Актеры сериала стыд

Содержание:

Почему возникает ощущение недостойности?

Стыдясь, мы ощущаем себя неправильными, хуже других людей и недостойными их общества. Почему так? Оказывается, стыд — это социальная эмоция.

При базовых эмоциях вроде радости или гнева значение имеет только осознание собственного «я». Социальные же эмоции связаны с тем, что мы стремимся осознавать себя частью группы или целого общества и понимаем, что существуют другие «я», которые могут испытывать к нам различные чувства.

Поэтому многие исследователи подчеркивают, что в формировании стыда важную роль играет взгляд Другого — способность взглянуть на себя со стороны, узнать, что о вас думают другие люди.

И хотя здесь Сартр говорит о реальном взгляде со стороны (кто-то действительно увидел мой вульгарный жест), нам достаточно представить, что было бы, если бы кто-то увидел его.

Самый первый опыт стыда мы чаще всего получаем в раннем детстве, когда родители или другие значимые взрослые указали нам со стороны, что нечто — стыдно. Когда мы взрослеем, нам всё меньше нужно реальное присутствие других людей, чтобы испытать стыд. Мы формируем в воображении образ Другого, который будет оценивать все наши поступки. Часто такая оценка происходит автоматически и бессознательно.

Аудитория, реальная или воображаемая, — важный компонент стыда.

От оценки других людей зависит, почувствуем ли мы, что совершаем что-то недостойное и плохое. Испытав стыд, мы захотим спрятаться именно от этой аудитории, ведь она видела наш провал.

Почему вам стыдно за других — причины испанского стыда

Эта эмоция не бывает врожденной, мы приобретаем ее на определенных жизненных этапах. Во всех случаях, причина кроется в нашей психологической уязвимости.

Сложно сказать, с чем конкретно связано возникновение чувства стыда у каждого конкретного человека, так как причин — множество.

Внутренние запреты

Возможно, вы краснеете за других из-за своих внутренних ограничений. Например, боитесь быть смешной и выглядеть нелепо. Это связано с низкой самооценкой и неуверенностью в себе. Неумение принять себя, настоящую, и смириться со всеми своими тараканами, может быть чревато постоянным присутствием чувства испанского стыда.

Обычно эта неуверенность формируется еще в дошкольном возрасте. Мы наблюдаем за окружающими людьми, за тем, как они реагируют на наши действия. Исходя из их реакции, мы устанавливаем себе определенные барьеры. И так, из года в год, чувство стыда обретает в нашей голове свой собственный уголок и становится абсолютно привычным для нас.

Ответственность за других

Это явление может происходить с человеком, когда он стойко ощущает, что причастен ко всему происходящему, и результат может зависеть от его дальнейших действий.

Если действия человека идут вразрез с вашими моральными и нравственными принципами, вы на подсознательном уровне начинаете думать, что ответственны за его поступки.

Страх быть отвергнутым

Эта черта имеет генетическое происхождение. Много веков назад было так, что, если человек в чем-то провинился, его изгоняли из племени, и он был обречен на смерть.

Эволюция оставила свой отпечаток, и человек по сей день испытывает страх, когда думает о том, что общество может отвернуться от нас за стыдные действия.

Сравнивание себя с другими

Мы на подсознательном уровне «примеряем» на себя ту неловкую ситуацию, которая сейчас происходит с другим человеком. В конце концов, нам становится стыдно, хотя мы ничего такого не сделали.

Это происходит в нескольких случаях:

  • Человек является нашим родственником или другом.
  • У человека такая же профессия или хобби, как и у нас.
  • Человек находится в той же возрастной категории и так далее.

Психологи объясняют это тем, что, если мы ощущаем сходство с человеком или персонажем из телевизора по каким-либо критериям, от его неловкого положения нам самим становится не по себе.

Повышенный уровень эмпатии

Эмпатия – способность человека ощущать состояние других людей на себе. Некоторые испытывают стыд за человека, который опозорился, а некоторые лишь усмехаются над ним.

Как отреагирует конкретный человек — зависит от его уровня эмпатии. Если человек склонен принимать все близко к сердцу, то испанский стыд будет преследовать его на протяжении всей жизни.

То, что чувство стыда за других людей и повышенная эмпатия напрямую связаны, было научно доказано. Мы подсознательно хотим помочь человеку настолько, что начинаем испытывать стыд сами.

При повышенном уровне эмпатии людям тяжело дается просмотр различных шоу талантов. Когда очередной «талант» выходит на сцену, хочется выключить видео, зажмурить глаза и сидеть так несколько минут.

Неприятные воспоминания

Психологи объясняют, что человек может испытывать испанский стыд еще и по той причине, что ранее он мог оказаться в аналогичной неловкой ситуации. И теперь, когда он наблюдает, что кто-то оказался в похожем положении, у него возникает желание провалиться сквозь землю и убежать от самого себя.

Желание не видеть этого, чтобы не переживать это чувство снова.

Перфекционизм

Перфекционизм – это стремление к совершенству во всем. Перфекционизм зачастую безобиден, но иногда это может перерастать в заболевание. Это неврологическое явление заставляет человека делать абсолютно все в соответствии с правилами. Внутренний перфекционист требует, чтобы другие люди тоже безупречно следовали этом правилам.

Если окружающие отклоняются от установленных норм в голове перфекциониста, он начинает испытывать чувство сильного стыда за них.

Отношения с сестрой

Практически с самого его начала мы понимаем, что в отношениях между Брэндоном и Сисси что-то не так, и что причина кроется в чем-то довольно интимном. Но в чем конкретно дело – нам так и не рассказывают. Собственно, Стив Маккуин, выступивший в качестве режиссера и сценариста в одном лице, не раскрыл подробностей и в ходе интервью, посвященных выходу картины. И это, равно как и отсутствие красивых картинок, снова немного огорчает, но снова воспринимается как нечто, в наибольшей степени подходящее для этого проекта.

В конце фильма та же девушка выглядит гораздо более ярко и вызывающе

«Стыд» — это фильм, скорее, о состояниях людей, чем об историях их жизней. Персонажи выхвачены в определенные моменты времени, когда их проблемы и несовершенства видны во всей красе, и только эти моменты мы и должны увидеть. Мы можем лишь догадываться, что было до, и что будет после. Но объяснять это нам никто не будет, да и смысла в этом особого нет. Суть здесь, скорее, в том, чтобы понять главных героев и прочувствовать атмосферу, а не в том, чтобы построить какие-то логические цепочки.

Зависимость от секса как серьезная проблема

По словам Майкла Фассбендера, он сам рассмеялся, когда впервые услышал о сексоголизме: дескать, тоже мне, проблема. Тем временем это вполне серьезный недуг, который способен серьезно повлиять на качество жизни человека. Чтобы разобраться в этом поглубже, и Фассбендер, и Маккуин, потратили достаточно много времени на общение с людьми, у которых есть патологическая зависимость от секса.

Посмотреть порнографию во время ужина для Брэндона в порядке вещей

Как выяснили оба, проблема здесь кроется в сложностях с выражением эмоций. Большинство сексоголиков испытывают определенные трудности с тем, чтобы открыться и довериться кому бы то ни было в чувственном, а не в физическом плане. Из-за этого им крайне сложно начать серьезные отношения с другим человеком, даже если этот кто-то будет вполне способным к эмпатии: они просто не могут позволить себе эмоциональную близость, у них вырабатывается серьезный внутренний барьер.

Поэтому они, как заведенные, бегут от своих проблем по одному и тому же сценарию. Занимаются сексом с кем-то, кого вряд ли еще когда-либо увидят в своей жизни. Потом этот кто-то уходит, забирая вместе с собой и свой внутренний мир, а сексоголик остается неуязвимым с эмоциональной точки зрения. Его чувственная сфера находится под контролем, в нее никто не вторгается в результате этого чисто физиологического контакта. Но, в то же время, даже зависимый от секса человек понимает, что такой образ жизни не ведет ни к чему хорошему, и потому каждый раз после ночи со случайным партнером испытывает смущение и стыд. Собственно, отсюда и взялось название фильма.

Попытка Брэндона завести с кем-то отношения заранее обречена на провал

Брэндон «создает свою тюрьму из собственного тела» — так выразился Стив Маккуин, описывая поведение персонажа. Его зависимость сродни алкоголизму, наркомании или булимии: он идет по замкнутому кругу, повторяя одно и то же, чертовски уставая от этого, но не имея сил и возможностей вырваться. И эту гнетущую атмосферу безысходности, отчаяния и даже ненависти к самому себе из-за пагубной привычки фильм передает на все 100%.

Почему так называется «испанский стыд» и что этому предшествовало

Название говорит само за себя — указывает страну происхождения этой красочной эмоции. Конечно, к нам «испанский стыд» пришел не напрямую от носителя языка. Все произошло несколько запутаннее.

Этимологи  предполагают, что в ходе естественного языкового обмена, Испания передала столь забавное крылатое выражение к США. У тех, в свою очередь, исконно испанское «verguenza ajena» — не прижилось. Уж слишком тяжело для произношения. Так, американцы преобразили словооборот до простых «spanish shame». После дословного перевода – оно появилось и у нас.

Почему возникает чувство неловкости за другого человека

Эта привычная для многих людей, не сильно приятная эмоция — может «всплыть» из детства или быть приобретённой.

Проблема во мне, я в проблеме

Как утверждают психологи, чаще всего корень проблемы кроется в собственной психологической уязвимости. Как таковой неуверенности, в какой-то степени неудовлетворенности от самого себя.

Во время появления испанского стыда — неуверенность в своих словах и поступках как бы переносится на близкого человека. Становится стыдно и за его поведение, хотя вполне возможно, что партнер не делает ничего предрассудительного. Как следствие – ссоры, еще большее самокопание и «прокрутка» той ситуации, где возникла эта неприятная эмоция.

Воля случая

Как вариант, испанский стыд может возникать и у состоявшихся личностей. Эта эмоция может быть результатом одного неправильного выбора. Очень часто это проявляется в любовных отношениях. К партнеру тянет, но «все внутри» отталкивает от него. Возникают неловкости и испанский стыд за его поведение, причем, любое. 

Определить первопричинность возникновения испанского стыда возможно задав себе несколько вопросов. 

Бывало ли такое, что вам было стыдно за подругу на дискотеке? А может быть, в юношеское время вы не могли пережить неловкости за шутки своего молодого человека? Случается ли такое, что вы испытываете стыд за свой выбор или решение? 

Вне зависимости от ответа – испанский стыд возможно побороть, причем, навсегда. Читайте ниже! 

Запущенные формы испанского стыда – катастрофический абсурд 

Самой мучительной, одновременно с тем, абсурдной формой испанского стыда – является неловкость за киноактера, звезду шоубизнеса или просто медийного человека. 

«Я просто не могла на это больше смотреть. Он вел себя, как полный дурак, который первый раз оказался в студии. Зачем он так глупо шутит, это ведь вовсе не смешно. Мне так стыдно за его поведение, что хочется извиниться перед всем залом.» 

Выдержка из популярного онлайн дневника одной британской светской дамы натолкнула психологов к размышлениям. После длительных исследований, было выявлена прямая закономерность между «глупостью» ведущего развлекательного шоу и его рейтингами. Разумеется, чем нелепее и смешнее пытался казаться ведущий, тем чаще люди переключали канал. Им просто было неловко за его поступки.

После этого, были проведены глобальные соцопросы, в которых было выяснено, что чуть более 20% респондентов ощущают испанский стыд за других. Только, боятся признаться в этом даже самому себе. Поэтому, на «автомате» отфильтровывают «стыдливых» людей от себя. 

Как бороться с испанским стыдом

Без доли сомнения, можно смело предположить, что эта эмоция не самая радужная и позитивная для человека. Пожалуй, те кто испытывал испанский стыд, наверняка задумывался: «как же от этого избавиться»? 

Предлагаем несколько советов, способных минимизировать или вовсе убрать это неловкое ощущение за другого человека. 

Поработать над своей самооценкой 

Как уже описывалось ранее, пониженная самооценка напрямую влияет на возникновение и затухание испанского стыда. Чем уязвимее вы себя чувствуете, тем красочнее переживания. Попробуйте разглядеть в себе нечто позитивное и яркое. Воспользуйтесь советами из статьи как повысить самооценку. 

Исключить фактор

Опять же, если проблема возникновения испанского стыда – приобретенная, исключите из своей жизни раздражителя, из-за которого рождается эта эмоция. Как бы это тяжело не было. 

Осознание 

Во время переживания и стыда, постарайтесь задать себе вопрос: а что меняется от того, что я переживаю за поведение другого человека? Как мои психологические страдания помогают ему? Четкие ответы на этот вопрос помогут одержать победу над ситуацией. Систематическое «возвращение себя в колею» — со временем позволит и вовсе, забыть про эту проблему. 

Почему возникает и как проявляется?

Как считают учёные, с ощущением испанского стыда на разных этапах жизни сталкивается практически каждый. Человек, конечно, ловит себя на мысли, что это абсолютно излишние и ненужные волнения, однако избавиться от них не получается.

Психологи легко объясняют появление подобного явления несколькими причинами. Перечислим их.

  1. Большое количество ограничений и жестких моральных запретов в детский период. Дело в том, что психика человека всегда запрограммирована на понимание того, какие поступки совершать нельзя. И если какой-то человек их всё равно совершает, то не стоит в них участвовать или нужно постараться находиться от такого индивида как можно дальше.
  2. Перфекционизм (стремление быть идеальнее, избегать ошибочных шаблонов). По сути, чувство неловкости является мощнейшим эмоциональным способом запоминания, которое страхует человека от повторения нелепых ошибок. Испанский стыд помогает человеку нарабатывать опыт на чужих ошибках, а не на своих.
  3. Эмпатия. Это переживание, связанное со стремлением помогать другим, себе подобным. Ощущение неловкости за ошибки постороннего человека вызывает желание помочь ему поправить сложившуюся ситуацию.
  4. Страх непонимания. В прежние времена за каждую ошибку можно было довольно жестоко поплатиться и стать изгоем в обществе. Именно поэтому мозг человека склонен постоянно оттачивать шаблоны корректного поведения. Так и возникает чувство неловкости за ошибки других.
  5. Идентификация самого себя с себе подобными. Данное объяснение является одним из самых простых и логичных. Чувствуя себя частью коллектива, мы в равной степени переживаем за всех, кого считаем «своими».

Поскольку испанский стыд считается нормальным состоянием, то в той или иной степени он может проявляться у большинства людей. Однако сила этого дискомфорта определяется предрасположенностью к эмпатии, а она у каждого человека индивидуальна. Личность, способная к сопереживанию и сочувствию, будет подвержена ощущению неловкости за поведение окружающих в большей степени.

На уровень дискомфорта существенное влияние оказывает склонность человека воспринимать все близко к сердцу. Равнодушный ко всему и всем человек, заботящийся лишь о себе, будет переживать промахи посторонних людей меньше других. Скорее всего, они его совершенно не тронут.

Данные исследований, проведенных немецкими учеными, доказали, что человек, испытывающий переживания и чувство испанского стыда, тем самым старается предостеречь остальных людей от позора, даже если они ему совсем незнакомы. А вот тот, кто в силу психологических особенностей не предрасположен к такому чувству, наблюдая за нелепой ситуацией, только насмехается, испытывая при этом внутреннее удовлетворение.

В рамках проводимого эксперимента людям показывали комедийные фильмы, где главные герои сталкивались с неприятностями. Некоторые зрители бурно смеялись, находя случившееся забавным, остальные начинали сочувствовать переживаниям героев и отводить от экрана взгляд в тот момент, когда там развивалась неприятная ситуация.

Было доказано, что свойство сопереживать и близко воспринимать промахи других людей довольно сильно проявляется как на эмоциональном, так и на физическом уровне. Человеку бывает очень сложно сдерживать свою реакцию, он старается быстрее разорвать зрительный контакт с объектом унижения. Например, в ходе неловкой сцены при просмотре фильма зритель начинает смотреть в сторону.

А если что-то нелицеприятное происходит на улице, то человек, испытывающий испанский стыд, старается быстрее пройти мимо или даже вмешаться, если ситуация того требует. Подобная реакция объясняется склонностью людей подсознательно «примерять» на самого себя всё случившееся — именно поэтому человек стыдится тех проступков, которые совершают окружающие. Порой он может вспомнить, что и сам прежде совершил нечто похожее, поэтому это вызывает у него сильную эмоциональную реакцию.

Испанский стыд нередко испытывают люди, полагающие, что неправильно выбрали себе супруга/супругу. В эту опасную ловушку часто загоняют себя перфекционисты-идеалисты, а также педанты, чутко воспринимающие каждый промах своей половинки перед окружающими.

Брэндон и Сисси как две противоположности

Если Брэндон скуп в выражении эмоций, то из Сисси они, напротив, буквально хлещут через край. Она фонтанирует чувствами, не стесняется высказывать их, в ее голове тесно ее же мыслям. И ей очень тяжело, когда окружающие не готовы принять этот поток эмоций и слов, который она на них выливает. Сисси можно назвать противоположностью Брэндона или его гармоничным дополнением, они как две половинки одного целого.


«Я, по крайне мере, ни от кого не завишу, а ты — настоящий паразит», — отвечает Брэндон Сисси на попытку поговорить по душам

Особое значение имеет сцена в баре, где Сисси поет песню «Нью-Йорк, Нью-Йорк». Она несколько отличается от основного музыкального сопровождения картины: Баха в исполнении Глена Гульда. Изначально джазовая, в фильме Стива Маккуина песня «Нью-Йорк, Нью-Йорк» стала скорее блюзом. Сам режиссер рассматривает эту сцену как наиболее откровенный и душевный разговор между Брэндоном и Сисси за всю картину, ведь в остальное время персонаж Майкла Фассбендера по привычке блокирует любые попытки сестры достучаться до его сердца.

Кто сыграл главных героев

Лиза Тейге

Сыграла в сериале «Стыд» Эву Квииг Мун, центровой персонаж в первом сезоне. Привлекательная внешность среди всех подружек, разносторонние интересы героини и полнейшая неразбериха в жизни. Актриса любит танцы, увлекается археологическими исследованиями и в свои девятнадцать лет уже довольно популярна в своей стране.

Пока это только одна работа Лизы, но в будущем она рассматривает многие варианты работы в киноиндустрии. На съемки попала случайно, если можно так выразиться, продюсер Марианна Боланд увидела девочку на отдыхе в непринужденной обстановке. Приглашение пройти кастинг юная актриса получила спустя пару месяцев и удачно прошла все пробы.

Юсефине Фрида Петтерсен

В роли Нуры Амалии Сатре была очень убедительной и настоящей. Благодаря съемкам в картине «Стыд» стала местной знаменитостью, много интервью в журналах, газетах и на телевидении. Раньше снималась в сериале «Next summer», потом была приглашена на пробы в новый проект, где удачно обошла всех конкуренток.

2016 год стал выдающимся для актрисы, она получает приз зрительских симпатий за роль Нуры в сериале «Стыд». Героиня Юсефине очень обаятельна и оптимистична, верит в справедливость. Много парней теряют голову из-за такой девушки, которая воплощает в себе женственность и эстетику в чистом виде.

Много курьезов было на съемочной площадке, но Фрида всегда старалась выходить из таких неординарных ситуаций с достоинством. Когда сломался каблук в самый неподходящий момент, но нужно было продолжать бежать и делать вид, что все хорошо и никто ничего почти не заметил. Талант и самобытность этой актрисы можно увидеть в полной мере на экране в фильме «Стыд».

Что именно заставляет нас стыдиться: нормы общества или наши собственные принципы?

Существуют две конкурирующие теории — автономного и гетеронормативного стыда.

Теория автономного стыда гласит, что мы стыдимся чего-то, только когда действуем вразрез со своими ценностями и принципами

Например, для меня важно сдавать работу в срок, но я не успеваю и стыжу себя за это. Общество может одобрять или критиковать мое желание не быть дедлайнером, но я испытываю жгучий стыд, ведь я нарушила то, что важно лично для меня

Теория гетеронормативного стыда утверждает, что я стыжусь в первую очередь тогда, когда нарушаю нормы, важные для общества, в котором я живу. Если в социуме культивируется образ человека, успевающего всегда и везде, то я буду стыдить себя за нарушения всех дедлайнов. Но если общество поощряет заботу о себе и снисходительное отношение к своим недостаткам, то я скорее буду стыдиться того, что беру на себя слишком много и мало отдыхаю.

Можно приводить много аргументов в пользу каждой из теорий. Но чтобы понять, почему стыд бывает токсичным, стоит обратиться к самому объекту стыда и спросить: почему я стыжусь именно этого? Какие нормы за этим стоят? Они важны лично для меня или это то, чем руководствуется большинство?

Иногда нам неловко от того, что действительно важно для нас. Тогда стыд помогает увидеть, что именно мы делаем не так, чтобы в дальнейшем больше так не поступать и исправиться

Достоинства и недостатки

Если говорить о достоинствах данного сериала «Стыд», то их довольно много. Перечислим некоторые из них:

  • реалистичность и правдоподобность;
  • актуальность сюжета и современность;
  • музыкальное сопровождение;
  • динамичность, продуманность сценария;
  • подбор актеров;
  • качественный контент.

Что можно сказать про недостатки, как и всех других киноработ, их бывает предостаточно и зритель это замечает. Но в данном случае их немного, что говорит о профессионализме и хорошей работе съемочной группы. Вот несколько отрицательных моментов:

  • короткие серии;
  • только для подростков;
  • потеря сюжетной линии.

Зачем смотреть сериал «СТЫД»?

Есть огромное множество похожих сериалов о подростковых проблемах с обыденным сюжетом, тривиальными актерами и шаблонными диалогами

Несколько лет назад телевизионный мир всколыхнул неординарный проект, привлёкший внимание всей мировой общественности. 25 сентября 2015 года стартовал грандиозный проект, созданный норвежским режиссёром Юлие Андем, «SKAM»

Успех шоу подтверждается не только большим количеством фанатов по всему миру, но и высокой оценкой за его вклад в популяризацию норвежского языка и культуры на интернациональном уровне, а также за оригинальный формат повествования. Кроме того, телесериал получил награды за режиссуру, инновационный формат распространения, сюжет и талант актёров. В течение недели выходили короткие отрывки, заканчивающиеся дилеммой или интригой, поэтому зрители спешили смотреть СТЫД онлайн даже не дожидаясь перевода. Эпизоды соединялись в конце недели в одну полноценную 20-минутную серию. Помимо этого, на сайте сериала выкладывались переписки персонажей вне серий, то есть зритель будто проникал в жизнь героев полностью, становясь её частью.

«СКАМ» – веб-сериал о жизни современных подростков и их первых взрослых проблемах, с которыми им приходится сталкиваться каждый день. Во время некоторых интервью Юлие Андем обсуждала разработку сериала, высказывая желание использовать производственную модель «NABC» («потребности/подход/выгода/конкуренция»). Режиссёр проделала огромную многочасовую работу, по крупицам собирая информацию через интервью у целевой аудитории. Андем не стала показывать проблемы современной молодёжи через то, что опасно для здоровья или может шокировать, все темы в её сериале раскрыты достаточно деликатно и трепетно, что оставляет после просмотра лишь приятное впечатление. Кроме того, создатели постоянно читали комментарии зрителей, черпая вдохновение и узнавая, какой конец сезона они бы предпочли. Импровизировали ли сценаристы или сохранили первоначальные задумки – это по-прежнему остается загадкой.

Каждый сезон сериала СКАМ/СТЫД посвящён одному герою, через жизнь которого раскрываются определённые темы

В первом сезоне главной героиней стала старшеклассница школы Ниссен, Ева (Лиса Тейге), девушка сталкивается с трудностями в непростых отношениях со своим парнем, а также невниманием со стороны матери. Второй сезон посвящён Нуре (Юсефина Петтерсен), мудрой и сильной блондинки, которая строит отношения с выпускником по имени Вильям (Томас Хейс)

В центре сюжета третьего сезона оказывается Исак (Тарьей Му), пытающийся принять свою сексуальную ориентацию и стать счастливым. Сана (Иман Мескини) – главная героиня четвёртого сезона, ставшая олицетворением борьбы традиционного религиозного образа жизни за право существовать в рамках современной подростковой жизни. Второстепенные персонажи сериала не менее интересны, так как все они отражают определённый тип представителей поколения X. Вильде (Ульрикке Фолк) – подруга Евы, Нуры, Саны и Крис на протяжении всего телесериала пытается справиться со своими комплексами и неуверенностью в себе. Ина Свенингдал сыграла Крис, весёлую озорную хохотушку, не дающую в обиду подруг.

Эмоциональный и яркий финал сериала получил только положительные отзывы, что ещё раз подчеркивает успешность проекта, культурного феномена в современной телевизионной индустрии. Сериал стал настоящим прорывом в сфере телевизионных проектов за последние несколько лет.

Что такое стыд?

Хотя стыд интуитивно знаком нам всем и, более того, встречается во всех культурах, дать однозначное определение этому чувству сложно. Объясняют это по-разному.

1. Мы плохо разделяем близкие между собой эмоции, особенно если они похоже проявляются в теле. Например, стыд часто путают со смущением. Различаются они по уровню переживания: стыд гораздо мучительнее, интенсивнее и продолжительнее.

Смущение проходит быстрее и обычно связано с нарушением не столь важных социальных норм. Кроме того, в русском языке о смущении можно говорить даже в положительной ситуации: так, мы можем смутиться, услышав комплимент и похвалу. Стыдиться же всегда неприятно.

2. В разных языках эмоции называются и разделяются по-разному. В каком-то языке одному чувству могут дать несколько названий, а в другом, наоборот, несколько эмоций объединить одним словом.

Например, в русском языке мы говорим о стыде, не различая его оттенков. А в мандаринском китайском выделяют целых четыре понятия:

  • diu lian — стыд из-за потери репутации;
  • can kui — стыд, который испытывают, когда не получается достичь идеала;
  • xiu kui — стыд из-за личной неудачи;
  • xiu chi — стыд из-за общественной неудачи.

Средства языка помогают нам лучше или хуже описывать и понимать эмоции и формировать свою собственную эмоциональную культуру.

3. В научной литературе стыд часто описывают в связке с виной. Дело в том, что контраст между стыдом и виной помогает разобраться в этих эмоциях.

Виним мы себя за конкретный проступок, например, когда разбили любимую бабушкину чашку. Стыдиться — значит разочароваться в своей личности и качествах: например, мне стыдно из-за того, что я дедлайнер (неудачница, некрасивая, не умею красиво говорить — нужное подчеркнуть).

Конечно, мои личные качества могут быть связаны с определенными поступками (за которые я могу себя винить!), но испытывать стыд можно, даже ничего не сделав. Потому он и коварнее, чем вина. Ощутив вину, мы просим прощения и стараемся поскорее исправить ситуацию, но когда стыдимся, хочется лишь провалиться сквозь землю, чтобы больше никто и никогда не узнал, насколько мы плохие и неправильные.

Вина всегда касается действия, а стыд — личности.

Понимание этих различий помогает понять, что конкретно вы испытываете: стыд, вину или то и другое одновременно.

Называть свои эмоции и знать об их особенностях полезно, так как это помогает лучше понять себя и свои потребности.

Брэндон и Сисси как две противоположности

Если Брэндон скуп в выражении эмоций, то из Сисси они, напротив, буквально хлещут через край. Она фонтанирует чувствами, не стесняется высказывать их, в ее голове тесно ее же мыслям. И ей очень тяжело, когда окружающие не готовы принять этот поток эмоций и слов, который она на них выливает. Сисси можно назвать противоположностью Брэндона или его гармоничным дополнением, они как две половинки одного целого.

«Я, по крайне мере, ни от кого не завишу, а ты — настоящий паразит», — отвечает Брэндон Сисси на попытку поговорить по душам

Особое значение имеет сцена в баре, где Сисси поет песню «Нью-Йорк, Нью-Йорк». Она несколько отличается от основного музыкального сопровождения картины: Баха в исполнении Глена Гульда. Изначально джазовая, в фильме Стива Маккуина песня «Нью-Йорк, Нью-Йорк» стала скорее блюзом. Сам режиссер рассматривает эту сцену как наиболее откровенный и душевный разговор между Брэндоном и Сисси за всю картину, ведь в остальное время персонаж Майкла Фассбендера по привычке блокирует любые попытки сестры достучаться до его сердца.

Универсальный сюжет

«Стыд» и в самом деле достаточно универсален: это не боевик и не экшн, не фильм о супергероях и не мелодрама. Это фильм о состояниях людей при наличии проблем, с аналогами которых сталкиваются очень многие. Пускай для примера выбрана одна из самых неприглядных проблем, и показана она беспристрастно и не слишком эстетично, однако тем эта картина и хороша: она впечатывается в подкорку ненавязчивым, но вполне справедливым укором.

В завершение стоит отметить, что, конечно, Майкл Фассбендер и Кэри Маллиган постарались на славу. Если бы не их актерская игра, то этот своеобразный фильм вполне мог бы скатиться в бездну неприглядного ширпотреба. Но они гармонично дополнили своим талантом детально проработанный сюжет со вполне конкретным посылом, и в результате получилось кино, которое действительно не стыдно смотреть.

Мужские роли

Тарьея Сандвика Му

В роли Исака Вальтерсена видим Тарьея Сандвика Му, самого юного актера из норвежского сериала. Персонаж довольно сложный, любовь к старшекласснику и развитие таких непростых отношений, все это раскрывается в сюжете картины. Снимался актер в сериале «Scaval» 2009 год. Имея высокий рост, выше сто восемьдесят см, парень занимается баскетболом и увлекается рисованием.

Узнав, кого ему придется сыграть, актер не сразу согласился на такой эксперимент, не имея опыта и знаний в актерской игре. Со временем принял взрослое решение, взяв уроки актерского мастерства у профессионалов, дал свое согласие на роль Исака. Иногда актер сталкивался с трудностями эмоционального характера, перебороть себя, воплотиться полностью в роль было нелегким заданием для Тарьея. Но как видим, у актера все получилось, он даже стал любимчиком многих зрителей по ту сторону экрана.

Юнаса Ноа Васкеса

Играет Марлон Лангеланд, актер воплощал на экране парня Эвы в первом сезоне и в дальнейшем служит поддержкой и опорой своему другу Исаку. Вживался в свою роль актер довольно легко и непринужденно, талант парня заметили сразу и долго не раздумывали, кого приглашать в сериал «Стыд». Марлон очень любознательный и спортивный молодой человек, увлекается теннисом, бадминтоном и футболом.

Впервые вышел на сцену еще в детстве, играл в спектакле «Young forest» и в дальнейшем развивал свои способности на этом поприще. Актер родился в столице Норвегии, городе Осло, обожает путешествовать и занимается серфингом, фотографией и музыкой. Никогда не отказывает своим поклонникам в общении и внимании, всегда рад сфотографироваться, дать автограф и просто пообщаться.

Самые смешные курьезы на съемочной площадке были именно с ним, многие даже шутили, что актеру везет просто «по-черному». Ломалась камера на съемках именно, когда снимался сюжет с Лангеландом или выключался свет, перегорала проводка в помещениях. Но были и плюсы в таких моментах, небольшая передышка и приятное времяпровождение среди коллег по цеху.

Они как мы, мы как они

Показанных в фильме персонажей можно воспринимать по-разному, однако они не были созданы лишь для того, чтобы вызвать чувство отторжения. Откровенно говоря, Стив Маккуин и не хотел, чтобы между зрителями и героями картины была проложена четкая, непоколебимая грань. Брэндон Фассбендера не задумывался как отталкивающий персонаж, который будет вызывать у всех и каждого антипатию. Сам актер объяснил, что старался не осуждать своего героя, а прочувствовать его, сделать живым и правдоподобным.

Попытки Сисси покончить с собой — чересчур очевидный способ привлечения внимания

Понять и простить – собственно, примерно это ожидается от внимательного и сочувствующего зрителя. Брэндон не неприкасаемый, он такой же человек, как и все мы: со своими проблемами, страхами, внутренними барьерами и переживаниями. Самая простая мысль, которую может вызвать у вас «Стыд» — «хорошо, что у меня дела обстоят получше». Но в том-то и дело, что так мыслить проще всего. Гораздо сложнее задуматься о том, по каким повторяющимся циклам ходите вы в своей жизни, и попытаться разорвать те порочные круги, в которых вы застряли. В конце концов, у каждого человека найдется, чего стыдиться, и в каком направлении совершенствоваться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector