Лекция 2. психология межличностного общения
Содержание:
- ТОП-5 принципов профессионального делового общения
- Понятие и этика делового общения
- Виды и функции общения
- Влияние общения на жизнь человека
- Этапы
- Какие условия успешного установления психологического контакта
- Средства общения.
- Стороны
- Структура коммуникативного акта
- Приемы установления психологического контакта
- Основные правила делового общения
- Искусство общения с людьми
- Как все зарождалось?
- Интерактивная сторона общения
ТОП-5 принципов профессионального делового общения
Отношение к человеку со стороны профессионалов-коллег в немалой степени зависит от того, насколько он сам грамотно себя ведет в своей сфере деятельности.
Если говорить о поведении человека в процессе взаимодействия с коллегами, то деловое общение – это:
Стремление к взаимопониманию.
Очень важно уметь находить компромиссные решения, быть открытым для восприятия и обсуждения значимых для сторон сведений. Недопустимо поведение, подталкивающее к конфликтам, либо стремление избежать взаимодействия
Большое значение имеет умение слушать, не перебивать, проявлять уважение к собеседнику во всем, а именно – в словах, жестикуляции, выражении лица.
Продуманное содержание разговора.
Необходимо подготовить речь, желательно даже записать ее. Выделить самые важные моменты из тех, что будут затронуты в беседе. Если предстоит выступление на публике, доклад, к примеру, то его необходимо спланировать, наметить вступительную, основную, заключительную части и подведение итогов.
Умение формулировать вопросы открытого и закрытого типа.
Следует понимать, что ответ на поставленный вопрос во многом зависит от того, в какой форме он задан. Можно спросить так, что достаточно будет ответить «да» либо «нет», но существуют и открытые вопросы, отвечая на которые собеседник озвучит именно свое собственное мнение. Прямые и в некоторой степени нетактичные вопросы задавать нельзя.
Правильно поставленная речь, понятная, не слишком быстрая, легкая для восприятия, но не однообразная (под которую можно уснуть).
В общем можно сказать, что любая крайность в речи – это плохо. Неприятно и тяжело слушать человека, которые все время говорит очень громко либо, наоборот, тихо, торопливо, смазывая слова и т. д.
Человек, говорящий четко, размеренно, достаточно громко (но не слишком), производит хорошее впечатление, воспринимается как уверенный в себе, грамотный, серьезный собеседник.
Отсутствие в изложении слишком длинных запутанных формулировок. Гораздо лучше звучат и воспринимаются короткие емкие фразы (да и времени занимают меньше).
Возможно, кому-то покажется не таким простым делом выполнение всех изложенных правил. Умение ими пользоваться приходит с опытом. Деловая сфера общения предполагает способность общаться в нужном ключе, без этого взаимопонимание между участниками бизнеса будет затруднительным.
Понятие и этика делового общения
Под деловым общением понимаются способы взаимодействия между людьми или их группами с использованием определенных приемов, принципов и правил, которые направлены на достижение выгодных всем участникам результатов в ведении бизнеса. Подобное коммуникационное взаимодействие подразумевает соблюдение определенных правил и норм этикета с целью решения назревших вопросов на пути к заданным бизнес-целям.
Общение деловых людей предполагает грамотный серьезный подход к интересам и личностным качествам каждой из сторон. Это очень важные критерии, от которых во многом зависит исход любых переговоров, их продуктивность и значимость для выполнения стоящих перед участниками целей.
Культура делового общения отличается от, например, личностного либо социального взаимодействия. Здесь есть свои особенные отличительные черты. И если четко выделить их и охарактеризовать, то можно таким образом составить для себя картину о том, что же является деловым общением.
Немаловажный фактор в деловом общении – понимание некоторых этических норм, касающихся психологических и языковых особенностей различных национальных групп, народностей, государств.
Разные народности имеют весьма отличающиеся самобытные исторические особенности, культурные традиции и нравы, способы проявления своих эмоций, темперамент, язык и т. д. Для человека, ведущего бизнес, понимание всех этих национальных и психологических моментов имеет огромное значение, причем, вне зависимости от области деятельности и профессии. Эти знания помогают выстраивать эффективное и уважительное взаимодействие между партнерами разной национальной принадлежности, учитывать особенности их обычаев и культуры.
