Выготский лев семёнович. биография (1896 — 1934)
Содержание:
- Научные труды
- Единая трудовая школа
- Развивающее обучение
- Биография Л.С. Выготского
- Научные труды
- Библиография – сокровищница работ выдающегося психолога
- Развитие личности в контексте педагогики и психологии
- Жизнь и творчество отечественного ученого
- Электронные книги купить в России, СНГ и по всему миру
- Влияние общения на воспитание ребенка
- Личностно-деятельный подход
- Зона ближайшего развития
- Сокровищница трудов ученого. Библиография
- Первые шаги в науке
- Основные направления исследований Выготского
- Выготский и воспитание детей: основные постулаты
- Культурно-историческая теория. Суть
Научные труды
Еще будучи студентом, Выготский начал публиковаться в журналах со статьями о литературе и еврейской культуре. Его много печатали в журналах «Новая жизнь», «Новый путь» и в горьковской «Летописи»
Психолог уделял большое внимание проблеме антисемитизма в русской литературе
После революции Выготский оставил юридическую карьеру. Он сотрудничал с гомельскими газетами и журналами, писал театральные рецензии. Лев Семенович преподавал в школах и техникумах логику, литературу, читал лекции по психологии. Опыт работы в учебных заведениях стал для ученого серьезным толчком. Который сподвиг его к решения развить психологические теории в педагогике.
Давний интерес к культуре подтолкнул к созданию одной из самых значительных работ. Речь идет о книге Выготского «Психология искусства». Она писалась в качестве диссертации и впервые была опубликована только в 1965 году.
Другая основополагающая работа называлась «Педагогическая психология». Автор анализировал собственный опыт преподавания и развивал на его основе свои научные теории. В более поздних трудах «Мышление и речь» и «Учения об эмоциях» эти идеи находят свое продолжение.
Среди наследия Л. С. Выготского — книги, монографии, научные статьи. Он успел опубликовать множество сочинений, которые начали попадать под запрет советской власти его при его жизни. После смерти ученого его труды изъяли из библиотек и объявили вне закона.
Теории Выготского обрели новую жизнь только в конце пятидесятых годов. А после публикаций книг за рубежом к ученому пришла мировая известность. До сих пор его научные концепции вызывают восхищение и споры среди коллег.
Единая трудовая школа
Это был прообраз демократической школы, базирующейся на творческой, динамичной педагогике сотрудничества. Она опережала свое время, была несовершенна, допускала ошибки, но при этом успешно функционировала.
Идеи Выготского воплощали в жизнь педагоги Блонский, Венцель, Шацкий и другие.
На базе школы проверялась педологическая теория:
· работали кабинеты психологической и педологической диагностики;
· осуществлялся постоянный медицинский и психологический контроль;
· создавались классы по принципу педологического возраста ребенка.
Такая школа существовала до 1936 г., пока на нее не начались нападки советской власти. Школу перепрофилировали в обычную.
Саму идею педологии извратили, и она пришла в забвение. Вторую жизнь педология и идея трудовой школы получила в 90-х гг. с развалом СССР. Единая трудовая школа в современном понимании — это демократическая школа, очень уместная в сегодняшнем образовании.
Развивающее обучение
Выготский впервые в российской психологии начал изучать соотношение обучения и развития человека. Под термином «развитие» он понимал постепенные изменения в физиологии, поведении и мышлении ребенка. Они происходят со временем под воздействием окружающей среды и естественных процессов в организме.
Изменения происходят в нескольких областях:
- Физической — изменения в строении мозга, внутренних органов, двигательных и сенсорных навыков.
- Когнитивной — в психических процессах, умственных способностях, воображении, речи, памяти.
- Психосоциальной — в поведении личности и эмоциях.
Эти области развиваются одновременно и связаны между собой. Появляется необходимость в составлении примерного графика появления конкретных форм поведения у детей. Лев Семенович Выготский разрабатывал учение о возрасте как центральной проблемы и теоретической психологии. А также педагогической практики.
В последующие годы советскими учеными В. Давыдовым, П. Гальпериным, М. Еникеевым и другими на основе теорий Л. С. Выготского о психологии развития ребенка была разработана концепция развивающего обучения. То есть труды ученого были продолжены его последователями.
Биография Л.С. Выготского
Л.С. Выготский родился 17 ноября 1896 г. в Орше вторым ребенком в многодетной семье банковского служащего. В 1897 г. семья переехала в Гомель, где стала своеобразным культурным центром (отец — основатель публичной библиотеки).
Лев был одаренным мальчиком и получал домашнее образование. С 1912 г. он доучивался в частной гимназии.
В 1914 г. по окончании гимназии Выготский поступает в МГУ на медицинский факультет, а через месяц переводится на юридический и оканчивает его в 1917 г. Одновременно получает образование на историко-филологическом факультете университета имени Шанявского.
В 1917 г. с началом революции юноша вернулся в Гомель. Гомельский период длился до 1924 г. и был началом его психологической и педагогической деятельности. Здесь он женится, и у него появляется дочь.
Сначала он давал частные уроки, затем читал курс филологии и логики в разных школах города, принимал активное участие в становлении школы нового типа. Он также преподавал филологию в педтехникуме, где и создал консультационный кабинет психологии. Здесь Выготский начал свои психологические исследования.
В 1920 г. Лев заразился туберкулезом от брата, который умер.
В 1924 г. был приглашен в Московский институт экспериментальной психологии. С этого момента начался московский период семьи ученого.
В 1924 – 1925 гг. Выготский на базе института создал свою культурно-историческую психологическую школу. Он начал увлекаться работой с особыми детьми. Продолжая психологические исследования, он параллельно работал в наркоме просвещения, где проявил себя талантливым организатором.
Его стараниями в 1926 г. был создан экспериментальный дефектологический институт (сейчас институт коррекционной педагогики). Он его возглавлял до конца жизни. Выготский продолжает писать и публиковать книги. Периодически болезнь выводила его из строя. В 1926 г. была очень тяжелая вспышка.
С 1927 – 1931 гг. ученый публиковал работы по проблемам культурно- исторической психологии. В эти же годы его начали обвинять в отступлении от марксизма. Заниматься психологией стало опасно, и Выговский отдался педологии.
Болезнь периодически обострялась, и в 1934 г. Лев Семенович умер в Москве.
Научные труды
Еще будучи студентом, Выготский начал публиковаться в журналах со статьями о литературе и еврейской культуре. Его много печатали в журналах «Новая жизнь», «Новый путь» и в горьковской «Летописи»
Психолог уделял большое внимание проблеме антисемитизма в русской литературе
После революции Выготский оставил юридическую карьеру. Он сотрудничал с гомельскими газетами и журналами, писал театральные рецензии. Лев Семенович преподавал в школах и техникумах логику, литературу, читал лекции по психологии. Опыт работы в учебных заведениях стал для ученого серьезным толчком. Который сподвиг его к решения развить психологические теории в педагогике.
Давний интерес к культуре подтолкнул к созданию одной из самых значительных работ. Речь идет о книге Выготского «Психология искусства». Она писалась в качестве диссертации и впервые была опубликована только в 1965 году.
Другая основополагающая работа называлась «Педагогическая психология». Автор анализировал собственный опыт преподавания и развивал на его основе свои научные теории. В более поздних трудах «Мышление и речь» и «Учения об эмоциях» эти идеи находят свое продолжение.
Среди наследия Л. С. Выготского — книги, монографии, научные статьи. Он успел опубликовать множество сочинений, которые начали попадать под запрет советской власти его при его жизни. После смерти ученого его труды изъяли из библиотек и объявили вне закона.
Теории Выготского обрели новую жизнь только в конце пятидесятых годов. А после публикаций книг за рубежом к ученому пришла мировая известность. До сих пор его научные концепции вызывают восхищение и споры среди коллег.
Библиография – сокровищница работ выдающегося психолога
Рекомендуем: К. Д. Ушинский: биография
Наиболее ценными считаются следующие работы новатора:
Выготский Л.С. «Педагогическая психология» — книга, в которой представлены основные концепции ученого, а также его идеи относительно решения проблем воспитания и обучения детей-школьников с учетом их индивидуальных способностей и физиологических особенностей
Во время написания этой книги Лев Семенович заострял свое внимание на изучении связи психологических знаний и практической деятельности педагогов, а также на исследованиях личности школьников
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
«Собрание сочинений в 6 томах»: том 4 – издание, в котором освещены главные вопросы детской психологии. В этом томе выдающийся мыслитель Лев Семенович предложил свою знаменитую концепцию, определяющую сензитивные периоды развития человека на разных этапах его жизни. Так, периодизация психического развития, по Выготскому, представляет собой график развития ребенка в виде поэтапного перехода его с момента появления на свет от одного возрастного уровня к другому через зоны нестабильного становления.
Рекомендуем: Предмет и задачи патопсихологии
«Психология» — сборник трудов, опубликованный под единым названием, в котором представлены ответы авторитетного психолога Выготского на самые актуальные вопросы преподавателей и студентов, изучающих соответствующую научную область.
«Основы дефектологии» — книга, в которой педагогом, историком и психологом Выготским были изложены основные положения данного научного направления, а также его знаменитая теория компенсации. Ее суть заключается в том, что у каждой аномалии (дефекта) двойственная роль, так как, являясь физическим или психическим ограничением, он также является и стимулом для начала компенсационной деятельности.
https://www.youtube.com/embed/YIbyxEpDPLc
Это лишь некоторые из трудов выдающегося ученого. Но поверьте, все его книги заслуживают пристального внимания и представляют собой бесценный источник для многих поколений отечественных психологов. Выготский даже в последние годы жизни продолжал реализовывать свои идеи и писать книги, одновременно работая над созданием специализированного отделения психологии в Московском Всесоюзном институте экспериментальной медицины.
Развитие личности в контексте педагогики и психологии
Главным интересом Выготского была проблематика развития психики в онтогенезе, становление личности. Для нормального формирования высших психических функций своевременного развития структур мозга недостаточно. Изучение психологического состояния детей, выросших в условиях, не предполагающих социальной адаптации, показывало, что для полноценного развития личности необходима социальная ситуация развития. Под этим термином Выготский понимал взаимоотношения ребенка и социума. От типа взаимодействия зависит ход развития психики ребенка, его способность преодолевать возрастные кризисы.
Выготский отмечал, что формирование сознания происходит посредством развития речи. Изучая новые слова, понимая множественное значение слов, ребенок приобретает качества личности, присущие только человеку. Культурная среда, окружающая ребенка, влияет на его поведение, меняет деятельность психических функций. Без обучения он получает только часть природных инстинктов, необходимых для выживания, но его психика останется на уровне примата.
В пользу теории Выготского говорят многочисленные случаи с детьми-маугли, выращенными животными. Попадая в социум, они неспособны адаптироваться, у них отсутствует речь и элементарные навыки поведения. Обучение позволяет частично восполнить необходимые психические функции, но полноценное становление личности невозможно.
Психическое развитие невозможно без педагогики — обучение направляет личность, помогая достигнуть максимального раскрытия умственных способностей с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Так сформировался отечественный принцип развития личности: человек — продукт социально-биологического воздействия, в котором влияние социума признано ведущим.
Жизнь и творчество отечественного ученого
Биография этого знаменитого человека начинается в 1896 году – 17 ноября в одной из многодетных семей города Орша на свет появился мальчик, названный Львом Выготским. Спустя год семейство Выготских переезжает в Гомель, где отец мальчика (бывший банковский служащий) открывает библиотеку.
Будущий новатор в детстве овладевал науками на дому. Обучением Льва, как и его братьев и сестер, занимался Соломон Маркович Ашпиз, методы преподавания которого существенно отличались от традиционных. Практиковавший почти не использовавшиеся в программах обучения того времени сократические учения, он зарекомендовал себя как весьма примечательная личность.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Результаты его исследований не заставили себя долго ждать. Уже в 1916 году Лев написал свое первое творение – анализ драмы «Гамлет» Вильяма Шекспира. Работу, которая занимала ровно 200 страниц рукописного текста, автор позже представил в качестве дипломной.
Рекомендуем: Педология — это
Как и все последующие труды отечественного мыслителя, новаторский двухсотстраничный анализ шекспировского Гамлета вызвал оживленный интерес у специалистов. И не удивительно, ведь в своей работе Лев Семенович использовал совершенно неожиданный прием, который изменил привычное понимание «трагической истории о датском принце».
Л.С. Выготский окончил обучение в университетах в 1917 году и после революции перебрался со своей семьей в Самару, а затем – в Киев. Но спустя какое-то время они все снова возвращаются в родной город, где молодой Выготский устраивается учителем.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
В кратком изложении жизнь мыслителя по возвращении на родину может уложиться в несколько предложений (хотя Википедия предлагает куда более развернутую версию): он работает в школах, преподает в техникумах и даже читает лекции, пробует себя в роли редактора в местном издании. Одновременно он заведует театральным, а также художественным отделом образования.
Однако серьезная практическая работа молодого учителя в преподавательской и научной сферах началась примерно в 1923-1924 годах, когда на одном из своих выступлений он впервые заговорил о новом направлении в психологии.
Электронные книги купить в России, СНГ и по всему миру
Е. В. Есина, Педагогическая психология: конспект лекций…
Педагогическая психология занимает определенное место между педагогикой и психологией
Л. С
Выготский ввел такое важное для педагогической психологии понятие…
www.litres.ruКупить
Выготский Л. С
Педагогическая психология. М., 1991.
(Из истории возрастной и педагогической психологии: 5–20.) Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 1991. (О педологическом анализе педагогического процесса: 430–449.)
www.litres.ruКупить
Наталья Геннадьевна Молодцова, Практикум по педагогической…
Место педагогической психологии в системе психологических, педагогических и социальных наук.
Рекомендуемая литература. 1. Выготский Л. С. Педагогическая психология.
www.litres.ruКупить
Лев Выготский, Психология искусства – читать онлайн…
Психология искусства | Выготский Лев Семенович.
«Психология искусства» была написана Выготским сорок лет назад – в годы становления советской психологической науки.
www.litres.ruКупить
Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991.
Теги: педагогическая психология, педагогическое образование Редактировать.
Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 1991. (Биогенетический закон: 100–102.
www.litres.ruКупить
Психология развития. Избранные работы – Лев Выготский
Лев Выготский. Лев Семенович Выготский (1896-1934) — выдающийся ученый, мыслитель, классик отечественной психологии.
www.litres.ruКупить
Лекция 7 «О педологическом анализе педагогического процесса»…
Выготский работал на пределе человеческих возможностей. С рассвета допоздна его дни были перенасыщены несчетными лекциями, клинической и лабораторной работой.
www.litres.ruКупить
А. В. Акрушенко, Психология развития и возрастная психология…
Психология развития – раздел психологии, который изучает возрастную динамику развития человеческой психики, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности.
www.litres.ruКупить
Специальная психология – читать онлайн полностью – ЛитРес
Педагогическая психология помогает также подготавливать специалистов в области специальной
4. Лубовский, В.И. Л.С. Выготский и специальная психология / В.И. Лубовский…
www.litres.ruКупить
Все книги Льва Выготского | Читать онлайн лучшие книги автора…
На ЛитРес вы найдете все книги Льва Выготского. Скачивайте, читайте или оставляйте отзывы. Сортируйте книги по популярности, дате, сериям, алфавиту.
www.litres.ruКупить
Дата генерации страницы: среда, 19 августа 2020 г., 7:24:21 GMT
Влияние общения на воспитание ребенка
Ребенок быстро развивается и осваивает окружающий мир, если общается с взрослым. При этом сам взрослый должен быть заинтересован в общении
Очень важно поощрять речевое общение ребенка.
Речь — это знаковая система, которая возникла в процессе общественно-исторического развития человека. Она способна трансформировать детское мышление, помогает решать задачи и образовывать понятия. В раннем возрасте в речи ребенка употребляются слова с чисто эмоциональным значением.
С ростом и развитием детей в речи появляются слова конкретного значения. В старшем подростковом возрасте ребенок начинает обозначать словами и абстрактные понятия. Таким образом, речь (слово) изменяет психические функции детей.
Психическим развитием ребенка первоначально управляет общение с взрослым (через речь). Затем этот процесс переходит во внутренние структуры психики, появляется внутренняя речь.
Личностно-деятельный подход
Лев Семенович Выготский считал, что человеческая личность формируется в процессе сложного взаимодействия со средой. Не существует немотивированной деятельности. Ее мотив происходит из определенной потребности. Психическое развитие индивида направлено на формирование внутренних действий, направленных на достижение сознательных целей.
Теория личности Выготского ставит в центр процесса обучения самого учащегося, его цели, мотивы, индивидуальные психологические особенности. Учитель определяет направление и методы обучения, исходя из интересов и перспектив ребенка.
Зона ближайшего развития
Важной концепцией в социокультурной теории Выготского является так называемая Зона Ближнего Развития (ZPD), которая была определена как:
«Расстояние между фактическим уровнем развития, определяемым способностью самостоятельно решать проблему, и уровнем потенциального развития, определяемым путем решения проблемы под руководством взрослого или в сотрудничестве с другим, более способным партнером».
Лев Выготский рассматривает взаимодействие со сверстниками как эффективный способ развития навыков и стратегий. Предлагает учителям использовать учебные упражнения, в которых менее компетентные дети развиваются с помощью более опытных учеников в зоне ближнего развития..
Когда учащийся находится в зоне ближнего развития для выполнения заданий, и если ему оказывается соответствующая помощь, ребенок будет чувствовать достаточный импульс для выполнения задания..
В литературе ZPD стало синонимом термина «строительные леса»
Однако важно знать, что Выготский никогда не использовал этот термин в своих трудах, поскольку он был введен Вудом в 1976 году.
Теория лесов Вуда утверждает, что во взаимодействии между преподавателем и обучением действия учителя обратно связаны с уровнем навыков ученика; то есть, чем сложнее задание для ученика, тем больше действий понадобится человеку, который преподает.
Корректировка вмешательств того, кто учит и контролирует трудности ученика, кажется, решающим элементом в приобретении и построении знаний.
Концепция лесов — это метафора, которая относится к использованию лесов учителем; По мере накопления знаний и выполнения поставленных задач, строительные леса удаляются, и тогда ученик сможет выполнить задачу просто.
Важно отметить, что термины «совместное обучение», «строительные леса» и «управляемое обучение» используются в литературе, как если бы они имели одинаковое значение
Пример зоны ближнего развития
Лаура поступила в университет в этом семестре и решила записаться на вводный курс тенниса. Ваш класс состоит из изучения и отработки разных приемов каждую неделю.
Проходят недели, и она, и другие ученики в классе учатся сработать соответствующим образом. В течение недели, когда они должны научиться бить правой рукой, монитор понимает, что Лора очень расстроена, потому что все ее правильные удары идут в сетку или далеко от базовой линии..
Монитор проверяет вашу подготовку и очередь. Он понимает, что его идеальная осанка скоро подготовится, правильно поворачивает туловище и точно бьет по мячу на нужной высоте..
Тем не менее, он понимает, что он берет ракетку так же, как если бы он делал удар слева, поэтому он показывает ему, как переместить руку, чтобы сделать правильное право, подчеркивая, что он должен держать указательный палец параллельно ракетка.
Монитор демонстрирует хорошее движение, чтобы показать его Лоре, а затем помогает ей и помогает при смене способа схватить ракетку. С небольшой практикой Лаура учится делать это отлично.
В этом случае Лора была в следующей зоне развития, чтобы сделать успешный удар справа. Я делал все остальное правильно, мне просто нужна была небольшая поддержка, обучение и строительные леса от кого-то, кто знал больше, чем она, чтобы помочь ей сделать это правильно.
Когда эта помощь была оказана, он смог достичь своей цели. Если им будет оказана надлежащая поддержка в нужное время, остальные студенты также смогут выполнять задачи, которые в противном случае были бы для них слишком сложными..
Сокровищница трудов ученого. Библиография
Лев Семенович Выготский написал более 190 работ. Не все они были опубликованы при жизни.
Книги Выготского по педагогике и психологии:
- «Мышление и речь» (1924)
- «Инструментальный метод в педологии» (1928)
- «Проблему культурного развития ребенка» (1928)
- «Инструментальный метод в психологии» (1930)
- «Орудие и знак в развитии ребенка» (1931)
- «Педология школьного возраста» (1928)
- «Педология юношеского возраста» (1929)
- «Педология подростка» (1930-1931)
Основные публикации:
1. Педагогическая психология. — М: Работник просвещения, 1926
2. Педология подростка. — М: МГУ, 1930
3. Основные течения современной психологии. — М + Ленинград: Госиздат, 1930
4. Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребенок. — М + Ленинград: Госиздат, 1930
5. Воображение и творчество в детском возрасте. — М + Ленинград: Госиздат, 1930
6. Мышление и речь. — М + Ленинград: Соцгиз, 1934
7. Умственное развитие детей в процессе обучения. — М: Госучеб педагог, 1935
8. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. — М: Эксперимент, дефектол. ин-т им. М. С. Эпштейна, 1936
9. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. Избранные педагогические исследования. — М: АПН, 1956
10. Развитие высших психических функций. — М: АПН, 1960
11. Психология искусства. Искусство. — М, 1965
12. Структурная психология. — М: МГУ, 1972
13. Собрание сочинений в 6т:
т. 1: Вопросы теории и истории психологии;
т. 2: Проблемы общей психологии;
т. 3: Проблемы развития психики;
т. 4: Детская психология;
т. 5: Основы дефектологии;
т. 6: Научное наследство.
М: Педагогика, 1982-1984
14. Проблемы дефектологии. — М: Просвещение, 1995
15.Лекции по педологии 1933-1934 гг. — Ижевск: Удмуртский ун-т, 1996
16. Выготский. — М: Амонашвили, 1996
Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
Первые шаги в науке
Еще обучаясь в университете, Лев Выготский увлекается литературной критикой, публикует несколько работ по поэтике. Его работа по анализу «Гамлета» У. Шекспира была новым словом в литературном анализе. Однако систематической научной деятельностью Выготский начинает заниматься в иной сфере – на стыке педагогики и психологии. Его экспериментальная лаборатория вела работы, которые стали новым словом в педологии. Уже тогда Льва Семеновича занимали психические процессы и вопросы влияния психологии на деятельность учителя. Его труды, представленные на нескольких научных конференциях, были яркими и своеобразными, что и позволило Выготскому стать психологом.
Основные направления исследований Выготского
Выготский был, прежде всего, психологом. Он выбрал для себя такие направления исследований:
· сравнение взрослых и детей;
· сравнение современного человека и древнего;
· сравнение нормального развития личности с патологическими поведенческими отклонениями.
Ученый составил программу, которая определила его путь в психологии: искать объяснение внутренних психических процессов вне организма, во взаимодействии его с окружающей средой. Ученый считал, что понять эти психические процессы можно только в развитии. А наиболее интенсивное развитие психики происходит у детей.
Так Выготский пришел к углубленному изучению детской психологии. Он исследовал закономерности развития обычных детей и аномальных. В процессе исследований ученый пришел к изучению не только процесса развития ребенка, но и его воспитания. А поскольку изучением воспитания занимается педагогика, Выготский начал исследования и в этом направлении.
Он считал, что любой педагог должен строить свою работу с опорой на психологическую науку. Так у него связалась психология с педагогикой. А несколько позже выделилась отдельная наука в социальной педагогике — психологическая педагогика.
Занимаясь педагогикой, ученый увлекся новой наукой педологией (знания о ребенке с точки зрения разных наук) и стал главным педологом страны.
Он выдвинул идеи, которые раскрыли законы культурного развития личности, ее психических функций (речи, внимания, мышления), объяснили внутренние психические процессы ребенка, его отношения с окружающей средой.
Его идеи по дефектологии положили начало коррекционной педагогики, которая стала практически помогать особым детям.
Выготский не разрабатывал методики воспитания и развития детей, но его концепции правильной организации обучения и воспитания стали основой многих развивающих программ и систем. Исследования, идеи, гипотезы и концепции ученого намного опередили время.
Выготский и воспитание детей: основные постулаты
В основе педагогической психологии Выготского лежат принципы, необходимые для реализации процесса обучения:
- Двусторонний характер обучения. Учитель должен строить процесс обучения так, чтобы у учеников была возможность не только впитывать знания, но и высказываться по теме урока, развивать навыки самообразования.
- Совместная деятельность учителя и учеников. Учитель должен отслеживать прогресс учеников и соответствие программе обучения. Все объяснения должны быть наглядными, а практический опыт выполнения задачи — приобретаться только под контролем учителя.
- Руководство со стороны учителя. В процессе обучения ученики должны уважать авторитет учителя, признавать его главенство, стремиться к подражательству. Попустительство и безразличие со стороны учителя нарушает учебный процесс, обесценивает роль знаний в глазах учеников.
- Планомерная организация и управление. Процесс обучения должен быть продуманным и подчинятся строгому плану. В случае опережения учениками программы обучения или массового отставания от нее, план должен быть изменен.
- Целостность и единство. Процесс обучения не может быть хаотичным. Знания следует доносить до учеников последовательно и дозировано, закрепляя полученный результат.
- Соответствие закономерностям возрастного развития учащихся. Учебный план должен базироваться на возрастных особенностях учеников и соответствовать зоне ближайшего развития.
- Управление развитием и воспитанием учащихся. Помимо непосредственной передачи знаний, учитель обязан следить за нравственным уровнем развития учеников, становлением их мировоззрения.
По теории Выготского, соблюдение этих принципов позволит развить умственные способности учеников, помочь усвоить необходимый объем знаний, сформировать мировоззрение и закрепить навыки самообразования.
Культурно-историческая теория. Суть
Основная психологическая теория Выготского начала складываться с его ранних публикаций в журналах и приобрела законченную форму в 30-х годах. Ученый настаивал на том, чтобы рассматривать социальную среду, в которой находится ребенок, как главный фактор в развитии личности.
Лев Семенович считал, что причина кризиса современной ему психологии состояла в том, что исследователи рассматривали только примитивную сторону человеческого сознания, при этом игнорируя высшие функции. Он различал два уровня поведения:
- натуральный, непроизвольный, сформировавшийся путем эволюции биологических процессов;
- культурный, основанный на историческом развитии человеческого общества, управляемый.
Выготский считал, что сознание имеет социокультурную, знаковую природу. Знаки формируются обществом в историческом контексте и влияют на перестройку психической деятельности ребенка. Ученый утверждал, что речь — важнейший фактор психологического развития. Она объединяет физический, культурный, коммуникативный и смысловой уровни сознания.
Высшие психологические функции при помощи знаков (в основном, речи) перенимаются извне и только потом становятся частью внутреннего мира человека. Выготский вывел понятие социальной ситуации развития. Оно может быть ступенчатым, эволюционным или кризисным.