В чем выражаются девиантное и делинквентное отклонения?
Содержание:
- Характеристики девиантного поведения
- Литературные примеры
- Психологический подход
- Делинквентное поведение подростков
- Проблема антисоциальных проявлений
- Проблема антисоциальных проявлений
- Причины делинквентности
- Типы девиантного поведения
- История изучения
- Характеристики девиантного поведения
- Но правильно ли это сегодня в условиях развивающихся свободных отношений и разнообразия видения мира?
- Какую профилактику делинквентного поведения можно провести в итоге?
Характеристики девиантного поведения
Девиантное поведение — что это такое
У девиантного и делинквентного поведения есть отличия, само понятие «девиация» имеет более широкий смысл. Она предполагает любые отклонения, выходящие за рамки, как писаных, так и неписаных норм.
Подобные отступления характеризуется следующими моментами:
- явное несоответствие поведения человека с общепринятыми или официальными требованиями;
- действия личности оцениваются обществом как негативные;
- носят стойкий повторяющийся характер;
- несут разрушительные действия;
- не считаются психическим заболеванием с медицинской точки зрения;
- связаны с социальной неприспособленностью, в различных формах её проявления;
- носят исключительно личностный характер или зависят от стадии половой зрелости.
В любом случае девиация – это отсутствие у человека способности или желания найти своё место в социуме так, чтобы отвечать его требованиям.
В зависимости от того, пользу или вред девиация приносит обществу, можно выделить два её типа:
- конструктивный;
- деструктивный.
В первом случае девиация поощряется и вознаграждается. Одобряются обществом поступки героев, гениев и лидеров. Во втором случае действия обществом не приветствуются, считаются вредными и разрушительными. Как следствие, наступает наказание для человека в виде осуждения, изоляция или лечения.
Девиация как форма отклонения
Литературные примеры
Если вас интересуют примеры девиантного поведения, из литературы можно почерпнуть много интересного. Вот наиболее яркие из них:
- Раскольников из произведения «Преступление и наказание» Достоевского демонстрирует пример девиантного поведения. Ради материальной выгоды он решается на убийство.
- Поведение Чацкого в пьесе «Горе от ума» Грибоедова. Данный персонаж порой бывает вспыльчивым и абсолютно бестактным. Он выступает в роли обличителя чужих пороков, а также строгого судьи моральных устоев.
- В романе «Анна Каренина» Толстого главную героиню также можно привести в качестве примера девиантного поведения. Супружеская измена, внебрачные связи, а также суицид являются ярчайшими признаками.
- В «Педагогической поэме» Макаренко практически все воспитанники приюта так или иначе олицетворяют девиантное поведение. Данное произведение интересно в первую очередь тем, что талантливому педагогу удалось исправить ситуацию.
- Герой произведения «Гобсек» Бальзака представляет собой довольно интересный пример девиантного поведения. Жадный ростовщик имеет патологическую склонность к накоплению. Как результат, в его чулане находят огромное количество материальных ценностей, а также еды, которая просто испортилась.
Психологический подход
Е.В. Змановская предложила классификацию, основываясь на виде нарушаемой нормы и последующих отрицательных последствиях девиаций:
- Антисоциальное (деликветное) поведение. Сюда включается любая форма поведения (действия или бездействия) несет вред обществу в различной степени вплоть до привлечения к ответственности перед законом. У взрослых проявляется в противоправных и преступных действиях, влекущих за собой уголовную или гражданские виды ответственности. Такие подростки занимаются воровством, грабят, совершают акты вандализма, вступают в драки без особых причин, но дерутся жестоко, легко переступают через закон и нормы морали. Дети от 5 до 12 лет воруют, мучат или издеваются над животными, проявляют недетскую жесткость в отношениях со сверстниками и младшими детьми.
- Асоциальное поведение. Это постоянное целенаправленное несоблюдение общественных и морально-этических и нравственных норм, представляющих угрозу межличностным отношениям. Такие подростки и дети рано вступают в половые связи, часто меняют партнеров, занимаются проституцией, склонны и к другим нарушениям в сексуальной сфере (вуайеризм, совращение, эксбеционизм и др.).
