Виктор франкл: биография и работы

Духовная свобода вопреки концу света: в чем искать смысл?

Одним из самых главных был вывод о том, что «заключенный, который потерял веру в будущее, обречен». Франкл вспоминал, что в концлагере самоубийства были повсеместным явлением и лучшие шансы на выживание были не у самых сильных или самых здоровых заключенных, а у тех, кто, несмотря на страдания, смог обрести смысл существования. Некоторым узникам удавалось «найти прибежище от окружающего кошмара в богатой внутренней жизни и духовной свободе». Это помогало им переносить лагерную жизнь.

Франкл часто вел воображаемые беседы со своей женой Тилли (которая, как он позже узнал, умерла в другом концлагере) или читал лекции перед воображаемой аудиторией о психологии концлагеря — теме, которой он посвятит всю последующую жизнь.

Детство и юность

Основоположник логотерапии родился 26 марта 1905 года в столице Австро-Венгрии. Виктор Эмиль был вторым из трех детей в семье чиновника Министерства социальной защиты Габриэля Франкла и его жены Эльзы. Родители психолога, его старшего брата и младшей сестры по национальности были евреями.

Первые схватки мать Виктора почувствовала в кафе «Силлер», а появился на свет и провел детство Франкл в доме 6 на улице Чернин. Через дорогу, в доме 7 по этой же улице, жил психиатр и философ, основатель Второй венской школы Альфред Адлер.

Embed from Getty ImagesВиктор Франкл в детстве с братом и сестрой

Мать Виктор вспоминал как исключительно добросердечную женщину, а основными чертами отца являлись порядочность и скрупулезность. Габриэль был вспыльчивым и однажды в порыве гнева сломал о спину младшего сына альпийскую трость. Однако благодаря справедливости мужчины и его уверенности в своих силах все члены семьи жили в ощущении безопасности.

В 3 года Виктор захотел стать врачом. Через год мальчик сообщил родителям, что придумал, как создавать лекарства. По мнению 4-летнего Франкла, следовало найти людей, решивших расстаться с жизнью и поэтому заболевших. Ребенок рекомендовал пичкать потенциальных самоубийц «снадобьями» вроде бензина и гуталина. То средство, после приема которого больной излечится, и есть лекарство.

В отрочестве большое место в жизни Виктора занимала игра в любительских спектаклях, которые ставил его брат. Еще до завершения гимназии юноша написал трактат «Психология философского мышления». Высшее образование Франкл получил на медицинском факультете Венского университета. Специализацией молодого врача стали неврология и психиатрия.

Три способа найти смысл жизни

Франкл утверждает, что в жизни можно найти смысл тремя способами.

  1. Совершать работу, творить, создавать ценности.
  2. Испытывать чувства, проживать события.
  3. Менять отношение к неизбежным страданиям.

Первый способ вполне очевиден.

Второй и третий требуют дальнейшей проработки

Второй способ найти смысл — значит, пережить что-то такое, как добро, истина и красота, прочувствовать культуру и природу, или, что не менее важно, пережить другого человека в его уникальности, любить его. Мы можем найти смысл в жизни, даже столкнувшись с безнадежной ситуацией, которую нельзя изменить

Франкл сделал вывод, что нет общего для всех ответа о смысле жизни. Каждый должен решить это для себя. Мы находим наш собственный уникальный смысл, основанный на наших обстоятельствах, наших отношениях и нашем опыте. Жизнь, по существу, проверяет нас, и ответ раскрывается в том, как мы реагируем.

Поэтому смысл жизни не обнаруживается на какой-то вершине горы, а раскрывается каждое мгновение в нашем выборе действий и выполнения наших обязанностей.

Жизненный путь

Биография ученого весьма интересна. Он решил стать врачом в раннем детстве. Тогда же он начал задумываться о том, что все люди смертны, и рассуждать о том, для чего люди живут. В школе Виктор увлекался психологией, политикой и философией, принимал постоянное участие в дебатах на актуальные для того времени темы.

Рекомендуем: Экзистенциальный подход в психологии

Стать именно врачом-психиатром Франкл решил во многом благодаря теории психоанализа, придуманной Фрейдом, которая в начале 20 века была на пике своей популярности. Примечателен тот факт, что Виктор с 15 лет практически на профессиональном уровне умел вводить людей в состояние гипноза.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Франкл о смысле жизни задумывался очень много, особенно в кризисный для него отрезок жизненного пути в начале 1930-х годов. На тот момент он переживал переоценку ценностей, но вместе с тем активно вел психологические консультации и даже начал издавать журнал «Человек в повседневной жизни». Молодых людей с душевными проблемами он консультировал абсолютно бесплатно, а также выступал с лекциями для молодежи.

Казалось бы, он был известен, молод и успешен, но ему не хватало самого главного – смысла, того, ради чего стоит существовать в этом мире, поэтому он, можно сказать, проматывал свою жизнь – много ходил по барам и варьете. Как говорится в Википедии, жизнь ученого кардинально поменялась в 1938 году – в то время, когда Австрию захватила фашистская Германия.

Рекомендуем: Биография: Эрих Фромм

Еврейское происхождение Франкла каждый день подвергало его опасности. Чтобы ее избежать, ученый хотел эмигрировать в США, но долгое время не мог этого сделать. Когда же он все-таки получил визу, то решил не ехать в Америку из-за того, что его родителям визы не дали. В 1941 году Виктор женился на медсестре из своей больницы.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Спустя год Франкла-психолога отправили в концлагерь вместе со всей его семьей. Если кратко описать существование Виктора в заключении, то это были многочисленные муки, пытки, смерть его родителей и жены. Но самое главное – Франкл никогда не падал духом, и это помогло ему выжить. После войны, в 1945 году, покинув лагерь, он вернулся на родину и начал новую жизнь, в которой, к сожалению, не стало многих его родных и друзей.

Рекомендуем: Интенция: расшифровка понятия в психологии

В 1945 году Виктор был назначен на должность главного врача неврологического диспансера и проработал так 25 лет, пока не стал пенсионером. Для Виктора Франкла книги в этот период жизни стали своеобразной отдушиной – он писал и издавал их одну за другой. Ученый много работал в больнице, а помимо этого читал лекции в учебных заведениях. Умер он в возрасте 92 лет от сердечной недостаточности.

Ранняя биография

Франкл родился в Вене в еврейской семье, родители его были гражданскими служащими (нем. Beamtenfamilie). Со стороны матери — внучатый племянник пражского прозаика и поэта (1873—1944). В юном возрасте проявил интерес к психологии. Дипломную работу в гимназии посвятил психологии философского мышления. После окончания в 1923 году гимназии изучал медицину в Венском университете, где позднее выбрал специализацию в области неврологии и психиатрии. Особо глубоко изучал психологию депрессий и самоубийств. Ранний опыт Франкла формировался под влиянием Зигмунда Фрейда и Альфреда Адлера, однако впоследствии Франкл отойдёт от их воззрений.

В 1924 году стал президентом школы Sozialistische Mittelschüler Österreich. Работая в этой должности, Франкл создал специализированную программу поддержки для студентов в период получения аттестатов. За время работы Франкла в этой роли не было отмечено ни одного случая самоубийств среди венских студентов

Успех программы привлёк внимание Вильгельма Райха, который пригласил Франкла в Берлин.

В 1933—1937 годах Франкл возглавлял так называемый Selbstmörderpavillon, отделение по предотвращению самоубийств одной из венских клиник. Пациентами Франкла стали свыше тридцати тысяч женщин, подверженных риску самоубийства. Однако с приходом к власти нацистов в 1938 году Франклу запретили лечить арийских пациентов по причине его еврейского происхождения. Франкл занялся частной практикой, а в 1940 году возглавил неврологическое отделение Ротшильдской больницы, где также работал нейрохирургом. В тот период это была единственная больница, куда допускали евреев. Благодаря усилиям Франкла нескольких пациентов удалось спасти от уничтожения в рамках нацистской программы эвтаназии.

В 1941 году Франкл женился на Тилли Гроссер.

Психолог в концлагере

25 сентября 1942 г. Виктор Франкл, его родители и его молодая жена были помещены в концлагерь «Терезиенштадт». Именно там Франкла встретился с доктором Карлом Флейшманом, у которого были планы по организации психологической помощи заключённым, особенно вновь прибывшим. Он поручил создание такой организации Франклу, как практикующему психиатру. Вместе с врачами, социальными работниками из Центральной Европы во время всего своего пребывания в лагере он оказывал медицинскую помощь заключенным втайне от СС. Задачей организации стала помощь по преодолению шока и поддержки в начале пребывания людей в лагере.

«Я помню, что было, возможно, самым тяжелым опытом в лагере. Вероятность выживания в лагере была меньше, чем один из двадцати восьми.  Было невозможно сохранить рукопись моей первой книги, которую я спрятал в пальто, когда прибыл в Освенцим. Таким образом, мне пришлось пережить потерю своего интеллектуального творения. Я задался вопросом, не будет ли в таком случае моя жизнь лишена всякого смысла».

До войны он понимал, что поиск смысла жизни является ключом к благополучию и психическому состоянию человека. Попав в заключение, он хотел понять, имеет ли смысл его собственная жизнь. Выживание в тех условиях было совместным результатом воли к жизни, инстинкта самосохранения, некоторых щедрых актов человеческой порядочности и, конечно, это также зависело от слепой удачи, прихоти охранников, выбора кому доверять. Однако для преодоления лишений и деградации личности в лагере требовалось нечто большее.

Сказать жизни — «Да» УПРЯМСТВО ДУХА — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система автоматического сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Сказать жизни — «Да» УПРЯМСТВО ДУХА», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Не бойтесь закрыть страницу, как только Вы зайдёте на неё снова — увидите то же место, на котором закончили чтение.

Душевными деформациями освобожденному лагернику угрожает еще и другое: разочарование и горечь, которые он может испытать, вернувшись домой. С горечью видит он, какие изменения произошли за это время в той, прежней его жизни, в прежней среде. Если для него при встрече не находят большего, чем банальные фразы, пожимание плеч, ему трудно бывает преодолеть горькую мысль — зачем, собственно говоря, я все это вытерпел… Когда он слышит что-то вроде «а мы ничего не знали» или «нам тут тоже было плохо», он спрашивает себя: неужели это действительно все, что ему могут сказать?

Но иначе обстоят дела, если главным переживанием становится разочарование. Здесь дело уже не просто в конкретных людях, равнодушием или жестокостью которых можно пренебречь, замкнувшись и не желая больше ни знать таких людей, ни слышать о них. Нет, здесь другое. Испытывая разочарование, человек чувствует себя игрушкой судьбы. Годами он считал, что познал уже всю мыслимую глубину страдания, — теперь же он видит, что погружаться в него можно все глубже и глубже.

Мы уже говорили о том, что человек должен быть направлен на какую-то цель в будущем, что он должен помнить о том, что его ждет жизнь, ждет человек. А теперь? А теперь многим из них приходится убедиться, что их никто уже не ждет.

Горе тому, кто не найдет в живых любимого человека, мысль о котором единственная поддерживала его в лагере. Горе тому, кто тысячи раз мечтал о моменте возвращения, если этот момент окажется совсем не таким. Да, он садится в трамвай, да, он подъезжает к дому, да, он нажимает кнопку звонка — точно так, как он себе это тысячи раз представлял. Но открывает ему не тот, кто должен был открыть — тот больше уже никогда не откроет…

Все в лагере знали и говорили друг другу: нет на свете такого счастья, которое возместило бы все, что мы пережили. О счастье не было речи. То, что нас поддерживало, что давало смысл нашим страданиям, жертвам и самой смерти, не было счастьем. И все-таки — на несчастье мы не рассчитывали. Разочарования, которые судьба послала многим бывшим заключенным, переносились ими тяжело и, с точки зрения врачебной, вызывали трудно преодолимые состояния. Психотерапевта подобные трудности не должны обезоруживать. Наоборот — они дают стимул, ставят задачу.

Так или иначе, но однажды для каждого освобожденного наступает день, когда он, оглядываясь на все пережитое, делает открытие: он сам не может понять, как у него хватило сил выстоять, вынести все то, с чем он столкнулся. И если было время, когда свобода казалась ему прекрасным сном, то наступает и время, когда все пережитое в лагере он вспоминает, как кошмарный сон. И главным его достижением становится то несравненное чувство, что теперь он уже может не бояться ничего на свете — кроме своего Бога.

1

* В литературе на русском языке чаше встречается польское название этого лагеря — Освенцим. — Прим. пер.

Виктор Франкл и смысл жизни

Когда Виктор Франкль был еще студентом, он провел свою первую конференцию. Он назывался «Смысл жизни» и преподавался в Народном университете Вены. С юных лет он был занят вопросами, на которые он пытался ответить на протяжении всей своей жизни: почему мы существуем? В чем смысл жизни?

Хотя первоначально он был очень заинтересован в психоанализе, в 1925 году он дистанцировался от Фрейда. Он полагал, что его подходы были слишком детерминированными. Он обратил свое внимание на «индивидуальную психологию» Альфреда Адлера. Впоследствии он заинтересовался тезисами Рудольфа Аллерса и Освальда Шварца, основателя психосоматической медицины. Франкл всегда был увлечен философией, особенно экзистенциализмом. Тем не менее он был склонен изучать медицину, специализируясь на неврологии и психиатрии. С 1933 по 1937 год он был психиатром в психологической клинике Венского университета. В 1939 году он был назначен заведующим отделением неврологии в больнице Ротшильда в Вене. Он преуспел в своей профессии, пока его судьба не приняла радикальный оборот

Франкл всегда был увлечен философией, особенно экзистенциализмом. Тем не менее он был склонен изучать медицину, специализируясь на неврологии и психиатрии. С 1933 по 1937 год он был психиатром в психологической клинике Венского университета. В 1939 году он был назначен заведующим отделением неврологии в больнице Ротшильда в Вене. Он преуспел в своей профессии, пока его судьба не приняла радикальный оборот.

Виктор Франкл

Виктор Эмиль Франкль родился в Вене 26 марта 1905 года. Он пережил четыре концлагеря, в том числе Освенцим. С раннего возраста он проявлял интерес к изучению медицины и естествознания. Он также очень критически относился к редукционистским позициям.

Его призвание пришло очень рано, и его собственный поиск смысла начался задолго до Холокоста. Во время Холокоста он работал над своей самой известной книгой «Человек ищет смысл». 

Виктор Франкл был убежден, что то, что делает нас уникальными, это человеческий дух. Сведение жизни и человеческой природы к «ничто», как это делали многие философы и психиатры того времени, было не самым подходящим способом взглянуть на жизнь.

В 19 лет он уже разработал свои две основные идеи:

  1. Первое: мы должны ответить на вопрос, который жизнь задает о смысле нашей жизни, поскольку мы несем ответственность за свое существование.
  2. Второе: конечный смысл находится за пределами нашего понимания и останется там. Это то, во что мы должны верить, стремясь к этому.

Опыт Франкла в концентрационных лагерях показал ему, что люди способны найти смысл. Смысл для любых жизненных обстоятельств, даже самых нелепых и болезненных.

Цитаты

«В конце концов, Богу, если он есть, важнее, хороший ли Вы человек, чем то, верите Вы в него или нет.»
«Если тебя о чем-то спрашивают, следует отвечать как можно более правдиво, но о том, чего не спрашивают, лучше молчать.»
«Никто не вправе вершить бесправие, даже тот, кто от бесправия пострадал, и пострадал очень жестоко.»
«Счастье подобно бабочке — чем больше его ловишь, тем больше оно ускользает

Но если вы перенесете свое внимание на другие вещи, оно придёт и тихонько сядет к вам на плечо.»
«Самая тяжелая ситуация как раз и дает человеку возможность внутренне возвыситься над самим собой.»

Личная жизнь

Завесу над тайной отношений полов братьям Франкл приоткрыла горничная, позволявшая подросткам раздевать ее и притрагиваться к телу. В старших классах Виктор думал, что, женившись, перестанет спать, чтобы тратить все ночные часы на радости личной жизни.

В конце 1941 года врач женился на медсестре Тилли Гроссер. Женщина вскоре забеременела, но в ситуации нарастания репрессий по отношению к евреям супруги предпочли сделать аборт. Тилли, как родители и брат Виктора, не вернулась из фашистских концлагерей. Любовь к жене и воображаемые разговоры с ней поддерживали Франкла в самые тяжелые моменты заключения. Книга психолога «Доктор и душа» посвящена «мертвой Тилли».

Embed from Getty ImagesТилли Гроссер и Виктор Франкл в молодости

В 1947 году Виктор взял замуж католичку Элеонору Катарину Швиндт, с которой прожил до конца жизни. Супруги уважительно относились к религиям друг друга, вместе посещали костел и синагогу, праздновали Рождество и Пурим.

Дочь, ставшую впоследствии детским психологом, Виктор и Элеонора назвали в честь отца врача Габриэль. Франкл успел поучаствовать в воспитании внуков Катарины и Александра и увидеть правнучку Анну Викторию.

Психолог обожал крепкий кофе и галстуки. Во все поездки брал таблетки кофеина на случай, если в кафе не смогут заварить достаточно крепкий напиток. Галстуками Франкл любовался в витринах магазинов, даже в тех случаях, когда не собирался их купить.

Виктор сочинял музыку (элегии и мелодии в ритме танго). Ученый превосходно разбирался в оправах (на большинстве фото философ запечатлен в очках), ценил юмор и игру слов, а лекции украшал байками и анекдотами.

Надежда на будущее

Франкл постоянно опирался на уникальные человеческие способности, такие как врожденный оптимизм, юмор, психологическая отрешенность, короткие моменты одиночества, внутренняя свобода и жесткая решимость не сдаваться и не совершать самоубийство.

Он понял, что должен попытаться жить для будущего, и черпал силы из мыслей о своей любимой жене и глубокого желания дописать начатую книгу по логотерапии. Он находил смысл в проблесках красоты в искусстве и природе. Самое главное, он понял, что бы ни случилось, у него есть свобода в том, как реагировать на страдания. В первую очередь, на собственные.

Он рассказывает о заключенных, которые отказались от борьбы, потому что потеряли всякую надежду на будущее и неизбежно умерли первыми. Они умирали не столько из-за недостатка пищи или лекарств, сколько из-за отсутствия надежды, из-за чего-то, ради чего можно было жить.

Работая в лагерной больнице, Франкл заметил, что уровень смертности вырос в течение недели между Рождеством и Новым годом в 1944 году. Он объяснил это тем, что некоторые заключенные надеялись на освобождение до Рождества. С приближением конца года стало ясно, что их положение не изменилось, они потеряли мужество и надежду. Это, в свою очередь, повлияло на их силу сопротивления и способность выживать.

А у выживших заключенных, которые нашли способ терпеть, всегда была большая цель, которая давала им надежду на будущее. Для некоторых это был ребенок, который был в родной далекой стране и ожидал их освобождения. Для кого-то это был супруг или член семьи. Для других— незаконченная задача или творческая работа, которая требовала их уникального вклада.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector