Военный психолог. хочу быть им

Содержание:

Мотивация военнослужащих

Важнейшей характеристикой противоборствующих сторон является мотивация военнослужащих к ведению военных (боевых) действий. М. И. Дьяченко выделил три вида такой мотивации:

  • широкие социальные мотивы (любовь к родине, ненависть к врагу, чувство воинского долга и т. п.);
  • коллективно-групповые мотивы (товарищество, взаимовыручка, страх быть подвергнутым групповому презрению);
  • индивидуально-личностные мотивы (стремление отличиться, получить награду, испытать свои возможности, заработать денег, врождённая агрессивность и др.)

Опыт показывает, что характер боевых действий военнослужащих (активный или пассивный, самоотверженный или самосохраняющий) во многом зависит от отношения к войне и её целям. Образ войны в сознании военнослужащих приобретает ту или иную эмоциональную окраску в зависимости от того, насколько успешно, на чьей территории ведутся боевые действия и какая часть населения своей страны физически и психологически принимает в них участие. Опыт войн убедительно показывает, что чаще побеждают те вооружённые силы, воины которых видят в противнике лютого и ненавистного врага.

От того, какой образ потенциального или реального конфликта сложился в общественном сознании, в значительной степени зависит возможность привлечения широких социальных мотивов для побуждения военнослужащих к активным боевым действиям. При отсутствии общественной поддержки военной акции, проявлении антивоенных настроений это становится проблематичным.

С точки зрения социолога В. В. Серебрянникова, среди людей можно выделить следующие типы по отношению их к войне: «воины по призванию», «воины по долгу», «воины по обязанности», «вооруженные миротворцы», «профессионально работающие на обеспечение армии и войны», «пацифисты», «антивоенный человек» и другие.

К первой категории — «воинов по призванию» — относятся те, кто желает посвятить жизнь военному делу. По мнению экспертов, она составляет около 3-5% дееспособного населения.

Ко второй категория — «воинов по долгу» — относятся те, кто, независимо от своего субъективного отношения к войне вообще, часто весьма негативного, оказавшись перед необходимостью защищать свою страну от захватчиков, сами добровольно идут на войну. По отношению ко всему военнообязанному населению, по данным некоторых социологов, они составляют 8-12%.

К третьей, как правило, самая многочисленной категории — «воины по обязанности» — относятся те, кто в целом негативно относится к службе в армии, но подчиняется закону о воинской обязанности. Они составляют около 40-50% всего военнообязанного населения.

Психология военнослужащего: основные навыки и рабочие обязанности психолога полка

Поскольку в психологии военного человека есть ряд специфических принципов, военный психолог должен не только иметь глубокие профессиональные знания, но и соответствовать требованиям занимаемой должности. Обязанности психолога полка включают:

  • понимание особенностей психологии военнослужащих;
  • наблюдение за социально-психологическими процессами внутри подразделения;
  • способствование укреплению воинской дисциплины, профилактическая работа по устранению правонарушений;
  • организация психологических мероприятий, повышающих мобилизационную готовность служащих;
  • оказание помощи в адаптации новобранцев к условиям несения службы;
  • оказание помощи членам семей военнослужащих;
  • своевременное информирование вышестоящих должностных лиц о проведении психологических мероприятий для личного состава;
  • проведение профилактических и педагогических мероприятий;
  • помощь и методическое обеспечение занятий, развитие материально-технической базы.

Многообразие задач требует от армейского психолога постоянной вовлеченности в служебную деятельность солдат: психолог собирает и обрабатывает информацию, определяет особенности личности военнослужащего. Эти данные необходимы для профилактики внутриличностных и межличностных конфликтов, уточнения воинской специализации.

Плюсы и минусы профессии военный психолог

Плюсы

  1. Сегодня профессия доступна для женщин (некоторые военные вузы охотно принимают на обучение девушек).
  2. Стабильный рост заработной платы по мере приобретения опыта, более высоких воинских званий.
  3. Государственная защита и поддержка, а также различные бонусы, социальные льготы.
  4. Обучение ведется в вузах, профессию могут освоить и военные, и гражданские лица. В последние годы наблюдается высокий процент бюджетных мест.
  5. Достаточное количество вакансий. Многих психологов, выбравших военное направление, распределяют на места работы сразу после окончания вуза.

Минусы

  1. Высокая ответственность и психоэмоциональная нагрузка.
  2. Взаимодействие с разными людьми, за жизнь и здоровье которых психолог несет ответственность.
  3. Деятельность может быть связана с частыми командировками, нередко приходится работать в горячих точках.
  4. Специалисты контролируют, ведут и консультируют огромные группы. Существенная нагрузка приводит к утомляемости, проблемам во время организации рабочих процессов, эмоциональному выгоранию.

Описание и характеристика профессии

Всех психологов принято разделять на три условных группы: исследователи, практики, преподаватели. В рамках этого разделения военный психолог в большей степени относится ко второй группе, для представителей которой характерно применение полученных знаний и профессиональных умений на практике в рамках определённой специализации. Деятельность в армейской среде предполагает изучение ситуаций служебной и бытовой жизни военнослужащих, поведения солдат и офицеров в стрессовые моменты, результатов собеседования, тестирования и анкетирования личного состава.

Собранная информация анализируется, и на основе результатов военный психолог устанавливает наличие проблемы и способы её решения. В рамках запланированных мероприятий психолог проводит профессиональный психологический отбор личного состава. В круг его полномочий входит устройство центров психологической разгрузки. Особой формой деятельности считается выступление с лекциями перед личным составом, а также проведение мини-тренингов. О проделанной работе психолог составляет отчёты и рапорты начальству.

В работе психолога в полку возможна частая смена объектов деятельности. Несмотря на высокий темп работы, возникает постоянный дефицит времени, часть которого отнимает заполнение многочисленной документации. В реальности работать приходится не с 8.30 до 17.30, а гораздо дольше. Поэтому психолог должен уметь волевым усилием регулировать и собственное эмоциональное состояние, особенно когда необходимо разрешать конфликтные ситуации.

Полковой психолог действует на всей территории расположения полка и подчиняется заместителю командира по воспитательной работе. Своих подчинённых специалист на этой должности не имеет. Решения о необходимых мероприятиях психолог принимает самостоятельно, но согласовывает их с вышестоящими лицами, поскольку в армии режим военной организации не должен этими мероприятиями нарушаться.

Многочисленные отзывы действующих представителей профессии о своей работе выявляют ряд типичных трудностей с организацией профессиональной деятельности. Так, например, выясняется, что военных психологов регулярно привлекают к деятельности, не связанной напрямую с их обязанностями, в результате чего дефицит времени постоянно накапливается. Под контролем одного специалиста находится порядка 700-1000 человек одновременно, что снижает качество работы с личным составом и не оставляет самим психологам времени на отдых и личную жизнь.

Фактически новые работники сами часто оказываются психологически не готовы к нагрузкам. После реорганизации института военных психологов пришедшие на должность гражданские лица не всегда могут принять армейские порядки и справиться с эмоциональной нагрузкой. В результате этого с учётом не слишком высоких зарплат, особенно у молодых выпускников учебных заведений, происходят постоянные кадровые замены и перестановки.

Другие способы, которыми помогают военные психологи

Военные психологи могут помочь в этой области, кроме лечения пациентов. Они также проводят большое исследование, чтобы понять, почему, например, террористы делают то, что они делают, и ведут себя так, как они себя ведут. Военные психологи также проводят анализ миссий, которые выполняют солдаты в отношении поддержания мира и гуманитарной деятельности, чтобы помочь создать процедуры, которые могут обеспечить безопасность людей и спасти жизни.

Военные психологи также изучают то, что известно как «тактическая психология». Тактическая психология — это изучение тактики, которую используют солдаты при столкновении с врагом

В частности, основное внимание уделяется действиям солдат, заставляющим врага замерзнуть или принять участие в любой другой деятельности, которая снижает желание или способность врага атаковать солдата

Другая область, в которой полезны военные психологи, — профессиональная психология. Здесь психологи могут помочь военным в достижении более широкого чувства разнообразия, одновременно уменьшая количество случаев расовой или сексуальной дискриминации и нападений. Например, военные психологи помогают женщинам занимать должности, которые ранее занимали мужчины, и помогают женщинам быть и чувствовать себя защищенными от дискриминации и нападок, занимая эти должности.

Интересно, что исследования показали, что меньше женщин-военнослужащих нуждаются в консультировании, чем мужчины-военнослужащие. Считается, что это потому, что женщины, как правило, просят о помощи, когда страдают, а мужчины нет, полагая, что обращение за помощью является признаком слабости, и что они должны просто «взбодриться» и двигаться дальше.

В целях содействия профессиональной психологии военные психологи также помогают в реабилитации тех солдат, которые могли вызвать зависимость от токсикомании, а также тех, кто мог быть ранен в бою. Военные психологи не только проводят необходимое лечение для реабилитации военнослужащих, но и несут ответственность за оказание услуг по тестированию на наркотики, чтобы гарантировать, что новобранцы делают то, что они должны делать.

Если вы считаете, что вы или кто-то из ваших знакомых нуждается в помощи военного психолога, наши специалисты BetterHelp могут вам помочь. Мы доступны 24/7, чтобы дать вам совет и информацию, необходимую для принятия обоснованного решения о том, какими должны быть ваши дальнейшие действия.

https://careersinpsychology.org/become-a-military-psychologist/

https://www.psychologist-license.com/types-of-psychologists/military-psychologist.html#context/api/listings/prefilter

https://careersinpsychology.org/becoming-an-army-psychologist/

Какие есть военные профессии?

Существуют различные профессии, подразумевающие занятость в многих сферах деятельности в армии. Выбор специальности зависит от личных предпочтений и соответствия профессиональным требованиям. При государственной службе имеются следующие виды военной деятельности:

  • профессии специального назначения;
  • военно-технические профессии;
  • водительские военные профессии;
  • научно-исследовательские специальности, ориентированные на военное дело.

Профессии специального назначения требуют отличной физической подготовки. К ним относятся воздушно-десантные войска, авиационная армия, спецназ, сухопутные войска, военно-морской флот, ФСБ, командир воинской части и т.д.

Обязанностями техника являются обеспечение исправной работы боевых машин и прочего оборудования, оружия. Они требуются в авиации, сфере связей и пр.

Военный водитель, пилот или др. управляет боевой техникой (машиной, самолетом, подводной лодкой и т.д.).

Гражданские профессии для людей, желающих поступить на государственную службу: переводчик, преподаватель, врач, водитель и пр. Воинские формирования требуют наличия обслуживающего персонала: буфетчиц, парикмахеров, поваров, дворников и пр.

Технические профессии для девушек: веб-программист, инженер, оператор, энергетик и пр.

Водительские специальности военных

Наличие водительской специальности подразумевает умение управлять одним из видов боевой техники. К профессиям этого рода относятся:

  • водитель боевой машины;
  • механик-водитель танка;
  • летчик и пр.

Чтобы получить данную специальность, требуется окончить военное учебное заведение.

Специальности особого назначения

Чтобы получить специальность особого назначения, требуется иметь отличное здоровье, развитые физические навыки, уметь действовать в напряженных и экстремальных ситуациях. Люди данных профессий ответственны, решительны, отважны, готовы к физическим и психологическим сверхнагрузкам. К специальностям особого назначения относятся:

  • спецназ;
  • разведчик;
  • сапер;
  • военно-морская пехота
  • авиационная школа и т.д.

Без должной физической подготовки военнослужащий не сможет построить отличную карьеру.

Технологические специальности

Технологические специальности являются востребованными на государственной службе. Люди, занятые в этой сфере, поддерживают боевую технику и вооружение в полной готовности, выполняют ремонтные работы и т.д.

Операторские специальности

Оператор – это одна из популярных специальностей. Только хорошо подготовленный специалист сможет умело обращаться с современной техникой, осуществлять прием и обработку данных, оценивать ситуацию и принимать правильные решения. Основные качества оператора: точность, хорошие слух и зрение, память, умение быстро реагировать на различные ситуации.

Влияние боевой обстановки на военнослужащих

См. также: Боевая психическая травма

Постоянная угроза жизни, здоровью, постоянное изменение боевой обстановки, длительные нагрузки, нередко превышающие пределы человеческих возможностей, утрата боевых товарищей, участие в жестоком насилии по отношению к врагу оказывают огромное воздействие на психику участников боевых действий.

По оценкам экспертов, около 90 % военнослужащих испытывают в бою страх в явно выраженной форме. При этом у 25 % из них страх сопровождается тошнотой, рвотой, у 20 % — неспособностью контролировать функции мочеиспускания и кишечника. Рядом исследований установлено, что примерно 30 % солдат испытывают наибольший страх перед боем, 35 % — в бою и 16 % — после боя.

В исследованиях военных специалистов указывается на то, что в бою лишь 20 — 25 % солдат самостоятельно проявляют необходимую активность (ведут прицельный огонь, целесообразно перемещаются на поле боя и т. п.), а остальные проявляют активность, лишь находясь на виду у командира. В его отсутствии они прячутся в безопасное место, имитируют выход из строя техники, оружия, психическую или физическую травму, «сопровождают» в тыл раненых сослуживцев.

Немецкий исследователь Е. Динтер выявил, что процесс адаптации к боевым действиям длится примерно 15 — 25 суток, после чего военнослужащий достигает пика морально-психологических возможностей. После 30 — 40 суток непрерывного пребывания в непосредственном соприкосновении с противником наступает истощение духовных и физических сил. Р. А. Габриэль считает, что если после 45 суток непрерывного пребывания на поле боя военнослужащие не будут отправлены в тыл, то они по своим психофизиологическим возможностям окажутся небоеспособными. Аналогичной точки зрения придерживаются американские психиатры Р. Свонк и У. Маршан. По их мнению, у 98 % военнослужащих, непрерывно участвующих в боевых действиях в течение 35 суток, возникают те или иные психические расстройства.

Неблагоприятное влияние на психологическое состояние личного состава оказывает также нарушение ритмов жизнедеятельности (привычного чередования активной деятельности, сна, отдыха, приёма пищи), непривычная местность, частая смена климатических условий, плохие погодные условия.

Установлено, что сложная боевая обстановка вызывает серьёзные психологические расстройства, и полную потерю боеспособности на определенное время у воинов со слабым типом нервной системы (среди военнослужащих их около 15 %). В аналогичных условиях воины со средним типом нервной системы (таких около 70 %) снизят активность боевых действий лишь на короткое время. Воины с сильным типом нервной системы (их примерно 15 %) не подвергаются ощутимому психотравмирующему воздействию боевой обстановки.

Во время Второй мировой войны в американской армии по причине психических расстройств были выведены из строя 504 тыс. военнослужащих, а около 1 млн. 400 тыс. имели различные психические нарушения, на некоторое время исключавшие участие в боевых действиях. Во время Корейской войны и войны во Вьетнаме психогенные потери в армии США составляли 24 — 28 % от численности личного состава, непосредственно участвовавшего в боевых действиях.

Немаловажное значение для психологического состояния военнослужащих имеют вера, суеверия, символы-ценности, способы регуляции психических состояний (ритуалы, обряды и т. д.).

Особенности военной психологии: объект и предмет изучения

Военная психология занимается изучением закономерностей психических особенностей военнослужащих. Объект изучения — военнослужащий, проходящий контрактную или призывную службу, потенциальные военнослужащие, соответствующие требованиям отбора, гражданские лица, пригодные к несению воинской службы.

Предмет военной психологии — военная деятельность, влияние условий пребывания в армии на психику служащего, состояние психики и особенность течения психических процессов в армии. В задачи армейского психолога входит повышение морального настроя солдат, разработка новых стратегий управления, изучение скрытых способностей мозга для совершенствования профессиональных навыков.

Отсроченное влияние участия в войне: адаптация ветеранов к условиям мирной жизни

Особенности боевой обстановки требуют значительной перестройки психики. Возвращаясь к мирной обстановке, военный оказывается не способным нормально существовать в обществе. Его мировоззрение разительно отличается от взглядов людей, никогда не принимавших участия в боевых действиях.

Ветераны войны страдают от посттравматического синдрома — ПТСР. Он проявляется рядом симптомов:

  • повторяющиеся кошмары;
  • повышенный уровень агрессии;
  • навязчивые идеи;
  • депрессия, безразличие к окружающему миру;
  • стремление вернуться в привычную армейскую обстановку.

Без психологической помощи ПТСР может сохраняться в течение всей жизни. Особенно подвержены риску развития психосоматических расстройств ветераны, получившие ранения, повлекшие за собой инвалидность.

Программа реабилитации ветеранов включает:

  • уважение их личного вклада в ведение боевых действий;
  • массовые чествования вернувшихся с фронта ветеранов;
  • понимание изменений взглядов солдата, специфики психических реакций;
  • уважение принципов солдатского братства, поддержание сохранения фронтовой дружбы;
  • вовлечение ветеранов в активную социальную жизнь, организация массовых мероприятий с их участием;
  • психологическая поддержка адаптации ветерана к семейной жизни, поддержание благоприятной атмосферы в семье;
  • выявление и профилактика межличностных конфликтов военных и гражданских лиц;
  • работа с последствиями психологической травмы ветерана, постепенное уменьшение соотнесения себя с отдельной социальной группой, вхождение в общество.

Психологическая поддержка ветеранов — одна из ключевых задач армейских психологов

Своевременное получение адаптационной помощи обеспечивает нормальное вхождение военного в мирное общество, снижает риск социальных и бытовых преступлений с участием ветеранов.

История профессии

С первых же организованных боевых действий в истории человечества мотивированность и боевой дух воинов ставились военачальниками во главу угла. Обещание материальной и нематериальной наград в случае победы и наказания в случае поражения, устрашение врага боевой раскраской, криками и пугающими нарядами, личный пример полководца и т.д. – всё это должно было, с одной стороны, оказывать психологическое давление на противника, а, с другой, – настраивать своих солдат на битву. Те руководители, кто учитывал психологическую составляющую, добивались наиболее впечатляющих побед, а их имена оставались в истории.

Однако военная психология как отдельная дисциплина долгое время не находила развития. В полной мере необходимость специалиста, готового не только мотивировать, но и оказать квалифицированную психологическую помощь, была осознана позднее. В XXI веке, когда информация стала рассматриваться как самостоятельный фактор, влияющий на победу, а способы передачи информации многократно умножились, роль психологического контроля возросла.

Однако с 2009 года с военных психологов «сняли погоны», передав должностной функционал гражданскому персоналу с изменением не только статуса, но и формата оплаты труда. Сохранение служебной нагрузки при одновременном снижении зарплат стало постепенно приводить к дефициту кадров. Сейчас в вооружённых силах РФ проводится масштабная реформа, которую планируется завершить к 2020 году. Она предполагает возврат военных на эту должность и структурное расширение института военной психологии.

Перспективы профессии

Если военным психологам вернут погоны и принятые в армии оклады, профессия сможет быстро восстановить былую привлекательность. Интерес к ней со стороны выпускников профильных ВУЗов и сейчас не ослабевает. А программа реорганизации армии в части обеспечения психологической подготовки личного состава делает эти перспективы реальными. С учётом того, что от готовности и мотивированности солдата в современной армии в повседневной службе и особенно во время ведения боевых действий по-прежнему зависит успех проведения тактических мероприятий, для развития профессии открываются неплохие возможности.

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

До реорганизации института военных психологов специалист при приёме на работу должен был получить образование по специальности ВУС-390200, закончив высшие военные учебные заведения, и пройти 3-месячную стажировку. Кроме того, студенты гражданских вузов, пройдя обучение на военных кафедрах, также могли рассчитывать на эту должность. С принятием изменений и использованием на должности гражданского персонала для последующего трудоустройства достаточно отучиться по специальностям «психология», «психология социальной работы», «психология служебной деятельности».

Помимо многочисленных гражданских учебных заведений, армейских специалистов-психологов учат в Санкт-Петербургском военном институте внутренних войск МВД, в МосУ МВД России им. В. Кикотя в Москве и в Военном университете Министерства обороны Российской Федерации.

В частности, в Военном университете Минобороны РФ можно выучиться на психолога на нескольких факультетах:

  1. Военно-психологический факультет. Был создан в 1994 году, но военных психологов начал готовить с 1996 года. С 1998 года началась подготовка кадров из числа гражданской молодёжи. С 2007 года на военно-психологический факультет был открыт приём для девушек-курсантов, причём конкурс составил порядка 10 человек на место, в результате чего университет стали относить к числу так называемых «ВУЗов для девушек». На факультете производится обучение по специальностям «психология» и «психология социальной работы». После окончания присваивается квалификация «психолог» и «преподаватель психологии».
  2. Внебюджетный факультет. Обучение по специальности «психология» проводится как в очной (5 лет), так и заочной (6 лет) формах. Второе высшее профессиональное образование занимает 3,5 года.
  3. Специальный факультет. Занятия проходят в форме очной и заочной адъюнктуры, докторантуры и др. Помимо специальности «психология», на факультете проводится обучение по специальности «Организация морально-психологического обеспечения войск».

Среди региональных ВУЗов с военной кафедрой известностью у абитуриентов пользуется Уральский федеральный университет им. Б. Ельцина.

Появление армейской психологии: становление самостоятельной отрасли, первые исследования

Военная психология, как отдельная отрасль, сформировалась в начале 20 века. До этого она не имела выделенной методики, в основном занимаясь поддержкой боевого духа солдат, развитием чувства воинского долга. У армейской психологии выделили 3 направления развития:

  • психологические особенности командира, как лидера подразделения;
  • взаимодействие военнослужащих;
  • работа военных психологов в областях, сопутствующих подготовке к боевым действиям.

Первые масштабные исследования по изучению психологии солдат проводились в Америке. Представитель первой волны исследователей психологии военных Р. Йеркс с помощью первичных тестов разработал специализированные тесты, направленные на выявление степени готовности мужчин участвовать в боевых действиях, склонность к лидерству, уровень развития интеллекта.

Спустя 20 лет у психологов уже была обширная база практических исследований. Участившиеся локальные конфликты стали основной причиной появления новой, самостоятельной профессии — военный психолог. Поскольку эта специальность требует углубленного понимания особенностей военной деятельности, им требуется специализированная подготовка. Поэтому проще подготовить армейского психолога из бывшего служащего, обеспечив ему возможность для переквалификации.

Профессиональный отбор кандидатов из числа офицеров

Профессиональный отбор кандидатов из числа офицеров проводится в период с 15 по 30 мая года приема и включает:

а) определение соответствия кандидатов вышеперечисленным требованиям;

б) определение годности кандидатов к поступлению в университет по состоянию здоровья;

в) вступительные испытания, состоящие из:

  • оценки уровня профессиональной подготовленности кандидатов в объеме должностных обязанностей по результатам выполнения и защиты комплексного тактического (тактико-специального) задания;
  • оценки физической подготовленности кандидатов.

Приемная комиссия Военного университета состоит из следующих подкомиссий:

  • военно-врачебная;
  • по оценке уровня физической подготовленности;
  • по определению уровня профессиональной подготовленности.

Результаты профессионального отбора сообщаются кандидатам из числа офицеров не позднее одного дня после проведения соответствующих  мероприятий.

Вступительные испытания в Военный университет оцениваются по 100-балльной шкале. Оценка уровня профессиональной подготовленности включает в себя теоретическую и практическую части комплексного тактического (тактико-специального) задания, каждая из которых оценивается по 100-балльной шкале.

Профессиональный отбор кандидатов из числа офицеров других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, при поступлении в университет может проводиться приемными комиссиями этих федеральных органов исполнительной власти, а также по их ходатайствам приемной комиссией Военного университета.

В случае проведения профессионального отбора кандидатов из числа офицеров приемными комиссиями федеральных органов исполнительной власти его результаты (списки офицеров, отобранных на конкурсной основе для обучения) до 20 мая года приема на обучение доводятся до приемной комиссии Военного университета для включения в проект приказа Министра обороны Российской Федерации по личному составу о зачислении отобранных офицеров в военно-учебные заведения.

На кандидатов из числа офицеров других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, поступающих в Военный университет, в полном объеме распространяются требования к кандидатам из числа офицеров Вооруженных Сил, установленные законодательством Российской Федерации.

Долгосрочные психологические последствия

Психика людей, перестроенная под потребности войны, оказывается неприспособленной к мирной обстановке, к стандартным ценностям общества, к оценке мирными гражданами пережитого участником военных действий. Уветеранов войны часто проявляются навязчивые воспоминания, ночные кошмары, агрессивность, ненависть к бывшему противнику, что указывает на посттравматическое стрессовое расстройство. Мощными факторамипсихической травматизации являются ранения, особенно вызвавшие инвалидность.

Примерно у 25 % американских ветеранов войны во Вьетнаме отмечалось развитие неблагоприятных личностных изменений после полученной психотравмы. В литературе распространены сведения, что к началу 1990-х гг. около 100 000 ветеранов этой войны покончили жизнь самоубийством (данная цифра оспаривается некоторыми авторами как чрезвычайно завышенная), 40 000 вели замкнутый, почти аутичный, образ жизни. Среди раненых и инвалидов войны доля тех, у кого проявлялось посттравматическое стрессовое расстройство, превышала 42 %, тогда как среди физически здоровых ветеранов войны их было 10 — 20 %.

По данным на ноябрь 1989 года, 3 700 советских ветеранов Афганской войны находились в заключении, количество разводов и острых семейных конфликтов составляло в семьях «афганцев» 75 %; более двух третей ветеранов не были удовлетворены работой и часто меняли её из-за возникающих конфликтов, 90 %студентов-«афганцев» имели академическую задолженность или плохую успеваемость, 60 % страдали от алкоголизма и наркомании.

Психологической реабилитации ветеранов боевых действий способствуют:

  • Их достойная встреча при возвращении домой
  • Публичное признание социальной значимости их участия в боевых действиях
  • Признание их нового, более высокого социального статуса
  • Понимание специфических ценностей боевого братства, особенностей психических реакций и поведения ветеранов
  • Вовлечение ветеранов в активную общественную работу
  • Создание условий для поддержания благоприятной психологической атмосферы в семье
  • Раннее выявление, быстрое и позитивное разрешение межличностных конфликтов с участием ветеранов
  • Постепенное «стирание» социальной стратификации по критерию участия в боевых действиях
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector