Интенциональность
Содержание:
- Концепция интенциональности
- Религиозное использование термина
- Выявление эйдосов
- Эйдетические связи
- Что на самом деле внутри
- Интенциональность у Брентано и Гуссерля
- Интенциональность в аналитической философии
- Интенция в психологии
- Интенциональное сознание
- Психология деяния
- Феноменология как средство видеть мир
- Обобщая знания
- Понятие значения
- Сущностные структуры сознания
- Биография Франца Брентано
- Литература
Концепция интенциональности
Брентано восстановил концепцию интенциональности в современной философии. Для этого был основан в основном на работах Аристотеля и других классических авторов ; Тем не менее, подход Рене Декарта, который фокусировался на знаниях, а не на воле, вдохновил Брентано подчеркнуть актуальность этой концепции.
Как определено этим автором, интенциональность является общей характеристикой всех психологических явлений , Это свойство, которое направляет действие или событие, определенное на объект или цель, расположенную во внешнем мире. Интенциональность имеет имманентный характер, то есть она всегда присутствует в сознании человека.
Физические явления — это все те явления, которые происходят во внешнем мире, такие как звуки, визуальные стимулы и объекты в окружающей среде в целом. С другой стороны, среди психологических явлений мы находим восприятие других людей физической природы, а также ментальное содержание, направленное на них.
Таким образом все психические явления содержат объект ; например, в акте желания необходимо, чтобы существовал внешний субъект, выполняющий роль получателя такого события. То же самое происходит, когда мы вспоминаем событие из прошлого, место или конкретную информацию, когда мы чувствуем любовь или ненависть к другому живому существу и т. Д.
Однако, учитывая, что ментальный объект (намерение или «намеренное существование»), сопровождающий любой физический объект, имеет разные характеристики для каждого человека, в любом случае невозможно, чтобы более чем один был направлен точно на один и тот же объект, даже если это эквивалентно с физической точки зрения.
Может быть, вы заинтересованы: «31 лучших книг по психологии вы не можете пропустить»
Религиозное использование термина
Интенция — то, о чём кто-либо просит в молитве. В зависимости от интересов самого молящегося или других лиц. Интенция может иметь духовный или материальный характер, быть личной или общей. Интенция мессы — это интенция священника, служащего мессу, и людей, принимающей в ней участие, или лица, её заказавшего. Молиться «в интенции римского папы» значит молиться о том, о чём просит папа. Термин широко используется среди верующих Католической церкви.
В иудаизме
В иудаизме аналогом категории «интенция» часто называют понятие кавана. Согласно одному из описаний,
По словам раввина Хаима Галеви Донина, «кавана диаметрально противоположна совершенному, но механическому прочтению и произнесению слов. Кавану можно определить и иначе; каждое определение представляет при этом более высокую ступень Каваны, каждая дефиниция есть призыв и требование к молящимся. Первая ступень Каваны предполагает знание и понимание ими того, что произносится в молитве. Затем следует освобождение духа от всех внешних, отвлекающих мыслей и полная концентрация на молитве. Завершает все высшая ступень Каваны, когда слова молитвы произносят с большой самоотверженностью, сосредоточенностью и благоговением, думая о её глубинном смысле».
В исламе
Основная статья: Ният
В исламе аналогом категории «интенция» называют понятие ният. Ният переводится как «намерение», «мотивация», «интенция» и трактуется как осознанное совершение какого-либо действия или отказ от его совершения с чётким осознанием цели и смысла действия либо воздержания от него. Ният играет ключевую роль в оценке поступков человека, в частности влияет на богословско-правовое заключение относительно ритуальной и юридической силы того или иного действия (намаза, поста, брака, развода) или на решение исламского суда по уголовному делу.
Выявление эйдосов
Во все времена философов интересовал вопрос о том, как выявить сущность вещей. Сегодня этот процесс называется методом феноменологической редукции. В его основе лежит транс, открывающий чистое сознание, за пределами которого находится весь остальной мир.
Этим методом задолго до Гуссерля пользовались блаженный Августин (354–430 гг.) и Рене Декарт (1596–1650 гг.). Его привлекло то, что именно в чистоте сознания открывается смысл эйдосов. Для осуществления этого феноменологическая наука предлагает 2 типа транса:
- В первом важным моментом является полное исключение внешнего мира и его знаний или представлений об изучаемом объекте. Формулировка, которой принято называть данный предмет и те свойства, которые ему «приписаны», являются записью в сознании. Над ней необходимо подняться, чтобы преодолеть. При таком подходе человек отрешается от предмета, как будто его не существует и познает его эйдос. В процесс не должна вмешиваться рутинная, бытовая, религиозная, научная или мифологическая истина о нем и исключено любое суждение. Также не имеет значения реальность данного объекта.
- По второму типу за пределы сознания «выводится» не только внешний мир, но и «Я» самого субъекта, как части той реальности, в которой он обитает. Таким образом, остается абсолютно чистое сознание, за границей которого остается действительность и одна из его составляющих – душа. При этом происходит познание сущности изучаемого объекта, какова она есть, без включения личного к нему отношения.
Все знания, которые существуют о предмете, являются производными сознания, создавая цельное описание с присущими только ему свойствами.
Эйдетические связи
Гуссерль считал, что сердце (мышление) является органом, отвечающим за познание
В период переживания сердце может направлять внимание сознания на объект, вызывающий тревогу. Таким способом включается интенциональность сознания
Э. Гуссерль отмечал, что только его направленность и фокусировка вызывают или находят этот объект в реальности (мир эйдосов). При этом создается эйдетическая связь, в результате которой в сознании образуется психологический феномен.
Он также совершил разделение между явлениями психического и физического уровня, так как не всегда феномену сознания соответствовал или находился необходимый объект в реальном мире. Например, молодые люди попали на рок-концерт.
Одни воспринимают такую музыку, другие – нет. То есть у кого-то возникла интенция сознания, которая настроила его на восприятие звуков, создав тем самым эйдетическую связь. Ответом на поиски сознания стал приход на концерт.
У остальных интенция не образовалась, так как сознание настроено на поиски другой музыки. Тем временем музыканты продолжают играть, создавая эйдос произведения из входящих в него звуков.
Что на самом деле внутри
Интенциональность в лингвистике означает направленность сознания на какой-нибудь объект. Что же на самом деле происходит у него внутри во время процессов познания, дает понять философская концепция Гуссерля.
Может ли термин «чистое сознание» означать его отсутствие, полную пустоту, иметь такое же значение, как и «пустое место»? Как оказалось, оно никогда не отрывается от бытия и не может быть наполнено какими-либо объектами, лишь бы восполнить вакуум. Сознание — всегда образ чего-то.
Даже если освободить его от внешней реальности, оно не перестанет проецировать ее, заменив наружный мир внутренним. На самом деле оно не может быть внутри, так как находится снаружи себя самого. Даже если человека погрузить с помощью транса на самое дно его сознания, оно перестанет им быть и «вышвырнет» его опять наружу к вещам.
Интенциональность у Брентано и Гуссерля
- См. также:
В современную философию понятие интенциональности ввёл Франц Брентано, предложивший его в качестве критерия различения ментальных и физических феноменов. Всякий психический акт, с точки зрения Брентано, направлен на нечто, что и делает его интенциональным.
Быть направленным следует понимать в модусе желательности, селективности, аспектуальности, заинтересованности в рассмотрении именно этого объекта философствования, а не другого. Следовательно в направленности на объект присутствует субъективная компонента (психология). Именно эта субъективная компонента (переживание, проживание акта созерцания) и стала основой для введения интенциональности как категории в аналитический аппарат философии Гуссерля.
Важнейшее значение понятие интенциональности получило в феноменологии Эдмунда Гуссерля. Феноменологический анализ осуществляется Гуссерлем в терминах ноэмы и ноэзиса, то есть идеального и реального компонентов интенционального переживания.
Интенциональность в аналитической философии
Важное значение интенциональности придаёт и современная аналитическая философия, связывая её с теорией речевых актов (Джон Сёрл).
При том, что Джон Сёрл написал книгу под названием «Интенциональность» (1983), как он же заявляет на первых страницах этой книги, он не следует и не следовал никаким предыдущим философским традициям в трактовке термина «интенциональность». Термин «интенциональность» у Серла выполняет иную функцию, он фундирует его теорию речевых актов и составляет его вклад в философию сознания.
В философии сознания «интенциональность» в последнее время стала все чаще сближаться с термином «квалиа», что по своей сути опять же выражает способность сознания быть обусловленным субъективной компонентой. Впрочем, эти термины нельзя отождествлять. Философ Пьер Джейкоб пишет, что аналитические философы связывают проблему интенциональности с проблемами интенционального несуществования, относительного характера единичных мыслей, возможности иметь различные убеждения в отношении одного и того же объекта, проблемой истинного отрицательного высказывания о существовании и др. Особая задача видится аналитическим философам в натурализации интенциональности.
Интенция в психологии
В данной науке под термином понимается внутренняя направленность сознания на реальный или выдуманный предмет, а также структура, придающая смысл переживаниям. Интенция – это способность личности иметь намерения, возможность участвовать в событиях дня, изменяя себя. Одной из сторон понятия является способность воспринимать предмет с разных сторон, в зависимости от заложенного смысла. Например, рассматривая недвижимость как место летнего отдыха для семьи, человек внимательно ознакомится с такими вопросами, как комфортабельность, оснащенность, досуг на территории
Если та же недвижимость будет тем же человеком покупаться, то он уже в первую очередь обратит внимание на соотношение цены с качеством жилища. Интенция – это рождение тесной связи с внешним миром
В сложных для восприятия ситуациях человек научился ослаблять взаимосвязь до тех пор, пока не будет готов к пониманию обстановки.
Интенциональное сознание
Если для философов средневековья интенциональность – это свойства объекта, а для Брентано – психологические процессы, свойственные субъекту, то Гуссерль связал это понятие с самим сознанием.
Он считал, что интенция – это любой акт мышления, всегда направленный на предмет, это и есть его свойство. Независимо от того, реален объект для сознания или нет, любой мыслительный процесс всегда направлен на него и связан с ним.
Для Брентано интенциональность была связана с психическими актами, согласно которым познаваемый предмет предполагал его имманентное существование, то есть не выходящее за границы данного опыта (изучения). В отличие от своего учителя, Гуссерль говорит не об объекте, на котором сосредоточено сознание, а об интенциональных актах, которые устанавливают его содержание. Само существование объекта вторично.
По мере того как развивалось понятие «интенциональность сознания», Гуссерль расширял его функции, превращая во всестороннюю аналитику. В его философии интенция не просто характеризует человеческое мышление, но и является силой, благодаря которой осуществляется акт познавания предмета. Например, когда исследуются теоретические акты сознания, устанавливаются новые объекты науки.
Анализируя интенциональную деятельность мышления, можно наблюдать за возникновением интенции переживаний и их структуры. При этом они могут иметь реальную основу, подтвержденную пятью органами чувств, а также духовную подоплеку. Именно дух формирует объект и придает ему смысл. Между ним и чувствами находится «посредник», которому Гуссерль дал определение «ноэма».
Ноэма не зависит от объекта, поэтому сознание может принять на веру существование предмета или явления, которого в реальном мире просто не может быть. Это не имеет значения, так как важны сами процессы, происходящие в человеческом мозге. Например, человек, решивший, что у него серьезное заболевание, так как у него кольнуло в боку, может сделать его реальным, если будет постоянно сосредотачиваться или ожидать проявления очередных симптомов.
Психология деяния
Брентано сказал, что Психология состояла из двух ветвей: описательной и генетической. , Первый будет посвящен описанию психических явлений от первого лица, аналогично феноменологической психологии. Генетическая психология, как и нынешний когнитивизм, будет делать это в третьем лице с помощью эмпирических экспериментов.
Этот философ явно защищал подход к психологии, который он окрестил как «описательный». Согласно тезису Брентано и его психологии акта, мы не должны анализировать объективный опыт связаны с ментальными явлениями, но нам просто нужно было бы сосредоточиться на описании того, как мы переживаем это как можно более полно.
Таким образом, учитывая, что нельзя изучать ум только через его физические корреляты, Франц Брентано был против этой дисциплины. может быть частью естественных наук , Для этого автора, как и для многих других в эпоху основания и в наши дни, психология была бы ближе к философии.
Тем не менее, психология акта Брентано подверглась критике с самого начала (даже самими учениками самого философа, к его большому огорчению) за отсутствие ясности их подхода. Кроме того, методы интроспективного исследования в настоящее время очень сомнительны, поскольку невозможно систематизировать их адекватным образом.
Феноменология как средство видеть мир
Как оказалось в процессе развития этого направления в науке, интенциональностью обладает не только сознание (мысли, восприятия), но и его отдельные компоненты, такие как желания, эмоции, интуиция и другие.
По Гуссерлю, восприятие – это всегда воспринимание чего-либо, например, предмета, тогда как суждение – это понимание его содержания. Сознание является основой, внутри которой формируются и сотворяются все виды человеческой активности.