Часто именно такие подростки оставляют неприличные надписи и рисунки на стенах, в лифтах. Делают шрамирование, татуировки, тематика определяется включенностью в разные субкультуры. Среди детей такое поведение чаще выражается в уходах из дома, постоянным стремлением ко лжи, злословию, нередки вымогательство, попрошайничество.
- Аутодеструктивное (саморазрушающее) поведение. Выражается в поведении, отклоняющемся от норм медицины и психологии. Примерами служат различные виды зависимостей. Либо такие девианты ищут риска для своей жизни в различных видах деятельности – быстрой езде, экстремальных видах спорта и увлечениях.
Специфика аутодеструктивного поведения заключается во взаимосвязи формы поведения и групповых ценностях. Т.е. поведение подростка может быть продиктовано влиянием социальной группы, в которой он интегрирован. Проявляется в самопорезах, шрамировании, татуировании, патологическом обжорстве или отказе от пищи и стремлении похудеть, употреблении наркотических веществ, компьютерной зависимости. Иногда в суицидальном поведении. У детей как вариант проявляется в табакокурении или токсиокомании. Но аутодеструктивное поведение обычно не характерно для детей.
После рассмотрения различных подходов к рубрикации девиантного поведения можно увидеть много общего между медицинским и психологическими подходами. Но любая классификация является условной. В реальности часто все эти формы девиантного поведения сочетаются в различных вариациях или пересекаются. Поэтому каждый случай рассматривается индивидуально.
Делинквентное поведение подростков
Именно в подростковом возрасте человек начинает становиться взрослым, пробуя себя и находя свое место «под солнцем». Делинквентное поведение часто формируется в компании друзей, где есть лидер или даже старший, нежели остальные участники, человек. Они не имеют никаких интересов, не занимаются учебой, спортом и прочими полезными делами. От скуки они начинают употреблять алкоголь, наркотики, совершать различные вредоносные поступки. Здесь можно выделить три группы таких подростков:
- В первую группу входят подростки, которые обладают моральными принципами, однако внутри них живет конфликт. Они часто становятся внушаемыми и импульсивными в своих действиях, после чего раскаиваются и исправляются.
- Во вторую группу входят подростки с внутренним конфликтом, однако у них уже нет угрызения совести и чувства вины. Они совершают поступки, поскольку им так удобно.
- В третью группу входят подростки без какого-либо внутреннего конфликта. Они совершают противоправные действия сознательно, получая от этого удовольствие и полностью осознавая, насколько вредными являются их поступки.
Делинквентное поведение не возникает просто так. Ему предшествуют определенные причины, которые усматриваются в следующем:
- Экономическая ситуация в стране, когда подростки впитывают идею о том, что должны быть богатыми и успешными, однако их реальные финансовые возможности очень малы и ограничены.
- Семейная обстановка. Если у подростка не складываются взаимоотношения с родителями, которые его чрезмерно опекают, игнорируют, приказывают, не уважают, не любят, не слушают, тогда возникает противоправное поведение.
- Снижение значимости моральных и культурных ценностей в обществе, что впитывается подростками.
- Нестабильная ситуация в стране, которая может претерпевать различные перемены, сказывающиеся на восприятии мира подростками.
- Увлеченность просмотром различных боевиков и фильмов ужасов, в которых отсутствует цензура, все друг друга убивают и причиняют физический вред.
- Наличие внутренних конфликтов, когда подросток не соответствуют своему идеальному «Я».
Поскольку подросток не способен контролировать свои эмоции, а также часто обвиняет в своих бедах окружающих, он предпочитает совершать делинквентные поступки. Причинив определенный вред обществу, он не видит в этом ничего плохого, поскольку считает, что совершил справедливое действие в отместку за свое горе.
Подростки очень нуждаются в уважении, любви и внимании к своей персоне. Причем они нуждаются не в нравоучениях, а именно в уважительной, равноправной позиции. Если в семье и в школе ребенок требуемых чувств не испытывает к себе, тогда он становится склонным к деструктивному поведению.
Еще одной причиной делинквентного поведения становится потребность получать приятные эмоции. Если ребенок ни с кем не дружит, не успешен в учебе, не любим родителями, тогда он может ощутить приятные переживания после употребления алкоголя или интима. Если эти способы достижения счастья являются самыми сильными и яркими, тогда подросток начнет к ним прибегать.
Отсутствие увлечений и наличие большого количества свободного времени, которое некуда подевать, тоже может стать причиной делинквентного поведения. Подросток просто будет искать себя хоть в чем-то, что может привести его к противоправному поведению.
Проблема антисоциальных проявлений
Делинквентное (от англ. delinquency — преступление, правонарушение) поведение является частным случаем более широкого понятия девиантного (отклоняющегося) поведения, которое уже давно было известно в психологии и подвергалось всестороннему изучению. Многообразие причин возникновения этого явления и последствий, к которым оно приводило, послужило причиной выделить его в отдельную область изучения. Для лучшего понимания механизмов потребовалась помощь специалистов по социологии, педагогике, криминологии и другим смежным наукам.
Основной признак делинквентности
В процессе развития общества сформировался комплекс религиозных, моральных, этических и поведенческих норм, регулирующий комфортное сосуществование людей в социуме. Часть из них получила статус обязательного исполнения в виде законов, за соблюдением которых следит государство. А другая существует как свод неписаных правил, нарушение которых вызывает общественное порицание. Девиацией в этом смысле является любое отклонение от нормы, независимо от того, подпадает оно под определение преступления или нет.
Субъектом девиантного поведения становится человек или общество в целом. Акция в храме Христа Спасителя, организованная Pussy Riot, яркий тому пример. Политическое выступление «Богородице, дево, Путина прогони» в форме пляски у святого престола оскорбляло чувства верующих, нарушало регламент работы и выглядело кощунством, но при этом под статью о хулиганстве попадало с очень большой натяжкой, о чём видные представители коллегии адвокатов и указали в открытом письме, опубликованном в СМИ.
Однако в обществе, получившем в свою сторону формальный плевок, сложилось мнение о необходимости наказания за столь вызывающее поведение. Антиправительственная составляющая акции была выхолощена, а сама она превращена в хулиганскую выходку, направленную на создание дешёвого пиара.
Зависимость от внешних условий
В психологии это понятие рассматривается по-разному, и некоторые учёные относят к нему и проступки, напрямую не связанные с преступлением. Но они всегда нарушают именно писаные установки, будь то УК, административный кодекс, устав школы или правила техники безопасности. А из-за того, что законы подвержены изменениям, одно и то же действие может быть деликтом, а может и не быть. Закон 1960 года о спекуляции и валютных махинациях определял эти деяния как проявления делинквентного поведения, а после 1991 г., в условиях новых экономических отношений, они стали нормой.
Существует непосредственная зависимость и от культуры, доминирующей в каждом конкретном государстве. Такая распространённая половая девиация, как гомосексуализм, в истории и в современном мире воспринимается далеко не однозначно. В античной Греции эти отношения считались чуть ли не обязательной нормой для гражданина Афин, гомея Спарты или при дворе македонских царей. А сегодня в ряде мусульманских стран за это могут приговорить к смертной казни, в других — к тюремному сроку, притом что в Европе и США реакция колеблется между нейтральной позицией и нормой.
Примеры делинквентного поведения особенно распространены в государствах, где происходят революции или осуществляются глобальные реформы. Старые нормы жизни уже отменили, а применение новых ещё не укоренилось в сознании населения, что автоматически делается ведущим фактором роста криминальных отношений между людьми. В качестве иллюстрации достаточно вспомнить разгул бандитизма в России девяностых, чтобы оценить размах возможных отклонений.
Виды деликтов
Основным отличием асоциального проявления считается вред, наносимый себе, другому человеку, группе лиц или обществу в целом. Отрицание общественных ценностей и последствия этого проявляются с разной степенью агрессивности. Можно выделить 4 вида делинквентного поведения:
Аддиктивное, для которого характерен уход от реальности в мир искажённых понятий и пагубных пристрастий (алкоголизм, наркомания, сектантство, игровая, сексуальная, компьютерная зависимости). Разрушению при этом подвергаются психическое и физическое здоровье, социальные связи с обществом.
Нарушения дисциплины, что выражается в несоблюдении распорядка, опозданиях и прогулах, в появлении на работе или в учебном заведении в нетрезвом виде, в отказе от исполнения своих обязанностей.
Административные проступки. Нецензурная брань в общественных местах, демонстративное распитие спиртных напитков, нарушение ПДД и др.
Преступления, когда нарушается закон (кража, убийство, изнасилование, грабёж и т. д. ) и за что предусмотрено уголовное наказание.
Проблема антисоциальных проявлений
Делинквентное (от англ. delinquency — преступление, правонарушение) поведение является частным случаем более широкого понятия девиантного (отклоняющегося) поведения, которое уже давно было известно в психологии и подвергалось всестороннему изучению. Многообразие причин возникновения этого явления и последствий, к которым оно приводило, послужило причиной выделить его в отдельную область изучения. Для лучшего понимания механизмов потребовалась помощь специалистов по социологии, педагогике, криминологии и другим смежным наукам.
Основной признак делинквентности
В процессе развития общества сформировался комплекс религиозных, моральных, этических и поведенческих норм, регулирующий комфортное сосуществование людей в социуме. Часть из них получила статус обязательного исполнения в виде законов, за соблюдением которых следит государство. А другая существует как свод неписаных правил, нарушение которых вызывает общественное порицание. Девиацией в этом смысле является любое отклонение от нормы, независимо от того, подпадает оно под определение преступления или нет.
Субъектом девиантного поведения становится человек или общество в целом. Акция в храме Христа Спасителя, организованная Pussy Riot, яркий тому пример. Политическое выступление «Богородице, дево, Путина прогони» в форме пляски у святого престола оскорбляло чувства верующих, нарушало регламент работы и выглядело кощунством, но при этом под статью о хулиганстве попадало с очень большой натяжкой, о чём видные представители коллегии адвокатов и указали в открытом письме, опубликованном в СМИ.
Однако в обществе, получившем в свою сторону формальный плевок, сложилось мнение о необходимости наказания за столь вызывающее поведение. Антиправительственная составляющая акции была выхолощена, а сама она превращена в хулиганскую выходку, направленную на создание дешёвого пиара.
Зависимость от внешних условий
В психологии это понятие рассматривается по-разному, и некоторые учёные относят к нему и проступки, напрямую не связанные с преступлением. Но они всегда нарушают именно писаные установки, будь то УК, административный кодекс, устав школы или правила техники безопасности. А из-за того, что законы подвержены изменениям, одно и то же действие может быть деликтом, а может и не быть. Закон 1960 года о спекуляции и валютных махинациях определял эти деяния как проявления делинквентного поведения, а после 1991 г., в условиях новых экономических отношений, они стали нормой.
Существует непосредственная зависимость и от культуры, доминирующей в каждом конкретном государстве. Такая распространённая половая девиация, как гомосексуализм, в истории и в современном мире воспринимается далеко не однозначно. В античной Греции эти отношения считались чуть ли не обязательной нормой для гражданина Афин, гомея Спарты или при дворе македонских царей. А сегодня в ряде мусульманских стран за это могут приговорить к смертной казни, в других — к тюремному сроку, притом что в Европе и США реакция колеблется между нейтральной позицией и нормой.
Примеры делинквентного поведения особенно распространены в государствах, где происходят революции или осуществляются глобальные реформы. Старые нормы жизни уже отменили, а применение новых ещё не укоренилось в сознании населения, что автоматически делается ведущим фактором роста криминальных отношений между людьми. В качестве иллюстрации достаточно вспомнить разгул бандитизма в России девяностых, чтобы оценить размах возможных отклонений.
Виды деликтов
Основным отличием асоциального проявления считается вред, наносимый себе, другому человеку, группе лиц или обществу в целом. Отрицание общественных ценностей и последствия этого проявляются с разной степенью агрессивности. Можно выделить 4 вида делинквентного поведения:
- Аддиктивное, для которого характерен уход от реальности в мир искажённых понятий и пагубных пристрастий (алкоголизм, наркомания, сектантство, игровая, сексуальная, компьютерная зависимости). Разрушению при этом подвергаются психическое и физическое здоровье, социальные связи с обществом.
- Нарушения дисциплины, что выражается в несоблюдении распорядка, опозданиях и прогулах, в появлении на работе или в учебном заведении в нетрезвом виде, в отказе от исполнения своих обязанностей.
- Административные проступки. Нецензурная брань в общественных местах, демонстративное распитие спиртных напитков, нарушение ПДД и др.
- Преступления, когда нарушается закон (кража, убийство, изнасилование, грабёж и т. д. ) и за что предусмотрено уголовное наказание.
Причины делинквентности
Различные направления социологии объясняют отклонения от нормального поведения неодинаково. Мертон, вслед за Дюркгеймом, использует понятие «аномалия». Под ним он понимает состояние общества, когда новые ценности еще не утвердились, а старые уже отжили свое. Таким образом, можно объяснить и делинквентность подростков. Она связана с перестройкой психики и изменением их места и роли в обществе. Причиной делинквентного поведения, по мнению Мертона, является несогласованность между целями, которые ставит перед человеком общество, и средствами, которое оно ему предоставляет. Другое направление объясняет отклонения наличием норм другой культуры. Русский социолог считает, что девиации возникают из-за неравенства людей, невозможности удовлетворения своих потребностей отдельными социальными группами. Еще одна группа причин связана с ростом числа различных патологий. Например, психических заболеваний, наркомании и алкоголизма.
Типы девиантного поведения
Зависимо от отношения к людям Т. Парсонс выделяет два вида девиантного поведения:
1. Личность заботится о сохранении и установлении отношений с другими личностями. Она может стремиться возобладать над другим, поставить в подчиненное положение его. Это часто обуславливается девиантным поведением и мотивацией. Так зачастую поступают члены преступных групп.
2. Личность уступает другим, им подчиняется. В этих случаях она может становиться на путь девиантного поведения и мотивации, в особенности в отношении к личности сильной и активной. Так, пассивное приспособление к Сталину и сталинской иерархии в большевистском руководстве было причиной девиантности большинства людей.
Классификация девиантного поведения зависимо от отношения к стандартам (нормам, потребностям, ценностям,) разработана в обществе Мертоном (в 1910 г.), который выделял такие виды девиантного поведения:
Нормальность (тотальный конформизм) поведения, принятие культурных норм. Таким является поведение человека, который получил хорошее образование, имеет престижную работу, продвигается по карьерной лестнице и так далее. Такое поведение реализует как свои потребности, так и ориентируется на других (соблюдены нормы). Это, строго говоря, как раз единственный вид недевиантного поведения, в отношении к которому выделяются разные виды девиации.
Инновационное поведение означает, с одной стороны, согласие с целями собственной жизнедеятельности, которые одобряются в этом обществе (культуре), но, с другой стороны, не следует одобряемым общественно средствам их достижения. Инноваторы применяют новые, девиантные, нестандартные средства достижения полезных общественно целей. В постсоветской России много инноваторов занялись строительством финансовых «пирамид», приватизацией государственной собственности, вымогательством («рэкетом») и так далее.
Ритуализм до абсурда доводит нормы и принципы этого общества. Ритуалист — бюрократ, который требует выполнения всех формальностей от просителя, и забастовщики, которые работают «по правилам», что вызывает остановку самой работы.
Ретреатизм (бегство от действительности) — это тип девиантного поведения, при котором человек отвергает и пути (издержки, средства, время) достижения, и сами одобряемые обществом цели. Такое девиантное поведение присуще пьяницам, бомжам, монахам, наркоманам и так далее.
Революция (бунт) — форма девиантного поведения, которая не лишь отрицает устаревшие пути поведения и цели, но и заменяет их новыми. Российские большевики во главе с Лениным отвергли средства и цели буржуазно-демократического общества, которые складывались в 1917 году в России после свержения самодержавия, и восстановили последнее на новой политической, идеологической, социальной и экономической основе.
Из сказанного видно, что девиация и конформизм — два противоположных типа поведения, которые предполагают взаимно и исключают одно другое. Из описания видов девиации видно, что она не является лишь негативным типом поведения людей, как это может на первый взгляд показаться. Юрий Деточки в фильме «Берегись автомобиля» ради благородных целей — борьбы с «теневиками» и спекулянтами — крал у них автомобили, и перечислял в детские дома средства от продажи.
История изучения
Нормальное поведение людей – это основа гармоничного функционирования любого общества. Поэтому во все времена власти, философы и ученые стремились найти методы и средства его стимулирования. Поэтому делинквентность – это предмет исследования социологии. У истоков ее изучения стол еще Дюркгейм. Однако отдельное направление, посвященное исследованию делинквентности, сформировалось благодаря Мертону и Коэну. В СССР ее изучали в рамках наркологии, криминологии и суицидологии как специальных дисцилин. Делинквентность – это предмет изучения русских социологов только с 1960-1970-х годов. Большой вклад в исследование этого явления внесли Афанасьев, Здравомыслов, Маточкин, Гилинский.
Характеристики девиантного поведения
В некоторых современных исследованиях нередко понятие «девиантное поведение» соотносят с еще одним типом поведения – делинквентным. Но в действительности эти понятия, несмотря на свою созвучность и некоторую идентичность, все же не совпадают.
Рисунок 1. Девиантное поведение. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
- Позитивные отклонения от социальных норм, которые направлены на то, чтобы избавиться от устаревших и неактуальных стандартов и норм. Это способствует качественному изменению социальной системы, без которого общество не может дальше развиваться и выйти на совершенно новый уровень своего развития.
- Негативные отклонения от социальных норм – иными словами их называют дисфункциональными, поскольку они могут дезорганизовать социальную систему, привести ее к неминуемому разрушению. Это, в свою очередь, становится причиной девиантного поведения членов общества, которые недовольны сложившимися обстоятельствами, и стремятся всеми силами и действиями продемонстрировать свое неудовлетворение.
Рисунок 2. Формы девиантного поведения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Девиантное поведение может быть нескольких типов:
- Во-первых, это инновация, которая предполагает согласие с общими целями общества, но при этом отрицание общепринятых способов, которые могли бы помочь достичь поставленных целей;
- Во-вторых, ритуализм – связан с отрицанием целей конкретного общества и абсурдным преувеличением способов их достижения;
- В-третьих, ретретизм – отказ человека или группы лиц от социально одобренных целей и, соответственно, отказ от традиционных и привычных способов их достижения.
Последний тип девиантного поведения – бунт. Он отрицает и цели, и способы достижения целей, но при этом стремится к их замене на совершенно новые. К бунтарям следует относить революционеров, которые стремятся к коренной ломке всех общественных отношений. При этом, они могут предлагать новые способы достижения целей, а могут просто разрушать старые без возможностей альтернатив.
Но правильно ли это сегодня в условиях развивающихся свободных отношений и разнообразия видения мира?
Общество предлагает отклоняющееся поведение сделать максимально полезным, как то поведение, что демонстрируют известные художники, великие ученые, одаренные или жертвующие люди. Да, и эти люди с девиантным поведением! Но с «положительным»! Их таланты и способности, которые не всем даны от природы, или воспитания, делают их отдельными от остальной массы.
Как ребенок, ударивший другого ребенка, так и полицейский, пожертвовавший жизнью ради спасения другого — девианты. Общество остерегается различного проявления волнений и протестов, беспокоится и поддерживает порядок. Это не редко зажимает! А вина девианта только в том, что само общество не дало нужного направления вовремя, списывая на сложности обучения человека, не похожего на себя. Если одни нашли правильный курс сами, другие тонули в критике окружающих людей, самобичевании, неуверенности и страхах.
Какую профилактику делинквентного поведения можно провести в итоге?
Лучше делинквентное поведение предупреждать, нежели устранять. И здесь поможет профилактика:
Благополучные отношения родителей с ребенком, когда его уважают, слышат, ценят, поддерживают, помогают
Здесь важно родителям замечать детские проблемы и помогать в нахождении мирных способов их решения.
Устранение фильмов и передач, показывающих насилие.
Способствование успеваемости в школе. Необязательно быть отличником, однако ребенок должен хотя бы по каким-то предметам получать хорошие оценки.
Эмоционально положительный настрой
Ребенок должен получать положительные эмоции от повседневной жизни.
Наличие друзей, когда ребенка будут окружать люди с моральными устоями и ценностями.