Закономерности ощущений. виды и свойства ощущений
Содержание:
- Контрольные вопросы
- Глава 2 ВОСПРИЯТИЕ
- Проприоцептивные ощущения
- Свойства ощущений
- Явления адаптации и сенсибилизации органов чувств.
- Изменение чувствительности анализаторов под воздействием разных факторов
- Свойства ощущений[4]
- Осязание
- Происхождение понятия
- Явления адаптации и сенсибилизации органов чувств.
- Интероцептивные ощущения
- Понятие об ощущениях
- Повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов называется сенсибилизацией (от лат. sensibilis – чувствительный);
- Сенсибилизация и синестезия
- Понятие о восприятии
- § 9. Общее понятие об ощущениях
Контрольные вопросы
1. Какую роль играет процесс ощущения в нашей жизни? 2. Какова схема строения анализатора? Как возникает ощущение? 3. Как ощущение связано с движением? 4. Как влияет на организм, на сознание человека ситуация сенсорной изоляции? 5. Какие виды ощущений вы знаете? 6. Как изменяется интенсивность ощущения? 7. Как сенсорная адаптация влияет на изменение чувствительности человека? Приведите примеры. 8. Как сенсибилизация влияет на изменение чувствительности человека? 9. Какими причинами может быть вызвана сенсибилизация? 10. Приведите примеры контраста ощущений. Как его можно использовать в учебной деятельности? 11. Приведите примеры синестезии. Будет ли способствовать синестезия учебной деятельности? 12. Разные методики раннего развития детей стараются сохранить и удержать способности к синестезии. Цветные кубики Зайцева, к примеру, звенят и стучат. Зачем?
Глава 2
ВОСПРИЯТИЕ
Проприоцептивные ощущения
Отвечают за передачу сигналов о положении тела в пространстве и включают следующие ощущения:
- равновесия (статическое),
- двигательное (кинестетическое).
Рецепторы этой группы чувствительности располагаются в мышцах и суставах (связках, сухожилиях). Их называют тельцами Паччини.
Ощущения равновесия
Характеризуют положение, которое занимает тело в пространстве. Их дает нам орган, располагающийся во внутреннем ухе. Периферические рецепторы располагаются в полукружных каналах внутреннего уха (вестибулярного аппарата), похожего на раковину улитки и называемой лабиринтом. Органы равновесия тесно взаимосвязаны с другими внутренними органами. Сильное их перевозбуждение приводит к тошноте, рвоте (так называемой морской или воздушной болезни). Благодаря регулярным тренировкам устойчивость органов равновесия сильно возрастает. Вестибулярный аппарат передает сигналы о движениях и положениях головы. При повреждениях лабиринта человек не может ни сидеть, ни стоять, ни тем более ходить.
Двигательные (кинестетические)
Это ощущения положения и движения частей тела. Благодаря деятельности двигательного анализатора человек получает возможность координировать и контролировать свои движения. Рецепторы двигательных ощущений находятся в сухожилиях и мышцах, в пальцах рук, губах и языке, так как именно этими органами осуществляются точные и тонкие рабочие и речевые движения.
Развитие кинестетических ощущений — одна из важнейших задач обучения. Уроки физкультуры, труда, рисования, чтения, черчения необходимо спланировать учитывая возможности и перспективы развития двигательного анализатора. Развитие движений и овладение — ключ к учебной и трудовой деятельности. При изучении иностранного языка требуется выработка речедвигательных движений, нехарактерных русскому языку.
Свойства ощущений
Свойства ощущений — это пороги. Абсолютный порог ощущений — это та минимальная интенсивность, при которой сигнал начинает осознаваться субъектом. Для разных видов ощущений существуют свои пороги, иногда значительно отличающиеся друг от друга. Относительный (дифференциальный) порог, выражаемый законом Вебера — Фехнера, показывает, какое минимальное приращение интенсивности необходимо для того, чтобы ощутить изменение сигнала. Естественно, что чем больше исходный уровень, тем больше и порог. При тихом звуке достаточно слегка прибавить громкость, чтобы все ощутили разницу. Если же раздается громкая музыка или слышится сильный шум за окном, то незначительное их усиление нами не улавливается.
Ведущие свойства ощущений — это также адаптация, сенсибилизация и синестезия.