Этическое поведение в деловом общении опирается на различные науки, к примеру, на этику, научную организацию труда, психологию общения и управления. Успешные коммуникации между людьми в современном мире невозможны без изучения психологии и этики делового общения.
В бизнесе особое значение придается умению соблюдать деловой этикет во взаимоотношениях. Это первостепенное качество, которое отличает настоящего профессионала и нуждается в постоянном совершенствовании. Именно от этого во многом зависит успешность и эффективность любого бизнеса. В процессе делового общения формируются общие для участников цели, и их достижение напрямую связано с тем, насколько успешно людям удается наладить устойчивые взаимоотношения друг с другом.
Важно научиться понимать интересы партнеров в процессе взаимодействия, а также доступно излагать свои собственные мысли и пожелания. Только так можно добиться полного понимания и продуктивного решения поставленных задач.
Виды и функции общения
Коммуникативное взаимодействие наряду с внешней простотой представляет собой сложнейший многогранный процесс, содержащий в себе установление, формирование и развитие межличностных контактов. Общение – это физическое проявление потребности индивидов в коллективном взаимодействии. В процессе коммуникаций происходит взаимообмен сообщениями, восприятие и постижение партнера. Коммуникативное взаимодействие обладает собственной индивидуальной структурой, имеет собственные цели, виды и функции.
Уровни, виды, средства и функции общения психология характеризует с разных аспектов, которые помогают лучше понимать механизм коммуникативного взаимодействия. Без учета характеристик общения очень сложно результативно взаимодействовать с людьми. Виды общения и его функции считаются одними из стержневых характеристик, позволяющих понять саму сущность взаимодействия с другим субъектом или социумом.
Виды коммуникаций разделяют на формальный, примитивный, формально-ролевой, деловой, межличностный, манипулятивный и светский.
Формальная коммуникация предполагает применение во время общения привычных моделей поведения (маски) для того чтобы спрятать свои настоящие эмоции. При таком общении стремление понять партнера отсутствует.
Примитивная коммуникация подразумевает под собой взаимное оценивание индивидами друг друга в качестве объекта способного помочь или, наоборот, мешающего. При таком общении субъект, получив желаемое, прекращает взаимодействие.
Формально-ролевая коммуникация выстраивается на соотношении различных социальных ролей.
Деловая коммуникация заключается в учете при общении особенностей личности индивида, его настроения. В основе данной коммуникации всегда лежат общие деловые интересы.
Межличностная коммуникация базируется на глубоком понимании, восприятии и поддержке индивидами друг друга.
Манипулятивная коммуникация заключается в приобретении выгоды от общения. Светская коммуникация представляет собой беспредметное взаимодействие субъектов, при котором они беседуют о том, что необходимо и принято в социуме, а не свои истинные мысли.
Функции общения делятся на внутриличностную, прагматическую, функцию формирования, развития, подтверждения, организации и поддержания, объединения, разъединения и социальные. Внутриличностная коммуникативная функция подразумевает общение индивида с самим собой. Прагматическая коммуникативная функция содержит в себе мотивационные причины. Способность воздействовать на партнеров содержит в себе формирующая и развивающая функция. Функция подтверждения заключается в возможности индивидуального познания и подтверждения себя. Целью функций организации и поддержания межличностного взаимодействия является налаживание и сохранения плодотворных связей. Функция объединения и разъединения содействует трансляции необходимых данных или дифференциации.
Только при понимании механизмов общения, индивид сможет по-другому оценить этот главнейший социальный инструмент, позволяющий самосовершенствоваться и достигать целей. Социальные функции общения представляют собой организацию совместной деятельности, которая охватывает управление и контроль над поведением, деятельностью.
Функции общения психология считает стержневыми свойствами, разделяющими проявления общения.
Влияние общения на жизнь человека
Внешний мир постоянно воздействует на личность человека. Содержание общения – это продукт, передаваемый в процессе межличностной или групповой коммуникации. Содержание общения оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на психику.
Например, если взрослые строят педагогическое взаимодействие со своим воспитанником в спокойном, размеренном стиле, то ребенок будет отличаться уравновешенностью, рассудительностью, уверенностью в себе. В случае, когда ребенок постоянно находится в истошном и беспокойном окружении, то он вырастет неуравновешенной личностью, склонной к истерии.
Общение родителей и детей
Позитивная структура коммуникации с партнером – это целая наука, которая поможет достичь основных целей общения без стрессов.
Можно назвать несколько кратких правил позитивной коммуникации:
- Налаживание визуального контакта. Слова, конечно, очень важны, но открытый и прямой взгляд убедит собеседника в искренности намерений. В то время как скучающий и бегающий взор заставит усомниться в честности и добросовестности человека.
- Использование жестов должно быть оправданным в зависимости от цели и стиля общения (жесты, уместные на отдыхе в компании с друзьями, будут выглядеть нелепо на официальной встрече).
- Общение строится в форме диалога (полилога), а не монолога. Если задают вопрос, то сначала выслушивают ответ, только потом высказывают свое отношение к обсуждаемому вопросу (монологическая речь приемлема во время лекций, докладов и выступлений).
- Чрезмерные жалобы и упреки делают общение токсичным.
- Не всегда собеседник готов воспринять правдивую информацию, поданную в прямой и безапелляционной форме, поэтому нужно тщательно продумывать целесообразность передачи сведений и выбирать форму подачи материала.
Важно! Правило «человек имеет 2 уха и 1 рот» значит, что нужно больше слушать, чем говорить, чтобы считаться у окружающих приятным собеседником
Виртуальное общение
Во все времена роль общения в развитии личности была колоссальной. В современном обществе человеку, наверное, сложнее найти уединение, чем страдать от недостатка общения, которое из непосредственного все больше переходит в дистанционную форму. Виртуальное общение – прекрасное изобретение человечества, облегчающее общение с людьми на большом расстоянии друг от друга и быстро решающее многие задачи общения.
Если взрослый человек – это уже сформировавшаяся личность, которая хорошо знает о подводных камнях виртуального общения, то для неустойчивой психики ребенка или подростка такой вид коммуникации может оказаться губительным. Не зная ценности непосредственного общения, ребенок с головой уходит в виртуальное пространство, где он видит свою значимость, знает правила общения, принятые в принимающем его сообществе.
Врачи не зря призывают ограничивать время работы ребенка с современными гаджетами – это не только влияет на физическое здоровье детей, но и провоцирует появление одной из самых трудноизлечимых зависимостей – компьютерной. Задача взрослых – не только материально обеспечивать свое чадо, но и показать красоту непосредственного общения, указать на опасности виртуального мира и его отличие от действительности. Отечественные педагоги-психологи отмечают, что в дети с компьютерной зависимостью не представляют, как относиться к сверстникам в классе, отстают по многим предметам, раздражительны и не уравновешены.
Позитивное общение со сверстниками
Педагогика представляет много схем общения с воспитанниками, способствующих правильному формированию коммуникативных навыков.
Таким образом, общение – неотъемлемый компонент жизни человека в социуме. Оно влияет на характер, личность и качество жизни человека. Первоначальные навыки общения формируются еще в младенческом возрасте, затем развиваются и совершенствуются в течение всей жизни человека.
Этапы
Психологи разработали особую систему построения диалога, которая состоит из 5 этапов. Каждый из них должен следовать друг за другом, без пропусков или изменения последовательности.
Снятие психологических барьеров
При первой встрече многие надеются, что собеседник начнет совершать какие-то действия, чтобы разрядить обстановку, начать общение. Поскольку люди не знают друг друга, они автоматически выстраивают множество психологических барьеров. Чтобы снять их, начать нормальное общение, один из собеседников должен стать инициатором контакта.
При этом нельзя выбирать знакомую тему для разговора. Лучше начать говорить о нейтральном, например, можно обсудить погоду
Важно, чтобы нейтральная тема была знакома собеседнику. Важно высказывать утверждение, с которыми сложно не согласиться
Поиск общих интересов
После установления первого контакта нужно продолжить налаживать отношения. Необходимо найти «точки соприкосновения».
Если есть общие интересы, общение станет более насыщенным, интересным. Люди смогут длительное время увлеченно разговаривать, но общаться постоянно на одну и ту же тему нельзя, поскольку она быстро надоест. Разговор нужно менять
Важно периодически интересоваться у собеседника, что ему интересно
Подбор тактик общения
На третьем этапе общения можно рассказать о своих сильных качествах, увлечениях, любимых занятиях. Это нужно сделать так, чтобы человек тоже начал делиться личной информацией.
При рассказе о себе важно сохранять долю скромности, не завышать самооценку.
Выявление факторов, препятствующих общению
Когда партнер начнет демонстрировать свои сильные качества, можно переходить к следующему этапу
Важно определить факторы, которые могут помешать общению, чтобы не допустить их возникновения
Выявить их можно хитростью, наводящими вопросами, рассказами про похожие ситуации из собственного опыта.
Привыкание и построение диалога
К последнему этапу взаимоотношения укрепляются, появляется ясность в разговоре, есть точки соприкосновения, темы, на которые наложено «табу», нейтральные тематики. Когда сильные и слабые стороны индивида выявлены, можно начинать воздействовать на него, чтобы добиться необходимого результата.
Какие условия успешного установления психологического контакта
Главное условие установления успешного психологического контакта – стараться понять оппонента, искренне отнестись к его проблемам
Важно осознавать, что вы не обязаны удовлетворять все потребности собеседника, но вы всегда можете понять его
Другие условия успешного установления контакта:
- выражение радости по поводу общения, непринужденность знакомства;
- заинтересованность жизнью, делами собеседника (каждый человек думает, прежде всего, о себе);
- наличие зацепки (продумайте сразу, с чего начнете диалог);
- незаметное копирование эмоций, жестов, мимики оппонента (это разрушает психологические барьеры);
- просьба о помощи и оказание помощи;
- сопереживание.
Важно помнить об основных правилах общения. Например, о том, что болтливость вредна так же, как молчаливость
Или о том, что каждый человек хочет быть понятым и ждет уважительного отношения к себе. А также о том, что опасно перебивать и предвзято относиться, обобщать, делать необоснованные выводы, которые базируются на домыслах.
Средства общения.
Речь (вербальные средства) – наиболее универсальное средство общения, потому, что с её помощью информация передаётся наиболее точно с наименьшими потерями.
Неречевые (невербальные) средства — мимика, пантомимика, позы, жесты, расстояние между партнёрами
Выделяют также 2 особые подгруппы.
Экстралингвистика – смех, слёзы, сопение и т.д.
Паралингвистика – звуки, сопровождающие речь.
С помощью речи человек передаёт информацию, а с помощью невербалики – своё отношение к ней. В случае противоречия между вербальными и невербальными выражениями, люди склонны доверять невербальным.
Как мы уже говорили, дистанция общения – расстояние между партнёрами – является невербальным фактором. Различают 4 зоны общения
- Интимная зона – 0 – 45 см.
- Личная (персональная) зона – 45 – 120 см.
- Социальная зона – 120 – 350 см.
- Публичная зона – от 350 см и выше.
Следует отметить, что в разных культурах величины этих зон варьируются. На ближнем востоке эти зоны ближе, на западе – дальше.
Интерактивная сторона – общение как взаимодействие людей. Вступая во взаимодействие, люди могут руководствоваться различными мотивами.
- Мотив максимизации всеобщего выигрыша. (Сотрудничество)
- Мотив максимизации собственного выигрыша. (Эгоизм)
- Мотив максимизации выигрыша других. (Альтруизм)
- Мотив максимизации собственного выигрыша при минимизации выигрыша других. (Соревнование)
- Мотив минимизации выигрыша других
- Мотив минимизации различий в выигрыше. (Равенство)
Общение успешно в том случае, если мотивы сторон совпадают.
Стороны
В целом,
независимо от вида, в общении можно выделить три относительно самостоятельные,
но в то же время взаимосвязанные стороны: взаимоинформирование, взаимодействиеи
взаимовосприятие.
Взаимоинформрование,
или обмен информацией происходит обычно с помощью речевых и неречевых средств.
К речевым средствам относятся приемы устной и письменной, монологической и диалогической
речи. К неречевым средствам, которые предназначены, в основном, для выражения
отношения общающихся к содержанию общения, относятся такие особенности
произнесения, как тембр голоса говорящих, его диапазон в ходе высказывания,
регистр, громкость, интонационные характеристики. Сюда же относятся и такие
элементы, сопровождающие речь, как междометия, покашливание, смех, слезы,
паузы
Важно также учитывать темповые и метро-ритмические характеристики речи
Кроме того, к
неречевым средствам относятся и движения, сопровождающие речь — жесты, мимика,
пантомимика, позы, взаимное расположение в пространстве партнеров по общению.
Психологическим
регулятором другой стороны общения, — взаимодействия, или координации действий,
— выступают ролевые ожидания партнеров. Здесь имеется в виду то обстоятельство,
что включаясь в совместную деятельность, люди выполняют определенные
профессиональные и социальные роли.
И поскольку
существует профессиональные и этические требования и нормы, инструкции и
правила, постольку принятие на себя человеком той или иной профессиональной
(скрипач или кларнетист) или социальной (солист или артист оркестра) роли
вызывает у контактирующих с ним людей вполне обоснованные ожидания по отношению
к его действиям.
В тех случаях,
когда ожидания оправдываются, взаимодействие людей облегчается, работа
ускоряется и становится успешной. Если же ожидания не оправдываются,
взаимодействие участников общения затрудняется и может перерасти в конфликт,
который приведет к невозможности осуществлять совместную деятельность.
Наряду с
взаимоинформированием и взаимодействием третьей, как отмечалось, существенной
стороной общения выступает взаимовосприятие партнеров. Необходимость учета этой
стороны связана с тем, что и взаимоинформирование, и взаимодействие будут тем
более успешными, чем более точным и более полным будет у партнеров
представление друг о друге.
Выработка,
такого представления весьма сложна, потому что в общении наличествует лишь
внешность, облик человека; непосредственно партнеры воспринимают друг у друга
разнообразные неречевые средства (в отличие от речи, содержание которой не
воспринимается, а понимается).
Опираясь на
многообразные особенности партнеров, непосредственно данные им в наблюдении,
требуется воссоздать внутренний мир друг друга, понять побуждения, вскрыть
намерения, определить возможности и характер Я-концепции.
Итак,
рассмотрение общения как активности человека, осуществление которой
опосредствованно другим человеком, направлено на него и зависит от его
особенностей, позволило отметить его разные виды. В одних случаях общение
нацелено на решение задач совместной деятельности, — это деловое,
профессиональное общение. В других случаях целью общения выступает
установление, изучение и изменение взаимоотношений, — это личностное общение. Понятно,
что в ходе совместной деятельности эти виды общения находятся в сложной
взаимосвязи, влияя друг на друга.
Для понимания и
успешного построения любого вида общения необходимо иметь в виду наличие в нем
таких существенных сторон, как обмен информацией (или взаимоинформироаание),
обмен действиями (или взаимодействие, координация действий), взаимовосприятие
(или «обмен обликом друг друга»). Последнее выступает основой
взаимопонимания, которое в целом и характеризует общение как успешное или неуспешное.
Структура коммуникативного акта
Независимо от того, в каких условиях и по какому вопросу происходит общение, оно включает в себя ряд компонентов. Структура коммуникативного акта может быть описана следующим образом:
- Сообщение – это осознанный или случайный сигнал, который вызовет определенную реакцию адресата. Как показывает практика, основная масса сообщений не только осознанна, но также продумана и тщательно подготовлена. Может иметь место не только речь, но также гримасы, междометия и жесты.
- Кодирование – это процесс, реализующийся отправителем сообщения, который подразумевает использование системы знаков, позволяющих обозначить и закрепить содержание. Она должна быть понятной и приемлемой для всех участников коммуникативного акта. Также учитывается канал передачи информации.
- Декодирование – это процесс восприятия слушателем знаков и придания им определенного значения. При этом в процессе декодирования содержание сообщения может быть искажено, даже если оно не подвергалось никаким негативным воздействиям.
- Канал передачи данных – система методов и средств, через которые отправитель сообщения передает его адресату. При этом речь может идти как о прямом общении, так и использовании современных технологий транспортировки данных.
- Коммуникативные шумы или барьеры – это препятствия, которые мешают передаче информации или ее правильной интерпретации адресатом.
Приемы установления психологического контакта
Существуют общие психологические приемы установления контакта:
- Учитывайте и уважайте личные границы другого человека, его мнение и убеждения. Не будьте навязчивым и жестким.
- Сохраняйте нейтрально-дружелюбный тон при общении с малознакомым человеком. Избегайте грубостей, пошлостей, сленга.
- Умейте признавать свои ошибки и извиняться за них.
- Не критикуйте оппонента, его интересы, мировоззрение и личность в целом.
- Наделяйте слова ценностью, смыслом.
- Не перебивайте.
- Включайте эмпатию, вставайте на место другого человека. Думайте, как ваши слова и действия влияют на его поведение.
- Обращайтесь к человеку так, как ему будет привычнее, приятнее и комфортнее. Предварительно спросите, как вы можете к нему обращаться.
Дополнительные техники установления психологического контакта в деловом общении:
Подумайте, какая форма и стиль подачи информации максимально соответствуют вашей цели общения. Согласно им расскажите о себе и о компании.
Поинтересуйтесь потребностями и интересами оппонента. Узнайте, чего он ждет от этого сотрудничества, что он готов предложить для достижения общих целей.
Опишите выгоды сотрудничества с вами
Называйте реальные преимущества, не давите, ненавязчиво акцентируйте внимание на интересах клиента.
Выставите на рассмотрение другие предложения, если первое не устроило клиента.
Обсудите еще раз детали утвержденного предложения, заключите сделку.
Общение само по себе – это форма деятельности, приводящая к установлению психологического контакта.
Основные правила делового общения
Соблюдение правил делового этикета необходимо для успешного выстраивания деловых отношений между партнерами по бизнесу, коллегами, дипломатами разных стран. Культура и поведение в деловых кругах могут разительно отличаться друг от друга, но есть общепринятые нормы поведения, которые должен соблюдать любой уважающий себя человек вне зависимости от принадлежности к определенному социуму.
- Пунктуальность. В деловой среде актуальна поговорка «Время – деньги», поэтому опаздывать на встречи и заставлять ждать собеседника – верх неэтичности.
- Обязательность. Выполнение взятых на себя обязательств – основа хорошей репутации, без которой невозможно успешное взаимодействие в деловой среде.
- Конфиденциальность. Умение сохранять в секрете доверенные данные, соблюдать корпоративную тайну – одно из условий взаимного доверия и полноценного сотрудничества.
- Уважительное отношение. Уважение к собеседнику, умение слушать, проникаться сказанным располагает к себе, открывает широкие возможности для установления контакта. Этот навык также полезен при взаимодействии с сотрудниками и подчиненными.
- Чувство собственного достоинства. В том, что касается восприятия себя в процессе общения, нужно уметь находить «золотую середину». Спокойно реагировать на критику или советы, но и не позволять собой манипулировать, уметь с достоинством пресекать попытки давления, возвращать разговор в нужное русло.
- Ораторское искусство. Умение четко излагать свои мысли, доносить смысл речи до собеседника, не засоряя фразы неуместными словами и не уводя мысль в сторону от темы разговора. Эта способность дана от природы далеко не всем, поэтому ораторскому искусству необходимо уделять время в своем обучении.
- Грамотность. Чистота речи в огромной степени зависит от грамотности человека, а умение писать без ошибок – обязательное требование в деловой среде.
- Внешний вид. В современном мире существует уже устоявшийся дресс-код (кодекс одежды), который предполагает определенную форму одежды для посещения рабочего места, мероприятий, организаций или заведений. Обычно это деловые костюмы для мужчин и женщин, стандартный набор украшений и аксессуаров. В случае первого посещения той или иной неизвестной организации или мероприятия следует заранее узнать о принятом дресс-коде.
Искусство общения с людьми
Диалог – это естественная среда человека. Однако каждый человек должен уметь контактировать с окружающими правильно. Нас учат общаться сначала родители, затем педагоги, товарищи и другое окружение
Очень важно ещё с раннего возраста овладеть искусством общения
Когда общаетесь с человеком, всегда смотрите ему в глаза. Тогда контакт между собеседниками наступит гораздо быстрее.
Старайтесь чувствовать человека, чтобы не обидеть его. Если знаете слабые места своего визави, никогда о них не говорите.
Относитесь с доверием к своему собеседнику. Если вы ему не доверяете, тогда есть ли необходимость строить с ним диалог? Конечно же, речь идёт не о родственниках и близких вам людях. Ведь вы и так знаете, как нужно с ними общаться. А вот что касается малознакомого и постороннего человека, тут нужно проявлять только позитив. Избегайте плохих эмоций и проявляйте как можно больше дружелюбия.
Как все зарождалось?
Задумывались ли вы когда-то над тем, зачем человеку общение? Попробуйте представить, что в ходе эволюции речевой аппарат так и не начал бы развиваться, а сами люди не проявляли бы стремления хоть как-то контактировать друг с другом. Как вы считаете, если бы стремление к коммуникации и получению новой информации у человека отсутствовало, а значит, отсутствовали бы и все функции общения, была бы эволюция в том виде, в котором мы ее видим сейчас и видели с тех пор, как человечество заинтересовалось развитием всего живого? Имели бы мы хоть малейшее понятие о том, что это такое – эволюция? Ответ однозначный – ничего этого бы не было. Общение сыграло свою роль, собственно, в нем и состоит основа выживания всех сложных видов, которая развита у многих живых организмов. И пусть у них это представлено не в том виде, к которому мы привыкли, тем не менее…
Общение в любой его форме – это обмен информацией, единственный возможный вариант передачи новых знаний, навыков, опыта другим людям, ведь только так можно помочь друг другу, помочь выжить человеческому виду и развиваться дальше, но ведь и это не единственная функция общения.
Интерактивная сторона общения
При общении появляются изменения поведения людей. Имеется множество вариантов формирования ситуации. К основным типам взаимодействия относят:
- кооперацию, при которой цели добиваются совместными усилиями;
- конкуренцию (один ущемляет другого на пути к осуществлению цели);
- конфронтацию, которая характерна для преследования в общении противоположных задач;
- корпорацию со взаимной выгодой («ты ‒ мне, я ‒ тебе»).
Чтобы оказать воздействие, собеседник зачастую прибегает к одной из положительных или отрицательных практик. Особо оптимальным и конструктивным подходом считается убеждение, при котором объект передает информацию с приведением надежных доказательств и фактов.
Замечание 1
Интерактивная сторона прямо связана с социальными ролями, которые характерны субъектам взаимодействия. Общество накладывает на человека определенные обязательства, которые он должен осуществлять.
Множественные ритуалы и правила обращены на регулирование поведения субъектов, которые разумно осуществляют контроль собственных действий и поступков.
Масштаб социальных норм, на основе которых работает концепция интерактивного общения, довольно велик.
Это и модели поведения, определенные нормами рабочей дисциплины, и воинские обязанности, и понятия о достоинстве и чести, и простые правила воспитания и вежливости.
Одобряемая модель поведения, в которой человек стремится соответствовать, находится в зависимости от его личных черт: возраста, пола, обязанностей, социального статуса
Так, от медицинского работника ждут, что он будет проявлять участие и внимание, а от официанта ожидают вежливости и услужливости
Если во время интерактивного общения с окружающими людьми, человек видит одобрение его поступков, он может судить о согласовании его поведения реализуемой им социальной роли.
Если же появляется непонимание с членами общества, то индивид может сделать заключение о том, что его поступки не отвечают ожиданиям, которые приняты в данном обществе.