже через две недели словарный запас ребёнка заметно увеличился.
Озвучивайте всё, что вы делаете. Называйте предметы и их свойства, свои действия
При этом важно, чтобы ребёнок не просто видел и слышал то, что вы делаете, а был непосредственным участником происходящего. Не должно возникать ситуаций, когда вы говорите, будто сами с собой.
Любую попытку говорить — приветствуйте
Проявите внимательность, покажите, что вам важно и интересно то, что говорит ваш ребёнок. Не смейтесь над его несовершенной речью, это может надолго отбить желание разговаривать.
Обеспечьте ребёнку общение со сверстниками
Если он пока не посещает детский сад, чаще выводите его на детские площадки.
Обратите внимание на развитие мелкой моторики. Развивающие игры в этом направлении стимулируют речевую активность.
Читайте вместе детские книги, рассматривайте иллюстрации, описывайте их как можно более подробно: «Это собачка
Вот её носик. Носик чёрный».
Приобщайте ребёнка к беседе, задавайте ему вопросы: «Как говорит собачка?», «Кто пришёл с работы?»
Ставьте ребёнка в условия, где для того, чтобы получить желаемое, ему нужно попросить об этом. Делайте вид, что не понимаете до тех пор, пока не услышите: «Дай!». Но не переусердствуйте, доводить малыша до истерики настойчивыми требованиями говорить нельзя.
Примеры игр для развития речи
Театр. Вы можете попробовать разыграть кукольный театр, надев на руку варежку-игрушку либо за её отсутствием, говорить от имени любимой игрушки ребёнка. Пусть игрушка поздоровается с малышом, расспросит его о семье: «Как зовут твоего папу?», «Где сейчас твой папа?», «Как зовут твоего братика?».
Закончи слово. В различных ситуациях провоцируйте ребёнка заканчивать за вами простые слова. Например: «Кто пришёл с работы? Па…» — здесь обратите взгляд на ребёнка, просите его произнести недостающий слог.
Пластилин. Этот материал станет для вас незаменимым для развития речи. Лепите вместе с ребёнком, озвучивая свои действия: «Давай сделаем кису. Это будет носик… Но…» просите закончить за вами. Давайте малышу лепить вместе с вами. Вылепите простые фигуры: шар, квадрат, скатайте палочку. Для него это будет идеальным занятием для развития моторики. Не бойтесь, что ребёнок всё вокруг испачкает. Сделайте этот процесс ритуалом, где лепить нужно на досточке и нигде больше. Дети в этом возрасте ус удовольствием участвуют в ритуалах.
развитие мелкой моторики
Кто говорит? Рассадите игрушки на диване. Издавайте звуки, характерные для животного и просите указать на эту игрушку. «Мяу! Кто говорит мяу? Кися! Как говорит кися?» Просите малыша произнести название животного, а потом наоборот — какие звуки издаёт животное.
Снежинки. Сделайте несколько импровизированных снежинок (разорвите ватный диск, салфетку на несколько частей), положите их на ладонь, затем сдуйте с возгласом: «Снежинки полетели!». Потом просите ребёнка сдуть их самостоятельно. Такая игра укрепит лицевые мышцы, которые участвуют в артикуляции. Но не играйте слишком долго: пять–шесть раз — после небольшой перерыв. От такой игры у ребёнка быстро закружится голова.
Причины
Основных причин, по которым ребёнок не хочет говорить в 2,5 года, две. Они обе не связаны с болезнями, пережитыми травмами и задержками в развитии, именно поэтому их без проблем можно решить:
- «Тишина» в общении с ребёнком. Логопеды, психологи и опытные педагоги рекомендуют говорить с новорождённым с первых его дней. Ребёнок должен слышать речь с самого начала, чтобы иметь интерес к ней, и чтобы впоследствии его было легче научить говорить.
- Если речь взрослых вокруг ребёнка беглая, быстрая, нечёткая, то дети не в состоянии всё это повторить. Отсюда и возникает проблема, которую можно решить, просто замедлив темп речи. Причём не только в общении с крохой, но и всегда, когда он находится в непосредственной близости.
Распространёнными физиологическими причинами являются:
- проблемы со слухом;
- моторная апраксия мышц лица или языка;
- неблагоприятные условия во время внутриутробного развития, сложные роды;
- тяжело протекающие простудные и вирусные заболевания в первые 2 года жизни;
- черепно-мозговые травмы, в том числе лёгкие;
- стресс от переездов, изменение состава семьи;
- двуязычная семья или среда обитания;
- повышенное внутричерепное давление;
- родовая травма;
- отсутствие потребности в речи.
К причинам относятся и физиологические факторы (генетическая предрасположенность, недоразвитие речевого аппарата), психологические (отсутствие внимания, испуг), неврологические заболевания (моторная алалия – ребенок полностью не разговаривает либо говорит плохо, путая окончания, сенсорная алалия – речевое недоразвитие, характеризующееся нарушением понимания речи, дизартрия – сбивчивый ритм дыхания, гнусавость голоса, нечёткое произношение звуков, афазия – речь ребёнка искажена, нарушены произношение и смысл фраз).
Возможные причины того, что ребёнок не разговаривает
чаще всего причин для беспокойства по поводу отсутствия речи в 2 года нет
Одной из причин отсутствия речи к двум годам может быть полная или частичная глухота. В таких случаях речь ребёнка отсутствует полностью либо сводится к мычанию (нечленораздельным звукам). Причинами такого дефекта могут быть либо наследственные предрасположенности, либо влияние на плод в перинатальный период (недоношенность плода в том числе). Для людей любого возраста, страдающих нарушениями слуха, характерны частые головокружения
Чтобы исключить глухоту ребёнка обратите внимание на следующее:
- Как ребёнок реагирует на громкие звуки. Если он пугается, просыпается от резкого звука — это нормально. Тревожиться следует, если реакции на такие звуки нет вообще.
- Воспринимает ли ребёнок музыку. При частичной глухоте малыш может слышать громкие звуки, но при этом не реагировать на спокойные и тихие. Включайте негромкую музыку и наблюдайте: если кроха пытается танцевать, подпевать — то проблем со слухом нет.
- Есть ли реакция на речь окружающих. Отзывается ли ребёнок на своё имя, реагирует ли на просьбы: «Принеси», «Дай». Если у малыша нет проблем с неврологией, он может самостоятельно устанавливать связи между предметами и действиями, но при этом не реагирует на речь.
Родовые травмы, которые могли возникнуть в процессе осложнённых родов тоже могут быть причиной нарушения речевой активности ребёнка. Но, если таковые травмы были, то родители знают о них наверняка и понимают необходимость постоянного наблюдения не только у педиатра, но и у невролога. В случаях родовой травмы диагностирование и лечение строго индивидуально.
Детский аутизм — синдром, характеризующийся задержкой в развитии речи. В таком случае ребёнок не проявляет потребности в контактировании с окружающим миром на эмоциональном уровне. При этом малыш может владеть речью, но не использовать её либо использовать мало
Чтобы исключить аутизм обратите внимание нет ли у вашего ребёнка характерных для него поведенческих нюансов:
- Ребёнок избегает зрительного контакта.
- Сложности с установлением контакта с окружающими, в основном с посторонними, но часто даже с близкими людьми.
- Ребёнок часто может быть полностью поглощён повторяющимся действием (прыжки, быстрое перелистывание страниц, раскачивания из стороны в сторону, монотонные постукивания).
- Ребёнок избегает речевых контактов, может не реагировать на речь, обращённую к нему, не проявляет инициативы в общении, но при этом может разговаривать наедине с собой.
Психологическая травма, испуг, который ребёнок мог перенести в раннем детстве могут послужить причиной расстройства речевого центра. Причиной такой травмы может стать вынужденный отрыв от матери в раннем возрасте. Наблюдайте за своим ребёнком: если в его поведении, кроме отсутствия речи, соответствующей нормативам его возраста, есть такие признаки, как: пугливость, вздрагивания от различных раздражителей (звуки, вид предмета или человека, которого мог испугаться ребёнок ранее), ребёнок часто мочится в штаны — это повод посетить детского психолога.
Дефицит внимания со стороны родителей, который может привести к гиперактивности и расстройствам речи тоже одна из возможных причин. Если родители мало разговаривают с ребёнком, при попытках контакта со стороны ребёнка считают нормой оставить таковые без ответа под предлогом занятости — малыш может заговорить значительно позже возрастных норм.
Гиперопека не менее опасна, чем дефицит внимания. Когда родители угадывают любое желание и потребность ребёнка до того, как он её высказал и немедленно её удовлетворяют, у крохи просто нет необходимости разговаривать.
Ослабленность организма ребёнка может выражаться также в недоразвитости центральной нервной системы, что, в свою очередь, может проявляться в задержке речи. Такая недоразвитость не несёт в себе большой угрозы и с возрастом, при должном уходе за ребёнком, компенсируется.
Как видите, причин для того, чтобы малыш в возрасте двух лет предпочитал отмалчиваться немало
Но чаще всего чтобы кроха заговорил, достаточно обратить на него внимание и произвести некоторые изменения в вашей семье: изменить тактику поведения с ребёнком, ввести в режим дня обучающие и развивающие игры, а главное, больше разговаривать с ребёнком. Если же при всех ваших стараниях не будет подвижек в развитии речи и к трём годам, то это явный повод обратиться к невропатологу
Как растормошить маленьких молчунов
Если ребенок в год не говорит «мама», «папа», может быть, говорит только слоги или просто мычит, первым делом стоит исключить причину неблагополучия со здоровьем.
Когда эта причина исключена, настраивайтесь на несложные действия и успешный результат:
Больше общения. Разговаривая с ребенком, старайтесь говорить размеренно, внятно, правильно. Пусть он видит, как вы произносите слова, слышит разную интонацию вашего голоса. Говорите обо всем. Что вы в данный момент делаете, что чувствуете, что происходит вокруг. Приглашайте к диалогу своего малыша, задавая вопросы, пусть даже если отвечать на них придется вам самим. Вот такой он — созидательный процесс.
Подружитесь с книгой. Чтение сказок, стихов, потешек, разглядывание ярких иллюстраций, их озвучивание звукоподражанием (машинка би-би, киса мяу, ворона кар-кар) — это интересное занятие для всех, кто в нем участвует. Вовлекайте в процесс малыша, который с удовольствием пальчиком подскажет вам, где волк, а где медведь, если вы сами этого не знаете.
Практикуйте игры для развития мелкой моторики. Тренируя пальчики, можно значительно ускорить развитие речи — это общеизвестный факт. С этой целью широко используются пальчиковые и другие игры, развивающие мелкие мышцы кистей рук
Немаловажно и то, что, играя, например, в сороку-ворону, ребенок получает мамины ласковые прикосновения и теплую улыбку, эмоционально открываясь в ответ. А закручивая крышки, перебирая крупу, цепляя прищепки, продевая шнурки, собирая пирамидки, он учится терпению, трудолюбию, концентрации внимания
Так всесторонне, широким охватом, идет процесс развития.
Выполняйте вместе упражнения для артикуляции. Чтобы настроить на рабочий лад речевые мышцы, полезно делать специальную разминку для губ, щек, языка. Артикуляционные упражнения могут быть самые простые. Например, продемонстрируйте ребенку, как улыбается лягушка, рычит тигр, облизывается волк, открывает рот бегемот, какой хобот у слона. Если есть желание, можно просто погримасничать, это даже веселее.
Бывайте на природе. Используйте любую возможность, чтобы побывать с ребенком на природе. Это могут быть городской сквер, парковая, загородная зона. Разрешите ему исследовать окружающий мир. Пусть он потрогает ствол дерева и ощутит шершавость коры; послушает, как многоголосо кричат птицы; рассмотрит, как трудятся муравьи на строительстве своего дома; подержит в руках шишку, желудь или каштан.Эмоциональное развитие стимулирует речевое, этим не стоит пренебрегать.
Когда следует обратиться к доктору
в каких случаях есть необходимость обратиться к врачу
Расстройство речевых функций у детей встречаются всё чаще. И здесь трудно найти ту грань, которая будет золотой серединой между «перебдеть» и «недобдеть». Одни родители сломя голову, бегут к врачу, если ребёнок к двум годам не говорит полными предложениями, другие не спешат обратиться к специалисту даже когда ребёнок молчит в три года. Конечно, лучшим вариантом будет исключить неврологические расстройства, а потом спокойно заниматься развитием речи малыша в домашних условиях. Вот что говорит по этому поводу детский невролог Шимонова Г. Н.
Если вы решили обратиться к доктору, то следует начать с педиатра. Он на основании осмотра и опроса родителей поможет установить к какому специалисту следует обратиться в первую очередь. Так, если причиной задержки речи малыша предположительно является нарушение слуха, вас направят к отоларингологу. Нарушения слуха не обязательно носят патологический характер — они могут быть связаны с воспалением среднего уха, что поддаётся лечению. После курса антибиотиков и кортикоидов, назначенных ЛОРом слух восстановится и кроха быстро заговорит. В других случаях расстройства слуха врач будет назначать соответствующее лечение индивидуально.
Обратиться к логопеду следует в том случае, если вы видите, что ребёнок активно пытается говорить, но не может произносить звуки. Он может начать нервничать из-за того, что пытается объяснить что-то родителям, а его не понимают. Но многие логопеды не работают с детьми в возрасте до трёх–четырёх лет. Логопед может назначить ребёнку различные методики для развития речи и посещение детского сада с логопедическим уклоном.
Консультация у невропатолога в любом случае не будет лишней, поскольку объективно исключить неврологические расстройства может только врач. Здесь ребёнку могут быть назначены не только методики для развития, но и неотропные препараты. При посещении специалиста не забудьте упомянуть о таких возможных факторах, как родовые травмы, возможная ранняя разлука с матерью либо испуги. В случае обнаруженных неврологических расстройств лечение назначает только специалист.
Что делать если ребенок не говорит
Если у ребенка отсутствуют серьезные патологии, в силах каждого родителя помочь своему малышу начать разговаривать. Ниже приведены рекомендации специалистов, которые помогут разговорить самого молчаливого карапуза.
Советы логопедов
- Побуждайте ребенка к общению. Старайтесь больше разговаривать с малышом. Называйте предметы, которые видите вокруг, старайтесь проговаривать ребенку слова медленно и четко.
- Старайтесь общаться с ребенком правильно, не коверкая слова.
- Поощряйте и хвалите малыша за любые звуки, и пробы произнести слова.
- Задавайте открытые вопросы: кто нарисован на картинке? Как зовут эту куклу? Какого цвета эта машина?
- Не торопите его с ответом. Дождитесь ответа малыша, не перебивайте его, опережая с ответом на заданный вопрос.
- Старайтесь больше читать малышу книги и рассказывать сказки. Это обогатит его словарный запас и будет способствовать речевому развитию.
- Пойте простые песенки. Напевание песен вместе с малышом также положительно скажется на развитии его речи.
- Занимайтесь артикуляционной гимнастикой. Старайтесь уделять упражнениям ежедневно 10-15 минут. Этого времени будет достаточно для того, чтобы малыш научился управлять своими губами и язычком.
- Учите малыша правильно дышать. Правильное речевое дыхание поможет ему научиться верно произносить звуки, а затем слова.
Речевой вдох нужно производить носом, речевой выдох – ртом.
Упражнения для развития речи в 2 года
Дыхательные упражнения.
Эти упражнения помогут сформировать правильное речевое дыхание.
«Подуй на снежинку»
Скатайте из бумаги или салфетки несколько шариков. Предложите малышу представить, что это снежинки. Положите из на ладонь ребенку и предложите подуть на снежинки, так чтобы они слетели с ладошки малыша.
«Бабочка»
Вырежете из бумаги или салфетки бабочку и закрепите ее на нитку. Держите нитку в руке и дуйте на бабочку, так, чтобы она «летала». Попросите малыша подуть на бабочку самостоятельно.
«Кораблики»
Сделайте кораблик из бумаги. Налейте воды в таз или детскую ванночку. Дуйте на кораблик, создавая на воде волны.
Упражнение на развитие артикуляционного аппарата
«Заборчик»
Широко откройте рот, растягивая губы в улыбке, таким образом, чтобы были видны сомкнутые челюсти. Зафиксируйте губы в таком положении на несколько секунд.
Попросите малыша повторить за вами. Чтобы упражнение было веселее выполнять, читайте такой стишок.
Зубки ровно мы смыкаем
И заборчик получаем,
А сейчас раздвинем губы –
Посчитаем наши зубы.
«Слоненок»
Вытяните губы трубочкой, изображая хобот слоненка. Челюсти при этом должны быть плотно сжаты. Задержите губы в таком положении на 5 секунд. Попросите малыша повторить за вами. Покажите ему, как должен быть правильно сомкнут рот и вытянуты губки.
Пока малыш выполняет упражнение, читайте ему стишок.
Подражаю я слону
Губы хоботом тяну…
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.
Буду долго так держать,
Свои губы укреплять.
Игры на развитие моторики
Простые упражнения на развитие двигательной активности в сочетании с произнесением стишков также хорошо стимулируют речевую активность.
Мы идем по кругу, посмотри,
И шагаем дружно: раз, два, три.
Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.
Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,
А потом, как аисты встали – и молчок.
Итак, если ребенок в возрасте 2 лет не говорит, родителям в первую очередь следует выяснить, есть ли у малыша тяжелые речевые патологии, физиологические или психологические причины нарушения речи
Если таковые имеются, важно обратится к специалистам: логопеду, дефектологу, детскому неврологу
Если малыш лишь незначительно отстает в речевом развитии от сверстников родителям важно обеспечить карапузу развивающую среду и всячески стимулировать его речевое развитие при помощи занятий. Посмотрите видео, где логопед подробно рассказывает о том, почему ребенок может не разговаривать в 2 года и как ему помочь начать говорить
Посмотрите видео, где логопед подробно рассказывает о том, почему ребенок может не разговаривать в 2 года и как ему помочь начать говорить.
https://youtube.com/watch?v=p9jcZ98M_H0