Адаптация — это способность органов чувств приспосабливаться, привыкать к новому, или изменившему интенсивность, сигналу. Существуют, например, темновая и световая адаптация, адаптация к температуре или качеству поверхности. Некоторые из них мы довольно часто испытываем в повседневной жизни. Так, зайдя с солнечной улицы в темное помещение, мы в первый момент почти ничего не видим. Однако довольно быстро глаза привыкают (адаптируются) к полумраку, и мы начинаем различать окружающее, сначала смутно, а затем все более и более отчетливо. Точно так же, выйдя на яркий свет из темноты, мы в первый момент плохо различаем окружающее, а затем световая адаптация помогает нам увидеть предметы. Опуская руку в горячую воду, мы вначале чувствуем высокую температуру, однако постепенно рука привыкает и перестает ощущать воду как горячую (или чрезмерно Есть только два вида чувствительности, к которой не может привыкнуть живое существо — боль и слух. Это связано с биологической целесообразностью, так как, привыкая, например к боли, у живого существа снижается порог опасности и оно может погибнуть
Важно также и постоянно слышать звуки окружающего мира, так как (особенно на первых этапах филогенеза) опасность можно было точнее определить именно по звуку, сигнализирующему о ее приближении. У человека также речь (т.е
звук) содержит чрезвычайно важную для жизни информацию
К звуку можно постараться привыкнуть, не замечать его (как и боль), но стоит ослабить внимание — и звук или боль опять осознаются, в то время как воссоздать ощущения горячей воды или слепоты в темной комнате мы уже не сможем ни при каких условиях
Сенсибилизация связана с повышением чувствительности, снижением ее порога. Это свойство возникает в связи с усилением мотивации или определенными условиями жизни, требованиями профессиональной деятельности. Так, при высокой заинтересованности мы можем услышать звуки, которых бы не услышали в обычной ситуации (например, вам хочется услышать тихую речь, зная, что разговор идет именно о вас). Музыканты различают обертоны в звуке, кажущемся непрофессионалам единым тоном. Точно так же художники видят разные оттенки в едином для других цвете. Повышению чувствительности способствуют и условия жизни, например северные народы выделяют несколько оттенков белого цвета (единого для остальных), так как от состояния снега зависит многое в их жизни.
Синестезия основана на совместной работе нескольких анализаторов. Так, мы можем связать цвет со звуком (например цветомузыка) или с температурными ощущениями (теплые или холодные тона) и т.д. Синестезия помогает компенсировать и недостатки деятельности какого-то анализатора, например плохо слышащие люди различают звуки по вибрации. В любом случае такое совместное ощущение более устойчиво и лучше сохраняется в памяти, чем обычное.
Явления адаптации и сенсибилизации органов чувств.
Изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к действующим раздражителям называется адаптацией.
Разные анализаторы имеют различную скорость и различный диапазон адаптации. К одним раздражителям адаптация происходит быстрее, к другим – медленнее. Более быстро адаптируются обонятельные и тактильные анализаторы. Полная адаптация к запаху йода наступает через 1 мин. Через 3 с ощущение давления отражает только 1/5 силы раздражителя (поиск очков, сдвинутых на лоб, – один из примеров тактильной адаптации). Еще медленнее адаптируются слуховой, вкусовой и зрительный анализаторы. Для полной адаптации к темноте необходимо 45 мин. После этого периода зрительная чувствительность увеличивается в 200 000 раз.
Явление адаптации имеет целесообразное биологическое значение. Оно содействует отражению слабых раздражителей и предохраняет анализаторы от чрезмерного воздействия сильных раздражителей.
Чувствительность зависит не только от воздействия внешних раздражителей, но и от внутренних состояний.
Повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних факторов называется сенсибилизацией. Так, например, слабые вкусовые ощущения повышают зрительную чувствительность. Это объясняется взаимосвязью данных анализаторов, их системной работой.
Сенсибилизация (обострение чувствительности) может быть вызвана не только взаимодействием ощущений, но и физиологическими факторами, введением в организм тех или иных веществ. Чувствительность повышается, если человек ожидает воздействия того или иного слабого раздражителя, когда перед ним выдвигается специальная задача различения раздражителей. Чувствительность отдельного человека совершенствуется в результате упражнения. Так, дегустаторы, специально упражняя вкусовую и обонятельную чувствительность, различают разнообразные сорта вин, чая и могут даже определить, когда и где изготовлен продукт.
У людей, лишенных какого-либо вида чувствительности, осуществляется компенсация этого недостатка за счет повышения чувствительности других органов.
Взаимодействие ощущений в одних случаях приводит к сенсибилизации, к повышению чувствительности, а в других случаях – к ее понижению, т. е. к десенсибилизации. Сильное возбуждение одних анализаторов всегда понижает чувствительность других анализаторов. Так, повышенный уровень шума в «громких цехах» понижает зрительную чувствительность.
Одним из проявлений взаимодействия ощущений является контраст ощущений. Контраст ощущений – это повышение чувствительности к одним свойствам под влиянием других, противоположных свойств действительности. Например, одна и та же фигура серого цвета на белом фоне кажется темной, а на черном – светлой.
Иногда ощущения одного вида могут вызвать добавочные ощущения. Например, звуки могут вызвать цветовые ощущения, желтый цвет – ощущение кислого. Это явление называется синестезией.
Изменение чувствительности анализаторов под воздействием разных факторов
Чувствительность глаза может измениться примерно в 210 раз. Время темновой адаптации составляет примерно 30-40 мин, время адаптации к свету около 10 мин. Разные анализаторы имеют неодинаковую способность к адаптации. Наиболее быстро адаптация происходит в тактильном, обонятельном анализаторах. Наиболее медленно — в зрительном
Практически не возникает адаптации человека к болевому ощущению, что имеет важное биологическое значение, так как болевое ощущение является сигналом неблагополучия в организме. Если бы была возможна адаптация к боли, то некоторые пациенты надолго задерживали бы, например визит к стоматологу
Известно, что условия деятельности, связанные с постоянной переадаптацией анализаторов, вызывают быстрое утомление. (Например, работа за монитором компьютера с постоянно меняющейся освещенностью экрана).
Свойства ощущений[4]
- Модальность — качественная характеристика ощущений. Каждый вид ощущений имеет свои модальные характеристики. Для зрительных ощущений таковыми могут быть цветовой тон, светлота, насыщенность; для слуховых — высота тона, тембр, громкость; для тактильных — твердость, шероховатость и т. д.
- Интенсивность — классическая количественная характеристика ощущений.
- Локализация — пространственная характеристика ощущений, информация о локализации раздражителя в пространстве. В некоторых случаях (болевые, интероцептивные ощущения) локализация затруднена, неопределенна.
- Длительность — временная характеристика ощущения.
Осязание
Наверное, вы замечали, что многие мужчины зимой ходят в легких куртках и без шапок. А вот женщины кутаются в шубы и платки. Дело в том, что на поверхности нашей кожи расположены более 3000 рецепторов боли, 200 000 рецепторов холода и 500 000 рецепторов, «отвечающих» за восприятие прикосновений и давления. При этом у представительниц прекрасного пола кожа в 10 раз чувствительнее, чем у мужчин, поскольку она тоньше. К тому же на женскую чувствительность еще влияет гормон окситоцин. Именно поэтому женщины острее реагируют на прикосновения.
Еще мужской мозг обладает свойством «отключать» кожные рецепторы. Так, если мужчина занят каким-то важным или увлекательным делом, он может не заметить, что ему холодно.
В одной из американских библиотек было проведено такое исследование. Сотрудников библиотеки в одних случаях просили прикасаться к рукам берущих книги студентов, а в других — не делать этого. Если это были студентки, то они, как правило, реагировали на прикосновения позитивно, начинали испытывать симпатию к служащим и у них составлялось положительное мнение о библиотеке в целом. У тех, к кому библиотекари не прикасались, впечатление о библиотеке было менее позитивным. А вот отношение студентов мужского пола к библиотеке и ее сотрудникам не менялось.
В ходе другого исследования под руководством профессоров Уитчера и Фишера изучались тактильные контакты пациентов и медсотрудников хирургической клиники в процессе исполнения последними профессиональных обязанностей.
Выяснилось, что у пациенток, к которым прикасались медицинские работники, не было страха перед предстоящими операциями, а после операции кровяное давление и прочие показатели здоровья у них чаще бывали в норме. А вот у мужчин после прикосновений наблюдался противоположный эффект: давление у них повышалось и в целом после операции состояние было хуже. Исходя из результатов эксперимента ученые сделали вывод, что женщины реагируют на прикосновения более положительно, чем мужчины.
По словам автора книги «Гендерная психология» (2007 г.) Т.В. Бендас, в дошкольном и младшем школьном возрасте особых различий в плане осязания между мальчиками и девочками не наблюдается, хотя в возрасте 5 и 8 лет девочки лучше чувствуют гладкую поверхность, а с 7 до 9 лет у них лучше взаимодействуют зрительный и тактильный анализаторы при определении длины. А вот исследователи В.Д. Еремеева и Т.П. Хризман пришли к заключению, что у учениц младших классов кожная чувствительность выше, чем у мальчиков, и они сильнее реагируют на поглаживания или прикосновения.
Правда, Дж. Розенблиц полагает, что степень тактильной чувствительности зависит не столько от половой принадлежности, сколько от кормления грудью в младенческом возрасте. Дело в том, что среди девочек тактильные ощущения оказались более развиты именно у тех, кто в младенчестве получал грудное молоко. В то же время Р. Белл и Костелло обнаружили, что наименее чувствительны к прикосновениям были новорожденные с более низким весом. А прибавка в весе у младенцев часто зависит именно от кормления грудью. К тому же, как говорят эксперты, мальчики обычно рождаются более крупными, чем девочки, а потом больше теряют в весе.
Происхождение понятия
Свойство нервной системы воспринимать внешнее и внутреннее раздражающее воздействие с помощью специальных клеток (рецепторов) и реагировать на них относят к обобщенному понятию — чувствительность. Причем свойственно оно как человеку, так и животному. В свою очередь, тактильная чувствительность — это разновидность восприимчивости кожного покрова. Она взаимосвязана с ощущениями прикосновений и ответной реакцией на раздражители, давление, вибрацию. Тактильные рецепторы — это часть системы осязания. Располагаются они на слизистых и поверхности кожи.
Само понятие «тактильная чувствительность» происходит от латинского tactilis — осязаемый, осязание, tango — касаюсь, трогаю — обозначает разновидность ощущений, возникающих после воздействия на кожу различных механических раздражителей (прикосновения, сдавливание, нажатие, вибрация, поглаживание, пощипывание, уколы, прикосновения предметов и прочего).
Явления адаптации и сенсибилизации органов чувств.
Изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к действующим раздражителям называется адаптацией.
Разные анализаторы имеют различную скорость и различный диапазон адаптации. К одним раздражителям адаптация происходит быстрее, к другим – медленнее. Более быстро адаптируются обонятельные и тактильные анализаторы. Полная адаптация к запаху йода наступает через 1 мин. Через 3 с ощущение давления отражает только 1/5 силы раздражителя (поиск очков, сдвинутых на лоб, – один из примеров тактильной адаптации). Еще медленнее адаптируются слуховой, вкусовой и зрительный анализаторы. Для полной адаптации к темноте необходимо 45 мин. После этого периода зрительная чувствительность увеличивается в 200 000 раз.
Явление адаптации имеет целесообразное биологическое значение. Оно содействует отражению слабых раздражителей и предохраняет анализаторы от чрезмерного воздействия сильных раздражителей.
Чувствительность зависит не только от воздействия внешних раздражителей, но и от внутренних состояний.
Повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних факторов называется сенсибилизацией. Так, например, слабые вкусовые ощущения повышают зрительную чувствительность. Это объясняется взаимосвязью данных анализаторов, их системной работой.
Сенсибилизация (обострение чувствительности) может быть вызвана не только взаимодействием ощущений, но и физиологическими факторами, введением в организм тех или иных веществ. Чувствительность повышается, если человек ожидает воздействия того или иного слабого раздражителя, когда перед ним выдвигается специальная задача различения раздражителей. Чувствительность отдельного человека совершенствуется в результате упражнения. Так, дегустаторы, специально упражняя вкусовую и обонятельную чувствительность, различают разнообразные сорта вин, чая и могут даже определить, когда и где изготовлен продукт.
У людей, лишенных какого-либо вида чувствительности, осуществляется компенсация этого недостатка за счет повышения чувствительности других органов.
Взаимодействие ощущений в одних случаях приводит к сенсибилизации, к повышению чувствительности, а в других случаях – к ее понижению, т. е. к десенсибилизации. Сильное возбуждение одних анализаторов всегда понижает чувствительность других анализаторов. Так, повышенный уровень шума в «громких цехах» понижает зрительную чувствительность.
Одним из проявлений взаимодействия ощущений является контраст ощущений. Контраст ощущений – это повышение чувствительности к одним свойствам под влиянием других, противоположных свойств действительности. Например, одна и та же фигура серого цвета на белом фоне кажется темной, а на черном – светлой.
Иногда ощущения одного вида могут вызвать добавочные ощущения. Например, звуки могут вызвать цветовые ощущения, желтый цвет – ощущение кислого. Это явление называется синестезией.
Интероцептивные ощущения
Оказывается, в психологии это самая древняя и наиболее элементарная группа. Внутренние рецепторы воспринимают информацию и передают сигналы о состоянии органов.
К интероцептивным ощущениям относятся органические. Это разные названия, имеющие один смысл.
Как уже говорилось, органические ощущения, а точнее, внутренние рецепторы сигнализируют о работе организма, внутренних органов — желудка, пищевода, кишечника и других, в их стенках и находятся специальные рецепторы. Если человек здоров и сыт, то никаких органических ощущений он не будет испытывать. Почувствует лишь тогда, когда произойдет нарушение какого-либо органа. К примеру, человек принял не очень свежую пищу, то соответственно, может нарушиться работа его желудка и тогда он непременно это почувствует, т. к. появится боль в животе.
Жажда, голод, боль, тошнота, ощущения в связи с работой сердца, органов дыхания и т. д. — все они являются органическими. Их наличие помогает вовремя узнать о болезни и дает возможность вовремя поправить здоровье.
Понятие об ощущениях
Постараемся понять, что это такое. Понятие об ощущениях в психологии дается как о процессе отражения человеческим сознанием свойств, присущих предметам или явлениям, а также внутреннего состояния. Этот процесс – первоисточник знаний об окружающем мире. Он информирует о форме предметов, запахах, цвете, размерах, температуре, плотности, вкусе продуктов. С его помощью человек слышит, различает звуки, совершает движения, постигая пространство.
Возникновению ощущений предшествует действие внешних раздражителей окружающей среды на органы чувств. Воздействуя на участки нервной системы, раздражение посылает нервным окончаниям органов информацию о мире. Раздражителям свойственна пространственная локализация. Нервные окончания информируют нас, на какой участок тела либо откуда воздействует раздражитель: идет дождь, поступает тепло, падает свет.
Физиология ощущаемости обеспечивается сложной деятельностью органов чувств. К примеру, если человек лишен зрения, он не может различать цвет объектов. У людей с отсутствием слуха нет представления, как звучит голос матери, дождь или музыка.
Ощущения на уровне физиологии обеспечивают органы чувств
Повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов называется сенсибилизацией (от лат. sensibilis – чувствительный);
Изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к силе и продолжительности действующего раздражителя называется адаптацией (от лат. adaptatio – приспособление).
Разные анализаторы имеют различныескорость и диапазон адаптации. Адаптация к одним раздражителям происходит быстро, к другим – медленнее.
Быстрее адаптируются обонятельные и тактильные (от греч. taktilos – прикосновение) анализаторы. (Полная адаптация к запаху йода наступает через минуту. Через три секунды ощущение давления отражает только 1/5 силы раздражителя. Поиск очков, сдвинутых на лоб, – один из примеров тактильной адаптации.) Медленнее адаптируются слуховой, вкусовой и зрительный анализаторы. (Для полной адаптации зрительного анализатора в темноте необходимо 45 мин. Однако зрительная чувствительность имеет самый большой диапазон адаптации. Она изменяется в 200 000 раз.)
Явление адаптации имеет целесообразное биологическое значение. Оно содействует отражению слабых раздражителей и предохраняет анализаторы от чрезмерного воздействия сильных раздражителей. Адаптация как привыкание к постоянным условиям обеспечивает повышенную ориентацию на все новые воздействия.
Чувствительность зависит не только от силы воздействия внешних раздражителей, но и от внутренних состояний.
Сенсибилизация, обострение чувствительности, может быть вызвана: 1)взаимодействием ощущений (например, слабые вкусовые ощущения повышают зрительную чувствительность. Это объясняется взаимосвязью анализаторов, их системной работой); 2)физиологическими факторами (состоянием организма, введением в организм тех или иных веществ; например, для повышения зрительной чувствительности существенное значение имеет витамин А; 3)ожиданием того или иного воздействия, егозначимостью, специальнойустановкой на различение раздражителей; 4)упражнением, опытом (так, дегустаторы, специально упражняя вкусовую и обонятельную чувствительность, различают разнообразные сорта вин, чая и мог даже определить, когда и где изготовлен продукт).
Рис. 18. Контраст ощущений.
Внутренние квадраты производят ощущение различной интенсивности серого цвета. В действительности они одинаковы. Чувствительность к свойствам явлений зависит от смежных контрастных воздействий.
У людей, лишенных какого-либо вида чувствительности этот недостаток компенсируется (возмещается) за счет повышения чувствительности других органов (например, повышение слуховой и. обонятельной чувствительности у слепых). Это так называемаякомпенсаторная сенсибилизация.
Сильное возбуждение одних анализаторов всегда понижает чувствительность других. Это явление называетсядесенсибилизацией. Так, повышенный уровень шума в «громких цехах» понижает зрительную чувствительность; происходит десенсибилизация зрительной чувствительности.
4) Одно из проявлений взаимодействия ощущений – их контраст.
Контраст ощущений (от франц. contraste – резкая противоположность) –это повышение чувствительности к одним свойствам под влиянием других, противоположных, свойств! действительности. Так, одна и та же фигура одного цвета на светлом фоне кажется темной, а на черном – белой (рис. 18).
5)Синестезия (от греч. synaisthesis – совместное ощущение) –ассоциативное (фантомное)иномодальное ощущение, сопутствующее реальному (вид желтого лимона вызывает ощущение кислого).
Сенсибилизация и синестезия
Возникновение вследствие воздействия раздражения на одну анализаторную систему одновременно ощущений характерных для неё и соответствующих другой системе рецепторов называют синестезией. Данное явление не считается расстройством психики.
Синестезия может проявляться в различных вариациях ощущений. Более часто наблюдаются зрительно-слуховые синестезии. Например, у индивида возникают зрительные образы в качестве реакции на воздействие звуковых стимулов. У различных субъектов не существует совпадений в подобных синестезиях, но при этом они достаточно устойчивы для каждой отдельной личности. Некоторые композиторы обладали способностью цветного слуха.
Явление сенсибилизации и синестезии являются еще одним свидетельством устойчивой взаимосвязи анализаторных систем организма человека, единства чувственного. Именно на синестезии базируется создание цветомузыкальных аппаратов, трансформирующих звуковой ряд в цветовые образы. Реже наблюдаются случаи возникновения вкусовых ощущений в качестве реакции на слуховые стимулы, слуховых – зрительные раздражители.
Синестезии подвержен далеко не каждый. Наиболее типичными примерами синестезии являются шелест запахов, цветной слух и обоняние в цвете.
Цветным слухом называют способность субъекта ассоциировать слышимый звук с каким-нибудь цветом.
Слуховая синестезия представляет способность отдельных индивидов как бы «слышать» звуки в ходе наблюдения за движущимися объектами.
Вкусовая синестезия выражается в появлении вкусовых ощущений вследствие произнесения каких-нибудь слов, образов. Так, например, многие субъекты при прослушивании любимой мелодии всякий раз вспоминают вкус шоколада.
Поэтому сенсибилизация в психологии это явление, основанное на взаимодействии ощущений также как и синестезия. Ведь синестезия и сенсибилизация представляют собой тесно соединенные свойства ощущений.
Понятие о восприятии
Процесс восприятия протекает в связи с другими психическими процессами личности: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится), речью (называем предмет восприятия), чувствами (определенным образом относимся к тому, что воспринимаем), волей (в той или иной степени произвольно организуем процесс восприятия).
В результате воздействия определенных предметов и явлений окружающего мира на наши органы чувств формируется предметность восприятия.
Восприятие характеризуется целостностью. Каждая часть, входящая в образ восприятия, приобретает значение лишь при соотнесении ее с целым и определяется им. Сам образ восприятия также зависит от особенностей составляющих его частей.
Воспринимая предмет, мы осмысливаем его как единое целое, имеющее определенную структуру. Мы воспринимаем не систему четырех отрезков прямых линий или определенную совокупность штрихов, кружков, а видим сразу же квадрат, окружность, треугольник.
Гештальтпсихологи объясняют целостность восприятия не свойствами объективной целостности предметов и явлений, а внутренними свойствами «духа», его изначальными целостными структурами. Они утверждают, что в акте восприятия совершается своеобразное формообразование, придается целостность и структурность отражаемым предметам. Они считают целостность только субъективным качеством, возникающим в отражательной деятельности. С точки зрения гештальтпсихологии в процессе восприятия хаотичность, беспорядочность мира преобразуется в определенные структуры, заключается в определенные формы, в результате чего предметы и выступают как целые.
Виды восприятия. Восприятие различается в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора в отражательной деятельности.
Можно говорить о зрительном восприятии (рассматривание картины, скульптуры, выставки), о слуховом восприятии (слушание рассказа, вокального или инструментального концерта), об осязательном восприятии (отражение предмета, его основных частей путем ощупывания).
Любое восприятие определено деятельностью перцептивной системы, т. е. не одного, а нескольких анализаторов. Значение их может быть неравнозначно: какой-то из анализаторов является ведущим, другие дополняют восприятие предмета или явления.
Наблюдаются проявления сложных видов восприятия, если одинаково интенсивно мобилизуются несколько различных анализаторов. В сложных видах восприятия важнейшая роль принадлежит моторике.
Восприятие различается также и в зависимости от воспринимаемого объекта. Говорят о восприятии пространства, времени, движений, предмета, речи, музыки, восприятии человека человеком.
§ 9. Общее понятие об ощущениях
Ощущением называется тот простейший психический процесс, который возникает в результате воздействия на органы чувств предметов или явлений материального мира и заключается в отражении отдельных свойств этих предметов или явлений. При помощи ощущений мы узнаём свойства окружающих нас вещей: их твёрдость или мягкость, шероховатость или гладкость, их тяжесть, температуру, запах и вкус, цвета этих вещей, звуки, которые они издают. Кроме того, ощущения дают нам сведения об изменениях в нашем собственном теле: мы ощущаем движение и положение отдельных частей нашего тела, нарушения в работе внутренних органов и т. д.
Ощущения, будучи отражением свойств внешнего мира, дают материал для других, более сложных познавательных процессов: восприятий, представлений, воспоминаний, процессов мышления. «Иначе, как через ощущения, — писал Ленин, — мы ни о каких формах вещества и ни о каких формах движения ничего узнать не можем».
Материальные вещи и процессы, которые оказывают воздействие на органы чувств, называются раздражителями, а самый процесс этого воздействия — раздражением. Тот процесс, который в результате раздражения возникает в нервной ткани, называется возбуждением. Когда возбуждение по центростремительным нервам приходит в кору больших полушарий, возникает ощущение.
Весь анатомо-физиологический аппарат, необходимый для получения ощущения, И. П. Павлов предложил называть анализатором. Всякий анализатор состоит из трёх частей: органа чувств (рецептора), центростремительных нервов и соответственных участков мозга. Если разрушается любая из частей анализатора, возникновение соответствующих ощущений становится невозможным. Так, например, зрительные ощущения прекращаются и при повреждении глаз, и при перерезке зрительных нервов, и при разрушении соответствующих участков коры.
Необходимо обратить внимание на то, что термин «органы чувств» имеет условное значение. Он получил распространение в те времена, когда в науке ещё не было проведено ясного различия между ощущениями и чувствами
Теперь, как мы знаем, словом «чувство» обозначается особый психический процесс, существенно отличный от ощущений. Правильнее было бы поэтому называть рецепторы не органами чувств, а органами ощущений.
В таком же условном смысле слово «чувство» употребляется в выражениях: «чувство зрения», «чувство вкуса», «вибрационное чувство» и т. п., обозначающих способность иметь ощущения зрительные, вкусовые, вибрационные и т. д. Встречаясь с такими обозначениями, нужно помнить, что они относятся не к «чувствам» в настоящем смысле этого слова, а к ощущениям.
В больших полушариях представлены центральные концы анализаторов, осуществляющих различение внешних воздействий и внутренних состояний организма. «В высшем этаже центральной нервной системы, — отмечает И. П. Павлов, — мы имеем концы тончайших и бесконечно разнообразных анализаторов». Мозговой конец зрительного анализатора расположен главным образом в затылочной доле коры, слухового анализатора — главным образом в височной доле.