Исходя из этого, сознание, как творца всего вокруг, нельзя разделить или нарушить его целостность. Его нельзя пытаться описать или «приписать» ему какое-то понятие. Согласно концепции Гуссерля, феномен сознания в том, что оно самодостаточно и является тем, что открывает людям бытие.
Обобщая знания
Для целостной личности характерно индивидуальное отношение к миру, исходными составляющими которого являются переживание о своем положении, отражение возникших эмоций в соответствующих образах, а также рождение программы, направленной на сохранение и развитие человека. Для успешного выполнения личностного плана необходимо желание, намерение индивида. Направленность на результат, анализ необходимых действий являются основными ступенями в достижении желаемого. А возможность переформулировать свое отношение к проблемной ситуации открывает двери в спокойную и успешную жизнь.
Понятие значения
Интенциональность в философии – это постоянное устремление сознания к миру и предметам, его наполняющим, с целью их осознания и придания им значения. Во времена средневековой схоластики, например, существовало различие между реальным предметом и воображаемым.
Интенциональность сознания – это психический феномен, позволяющий человеку находить взаимосвязь между различными аспектами мира, как существующего, так и выдуманного, создавая многочисленное разнообразие восприятия им реальности. Каждому субъекту свойственен собственный набор оценок для окружающих его предметов и явлений, но есть черты, свойственные всем людям – чувства, воображение, восприятие и аналитика.
Различие у каждого индивидуума чувств по отношению к одному и тому же объекту, тем не менее имеет общие черты – это его изучение, а не переживание о нем. Ощущение боли, например, реально и имеет смысл для того, кто ее испытывает. Она же, как предмет познания, не содержит смысла и не вызывает эмоций.
Для философов идеалистов интенциональность – это свойство человеческого сознания создавать собственный мир, наполненный предметами и явлениями, которым оно придает смысл и значение. При этом нет различия между реальной и выдуманной действительностью.
В аналитической философии и феноменологии теория интенциональности – это одно из основных понятий. Благодаря ей устанавливаются особые взаимосвязи между сознанием, языком и окружающим миром. Наблюдение за объектом бывает связано с его лингвистическим обозначением и местом в реальности, а бывает, и нет. Сосредоточенное изучение предмета, сопровождающееся умением логически определять его свойства и связи с миром, также может быть просто актом созерцания.
Сущностные структуры сознания
Разработка проблемы интенциональности сознания является заслугой Гуссерля, который создал метод для выяснения того, что собой представляют феномены. Так, он предложил:
Повернуть ум вовнутрь, при котором сознание, обращенное на самое себя, полностью отрекается от суждений и получает знания не из собственного опыта или впечатления, а извне.
Использовать непредвзятое внимание. Это позволяет не отрицать, что мира вне сознания не существует, что само по себе уже является суждением и избавляет от эмпирического «Я».
Включить пространство чистого сознания, во время которого субъект избавляется от всего внешнего и накопленного им опыта и знаний о мире
В подобном состоянии существуют только формы, не имеющие содержания.
Воздержаться от веры в реальность мира и отстраненно наблюдать его эйдос. При этом его сущность проявляется внутри субъекта, как явление и нечто абсолютное.
Разрабатывая свою философию, Гуссерль стремился найти в области чистой субъективности возможность получения результатов с объективно ценными значениями.
Биография Франца Брентано
Франц Клеменс Хоноратус Герман Брентано (1838-1917) был священником, философом и психологом, родившимся в Пруссии, в современной Германии. Его интерес к схоластической философии и интерес к Аристотелю привели его к изучению этого предмета в нескольких немецких университетах, а затем обучаться богослову и стать священником католической религии .
В 1873 году он покинул Церковь из-за своего несогласия с официальными тезисами; в частности, Брентано опроверг догму папской непогрешимости, согласно которой папа не способен на ошибки. Позже он женился и посвятил себя преподаванию в университете. Он умер в 1917 году в Цюрихе, Швейцария, куда он переехал после начала Первой мировой войны.
Фундаментальная работа Брентано озаглавлен «Психология с эмпирической точки зрения» и он был опубликован в 1874 году. В нем автор описал ключевую роль интенциональности в мышлении и других процессах психологического характера и подтвердил, что он является основным фактором, отличающим их от чисто физических явлений.
Предложения этого пионера оказали большое влияние на различные подходы к психологии и другим дисциплинам: логику, аналитическую философию Витгенштейна и Рассела, экспериментальную психологию, структурный и функционалистский литературный анализ, школу гештальтов и особенно феноменологию, основанный на его психологии акта.
Литература
- на русском языке
- Гайденко П. П. Проблема интенциональности у Гуссерля и экзистенциалистская категория трансценденции // Современный экзистенциализм. Критические очерки / рук. авт. колл. Т. И. Ойзерман. — М.: Мысль, 1966. — С. 77—107. — 565 с.
- Перлер Д. Теории интенциональности в Средние века. — М.: Дело, 2016. — 472 с. — ISBN 978-5-7749-1098-4.
- Филиппович A. B. // История философии / Сост. и гл. науч. ред. А. А. Грицанов. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002. — 1376 с. — (Мир энциклопедий). — ISBN 985-6656-20-6, ISBN 985-428-461-1.
- на других языках
- Brentano, Franz (1874). Psychologie vom empirischen Standpunkte Leipzig, Duncker & Humblot (Psychology from an Empirical Standpoint, Routledge, 1973.
- Chisholm, Roderick M. (1967). «Intentionality» in The Encyclopedia of Philosophy. Macmillan. ISBN 978-0-02-894990-1
- Chisholm, Roderick M. (1963). «Notes on the Logic of Believing» in Philosophy and Phenomenological Research. Vol. 24: p. 195-201. Reprinted in Marras, Ausonio. Ed. (1972) Intentionality, mind, and language. ISBN 0-252-00211-3
- Chisholm, Roderick M. (1957). Perceiving: A Philosophical Study. Cornell University Press (англ.)русск.. ISBN 978-0-8014-0077-3
- Chrudzimski, Arkadiusz and Barry Smith (2004) «Brentano’s Ontology: from Conceptualism to Reism» in Jacquette (ed.) The Cambridge Companion to Brentano ISBN 0-521-00765-8
- Davidson, Donald. «Truth and Meaning». Synthese, XVII, pp. 304–23. 1967.
- Dennett, Daniel C. (1989). The Intentional Stance. The MIT Press. ISBN 978-0-262-54053-7
- Dreyfus, Georges. «Is Perception Intentional? (A Preliminary Exploration of Intentionality in Indian Philosophy).» 2006.
- Fodor, J. «The Language of Thought». Harvard University Press. 1980. ISBN 0-674-51030-5
- Husserl, Edmund (1962). Ideas: General Introduction to Pure Phenomenology. Collier Books. ISBN 978-0-415-29544-4
- Husserl, Edmund. Logical Investigations. ISBN 978-1-57392-866-3
- Jacob, Pierre. . Stanford Encyclopedia of Philosophy. Дата обращения 11 сентября 2008.
- Jacquette, Dale (2004) «Brentano’s Concept of Intentionality» in Jacquette (ed.) The Cambridge Companion to Brentano ISBN 0-521-00765-8
- Le Morvan, Pierre (2005). «Intentionality: Transparent, Translucent, and Opaque». The Journal of Philosophical Research, 30, p. 283-302.
- Malle, B. F., Moses, L. J., & Baldwin, D. A. (Eds.) (2003). Intentions and Intentionality: Foundations of Social Cognition. The MIT Press. ISBN 978-0-262-63267-6.
- Mohanty, Jitendra Nath (1972). The Concept of Intentionality: A Critical Study. St. Louis, MO: Warren H. Green, 1972. ISBN 978-0-87527-115-6
- Perler, Dominik (ed.) (2001), Ancient and Medieval Theories of Internationality, Leiden, Brill. ISBN 978-9-00412-295-6
- Quine W. V. (1960). Word and Object (англ.)русск.. The MIT Press. ISBN 978-0-262-67001-2.
- Sajama, Seppo & Kamppinen, Matti. Historical Introduction to Phenomenology. New York, NY: Croom Helm, 1987. ISBN 0-7099-4443-8
- Stich, Stephen. «Relativism, Rationality, and the Limits of Intentional Description». Pacific Philosophical Quarterly, 65, pp. 211–35. 1984.
- Williford, Kenneth. «The Intentionality of Consciousness and Consciousness of Intentionality. In G. Forrai and G. Kampis, eds., Intentionality: Past and Future. Amsterdam: Rodopi, pp. 143–156. 2005. ISBN 90-420-1817-8